Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов



Диплом Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов

Содержание

Введение

Актуальность данной работы. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).

Если проанализировать Федеральные государственные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, то мы можем увидеть, чтовнимания этому психическому процессу уделяется меньше. Существующая система дошкольного воспитания и обучения фактически не содержит в себе (или содержит в недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие  воображения у детей.

В этих условиях воображение развивается в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития. Причиной такой ситуации является сложность самого процесса развития воображения. Основным и наиболее радикальным средством выхода из этого положения, конечно же, является изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способности к творчеству.

В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей, является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ.

Таким образом,актуальность проблемы заключается в потребности общества в творческой, креативной, способной нестандартно подходить к решению задач личности.

Цель работы: рассмотреть развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов путем рисования.

Предмет работы: познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов.

Объект работы:развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

- рассмотреть формирование творчества  дошкольников с помощью изобразительного искусства;

- раскрыть развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности путём нетрадиционного рисования.

- спроектировать диагностический комплекс по выявлению уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста и выявить уровни сформированности данного процесса у детей;

- разработать комплекс заданий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его на занятиях изобразительного искусства;

- провести повторную диагностику для выявления уровней воображения по результатам проделанной работы.

Гипотеза исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен, если:

1. Выявить сущность понятия «воображение» и специфику процесса его формирования в старшем дошкольном возрасте.

2. Внедрить в содержание занятий изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования, компьютерных технологий и дидактических игр.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, разработан комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Методы исследования:

- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта);

- практические (проведение методик на выявление уровней воображения; изучение продуктов деятельности детей; метод эксперимента).

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности воображения у старших дошкольников

В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия.

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3, с. 74].

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности11, с.15.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детей старшего дошкольного возраста: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Ребенок ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение16, с.17:

Игра.

Конструирование.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

В формировании воображения дошкольников пяти-шести лет присутствует особенная черта. У них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Воображение дошкольника работает непроизвольно. Ребенок может начать фантазировать в любую минуту и в процессе не отделить реального от воображаемого. Чаще замысел в процессе воображения возникает лишь после действия.

Ребенок в отличие от взрослого не стремится реализовать свои мечты в реальности. Еще Л. С. Выгосткий писал о том, что «интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого» [там же, С. 26].

Процесс воображения у дошкольника существует лишь ради самого процесса воображения. Дошкольника привлекает процесс воображения как создание новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

У старших дошкольников чаще проявляется произвольность воображения. Они способны заранее, до начала деятельности, планировать процесс воображения. Старшие дошкольники планируют игру, фантазируя о ее процессе, но в тоже время часто меняют запланированный сюжет на более окрашенный эмоциями в конкретный момент. Е.Г. Речицкая пишет о том, что «неспецифические предметы легко могут быть включены в игру детей, когда нужно что-то угадать, вообразить, дополнить» [58, С. 10].

Итак, воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы придуманными образами, строить новые образы из имеющихся представлений.

1.2. Теоретическое обоснование модели формирования воображения устаршихдошкольников

В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, необходимо обеспечить у учащихся «готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с учащимися и талантливыми детьми. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны взрослых.

В настоящее время говорить о существовании полноценных систем организации работы с учащимися преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одаренности, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одаренности. Однако систем организации деятельности таких детей существует немного, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированный варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности.

В связи с введением ФГОС необходимо освоить современные формы  планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, освоить составление структурированных  технологических карт уроков, где  описан весь процесс деятельности, как учителя, так и ученика.

Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:

- предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности),

- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях),

- личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).

Таблица 1

Методика составления технологической карты занятия

Моделирование в психологии один из распространенных теоретических методов. «Под моделированием обычно понимают исследование объектов на их моделях» [33, С. 128].

Данный метод позволил создать теоретическую модель формирования воображения дошкольников. Моделью принято считать специально созданные искусственно объекты, их система. Модель отражает связи между компонентами процесса формирования воображения дошкольника.

Опираясь на изложенные ранее теоретические положения о воображении как феномене в психолого-педагогической литературе и об особенностях воображения дошкольников в частности и специфике использования форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, нами была разработана психолого-педагогическая модель формирования воображения дошкольников. (Рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования воображения дошкольников

Модель включает в себя специфические психолого-педагогические условия, задачи, формы и методы, которые последовательно и максимально эффективно влияют на формирование воображения дошкольников. Данная модель ориентирована на развитие у дошкольников воображения и творческой активности, мотивации к активному и самостоятельному воображению9, с.34.

Реализация теоретической модели позволит использовать потенциальные возможности дошкольных образовательных учреждений и психологической службы в частности в процессе формирования активности воображения дошкольников в условиях современной воспитательной среды и создать необходимую методологическую базу для проектирования и апробации комплексной психолого-педагогической программы по формированию воображения дошкольников.

Основными признаками разработанной модели формирования воображения дошкольников явились: целенаправленность, целостность, комплексности, наличие участников психолого-педагогического процесса, структуры, наличие коммуникативных свойств, преемственности и системности. Данные принципы понимают следующим образом:

- целостность и системность, включающие в себя «выделение целостнообразующих факторов, т.е. оснований целого на данном этапе его развития» [7, С. 596]. По мнению В.В. Никандрова, «целое обычно в современной науке рассматривается в первую очередь как система» [33, С. 97]. Следовательно, оба эти принципа неразрывно связаны;

- преемственность, позволяющая осуществлять поступательность и динамику процесса обучения и воспитания. Преемственность обеспечивает положительную динамику испытуемых на каждой ступени осуществления программы. Навыки воображения, полученные на дошкольной ступени, углубляются в школе, совершенствуются в средних и высших учебных заведениях;

- комплектность, которая выражается в структуре и содержании процесса воображения.

Центральным компонентом модели формирования воображения является целевой компонент. Составляющие целеполагающего компонента – цель и задачи. «Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего» [11, С.12]. Целью является желаемый конечный результат. Задача же в свою очередь определяется, как «цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условия средств» [7, С.162].

В этой модели основной целью является формирование воображения старших дошкольников. В соответствии с целью были определены основные задачи.

Целевой компонент конкретизируется на семь задач:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- выявить особенности воображения старших дошкольников;

- подобрать методы и методики исследования;

- дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования;

- разработать и реализовать программу формирования воображения старших дошкольников;

- проанализировать результаты формирования воображения старших дошкольников;

- разработать рекомендации воспитателям и педагогам по формированию воображения старших дошкольников.

Решение выдвинутых задач будет способствовать не только формированию воображения детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету) и готовности ребенка к школе.

Реализация данных задач позволит решить поставленную цель, сформировать или повысить исходный уровень воображения.

Создание модели формирования воображения дошкольников тесно связано с выделением условий для реализации данной модели на практике.

Как любому процессу в образовании и воспитании детей необходимо соблюдение некоторых условий, которые позволят создать необходимую психолого-педагогическую среду для реализации программы. Такими условиями являются:

- опора на ведущую деятельность дошкольников (игра);

- гуманистическая направленность игровой деятельности;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;

- включение ребенка в занятия при опоре на заинтересованность и активность его участников;

- сотрудничество и сотворчество педагога и дошкольника на занятии; интеграция усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений.

Процесс моделирования в психологии осложняется вышеперечисленными условиями, а также «сужают поле моделирования и этические нормы взаимодействия исследователя с исследуемым человеком или группой» [33, С. 130].

Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий.

Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности, содержание которой определено «Программой воспитания и обучения в детском саду». Конструктивная деятельность имеет в этом плане особое значение, ибо в процессе ее ребенок что-то активно создает и видит результат своего труда. Она способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю, упорство.

Для этого с детьми проводятся различные игры с применением методики рисования. К примеру:

Задание 1. «Дорисуй картинку» [10].

Ребёнку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ему не удаётся сразу узнать предмет, то ему оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как ребёнок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляются ребёнку незаконченные картинки, которые могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. На изображении может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (Например: «овощи», «фрукты», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Задание 2. «Узнай предметы и нарисуй их» [11].

Ребёнку предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображение предметов, наложенных друг на друга). Такую картинку легко получить, если сделатьодин и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала объекты берут из одной смысловой группы, усложнённый вариант - смещение групп или задачи с геометрическими фигурами.

Ребёнок должен узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения цветным карандашом). После того, как все предметы названы, ему предлагают нарисовать каждый из них в отдельности.

Задание 3. «Кто больше придумает и нарисует» [5].

Ребёнку показывают изображение двух одинаковых по форме, но различных по величине геометрических фигур (любых) и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного «опредмечивания» просят нарисовать их. В случае необходимости задают наводящие вопросы. Игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске.

У детей старшей группы, в которой проводились такого рода занятия, повышался уровень развития воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт у детей лично значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребёнок не просто рисует, а передаёт в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

1.3. Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Одна из задач уроков ИЗО – научить ребенка видеть красоту в окружающей жизни, в природе, в произведениях искусства. Поэтому обучение основам изобразительной грамоты всегда должно осуществляться в тесной связи с окружающей жизнью, с личным опытом ребенка, его чувствами и интересами.

Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. Именно эти положения должны, прежде всего, учитываться при выборе форм и методов обучения изобразительному искусству, в том числе и живописи[33, С. 141].

На наш взгляд, старший дошкольный возраст сенситивен в отношении активного формирования личности, развитие психологических функций, таких как внимание, память и воображение, которые необходимы для нормального и правильного функционирования мозга является особенно актуальным сегодня [28, с.225].

Для наиболее эффективного развития этих способностей могут применяться такие формы работы, как к примеру, коллективное творчество и внеклассная индивидуальная деятельность, прохождение различных тестовых методик по формированию этих способностей, использование различные типы уроков, к примеру, скомбинировать несколько уроков в один [5, с.2].

Например, выбрав экскурсию (в музей или на природу) мы помогаем детям осознать и почувствовать неразрывную связь искусства и окружающей жизни, так же это создаёт благоприятные условия для формирования эмоционально–эстетического отношения детей к цветовому многообразию природы и для более глубокого восприятия произведений искусства [71, с.42].

Коллективное творчество позволит детям более объективно оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к творчеству своих товарищей. Дети почувствуют гораздо большее удовлетворение от своего труда, если увидят свои работы на выставке или в оформлении школьного интерьера.

Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их творческое применение. Эти задания помогут выявить интересы и склонности детей, помогут им быть более самостоятельными при выполнении творческих работ [58, С. 15].

К примеру, на уроках живописи это могут быть задания, связанные с создание каких-либо композиций из всевозможных цветных материалов: бумаги, ткани, ниток, пуговиц, листьев и цветов; использование смешанных техник при работе с красками и т.д. В качестве ведущих методических приемов обучения живописи можно назвать сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение.

Так как старшие дошкольники очень восприимчивы, сказка позволит преподавателю создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным, легко запоминающимся. Проблемная ситуация послужит средством активизации мышления и воображения, поможет детям почувствовать себя исследователями.

Так же, безусловно, стоит использовать игры и упражнения, которые помогут в изучении предмета. Например, задания типа: «изобразить цветовыми пятнами вкус или запах, собственное состояние в данный момент или чувства радости, боли и т.д.». Так же помогут нетрадиционные техники рисования. Они не только помогут привлечь внимание, но и заинтересуют детей и замотивируют на дальнейшее развитие таким способом способностей детей самостоятельно. К примеру, техника граттажа способна обучить детей не только аккуратно выполнять работы, но и заранее продумывать, где и какой элемент своего рисунка они хотели бы изобразить.

Так же техника рисования манкой, которая чаще всего используется в детском саду, может помочь разнообразить учебный процесс. В связи с тем, что многие дети сейчас не посещают детские сады или же по какой-то причине не учились рисованию манкой, получат обширный опыт по использованию данного материала. Ведь способов рисования насчитывается более 5. А так же возможен вариант развития событий, что сами дети будут изобретать новые способы рисования.

Существуют так же авторские программы по развитию воображения. К примеру, «Программа развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения» разработанная педагогом-психологом Баталовой Ириной Владимировной для детей 5-7 лет позволяет с помощью новых технических средств и современных методов развивать у детей творческое воображение.

В её программе используются ТРИЗ технологии, кейс-технологии, так же используется метод мозгового штурма, методы нетрадиционного рисования (пальчиковое рисование, рисование манной крупой, рисование на мокрой бумаге и т.д.) и другие. Данная программа ясно и точно описывает результаты, которых добились воспитатели, которые решили применять её на группе детей в детском саду.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

2.1. Выявление уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с гипотезой и задачами исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента стало изучение уровней воображения у детей группы «А» и группы «Б».

Формирующий эксперимент включает в себя работу по развитию воображения у детей группы «Б» на занятиях изобразительного искусства.

Контрольный эксперимент ставит своей целью выявить динамику уровней воображения у детей группы «А» и группы «Б».

Всего в исследовании приняли участие 43 детей, из них: 22 человек (группа «А») – контрольная группа (КГ); 21 человека (группа «Б») – экспериментальная группа (ЭГ). Список детей приведен в приложении 1 и 2.

Основные задачи исследования заключались в том, что нам нужно было провести методику выявления уровней воображения детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная группа представляет собой дружный коллектив, с позитивными и активными детьми. Данная группа легко входит в контакт с преподавателями. На среднем уровне усваивает учебный материал. Иногда возникают проблемы с дисциплиной.

К сожалению, в данной группе есть дети, которым трудно даётся подготовительный учебный материал, но если использовать творческие задания, нетрадиционные техники, то можно заметить, что дети включаются в процесс, легче осваивают материал и стремятся участвовать в работе.

Цель опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе состояла в изучении особенности воображения и выявлении уровней его развития у детей группы «А» и группы «Б».

На констатирующем этапе исследования были выбраны 3 методики: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Вербальная фантазия» и «Рисунок» Р.С. Немова.

На основе данных методик были выделены показатели, с целью дальнейшей аналитической обработки результатов исследований и получения количественных показателей, были выделены три уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий.

1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».

Цель данной методики: определить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой (Приложение 3).

Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, детям было подробно рассказано, что они должны сделать:

«Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте интересные карточки. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно. Ваша задача просто внимательно осмотреть все фигурки, подумать и дорисовать их в то, что вам пришло на ум. Не торопитесь, выполняя данное задание. Не забудьте подписать свои волшебные карты». Время, потраченное на выполнение, не фиксировалось.

После того, как дети выполнили поставленную перед ними задачу, их карточки были собраны для выявления результатов. Для оценки уровня каждого ребёнка высчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.

Одинаковыми считаются изображения, в которых превращается в один и тот же элемент. Например, квадрат и треугольник превращаются в экран телевизора. Это считается повторением. Оба изображения не засчитываются ребенку. Если у детей совпадали изображения с соседом по парте, то такие фигуры не засчитывались.

Если ребёнок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень. 4 и меньше - это соответствует низкому уровню.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

Низкий. При этом уровне у детей фактически не были выполнены задания, они не принимают задачу, поставленную перед ними, либо они рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения.

Так же дети с низким уровнем развития воображения могут сделать схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные.

Средний. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки, т.е. такие рисунки не повторяются в группе детей и самим ребёнком. Чаще всего фигура для рисования является центральным элементом рисунка. Творческие рисунки оцениваются одним баллом. Малотворческие - 0,5 балла. Нетворческие - 0 баллов.

Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в таблице по контрольной и экспериментальной группам.

Таблица 2.1

Процентное соотношение результатов диагностики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» по выявлению уровней воображения в экспериментальной и контрольной группах

Группа

Уровень

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

9%

5%