АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГРУЗИИ, И ЕЕ ПРИМЕНИМОСТЬ В АРМЕНИИ



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Коррупция одна из наиболее обсуждаемых тем в научной литературе. Данный феномен является актуальной мировой проблемой и привлекает особое внимание общественности и научного сообщества. Коррупция представляет собой большую угрозу международной безопасности и стабильности. Она ограничивает свободную работу экономики, права, снижает престиж страны и создает напряженность внутри государства, приводя к различным экономическим и политическим последствиям.

В разное время, в различных странах борьба с коррупцией велась по-своему. Однако чтобы найти эффективные методы борьбы с коррупцией,  необходимо в первую очередь выявить причины, которые привели к ее появлению и распространению. Анализ причин возникновения коррупции привел теоретиков к тому, что данный феномен возникает в связи с экономическими, политическими, культурными и психологическими проблемами в государстве и среди общества. Однако в общественных науках фактор культурного наследия часто мистифицируется, или же вовсе игнорируется во многих концепциях противодействия коррупции —Идеология особого пути в России и Германии / Ред. Паин Э.А. М.; 2010.

Исследовательская проблемаданной работы состоит в изучении ограничений, которые накладываются на государственное управление культурным и историческим наследием и тем самым влияют на уровень коррупции. Изучение проблемы культурной обусловленности коррупции необходимо провести среди стран с похожей ментальностью и историческим прошлым, каковыми являются страны постсоветского пространства. Армения и Грузия представляют хороший пример для сравнительного анализа и имеют перспективу для достойных внимания выводов.

Несмотря на то, что до начала двухтысячных годов Армения показывала более низкий уровень коррупции чем Грузия, тем не менее сегодняшняя коррупционная ситуация в этой стране оставляет желать лучшего. Грузия же в свою очередь стала примером для всего мира по борьбе с коррупцией. На коррупционную ситуацию сильно повлияли изменения, которые произошли в массовом сознании общества и выбранный элитами путь развития.

В рамках работы будет проверена следующаягипотеза:

Армения, обладая лучшими социокультурными предпосылками, чем Грузия не смогла реализовать их в условиях независимого развития и характеризуется худшей динамикой коррупции. Грузия же сумела преодолеть неблагоприятное культурное наследие в виде низкого правосознания, низкой социальной ответственности и высокой терпимости к коррупции за счет модернизации «сверху» - государственных усилий по ограничению условий коррупциогенности.

Основной цельюданной работы является проведение сравнительного анализа коррупции в Армении и Грузии и определение применимости Грузинских методов борьбы с коррупцией в Армении.

Объектомисследования выступают Армения и Грузия,  апредметомкультурный фактор коррупции и государственное управление в этих странах.

Для достижения цели были поставлены следующиезадачи:

  1. Изучить теоретико-методологические основы коррупции с точки зрения культурологического подхода
  2. Провести сравнительный анализ коррупции в Армении и Грузии
  3. Выявить, охарактеризовать и проанализировать методы борьбы с коррупцией в Грузии
  4. На основе Грузинского опыта, проанализировать применимость грузинских реформ в Армении.

Научная новизнаданной работы заключается в попытке проанализировать пути развития коррупции через призму сравнительного анализа двух соседних стран бывшего Советского Союза, учитывая при этом культурные нормы в отношении к коррупции и государственное управление в этих странах. В свою очередь,практическая значимость обусловлена анализом применимости Грузинских методов борьбы с коррупцией в Армении и рекомендациями по улучшению государственного управления.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ

1.1 Понятие и виды коррупции

Данная глава посвящена теоретическому обоснованию понятия «коррупция», а также определению видов коррупции на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы.

Важной задачей для понимания такого феномена как коррупция, является ее правильная трактовка. В научной литературе не существует универсального определения данного явления, что связано с многообразием подходов, используемых при анализе коррупции. Коррупция охватывает множество сфер социума, поэтому рассмотрение данной проблемы только через призму одной сферы является неэффективным, и возникает необходимость комплексного подхода к ее изучению.

С понятием “коррупция” часто связывают такие явления как взяточничество, непотизм (т.е. трудоустройство родственников), казнокрадство (т.е. бюджетные хищения, растраты со стороны чиновников), уклонения от налогов, монополия и т.п. Определение коррупции через такой перечень криминализируемых коррупционных деяний можно увидеть в «Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года» —Официальный сайт ООН // Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года /URL:  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml. На данный момент это наиболее основательный международно-правовой документ, регулирующий вопросы противодействия коррупции.

Термин «коррупция» имеет латинское происхождение и означает подкуп, порча, превратность мнений, расстройство. Определение «corrumpere» в римском праве понималось, как портить, фальсифицировать, подкупать и означало в целом противоправное действие соответствующего лица (магистрата) —Климова М.В., Понятие коррупции // Актуальные проблемы российского права, №3, 2009, С. 433 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-korruptsii. Поэтому основная суть коррупции лежит в социально-психологических свойствах личности или общества в целом.

В литературе выделяются несколько подходов для определения коррупции.

Согласно социологическому подходу, коррупция является социальной болезнью, заражающей все общество. Великий просветитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли сравнивал коррупцию с чахоткой. Когда коррупция только начинает распространяться, от него можно избавиться, но ее трудно выявить. А если коррупция уже вошла во все сферы жизни, то ее легко распознать, но найти способ борьбы с ней могут только мудрые правители —Синюкова Т.Н., Понятие и подходы к содержанию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России – 2015. –  №1 (29) –  С. 334  /URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-podhody-k-soderzhaniyu-korruptsii. Таким образом, коррупция представляет собой яркий пример социальной дисфункции.

Ярким представителем такого подхода является К. Фридрих. По его мнению«Коррупция – это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные цели преследуются за публичный счет» —Климова М.В., Понятие коррупции // Актуальные проблемы российского права, №3, 2009, С. 435 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-korruptsii.Помимо денежного вознаграждения, личная выгода может быть обусловлена продвижением по карьерной лестнице, как самого коррупционера, так и членов его поддерживающих. По мнению Фридриха, коррупция негативно влияет и на государственных чиновников, и на властные институты —Ардельянова Я.А., Теоретико-методологические подходы к понятию «коррупция» // Идеи и идеалы – 2013. – Т. 2, № 3(17). – С. 87 / URL: http://www.sibran.ru/upload/iblock/5e6/5e6380641baa18f60a4ba87b129f7610.pdf.

Другими представителями традиционного, социологического подхода являются американские ученые Дж. Най и М. Джонсон. Дж. Най также рассматривает коррупцию как отклонение от общих норм, акцентируя внимание на влиянии материальных и статусных целей на девиантное поведение чиновников. В свою очередь, М. Джонсом дает следующее определение коррупции:«Коррупция – это поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностным лицам имеющимися правилами, и обусловлено желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающее ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций» —Климова М.В., Понятие коррупции // Актуальные проблемы российского права, №3, 2009, С. 437 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-korruptsii.

Следующий подход, используемый при анализе коррупции – экономический подход. С. Роуз-Аккерман указывает на то, что коррупция сама по себе явление, которое зависит от экономического развития страны. По ее мнению, уровень коррупции зависит не столько от плохого государственного управления, сколько от излишнего вмешательства государства в экономическую сферу страны —Бутков А.В., Ильин И.В., О некоторых теоретических подходах к феномену коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – №1 (29). – С. 18 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-teoreticheskih-podhodah-k-fenomenu-korruptsii.  Роуз-Аккерман трактует коррупцию как«разновидность экономического поведения в условиях риска, обусловленного совершением преступления и возможным наказанием за него» —Синюкова Т.Н., Понятие и подходы к содержанию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России – 2015. –  №1 (29) –  С. 335  / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-podhody-k-soderzhaniyu-korruptsii.

Сторонники экономического подхода придерживаются того мнения, что для искоренения коррупции, необходимо создание преград для сращивания власти и бизнеса.

Следующий подход к феномену коррупции – юридический.  Данный подход определяет коррупцию как«общественно опасное противоправное явление, характеризующееся подкупом – продажностью должностных лиц при корыстном использовании ими своих должностных полномочий» —Там же. Таким образом, юридический подход анализирует коррупцию как правонарушение со стороны вышестоящих должностных лиц, и как преступление против государства и общества.

В литературе выделяется еще один немаловажный подход – политический. Такой подход подразумевает, что должностные лица, используя свое положение, пытаются всеми силами удержать власть в обществе. То есть здесь коррупция рассматривается как способ борьбы за власть. Одним из сторонников данного подхода является французский ученый М. Дюверже. Он отмечает, что часто во время выборов власти прибегают к коррупционным практикам, чтобы удержать свое положение в государстве —Синюкова Т.Н., Понятие и подходы к содержанию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России – 2015. –  №1 (29) –  С. 335  / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-podhody-k-soderzhaniyu-korruptsii.

Выделяются также психологический, культурологический и институциональный подходы.

В рамках психологического подхода, коррупция рассматривается как явление, которое проявляется, когда личность наделена специфическими психологическими характеристиками, способствующими ее коррупционному поведению. В этом контексте, О. Ванновская предлагает понятие«коррупциогенная личность»,подразумевая под этим определенный тип личности, который обладает«высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью» —Ванновская О.В., Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – С.325 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-korruptsionnogo-povedeniya. То есть, коррупция исходно психологическая проблема.

Коррупциогенная личность рассматривается также в социальном и культурно-историческом контексте. Многие ученые объясняют коррупцию, как культурный феномен, уходящий корнями в традицию, национальные черты и ментальность народа. Такой анализ дает более полную картину для рассмотрения причин проявления коррупции в той или иной стране.

Кроме всего перечисленного, коррупция рассматривается в рамках институционального подхода. При анализе данного подхода выделяются два вида коррупции: бытовая (мелкая) и крупная.

Крупная коррупция проявляется при реализации широкомасштабных государственных программ, таких как постройка дорог, больниц, добыча стратегических ресурсов и т.п. В свою очередь, бытовая коррупция имеет место, когда отдельное физическое или юридическое лицо дает взятку отдельному чиновнику. Возникновение обоих видов коррупции связано в первую очередь со слабой работой институтов, в частности института прав собственности —Козлов О.С., Эмпирический анализ определяющих факторов и взаимосвязи крупной и бытовой коррупции: роль институтов // Журнал институциональных исследований – 2012. – Том 4, №2. – С. 12-14 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskiy-analiz-opredelyayuschih-faktorov-i-vzaimosvyazi-krupnoy-i-bytovoy-korruptsii-rol-institutov.

О. Козлов в своем исследовании о роли институтов, говорит о том, что часто институты сами дают почву для развития коррупции. Это связано, прежде всего, с формальными правилами и неформальными ограничениями, которые включают в себя институты. К неформальным ограничениям относятся нормы поведения, достигнутые соглашения и т.д. То есть,«институты – это “правила игры”, принятые в обществе» —Тамже,стр. 13.

Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к определению феномена коррупции. Следует отметить, что каждый из этих подходов имеет свой вклад для понимания и анализа причин возникновения коррупции и развития методов борьбы с ней.

1.2 Культурологический подход к изучению коррупции: коррупция на постсоветском пространстве

В предыдущем параграфе были рассмотрены различные подходы к определению коррупции. Мы увидели, что коррупция – это незаконные действия, отклонения от общих норм, с целью получения личных выгод за счет общественных благ. Такое определение указывает на то, что коррупция тесно связана с обществом, в котором оно зарождается.

С точки зрения культурологического подхода, коррупция должна рассматриваться как явление, тесно связанного с культурой, обычаями и ценностями народа. Представители такого подхода определяют коррупцию как дисфункцию в культуре народа, сопровождающейся установкой конфликтов ценностей, и безразличием большей части общества к социальным проблемам.

В научной литературе проведено сравнительно не много исследований, объясняющих феномен коррупции с точки зрения культурных переменных, что связано в первую очередь со сложностью определения культуры в эмпирических исследованиях.

Культурологический подход классифицирует страны в основные «культурные районы», согласно которым, принадлежность страны к той или иной культуре определяется, прежде всего, географическими кластерами. В своем исследовании, Палдам выделяет 6 культурных районов, включающих в себя страны с похожей ментальностью (см. табл. 1) —Paldam, M., The Cross-Country Pattern of Corruption: Economics, Culture and Seesaw Dynamic // European Journal of Political Economy. – 2002. – Vol. 18. – P. 224..  Кроме того, Палдам связывает уровень коррупции с уровнем демократии и экономического развития, что также вытекает из культурных особенностей нации. Согласно результатам исследований, проведенных Палдамом, высокий уровень коррупции характерен для стран с низким уровнем дохода, и наоборот низок в странах с высокими доходами —Там же.

Таблица 1.

Культурные группы по Палдаму

Название группы

Страны

1. Западноевропейский тип

Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Исландии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты.

2. Латиноамериканский тип

Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла.

3. Посткоммунистические страны

Албания,Армения, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония,Грузия, Венгрия, Казахстан, Кыргызская Республика, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Словацкая Республика, Словения, Украина, Узбекистан, Югославия

4. Африканские страны южнее Сахары

Ботсвана, Камерун, Гана, Кот - д'Ивуар, Кения, Малави, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сенегал, Южная Африка, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве

5. Восточные страны китайского типа

Китай, Гонконг, Индонезия, Япония, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань a , Таиланд, Вьетнам

6. Другие страны

Бангладеш, Египет, Греция, Израиль, Индия, Ямайка, Иордания, Маврикий, Монголия, Марокко, Пакистан, Португалия, Испания, Тунис, Турция

Как можно увидеть из таблицы, Армения и Грузия входят в одну культурную группу: постсоветские страны.

Разделение стран по культурным кластерам дается также в совместном исследовании Всемирного Банка и Европейского Банка по обзору деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS). Полученные данные исследования дают интересный обзор о том, каким образом уровень доходов на душу населения и историческое наследство влияют на формирование модели коррупции. При анализе моделей и уровня коррупции важно делать традиционную группировку стран по подрайонам. С помощью кластерного анализа было выявлено, как группируются страны независимо от их общей истории и иным традиционным показателям. В результате исследования были получены кластеры в соответствии с иерархией, насколько схоже они выглядят, согласно анализируемым данным (см. Приложение 1). Ключевым показателем при таком подходе стало расстояние между каждой парой стран. Те страны, которые находятся ближе всех друг к другу, отмечаются как группа. По данному исследованию Армения и Грузия, вместе с Молдовой вошли в одну группу. На схеме показаны основные сферы, где уровень коррупции наиболее высокий. Так, в этих странах случаи взяточничества наиболее часты при лицензировании, предпринимательской деятельности, в правовой среде и в налоговой сфере —Джеймс Х. Андерсон Шерил В. Грэй, Борьба с коррупцией в переходный период: кто добивается успехов и почему? // Всемирный Банк – 2006. –  №3. – С.81-84. / URL: http://ecsocman.hse.ru/data/114/115/1231/Korruptsiya_dokl_MBRR_2006.pdf.

Проблема коррупции на постсоветском пространстве особенно остро проявилась в переходный период. Если в начале 90х годов о коррупции почти не упоминалось, то в следующее десятилетие проблема коррупции была призвана основной проблемой, препятствующей развитию стран в данном регионе. Все страны, вышедшие из состава СССР, столкнулись с проблемой «тройного перехода»: (1)переход от советской власти к демократии, (2) от плановой экономики к рынку и частной собственности, (3) от большой страны к независимому государству —Григорьев Л., Кондратьев С., Салихов М., Трудный выход из трансформационного кризиса (случай Грузии) // Вопросы экономики. – 2008. – № 10. – С.77. / URL: https://fief.ru/img/files/Georgia_Voprosy_Economiki_10_2008.pdf.

Основной темой данной дипломной работы является тот факт, что после распада СССР, некоторые страны, в частности Грузия, значительно сократили уровень коррупции за счет реализации серьезных программ и реформ, а некоторые страны как, например, Армения, наоборот ухудшили показатели, несмотря на более высокие культурные нормы по сравнению с Грузией.

Различия между бывшими советскими республиками проявляются не только в характере сложившейся рыночной экономики и развитии демократии, но и, прежде всего, в типах экономических ресурсов и способностью населения адаптироваться к переменам. В переходный период особенно важным вопросом стал выбранный элитами курс реформ и одновременно решение национальных проблем и проблем благосостояния. При этом после распада СССР, коррупция стала неизбежным наследием для всех постсоветских стран. Главной причиной данного явления стала продажность чиновников и крупные институциональные изменения, в условиях которой старые «правила игры» во многом отменяются, в то время как новые «правила» не соблюдаются всеми агентами.

В современных исследованиях выделяются несколько видов коррупции: административная или бытовая коррупция, деловая коррупция, которая связана с «пленением» или захватом государства и политическая коррупция —Башанкаев С.Д., Антикоррупционная политика в странах СНГ // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН – 2015. – №1 – С.167. /URL:https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-stranah-sng.

Административная, или, как ее также принято называть, бытовая коррупция является наиболее распространённой формой коррупции на постсоветском пространстве. Такая коррупция предполагает, что «отдельный проситель (в лице граждан или мелкого бизнеса) дает эпизодическую взятку отдельному, как правило, мелкому чиновнику (представителю власти)» —Козлов О.С., Эмпирический анализ определяющих факторов и взаимосвязи крупной и бытовой коррупции: роль институтов // Журнал институциональных исследований – 2012. – Том 4, №2. – С. 12. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskiy-analiz-opredelyayuschih-faktorov-i-vzaimosvyazi-krupnoy-i-bytovoy-korruptsii-rol-institutov. В странах СССР такое взаимоотношение между гражданами и чиновниками сложилось в последние четверть века. Давать взятки учителям, полицейским, судьям, врачам и различным чиновникам, которые отвечают за бюрократические процедуры, стало для общества чуть ли не нормой. В таких условиях люди перестают воспринимать законы всерьез, что несет за собой значительные социальные потрясения. Таким образом, коррупция проникает в культуру общества, и гражданам становится легче давать взятку, чем проходить бюрократическую цепочку —Башанкаев С.Д., Антикоррупционная политика в странах СНГ // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН – 2015. – №1 – С.168. /URL:https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-stranah-sng.

Различные исследования показывают, что в странах бывшего СССР коррупция наиболее распространена в сферах таможенной службы, в земельной сфере и там, где необходимо получение лицензий или специальных разрешений. Кроме того, наиболее часто случаи коррупции встречаются при государственных закупках, когда при закупке тендеров создаются бесконкурентные условия с подставными участниками, и за определенную сумму чиновники дают преференции «своим» организациям, фирмам и т.д. —Башанкаев С.Д., Антикоррупционная политика в странах СНГ // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН – 2015. – №1 – С.169-170. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-stranah-sng

Другим широко распространенным явлением в странах постсоветского пространства является «захват государства» (state capture) и «захват бизнеса».

В переходный период в ряде стран СНГ начинает формироваться крупный бизнес, принадлежащий олигархам, пользующимся особой поддержкой государства. «Захват государства» стал осуществляться олигархическим бизнесом, который, кроме того, начинает устанавливать теневой контроль над принятием властных решений путем лоббирования тех или  иных решений, установления коррупционного контроля над политиками и партиями и т.п. —Там же

Далее, начала распространяться стратегия по «захвату бизнеса». В отсутствии механизмов, создающих условия для политической конкуренции и демократического контроля,  укрепление государства происходит с помощью создания предпосылок для «захвата бизнеса» чиновниками. Это означает, что власть стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом для получения административной ренты (взятки).

Организованная преступность стала неизбежным наследием Советского Союза. Такие формирования являются основным субъектом подкупа должностных лиц и тех, кто имеет политическое влияние и обладает авторитетом и возможностями.  Для организованной преступности коррупция является средством приобретения сверхдоходов и власти, для их преумножения и сохранения – отмечает А.И. Долгова —Магомедов А.А., Наумов Ю.Г., Коррупция и организованная преступность: проблемы и соотношения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал – 2008. – №4. – С.16. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-i-organizovannaya-prestupnost-problemy-i-sootnosheniya. В случае коррумпированности государственных служащих, государственный аппарат практически утрачивается и не служит гражданам, а служит интересам тех, кто его подкупает. Можно сказать, что коррупция и организованная преступность тесно взаимосвязаны, поскольку коррупция представляет собой элемент механизмов выживания и развития организованной преступности.

Таким образом, переход к рыночной экономике и к радикальным изменениям в политической системе создали условия и возможности для контроля денежных потоков и бизнеса. В таких условиях развилась тесная связь между чиновниками и нарождающимся бизнесом, которые подкупали чиновников взятками, в результате чего получали личные выгоды. Для государственного аппарата коррумпированная структура стала предпочтительней, чем долгий путь решения вопросов законодательства и изменения нормативно-правовой базы.

1.3 Методология исследования

Учитывая сложность объекта и предмета исследования, для написания данной работы требуется применение различных методов как качественных, так и количественных. В качестве основного метода исследования используется историко-культурный анализ и кейсовый метод, а количественные методы включают анализ статистических данных, опросов общественного мнения, интервью с бывшими и нынешними государственными должностными лицами в различных источниках СМИ.

Для анализа были выбраны две соседние постсоветские государства: Армения и Грузия. Данный выбор был сделан, основываясь на исторических, культурных и геополитических сходствах этих стран. Обе эти страны, когда-то принадлежавшие бывшему «социалистическому блоку», сегодня находятся на стадии перехода от авторитарного режима к демократии. После распада СССР эти страны столкнулись с более или менее одинаковыми проблемами, как политическими, так и экономическими, но каждая пошла по своему пути. На сегодняшний день ни Армению, ни Грузию нельзя назвать полностью демократической страной, пока эти страны являются полуавторитарными. В таких условиях важной задачей является вопрос устранения коррупции в этих странах.

После «Революции роз» в Грузии начинается новая эра со сдвигом в сторону запада, сопровождающийся реформами во всех сферах жизни. Еще в 2003 году в Индексе восприятия коррупции Грузия занимала 127 место, сегодня же она занимает 47 место. В Армении же в свою очередь наблюдается рост криминала, вседозволенность чиновников, низкий уровень жизни населения и высокий уровень коррупции. В сравнении с Грузией, в 2003 году в ИВК Армения занимала 78 место, а сегодня 107.

Суть данного исследования заключается в выявлении коррупционных особенностей в Армении и Грузии, определении их зависимости от историко-культурных факторов, и рассмотрении применимости Грузинских методов в Армении. Для этого важно выявить, какие факторы повлияли на победу с коррупцией в Грузии, и что помешало Армении, которая не только не смогла победить коррупцию, но и данный феномен настолько распространился во всех сферах жизни, что стал представлять реальную угрозу для государства, общественного благосостояния и морали армянской нации.

Для того чтобы суметь найти причины, повлиявшие на уровень коррупции в этих странах, необходимо точно, объективно и научно – обоснованно оценить – какие психологические факторы способствовали развитию и распространению данного недуга, какого отношение общественности к данному феномену и какие методы борьбы используются для устранения этой проблемы.

Для последовательного описания используемых методов сбора и анализа данных, начнем с описания количественных методов.

Основной целью данной работы является проведение сравнительного анализа. Для этого необходимо проанализировать статистические данные, показывающие уровень коррупции в той или иной стране. В качестве основных индикаторов используются такие показатели какCPI,CCI,IEF и ВВП. Однако важно заметить, что статистика не всегда показывает точные данные, по причине искажения реальной  ситуации и низкой репрезентативности.

Для оценки коррупции в стране важно также проанализировать общественное мнение и мнение экспертов. Основное ограничение данного анализа является то, что люди не всегда честно высказывают свое мнение, и часто опросы проводятся под давлением. В то же время, часто в СМИ и оценке экспертов можно заметить искажение реальности и тем самым создание иллюзии, что проблем как таковых нет.

Важным методом в данной работе является историко-культурный анализ. Основываясь на публикациях и официальных источниках по теме коррупции в данных странах, предполагается провести анализ культурных и исторических специфик развития коррупции в Армении и Грузии. Данный метод поможет понять специфику проблемы в этих странах с учетом их культурных особенностей (устоявшихся норм по отношению к праву).

Другой важной задачей в данной работе является формирование рекомендаций по совершенствованию методов борьбы с коррупцией в Армении. Для этого используется кейсовый метод. В качестве примера выступает метод «шоковой терапии» в Грузии.  Проведенный сравнительный анализ специфики коррупции в анализируемых странах позволит рассмотреть применимость грузинских методов в Армении и выявить условия, при которых данный метод даст положительные результаты.

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРУПЦИИ В АРМЕНИИ И ГРУЗИИ

Советское наследие системной коррупции не пощадило постсоветскую Армению и Грузию.  Итоги «Европейского социального исследования» (ESS), проведенного в 24 странах (2004–2005 гг.) показали, что граждане всех бывших социалистических стран очень сходны между собой и в то же время кардинально отличаются от других европейцев, и прежде всего в том, что проявляют наименьшую готовность уважать законы и, что наиболее примечательно, проявляют наибольшую склонность оправдать возможность их нарушения» —Паин Э., Общество без традиций перед вызовами современности // Россия в глобальной политике – 2008. – №3. – С.8-26..

МатериалыTransparency