Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов



Диплом Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов

Содержание

Введение

Актуальность данной работы. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).

Если проанализировать Федеральные государственные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, то мы можем увидеть, чтовнимания этому психическому процессу уделяется меньше. Существующая система дошкольного воспитания и обучения фактически не содержит в себе (или содержит в недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие  воображения у детей.

В этих условиях воображение развивается в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития. Причиной такой ситуации является сложность самого процесса развития воображения. Основным и наиболее радикальным средством выхода из этого положения, конечно же, является изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способности к творчеству.

В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей, является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ.

Таким образом,актуальность проблемы заключается в потребности общества в творческой, креативной, способной нестандартно подходить к решению задач личности.

Цель работы: рассмотреть развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов путем рисования.

Предмет работы: познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов.

Объект работы:развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

- рассмотреть формирование творчества  дошкольников с помощью изобразительного искусства;

- раскрыть развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности путём нетрадиционного рисования.

- спроектировать диагностический комплекс по выявлению уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста и выявить уровни сформированности данного процесса у детей;

- разработать комплекс заданий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его на занятиях изобразительного искусства;

- провести повторную диагностику для выявления уровней воображения по результатам проделанной работы.

Гипотеза исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен, если:

1. Выявить сущность понятия «воображение» и специфику процесса его формирования в старшем дошкольном возрасте.

2. Внедрить в содержание занятий изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования, компьютерных технологий и дидактических игр.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, разработан комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Методы исследования:

- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта);

- практические (проведение методик на выявление уровней воображения; изучение продуктов деятельности детей; метод эксперимента).

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности воображения у старших дошкольников

В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия.

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3, с. 74].

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности11, с.15.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детей старшего дошкольного возраста: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Ребенок ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение16, с.17:

Игра.

Конструирование.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

В формировании воображения дошкольников пяти-шести лет присутствует особенная черта. У них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Воображение дошкольника работает непроизвольно. Ребенок может начать фантазировать в любую минуту и в процессе не отделить реального от воображаемого. Чаще замысел в процессе воображения возникает лишь после действия.

Ребенок в отличие от взрослого не стремится реализовать свои мечты в реальности. Еще Л. С. Выгосткий писал о том, что «интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого» [там же, С. 26].

Процесс воображения у дошкольника существует лишь ради самого процесса воображения. Дошкольника привлекает процесс воображения как создание новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

У старших дошкольников чаще проявляется произвольность воображения. Они способны заранее, до начала деятельности, планировать процесс воображения. Старшие дошкольники планируют игру, фантазируя о ее процессе, но в тоже время часто меняют запланированный сюжет на более окрашенный эмоциями в конкретный момент. Е.Г. Речицкая пишет о том, что «неспецифические предметы легко могут быть включены в игру детей, когда нужно что-то угадать, вообразить, дополнить» [58, С. 10].

Итак, воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы придуманными образами, строить новые образы из имеющихся представлений.

1.2. Теоретическое обоснование модели формирования воображения устаршихдошкольников

В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, необходимо обеспечить у учащихся «готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с учащимися и талантливыми детьми. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны взрослых.

В настоящее время говорить о существовании полноценных систем организации работы с учащимися преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одаренности, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одаренности. Однако систем организации деятельности таких детей существует немного, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированный варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности.

В связи с введением ФГОС необходимо освоить современные формы  планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, освоить составление структурированных  технологических карт уроков, где  описан весь процесс деятельности, как учителя, так и ученика.

Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:

- предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности),

- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях),

- личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).

Таблица 1

Методика составления технологической карты занятия

Моделирование в психологии один из распространенных теоретических методов. «Под моделированием обычно понимают исследование объектов на их моделях» [33, С. 128].

Данный метод позволил создать теоретическую модель формирования воображения дошкольников. Моделью принято считать специально созданные искусственно объекты, их система. Модель отражает связи между компонентами процесса формирования воображения дошкольника.

Опираясь на изложенные ранее теоретические положения о воображении как феномене в психолого-педагогической литературе и об особенностях воображения дошкольников в частности и специфике использования форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, нами была разработана психолого-педагогическая модель формирования воображения дошкольников. (Рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования воображения дошкольников

Модель включает в себя специфические психолого-педагогические условия, задачи, формы и методы, которые последовательно и максимально эффективно влияют на формирование воображения дошкольников. Данная модель ориентирована на развитие у дошкольников воображения и творческой активности, мотивации к активному и самостоятельному воображению9, с.34.

Реализация теоретической модели позволит использовать потенциальные возможности дошкольных образовательных учреждений и психологической службы в частности в процессе формирования активности воображения дошкольников в условиях современной воспитательной среды и создать необходимую методологическую базу для проектирования и апробации комплексной психолого-педагогической программы по формированию воображения дошкольников.

Основными признаками разработанной модели формирования воображения дошкольников явились: целенаправленность, целостность, комплексности, наличие участников психолого-педагогического процесса, структуры, наличие коммуникативных свойств, преемственности и системности. Данные принципы понимают следующим образом:

- целостность и системность, включающие в себя «выделение целостнообразующих факторов, т.е. оснований целого на данном этапе его развития» [7, С. 596]. По мнению В.В. Никандрова, «целое обычно в современной науке рассматривается в первую очередь как система» [33, С. 97]. Следовательно, оба эти принципа неразрывно связаны;

- преемственность, позволяющая осуществлять поступательность и динамику процесса обучения и воспитания. Преемственность обеспечивает положительную динамику испытуемых на каждой ступени осуществления программы. Навыки воображения, полученные на дошкольной ступени, углубляются в школе, совершенствуются в средних и высших учебных заведениях;

- комплектность, которая выражается в структуре и содержании процесса воображения.

Центральным компонентом модели формирования воображения является целевой компонент. Составляющие целеполагающего компонента – цель и задачи. «Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего» [11, С.12]. Целью является желаемый конечный результат. Задача же в свою очередь определяется, как «цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условия средств» [7, С.162].

В этой модели основной целью является формирование воображения старших дошкольников. В соответствии с целью были определены основные задачи.

Целевой компонент конкретизируется на семь задач:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- выявить особенности воображения старших дошкольников;

- подобрать методы и методики исследования;

- дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования;

- разработать и реализовать программу формирования воображения старших дошкольников;

- проанализировать результаты формирования воображения старших дошкольников;

- разработать рекомендации воспитателям и педагогам по формированию воображения старших дошкольников.

Решение выдвинутых задач будет способствовать не только формированию воображения детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету) и готовности ребенка к школе.

Реализация данных задач позволит решить поставленную цель, сформировать или повысить исходный уровень воображения.

Создание модели формирования воображения дошкольников тесно связано с выделением условий для реализации данной модели на практике.

Как любому процессу в образовании и воспитании детей необходимо соблюдение некоторых условий, которые позволят создать необходимую психолого-педагогическую среду для реализации программы. Такими условиями являются:

- опора на ведущую деятельность дошкольников (игра);

- гуманистическая направленность игровой деятельности;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;

- включение ребенка в занятия при опоре на заинтересованность и активность его участников;

- сотрудничество и сотворчество педагога и дошкольника на занятии; интеграция усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений.

Процесс моделирования в психологии осложняется вышеперечисленными условиями, а также «сужают поле моделирования и этические нормы взаимодействия исследователя с исследуемым человеком или группой» [33, С. 130].

Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий.

Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности, содержание которой определено «Программой воспитания и обучения в детском саду». Конструктивная деятельность имеет в этом плане особое значение, ибо в процессе ее ребенок что-то активно создает и видит результат своего труда. Она способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю, упорство.

Для этого с детьми проводятся различные игры с применением методики рисования. К примеру:

Задание 1. «Дорисуй картинку» [10].

Ребёнку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ему не удаётся сразу узнать предмет, то ему оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как ребёнок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляются ребёнку незаконченные картинки, которые могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. На изображении может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (Например: «овощи», «фрукты», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Задание 2. «Узнай предметы и нарисуй их» [11].

Ребёнку предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображение предметов, наложенных друг на друга). Такую картинку легко получить, если сделатьодин и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала объекты берут из одной смысловой группы, усложнённый вариант - смещение групп или задачи с геометрическими фигурами.

Ребёнок должен узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения цветным карандашом). После того, как все предметы названы, ему предлагают нарисовать каждый из них в отдельности.

Задание 3. «Кто больше придумает и нарисует» [5].

Ребёнку показывают изображение двух одинаковых по форме, но различных по величине геометрических фигур (любых) и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного «опредмечивания» просят нарисовать их. В случае необходимости задают наводящие вопросы. Игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске.

У детей старшей группы, в которой проводились такого рода занятия, повышался уровень развития воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт у детей лично значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребёнок не просто рисует, а передаёт в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

1.3. Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Одна из задач уроков ИЗО – научить ребенка видеть красоту в окружающей жизни, в природе, в произведениях искусства. Поэтому обучение основам изобразительной грамоты всегда должно осуществляться в тесной связи с окружающей жизнью, с личным опытом ребенка, его чувствами и интересами.

Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. Именно эти положения должны, прежде всего, учитываться при выборе форм и методов обучения изобразительному искусству, в том числе и живописи[33, С. 141].

На наш взгляд, старший дошкольный возраст сенситивен в отношении активного формирования личности, развитие психологических функций, таких как внимание, память и воображение, которые необходимы для нормального и правильного функционирования мозга является особенно актуальным сегодня [28, с.225].

Для наиболее эффективного развития этих способностей могут применяться такие формы работы, как к примеру, коллективное творчество и внеклассная индивидуальная деятельность, прохождение различных тестовых методик по формированию этих способностей, использование различные типы уроков, к примеру, скомбинировать несколько уроков в один [5, с.2].

Например, выбрав экскурсию (в музей или на природу) мы помогаем детям осознать и почувствовать неразрывную связь искусства и окружающей жизни, так же это создаёт благоприятные условия для формирования эмоционально–эстетического отношения детей к цветовому многообразию природы и для более глубокого восприятия произведений искусства [71, с.42].

Коллективное творчество позволит детям более объективно оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к творчеству своих товарищей. Дети почувствуют гораздо большее удовлетворение от своего труда, если увидят свои работы на выставке или в оформлении школьного интерьера.

Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их творческое применение. Эти задания помогут выявить интересы и склонности детей, помогут им быть более самостоятельными при выполнении творческих работ [58, С. 15].

К примеру, на уроках живописи это могут быть задания, связанные с создание каких-либо композиций из всевозможных цветных материалов: бумаги, ткани, ниток, пуговиц, листьев и цветов; использование смешанных техник при работе с красками и т.д. В качестве ведущих методических приемов обучения живописи можно назвать сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение.

Так как старшие дошкольники очень восприимчивы, сказка позволит преподавателю создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным, легко запоминающимся. Проблемная ситуация послужит средством активизации мышления и воображения, поможет детям почувствовать себя исследователями.

Так же, безусловно, стоит использовать игры и упражнения, которые помогут в изучении предмета. Например, задания типа: «изобразить цветовыми пятнами вкус или запах, собственное состояние в данный момент или чувства радости, боли и т.д.». Так же помогут нетрадиционные техники рисования. Они не только помогут привлечь внимание, но и заинтересуют детей и замотивируют на дальнейшее развитие таким способом способностей детей самостоятельно. К примеру, техника граттажа способна обучить детей не только аккуратно выполнять работы, но и заранее продумывать, где и какой элемент своего рисунка они хотели бы изобразить.

Так же техника рисования манкой, которая чаще всего используется в детском саду, может помочь разнообразить учебный процесс. В связи с тем, что многие дети сейчас не посещают детские сады или же по какой-то причине не учились рисованию манкой, получат обширный опыт по использованию данного материала. Ведь способов рисования насчитывается более 5. А так же возможен вариант развития событий, что сами дети будут изобретать новые способы рисования.

Существуют так же авторские программы по развитию воображения. К примеру, «Программа развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения» разработанная педагогом-психологом Баталовой Ириной Владимировной для детей 5-7 лет позволяет с помощью новых технических средств и современных методов развивать у детей творческое воображение.

В её программе используются ТРИЗ технологии, кейс-технологии, так же используется метод мозгового штурма, методы нетрадиционного рисования (пальчиковое рисование, рисование манной крупой, рисование на мокрой бумаге и т.д.) и другие. Данная программа ясно и точно описывает результаты, которых добились воспитатели, которые решили применять её на группе детей в детском саду.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

2.1. Выявление уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с гипотезой и задачами исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента стало изучение уровней воображения у детей группы «А» и группы «Б».

Формирующий эксперимент включает в себя работу по развитию воображения у детей группы «Б» на занятиях изобразительного искусства.

Контрольный эксперимент ставит своей целью выявить динамику уровней воображения у детей группы «А» и группы «Б».

Всего в исследовании приняли участие 43 детей, из них: 22 человек (группа «А») – контрольная группа (КГ); 21 человека (группа «Б») – экспериментальная группа (ЭГ). Список детей приведен в приложении 1 и 2.

Основные задачи исследования заключались в том, что нам нужно было провести методику выявления уровней воображения детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная группа представляет собой дружный коллектив, с позитивными и активными детьми. Данная группа легко входит в контакт с преподавателями. На среднем уровне усваивает учебный материал. Иногда возникают проблемы с дисциплиной.

К сожалению, в данной группе есть дети, которым трудно даётся подготовительный учебный материал, но если использовать творческие задания, нетрадиционные техники, то можно заметить, что дети включаются в процесс, легче осваивают материал и стремятся участвовать в работе.

Цель опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе состояла в изучении особенности воображения и выявлении уровней его развития у детей группы «А» и группы «Б».

На констатирующем этапе исследования были выбраны 3 методики: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Вербальная фантазия» и «Рисунок» Р.С. Немова.

На основе данных методик были выделены показатели, с целью дальнейшей аналитической обработки результатов исследований и получения количественных показателей, были выделены три уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий.

1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».

Цель данной методики: определить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой (Приложение 3).

Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, детям было подробно рассказано, что они должны сделать:

«Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте интересные карточки. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно. Ваша задача просто внимательно осмотреть все фигурки, подумать и дорисовать их в то, что вам пришло на ум. Не торопитесь, выполняя данное задание. Не забудьте подписать свои волшебные карты». Время, потраченное на выполнение, не фиксировалось.

После того, как дети выполнили поставленную перед ними задачу, их карточки были собраны для выявления результатов. Для оценки уровня каждого ребёнка высчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.

Одинаковыми считаются изображения, в которых превращается в один и тот же элемент. Например, квадрат и треугольник превращаются в экран телевизора. Это считается повторением. Оба изображения не засчитываются ребенку. Если у детей совпадали изображения с соседом по парте, то такие фигуры не засчитывались.

Если ребёнок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень. 4 и меньше - это соответствует низкому уровню.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

Низкий. При этом уровне у детей фактически не были выполнены задания, они не принимают задачу, поставленную перед ними, либо они рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения.

Так же дети с низким уровнем развития воображения могут сделать схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные.

Средний. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки, т.е. такие рисунки не повторяются в группе детей и самим ребёнком. Чаще всего фигура для рисования является центральным элементом рисунка. Творческие рисунки оцениваются одним баллом. Малотворческие - 0,5 балла. Нетворческие - 0 баллов.

Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в таблице по контрольной и экспериментальной группам.

Таблица 2.1

Процентное соотношение результатов диагностики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» по выявлению уровней воображения в экспериментальной и контрольной группах

Группа

Уровень

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

9%

5%

Средний

50%

43%

Низкий

41%

52%

Результаты показали, что из 22 детей из контрольной группы у 41% детей низкий уровень развития воображения, 50% средний уровень и 9% с высоким уровнем развития воображения. В данной группе затруднения вызвали ряд фигур таких, как ломаные линии. Ребята старались рассмотреть под разными углами эти незаконченные фигуры и представить, как следует нарисовать свою картинку.

У девятерых детей данные незаконченные фигуры были пропущены, не выполнены вовсе. Многие обращались за помощью и просили подсказать, что это может быть. На вопрос: «Почему ты не стал рисовать эту фигуру?». Дети чаще всего отвечали, что они не могут представить то, что она будет в конечном итоге отображать.

Однако большой процент выполнения задания был в фигурах, содержащих круг. Дети более ярко выразили на своих рисунках то, как именно они видят уже законченную фигуру. Большинство нарисовали животных (кроликов, кошек, собак), другие нарисовали вид сверху.

Результаты в экспериментальной группе показали, что из 21 ребенка у 52% детей старшего дошкольного возраста группы «Б» низкий уровень развития воображения, 43% средний уровень и 5% с высоким уровнем развития воображения. В данной группе затруднения вызвали ряд фигур таких, как ломаные линии и квадрат.

У одиннадцати детей данные незаконченные фигуры были не выполнены или же намечены схематические наброски. На вопрос: «Почему ты не стал рисовать эту фигуру?». Дети чаще всего говорили, что они не понимают, что это может быть за фигура в конечном итоге и просили помощи или подсказки.

Однако большой процент выполнения задания был в фигурах, содержащих круг. Дети более ярко выразили на своих рисунках то, как именно они видят уже законченную фигуру. Большинство нарисовали животных (кроликов, кошек, собак), другие нарисовали вид сверху – тарелки, столы и другие предметы быта.

2. Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия».

Цель: выявить уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В течение минуты ребёнку предстоит придумать любой рассказ, а затем его пересказать. В данной методике оценивается скорость, необычность сюжета, проработанность рассказа, детализация, эмоциональная окрашенность повествования.

Перед выполнением задания проводится подробный инструктаж, что именно требуется от старшего дошкольника: «Сейчас тебе нужно будет постараться придумать свой рассказ. Тематику своего рассказа ты выбираешь сам. Это может быть любая тема, которую ты любишь или которая тебе интересна.

Самое главное это рассказать как можно точнее. Дополнить его деталями, рассказать, что испытываешь». Если ребёнок не понял задание, ещё раз поясняется, но уже с примером для его лучшего понимания. В данной методике существует трёх бальная система оценивания – 0, 1, 2.

Оценка происходит по четырём признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность образов.

5. Эмоциональность образов.

Ноль баллов ставится, когда признак практически отсутствует в рассказе. Один балл – признак имеется, хотя и слабо выражен. Два балла –признак имеется, значительно выражен в рассказе.

Так же, если у ребёнка не возникает за минуту сюжета рассказа, экспериментатор должен подсказать сюжет, тогда скорость воображения ребёнка будет оценено в 1 балл (Приложение 4). В таблице 22. приведены данные по контрольной группе и экспериментальной.

Таблица 2.2

Процентное соотношение результатов диагностики Р.С. Немова «Вербальная фантазия» по выявлению уровней воображения в экспериментальной и контрольной группах

Группа

Уровень

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

14%

5%

Средний

54%

52%

Низкий

32%

43%

Результаты контрольной группы показали, что из 22 детей у 50% детей старшего дошкольного возраста средний уровень развития воображения, 32% низкий уровень, 14% высокий уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, 0% - очень высокий, очень низкий уровни развития воображения.

В данной группе затруднения были вызваны лишь расширением своего повествования и дополнениями и эмоциональностью самого рассказа. В основном старшие дошкольники рассказывали об уже прочитанных сказках, таких как «Красная Шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Золушка», «Кот в сапогах» и др.

Многие дети на среднем уровне очень ярко и подробно описали предметы из своего рассказа упуская саму суть, из-за чего пересказ становился непонятным, не ясным и чаще всего не связанным. На низком уровне ребята затруднялись в выборе темы своего рассказа, обращались за помощью.

После того, как им было предложена тема, ребята старались сделать рассказ ярким, но чаще всего он был не последовательным, «перескакивающим» с места на место изложением. В итоге дети путались в своём рассказе и начинали заново, нередко повторяя одни и те же ошибки.

Результаты экспериментальной группы показали, что из 21 ребенка у 52% группы «Б» средний уровень развития воображения, 43% низкий уровень воображения, 5% высокий уровень воображения. Очень низкий и очень высокий уровни в данной группе отсутствуют.

В экспериментальной группе затруднения были вызваны составлением своего собственного сюжета у рассказа, как и у контрольной группы исследования. В основном дети рассказывали об уже прочитанных сказках, таких как «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Крошка Вилли Винки», «Кот в сапогах» и др.

Многие дети на среднем уровне слишком подробно описали предметы из своего рассказа, а когда вспоминали, что следует продолжать – теряли мысль и не могли вспомнить, где остановились и как следует дальше вести повествование.

На низком уровне ребята затруднялись в выборе темы своего рассказа, обращались за помощью. После того, как им было предложена тема, старались сделать рассказ ярким, но чаще всего он был не последовательным, «перескакивающим» с описания одного персонажа или явления на другое из-за чего изложение теряло всякий смысл, являясь лишь набором приложений.

Так же как и в контрольной группе исследования в итоге дети путались в своём рассказе и начинали заново, нередко повторяя одни и те же ошибки. Так же хотелось бы отметить, что в данной группе отсутствуют ребята с очень высоким уровнем развития воображения.

3. Диагностика Р.С. Немова «Рисунок».

Цель: определить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Мы предлагаем старшим дошкольникам альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Давая задание детям, мы чётко проговариваем задачу, которую предстоит выполнить: «Ребята, перед вами лежит чистый лист бумаги. Посмотрите, какой он белоснежный. Наша задача за 5 минут нарисовать какую-либо картину. Вы можете нарисовать что угодно. Всё зависит от вас».

Анализ картины и оценка воображения ребёнка в баллах проводится так же, как и в методике «Вербальная фантазия».

Таблица 2.3

Процентное соотношение результатов диагностики Р.С. Немова «Рисунок» по выявлению уровней воображения в экспериментальной и контрольной группах

Группа

Уровень

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

18%

5%

Средний

50%

57%

Низкий

32%

38%

Результаты по контрольной группе показали, что из 22 детей группы у 50 % средний уровень воображения, 32% низкий уровень,18% высокий уровень развития воображения. Контрольная группа не имеет уровни «очень высокий» и «очень низкий».

В данной группе не было выявлено затруднений у детей. В основном старшие дошкольники рисовали достаточно простые картинки в виде домика, дерева или какого-либо животного. Лишь дети с высоким уровнем рисовали нестандартные картинки – мир динозавров, космос, замки с принцессами.

В экспериментальной группе исследование показало, что из 21 ребенка у 57% детей средний уровень развития воображения, 38% низкий уровень воображения, 5 % высоким уровнем развития воображения.

В данной экспериментальной группе отсутствуют очень высокий и очень низкий уровни. Данное задание выполнили все дети. Затруднения возникли лишь у двух детей. После подробного разъяснения им задания ещё раз дети приступили к выполнению.

Многие работы детей старшего дошкольного возраста были посредственными и представляли собой лишь схематичный набросок. Один ребёнок отказался от выполнения данного задания, мотивируя это тем, что он слишком устал, но позже всё же выполнил задание, хотя и с опозданием. Девочки рисовали в основном яркие цветы и сказочных принцесс Диснея. Мальчики в основном рисовали машинки или технику.

Лишь у одного ребёнка с высоким уровнем воображения на рисунке была изображена морская бухта с лодками и пристанью и с виднеющимся вдалеке пляжем. После ребёнок ещё и рассказал, что это место является его любимым, так как он отдыхал там прошлым летом вместе с мамой.

Соотнесение результатов уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста по всем показателям в двух группах можно увидеть на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Результаты уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у большей части детей обеих групп воображение находится на среднем и низком уровне. Уровень воображения не достаточен и требует развивающей работы. Данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость исследования проблемы, поставленной автором.

С данной целью был проведён формирующий этап, который заключается в создании и реализации комплекса заданий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства.

2.2. Реализация комплекса заданий по развитию воображений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

На формирующем этапе работа проводилась в экспериментальной группе с добавлением к традиционной программе нетрадиционных техник рисования, игровых приемов и Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Контрольная группа работала по действующей типовой программе.

Для определения содержания работы было изучено перспективное планирование занятий по изобразительному искусству. На основании этой программы был разработан комплекс заданий по изобразительному искусству, включающий использование игровых технологий, нетрадиционных техник рисования и использование ИКТ.

Первый этап работы.

Цель: подготовить детей к игровой работе, включение в учебный процесс нестандартной работы. В связи с тем, что дети ещё не в полной мере обладают контролированием свои эмоций и чувств на первом этапе использовать игровую форму работы будет не просто. Поэтому мы начали работу с использования небольшой игровой работы. На это отводилось три занятия.

Первое занятие. В начале занятия проводилась игра разминка «Мозаика» (Приложение 5). На столах детей лежат конверты с вырезанными из картона геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, шар, прямоугольник и т.д.). Мы предлагаем детям собрать из фигур животное, предмет, технику, человека.

Каждый ребёнок по цепочке озвучивает, что у него получалось. На доске фиксировались все названные детьми предметы. После того, как последний ребёнок называет свою фигуру, детям предлагается перечислить из геометрические фигуры (из которых они складывали мозаику) те фигуры, которые имеют три угла.

Дети приходят к выводу, что такая фигура – треугольник. Затем мы играем в игру «Называйка». Это простая игра на основе предыдущей. Правила просты, каждый ребенок на кого падал жребий (указывал преподаватель) должен был сказать, какие предметы в нашей повседневной жизни имеют форму треугольника. Дети выдвигают свои варианты ответов. После того как был назван платок (головной убор) мы переходим к теме занятия – «Рисование платка для своей мамы» (Приложение 11).

В целом работа прошла успешно. Ребята быстро включились в игру. Старались как можно быстрее придумать предмет. Небольшое затруднение у детей вызвал вопрос о том, где в повседневной жизни мы используем треугольник, однако ребята справились с поставленной задачей. Дисциплина в группе не соблюдалась, приходилось время от времени прерываться и настраиваться на работу.

Второе занятие. На организационном моменте занятия с ребятами была проведена беседа о том, как стоит себя вести. Были оговорены правила поведения. Далее следовала дидактическая игра «Дорисуй картинку» (Приложение 6).

Детям предоставлен стимульный материал с упрощёнными схематическими изображениями: три картинки-половинки (собака, корова, свинья). Каждую картинку ребёнку предстояло дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Раскрасить по желанию. Далее мы разбираем с детьми картинки на детали, т.е. что лежит в основе материала (шар, прямоугольник и т.д.). Далее переходим к теме занятия.

В процессе работы не возникло особых затруднений. Стоит отметить, что у многих детей наблюдается повышенная эмоциональность. Это разлаживало рабочую обстановку в группе. Мы полагаем, что это было связано с тем, что раньше данные методики (игры) не применялись на занятиях.

Третье занятие. На данном занятии старшим дошкольникам предлагается дидактическая игра «Сочинитель сказок» (Приложение 7). Каждому ребёнку выдавался стимульный материал, в который входило 6 картинок (Баба Яга, заяц, клоун, ёжик, птичка, корзинка с грибами). Детям предлагается подумать и сочинить свою сказку, сделать иллюстрацию, в которой бы принимали участие все перечисленные герои.

После занятия была организована выставка. Самая лучшая иллюстрация награждалась правом быть рассказанной ребёнком на оценку. В процессе работы не возникло сложностей или затруднений. Все дети активно включились в процесс. Делились фантазиями, что именно объединяет данных героев. Быстро справились с заданием и были готовы продолжить основную работу.

Второй этап работы.

Цель: обучение детей игровой формы работы в группах. На данном этапе мы включаем детей в групповую работу с элементами игровой формой работы. На это отводилось три занятия.

Первое занятие. Работа на занятии была организована группами. Детям предлагалось вытянуть из «шапки-выбирайки» геометрическую фигуру. Красные круги, синие квадраты и зелёные прямоугольники. После того как дети разделились на группы, каждой из групп был выделен стимульный материал дидактическая игра «Следопыт» (Приложение 8).

На листе бумаги изображены множество животных, которые наложены друг на друга. Каждому ребёнку предлагалось попробовать побывать сыщиком и отыскать спрятанное животное среди других. Дети по цепочке называли животное, которое им удалось угадать. Для каждой группы давались задания, требующие самостоятельного распределения ролей (капитан команды, помощники).

Задания были так же вытянуты из шапки. Первое задание состояло в том, чтобы рассмотреть предложенную иллюстрацию и определить, в каких цветах выполнена данная картина, настроение, переданное автором и т.д. Второе задание – создать любой орнамент всей группой и доказать, что он является орнаментом. Третье задание – сделать групповой набросок иллюстрации к русской сказке (Приложение 12).

В целом, работа прошла успешно. Порой приходилось удерживать дисциплину, так как работа в группах предполагает шумное обсуждение и распределение обязанностей по выполнению заданий. Все дети были включены в работу. Никто не отлынивал, каждый старался помочь и был заинтересован в быстро и красиво выполненной работе своей группы.

Второе занятие. Так же с помощью шапки делим детей на группы. Всего 5 групп. Каждой группе демонстрируется картинка (висящая на доске) с изображением конкретной геометрической фигурой. Задание состоит в том, чтобы командой, как можно быстрее отыскать в группе предметы, в которых присутствует геометрическая фигура, а потом нарисовать их. Игра «Найди меня!». Затруднений и недопонимания не возникло.

Третье занятие. Делим детей на три группы. Каждой группе достаётся по изображению, в котором «спрятались» другие изображения. Игра «Угадайка» (Приложение 9). Каждой группе предстоит найти все спрятанные изображения и постараться их раскрасить. При этом детям проговариваются правила:

1. Каждый член команды должен участвовать.

2. Нельзя ругаться в своей команде.

3. Нельзя ругаться с другими командами.

Каждый член группы раскрашивает только один элемент картинки. После чего, каждому члену группы предлагается придумать какой-то предмет или геометрический узор. И попробовать нарисовать уже группой такой же рисунок для обмена с другими командами.

Третий этап работы.

Цель: обучение детей работе в больших группах (от 6 и более человек). На этом этапе мы включаем детей в работу в больших группах с элементами игровых технологий. На данный этап выделено 4 занятия.

Первое занятие. Делим группу поровну. Каждой группе детей даётся определённый набор друдлов (Приложение 10). Цель каждой группы разгадать друдл. Это картинка, похожая на первый взгляд на каракули, однако, если присмотреть, можно разглядеть силуэты, животных, технику и т.д. Чем больше дети смогут назвать и нарисовать то, чем является друдл, тем больше у них будет развиваться воображение и креативное мышление.

На данном занятии трудностей не возникло. Дети были увлечены новой методикой и необычным названием.

Второе занятие. Делим детей на 2 группы. Каждой группе предлагается половина ватмана. Задача каждой группы нарисовать дерево, которое будет не похоже на все остальные известные деревья. На ветках могут расти конфеты, пирожки, мороженное и т.д. То есть на веточках могут находится необычные вещи. Всё зависит от фантазии приложенной группой ребят. В конце каждая группа представляет своё дерево и рассказывает о том, где оно растёт, как за ним ухаживать и т.д.

В процессе работы возникли небольшие трудности с дисциплиной, так как каждый ребенок предлагал достаточное количество идей и между детьми возникал спор о том, кто всё это нарисует, однако капитаны команд быстро пришли к выводу, что обязанности будут распределены на всех, каждый член группы работает, выполняет своё задание.

Третье занятие. Делим детей поровну. На доске предоставлены два ватмана. Для каждой группы задание: по цепочке, один за другим, ребенок будет сначала придумывать, а затем изображать на ватмане один элемент из того, что пришло ему на ум.

Следующий по цепочке постарается представить, что бы это могло быть, что именно хотел нарисовать предыдущий ребенок, и постарается продолжить его замысел, так же одним элементом. По ходу работы приходилось часто перестраивать первоначально задуманный образ, и дети стремились увидеть и понять, что именно хотел нарисовать другой. Данный вид задания помог не только развить воображение, но и объединить недостаточно сформированный детский коллектив, помог искать компромиссы и учиться договориться друг с другом.

В процессе работы возникли небольшие трудности с дисциплиной. В связи с тем, что, пока выходящие ребята думали какой элемент изобразить дальше, в группе поднялся шум. Из-за чего было дано задание персонально каждому ребенку на своих листочках повторять элементы с доски и стараться представить, что именно задумали нарисовать члены команды. С введением данной санкции дети стали более дисциплинированными: перестали выкрикивать, вскакивать со своих мест, успокоились.

Четвёртое занятие. На доске закрепляется ватман. Теперь задача детей сплотиться в одну большую команду и нарисовать то, чего не существует – «Волшебное нечто». Самое главное, чтобы при работе каждый ребенок проявил участие в исполнении данной задачи.

В процессе работы дети задавали уточняющие вопросы, особых трудностей не возникло. Каждый ребёнок включался в работу, стараясь показать и проявить себя.

Четвёртый этап работы.

Цель: обучение детей работать индивидуально (отдельно от группы), самостоятельно. На данный этап выделено 2 занятия.

Первое занятие. Используем нетрадиционную технику рисования «Граттаж». Данная техника интересна была интересна тем, что мы практически не рисовали, а процарапывали рисунок. Проведя все подготовительные работы, а после, приступив к работе, детей было не оторвать от рисования. Каждый из них выполнил свой, индивидуальный рисунок, которым неимоверно гордился и считал самым лучшим. От ребят, активистов группы, было выдвинуто предложение в создании коллективного граттажа на большом формате бумаги. Данное предложение было одобрено и исполнено на следующем занятии (Приложение 13).

В процессе работы, дети проявили себя очень творчески, показав все свои способности на практике. Затруднений не возникло.

Второе занятие. Был выполнен коллективный граттаж на ватмане. Дети проявили активный интерес к данной технике рисования и уже после приносили показать то, что они выполнили дома, с родителями или одни. Так же на занятии была выполнена нетрадиционная техника «Пальчиковая живопись».

Для детей была проведена беседа о том, что рисовать можно не только кисточками, но и нашими пальчиками. Мы поощряли ребят на рисование пальчиками. Данная техника была встречена детьми положительно. Каждый ребёнок хотел показать, что он способен творить не только кисточкой, но и пальцем. В процессе выполнения работы не было выявлено затруднений.

В конце занятия была устроена выставка всех работ. Каждый ребёнок показал себя с новой стороны. У девочек в рисунках присутствовали таким интересные элементы как: несуществующие животные (пегасы и единороги), воздушные замки, необычные цветы. У троих мальчиков был изображён космос вместе с летающими тарелками и инопланетянами. У четверых других мальчиков были нарисованы города будущего и их жители. У остальных были нарисованы транспортные средства и близкие родственники.

Третье занятие. На данном занятии мы отправились в виртуальное путешествие по музеям (Эрмитаж, Музей Неудачного Искусства, Краеведчиский музей Тольятти, Государственная Третьяковская галерея). Используя компьютер, проектор и колонки для детей был представлена презентация, в которой дети имели право выбирать, куда мы отправимся. Нажимая на определённый музей, мы открывали, что-то новое. К примеру, для детей стало неожиданностью, что всего лишь 3 % жителей посещают музеи. Дети считают, что это очень мало и обещают это исправить.

В процессе занятия не возникло проблем с группой. В процессе работы, дети проявили себя, как дисциплинированные и спокойные зрители. Задавали вопросы после презентации. Активно интересовались историей Краеведческого музея, а так же временем, когда можно его посещать и есть ли что-то сейчас интересное там. После данного занятия дети предложили сходить все вместе на выставку моделей машин АВТОВАЗА. Предложение было одобрено дирекцией и родителями (Приложение 14).

2.3. Выявление динамики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика и выявлена динамика уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста. Наши исследование подтвердило, что воображения может развиваться благодаря направленной работе педагога.

Таблица 2.4

Результаты диагностики по методике М.О. Дьяченко «Дорисовывание фигур» у экспериментальной группы

Уровни воображения

Результаты экспериментов

Констатирующий

Контрольный

Высокий

5%

19%

Средний

43%

52%

Низкий

52%

29%

Мы видим, что в экспериментальной группе произошли изменения: количество детей с высоким уровнем воображения повысилось, возрос средний уровень, а детей с низким уровнем воображения стало гораздо меньше.

Таблица 2.5

Результаты диагностики по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» у экспериментальной группы

Уровни воображения

Результаты экспериментов

Констатирующий

Контрольный

Высокий

5%

29%

Средний

52%

61%

Низкий

43%

10%

Результаты этой диагностики приводят к более яркому подтверждению нашей гипотезы. Количество детей с высоким уровнем воображения возросло, а с низким уровнем наоборот – уменьшилось.

Таблица 2.6

Результаты диагностики по методике Р.С. Немова «Рисунок» у экспериментальной группы

Уровни воображения

Результаты экспериментов

Констатирующий

Контрольный

Высокий

5%

14%

Средний

57%

67%

Низкий

38%

19%

По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальной группе «Б» на контрольном этапе эксперимента 3 детей (14 %) имеют высокий уровень воображения, 14 детей (67%) - средний уровень и 4 детей (19%) – низкий уровень.

На рисунке 2.2 мы можем посмотреть динамику улучшения уровней воображения до и после контрольного эксперимента. Мы видим, что число детей с высоким уровнем воображения возросло, так же как и количество детей с средним уровнем, а вот количество детей с низким уровнем воображения уменьшилось. Это говорит о том, что наш комплекс заданий был эффективен и помог детям раскрыть себя.

Рис. 2.2. Динамика улучшения уровней воображения до и после контрольного эксперимента

На рисунке 2.3 мы можем увидеть сравнение экспериментальной группы после проведения комплекса заданий по развитию воображения и контрольной группы.

Рис. 2.3. Результаты уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах после проведения работы по развитию воображения

Мы видим, что уровни воображения детей в экспериментальной группе стали лучше, чем в контрольной группе. Количество детей с высоким уровнем воображения стало больше, так же как и повысилось количество детей со средним уровнем, в отличии от низкого уровня. Данный уровень у детей наоборот приобрёл тенденцию к падению, что, безусловно, хорошо, ведь наш комплекс был направлен на повышение уровня воображения детей.

Таким образом, мы видим, что количество детей повысивших свой уровень воображения доказывает, что проделанная нами работа на занятиях изобразительного искусства оказалась эффективной.

Заключение

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: было рассмотрено развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения предметов путем рисования.

Также были поставлены и решены следующие задачи: было рассмотрено формирование творчества  дошкольников с помощью изобразительного искусства, раскрыто развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности путём нетрадиционного рисования, спроектирован диагностический комплекс по выявлению уровней воображения у детей старшего дошкольного возраста и выявить уровни сформированности данного процесса у детей, разработан комплекс заданий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его на занятиях изобразительного искусства, проведена повторная диагностика для выявления уровней воображения по результатам проделанной работы.

В заключение можно сказать, что воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы придуманными образами, строить новые образы из имеющихся представлений.

Были определены последовательные этапы развития воображения у детей:

1. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей;

2. Формирующий этап эксперимента, цель которого - развитие воображения детей с использованием нетрадиционных техник, ИКТ и игр на занятиях изобразительного искусства;

3. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития воображения детей.

Работа проводилась с сентября 2015 по май 2016 года.

На диагностическом этапе для определения исходного уровня сформированности воображения детей использовалась методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и методики Р.С. Немова «Вербальная фантазия», «Рисунок».

В данных методиках было несколько показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребенка:

- количественная продуктивность его деятельности;

- гибкость использования идей;

- оригинальность воображения.

На их основе были разработаны три качественных уровня, по которым и распределялась вся совокупность детских рисунков и рассказов: высокий, средний и низкий.

Анализируя полученные на диагностическом этапе результаты, выявило необходимость провести специальную работу, направленную на развитие воображения детей.

Для этого на формирующем этапе использовались занятия, позволяющие достичь более высокого уровня развития воображения.

Для заключительной диагностики также использовались методики Р.С. Немова «Вербальная фантазия», «Рисунок» и О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Для того, чтобы сравнить результаты эксперимента, на контрольном этапе при проведении диагностики использовались те же показатели, и та же система уровней, что и на диагностическом этапе.

Из анализа результатов контрольной диагностики видно, что воображение детей экспериментальной группы значительно повысилось. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения значительно повышать уровень развития воображения.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в выпускной квалификационной работе гипотезу: использование развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения детей. У детей повышаются уровни воображения. Дети активно включаются в игровые ситуации, легко осваивают новые нетрадиционные техники, у них повышается интерес к рисованию.

Список использованной литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет. садов.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014.-392 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2009. – 93 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2010. – 671 с.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения. Пособ. для работ.дош. образов. учреждений и родителей.- М.: АРКТИ, 2015.-12 с.
  5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособ. для раб.дош. образ. уч. и родителей.-2-е изд. исправ. и допол.- М.: АРКТИ, 2013.-96 с.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : ИЦ «Академия», 2014. – 283 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-244-СПб.: Детство-ПРЕСС, 2014. - 155 с.
  8. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед: пособие для воспитателей /Т.Н.Доронова. - М.: Школьная Пресса, 2014.-95 с.
  9. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам - М.: «Приор-издат», 2012.-192 с.
  10. Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию.- М.: Школьная Пресса, 2014. - 255 с.
  11. Евдокимова М.М. Волшебный карандаш. Пособие для занятий с детьми по рисованию.- М.: Школьная Пресса, 2013. - 420 с.
  12. Екжанова Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях : Методика коррекционно-педагогической работы в начальных группых образовательной школы : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. – М. : ИПЦ «Каро», 2014. – 271 с.
  13. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 21–27.
  14. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. - М.; Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.-304 с.
  15. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. – М. : Владос, 2015. – 255 с.
  16. Козлова А.М., Никифорова И.К. Дошкольное образование: Уч.-метод. пособ.- М.: ЦГЛ, 2014.-80 с.
  17. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозайка-Синтез, 2013. – 160 с.
  18. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. – М. : Форум, 2011. – 383 с.
  19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 2012. – 494 с.
  20. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 157 с.
  21. Парамонова Л.А., Протасова. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав.- М.: ИЦ «Академия»,2014.- 240 с.
  22. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – М. : Речь, 2010. – 137 с.
  23. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ. пед. вузов – 2-е стереот.- М.: ИЦ Академия, 2012.- 432 с.
  24. Программа «Развитие» : основные положения / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. – М. : Новая школа, 2014. – 65 с.
  25. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой -2-е изд. испр. и доп.-М.: Мозаика - Синтез. 2015.-208 с.
  26. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав./ под ред. Л.Г. Нисканен – М.: ИЦ «Академия», 2012.- 208 с.
  27. Репина Т. А. Развитие воображения / Т. А. Репина // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 2014. – 342 с.
  28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 712 с.
  29. Специальная дошкольная педагогика: Уч. пос./ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: ИЦ «Академия», 2014.-312 с.
  30. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 240 с.
  31. Фомина Л. Новые творческие технологии в дошкольном детстве / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 38–54.
  32. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения / А. Я. Цукарь. – М., 2013. – 214 с.
  33. Штрайсмер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Уч. пособ. для студ. высш. и сред.пед. уч. зав. перевод с немец. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой.- М.: ИЦ «Академия», 2013.-240 с.

Приложения

Приложение 1

Контрольная группа

Приложение 2

Экспериментальная группа

Приложение 3

Стимульный материал методики Дьеченко О.М. «Дорисовывание фигур»

Приложение 4

Методики Р.С. Немова «Вербальная фантазия», «Рисунок» применяемая к каждому ребёнку

Схема протокола к методике «Вербальная фантазия» и «Рисунок»

Приложение 5

Дидактические игры для развития творческого воображения

Дидактическая игра «Мозаика»

Приложение 6

Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Приложение 7

Дидактическая игра «Сочинитель сказок»

Приложение 8

Дидактическая игра «Следопыт»

Приложение 9

Дидактическая игра «Угадайка»

Приложение 10




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО BOCПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ

3. Арт-терапия как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

4. Психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

5. Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста

6. Развитие гибкости в общеразвивающих упражнениях у детей старшего дошкольного возраста

7. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятии по лепке

8. Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

9. Условия организации моделирования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о живой природе

10. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок