Роль транспортной логистики в развитии экономики



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………….………………………………..

Глава 1…………………………….…….…………………………..………………………….

1.1 Роль транспортной логистики в развитии экономики…………………………………..

1.2 Тенденции развития отрасли автоперевозок проблемы………………………………...

1.3 Транспортные расходы……………………………………………………………………

1.4 Деятельность транспортно-экспедиторских компаний…………………………………

1.5 Основные виды транспортировки грузов, выбор способа транспортировки, транспортных средств и перевозчика………………………………………………………...

1.6 Правовые основы…………………………………………………………………………..

Глава 2………………………………………………………………………………………….

2.1Анализ литературы, посвященной транспортным затратам……………………………

2.2 Калькулятор цены на перевозку…………………………………………………………..

2.3 Характеристика предприятия……………………………………………………………..

2.4 Описание бизнес-процессов………………………………………………………………

2.5 Методология……………………………………………………………………………….

Глава 3………………………………………………………………………………………….

3.1 SWOT-анализ……………………………………………………………………………...

3.2 PESTLE Analysis…………………………………………………………………………...

3.3 Porters's 5 Forces Analysis………………………………………………………………….

3.4 Porters's 4 Corners Analysis………………………………………………………………...

3.5Оценкаинтерфейса3.6 Алгоритм внедрения калькулятора цен на предприятии………………………………..

3.7 Формула калькулятора…………………………………………………………………….

3.8 Расчет экономической эффективности…………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….

3

7

7

11

18

24

29

34

40

40

47

50

56

59

63

63

68

72

76

81

83

87

91

97

99

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время транспорт играет важную роль не только в развитии человечества в целом, но также и в сфере бизнеса. Транспортная логистика тем или иным образом представлена в деятельности любой компании, т.к. у предприятий существует необходимость взаимодействовать с внешней средой. В данном случае целью логистики является перемещение грузов в пространстве по наиболее оптимальному маршруту и соответствующей условиям перевозки цене. Автомобильный транспорт характеризуется низкими тарифами перевозок, а также высокой мобильностью данного типа транспортных средств, т.к. инфраструктура позволяет добираться практически до любой точки, а также осуществлять транспортировку от двери до двери. Эти факторы являются основополагающими причинами, чтобы при определенных рыночных условиях.

Также автомобильному транспорту присущ высокий уровень неопределенности ввиду быстрых изменений в условиях рынка и способности автомобильного транспорта соответствовать данным изменениям. ОтсутствиеIT-технологий, созданных для оптимизации работы транспортных копаний, порождает активное развитие в данной сфере. С точки зрения клиента поиск перевозчика требует большого количества времени, что может оказаться неэффективным в случае, если решение о выборе будет принято неправильно. В связи с этим необходимо систематизировать факторы, влияющие на выбор перевозчика. [55] Внедрение калькулятора цен на сайте транспортно-экспедиторской компании может повлиять на количество продаж, улучшить позицию компании на рынке, а также помочь как клиенту при оценке деятельности компании, так и автоматизировать некоторые бизнес-процессы в самой компании.

Рассматриваемая в данной работе компания развивается в сфере транспортно-экспедиторского обслуживания. Основной бизнес-процесс Компании связан с установлением цены за перевозку для клиента и наемного транспорта, а также поиск перевозчика для транспортировки. Несмотря на стабильную ситуацию на рынке транспортно-экспедиторских услуг, цена за перевозку на один маршрут может быть разной в зависимости от условий конкретной перевозки, транспортируемого груза, а также внешних условий рынка. Данная проблема влияет как на заказчиков перевозки, так и на фокусную Компанию ввиду разной получаемой прибыли от перевозок, нестабильного положения Компании на рынке, а также высокого уровня транспортных издержек, уплачиваемых клиентом.

Внедрение калькулятора цен на сайт является решением данной проблемы для Компании, поэтому необходимо провести мониторинг рынка транспортно-экспедиторских услуг, а также составить универсальную формулу расчета цены транспортировки. Этого можно достичь с помощью интервьюирования топ-менеджмента Компании, анализа рынка перевозчиков и положения Компании на рынке в текущее время, создания плана работы по внедрению калькулятора на сайт для расчета примерной стоимости данного проекта, описания формулы и зависимостей факторов, влияющих на цену перевозки, а также расчет экономической эффективности внедрения на основе модели работы. Данные подходы позволят выявить цели Копании, виденье своего положения на рынке и отношения к тенденциям его развития. Также изучение компонентов цены на перевозку и установление их влияния на цену позволит выявить основные принципы составления цены в различных регионах на территории России.

Целью данного исследования является описание процесса создания и внедрения калькулятора стоимости, а также оценка результатов такого проекта и его влияние на деятельность и экономические показатели Компании. Таким образом, итогом работы должен предстать ответ на вопрос: «Какова экономическая эффективность внедрения калькулятора цен на деятельность компании?»

Для того, чтобы ответить на представленный выше вопрос необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Провести анализ литературы, посвященной транспортной логистике и проблемам в данной сфере;
  2. Проанализировать рынок логистических посредников, а также оценить позицию компании на рынке;
  3. Проинтервьюировать топ-менеджмент Компании и оценить ее цели и виденье;
  4. Проанализировать существующие практики внедрения калькулятора цен на сайт;
  5. Описать процесс внедрения калькулятора с точки зрения влияния факторов, влияющих на перевозку, а также план внедрения;
  6. Оценить результаты внедрения с точки зрения экономической эффективности.

Таким образом, объектом исследования является фокусная Компания, в то время как предметом исследования является внедрение калькулятора цен на автомобильном транспорте.

Данный проект проводится в рамках деятельности фокусной Компании, название которой будет скрыто ввиду конфиденциальности. Рынок перевозчиков будет проанализирован среди компаний, зарегистрированных на интернет-платформеATI и имеющих информацию о своей деятельности на это сайте. Дальнейшие исследования могут быть проведены в рамках количеством и качеством собранной информации.

Научная новизна данной работы обусловлена первым исследованием в области оценки экономической эффективности внедрения такого типа инструмента для оптимизации бизнес-процесса транспортно-экспедиторской компании. Исследование будет состоять из двух частей, которые являются техническим и экономическим аспектами, где последний связан с процессом разработки калькулятора и экономической эффективностью его использования. В данном случае представленное исследование может быть полезны для компаний, которые не используют данное средство расчета цены на транспортировку, т.к. в работе будут освящены основные преимущества и недостатки данного проекта.

Логистическим посредником является юридическое или физическое лицо, предоставляющее комплекс логистических услуг.

Транспортировка – это процесс в цепи поставок, связанный с перемещением продуктов транспортным средством, состоящий из операций и функций логистики, включающий экспедирование, упаковку, передачу прав собственности, страхование рисков и таможенные процедуры. [7,c.302]

Экспедирование грузов –  это «отдельная операция или группа операций, непосредственно направленных на удовлетворение конкретной потребности клиента в транспортной экспедиции и существующий характер необходимой технологической, экономической, информационной и правовой поддержки» [52, c.4]

Данная работа будет разделена на 3 главы. Первая часть освещает основные тенденции развития в сфере транспортно-экспедиторского обслуживания, проблемы в данной области, теоретические основы, связанные с правовым регулированием деятельности, а также с выбором перевозчика. Вторая глава связана с методологией данного исследования, где представлены как уже имеющиеся практики внедрения калькулятора цен, так и методы, необходимые для дальнейшего исследования в рамках освещаемого вопроса. Третья глава содержит информацию о Компании, описание ее бизнес-процессов, а также анализ рынка, описание внедрения калькулятора на сайт и оценка его эффективности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

1.1 Роль транспортной логистики в развитии экономики

Транспортная отрасль, играющая важную роль при развитии экономики, не может обходиться без логистической составляющей. Транспортная логистика является важным элементом развития на международном, национальном и региональном уровнях при перемещении материальных и нематериальных товаров. [40] Более того, развитие транспортной логистики играет стимулирующую роль при повышении конкурентоспособности отдельно взятых предприятий и отраслей в целом [10].

Ученые разграничивают 3 области, охватываемые транспортной логистикой. Среди них[10]:

В российских реалиях транспорт нередко считается вспомогательной отраслью, причем сложившийся в стране характер экономики во многом определяет данное утверждение. Развитие экономики должно соответствовать развитию транспортной системы в стране. Наличие автомобильных и железных дорог является важным основанием для концентрации и развития отечественного производства, соответственно, улучшение транспортной инфраструктуры должно способствовать интенсивному развитию торговли и стимулированию повышения конкурентоспособности регионов. Данное развитие должно происходить прямо пропорционально развитию роста экономики, в то время как существует большое количество примеров отсутствия экономического роста. [47]

Проанализировав состояние транспортного комплекса Российской Федерации, были выявлены следующие недостатки, которые требуют логистического подхода для усовершенствования [35]:

  1. Логистические стратегии функционирования транспортного комплекса проработаны на посредственном уровне;
  2. Качество комплексного логистического сервиса не отвечает мировым стандартам;
  3. Уровень развития инфраструктуры транспорта и информационных систем в процессе транспортировки является недостаточным;
  4. Единая инновационная и инвестиционная политика отсутствует;
  5. Системы документооборота и таможенных процедур являются сложными, влекущими большое количество ошибок и времени на оформление;
  6. Уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса достаточно низкий, что мешает прозрачности сделки;
  7. Интересы партнеров при осуществлении транспортировки зачастую расходятся, из-за чего возникают потери;
  8. Единая нормативно-правовая база в области логистики применительно к транспортному комплексу отсутствует;
  9. Современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности недостаточно для обеспечения эффективной деятельности.

Развитие транспортной системы страны позволяет делать вывод о доступности ее регионов и ресурсов, а также производственных мощностей и планировать экономическую деятельность. Важно, что влияние государства на развитие транспортной системы должно осуществляться посредством инвестирования в инфраструктуру, развития общественного транспорта и управления транспортными потоками. [35]

Таким образом, влияние транспорта на экономический рост оценивается по следующим показателям [35]:

В России роль транспортной логистики для экономики определяется взаимодействием следующих факторов [3,c.220]:

В соответствии с вышесказанным, должны быть усовершенствованы следующие элементы транспортной системы [10]:

Касаемо автотранспортного сервиса, необходимо отметить, что развитие данной отрасли будет способствовать защите долгосрочных интересов страны на международном рынке. Для этого необходимо выделить следующие направления[31]:

1.2 Тенденции развития отрасли автоперевозок, проблемы

В настоящее время в условиях развития транспортной логистики значительную роль играет автомобильный транспорт. Отличительными чертами автомобильного транспорта являются его высокая мобильность, сохранность груза, скорость перевозок, ритмичность и относительно низкие тарифы, а также высокий уровень неопределенности ввиду быстрых изменений в отрасли как законодательного, как и технологического характера. [41]

В 2015 году автомобильный транспорт составлял 3,6% от общего распределения внешнеторгового грузопотока, как показано на Рисунке ниже.

Рисунок 1 – Распределение внешнеторгового грузопотока по видам транспорта [66]

В исследованиях развития автомобильного транспорта отмечаются следующие тенденции [31]:

Роль автомобильного транспорта возрастает с каждым годом, однако причина его развития в транспортной системе страны состоит не столько в трудностях при перевозке железнодорожным транспортом, сколько в расширении сегмента рынка перевозок на автотранспорте. Важным фактором также стало повышение качества строительства автодорог и необходимость создания логистических систем ввиду возросших требований к скорости доставки грузов в ходе развития бизнеса. В развитых странах высокие темпы роста международных автотранспортных перевозок обусловлены изменением номенклатуры грузов, ростом доли специализированного подвижного состава, сооружением сети дорог высокого качества. [41]

К факторам развития мировой транспортной системы можно отнести инновационные и информационные технологии, использование которых катализирует разработку и увеличение пропускной способности транспортных путей, рост скорости передвижения, повышение безопасности и увеличение грузоподъемности. [38]

Международные автомобильные перевозки грузов являются одним из наиболее динамичных и рыночно ориентированных секторов экономики, на 2012 год в стране функционировало 7,5 тыс. автотранспортных компаний, общий парк подвижного состава которых составлял свыше 55 тыс. автомобилей и численность рабочих мест - 200 тыс. Международные автомобильные перевозки привносят в доходную часть бюджета Российской Федерации около 8 млрд. руб. ежегодно. Общий объем международных автомобильных перевозок российских грузов в 2012 году составил по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков 33,5 млн тонн, что на 34% больше, чем в 2005 году и на 14% больше, чем в 2008 году. [44] При этом логистические фирмы контролируют около 60 % перевозок магистральными видами транспорта и до 75 % международных перевозок. [38]

Толчком для развития международных перевозок может стать подключение автотранспорта при интермодальных перевозках к морскому и железнодорожному транспорту, например, на транзитных маршрутах через Китай в Пакистан, Индию, Японию, Корею. Однако в некоторых странах действуют ограничения глубины въезда российского автотранспорта на территорию страны, введены запреты транзитного проезда, запреты въезда на территорию страны через пограничные пункты других государств. Представленные ограничения препятствуют развитию транзитных перевозок. [41]

Анализируя международную ситуацию на рынке транспортно-логистических услуг, многие ученые приходят к выводу, что Россия является важным игроком в Балтийском регионе, где многие страны изъявляют желание сотрудничать друг с другом, отдавая некоторые бизнес-процессы на аутсорсинг и т.д. [53] Также отмечается, что наиболее транспортируемыми грузами в ближайшем будущем могут стать газ и нефть, требующие особых условий транспортировки, в то же время в связи с быстро изменяющейся обстановкой как в политической, так и технологической сферах, область логистика и транспорта должна быть гибкой и способной подстраиваться под внешние условия. [49]

Доля логистических издержек в России в ВВП доходит до 19%, в то время как на западе этот показатель около 7-11%, при этом доля транспортных услуг составляет 80-85%, что говорит о плохом развитии складского, экспедиторского и контрактного секторов логистического рынка. [59]

В 2015 году объем мирового рынка транспортно-логистических услуг сократился на 3,8 %, до 4,1 млрд USD. Замедление темпов роста мировой торговли привело к снижению доходов от международных грузоперевозок. Во втором полугодии 2016 года произошла частичная адаптация к новым рыночным условиям, повысилась устойчивость национальных валют.

Важнейшей тенденцией на рынке транспортно-логистических услуг следует отметить повышение спроса на комплексные логистические решения со стороны предприятий, что связано передачей на аутсорсинг складских и управленческих услуг. При этом отмечается сокращение доли транспортно-экспедиторских услуг в совокупном объеме рынка ТЛУ. [66]

Последние 2-3 года начала стираться грань между транспортной компанией, транспортно-экспедиторской компанией и 3PL-оператором. Появление на логистическом рынке услуг типа 4PL также оказалось востребованным, хотя в не таком объёме как на Западе. [59]

На основании анализа рынка особенностями транспортно-экспедиционных услуг в России являются [28]:

В 2015-2016 гг. в структуре рынка ТЛУ произошли изменения, которые связаны с увеличением доли сегмента транспортных услуг, куда входит перевалка и обработка грузов в портах и аэропортах. Важно отметить, что рост данного сегмента происходил за счет увеличения тарифов при снижении грузовой базы. Сократилась также доля услуг с добавленной стоимостью, в том числе экспедирование и комплексные логистические услуги.[66]

Рисунок 2 – Прогноз до 2019 г. [66]

Для того чтобы обеспечить конкуренцию на рынке, компании необходимо [59]:

  1. Обеспечить надёжность перевозки, сокращая риски для клиента, и стабильное качество своих услуг.
  2. Минимальная цена в настоящее время не является ключевым фактором для выбора перевозчика, критерий «цена/качество» должен стать одним из основных.
  3. Предоставить клиенту максимально широкий спектр услуг, а также стремиться привлечению клиентов к аутсорсингу.
  4. Сделать из клиента партнёра, создавая интегрированную цепь поставок.
  5. Наладить с конкурентами партнёрские отношения.
  6. Максимально автоматизировать бизнес-процессы, для удобства и быстроты клиента в получении услуг, а также отслеживания в режиме реального времени.

На сегодняшний день в отрасли автомобильных перевозок существует большое количество проблем, которые требуют решений для повышения качества автотранспортных услуг. В первую очередь основные средства инфраструктурных объектов подвержены высокому уровню износа, что составляет угрозу для возникновения аварийных ситуаций и снижения качества логистических услуг. [41] Отмечается, что российская транспортная инфраструктура требует значительных вложений ввиду отсутствия модернизации, соответствующей европейским странам. В данном случае важно, что перспектива развития российского рынка с точки зрения международного сообщения во многом зависит от транспортной инфраструктуры и возможности доставить товар с высокой степенью надежности. [48] Также были проведены исследования и выявлены зависимости между развитием инфраструктуры и законодательством Российской Федерации. Данное исследование выявило, что транспортный налог мог бы стать рычагом управления в данной сфере, его необходимость объясняется возможностью улучшения состояния дорожной сети и снижения уровня выброса топлива. Однако настоящая система налогов не влияет на решение людей при выборе автомобиля, поэтому такая реформация необходима. [27]

Одной из наиболее очевидных проблем в отрасли транспортной логистики является экология и практически полное отсутствие методов для снижения уровня загрязнения окружающей среды. По данным 2017 года сектор транспортной логистики потребляет более чем 50% нефтяной продукции, что дает толчок к поиску альтернативного вида топлива. Более того, уровень развития инфраструктуры определяет скорость перехода к другим видам топлива, что еще раз доказывает необходимость модернизации российской инфраструктуры и вложения средств в ее развитие. [50]

В условиях современного развития России решение задач транспортной логистики осложняется тем, что более 80% объема транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт, в то время как в мировой системе доставки товаров 60% сделок производится с помощью морского транспорта. Для России характерны резкая неравномерность перевозок вследствие концентрации в направлении удовлетворения спроса нескольких сырьевых отраслей. Например, доля черных металлов составляет 25% в общем объеме перевозок и 36,6% в доходах железнодорожного транспорта страны. В целом во внешнеторговом обороте России преобладает экспорт (около 70%), оборотcо странами СНГ составляет 85% всего экспорта и около 80% всего импорта страны. [41]

Касательно деятельности посредников в транспортной логистике, существуют некоторые проблемы, относящиеся к доверию компаниям 3PL-логистики и надежности перевозчиков. Отмечается, что одной из предпосылок к таким проблемам является непрозрачность перевозчиков, а также их неспособность предоставить транспортное средство в нужный срок, что ведет к денежным потерям. [54] Также многие ученые отмечают, что процесс поиска посредника для перевозки груза занимает большое количество времени, что может быть неэффективным ввиду возможности принять неверное решение. Данная проблема возникает из-за неправильно указанной информации, ее недостоверности, расставления неверных приоритетов при выборе компании, а также непрозрачности информации о деятельности компаний. [55]

Ежегодно Россия импортирует транспортные услуги иностранных перевозчиков на сумму 520 млн. долл., при этом создаются льготные условия для их деятельности и не защищаются интересы отечественных перевозчиков. При перевозке грузов иностранным подвижным составом транспортная составляющая (фрахт в размере 20%) полностью уходит за рубеж, и на эту долю дорожает российская продукция.

Российские международные перевозчики выполняют только половину своих перевозок по дорогам России, при этом платят в бюджет России дорожные сборы со всей выручки, и сборы за проезд по дорогам зарубежных стран, что приводит к двойному налогообложению. Россия ежегодно получает с отечественных перевозчиков за пользование автодорогами около 11 млн. долл., еще 12 млн. с них получают иностранные государства за проезд по их территориям. Важно отметить, что повышается конкурентоспособность стран, которые везут грузы из Европы в Россию. Доля перевозчиков третьих стран в общем объеме международных автомобильных перевозок значительна -23%, 49% из них составляют белорусские перевозчики. Незащищенность российского автотранспортного рынка приводит к ущемлениям прав со стороны других стран. [41]

1.3 Транспортные расходы

На сегодняшний день транспортировка включает в себя такие процессы, как перемещение продукции наиболее подходящим транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок, перевалку груза с одного вида транспорта на другой, экспедирование, упаковку, грузопереработку, страхование рисков, передачу прав собственности на груз, таможенные процедуры и т.п. [35] Транспортная составляющая – это отношение стоимости доставки товара до потребителя к общей стоимости партии товара. [12]

Транспортные затраты являются частью транспортно-заготовительных расходов, то есть дополнительными затратами, возникающими в продолжение процесса производства в сфере обращения. Данный вид затрат, как правило, состоит из следующих статей[60]:

Как правило, транспортные затраты составляют ключевой фактор при выборе вида транспорта и способа транспортировки. Также достаточно весомым критерием является время доставки товара. [7, с.307] Важно отметить, что данный показатель играет особенно важную роль в изменении относительных цен между транспортными компаниями и определении двусторонних различий в торговле. [51]

Наряду с понятием транспортных затрат возникает также понятие себестоимости перевозок, т.е. выраженной в денежной форме величины эксплуатационных расходов транспортного предприятия, рассчитанных в среднем на единицу продукции. [60]

Транспортные затраты являются важным фактором при взаимосвязи совокупных затрат и эффекта масштаба в пределах одного производства или географической близости нескольких заводов. Это можно проследить исходя из следующей логики. Так как предложение и спрос взаимосвязаны, количество проданной продукции должно соответствовать количеству выпускаемой. Чтобы была возможность реализации товара, необходимо расширять клиентскую базу, в том числе привлекая отдаленных клиентов. Большие расстояния приводят к большим транспортным затратам на единицу проданной продукции. Важно отметить, что на прирост затрат в себестоимости влияет следующий ряд факторов [60]: