Женское исполнение рэпа на Западе



Оглавление

1 глава. Хип-хоп музыка и ее особенности 3

  1. Зарождение и первые шаги в развитии хип-хоп культуры и одного из ее элементов - рэп музыки 3
  2. Динамика развития хип-хоп музыки на западе и ее зарождение в России …………………………………………………………………….11
  3. Предпосылки популяризации рэпа в 21 веке и его выход на массовую аудиторию………………………………....................................................17

2 глава. Женское исполнение рэпа на Западе ………………………………22

    2.1. Вовлеченность женщин в хип-хоп культуру…………………………22

    2.2. Тематика и проблематика песен женщин-исполнителей, особенности музыкального бизнеса хип-хопа  24

3 глава.Женский рэп в России и одни из его представителей - Гидропонка и Кристина Си  35

     3.1. Теоретическая основа исследования…………………………………35

3.2. Обзор русского женского рэпа…………………………………….…39

3.3. Анализ топосов в текстах и образов в видеоклипах/на баттлах двух исполнительниц - Гидропонки и Кристины Си……………………………..50

Заключение………………………………………………………….…………63

Библиография 65

Введение

Хип-хоп культура зародилась в США в 60-х годах ХХ века и, постепенно развиваясь, распространилась по всему земному шару, приобретая новые и новые черты. Родиной хип-хоп культуры являются негритянские и латиноамериканские кварталы, жизнь в которых напрямую отражалась в культуре хип-хопа, что выражается в их специфике тем, проблем раскрытых в текстах. Поэтому заимствованная хип-хоп культура белым населением не имеет под собой тех предпосылок, которые были установлены изначально и, следовательно, жанр хип-хоп музыки вместе с другими элементами – граффити и брейк-дансом стали формироваться в новом контексте. Однако женщины изначально стояли в стороне от этого музыкального жанра, и даже спустя несколько десятков лет им приходилось доказывать свое равноправное положение в этом жанре. И даже сегодня женщины сталкиваются с различного рода трудностями, чтобы проявить себя как достойную исполнительницу и работать с мужчинами на одном уровне. Если в США проблема стоит в том, что артисток в принципе начисляется не так много, но конкуренция за первенство носит напряженный характер, то в России ситуация обстоит следующим образом: девушек в жанре насчитывается совсем небольшое число и мало кто из них даже достигает значительного успеха.

Данная работа посвящена исследованию вопроса музыки хип-хоп в женском исполнении, в частности вопроса о продвижении и конкуренции женщин в музыкальном бизнесе России. Данная тема на сегодняшний день является малоизученной, а ее актуальность обусловлена необходимостью исследования женщин в качестве исполнителей рэп-музыки в России в связи с быстро растущей популярностью этого жанра в стране.

Корпус научной литературы на русском языке по теме популярных музыкальных жанров сам по себе невелик, в сравнении с объемом работ на английском языке в научных журналах. Вероятно, связь здесь заключается в том, что на западе музыка давно считается неотъемлемой частью молодежного движения. Поэтому сложностью написания данного исследования явилась проблема поиска подходящей литературы по теме рэпа, а женского рэпа особенно. В качестве исторической базы знаний по культуре хип-хопа стали работы зарубежных авторов:SchlossJ. —Schloss J. (2009)Foundation: B-boys, B-girls and Hip-Hop Culture in New York//Oxford University Press,BradleyA. —Bradley A. (2009)Book of Rhymes: The Poetics of Hip Hop //Civitas Books,WoodsA.S. —Woods A. S. (2009)Rap Vocality and the Construction of Identity//the University of Michigan,SamyAlimH.,AwadI.,PennycookA. —Samy Alim H., Awad I., Pennycook A. (2009) Global Linguistic Flows Hip Hop Cultures, Youth Identities, And the Politics of Language//Routledge, а также русская публицистика сайтаThe-Flow, который является главным медиа о хип-хопе в русском сегменте Интернета, так как монографий исторического характера по русскому хип-хопу не существует. А для того, чтобы дать анализ ситуации положения женщин в музыкальном бизнесе во второй главе, были использованы научные работы и статьи из зарубежных журналов, таких как, например,theGuardian,ViceJournal,BillboardJournal,Pitchfork,TheNewYorkTimes. Исследовательские статьи и работы про русский хип-хоп начинают появляться  только в 2017 году: это работы «Хип-хоп: культура молодёжной революции» Руслана Хестанова —Хестанов Р. (2016) Хип-хоп: культура молодёжной революции. // Логос, №26. – С.17., «Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.)» - Выпускная квалификационная работа Фроловой Е.В —Фролова Е.В. (2014) Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.). – Выпускная квалификационная работа студентки «Национального исследовательского университета Высшая школа экономики».

, «Производство порядка в рэп-баттлах: управление паузами и их отсутствием» Юлии Августис —Августис Ю. (2017) Производство порядка в рэп-баттлах: управление паузами и их отсутствием// Центр фундаментальной социологии. т. 16, № 3, с. 280–302. Для исследовательской части также были важны следующие авторы: Дж. Кавелти —Кавелти Д. Изучение литературных формул //Новое литературное обозрение.1996. №. 22.,JamieShinheeLee —Lee J.S. 2010) Glocalizing Keepin’ it Real: South Korean Hip-Hop Playas//The Languages of Global Hip Hop, Continuum International Publishing Group.

В качестве практического материала были выбраны видеоклипы, записи с оффлайн-баттлов, концертов и интервью с представительницами женского рэпа в России: Маша Хима, ЮляKIWI, Эмелевская,MozeeMontanaВ первой и второй главах работы используется метод анализа литературы и источников как зарубежных, так и отечественных, для того, чтобы дать понимание того, как зарождался жанр в США, в России, с какими трудностями сталкивались девушки в развитии своего творчества за рубежом и как сейчас обстоит ситуация в музыкальном бизнесе. Третья глава содержит кейс-исследование, в котором с помощью описательного метода и сравнительного анализа были выделены особенности продвижения и конкуренции женщин в индустрии музыки хип-хоп в России. В работе был также использован метод «личного наблюдения», то есть просмотра выпусков рэп-баттлов, видеоклипов и записей с выступлений.

В первой главе раскрываются особенности хип-хоп музыки и культуры в целом на западе и в России. Во второй главе делается акцент на зарубежных исполнительницах с разбором их особенностей творчества путем анализа зарубежных статей и интервью с артистками.В третьей главе дается анализ общему положению вещей касательно женского рэпа в России и на примере двух кейсов подробнее раскрываются особенности творчества двух исполнительниц Гидропонки и Кристины Си. А также дается прогноз возможным перспективам для развития женского рэпа в России с субъективной оценкой.

Новизна данной работы состоит в том, что была проведена попытка анализа проблемы ранее никем не изученной, что станет основой для дальнейших исследований в этом направлении.

  1. глава. Хип-хоп музыка и ее особенности
    1. Зарождение и первые шаги в развитии хип-хоп культуры и одного из ее элементов - рэп музыки

Хип-хоп культура зародилась сравнительно недавно и уже успела распространиться по всему миру и видоизмениться в своих формах подачи и исполнения. Корни уходят еще в 60-е годы ХХ века, постепенно зарождаясь в негриянских и латиноамериканких кварталах. Уличная культура была во все века и во всех странах, но США имел под собой особого рода изоляцию от остальной части человечества. —The history of hip-hop music:электронныйжурнал. (2014).Сайт genius.com. 24ноября (https://genius.com/Bmxe-the-history-of-hip-hop-music-annotated)

Экономический кризис в Нью-Йорке спровоцировал развитие бандитизма, закрытие развлекательных точек в городе и «выход» на улицу городской молодежи с портативным аудио оборудованием, введенным Ямайской культурой.  —Rory PQ (2016) Origins of hip hop culture.Сайт blog.dubspot.com. 27сентября.(http://blog.dubspot.com/hip-hop-culture/) Проекты реновации также вызвали массовое переселение черного населения в Южный Бронкс - черное гетто Нью-Йорка, один из самых бедных кварталов, где впоследствии начинает зарождаться культура хип-хопа. Молодое поколение сразу же было заинтересовано в том, чтобы найти точки сбыта своей энергии и агрессии, поэтому они с помощью разных форм самовыражения бросали вызов современному обществу посредством разрисовок стен, вагонов поездов, создавали музыку, передающую идеи борьбы за гражданские права следующим поколениям, и танцевали на улицах города, оживляя серость будней неординарностью движений. Одной из первой тематик текстов начинающего поколения музыки хип-хоп выступала борьба против полиции, власти, средств массовой информации, расовой дискриминации.  —Rose, Tricia. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America. Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1994.

Направление хип-хоп уходит корнями в манеру исполнения южноамериканских ди-джеев, в частностиDJKoolHerc, который в 1970х приехал в США из Ямайки с совершенно новой и неординарной формой работы с аудиторией: он на протяжении всего выступления напрямую коммуницировал с публикой через микрофон в режиме импровизации и тем самым заводил толпу под зажигательный бит. —The history of hip-hop music:электронныйжурнал. (2014).Сайт genius.com. 24ноября (https://genius.com/Bmxe-the-history-of-hip-hop-music-annotated) Помимо этого он был основателем идеологии брейкбита, основанной на одновременном прокручивании двух пластинок вручную с целью создания непрерывного ритма. Его инновации создали вид искусства, который принес славу и деньги тысячам последователей.  —Batey A. (2011) DJ Kool Herc DJs his first block party (his sister's birthday) at 1520 Sedgwick Avenue, Bronx, New York//Сайт Theguardian.com. 13июня (https://www.theguardian.com/music/2011/jun/13/dj-kool-herc-block-party) Одновременно рождается танец брейк-данс и начинает развиваться в тесном взаимодействии с музыкой.

Одним из следующих реформаторов музыки хип-хоп сталGrandmasterFlash и егоpunchphrasing -  комбинируя несколько сэмплов, он смог добиться более быстрого манипулирования между записями. —Adrian (2013) Hip hop origins: Grandmaster Flash//Сайт hiphopmalta.wordpress.com. 21февраля (https://hiphopmalta.wordpress.com/2013/02/21/hip-hop-origins-grandmaster-flash/) Вся трансформация звуков шла вживую на вечеринке, так что ди-джея можно было бы приравнять к полноценному артисту, выступающего на сцене. В 1976 годуGrandmasterFlash приглашает вокалиста для записи речитатива под бит, эксперимент оказывается удачным, что приводит к созданию первой рэп-группы “TheFuriousFive”. Популярность музыки росла и кассеты с записанными сетами стали продаваться большими тиражами, что сделало рэп популярным не только в Нью-Йорке, но и в других городах США.

До 1979 года рэперы находились вне звукозаписывающих лейблов и медиа корпораций. Но с выходом сингла “RappersDelight” неизвестной и случайно собравшейся группы “TheSugarhillGang”, с новой субкультурой, наконец, познакомилось американское общество и бизнес. Песня представляла примитивные рифмы, темпы музыки и несла в себе темы, типичные для хип-хопа: секс, тщеславие, вечеринки, бытовые проблемы, но при этом удалось продать более двух миллионов пластинок. —The Sugarhill Gang(2007) // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=87846958 

В 1980-х годах одним из ведущих диск-жокеев былAfrikaBambaata (Африка Бамбаата) и в то же самое время являлся прародителем новой философской идеи касательно культуры хип-хопа. Первоначально хип-хоп культура не имела как такового названия и идентифицировала себя как способ самовыражения людей, склонных к активной творческой деятельности и желающих приобщиться к современному ритму жизни. Термин хип-хоп относится к взаимосвязи трех форм культуры в разных медиа – аудиальное (рэп), визуальное (граффити) и движение (брэйк-данс). В 1974 годуAfrikaBambaata (Африка Бамбаата) определил эти формы в 5 составляющих хип-хопа: искусство-граффити, брейк-данс, рэп-искусство, ди-джеинг и «знание». —Greenburg Z.O’Malley (2009) The ma who invented hip hop//Сайт forbes.com (https://www.forbes.com/2009/07/09/afrika-bambaataa-hip-hop-music-business-entertainment-cash-kings-bambaataa.html#14b30ad2676d) Основной его идеей стало объединение молодежи, вовлечение ее в интересную деятельность и направление энергии молодых людей в определенную стезю. Многие считали, что хип-хоп позволяет стать лучше, воспитывает жизненные принципы подрастающего поколения через вовлечение в русло исторически сформировавшейся культуры со своими истоками, корнями, философией, и, таким образом, «новобранец» приобретает свое направление в развитии как представитель культуры и как часть огромного многонационального общества. ДляAfrikaBambaata (Африки Бамбааты) было важно использовать хип-хоп как катализатор для молодежи с целью привить умение превращать свою жизнь в искусство.

Таким образом, мы видим, что рэп до его массового распространения по большей степени представлял собой носитель культуры определенной группы людей со своими ценностями и мировоззрением. Музыка и остальные формы хип-хоп культуры, такие как граффити, брейк-данс, являлись способом самовыражения внутренних переживаний и взглядов на актуальные вещи и явления. Культура, которая стояла за этим пока еще не массовым движением, являлась истинной и аутентичной, она еще не подверглась искусственной модификации, отвечая запросам аудитории.

  1. Динамика развития хип-хоп музыки на западе и ее зарождение в России

В этой части главы рассматривается развитие западной музыки хип-хоп в конце ХХ века, как уже сложившийся коммерческий проект, и начало формирования хип-хопа в России. В 1980-х годах начинается «золотая эра» хип-хопа —The Boss D. (2007) Golden age of hip hop.Сайт urbandictionary.com. 10ноября. (https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Golden%20Age%20of%20Hip%20Hop), когда рэп музыка приобретает уже коммерческий успех благодаря развитию музыкальных телевизионных каналов, а также новых групп исполнителей, которые прибегают к разнообразным способам популяризации своего творчества. Помимо этого другой важной чертой этого периода является электронное семплирование (когда семплы берутся из джаза или рока), а также «биф» (вражда между представителями хип-хоп культуры), что выражалось в агрессивной манере исполнения этого периода. Хип-хоп становится частью массовой культуры: брейк-данс входит в моду, а граффити активно входит в жизнь молодых людей, как самостоятельный вид искусства.

Большую роль в распространении хип-хоп культуры сыграл американский продюсерRussellSimmons (Рассел Симмонз). С 1983 многие из его музыкальных проектов вышли в свет:RunD.M.C,BeastieBoys,LLCoolJ,PublicEnemy.  В частности, группаRunD.M.C. добилась значительного успеха благодаря созданию нового коммерческого стиля с золотыми цепями, как атрибутом одежды, использованию известного лейблаAdidas в своей песне, а также совместной записи песни с культовой рок группойAerosmith трека “Walkthisway” в 1986 году.  —Batey A. (2017) RUN D.M.C. – 10 of the best.Сайт theguardian.com. 1февраля. (https://www.theguardian.com/music/musicblog/2017/feb/01/run-dmc-10-of-the-best) Позже клип на эту песню транслировался  на каналеMTV, что повлияло на расширение аудитории слушателей данного стиля. Бетонная стена, изображенная в клипе, которая разделяла двух исполнителей и символизировала барьер между жанрами музыкальной культуры – роком и рэпом, в конце концов ломается. И с этого момента начинается период выхода жанра хип-хоп «из подполья».

ПослеRunD.M.C. одним из очередных успешных рэп-исполнителей в 1990-х годах сталMCHammer. Его детство не прошло в нищете, но это не помешало ему стать талантливым певцом и одаренным танцором. Тираж его второго альбома «PleaseHammerdonthurtem» составил 10 миллионов экземпляров, который стал самым многотиражным альбомом в истории рэпа.

В 1990-х годах в США появляются региональные разновидности рэпа:EastCoastrap (восточное побережье) иWestCoastrap (западное побережье). Разница заключалась в том, что восточные рэперы делали упор на речитатив, а западные на музыкальную составляющую. К самым известным представителям западного побережья относились исполнителиSnoopdoggyDog,Eminem,TupacShakur, а среди восточного наиболее известным исполнителем былNotoriousB.I.G. Соперничество и противостояние двух направлений привели к убийству ведущих артистов двух противоборствующих сторон – Тупака (Tupac/2Pac) и Бигги (NotoriousB.I.G.).  —Giannotta M. (2018) East Coast vs. West Coast rivalry: a look at Tupac and Biggie’s infamous hip-hop feud.Сайт amny.com. 20февраля. (https://www.amny.com/entertainment/east-coast-vs-west-coast-rivalry-a-look-at-tupac-and-biggie-s-infamous-hip-hop-feud-1.13742586) В начале 2000-х после окончания «войны побережий» разрыв между андеграунд музыкой и мейнстримной стал более ярким, что привело к коммерциализации жанра благодаря выходу гангста-рэпа (разновидность жанра с преимущественно тематикой криминального характера) на каналMTV.

Рэп сегодня далеко ушел от гангста тематики периода зарождения жанра и стал менее криминальным и агрессивным, потому что после «войны побережий» у общественности стали возникать вопросы касаемо того, что рэп оказывает негативное влияние на социальные явления. Поэтому хип-хоп музыка стала более мирной, с меньшей долей конфликта и с большей эмоций и внутренних переживаний. Например, известный рэпперDrake является ярким представителем «мягкого» рэпа, а его альбом “TakeCareРэп на сегодняшний день включает в себя разные поджанры, это и рэп-рок и хорроркор и поп-рэп, поэтому дать общую картину в целом хип-хоп музыке сложно, она разнообразна. Однако музыка является прямым отражением общества и поэтому меньшая популярность лирического героя с криминальным прошлым среди слушателей говорит о том, что рэп как массовый продукт видоизменяется и ищет новые пути развития параллельно с изменениями ценностями и запросами общества.

Обратимся теперь к зарождению и развитию жанра музыки хип-хоп в России. Рэп в стране появился в период СССР, и история его насчитывает свыше 20 лет. Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло в г. Куйбышев (ныне Самара) в 1984 на студенческой дискотеке, когда Александр Астров совместно с группой «Час Пик» записали двадцати пяти минутную программу, которая позже разошлась по России в виде магнитоальбома «Рэп». —Русский хип-хоп // Википедия. (2018).Сайт Wikipedia.org.  (http://ru.wikipedia.org/?oldid=91567277) В 1988 году появляется дуэт «Черное и белое», впоследствии считавшийся одной из первых рэп-групп в СССР.  А одной из самых успешных первых групп стала «BadBalance», которую основали питерские студенты в 1991 году и выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. Они были не только создателями рэп-культуры в России, но и формировали ее в последующие годы. Однако современный русский хип-хоп сформировался только в конце 1990-х с появлением таких групп как Каста, Многоточие, Легальный бизнес.

Хип-хоп пришел в Россию как продукт американской культуры  и прошел период адаптации и развития уже на основе русского языка и музыкальных традиций. Первое время отношение к этому жанру в России было неоднозначное, так как отсутствовал контекст зарождения жанра, характерный для США: изначально рэп музыка представляла собой реакцию черного населения на бесправие, тяжелые условия жизни, нищету и голод, а также расовую дискриминацию. То есть для русского рэпа на первых порах было характерно отсутствие социальных причин для тематики текстов. «До перестройки все слушали рокеров, но, когда рухнул железный занавес, им [рокерам] стало просто не о чем петь — исчезла система, с которой они боролись, и они начали писать тексты про любовь. А людям всегда хотелось чего-то на злобу дня….Но русский рэп 90-х был довольно комичным — рифмовалась всякая чушь, что попало. Не хватало смысловой основы, социальной позиции. По форме это были заимствования с Запада, ничего своего» - так комментирует контекст зарождения жанра в России Виктор Абрамов, креативный директор Black Star . —Дудкина Ю. (2017) Снимите с головы влагалище. Как русский рэп 30 лет выходил из подполья// Сайтsecretmag.ru (https://secretmag.ru/cases/snimite-s-golovy-vlagalishe-kak-russkii-rep-30-let-vykhodil-iz-podpolya.htm)

 Влад Валов, основатель группы Bad Balance,  с новым участником группы Андреем Меньшиковым создает первый хип-хоп лейбл «Bad B. Альянс». На него подписывают Кирилла Толмацкого – Децла. Песни Децла создали комичный образ рэп-исполнителя среди молодежи, что естественно вызывало неприятие у исполнителей андеграунда. Монополия на рэп и коммерческий продукт вместо истинных мыслей и действий исполнителя создают неверное восприятие аудитории о жанре, из-за того, что музыка Децла не несет под собой черт и особенностей хип-хоп культуры.  Но монополия на рэп вскоре распадется и Валов скажет: «А потом я всё это увидел: увидел, как всё это заворачивают, переделывают, как терялась культура —Там же».

Пока в Москве все слушали заводные песни Децла, тем временем в начале 2000-х в Ростове рэп читают на бытовые и социальные проблемы. Приехав в Москву, молодые люди в музыкальном объединении «Каста» смотрелись «настоящими» по сравнению с глянцевым Альянсом Bad B. «…у них была настоящая народная любовь, которая, как оказалась, способна заменить любые медиа-ресурсы. От концерта к концерту, они заполняли залы все большей вместимости — такие, на которые их коллеги в то время даже не замахивались. И это было наглядное подтверждение их места в жанре» —Часть 46. Правильный рэп начинает качать Россию(2016)//Сайт the-flow.ru. 2февраля.(http://the-flow.ru/beatsnvibes/50-sobitij-46).Их провинциальная тематика была непривычной для московского шоу бизнеса, и пробиться было сложно из-за устоявшейся ассоциации жанра с Децлом и Владом Валовым.  Единственным возможным вариантом для продвижения творчества на тот момент был прозападный канал MTV,  а на других каналах Касту воспринимали несерьезно и не видели в них будущей успешной карьеры. Продюсеры Касты после нескольких разногласий с каналом MTV решают уйти в интернет. Создается первое русское СМИ про рэп – Rap.ru.  А hip-hop.ru являлся в свое время площадкой для онлайн-баттлов начинающих рэперов.

В начале нулевых 21 века российский рэп приобретает такую популярность, что благодаря своей простоте создания музыки начинает охватывать огромную массу новичков в создании своих собственных рэп композиций. Очень часто их произведения записывались «кустарным» способом, в домашних условиях, когда дома на компьютере можно было закольцевать кусочек бита у иностранных исполнителей и читать свои собственные куплеты и это благодаря тому активному развитию технологий в начале 2000-х. Тем самым появляются молодые пятнадцатилетние гангстеры, но из-за аудиопиратства рэп музыка стала однодневным развлечением, что способствовало ее пути на спад в середине 2000-х и потеря интереса к жанру.

Во второй половине нулевых начиная с 2005-2006 годов была неясная ситуация в русском хип-хопе, потому что было непонятно, что слушает основная масса населения. Революционером жанра стал Гуф с группой «Centr». Тройка молодых парней участников музыкального объединения написала тексты и музыкальное сопровождение песен, которые были приняты широкой аудиторией, то есть это были простые тексты понятные публике с хорошим битом, без прикрас и позолоченных вечеринок. Их откровенные песни про употребление наркотиков (песня «Зима» 2007г.) вызывали восторг у аудитории, так как это была запрещенная тема на ТВ. Группа Centr смогла создать такую музыку, которая бы погружала в жизненную тематику и была доступна любому слушателю разного достатка и социального положения. «Каким-то образом эта троица сумела настроиться на волну своего условного сверстника, простого молодого человека тире подростка, не особенно обеспеченного и обустроенного — и просто, без прикрас, как есть поговорить с ним о чем-то важном именно ему; о чем не говорят. Никто из этого трио не был супертехничным рэпером, а их тексты не сравнивали с литературой, но ничего этого и не требовалось. В середине 2000-х очень нужно было, чтобы засилие фейкового рэпа в чартах нарушило что-то настоящее, подлинное». —Там жеCentr первым отошел от внутрикультурной тематики жанра и сделал его более доступным и понятным.

Следующие шаги для популяризации жанра были предприняты в виде нового формата рэп-баттлов, широко представленных в медиа пространстве, один из которых получил название «Битва за респект». Тем самым, медленно, но верно андеграунд превращается в мейнстрим, происходит смешивание разных направлений, соответственно  появляются такие жанры как грайм (Oxxxymiron), рэпкор (Noize MC), клауд-рэп (Pharaon).  —Русский хип-хоп // Википедия. (2018).Сайт Wikipedia.org.  (http://ru.wikipedia.org/?oldid=91567277)На смену агрессивному и андеграундному рэпу эти исполнители вносят новые необычные черты, новые изощренные и сложные рифмы, усложненные словесные обороты, но при этом теряется посыл, который опирался на традиции американского рэпа.

На сегодняшний день наиболее массовыми площадками для самовыражения известных исполнителей становятся оффлайн рэп-баттлы, например, SLOVOSPB, и в частности Versus Battle, такая площадка стала плацдармом для новичков рэпа и позволила им «выяснять отношения» на подобных мероприятиях.  Рэп-баттлы являют под собой деконструкцию насилия и агрессии, перевоплощенную в вариант словесной перебранки с целью испустить негатив на оппонента без рукоприкладства. Реакция «брань – насилие» теряет свою прямую зависимость.  —Ежиков А. (2016)Русский батл-рэп как зеркало культурной эволюции// СайтMedium.com. 4 августа. (https://medium.com/russian/русский-батл-рэп-как-зеркало-культурной-эволюции-609b9693d5a6)

Таким образом, русский хип-хоп, несмотря на свою небогатую историю и кальку с запада, смог прижиться в музыкальном сознании русского слушателя и определить свои самобытные черты.

  1. Предпосылки популяризации рэпа в 21 веке и его выход на массовую аудиторию

Жанр рэп изначально представлял собой незамысловатые рифмованные куплеты под однотипный стук бита, в ходе которого можно было излагать свои мысли. К примеру, песни группы «Рабы Лампы» состоят из речитатива примитивных рифм, бита и однотипного темпа. Пробивались массово только те, кто мог чувствовать ритм и писать актуальные качественные тексты. Демократичность к исполнителю выражается в доступности базовых возможностей, которыми должен обладать автор, - это замиксованный готовый семпл и микрофон.NoizeMC на популярном порталеTheQuestion на вопрос о том, почему рэп музыка стала такой популярной, комментирует это состояние вещей так: «Во-первых, рэп – это доступность и демократичность в плане, скажем так, минимальных требований к исполнителю. Это самое главное. То есть рэп может сделать любой, но сделать такой рэп, который вдруг начнет слушать большое количество людей – по-прежнему челлендж» —Потапов М. (2018) Почему русский рэп стал таким популярным жанром музыки в России? Сайтthequestion.ru. 10 февраля. (https://thequestion.ru/questions/134350/pochemu-russkii-rep-stal-takim-populyarnym-zhanrom-muzyki-v-rossii). То есть в минимальном комплекте не требуется дополнительного оборудования или инструментария. Эта демократичность позволила музыкальному жанру быстро получить популярность по территориальному признаку. Однако писать такие песни, чтобы их слушала большая аудитория, гораздо сложнее и для этого требуется приложить гораздо больше усилий. Огромная вовлеченность создает конкуренцию и повышает планку для создания нового произведения искусства.

В выше изложенном тексте мы говорили о том, что первый рэп создавался исключительно для импровизированных речитативов на квартирных вечеринках с целью развлечения толпы. Позднее с помощью новых технологических приемов сопоставления семплов, музыка получала определенный несменяемый бит и могла быть записана на носитель. Однако жанр на тот момент оставался в среде андеграунд и еще не являлся продуктом массы, несмотря на его широкое территориальное распространение. В России популяризация жанра связана, прежде всего, с усилиями продюсеров, горящим желанием и