Особенности государственного регулирования экономики в современных условиях



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

За последние несколько десятилетий значительно возросла регулирующая роль государства в самых различных областях экономической деятельности, как-то: в производстве, занятости, производительности труда, уровне цен, распределении ресурсов, сборе налогов и правительственных расходах. Между деятельностью частного и государственного секторов в экономике существует различие, но есть и общие черты, которые дополняют друг друга в решении общенациональных, социальных, политических, экономических задач страны.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

Дело в том, что в каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования. Поскольку они не привлекают к себе бизнес, жаждущий только прибыли, но необходимы для общества, государство вынуждено вмешиваться в эти процессы.

Кроме того, экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.

Тема курсовой работы очень актуальна, поскольку в современных условиях реализация государством экономических функций является составной частью процесса воспроизводства. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность, значение экономической политики государства, ее проблемы и пути совершенствования.

Задачи курсовой работы:

- определить сущность, типы, модели государственного регулирования экономики, основные подходы;

- изучить основные направления государственной экономической политики;

- рассмотреть особенности реализации государственной экономической политики в  современных  российских условиях;

- определить перспективы и основные направления совершенствования государственной экономической политики.

Объектом исследования являются особенности формирования экономической политики государства. Предметом исследования выступает экономическая политика Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

1.1.Сущность, типы, модели государственного регулирования экономики. Основные подходы

Понятие «государственное регулирование экономики» было привнесено в науку благодаря ученым-экономистам, которые отделили экономическую теорию от экономической политики (Л.Смит, Дж. Милль, К.-Х. Pay, Дж.М. Кейнс и др.).

Современный экономический словарь приводит два основных определения понятия «государственное регулирование экономики» —Большой экономический словарь / Под ред.А.Н.Азримяна. – М.: Институт новой экономики, 2016. 310с.:

1. Государственное регулирование экономики – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

2. Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей.

Поддерживая точку зрения Л.Г. Ходова —Ходов Л.Г. основы государственной экономической политики. – М., 2016. 276с. сформулируем определение государственного регулирования экономики следующим образом:

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Более коротко можно сказать, что ГРЭ – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие. —Жеребин В.М. Экономическая политика и интересы большинства населения // Вопросы статистики. - 2014. - N 11. - С.22-32.

Государственное регулирование - это вмешательство государства в экономику с целью общей координации экономического процесса и стабилизации развития экономики в соответствии с выработанными ориентирами.

При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать: сущность и специфику каждого метода; структурную соподчиненность различных методов регулирования; непротиворечивость взаимодействия и т.д. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов государственного регулирования экономики:

1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями хозяйственных результатов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать: административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного управления экономической сферой – методы прямого воздействия со стороны государственных органов на различные социально-экономические процессы.

Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.

Правовые методы государственного регулирования экономической сферой построены на регламентации взаимодействия различных субъектов экономических отношений: —Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. 542с.

- организации с организацией;

- организации со своими работниками;

- организации с органами государственной власти и государственного управления.

В качестве инструмента правовых методов регулирования экономической сферы государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное, финансовое, трудовое, уголовное, а также подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

б) средства денежно-кредитной политики;

в) прогнозирование, планирование и программирование экономики;

г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы управляемых объектов с помощью экономических рычагов создавать механизм их ориентации на наиболее эффективную деятельность по возможности без непосредственного вмешательства административных органов, но в установленных ими рамках (Приложение 1). —Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учеб.пособие. - Киров: «АСА», 2015. 780с.

Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнисианская и институционально-социальная.

Классическая модель, (Приложение 2), предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, (Приложение 3), предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель, (Приложение 4), предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей. —Жеребин В.М. Экономическая политика и интересы большинства населения // Вопросы статистики. - 2014. - N 11. - С.22-32.

Подходы к государственному регулированию национальной экономики были различными на каждом из этапов развития человечества.

В XVI -XVIII вв. доминирующее положение занимал меркантилизм – подход, исходящий из признания насущной необходимости государственного регулирования для обеспечения развития национальной экономики. В XIX в. в связи с развитием экономики хозяйствующие субъекты рассматривали его как существенное препятствие в своей деятельности, поэтому была принята политика снижения вмешательства государства в экономику. Ее сменил кейнсианский подход, основанный на необходимости совмещения государственного регулирования и принципов свободного рынка.

Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом по причине сложности и неоднозначности его объекта. Оно состоит из взаимосвязанных между собой определенных целей, задач, методов и механизмов, которые и составляют институт государственного регулирования экономики.

1.2.Основные направления государственной экономической политики

К основным направлениям государственного регулирования относятся:

- сохранение конкурентных преимуществ экономики страны;

- активизация частного бизнеса;

- расширение внешнеэкономических преимуществ национальной экономики;

- деятельность государства в социальной сфере;

- воздействие государства на отдельные объекты.

Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание конкурентоспособности – ключевой элемент в числе национальных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях:  товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

На сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии «нижнего пути» конкурентоспособности. При этом такая стратегия выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого порядка» (человеческий капитал, инновационный потенциал), а в силу отсутствия на протяжении многих лет продуманной и адекватной государственной стратегии в этом направлении. Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям. —Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика // Экономист. - 2016. - N 12. - С.16-20.

Особой сферой предпринимательства и объектом регулирования и поддержки со стороны государства является малый и средний бизнес.

Малое и среднее предпринимательство представляет собой составную и неотъемлемую часть рыночного и социального механизма смешанной экономики, без которого она не может эффективно функционировать и развиваться.

Создавая и укрепляя средний класс, малый бизнес обеспечивает расширение поля конкуренции и экономически препятствует монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций;  выполняет пионерную функцию в реализации новых технологий, товаров и услуг;  выполняет стабилизирующую роль социально-политической жизни общества, расширяя слой собственников-предпринимателей и обеспечивая благоприятные возможности для социальной стабильности. Поэтому для того, чтобы малые и средние предприятия могли успешно решать эти задачи, государство должно содействовать повышению их конкурентоспособности на рынках путем формирования благоприятных условий финансирования, информационного обеспечения, введения научно-технических новшеств, подготовки персонала, выхода на мировой рынок.

В числе современных тенденций развития рынка следует отметить активизацию сотрудничества государства и частного бизнеса с целью реализации инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики, транспорта и коммунального хозяйства.

Актуальность исследования государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется возросшей в условиях мирового финансового кризиса потребностью реального сектора российской экономики в государственной поддержке, необходимостью поиска эффективной альтернативы приватизации объектов государственной собственности и создания дополнительного стимула для привлечения инвестиций в экономику региона.

В настоящее время разрабатываются и внедряются новые инструменты ГЧП, например, инфраструктурные облигации. Они позволяют концессионерам, частным партнерам по концессионным соглашениям привлекать денежные средства на фондовом рынке. Мировая практика свидетельствует о том, что большую часть вложений в инфраструктурные облигации осуществляют институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании и т.п.). Период обращения инфраструктурных облигаций привязан к сроку строительства или реконструкции объекта и периоду его эксплуатации (обычно 15 - 25 лет).

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики России необходимо чётко и ясно определить её основные принципы, на которых базируются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место во внешнеэкономической политике занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности – оно должно отвечать общенациональным интересам.Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика // Экономист. - 2016. - N 12. - С.16-20.

Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф. Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.).

Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов:  прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.

Прямое субсидирование экспорта – это наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценовой конкурентоспособности их товаров. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. В настоящее время оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Косвенное субсидирование экспортёров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство выдаёт специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортёрам. Косвенным субсидированием принято считать налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетическими и др.), а также передачу экспортёрам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и высоким ценам.

Достаточно действенным является и другой вид поддержки экспортёров – их непосредственное кредитование. Кредитование экспортёров может быть внутренним и внешним. —Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учеб.пособие. - Киров: «АСА», 2015. 780с.

Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте.

Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам. Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы – поставщика экспортной продукции.

Важным направлением во внешнеэкономической деятельности государства является привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны. Основным условием привлечения иностранных инвесторов является то, что наша страна готова стать крупным реципиентом иностранного капитала.

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. Государство должно руководствоваться следующим принципом:  поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин:  экономических – мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки - задача государства.

Таким образом, в процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.

Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики. На современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных черт.

Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

2.Особенности государственного регулирования экономики в современных условиях

2.1.Особенности реализации государственной экономической политики в  современных  российских условиях

На фоне ситуации в развитом мире Россия с формальной, макроэкономической точки зрения выглядит стабильной (Приложение 5). Экономика растет, хотя и снижающимся темпом, дефицит бюджета незначительный, уровень государственного долга низкий, занятость высокая, инфляция находится под контролем. Однако тенденция развития страны уже не может не вызывать тревогу.

Налицо два обстоятельства, знаменующих качественное изменение общей обстановки по сравнению с той, в которой российская экономика развивалась на протяжении предшествующих 12 лет.

Первое – это быстрое торможение экономического роста, который в 2017 году оказался ниже среднемирового (1,3% ВВП в России против почти 3% в мире). Это беспрецедентное положение для последних 12 лет, если не считать 2009 г. Но тогда глубокий спад был результатом внешнего шока, носил краткосрочный характер и был быстро купирован достаточно эффективными действиями правительства. Алтунян А.Г. Экономическая политика в России: уроки кризиса и перспективы развития // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 46. - С.15-20.

Сейчас ситуация иная. Глобальная экономика выходит из кризиса, темпы ее роста повышаются, а обстановка в России оказывается противоположной по отношению к глобальному тренду. Конечно, можно приводить примеры других стран БРИКС, в которых экономический рост тоже замедляется, однако этот пример не выглядит убедительным ни с экономической, ни с политической точек зрения. Вопрос об экономическом росте стал в 2017 г. главным в дискуссии об экономической политике, и ниже рассмотрим его более подробно.

Второй серьезной проблемой стало нарастание бюджетной напряженности. Традицией российского бюджетного процесса начиная с 1999 г. было превышение фактически полученных доходов над запланированными в годовом бюджете. Это было результатом более быстрого роста цен на нефть и более высокой инфляции по сравнению с параметрами, закладывавшимися в Законе о бюджете. Оппозиция постоянно обвиняла правительство в некачественном бюджетном планировании, однако все понимали, что такой подход создает дополнительный резерв стабильности, позволяя за счет сверхдоходов решать не только экономические, но и социально-политические проблемы. Теперь  этого  резерва  нет.  Цена  на  нефть, оставаясь на исключительно высоком уровне, перестала расти, а в реальном выражении будет, вероятно, даже снижаться.

Инфляция, хотя и оказывается пока несколько выше прогнозной, все более приближается к бюджетным ориентирам, а с полноценным введением инфляционного таргетирования этот источник дополнительных номинальных доходов и вовсе может сойти на нет. На этом фоне в экономике России наблюдался ряд тенденций, важных с точки зрения среднесрочных перспектив развития страны.

Проблема модернизации. Производительность труда растет медленно, показателем чего является и высокий уровень занятости. Между тем структурный кризис – это время, когда модернизационные сдвиги должны существенно активизироваться. Сухарев О.С. Структурная политика в экономике России: условия формирования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - N 3. - С.2-8.

Сопоставление с отраслевой структурой докризисного 2008 г. наглядно демонстрирует эти проблемы (Приложение 6). По сравнению с предкризисным периодом 2008 г. прирост промышленного производства в 2017 г. составил 5,7%. Это превышение достигнуто за счет роста добычи полезных ископаемых, химического производства и продуктов переработки химического производства, производства транспортных средств и продуктов питания. Большинство обрабатывающих отраслей так и не достигли уровня 2008 г. Более того, производства продукции инвестиционного спроса по итогам 2017 г. находятся еще дальше от достижения предкризисных объемов выпуска, чем в 2016 г.

Фактором, определяющим такой вектор развития российской промышленности, является динамика внутреннего спроса на ее продукцию. Производства продукции инвестиционного спроса активно восстанавливали выпуск на протяжении I квартала 2014 г. – II квартала 2016 г., темпы прироста их выпуска были тогда двузначными. Это происходило при ускорявшемся восстановлении инвестиционной активности в экономике России: инвестиции в основной капитал в этот период росли средними темпами около 10% в годовом выражении. Однако начиная с III квартала 2016 г. произошло торможение инвестиционных программ, сопровождающееся падением выпуска производств инвестиционного спроса. Важно, что для большинства этих производств сокращение выпуска началось до их выхода на предкризисные объемы выпуска. В 2017 г. выпуск машин и оборудования был ниже предкризисного уровня на 22%, электрооборудования – на 11%, строительных материалов – на 8%.

Занятость держится на высоком уровне. Безработица остается низкой и после некоторого повышения в I квартале 2017 г. (5,8% экономически активного населения) по итогам года она составила 5,6%. Для посткоммунистической истории России это исключительно низкий уровень (хотя абсолютный минимум в 5,1% был зафиксирован в октябре 2016 г.), равно как и по сравнению с ведущими экономиками мира. Среди других важных параметров следует выделить: рост зарплат в бюджетном секторе и продолжающийся опережающий рост доходов по отношению к производительности труда; повышение поступления доходов от НДФЛ при снижении поступлений от налога на прибыль и НДС, рост поступлений в Пенсионный фонд и иные социальные внебюджетные фонды.

Поведение рынка труда остается неизменным в течение последних 20 лет. Работодатели не хотят сокращать занятость в условиях кризиса. Правда, сейчас наблюдается и новое явление: сохранение занятости при торможении темпов экономического роста сопровождается ростом зарплат. Это можно объяснить повышением зарплаты в социальных секторах (в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2016 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»), а также продолжением снижения численности занятых в трудоспособном возрасте, что усиливает давление вверх на рынок труда (по занятости и по зарплате). Сухарев О.С. Структурная политика в экономике России: условия формирования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - N 3. - С.2-8.

Социальная мягкость и финансовое напряжение. Важной характеристикой 2017 г. является рост доли зарплаты при сокращении доли прибыли в ВВП. Система становится более социально ориентированной, но и менее инвестиционно привлекательной. Это отражается и в структуре налогов, для которой характерен рост поступлений НДФЛ при сокращении сборов налогов на прибыль и НДС.

На протяжении 2017 г. рост российской экономики продолжал в основном быть детерминированным факторами потребительского спроса,  который  поддерживался ростом зарплат и потребительского кредитования. Рост зарплаты устойчиво превышает темпы роста ВВП и производительности труда (Приложение 7). При увеличении ВВП в 2017 г. всего на 1,3% прирост реальных располагаемых доходов составил порядка 3,3%, заработной платы – 5,2%, а объем кредитов физическим лицам увеличился на 28%. В результате оборот розничной торговли увеличился на 3,9%, объем платных услуг населению – на 2,1%.

Правда, за 2017 год темпы роста розничного товарооборота снизились, хотя и превышали рост ВВП, что, в свою очередь, было обусловлено снижением темпов роста располагаемых доходов населения и розничного кредитования. В Приложении 8 видны периоды, когда потребление в заметной степени стимулировалось банковским кредитованием, а когда – ростом зарплаты.

Доля оплаты труда наемных работников превысила 50% ВВП, что не только усиливает потребительский уклон экономики, но и может свидетельствовать о приближении кризиса. При превышении этой доли 50%-го рубежа в России в 1997–1998 и 2007–2008 гг. начинался кризис: или девальвировалась валюта, или сокращался объем производства, или и то, и другое вместе.

Рост зарплат в бюджетном секторе стал важным фактором социальной и экономической политики 2017 г. За последнее время произошло существенное повышение выплат военнослужащим всех силовых структур, федеральным гражданским служащим, а в минувшем году началась реализация Указа Президента РФ о повышении зарплат работникам сферы образования и здравоохранения. Таким образом, власть стремится  повысить  привлекательность  отраслей  развития  человеческого  капитала,  на практике  реализовав  их  приоритетную  роль  в  социально-экономической  политике страны. Вместе с тем предполагается, что рост оплаты труда здесь будет сопровождаться глубокой институциональной трансформацией соответствующих секторов, привлечением в них высококвалифицированных специалистов.

Региональные финансы находятся в более сложном положении. Здесь налицо существенное сокращение доходов при невозможности быстрого и адекватного снижения объема расходов, что обусловливает наращивание субнациональных заимствований.

По данным Федерального казначейства, за 2017 г. снижение общей суммы доходов консолидированных  бюджетов  субъектов  РФ  составило 0,9% ВВП  по  сравнению с 2016 г. При этом налоговые доходы сократились на 3,4%, а трансферты из федерального бюджета – на 12,4%. Общее снижение налоговых доходов обусловлено динамикой налога на прибыль, поступления которого упали за рассматриваемый период на 18,4%.

Сокращение общего объема налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, могло бы быть больше, если бы не рост поступлений по другим налогам, прежде всего по НДФЛ почти на 4,0%.

Впрочем, расходы консолидированных региональных бюджетов снизились за 2017 г.  лишь на 0,4% ВВП. В результате сокращения доходов при стремлении поддерживать на определенном уровне расходы субнациональные власти были вынуждены наращивать объемы заимствований: региональный долг (без учета муниципальных бюджетов) за 2017 г. по всем субъектам РФ вырос более чем на 10% в номинальном выражении. На конец 2017 г. совокупный региональный долг составил около 2,5% ВВП, или 22,8% суммарных  налоговых  и  неналоговых  доходов  субфедеральных  бюджетов.  Однако наблюдается тенденция к устойчивому росту объемов долга, что в отсутствие изменения бюджетной политики может привести к существенному наращиванию долговых обязательств и к приближению к критическим значениям (по некоторым показателям) уже в среднесрочной перспективе.

Уже на протяжении 5 лет наблюдается рост социальных расходов регионов при ослаблении расходов инвестиционного характера: доля расходов на социальную сферу в  общих  расходах  консолидированных  бюджетов  субъектов  выросла  за  период  с 2009 по 2017 г. практически на 10 п.п. и составила в минувшем году порядка 62%. Расходы же на ЖКХ и транспорт (они более всего связаны с инвестициями) снизились примерно до 21%. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 35. Издательство Института Гайдара. – М.: 2018. С.23-32.

Денежная политика остается консервативной, ориентированной на переход к инфляционному таргетированию. На первом плане стоит дезинфляция и только на этой основе, и по мере решения этой задачи– снижение процентных ставок. Вопреки широко распространенной критике консервативного подхода Центрального банка, считаем такой подход оправданным. Не очень хорошая кредитная история отечественной валюты и сохраняющиеся риски высокой инфляции требуют крайней осторожности от денежных властей по наращиванию денежного предложения. Тем более что в условиях снижения темпов роста существенной проблемой может оказаться стагфляция.

Инфляция в 6,5% превышает целевые ориентиры Центробанка и остается главной проблемой денежной политики. По этому параметру Россия радикально отличается от большинства ведущих стран мира (прежде всего от «двадцатки»), для которых более опасным в настоящее время является риск дефляции. Сохранение высокой инфляции связано как с макроэкономическими, так и с институциональными факторами: к первым относится стимулирование спроса домохозяйств, а ко вторым – рост тарифов естественных монополий.

Наконец, в 2017 г. на 7,6% снизился курс рубля, что объясняется не только внутренними, но и внешними факторами. К внутренним относятся торможение российской экономики и предпринимательский климат, стимулирующий вывод капитала из страны. Однако было бы неверным все объяснения сводить лишь к этим факторам. Не менее важен глобальный процесс: наметившееся восстановление экономики США и смягчение кризиса в Европе привели к характерному в такой ситуации «бегству в качество» – к оттоку валюты с развивающихся рынков в развитые. Деньги перетекают в доллар и евро. Это совершенно естественный процесс, хорошо известный в истории рынков последних 50 лет.

Об относительной устойчивости российской денежной системы и адекватности политики российских денежных властей свидетельствует тот факт, что в описанных обстоятельствах курс рубля в 2017 г. снизился гораздо меньше, чем курсы других валют сопоставимых с Россией развивающихся рыночных экономик (Приложение 9).

Существенные изменения произошли в2017 г. в регулировании финансовых рынков.  Центробанк стал единым регулятором, и только время покажет эффективность этой модели. В современных условиях это решение выглядит естественным, так как опирается на глобальный тренд по усилению финансового регулирования. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 35. Издательство Института Гайдара. – М.: 2018. С.23-32.

Наконец, 2017 г. выделяется рядом внешнеполитических продвижений, которые будут иметь определенные последствия для развития экономической ситуации внутри страны. Прежде всего, следует выделить успехи в реализации проектов постсоветской интеграции: формирование Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, которые, по-видимому, расширятся в ближайшее время за счет новых членов.

2.2.Перспективы и основные направления совершенствования государственной экономической политики

Ключевой задачей в настоящее время является выработка экономической политики, которая обеспечила бы устойчивый рост в среднесрочной перспективе темпами, превышающими среднемировые, и сопровождаемый структурной модернизацией. Для этого необходимо сформировать новую модель роста, в основе которой не столько наращивание факторов производства – труда и капитала (здесь мы ограничены и внутренними условиями развития, и внешней конъюнктурой), сколько повышение эффективности их использования, т.е. повышение совокупной факторной производительности.

Следующие направления экономической политики естественным образом вытекают из представленного выше анализа. Они подразделяются на негативные (что надо отменить и чего не стоит делать) и на позитивные (что стоит предпринять).

Первое. Необходимо строго придерживаться консервативной (осторожной) макроэкономической  политики,  включая  сбалансированность  бюджета  и  восстановление «бюджетного правила».  —Зуева Г.С. Законодательное обеспечение государственной региональной экономической политики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 6. - С.45-50.

«Бюджетное правило» должно быть подкреплено расходным маневром, т.е. сокращением  расходов  в  одних  секторах  при  наращивании  их  в  других.  Существующая структура бюджетных расходов нуждается в рационализации и повышении эффективности. Эта задача не решается путем организационных мер– вроде внедрения госпрограмм и замены ими части федеральных целевых программ (ФЦП) и ведомственных целевых программ (ВЦП). Программный характер бюджета является лишь формой, не несущей автоматически нового содержания.

Минфин России в 2017 г. совместно с экспертами начал работу по ревизии и переосмыслению бюджетных расходов. Эта работа должна быть продолжена с акцентом на выделение тех секторов, бюджетные расходы в которых имеют значимый мультипликативный эффект. Однако политически решения по рационализации расходов всегда болезненны, особенно если государство имеет значительные ресурсы и низкий долг.

Не менее важно повысить качество и прозрачность бюджетных процедур. В частности, следует отказаться от необходимости осуществлять все выплаты в календарные сроки (до конца года) или сдавать деньги в бюджет. Эта проблема отчасти начала решаться в связи с финансированием бюджетных учреждений через субсидию. Однако этого механизма нет как раз в той сфере, где труднее всего точно спланировать во времени результаты, – в инвестиционной деятельности.

Наконец, необходимы серьезная реструктуризация и модернизация бюджетной сети.  Эта  задача  не  может  быть  решена  исключительно  путем  введения  нормативно-подушевого финансирования и вымывания неэффективных бюджетных учреждений.

Прежде всего, сами органы исполнительной власти должны принять решения о перспективах конкретных государственных и муниципальных (казенных, бюджетных, автономных) учреждений.

Второе. Следует преодолеть ситуацию, когда вся экономическая политика на практике сводится к бюджетному процессу. Принятие любых решений на федеральном уровне сводится к решению вопроса, где взять деньги на реализацию данного проекта (отрасли, региона, учреждения), а потом, в случае успешной его реализации, к поиску бюджетных средств на закупку того, что было произведено за бюджетные же деньги. Например, выделить средства для развития судостроения, а потом, если на инвестиции что-то будет построено и произведено, нужно будет выделить еще денег для закупки этих судов.

Третье. При выработке принципов и мер экономической политики стоит отказаться от решений, которые ведут к повышению уровня издержек. При всей важности социального развития и зарплат бюджетников игнорирование фактора конкурентоспособности может негативно сказаться на готовности инвесторов размещать здесь свое производство, т.е. инвестировать в Россию.Зуева Г.С. Законодательное обеспечение государственной региональной экономической политики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 6. - С.45-50.

Четвертое. Упорядочить бюджетную ситуацию в регионах, принять меры к ограничению наращивания расходных обязательств и долгов при повышении заинтересованности регионов в собирании налогов. Было бы важно провести широкое обсуждение реальных принципов федерализма, расширить налоговую базу и собираемость налогов, отнесенных к ведению регионов и муниципалитетов, а на этой основе обеспечить условия для развития межрегиональной конкуренции за инвестора и предпринимателя.

Для этого нужны серьезные институциональные шаги. В частности, можно воспользоваться опытом тех штатов в США, которые в середине XIX в. прошли через череду дефолтов. Тогда многими штатами были установлены конституционные запреты на принятие бюджетов с дефицитом. Это означает, что штаты могут заимствовать деньги только на осуществление конкретных проектов, но не на покрытие бюджетного дефицита в целом. Иными словами, долг может быть взят на решение какой-то задачи, но его выплата и обслуживание включаются в бюджет, который при этих условиях должен быть сбалансирован.  —Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика // Экономист. - 2016. - N 12. - С.16-20.

Пятое. Реформа социального государства. В современном постиндустриальном обществе, принципы социального государства,  заложенные на рубеже XIX–XX вв., демонстрируют свою полную неэффективность. Бессмысленно вкладывать большие деньги в сектора социальных услуг до их институциональной модернизации в соответствии с вызовами XXI в.

Постиндустриальное социальное государство будет существенно отличаться от традиционного индустриального, и именно в настоящее время происходит поиск его основополагающих принципов. Уже сейчас можно выделить ряд его характерных черт, к которым относятся: непрерывный и пожизненный характер предоставляемых услуг, когда люди учатся и лечатся на протяжении всей жизни; индивидуализация, т.е. возможность для человека определять собственные образовательные потребности, а также траектории и механизмы поддержания здоровья, выбирая из множества предлагаемых наборов образовательных и медицинских услуг; глобализация предоставления услуг и международная конкуренция за клиентов, когда образовательные и лечебные учреждения конкурируют не с соседними школами и больницами и даже не с соответствующими заведениями в своей стране, но во всем мире; приватизация социальных услуг при возрастании роли частных расходов на развитие человеческого капитала, поскольку частные платежи или соплатежи являются не только естественным, но и прямо неизбежным следствием технологической модернизации этих секторов и роста благосостояния населения; появление новых технологий, радикально изменяющих характер оказываемых этими секторами услуг.

Шестое. Улучшение условий ведения бизнеса при сосредоточении прежде всего на расшивке тех позиций, по которым Россия выглядит хуже всего при анализе предпринимательского климата (например, по рейтингу Doing Business). Это прежде всего касается пяти позиций, по которым страна занимает места в рейтинге ниже 100-го. —Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика // Экономист. - 2016. - N 12. - С.16-20.

К ним относятся:

−  получение разрешений на строительство – самая тяжелая проблема, самое низкое место– 178-е;

−  международная торговля – 157-е;

−  подключение к системе электроснабжения – 117-е;

−  кредитование – 109-е;

−  защита инвесторов– 115-е место. Здесь надо особенно выделить снижение рисков ведения бизнеса, связанных с возможностью  криминализации предпринимательской деятельности, снижения регуляторной нагрузки на бизнес и уменьшения бремени, связанного с правоприменением.

Седьмое. Стимулирование конкуренции является одним из важнейших институциональных приоритетов. Здесь также требуются серьезные институциональные и даже идеологические изменения. Необходимо перенести центр внимания антимонопольных органов на поддержание конкуренции и на недопустимость ее ограничения административными методами вместо борьбы с успешными фирмами, добивающимися высокой доли на рынке благодаря эффективности своей деятельности.

В связи с этим необходимы: существенное сокращение количества расследуемых антимонопольных дел, концентрация внимания на наиболее крупных и экономически значимых; отказ от ориентации антимонопольной политики на индивидуальных предпринимателях, структурах малого и среднего бизнеса, а также на компаниях с небольшой рыночной долей; снижение внимания к контролю за малыми и средними фирмами и большее противодействие монополистическим тенденциям крупных компаний, обладающих административным ресурсом.  —Мау В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2016 года // Вопросы экономики. - 2017. - N 2. - С.4-23.

Восьмое. Реформирование рынка труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы. Необходимо принять меры по повышению гибкости трудового законодательства, которое в настоящее время не отражает реалий постиндустриальной эпохи, прежде всего особенностей производства в условиях доминирования информационных технологий.

Необходимо перейти от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов к гибкому трудовому законодательству и высокой дисциплине участников рынка. Предстоит ввести в законодательство новые формы занятости, которые отражают развитие информационных технологий.

Помимо реформирования трудового законодательства, необходимы меры по поддержке межрегиональной мобильности. Потенциал ее не столь велик: по результатам обследования РАНХиГС, не более 30% населения готовы менять регион проживания в поисках новой работы, а среди них основным трендом является движение с востока страны на запад. Тем не менее, следует стимулировать перемещение занятых в точки экономического роста, что отчасти может компенсировать сокращение численности экономически активного населения. Для активизации внутренней трудовой миграции в краткосрочной перспективе целесообразно осуществление следующих мер: создание единого национального банка данных по трудовым вакансиям; расширение доступа граждан России к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания (прежде всего это касается медицинского страхования); введение уведомительной регистрации при постановке на налоговый учет, обеспечивающей доступ к социальным благам на всей территории страны; развитие доступных в ценовом отношении сегментов рынка арендного и служебного жилья, общежитий для трудовых мигрантов и др. —Мау В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2016 года // Вопросы экономики. - 2017. - N 2. - С.4-23.

Девятое. Наращивание усилий по интеграции российской экономики в международное разделение труда.  Это прежде всего развитие и укрепление ЕврАзЭС, а также настойчивое стремление к единому экономическому пространству с ЕС.

Кроме того, интеграционные факторы должны быть одним из центральных вопросов деятельности денежных властей. У рубля есть хорошие шансы укрепиться на рынке региональных резервных валют, и продвижение в этом направлении должно быть важным критерием при принятии решений в области денежной политики.

С экономической точки зрения суть предлагаемых мер можно определить как политику стимулирования предложения в противовес политике стимулирования спроса.

Разные страны в разное время отдают предпочтение той или иной модели роста. Стимулирование предложения предполагает создание условий, благоприятных для роста производительности отечественного производителя, включая низкую инфляцию и на этой базе низкие процентные ставки, снятие институциональных барьеров для бизнеса, понятные и прозрачные правила игры, предсказуемая и стабильная макроэкономика. В этой ситуации государство берет на себя развитие технической и социальной инфраструктуры, включая эффективные финансовые рынки, гибкий рынок труда, высокое качество человеческого капитала (образование и здравоохранение).

Заключение

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования: административные, экономические и институциональные.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Бюджетно-налоговая политика– совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Денежно-кредитная политика – это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.

Восстановлению роста в 2017 году способствовало улучшение ситуации в мировой экономике, оживляющийся внешний  спрос и рост цен на сырьевые товары российского экспорта, восстановление фондовых индексов и укрепление позиций платежного баланса. Наряду с внешним спросом, положительный вклад вносило восстановление внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского, стимулируемого антикризисными мерами, а также восстановление запасов.

2017 год выявил серьезные проблемы развития России, которые ни в коем случае не должны быть обойдены нашим вниманием. Остановлюсь на некоторых из них.

Проблема первая - это живучесть тенденции продолжения экономического развития России по докризисной модели.

Научно-техническое отставание России стало одним из наиболее негативных проявлений докризисного характера ее развития. Без решительного изменения экономической модели Россия превратится в сырьевой придаток мировых держав, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса, не только «традиционных», но и Китая.

В рамках бюджетной политики очень важна проблема обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости и снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

Таким образом, в современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993.-25 декабря.
  2. Аганбегян А.Г. Инвестиции - основа ускоренного социально-экономического развития России // Деньги и кредит. - 2016. - N 5. - С.10-16.
  3. Алтунян А.Г. Экономическая политика в России: уроки кризиса и перспективы развития // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 46. - С.15-20.
  4. Большой экономический словарь / Под ред.А.Н.Азримяна. – М.: Институт новой экономики, 2016. 310с.
  5. Гринберг Р.С. Общественный интерес и экономическая политика // Вестн. Рос. акад. наук. - 2014. - Т.80, N 7. - С.601-606.
  6. Жеребин В.М. Экономическая политика и интересы большинства населения // Вопросы статистики. - 2014. - N 11. - С.22-32.
  7. Зернова Т. Современной России нужна новая экономическая политика // Инновации. - 2017. - N 11. - С.3-5.
  8. Зуева Г.С. Законодательное обеспечение государственной региональной экономической политики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 6. - С.45-50.
  9. Калманова А.С. Экономическая политика социального государства // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2016. - N 1. - С.149-151.
  10. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2017. 654с.
  11. Косикова Л. Экономическая политика России в постсоветском регионе (ретроанализ, оценка итогов, предложения) // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 2. - С.39-57.
  12. Мау В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2016 года // Вопросы экономики. - 2017. - N 2. - С.4-23.
  13. Официальный сайт Росстата РФ [Электронный ресурс]// Режим доступа:gks.ru
  14. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. 542с.
  15. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 35. Издательство Института Гайдара. – М.: 2018. С.23-32.
  16. Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика // Экономист. - 2016. - N 12. - С.16-20.
  17. Современная экономическая политика России / Г.Е.Алпатов, А.Г.Алтунян, В.В.Иванов, А.Н.Лякин. - М.: Экономика, 2014. - 349с.
  18. Сухарев О.С. Структурная политика в экономике России: условия формирования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - N 3. - С.2-8.
  19. Ходов Л.Г. основы государственной экономической политики. – М., 2016. 276с.
  20. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учеб.пособие. - Киров: «АСА», 2015. 780с.

Приложения

Приложение 1

Методы государственного регулирования экономики

Приложение 2

Классическая модель ГРЭ

Приложение 3

Кейнсианская модель ГРЭ

Приложение 4

Институционально–социальная модель ГРЭ

Обозначения:

СИГ – социальные институты государства, как носители, защитники и выразители традиций, привычек, исторического опыта, международных обязательств, культуры, здравоохранения и т.д.

РБСИФ – регулирование баланса социальных интересов фирм;

РБСДХ – регулирование баланса социальных интересов домохозяйств;

ТУ – товары и услуги;

ЧН – чистые налоги;

ФП – факторы производства;

И – издержки производства;

ДДХ – доходы домохозяйства;

РД – ресурсы домохозяйства;

ПД – продукты домохозяйства;

ДФ – доходы фирм;

РОФ – регулирование отклонений фирм;

РОДХ – регулирование отклонений домохозяйств.

Приложение 5

Основные макроэкономические показатели развития России,

2007–2017 гг.

2007

2008

2009

2014

2015

2016

2017

ВВП, % к аналогичному периоду предыдущего года

8,5

5,2

–7,8

4,5

4,3

3,4

1,3

Промышленность, % к аналогичному периоду предыдущего года

6,8

0,6

–9,3

8,2

4,7

2,6


Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2. Исследование целей и задач государственного регулирования экономики

3. Налоги и налоговая система как инструмент государственного регулирования экономики

4. Совершенствование государственного управления стратегическими изменениями в условиях внешних угроз (на примере прорывных отраслей экономики)

5. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях

6. Финансовый рынок, его характеристика и особенности функционирования в РФ в современных условиях

7. Развитие сельского хозяйства и особенности развития агробизнеса в современных условиях

8. Способы повышения доступности жилья методами государственного регулирования

9. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ

10. Предпринимательство в условиях рыночной экономики