Содержание договора финансовой аренды



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. Правовая природа договора финансовой аренды………

   11

1.1. Становление и развитие понятия договора финансовой аренды в России……………………………………………………………………

11

1.2. Элементы договора финансовой аренды ………………………...

    27

1.3. Особенности договорной конструкции финансовой аренды по российскому законодательству ……………………………………….

   44

ГЛАВА 2. Содержание договора финансовой аренды ………………

   54

2.1. Права, обязанности и ответственность лизингодателя …………

54

2.2. Права, обязанности и ответственность лизингополучателя ……

   68

2.3. Правовое положение продавца …………………………………...

79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

89

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………

93

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.В условиях, относительно, недолгого срока формирования и развития лизинговых отношений в России, актуальным на сегодняшний день остается вопрос правового регулирования лизинговых правоотношений.

Стоит заметить, что гражданское законодательство, на протяжении всего становления и развития лизинговых правоотношений в России, постоянно подвергалось критики со стороны научного сообщества, в связи, с чем, когда то заимствованный правовой институт из англосаксонской системы права, в понимании российского законодателя несколько исказил сущность данного правоотношения.

В связи с этим, необходимо провести комплексное исследование правового института возникшего в Российской Федерации на основе зарубежного института лизинговых правоотношений.

В настоящий момент, основные положения, которые направлены на регулирование лизинговых правоотношений содержаться в 6 параграфе 34 главы Гражданского кодекса, и в Федеральном законе от 29.10.1998 №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Однако, несмотря на периодическое реформирование норм российского законодательства, тенденции развития лизинговых правоотношений в России не наблюдается.

Во-первых, это связанно, с тем, что исходя из норм действующего законодательства, структура построения правоотношений в рамках договора финансовой аренды представляется для договорного права Российской Федерации нетипичной, поскольку исходя из толкования норм права, включает в себя несколько договорных отношений между тремя участниками. Что ни как не укладывается, в структура построения договорных отношений в России.

Во-вторых, положения обязывающие обезопасить участников донного правоотношения от возникновения возможных рисков, в частности о правах, обязанностях и ответственности расположены в различных разделах  нормативно-правовых актов и сформулированы некорректно. В связи с этим, у потенциальных участников лизингового правоотношения нет возможности объективно оценить очевидные преимущества данной договорной конструкции.

В-третьих, отсутствие нормативно-правового закрепления положений об особенностях исполнения, относительно нового для России договора, также выступает фактором торможения развития лизинговых правоотношений на территории Российской Федерации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного правового анализа действующего законодательства о договоре финансовой аренды, а также выявлении и устранении пробелов гражданского законодательства с учетом тенденций современного развития договорных отношений в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе передачи имущества во временное владение и в пользование по договору финансовой аренды.

Предметом исследования-нормы российского права, определяющие понятие, содержание, порядок заключения и прекращения договора финансовой аренды, правоприменительная практика, сложившаяся относительно спорных вопросов, возникающих при реализации договора финансовой аренды, и правовая доктрина в сфере регулирования лизинговых правоотношений.

Цель настоящего исследованиязаключается в проведении комплексного правового анализа специфической природы договора финансовой аренды, его правового регулирования и сложившейся практики применения действующего законодательства о договоре финансовой аренды,  выявление теоретических и практических проблем регулирования лизинговых правоотношений, причин их возникновения, а также разработка рекомендаций по устранению выявленных проблем, совершенствованию законодательства и повышению эффективности регулирования общественных отношений, являющихся объектом исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

  1. Определить степень актуальности исследования лизинговых правоотношений.
  2. Рассмотреть основные тенденции становления и развития понятий о договоре финансовой аренды.
  3. Определить элементы договора финансовой аренды в России.
  4. Определить специфику договорных конструкций финансовой аренды.
  5. Проанализировать права, обязанности и ответственность лизингодателя как участника договора финансовой аренды и собственника предмета лизинга.
  6. Проанализировать права, обязанности и ответственность лизингополучателя как участника договора финансовой аренды.
  7. Раскрыть специфическое правовое положение продавца предмета лизинга в рамках договора финансовой аренды.

Методологическую основу исследованиясоставили диалектический метод научного познания, и основанные на нем общенаучные и специальные методы, такие как:

- логический метод, применялся при изложении материала научного исследования и при формулировке выводов;

- метод системного анализа, применялся при изучении нормативного правовой базы о договоре финансовой аренды;

- исторический метод, применялся в процессе изучения становления лизинговых отношений в России;

- анализ и синтез, применялись при выявлении специфических особенностей договора финансовой аренды  для того, чтобы раскрыть связь субъектов двух самостоятельных договорных конструкции в рамках договора финансовой аренды;

- конкретизации, применялся при определении признаков договора финансовой аренды, его элементов, содержания прав и обязанностей, а также определения ответственности возникающей у участников лизингового правоотношения в связи с неисполнением ими условий договора финансовой аренды;

- дедукции, применялся при анализе связи договоров купли-продажи и финансовой аренды в рамках лизингового правоотношения;

- индукции, применялся при изучении договорных конструкций с целью определения сущности лизингового правоотношения в целом;

- толкование права, применялся при анализе положений закрепленных действующим законодательством о договоре финансовой аренды;

- формально юридический метод, применялся при изучении внутреннего строения норм права о договоре финансовой аренды.

Степень научной разработанности.Теоретическую базу настоящего исследования составляют работы отечественных ученых посвященных комплексному рассмотрению лизинговых правоотношений, вопросам регулирования договора финансовой аренды (лизинга), определению его правовой сущности, а также основным проблемам, возникающим при его реализации.

Значительный вклад, в разработку теоретического и практического фундамента лизинговых правоотношений, был заложен в трудах таких правоведов, как -  С.С. Алексеев, О.С. Иоффе, Л.А. Кассо, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич и другими.

Кроме того, были проанализированы позиции и мнения, высказываемые о проблематике лизинговых правоотношений современными авторами, такими как – О.В. Аверьянов, А.П. Белов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.Д. Газманов, В.А. Горемыкин, М.В. Джуха, А.А. Иванов, Е.В. Кобатова, М.И. Лещенко, Л.Н. Прилуцкий, И.А. Решетник, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Ю.С. Харитонова и другими.

Нормативную базусоставляют нормы гражданского законодательства, а также Федеральные законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, регулирующие лизинговые отношения.

Эмпирическая база исследованияпредставлена российской судебной практикой по спорам, возникающим в сфере регулирования лизинговых правоотношений. В частности была использована судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражных судов Российской Федерации и судов субъектов Российской Федерации.

Научная новизнаисследования состоит в том, что данная работа является комплексным анализом становления и развития  гражданского законодательства в области регулирования правоотношений возникающих на основе заключения договора финансовой аренды.

Таким образом, настоящим исследованием, договор финансовой аренды, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, рассматривается в качестве отдельной договорной конструкции в сфере лизинговых правоотношений,

В связи с этим, представляется возможным, ввести в научный оборот концепцию, о том, что понятие "договор финансовой аренды" является составной частью конструкции лизинговых правоотношений, и считать понятия "договор финансовой аренды" и "лизинг" не синонимичными.  Поскольку под понятием "лизинг" подразумевается не только регулирование  отношений в рамках договора финансовой аренды, но и другие,  договорные конструкции, в частности договор купли-продажи. В свою очередь, договор финансовой аренды является лишь составной частью более широкого понятия "лизинг", основная цель которого состоит в передаче во временное владение и в пользование приобретенного имущества.

Данная концепция подхода к пониманию лизинговых правоотношений отражает их специфическую природу.

В ходе научного исследования, также были проанализированы многочисленные дискуссионные вопросы в сфере правового регулирования отношений, возникающих в рамках договора финансовой аренды, и предложены способы их разрешения.

Кроме того, в ходе данного исследования были выявлены проблемы действующего законодательства в области регулировании отношений, возникающих в рамках договора финансовой аренды, и были  предложены пути их решения с учетом современных тенденций развития лизинговых отношений в России.

На защиту выносятся следующие положения:

Во-первых, понятие "лизинг" подразумевает более широкий спектр правоотношений, чем договор финансовой аренды, таким образом под "лизингом" понимается совокупность правоотношений, возникающих в связи с реализацией договора финансовой аренды и договора, необходимого для его исполнения, заключаемого в рамках лизингового правоотношения, объединенных общими интересами всех участников возникших договорных конструкций;

Во-вторых, конструкция лизинговых правоотношений допускает возможность совершать сделки, направленные на приобретение имущества в собственность лизингодателя в интересах лизингополучателя не только в рамках договорной конструкции купли-продажи, но в силу подрядного договора;

В связи с этим, представляется возможным дополнить определение понятия "продавец" закрепленного в 4 статье Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)",  следующим образом: субъектом лизинговых правоотношений может быть продавец или подрядчик, в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо, которое в силу заключенного сопутствующего договора в рамках лизинговых правоотношений, обязуется предоставить товар или результат работ, выполнить действия по передаче товара или результата работ в собственность лизингодателя за определённую сторонами плату и осуществить действия по фактической передаче имущества во временное владение и в пользование лизингополучателю в месте его нахождения;

В-третьих, определить договор финансовой аренды двусторонним договором, а условие о заключении сопутствующего договора (договора купли-продажи или договора подряда) в рамках лизинговых правоотношений считать его существенным условием, без соглашения о котором данный договор будет считаться незаключенным;

Сопутствующий договор (договор купли-продажи или договор подряда) в рамках лизинговых правоотношений предлагается считать двусторонним договором между продавцом (подрядчиком) и покупателем (лизингодателем) в пользу третьего лица (лизингополучателя);

В-четвертых, предметом договора финансовой аренды по действующему законодательству являются действия продавца по передаче в собственность лизингодателя имущества, подлежащего передаче во временное владение и пользование лизингополучателю по договору финансовой аренды, действия лизингодателя по приобретению данного имущества, а именно заключение сопутствующего договора, передача лизингодателем имущества лизингополучателю в рамках договора финансовой аренды и временное владение и пользование лизингополучателем переданного ему имуществом;

В-пятых, предлагается закрепить законодательно за лизингодателем право приостановления пользования лизингополучателем имуществом без изъятия из его владения, а также право упрощенного изъятия имущества у лизингополучателя в связи с неисполнением последним своих обязанностей.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что результаты, полученные в результате данного исследования, направлены  на устранение существующих недостатков и пробелов действующего законодательства, способствуют повышению эффективности правового регулирования отношений, возникших в рамках договора финансовой аренды.

Теоретическая значимость исследованиясостоит в том, что полученные в ходе научного исследования результаты, могут быть использованы в качестве материалов для учебных пособий по гражданскому праву.

Структура работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ  В РОССИИ

  1. Становление и развитие понятия договора финансовой аренды  в России

Мировая история развития конструкции правоотношений, которую в дальнейшем определили как договор финансовой аренды (лизинга), берет свое начало с древнейших времен.

Однако на сегодняшний день трудно судить о схожести современного подхода к пониманию лизинговых отношений с правовыми конструкциями существовавшими в древние времена, поскольку многие ученые, как справедливо отмечает Газман В.Д. , в частности экономисты, наблюдают в любых сделках связанных с имущественным наймом или арендой, конструкцию лизинговых правоотношений.  —Газман В.Д.Финансовый лизинг: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2012. С. 282-286.

Такого же мнения придерживается В.В. Витрянский, ссылаясь на то, что умозаключения ученых о том, что развитие лизинговых отношений берет свое начало с древнейших времен, основывается, прежде всего, на неверном понимании сущности данной правовой конструкции.  —Витрянский В.В.Договор финансовой аренды (лизинга) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (специальное приложение). 1999. № 10. С. 95.

Поскольку, правоотношения, возникающие в рамках договора финансовой аренды (лизинга), подвергались значительным изменениям на протяжении всего своего становления и развития, сравнивать законодательные основы древних времен с настоящими положениями о лизинговых правоотношениях достаточно трудно, однако невозможно отрицать факта зарождения характерных договору финансовой аренды (лизинга) признаков в конструкциях договорных отношений древних времен.

В связи с чем, можно судить о долгосрочном знакомстве цивилизации с данной правовой конструкцией.

В современном понимании данной правовой конструкции первым известным употреблением термина "лизинг" в мире, принято связывать с деятельностью, которую осуществляла американская телефонная компания "Белл", которая в 1877 году определила направление своей деятельности в качестве сдачи телефонных аппаратов в аренду. Это была первая в США компания, которая осуществляла установку телефонных аппаратов в домах либо же в офисах своих клиентов лишь на основе арендной платы, то есть без продаж.

Кроме того, толчком к развитию лизинга в США стало развития железнодорожного транспорта. Так как железнодорожные компании для возможного избегания дополнительных расходов стремились приобретать необходимые транспортные средства не в собственность, посредствам договоров купли-продажи, а в пользование.

Для этих целей первое время использовалась правовая конструкция, именуемая трастовой, которая заключалась в том, что трастовыми фирмами производились закупки соответствующих транспортных средств, которые в последующем передавались в пользование железнодорожным компаниям.

Впоследствии, данную конструкцию вытеснила иная, именуемая в настоящее время лизинговой конструкцией, это было связано, прежде всего, во взаимовыгодных условиях для всех участников правоотношения.  Для компаний, занимающихся производством необходимых транспортных средств, интерес заключался в успешной реализации произведенного ими продукта. Финансовые компании, в свою очередь, были заинтересованы в выгодном вложении денежного капитала.

Таким образом, конструкция правоотношений стала выглядеть следующим образом: финансовые компании стали приобретать транспортные средства, которые были необходимы транспортным компаниям, у производителя, указанного эксплуатирующей организацией, с последующей передачей его в аренду.

Уже в начале 50-х годовXX столетия в США на основе конструкции лизинговых правоотношений стали сдаваться в аренду эксплуатирующим организациям различного рода техническое оборудование, в том числе морские суда, самолеты и т.д.

К тому же временному периоду относится возникновение в США первых специализированных на лизинге компаний. В лизинговых операциях стали учувствовать коммерческие банки США, которым было разрешено Федеральной резервной системой США открывать дочерние компании непосредственно для осуществления лизинговых сделок.

Несмотря на столь развитую историю лизинговых правоотношений в зарубежных странах, в России данная правовая конструкция возникла относительно недавно, и была заимствована из зарубежного права как эффективно действующая правовая конструкция.

Однако в России в процессе становления и развития лизинговых правоотношений,  им стали присущи иные черты, нежели те, что были изначально заложены в них законодателями зарубежных стран.

Впервые использование лизинговой конструкции в Советском Союзе было зафиксировано, в период  Второй мировой войны (1941-1945 гг.), в то время когда американское правительство поставляло своим союзникам оружие, автомобильную технику, медикаменты, продовольствие, данная операция носила название «ленд-лиз».  —Прилуцкий Л Н..Финансовый лизинг. М.: Ось. 1997. С. 25

Однако такие операции носили единоразовый характер, в связи, с чем можно говорить о неком "зачаточном" уровне данной правовой конструкции.

Кроме того, по окончанию Второй мировой войны лизинговые операции, вовсе, не осуществлялись на территории Советского Союза в течение  нескольких десятилетий.

Первый этап, развития лизинговых отношений в России,  приблизительно, начинается с конца 1980-го и продолжается вплоть до середины 1990-го года, и характеризуется полным отсутствием специализированного законодательства призванного регулировать новые для российского законодательства правоотношения.

Несмотря на отсутствие в России экономических, правовых и организационных основ для осуществления лизинговых операций внутри страны, попытки осуществить, данный вид операций, производился. Так, к 1988 году, в стране насчитывалось более 270 пунктов проката, объектами которых выступали различные технические приборы и недорогое оборудование.

Однако такое активное начало внедрения лизинговых операций ни как не связано с наличием благоприятных для существования подобных предприятий экономическими и правовыми условиями в России.

Как отмечает Газман В.Д., именно в первый период своего развития началось формирование правил ведения лизинговых операций, которые определили направление дальнейшей индивидуализации договора лизинга в России.  —Газман В.Д.Развитие договорных отношений на рынке лизинговых услуг России. Хозяйство и право. 2003. № 3. С. 10.

Индивидуализация лизинговых отношений,  была необходима, в связи с тем, что на протяжении всего первого этапа развития лизинга в России, все лизинговые операции осуществлялись на основе законодательства об аренде, так как, какие либо, специальные нормативно-правовые акты не имели места быть.

Активному применению лизинговых операций в 1989 году, свидетельствуют, принятые 23 ноября 1989 года правила применения лизинга закрепленные в «Основах законодательства СССР и союзных республик об аренде».

Окончание первого этапа развития лизинга в России связывают с первым употреблением термина «лизинг» в отечественном законодательстве. В Федеральном законе от 1 июля 1994 года № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год» в пункте 1 статья 16 из федерального бюджета была выделена денежная сумма на формирование лизингового фонда продажи техники товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции. —Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ  "О федеральном бюджете на 1994 год"// СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.

Введение специальной терминологии свидетельствует о переходе на следующий этап становления и развития, начала законодательного закрепления специальных положений регулирующих данную правовую конструкцию.

Второй этап, начинается с конца 1994 года, продолжавшийся до середины 2001 года, и характеризуется началом формирования законодательной базы о лизинге.

- 17 сентября 1994 года - день выхода Указа Президента Российской Федерации №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» —Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"// СЗ РФ. 1994. № 22. Ст. 2463. (утратило силу), —Указ Президента РФ от 22 апреля 1999 г. № 524 "О признании утратившим силу Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности""// СЗ РФ. 1999. № 17. Ст. 2114 в котором было впервые дано определение термина «лизинг». Согласно данному указу, лизинг - это определенный вид предпринимательской деятельности, которая направлена на инвестирование временно свободных, либо привлеченных средств в имущество, передаваемое на основе договора в пользование физическим и юридическим лицам на определенный срок.

- 29 июня 1995 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» —Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"(утратило силу Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999г. №  794)// Российская газета. 1995..

Принятие Постановления Правительством Российской Федерации № 633, в истории развития отечественного лизинга, ознаменует начало правового регулирования лизинговых отношений, так как до его принятия лизинговые отношения регулировались общими положениями об арендных отношениях.

Однако, несмотря на то, что принятое Постановление «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»  решило много спорных вопросов возникавших ранее об экономическом и правовом регулировании лизинга, оказалось не достаточным.

Так как определение лизинга, закрепленное в нем, было сформулировано не точно, к тому же Постановлением не были рассмотрены существенные детали присущие лизинговым операциям, что в сущности вызывало затруднение в применении на практике закрепленных положений.

В связи, с чем возникла необходимость в законодательном акте, который бы подробно  рассмотрел всевозможные ситуации, связанные с проведением лизинговых сделок, а также предусмотрел способы разрешения спорных ситуаций между участниками данной сделки.

Таким законодательным актом, стал Гражданский кодекс, в котором закрепили положения регламентирующие правоотношения, возникшие при реализации лизинговых сделок, кроме того, в данном законодательном акте, впервые вместе с термином "лизинг" было введен термин "финансовая аренда". На практике данные понятия являются синонимами и на сегодняшний день, подменяют друг друга. —Абуханова А.Т., Гаписова Г.А., Алиева Н.У. Лизинг. Основные понятия и определения // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 157- 160.

Так как история развития лизинга в России изначально определила его как разновидность арендных отношений, Гражданским кодексом данную историческую направленность изменять не стали. Поэтому, некоторые вопросы о лизинге могут регулироваться общими положениями об аренде, в случаях, когда нормы посвященные лизингу не затрагивают регулирования данного закона. —Абрамов Ю.В. Правовой анализ и оценка основных положений законопроекта об изменении лизингового законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 5. С. 81-87.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о финансовой аренде, были сформулированы исходя из уже сложившейся практики применения существующего законодательства о лизинге, научных трудах того времени, и на основе зарубежного опыта, так как многие положения были взяты из Оттавской конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", и адаптированные под законодательство Российской Федерации.

Положений Гражданского кодекса некоторое время было достаточно для регулирования осуществления лизинговых сделок, однако со временем, данные отношения стали развиваться на отечественном рынке, в связи, с чем возникли новые, не затронутые кодексом споры касающиеся "лизинга нового времени".

Третий этап  развития лизинговых отношений в России характеризуется принятием специализированного на лизинге Федерального закона от 29 декабря 1998 года № 164-ФЗ "О лизинге". —Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге"// СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.

Ко времени принятия Федерального закона, нормативно – правовая база регулирующая лизинговые отношения уже была сформирована. Поэтому целью принятого закона было дополнить, усовершенствовать, и закрепить уже существующий порядок регулирования применения положений о лизинге.

Необходимость в принятии дополнительного нормативного акта регулирующего лизинговые отношения заключалась в том, что в большей части нормы Гражданского кодекса и положения Конвенции УНИДРУА носят диспозитивный характер. Так в силу положений закрепленных Конвенцией (п.2. ст. 5)  стороны, участники лизинговых отношений, могут изменять любые ее положения, либо отступать от них, исключением являются, лишь, несколько параграфов, которые носят обязательный характер.

Законом были систематизированы уже существующие положения и дополнены определениями базовых понятий применяемых на практике при осуществлении лизинговых сделок. В частности, таких как субъект и объект финансовой аренды, сублизинг, а также были раскрыты основные возможные виды государственной поддержки лизинговой деятельности в России.

Следующим важным шагом третьего этапа развития лизинга в России стало подписание Президентом Российской Федерации в 1998 году Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"". Однако Россия присоединилась к Конвенции лишь на условиях применения в части положений Гражданского кодекса Российской Федерации. —Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"// СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 787.

Третий этап символизирует развития современных понятий о лизинге, так как новое законодательство, Гражданский кодекс и Федеральный закон, рассматривает лизинговые отношения, основываясь на современных тенденциях. Включающих в лизинговые сделки не только положения, касающиеся арендных отношений, но и элементы договоров купли-продажи, займа и некоторых других, из которых в общей сложности складывается лизинговое правоотношение.

В настоящее время  Федеральный закон от 29 декабря 1998 года, были внесены соответствующие изменения, общая направленность которых, определяется стремлением привести положения Закона и нормы Гражданского кодекса, в частности параграфа 6 главы 34, в соответствие друг другу, создав единый нормативный комплекс регулирования лизинговых отношений.

Лизинговая деятельность в России развивается на протяжении более 15 лет, по сравнению с Западными странами, этот срок совсем незначительный. Однако, за период своего развития, лизинговые операции показали свою жизнеспособность на российском рынке, и постепенно вытесняют из оборота, зачастую, невыгодные для сторон, кредитные сделки.

Результат, развития лизинговых отношений и их законодательного регулирования, на протяжении трех выделенных этапов, это нормы права, закрепленные в 6 параграфе 34 главы  Гражданского кодекса и положения Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Термин "лизинг" является заимствованным для российского законодательства, и первое время в законодательных актах употреблялся лишь он. Заимствовали данный термин из английского языка, это связано, прежде всего, с тем, что зарождение данной правовой конструкции приписывается Соединенным Штатам Америки.

Понятие "лизинг" закрепленное российским законодателем произошло от английского глагола "tolease" (также используются термины: "leasing", "lessor" и "lessee"), однозначного перевода данных терминов на русский язык нет. В связи, с чем обычно значение данных терминов переводят как "аренда", а под глаголом "tolease", принято понимать "брать в аренду". —Алексеева Т.О., Ким В.О. Коллизионные вопросы правового регулирования международного финансового лизинга // Новые возможности юридической специализации: перспективные научно-практические разработки и исследования сборник статей. Сер. «Стандарты образования». 2015. С. 49-54

Таким образом, происходит смешение понятий "лизинг" и "аренда", это связано с тем, что в англосаксонском праве оба понятия являются идентичными друг другу. В то время как, согласно российскому законодательству, понятия подразумевают под собой различные правовые конструкции. Так как в понимании российского законодателя, в основе лизинговых отношений лежат арендные отношения, то есть отношения по передаче имущества во временное пользование, однако лизинговые отношения этим не ограничиваются.

Лизинговые отношения являются заимствованными из зарубежного права, получившие  закрепление в российском законодательстве после утверждения того, что данная конструкция не будет противоречить существующей экономической политики и не повлияет существенным образом на действующее законодательство Российской Федерации. —Чернышев. В.А.Договорное право. Новосибирск: Новосибирская гос. Акад. Водного транспорта. 2010. С. 109-110.