Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций на территории Республики Башкортостан : современное состояние и пути совершенствования



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций на территории Республики Башкортостан : современное состояние и пути совершенствования

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 77 стр., 3 рис., 47 источников информации, 5 приложений.

Объект исследования: взаимоотношения между государством и молодежными организациями

Предмет исследования: теоретико-методологические и практические основы развития эффективного партнерства между государством и молодежными организациями.

Цель работы: идентификация текущего уровня сотрудничества, а так же разработка комплекса мер для повышения эффективности взаимодействия между государством и молодежными организациями.

Методы исследования: анализ и синтез, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический (анкетирование).

В процессе исследования был проведен комплексный анализ нормативно-правовой базы Российской федерации и Республики Башкортостан в сфере молодежной политики, проаназирован опыт молодежной политики успешных стран, а так же проведено анкетирования основных молодежных организаций Республики Башкортостан с целью выявления текущего состояния, основных проблем и запросов молодежных организаций.

В процессе исследования были определены основные проблемы и  предложен комплекс мер, который позволит повысить эффективность взаимодействия между государственными органами и молодежными организациями, а так же способствовать интеграции молодежи в общество.

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Формирование эффективной молодежной политики является обязательной и неотъемлемой функцией любого современного государства. В пост-индустриальном мире, молодежь выступает основным источником инновационного развития, модернизации экономики, и институциональной трансформации. Молодежные организации в развитых странах выступают в качестве основного инструмента реализации молодежных программ.

Однако, не смотря на всю важность проведения системной и целенаправленной молодежной политики, в Российской федерации внимание для решения данной проблемы, выделяется недостаточно. В большинстве случаев, как региональные, так и федеральные чиновники индифферентны к развитию отечественных молодежных организаций, а финансирование производится по остаточному принципу. Возрастает количество политических центров, которые используют молодежь в собственной политической борьбе.

Поэтому в данных условиях, реформирование и создание комплексного подхода для развития молодежных организаций, является чрезвычайно важным и актуальным вопросом.

Теоретико-методологическое исследование механизмов взаимодействия государства и молодежных организаций были описаны в работах таких ученых как М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. де Ток вяля, среди отечественные можно выделить Соколова А.В., Меркулова П.О., Маликова П.В., Красникова Н.М., Переверзева М.П.

Целью данного исследования является идентификация текущего уровня сотрудничества, а так же разработка комплекса мер для повышения эффективности взаимодействия между государством и молодежными организациями.

Для достижения поставленной цели в рамках данного исследования, поставлены следующие задачи:

- анализ концепций и эволюции отношений государства и молодежных организаций в российской федерации;

- исследование нормативно-правовой базы деятельности органов государственной власти и молодежных организаций;

- разработка методов исследования эффективности взаимодействия государственных органов и молодежных организаций;

- исследование текущего состояния дел сотрудничества государства и молодежных движений, на федеральном уровне и вРеспублики Башкортостан;

- разработка комплекса мер, который будет способствовать повышению эффективности сотрудничества государства и молодежных организаций, а так же создаст условия развития молодежи, как на федеральном уровне, так и натерритории Республики Башкортостан.

Объектом данного исследования, являются взаимоотношения между государством и молодежными организациями

Предметом данного исследования, является теоретико-методологические и практические основы развития эффективного партнерства между государством и молодежными организациями.

Научная новизна данной работы в разработанной концепции молодежной политики для РеспубликиБашкортостан.

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Концепция и эволюция взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями

Концептуальный подход к молодежным организациям и молодежи в целом, на протяжении истории, менялся. Если в средневековом социуме молодежь рассматривалась как неуправляемая сила, которую надо до определенного подчинять и подавлять, то в современном обществе молодежь является источником инновационного развития, новаторства, развития предпринимательства и трансформаций общественных институтов.

В традиционном обществе, не существует понятия молодежи, - подростки, пройдя в довольно раннем возрасте определенный ритуал инициации, становятся равными по отношению к взрослым членам общества.

В современном обществе ситуация иная. Во многом молодежь противопоставляют и сравнивают с взрослыми слоями населения. Критерием идентификации молодежи является возрастные границы, которые в российском обществе составляют от 14 до 30 лет. В некоторых случаях до 35 лет [1].

В аспекте общественного и политического развития необходимо учитывать социальную и возрастную однородность молодежи. Она определена, интересами возрастной группы, степенью вовлеченности в институты, и общественной жизни в целом, а так же политической активности. Это позволяет нам разделить молодежь на 4 группы:

  1. Подростки (14-16 лет), слабо вовлечены в общественную и политическую жизнь, не имеют собственных источников дохода, находятся на иждивении у родителей или государства. Основные задачи молодежных организаций на данном этапе, формирование культурных ценностей, патриотическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие.
  2. Юноши (16-20 лет), характеризуются обретением гражданских прав и свобод, активной вовлеченности в общественную жизнь. Основная задача общественных организаций на данном этапе: формирование площадок и методов для самостоятельного развития данной социальной группы.
  3. Молодежь (20-25 лет), характеризуется завершением политической и общественной социализации, получения высшего, либо среднетехнического образования, вступление в производственную деятельность. Основные задачи молодежных организаций и государства является формирование необходимых условий для интеграции и самореализации данной возрастной группы.
  4. Старшее поколение молодежи (25-30, в некоторых случаях 35 лет). В этом возрасте заканчивается процесс формирования личности, происходит полная интеграция в общественную жизнь. Большинство молодых людей создают семьи [2].

Таким образом, на формирование и развитие молодежи, помимо ближайшего окружения, в значительной степени оказывают влияния общественные организации и государство. Мероприятия проводимые данными институтами, являются важными и неотъемлемыми частью современного общества. Основы молодежной политики определяют дальнейшее развитие страны и общественных институтов. Однако, за последние 30 лет, молодежной политики, развитию молодежи и молодежных движений не уделялось достаточного внимания.

Молодежную организацию, на современном этапе развития принято трактовать, как формальное объединение социальных групп возрастом до 30 лет, основной функцией, которой является координация, взаимодействие, и развитие, решение проблем конкретного человека, группы, сообществ.

Но, с приходом 90-х и развала СССР, развалилась система взаимодействия и воспитания молодежи – пионерские и комсомольские организации. В обществе образовался вакуум. Возросли количество случаев детской наркомании, преступности, насилия в семье.

Нельзя сказать, что молодежные организации исчезли вовсе. Только в одной Москве насчитывалось около 400 неформальных молодежных объединений. Представляли новые структуры различные идеологии. В основном разделить новые молодежные 90-х можно на четыре группы:

  1. Организации досуга, которые состояли из небольшого числа людей объединенных общими идеями и интересами;
  2. Молодежные движения только формирующихся партий;
  3. Неформальные, радикальные политические движения (например, Анархо-Радикальное Объединение Молодежи);
  4. Организации нацеленные на общекультурное развитие общества [3, С. 29-36].

Но в 90-х годах экономическая ситуация в Российской федерации с каждым годом стремительно ухудшалась, что повлияло на развитие молодежных движений. Уменьшение размеров  финансирования, отток профессиональных кадров из молодежных организаций привели к деградации последних. Произошла вынужденная централизация и переезд наиболее активных организаций с регионов в центры [4].

Большинство лидеров новых молодежных движений были студентами высших учебных, которые не имели необходимых организационных и лидерских навыков. Более того, лишь в 1995 году был принят закон «Об общественных объединениях», который легализировал деятельность молодежных организаций [5].

Сотрудничество между государством и молодежными организациями на данном этапе оставляло желать лучшего. Организационная работа с молодежью была на крайне низком уровне.

В отдельно взятых регионах, были попытки проведения специализированных мероприятий, создания молодежных лагерей, привлечение молодежи к общественным работам, но это было скорее исключение, чем правило. На большинстве же территории, органы государственной власти демонстрировали неэффективность и полное безразличие к развитию молодежи.

Большинство молодежных организаций так же были индифферентны и малоактивны, разобщены и мало взаимодействовали друг с другом. Лишь небольшое число было готово к продуктивному сотрудничеству с государством.

Но, несмотря на общую негативную тенденцию, в конце 90-х, начала 2000-х ситуация начинает меняться. На местном уровне принимаются региональные программы и законы, которые способствуют к развитию молодежных движений. Эти программы включали в себя, как финансовую помощь на конкурентной основе, так и методологическую доступную для всех. Растет финансирование молодежных организаций [6].

Кроме того, в период 2000-ных, впервые появляются признаки системности и целенаправленности политики по отношению к молодежным организациям. Произошло понимание, что подход, выработанный в 90-е по отношению к молодежным организациям и молодежи в целом, себя исчерпал.

В 2001 году, новоизбранный Президент Российской федерации В. Путин озвучивает необходимость создания новой молодежной политики. Но, изменения государственной политики по отношению к молодежным организациям так и не были проведены. Лишь в 2004 году рабочей группой Госсовета России по государственной молодежной политики, было проведено комплексное исследование, результаты которого были опубликованы в отчете «Доктрины государственной молодежной политики Российской Федерации». В данном проекте были обозначены основные цели, задачи и методы государственной политики по отношению к молодежным организациям. Но, они были так же проигнорированы. Только через 2 года, в 2006 году, правительство утверждает комплексный документ «Стратегию государственной молодежной политики до 2016», который в свою очередь был «сырой», и требовал доработки и усовершенствования механизмов реализации основных задач. Следует так же сказать, что выводы Госсовета 2004 года, учтены не были [7].

Таким образов, в своём эволюционном развитии отношение между Российским государством и молодежными организациями прошли 5 этапов:

  1. Монополия и полное доминирование государственных молодежных организаций – пионерское движение и комсомол;
  2. Появление и развитие неформальных, и во многом незаконных молодежных организаций времен перестройки. Данные движение в большинстве случаев характеризовались социальным протестом против  существующих общественных ценностей;
  3. Появление и развитие новых молодежных организацию, институционализация молодежной государственной полотки. Данный период охватывает время от 1990 до 1996 года. Характеризуется осознанием необходимости легализации независимых молодежных организаций, созданием правовой базы, а так же первых попыток создания молодежной политики государства;
  4. Данный этап характеризуется устойчивой молодежной политикой, реализации введенных программ 3-го этапа, массового появления и развития новых молодежных организаций. Охватывает период с 1996 по 2002 год;
  5. Современный этап развития. Охватывает временные рамки с 2002 по сегодняшний день. Характеризуется осознанием провальной молодежной политики 3 и 4 этапов, поиском новых альтернатив развития российских молодежных организаций, попытка создания новых принципов партнерства между молодежными организациями и государством.

Реформирование российской экономики, и государственных программ возродило множество различных общественных движений. Следует так же заметить, что их рост числа общественных организаций отнюдь не адекватен качественному составу. Условно можно разделить общественных организации на 2 типа: организации которые реально взаимодействуют с целевой аудитории, и теми, кто существует формально.

По данным Госкомстата, официально зарегистрировано более 427 тыс. молодежных организаций. Социологические опросы, показывают, что немного более половины молодежи  поддерживают их существование, но при этом стать членом данных организаций согласны лишь четверть молодого населения страны. В реальности членами молодежных организаций являются лишь 4% от общего числа российской молодежи. [8].

По степени сотрудничества с государством можно выделить 3 группы организаций:

1) молодежные организации, которые пользуются финансовой и методологической поддержкой государственного аппарата, и включены в реестр;

2) молодежные организации, зарегистрированные в органах юстиции, но не включены в реестр;

3) молодежные организации, которые не зарегистрированные в органах юстиции, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов.

В связи со спецификой регистрации, бюрократизации и усложненной процедуре, официально зарегистрировано и активно взаимодействуют с государством лишь 27% от общего числа [9].

Основными направлениями деятельности молодежных организаций в России являются:

а) волонтерское движение;

б) студенческие организации;

в) национально-патриотические организации;

г) организации, нацеленные на творческое и интеллектуальное развитие;

д) организации, нацеленные на физическое развитие своих членов, туризм.

На современном этапе развития, помимо подхода к молодежным организациям, изменились и направление деятельности молодежных движений. Если в конце 80-х, начале 90-х свою силу набирали организации, демонстриющие протест существующему общественному украду, то сегодня доминируют левые организации, и молодые движения политических партий.

После 2000 года, резко возрастает количество политических молодежных движений, среди которых можно выделить молодежное движение «Наши», молодежное движение «Идущие вместе» и тд. В 2005 году формируется молодежное крыло партии Единой России, «Молодая Россия», которая в дальнейшем была преобразовано «Молодую гвардию». Аналогичные направление создают и оппозиционные партии «ЛДПР» и «Яблоко».

Молодежные организации, которые занимаются иными видами деятельности, становятся периферийными, и в современных российских реалиях спросом не пользуются.

Таким образом, эволюционное становление молодежных организаций и развития партнерства с государственными органами власти за последние 30 лет прошли ряд изменений. С полной монополии государственных организаций и полулегальных движений времен перестройки, до независимых и современных организаций.

Но, несмотря на позитивные изменения, проблемы взаимодействия между молодежными организациями и органами государственной власти остаются огромными. До сих пор не выработан четкий механизм взаимодействия государства и молодежных организаций, не сформированы современные принципы партнерства государства и молодежи, бюрократические барьеры остаются огромными; существует хроническая нехватка финансирования Так же прослеживается общее нежелание чиновников развивать сотрудничество с молодежными организациями.

1.2 Правое регулирование деятельности и взаимодействие молодежных организациях с государственным аппаратом в РеспубликеБашкортостан

Современный этап развития отношений между государством и молодежными общественными организациями приходится на период распада СССР. В период перестройки появляются первые неформальные организации молодежи, общей особенностью которых является протест против существующего социального порядка. Институт пионеров и комсомола, как основные инструменты формирования молодежи теряют свою привлекательность в обществе. Возникла острая необходимость применять новые методы реализации молодежной политики.

В 1991 году, Верховный совет СССР, принимает закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и создает специальный комитет по молодежной политики, тем самым закладывая основы дальнейшего развития молодежных общественных организаций. Кроме того, на момент принятия декларации о суверенитете РФ, в ряде регионов уже имелись государственные органы и комитеты, уполномоченные на работу с молодежью и молодежными организациями.

В дальнейшем периоде 90-х принимаются важные законы по организации доктрины партнерства и дружбы между государством и общественными организациями. 4 сентября 1992 г. состоялась встреча Президента России с представителями детских и молодежных движений, руководителями областных комитетов по делам молодежи. Результатом мероприятия стало принятие указа «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Этим указом, в целях координации между молодежными организациями, а также повышения их эффективности Президент Российской формирует Национальный совет молодежных и детских объединений (НСМДО). Данный орган действует и сегодня.

В соответствии статьи 2.2 устава организации, принятого 10 января 1992 года, основными задачами НСМДО стало формирование правовой, информационной и ресурсной базы для развития молодежного и детского движения, а также реализации молодежных и общенациональных программ.

Для реализаций данных целей, НСМДО получило право «участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправлении», а также выступать с инициативой в органах государственной власти для защиты собственных прав и развития общественной жизни в целом [11].

Следует отметить, что 1992-1993 года характеризуется острым политическим противостоянием между Президентом РФ и Верховным советом; молодежь рассматривалась сторонами, как выгодный инструмент реализации собственной политики.

В этих сложным условиях, закладываются фундамент будущей модели отношений между государством и общественными организациями, основанного на независимом существовании последних.

После принятия новой конституции Российской федерации в 1993 году, появляются новые возможности системной организации молодежной политики. Дальнейший период характеризуется реформами, многие из которых были так и не доведены до конца.

В 1994 году путем проб и ошибок, был реформирован «Комитет по делам молодежи» а  и на его месте образованСовет по делам молодежи при Президенте Российской Федерации, который просуществовал вплоть до 2000 года.

Его основной задачей являлось разработка предложений и программ по развитию молодежной политики, а так же информирование Президента РФ о процессах, происходящих в данном секторе. Впервые у молодежной политики общее направление.

Период с 1995-2000 годов, характеризуется активным были созданием новые институциональные структур отвечающие за национальную молодежную политику страны, а так же формирование нормативно-правовой базы работы молодежных организаций. Среди новых институциональных образований, необходимо выделить Национальный фонд молодежи (основной задачей которого являлось финансирование молодежной политики из не бюджетных источников, а так же информационная поддержка), и Межведомственную комиссию по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации. Однако попытки реформирования старую систему и создать новые государственные органы по управлению молодежной политикой провалились, а структуры вскоре были расформированы.

16 мая 1995 г. прошли парламентские слушания по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В конце этого же года, был принят Семейный кодекс, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

В июле 1995 года был принят, федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Он впервые создал механизмы субсидирования и поддержки молодежных объединений, основные принципы государственной политики, механизм защиты прав детских и молодежных, а так же их интеграцию в систему формирования и реализации государственной молодежной политики.

В связи с принятием данного закона было издано постановление правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. №991 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений». Сформировалась правовая основа для партнерских отношений органов государственной власти с организованным молодежным движением [11].

Так же следует выделить указ президента «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» 1996 года, который оказал дополнительную финансовую и методологическую помощь молодежным спортивным, туристическим  и патриотическим организациям. В 1996–1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах России.

В 1994 году парламент, принимает первую целевую программу развития молодежного движение «Молодежь России», которая просуществовала 11 лет. Задачи которые пыталась решить дана программа были широкими. Помимо развития предпринимательства, решения проблем ЖКХ и повышении образованности молодежи, была внедрена постоянно действующая система поддержки молодежных организаций.

Данная программа предусматривала прямую финансовую помощь, на основе открытого конкурса, для организаций имеющих общенациональное значение, так же была разработана система грантов для талантливой молодежи.

Но данная программа, из-за широкого спектра задач, хронического недофинансирования и общенациональной неэффективности государственного аппарата так и ни была выполнена. Но главным провал данной программы стало доминирование старого, советского подхода, который рассматривал молодых людей как социально незащищенный слой, а не источник экономического роста для экономики.

В 1998 году была принята новая программа «Молодежь России 1998–2000», а затем в 2001 году вступила в действие «Молодежь России 2001-2005». Данные программы попытались учитывать ошибки предыдущей, основной уклон, помимо проблем с ЖКХ, теперь делался на творческую и интеллектуальное развитие и реализацию потенциала молодежи, создавались программы международного обмена. Были приняты и региональные программы развития молодежи, которые в точности повторили приоритеты и структуру принципов центрального правительства [12, C.12-21].

Объем финансирования мероприятий по реализации молодежной политики за 1994–1997 гг. составил почти 510 млн. руб., из которых на долю федерального бюджета приходилось 61 586,4 тыс., а на субъекты Российской Федерации – 448 353 тыс. руб.

Общие положения, цели, ключевые направления развития организационно­экономического механизма и разделения полномочий органов высшей государственной власти и субъектов Российской Федерации при реализации ГМП нашли свое отражение в проекте №98059899­2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», внесенном для рассмотрения в Государственную Думу РФ 13.07.1998 г. В пояснительной записке отмечалось, что он разработан в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в стране более 36 млн. человек.

Расходы по реализации основных целей государственной молодежной политики за трехлетний период (1998–2000 гг.) в соответствии с постановлением Государственной Думы от 18.11.1998 г. №3254­П ГД «О проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» должны были составить около 90 млрд руб. Данная сумма включала в себя все виды расходов государства на решение важнейших проблем молодежи в сфере здравоохранения, образования, воспитания, занятости, социальной защиты и обслуживания и т.п.[11 ].

Последующие две программы молодежной политики, хоть и в меньшей степени, но повторили яркий социально-защитный характер. Отсутствие концептуальных разработок, а так же нежелание применять новые методы к решению основных задач, отсутствие единого закона об основах молодежной политики, привело к «кальке» принципов первой программы в последующих двух.

Молодежь по прежнему не рассматривалась как активный участник экономического роста, что не отвечало требованием времени. На практике молодежь, 1990-2000-х принимала активное участие в экономической и политической жизни Российской федерации.

Но, уже в середине 2000-х основы работы с молодежью и молодежными организациями начинает проявлять первые принципы системности и координации. Активизировал свою деятельность НСМДО, который пришел к выводу о необходимости формирования новой молодежной политики. Существующая на то время модель взаимодействия между государством и молодежью себя исчерпала. Пришло осознание что молодежь больше не нуждалась в социальной защите, как в начале 90-х, так научилась быстро адаптироваться к быстро меняющейся экономической ситуации. Теперь главной задачей государства является создания условий для такой реализации.

Но до 2004 года, несмотря на понимание в высших чиновничьих кругах, о необходимости формирования новой доктрины отношений между государством и молодежными организациями так и не были выработаны.

Тем не менее, в 2004 году Рабочая группа Госсовета России, исследовала ошибки предыдущих правительств, оценила текущую ситуацию и выработала новый программный документ, известный сегодня как «Доктрины государственной молодежной политики Российской Федерации».

В документе отмечалось что стратегическое преимущество получает те государства, у которых выработана аффективная система сотрудничества между государством и молодежью, что несомненно позитивно влияет на реализацию человеческого и инновационного потенциала страны.

Предполагалось, что данный документ станет долгосрочной основой молодежной политики. Так же в документе было указано, что необходимо прекратить относится к молодежи, как к группе которую необходимо защищать и субсидировать; необходимо сконцентрироваться создание на площадок для реализации экономического и инновационного потенциала молодежи.

Потребовалось еще два года, что бы результаты работы были оценены, а отдельные принципы были внедрены на практике. В 2006 году, правительством российской федерации была принята «Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года». Данный документ принимался как компромиссный и временный, подразумевалось, что в дальнейшем он будет, но действует с минимальными изменениями и до сегодняшнего дня.

В 2007 году, было создано профильное ведомство по проблемам молодежной политики: «Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи», затем в 2008 году данный комитет был преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи подчиненное Министерству спорта Российской федерации.

Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

– Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);

– Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

– Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. [13].

Но на сегодняшний день, не смотря на все реформы и попытки повысить эффективность молодежных организаций, единой молодежной политики так и не было выработано.

Во всех странах СНГ, кроме Российской федерации и Армении, принят базовый закон в отношении государственной молодежной политики. В Азербайджанской Республике действует Закон «О молодежной политике», в Казахстане и Туркменистане – «О государственной молодежной политике», Кыргызской Республике, Беларуси и Узбекистане – «Об основах государственной молодежной политики», Республике Молдова – «О молодежи», Республике Таджикистан – «О молодежи и государственной молодежной политике», Украине – «О содействии социальному становлению и развитию молодежи».

Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств в 2012 г. был принят модельный Закон «О государственной молодежной политике». Это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий общие для государств – участников СНГ задачи и направления в этой сфере. В нем даны определения понятий «государственная молодежная политика», «молодежь (молодые граждане)», «молодая семья», «молодой ученый», «молодой специалист» и другие. Кроме того, в Законе прописаны полномочия органов власти по основным направлениям молодежной политики. [11]. Основные законодательные акты, которые регулируют молодежную политику, приведены в Приложении 1.

Таким образом, период первого десятилетия, ХХI небольшим количеством изменений в сфере молодежной политики, особенно по сравнению с 90-ми. Они по-прежнему оставались малосистемными и малозаметными. Отсутствовали новые методы и новые подходы к рассмотрению проблем молодежи.

Так же были проигнорированы мнения экспертов о необходимости прекращения социальной защиты и создания условий для реализации молодежи. Эффективное партнерство между молодежными организациями и государственными органами власти по прежнему невозможны. Молодежная политика по прежнему рассматривалась, как периферийная и не заслуживающая внимания центральных органов отрасль. Отсутствует понимание места и роли государственного управления по отношению к молодежи.