Уголовное законодательство, направленное на защиту прав личности



Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие сведения и историческая справка об уголовном законодательстве Республики Корея 8

1.1. Предпосылки и становление уголовного законодательства до образования Республики Корея 8

1.2. Принятие уголовного кодекса Республики Корея 11

Глава 2. Уголовное законодательство, направленное на защиту прав личности 15

2.1.Конституция Республики Корея 15

2.2.Уголовный кодекс Республики Корея. ……….18

2.3.Закон о наказаниях за незначительные преступления…………………………………………………….19

   Глава 3. Эволюция уголовного законодательства Республики Корея, направленного на защиту прав личности (теоретический аспект) 21

3.1.Конституция 21

3.2.Уголовный кодекс. 27

3.3Закон о наказаниях за незначительные преступления…………………………………………………..39

Глава 4. Эволюция уголовного законодательства Республики Корея, направленного на защиту прав личности (практический аспект) 42

4.1. Уголовный кодекс 42

4.2. Закон о наказаниях за незначительные преступления 48

Заключение 50

Список использованной литературы 53

Приложение 59

ВВЕДЕНИЕ

Республика Корея – динамично развивающееся государство на Корейском полуострове.  Хотя государственность на полуострове зародилась давно, Южная Корея – относительно молодая страна, изучение которой, тем не менее, представляет ничуть не меньший интерес для российских ученых, чем история всего полуострова.

Несмотря на юный возраст, история Республики Корея богата на экономические, социальные и политические потрясения и кризисы, которые влияли на развитие страны. В том числе, к ним относятся и события в Корее в 2016 году, в результате которых произошёл импичмент действующего на тот момент президента Пак Кын Хе, следственные действия над ней и последующий ее арест, а также разбирательства в отношении всех причастных лиц. В стране были проведены досрочные выборы, а также развернута массовая кампания по борьбе с коррупцией в правящих кругах и бизнес секторе.

В 2018 году также наметился прогресс и в межкорейских отношениях, что еще раз наглядно демонстрирует динамичность развития страны. Зачастую все ключевые изменения в политической, социальной сферах также можно проследить и в уголовном законодательстве. Смены правящих режимов и администраций президента оставляли свой след в поправках к Уголовному кодексу (УК), что также помогает составить более полную историческую картину того или иного времени, но необходимо учитывать, что поправки далеко не всегда вносятся своевременно.

Однако, несмотря на то, что корееведение в России существует на профессиональной основе уже достаточно давно, фундаментальных работ по исследованию южнокорейского уголовного права и законодательства, его влияния на жизнь страны пока нет.Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для дальнейшего развития русско-корейских отношений необходимо составить комплексное представление о регионе, которое невозможно без рассмотрения страны с разных перспектив. В эпоху глобализации, с постоянно растущим спросом на взаимные туристические поездки между РК и РФ, с учётом разницы в правовых системах двух стран, изучение корейского уголовного законодательства является необходимой задачей, которая остро стоит перед российским корееведением и правовыми науками.

Помимо специалистов, изучающих Восток и, в частности, Корею, данное исследование может быть полезно для отечественных правотворцев и историков. Несмотря на разницу в правовой системе, существующей в Республике Корея и Российской Федерации, две страны исторически имеют много общего. Оба народа знают на своем опыте, что такое оккупация вражескими силами и жизнь под гнетом, что такое авторитарные режимы и тотальный контроль правительства над населением. В России, как и в Корее, проводились забастовки разных слоев населения, направленные на демократизацию общества, выступления против вмешательства государства в частную жизнь человека. Изучение эволюции корейского законодательства в сфере борьбы с преступлениями против личности с теоретической стороны, рассмотрение практического применения соответствующих статей в судебных процессах, впоследствии может быть использовано для проведения сравнительного анализа ситуации в двух странах. Также возможно, что некоторые статьи могут быть интересны юристам из РК и РФ с целью адаптации их под правовые особенности своего государства.

Рассмотрение эволюции уголовного законодательства в сфере борьбы с преступлениями против личности также может представлять интерес для ученых, изучающих демократические процессы Южной Кореи, их предпосылки и их хронологию. К тому же с развитием Интернета, который плотно вошел в жизнь человечества, и появлением нового феномена «кибер-преступность» стали появляться новые способы обмануть, обокрасть или нанести любой иной моральный и физический вред человеку, преследовать его не только в он-лайн пространстве, но также и за пределами сети в режиме реального времени. Так как Республика Корея является одним из наиболее передовых государств в сфере развития искусственного интеллекта и информационных технологий, в стране также возрастает и роль уголовного законодательства, которое должно обеспечивать всестороннюю защиту личности в любом пространстве, будь то Интернет или реальный мир. Помимо вышеперечисленного актуальность данной работы обуславливается и тем, что ежегодно во всем мире увеличивается число жертв преследователей, которых также называют «сталкерами», и Южная Корея не является исключением. Изучение соответствующих мер, принятых государством теоретически и практически, видится крайне значимым и для более глубокого понимания правовых, культурных и социальных особенностей страны.

Объектом исследования является уголовное законодательство,предметом – правовые нормы в сфере борьбы с преступлениями против личности, отраженные в Конституции и в законах, их применение в правоохранительной деятельности, включая судебные решения.

Целью работы является изучение теоретических аспектов становления и развития уголовного законодательства в сфере борьбы с преступлениями, направленными против личности, а также практическое применение соответствующих статей и законов в судопроизводственной практике, на примере судебных постановлений, вынесенных в разное время.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующиезадачи:

Чтобы выполнить эти задачи и достигнуть основной цели исследования в работе были использованы несколькометодов:

А также функциональный, диалектический, статистический.

Для написания этой работы в большей степени были использованы источники уголовного права в Республике Корея (Уголовный кодекс, Конституция), иные нормативно-правовые акты (Закон о наказаниях за незначительные преступления), а также статьи и исследования южнокорейских ученых.

В работах Чхве Гван Хо «Методология уголовного права Республики Корея после обретения независимости и сразу после Корейской войны» —최관호,「해방 후 한국전쟁 직후까지의 한국형법학의 방법론」, 건국대, 2013, 44쪽 исследуется влияние японской правовой культуры на уголовное право РК.

Ряд южнокорейских ученых: Хо Иль Тхе, Чо Сан Дже и другие, - в своих работах анализировали слабые места уголовного законодательства и предлагали варианты поправок к действующему Уголовному кодексу РК.

Пэ Сан Мин в своей статье «Фактическая отмена смертной казни в Республике Корея» рассматривает негласный мораторий на высшую меру наказания в Южной Корее, причины такого решения, а также отношение населения к этому выбору —Sangmin Bae.  South Korea's De Facto Abolition of the Death Penalty. PacificAffairs,Vol. 82,No. 3 (Fall, 2009), 407-425рр..

Среди российских ученых стоит отдельно выделить доктора юридических наук А.И. Коробеева и кандидата филологических наук В.В. Верхоляка. Именно благодаря этим специалистам в России впервые был переведен и проанализирован УК РК и его издания до 2004 г. включительно.

Также был дан анализ изменений уголовного законодательства РК в статье «Тенденции развития уголовного законодательства Республики Корея» доцентом, кандидатом философских наук Ким Ен Уном (в соавторстве с А.С. Пановой). —Ким Е.У., Панова А.С. Тенденции развития уголовного законодательства Республики Корея. ИДВ РАН.URL:http://www.ifes-ras.ru/publications/online/2278-kim-eu-panova-as-tendenczii-razvitiya-ugolovnogo-zakonodatelstva-respubliki-koreya [Дата обращения: 25.02.18]

Глава 1

Общие сведения и историческая справка об уголовном законодательстве Республики Корея

  1. Предпосылки и становление уголовного законодательства до образования Республики Корея

Основы уголовного законодательства на Корейском полуострове появились еще во времена первого корейского королевства Кочосон «고조선»,известного также как Древний Чосон. В это время появился первый исконно-корейский свод законов под названием «고조선 8조법/Кочосон пхаль чопоб», который на русский язык можно перевести как «Восемь вспомогательных законов Древнего Чосона». С совершенствованием общества и усложнением его структуры, этот закон был создан с целью поддержания общественного порядка. Он состоял из восьми статей, однако до нас дошли только три из них:

  1. За убийство человека назначается смертная казнь.
  2. За нанесение телесных повреждений человеку назначается компенсация обидчиком в виде зерна.
  3. За кражу чужого имущества похититель становится рабом или, если потерпевший простит обидчика, предусмотрен штраф в размере 500000 лян.고조선 8조법. Онлайн энциклопедияnamu.URL:https://namu.wiki/w/8%EC%A1%B0%EB%B2%95#s-2 [Дата обращения: 15.02.2018]

Как можно заметить по первой статье, Древний Чосон уже являлся обществом, в котором высоко чтилась человеческая жизнь и за убийство была предусмотрена высшая мера наказания.  Внимание уделялось также личной неприкосновенности человека и имущественным отношениям между членами сообщества. Во времена Чосона (1392-1910 гг.) несколько конфуцианских ученых предлагали свои версии недостающих статей, однако, из-за недостатка материала подтвердить или опровергнуть эти предположения не представляется возможным.

Во времена трех королевств, в 373 г. правитель королевства Когурё Сосурим-ван обнародовал «Уложение о наказаниях и законах» - “율령/Юллён”, в котором ‘율' обозначало наказания за преступления, а '영’ относилось к регулированию государственного строя.

В последующем влияние на корейские законы, в частности из области уголовного права, оказала китайская династия Тан, которая вVIII в. систематизировала и кодифицировала законы по уголовному праву, которые в корейском языке получили название «당률/Таннюль», что на русский язык можно перевести как Законы династии Тан.Marie Seong-Hak Kim, Law and Custom under the Chosŏn Dynasty and Colonial Korea: A Comparative Perspective. The Journal of Asian Studies, Vol. 66, No. 4 (Nov., 2007),-1075р.

Во времена Чосона основным источником уголовного права выступали «Законы великой династии Мин» (대명률/Тэмённюль). Этот свод законов имел уже характер более близкий уголовному кодексу в его современном понимании.   В первом разделе этого свода законов речь шла о так называемых «Пяти наказаниях», то есть пяти формах наказания за преступления:

Значительно увеличилось число статей, рассматривающих только преступления, совершенные женщинами. Это объяснялось усилением конфуцианства и, соответственно, роли мужчин в целом.

Принятый в дополнение к «Законам великой династии Мин» полный корейский свод законов от династии Корё до династии Чосон «경국대전/Кёнгуктэчжон» состоял из шести статей, и последняя отвечала за уголовное наказание и судебный процесс. —경국대전. Онлайн энциклопедияnamu.URL:https://namu.wiki/w/%EA%B2%BD%EA%B5%AD%EB%8C%80%EC%A0%84 [Дата обращения: 17.02.2018]В частности, основное содержание относительно уголовного наказания было взято из китайского источника, а этот документ адаптировал его к корейским реалиям.

Значительное влияние на корейское уголовное законодательство оказала Япония и период японской оккупации. Когда Корея стала японским протекторатом в 1905 г., Япония, впервые за всю историю государственности на Корейском полуострове, собрала все корейские законы, традиции и привычки. —Marie Seong-Hak Kim, Law and Custom under the Chosŏn Dynasty and Colonial Korea: A Comparative Perspective. The Journal of Asian Studies, Vol. 66, No. 4 (Nov., 2007),-1069с. С 1910 по 1945 гг. Корейский полуостров входил в состав Японской империи в статусе генерал-губернаторства. В этот период Корее не было четкого разделения трех ветвей власти: судебной, исполнительной и законодательной. Вся полнота власти находилась в руках генерал-губернатора, назначаемого японской стороной. Правовую основу составляли японские законы и кодексы, но в случае крайней необходимости и срочности генерал-губернатор мог принять отдельное указание «제령/Черён», которое приобретало статус закона и соответствовало корейским реалиям. —조선총독부기록물. National Archives of Korea. URL: http://theme.archives.go.kr/next/government/viewGovernmentInfo.do?menuId=12[Датаобращения: 18.02.18] Так спустя два года после начала оккупации, 18 марта 1912г. Одиннадцатым постановлением был принят Указ по уголовным делам Чосона «조선형사령/Чосонхёнсарён», который вступил в силу 1 апреля того же года. —조선형사령.The National Law Information Center. URL:http://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EC%A1%B0%EC%84%A0%ED%98%95%EC%82%AC%EB%A0%B9/(00011,19120318)[Дата обращения: 18.02.18] В него входили статьи по уголовному, а также уголовно-процессуальному праву, написанные на основе японского Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Японский УК, который был принят в 1907г., имел в себе основные характеристики романо-германской системы права, но также сохранял и многовековые традиции японского народа. В частности, в нем были крайне размытые и нечеткие формулировки составов преступлений и наказаний, предусмотренных за них, которые позволяли судьям трактовать их на свой лад.

Указ по уголовным делам Чосона оставался основным источником уголовного права на Корейском полуострове в общей сложности сорок один год (на протяжении всего оккупационного периода и еще восемь лет после освобождения Кореи).

  1. Принятие Уголовного кодекса Республики Корея

В 1945 г. закончился период японской оккупации, и Корейский полуостров был освобожден. Северная часть полуострова была занята советскими войсками, которые активно сотрудничали с местными «народными комитетами», а американские расположились на южной его части. —Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Том 2. Двадцатый век.URL:http://historylib.org/historybooks/V-M--Tikhonov--Kan-Mangil_Istoriya-Korei--Tom-2--Dvadtsatyy-vek/21 [Дата обращения: 20.02.2018] Начавшаяся впоследствии Холодная война между СССР и США во многом стала причиной того, что в 1948г. произошло формальное разделение Кореи на два государства: 15 августа была образована Республика Корея, а вслед за ней 9 сентября - Корейская Народная Демократическая Республика.

Несмотря на то, что в РК массово стали отказываться от японских законов, Указ по уголовным делам Чосона все еще оставался единственным правовым актом, регулирующим уголовное и уголовно-процессуальное право. Так как новообразовавшемуся независимому государству было необходимо наладить свое собственное уголовное законодательство, 15 сентября 1948г. указом №4 был создан Комитет по пересмотру кодексов (법전편찬위원회/Попчонпхёнчханвивонхве), в котором был создан отдельный отдел, отвечающий за уголовное право. Спустя год работы в ноябре 1949г. этот орган закончил свою работу над пересмотром Указа и составлением своего варианта проекта Уголовного кодекса и передал его на рассмотрение правительства. 13 апреля 1951г. после внесения правительством ряда поправок в законопроект, он был отправлен на голосование Национальной ассамблеи.조상제,「한국형법개정의역사와전망」,한국비교형사법학회, 2009, 310

Уголовный кодекс Республики Корея был принят 18 сентября 1953г. указом №293 —Закон №293URL:http://www.law.go.kr/법령/형법/(00293,19530918)[Дата обращения: 01.03.18] и вступил в силу 31 октября того же года. Начиная с этого момента, было положено начало собственного уголовного законодательства РК. Также стоит упомянуть, что в этот период произошло разделение уголовного и уголовно-процессуального права на самостоятельные ветви права. Именно поэтому, в отличие от уголовного права, уголовно-процессуальное право РК по большей части основывается на американской прецедентной системе.

Первое издание УК РК было принято в крайне сложный период социальной и политической нестабильности: страна переживала последствия Корейской войны 1950-1953гг., последовавшей за ней социальной, политической и экономической разрухи, общественных волнений. В стране было необходимо навести порядок и укрепить основы государственного строя в максимально короткие сроки. Именно поэтому главной целью Уголовного кодекса была не защита свободы личности и гарантии их гражданских прав,а укрепление государственного строя, создание государственного аппарата и поддержание общественного порядка. В нем повышенное внимание уделялось преступлениям против общества и государства, за которые предусматривались суровые приговоры. —허일태,「제정형법의기본사상과기초이론」, 형사법연구제20호, 2003년, 53면 Как было выяснено в рамках работы над статьей «Тенденции развития уголовного законодательства Республики Корея» к преступлениям против государства относились: «… глава 3 (Преступления против флага), статьи 103 (Невыполнение контракта в военное время), 117 (Невыполнение контракта о поставке предметов первой необходимости  в военное время), статья 118 (Выдача себя за официальное лицо), статья 139 (Препятствование сотрудника полиции прокурору в защите прав человека)». —Ким Е.У., Панова А.С. Тенденции развития уголовного законодательства Республики Корея. ИДВ РАН.URL:http://www.ifes-ras.ru/publications/online/2278-kim-eu-panova-as-tendenczii-razvitiya-ugolovnogo-zakonodatelstva-respubliki-koreya [Дата обращения: 25.02.18]

В частности, в этом издании УК не было предусмотрено никакого наказания за несправедливо вынесенный приговор. Даже если он не был адекватным, в случае, если наказание по нему составляло не больше десяти лет, подсудимый не мог подать на апелляцию. —허일태, … - 83면

Комитет по пересмотру кодексов опубликовал пояснение к принятому Уголовному кодексу РК, в котором говорилось о том, что при составлении кодекса Комитет в основном руководствовался примером немецкого УК 1930-го года, а также ряда других стран. Однако на самом деле, как отмечали некоторые южнокорейские ученые, в том числе Чхве Гван Хо, в нем явно прослеживалось японское влияние. В частности,часть о наказаниях была перенесена без изменений. —최관호,「해방후한국전쟁직후까지의한국형법학의방법론」, 건국대, 2013, 67면

Справившись с последствиями Корейской войны, южнокорейское общество активно развивалось и двигалось в сторону преобразования в информационное. Однако необходимые поправки в уголовное законодательство вносились крайне редко. В частности, первая поправка с вступления Уголовного кодекса в силу в 1953г. была внесена только 25 марта 1975 г. Характер этой поправки был направлен на ужесточение кодекса, что объяснялось тем, что руководил страной на тот момент Пак Чон Хи, который установил военный режим.

В Республике Корея часто поднимался вопрос о необходимости внесения всесторонних поправок к УК РК. В частности, в 1992г. Министерство юстиции РК предложило Национальной Ассамблее свой проект поправок к кодексу, однако, он не был принят. —허일태, 「한국형법개정의올바른방향」,한국비교형사법학회, 2012, 166

В 2005 г. Министерство юстиции организовало Комитет по судебному реформированию (사법 개혁 위원회/Сапоб кехёк вивонхве), в задачи которого также входила и разработка вариантов реформирования уголовной системы страны. —Presidential Committee on Judicial Reform. URL: http://pcjr.pa.go.kr/about001.asp [Дата обращения: 02.04.18] В 2007 г. был отдельно создан Специальный комитет по пересмотру уголовного права (형사법 개정 특별분과 위원회/Хёнсапоб кечжо нтхыкбёльбунгва вивонхве), в состав которого вошли двадцать четыре человека. В 2011г. проект поправок, разработанный Специальным комитетом, был вынесен на голосование, но снова не был принят.

Глава 2

Уголовное законодательство, направленное на защиту прав личности

В этой главе перечислены основные источники и правовые документы, которые были использованы в рамках исследования заявленной темы, а также непосредственно статьи, которые имеют прямое отношение к предмету и объекту данной исследовательской работы.

  1. Конституция РК

Южная Корея – демократическое государство, поэтому в первую очередь гарантом свобод личности является Конституция РК, принятая 17 июля 1948 г. В частности вторая ее глава «Права и обязанности граждан»:

Параграф 2. Ни один социальный класс не признается привилегированным.

Параграф 3. В рамках следственных мероприятий человеку должен быть предъявлен ордер.

Параграф  2. Никто не может быть подвержен пыткам или обязан давать показания против себя под принуждением.

Параграф 3. При задержании, аресте или проведении следственных мероприятий человеку должен быть предъявлен ордер. Однако, если преступник был пойман на месте преступления или ему предъявлено обвинение на более чем три года заключения и существует вероятность, что он может уничтожить улики или доказательства, орден может быть предъявлен после заключения.

Параграф 4. Любой задержанный или арестованный имеет право на адвоката. Только в случае, если сам осужденный не требует адвоката, государство может назначить ему государственного обвинителя.

Параграф 5. Никто не может быть задержан, не зная о причинах и основаниях для своего ареста, а также без объяснения ему прав на защиту. Семья задержанного должны быть осведомлены о причинах и месте ареста своего родственника.

Параграф 6. Любое арестованное лицо имеет право оспорить в суде правомерность своего задержания и ареста.

Параграф 7.  Если было доказано, что чистосердечное признание было выбито путем пыток, насилия, угроз, незаконно длительного содержания под стражей или любым другим неправомерным способом, а также, если чистосердечное признание является единственной уликой, доказывающей вину подсудимого, он не может быть признан виновным.

Параграф 2. Никто не может быть лишен своих политических или имущественных прав.

Параграф 3. Никто не может испытывать неудобства не из-за своих деяний, а также вследствие правонарушений своих кровных родственников.

Параграф 2. – Все гражданские лица, не находящиеся на военной службе, не могут быть осуждены военным судом, за исключением преступлений, которые изначально относятся под юрисдикцию военного суда, например, преступления, связанные с государственной тайной, караулом, наблюдением, поставкой ядовитых продуктов питания и напитков, военнопленными, военным оборудованием и снаряжением, а также объявлением военного положения. </