Обоснование методики развития скоростных качеств у юных хоккеистов 10-12 лет на основе учета сензитивного периода развития скоростных способностей



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Хоккейэто игровой вид спорта,которыйосновывается на деятельности разных планов и работе высокой интенсивности, которая носит динамический характер. Современный хоккей требует от игроков приобретение навыков высоких показателей физической, технической и тактической подготовленности, и позволяет осуществлять рациональный и эффективный учебно-тренировочный процесс [6].

Успешность выступления квалифицированного хоккеиста зависит на прямую от его скоростных качеств. Поэтому интенсивное развитие скоростных качеств хоккеистов становится первостепенной задачей при всесторонней физической подготовке. Создание методики развития скоростных качеств играет огромную роль во время подготовки программы этапа начальной подготовки, при этом нужно тщательно выбирать компоненты спортивной тренировки (условия, средства, методы, формы) так как именно это может повлиять на перспективы становления будущего хоккеиста.

На втором этапе осуществляется углубленное совершенствование в выбранном виде спортивной деятельности. Возрастные особенности развития, уровень двигательной и физической подготовки игроков определенного амплуа определяют наполнение учебно-тренировочного процесса, формируют объем нагрузок и позволяют регулировать процесс спортивной тренировки. Скоростной подготовкой на этом этапе является совершенствование тех или иных качеств быстроты.

Оптимальный учет сензитивных периодов развития скоростных качеств при формировании учебно-тренировочного процесса воздействует на их интенсивное развитие, другой альтернативы этому не существует из-за

высокой консервативности скоростных способностей, которая обусловлена тем, что они находятся под генетическим контролем [7].

Несмотря на обширное количество современной научно-методической литературы, содержащей разнообразные методики развития скоростных качеств спортсменов, на практике желаемый результат не достигается. Это можно объяснить слабым научным обоснованием методов развития скоростных качеств с учетом сензитивных периодов развития в условиях многолетней спортивной подготовки. Большинство рекомендаций в этой области несут отвлеченный характер, что создает проблемы во внедрении их в реальный тренировочный процесс.

Из выше сказанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Развитие скоростных способностей у хоккеистов».

Цель исследованияобоснование методики развития скоростныхкачеств у юных хоккеистов 10-12 лет на основе учета сензитивного периода развития скоростных способностей.

Объект исследованияпрограммное и методическое обеспечениепрограммы учебно-тренировочного процесса хоккеистов юного возраста 10-

12 лет.

Предмет исследования-эффективность воздействия комплексовфизических упражнений на развитие скоростных качеств хоккеистов юного возраста 10-12 лет.

Гипотеза исследованиябыло сделано предположение,чтовнедрение разработанной нами методики развития скоростных качеств позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации, если методика включает в себя:

Задачи исследования:

  1. Анализ состояния проблемы скоростной подготовки хоккеистов юного возраста в учебно-тренировочном процессе по спортивно-педагогической литературе.
  2. Разработать методику развитие скоростных качеств юных хоккеистов в возрасте от 10-12 лет.
  3. Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики развития скоростных качеств юных хоккеистов в условиях сензитивного периода развития скоростных способностей.

Методы исследования:теоретические-анализ и обобщениефилософской и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогические наблюдения, анкетирование и опрос специалистов; изучение учебно-методической документации; экспериментальные – констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования.

База и этапы исследования-на этапе эксперимента,при проверкеэффективности экспериментального проекта, участие приняли 20 хоккеистов 10-12 лет,  хоккейный клуб « Сокол».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проанализирована научно-исследовательская и учебно-методическая литература по методике развития скоростных способностей, определен предмет и выявлена гипотеза исследования; поставлены задачи исследования, определены этапы исследования.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности методик скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёт у них сензитивности в развитии скоростных качеств, проведен анализ промежуточных и окончательных результатов.

На третьем этапе были теоретически и математико-статистическии проанализированы полученные данные эксперимента, сформулированы выводы и практические рекомендации.

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Морфофункциональные особенности хоккеистов юного возраста

Предрасположенность к различным видам деятельности и

функциональные возможности человека предопределяются его морфологическим статусом. Определенные особенности телосложения дают предпосылки для высоких достижений в конкретных видах спорта.

Функциональные возможности хоккеистов 10-12 лет значительно слабее возможностей взрослого человека, но в этот период возможно ускоренное развитие этих возможностей, благодаря прогрессирующему развитию отдельных органов и структур и повышения функциональных возможностей организма в целом. Функциональные возможности детского организма – ведущие критерии при выборе программы физической подготовки и методов спортивного воспитания[3].

Детям свойственна меньшая способность к физическим нагрузкам в условиях недостатка кислорода за счет анаэробных источников энергии. Величина кислородного долга у детей 9-10 лет равна 800-1200 мг, у подростков 12-14 лет - 2000-2500 мг, а у взрослых людей, не занимающихся спортом, до 6000 мг.

Детский и подростковый возраст являются сензитивными периодами развития аэробной производительности, которая является основой для высокоинтенсивной и длительной специальной тренировки хоккеистов. После окончания периода полового созревания повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма возможно только с низкой долей вероятности.

Однако физиологические изменения организма подростка требуют от тренера особого подхода при дозировании физических нагрузок. Слишком большой объем тренировок и неправильная оценка возможностей подростка

период полового созревания может повлечь за собой нарушения развития организма, задержку роста, проблемы со здоровьем в целом. Но если рационально построить систему физического воспитания, и систему физических упражнений, то это будет способствовать развитию миокарда, расширению резерва работоспособности сердца, повышению его эко Развитие двигательного анализатора детей подчиняется закономерностям возрастного развития, которое происходит на протяжении ряда лет[5].

Известно, что каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень сензетивности. Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили и конкретизировали эти представления. Приведем пример сензетивных периодов развития физических качеств мальчиков (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.): 10-12 лет- выявлено максимальное улучшение быстроты одиночного движения, быстрота реагирования – 10-14 лет, максимальная частота движений –12-14 лет, скоростно-силовые качества– 14-15 лет, выносливость скоростная – после 12 лет, способность к ориентированию в пространстве – 10-12, способность к перестроению двигательных действий – 10-11, 13-14 лет. [7,C.9]

Путем своевременного и рационального применения средств и методов физического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление того или иного физического качества в наиболее благоприятные для этого периоды возрастного развития.

Скоростные качества человека находятся в тесной взаимосвязи с возрастом. В процессе возрастного развития скоростные возможности повышаются до 20-25 лет, а затем постепенно снижаются. При этом все три элементарные формы быстроты изменяются в более узком возрастном диапазоне, преимущественно до 14-17 лет. Прирост скорости в последующие годы осуществляется за счет повышения силы мышц, увеличения мощности и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движений и т. д.

С 10-11 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 12-14 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степени возрастанием частоты движений. В 11-12 лет увеличивается производительность алактатного механизма энергообеспечения, потому можно рекомендовать широкое использование упражнений, направленных на развитие скоростных качеств. В возрасте 10-11 лет у детей повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы. Интенсивный прирост скоростно-силовых качеств наблюдается у детей в возрасте от 10 до 13 лет. В 12-14-летнем возрасте, преимущественно за счет развития скоростно-силовых качеств, высокими темпами растет скорость передвижения. Поэтому широкое использование скоростно-силовых упражнений создаст благоприятные возможности для развития этого качества.

Необходимо отметить, что если на этапе предварительной спортивной подготовки не используются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качества занимающихся будут развиваться неудовлетворительно. Чтобы этого не происходило, нужны специальные тренировки по развитию скоростных качеств. Динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет[20].

1.2 Педагогические аспекты скоростной подготовки

Первая задача - это комплексное развитие всех скоростных качеств: быстроту реакции, частоту движений, способность к максимально возможному ускорению, скорость одиночных движений, быстроту целостных движений, а также приобретение двигательных умений и навыков спортивных упражнениях. Вторая задача - максимальное развитие определяющих скоростных качеств[48].

Метод строго установленного упражнения, метод соревнования и метод игры – это основные методы воспитания и развития скоростных качеств.

Методы строго установленного упражнения:

а) повторное выполнение действий с установкой на предельную скорость движения; б) изменение скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Метод соревнования используется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Этот метод очень эффективен, поскольку борьба происходит между спортсменами различного уровня

подготовленности, является гарантией высокой эмоциональной вовлеченности спортсменов, а также проявления ими максимальных волевых усилий.

Метод игры – это проведение подвижных и спортивных игр с выполнением различных упражнений с предельно высокой скоростью. В этом методе также гарантирована эмоциональная вовлеченность и отсутствие психического напряжения.

Комплексное сочетание указанных выше методов позволяет соблюдать

специфические закономерности развития скоростных качеств. Специфические закономерности развития скоростных качеств заключаются в появлении «скоростного барьера» в связи со стабилизацией скорости на достигнутом уровне при относительно стандартном повторении движений с предельной скоростью. Поэтому следует отдавать приоритетное место проблеме комплексного сочетания методов развития скоростных качеств.

Есть три основных вида скоростных упражнений[48].

Первый – упражнения, воздействующие на развитие скоростных качеств комплексно и всесторонне(спортивные и подвижные игры, эстафеты,полосы препятствий).Второй вид – средства специальной физической подготовки спортсменов. Это упражнения, носящие направленный характер воздействия на различные отдельные формы скоростных качеств(быстрота отдельного движения, быстрота реакции). Третий вид – сопряженное воздействие на скоростные и все другие способности (скоростно-силовые, координационные, силовые); развитие двигательных действий в выбранном виде специализации.

Время выполнения скоростного упражнения, интенсивность упражнения, время отдыха и его характер являются компонентами развития скоростных способностей и предопределяют особенности их развития. Их использование обязательно в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

Максимальный или близкий к нему уровень интенсивности не может ограничивать скоростную нагрузку. Интенсивность в 85-90% также способствует развитию скоростных качеств, так как именно использование различных упражнений и методов составляет основу систематического развития скоростных качеств юных спортсменов. Оптимальный уровень дозирования нагрузки в данных упражнениях определяет допустимость и эффективность выполнения скоростных упражнений.

Повышение предельной скорости движений является очень сложной задачей. Есть дополнительный путь – увеличить силу. Поэтому следует комплексно использовать в методиках силовые упражнения в связке со скоростно-силовыми упражнениями. Скорость будет развиваться с «опорой» на предельную силу.

Успешная подготовка требует развития всех возможных форм проявления скоростных качеств. Развитие скоростных качеств не следует проводить при физическом, эмоциональном или сенсорном утомлении. Скоростная работа должна сочетаться с отработкой техники и скоростно-силовыми упражнениями, иногда скоростная работа выполняется в сочетании с развитием скоростной выносливости и ее отдельных компонентов[36].

1.3 Специфика скоростной подготовки в хоккее

Особенность физической подготовки в хоккее в том, что она заключается в достижении и поддержании такого уровня физической подготовленности спортсменов, способного обеспечить высокую эффективность в игре. Увеличение скорости и повышение жёсткости игры –основные характеристики современного хоккея, поэтому развитие скоростных качеств игроков становится приоритетным.

Владение техникой не является гарантией успеха в хоккее. Сила, мощность, скорость и подвижность – все это необходимо развивать в юных хоккеистах, путем методичных тренировок. Специфика хоккея на льду в том, что спортсмен должен обладать умением быстрого развития и замедления скорости во время игрового отрезка длиной в 30-45 секунд. Высокая скорость, развиваемая при скольжении, заставляет игроков переносить резкие всплески силы[2].

Игра в хоккей характеризуется многочисленными рывками,

ускорениями, остановками, торможениями, бросками, силовыми единоборствами. Эффективное выполнение этих действий возможно только хоккеистами, обладающими хорошо развитыми скоростными качествами.

Быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приёмов игры и быстрота перехода от одного действия к другому являются видами и проявлениями скоростных качеств. Эти качества относительно не зависят друг от друга, но во время игры их проявление комплексно.

Несмотря на то, что их проявление в игровом процессе комплексно, для их эффективного развития важно избирательное воздействие на каждый тренировочный вид во время спортивной тренировки[5].

Сензитивный период развития всех форм быстроты у спортсменов приходится на возрастной период от 7 до 14 лет. Примерно в этот же период максимальный естественный прирост происходит и в развитии скоростных и силовых качеств. Совершенствование быстроты после периода 14-16 лет идет на снижение, и даже методичные и целенаправленные тренировки не принесут существенных изменений.

Скоростные качества хоккеистов развиваются с помощью специальных упражнений, которые должны выполняться с максимальной скоростью. Основные требования к упражнениям[8]:

Быстрота и скорость в хоккее - быстрота движения, быстрота цикличных движений и техника передвижения на коньках. Максимальный показатель техники передвижения на коньках в хоккее – это максимальное усилие, максимальная частота и совершенная техника скольжения.

Три фазы двигательного цикла – фаза старта, фаза стабилизации, фаза поворотов. Чтобы развить скорость скольжения, нужно овладеть техникой двигательного цикла.

Подготовка на земле и на льду должна включать в себя обязательное воспитание разносторонности , систематичности и комплексности быстроты спортсменов в хоккее. Повысить скорость выполнения технических приемов могут ускоряющие упражнения, повтор движений при предельном усилии, динамические усилия.

Воспитать скоростные качества на земле можно посредством спринта, всевозможных веселых стартов, эстафет, упражнений на ловкость с быстротой реакции, акробатических упражнений, выполняемых с предельной быстротой. Воспитать скоростные качества во время тренировки на льду можно посредством использования различных методов передвижения на коньках и смены направления скольжения с предельной скоростью, отработки игровой деятельности и комбинаций, выполняемых с наибольшей интенсивностью, силовые упражнения на льду, метод свободной игры.

Эффективность тренировки, имеющей направленность на развитие скоростных качеств в возрастной период от 8 до 12 лет, очень высока, так как она является предпосылкой для развития силы и скоростной выносливости. Проявление качества быстроты у хоккеистов заключается не только в технике быстрого передвижения на коньках. Специфика игры в хоккей заключается в том, что игроку приходится изменять направление, неожиданно останавливаться, ускоряться, изменять скорость за короткие промежутки времени. Для хоккеиста крайне важна высокая стартовая скорость из различных исходных положений, быстрое выполнение технических приемов. Объём скоростной подготовки, средства и методы в годичном цикле зависят от конкретных задач и содержания программы тренировочных этапов.

Предельная скорость движений, на которую способен человек зависит от скоростных особенностей его нервных процессов, быстроты двигательной реакции, динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные качества

являются сложным системным комплексом двигательных качеств. Обязательное условие повышения эффективности и циклических скоростных движений это использование способности эластических структур мышц к накапливанию энергии упругой деформации мышц во время подготовительной фазы и использование этой способности, называемой рекуперация, во время рабочих фаз движения. Увеличение вклада такой энергии в общую сумму затраченной энергии происходит благодаря повышению скорости движений. Такой вклад играет особо важную роль для циклического движения, например, для спринта[9]. Чтобы реализовать возможность использовать энергию рекуперации, т.е. использовать способность эластических структур мышц к накапливанию энергии упругой деформации мышц во время подготовительной фазы, нужно уделить особое внимание при тренировках юных спортсменов развитию гибкости и улучшению эластичности мышц.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что сензитивность, сензитивные, благоприятные периоды развития скоростных качеств действительно существуют у детей. А к 14-15 годам завершается развитие некоторых скоростных способностей: частоты движений и скорости двигательных реакций. Однако, целенаправленно воздействуя на скоростные качества, можно положительно повлиять на их развития, и тренирующиеся будут иметь преимущество в 5-20% и более.

Организационно-методические положения тренировочного процесса юных хоккеистов.

Спортивно-тренировочный процесс в хоккее - процесс спортивного развития игроков, основанный на некоторых организационно-методических принципах.

Многолетний спортивно-тренировочный процесс СДЮСШОР это ряд этапов: этап предварительной подготовки (возрастной период 7-9 лет); этап начальной специализации (возрастной период 10-12 лет); этап углублённой специализации (возрастной период 13-16 лет); этап спортивного совершенствования (возрастной период 17-18 лет).

Каждому определенному этапу соответствуют конкретные задачи и цели. Учебно-тренировочный процесс и его построение осуществляются в соответствии с этими конкретными целями и задачами, также распределяются нагрузки, различные по степени, длительности, направленности, подбираются методы и средства спортивно-тренировочного обучения, учитываются также возрастные особенности тренирующихся спортсменов[11].

Освоение и технико-тактических приемов хоккейной игры происходит во время этапа начальной специализации, а затес они применяются непосредственно в игровой деятельности. При этом большое место отводится для общефизической подготовки, развивается организм в целом, всесторонне, комплексно и гармонично, повышаются функциональные способности.

Основными задачами на этапе начальной специализации являются[12]:

В содержание учебно-тренировочного процесса можно включить:

  1. Общую физическую подготовку, которая направлена на комплексное развитие органов и систем юного спортсмена.
  2. Использование широкого круга средств комплексного влияния, а также из различных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, атлетика, акробатика, гимнастика); упражнения, с помощью которых можно развить скоростные, скоростно-силовые и координационные способности.
    1. Подготовительные и подвижные упражнения, которые могут поспособствовать овладению технико-тактическими навыками игровой деятельности;
    2. Упражнения по обучению и улучшению техники игровой деятельности.
    3. Упражнения по освоению действий, требующих тактического мышления и группового взаимодействия.
    4. Подготовительные и учебно-тренировочные игры;
    5. Контрольные испытания, позволяющие оценить уровень физической и технико-тактической подготовки.

Уровень развития физических качеств, навыков и способностей(сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) степень владения техникой и тактикой игровой деятельности; необходимый уровень развитости свойств психики и личности характеризуют то, готовы ли спортсмены к достижениям. Целевые установки и задачи определяют основные направления многолетнего спортивно-тренировочного процесса. Цель – достижение спортивных успехов, порождает задачи общего и частного характера, которые реализуются в учебно-тренировочном процессе.

Построение педагогического процесса должно происходить с учетом возрастных особенностей контингента спортсменов, а также реалий материальной и организационной базы. Построение тренировочного процесса должно происходить таким образом, чтобы он был нацелен на совершенствование всех физических способностей спортсменов, а также помогал улучшению уровня их здоровья и комплексному развитию их организма, а также оказывал благоприятное влияние на развитие их психики. Уровень хоккея повышается с каждым годом и требует все большего вмешательства в методики развития юных хоккеистов, особенно в области развития скоростных качеств с учетом сензитивных периодов развития[15].

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

База и этапы исследования-на этапе эксперимента,при проверкеэффективности экспериментального проекта, участие приняли 20 хоккеистов 10-12 лет  Хоккейный клуб « Сокол».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проанализирована научно-исследовательская и учебно-методическая литература по методике развития скоростных способностей, определен предмет и выявлена гипотеза исследования; поставлены задачи исследования, определены этапы исследования.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности методик скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёт у них сензитивности в развитии скоростных качеств, проведен анализ промежуточных и окончательных результатов.

На третьем этапе были теоретически и математико-статистическии проанализированы полученные данные эксперимента, сформулированы выводы и практические рекомендации.

2.2 Методы исследования

В работе иܵсܵпоܵлܵьܵзоܵваܵнܵы сܵлеܵдуюܵщܵие метоܵдܵы иܵсܵсܵлеܵдоܵваܵнܵиܵя:

Анализ научной и учебно-методической литературы.

Контрольно-педагогические испытания.

Метод педагогических наблюдений

Педагогический эксперимент

Методы математической статистики

Анализ научной и учебно-методической литературы.Проанализирована учебно-методическая и научная литература на тему

физического развития детей и подростков, развития их двигательных качеств под влиянием занятий хоккеем, средствам, методам и принципам организации спортивно-тренировочного процесса в хоккее как виде спорта. Были рассмотрены вопросы развития и воспитания скоростных способностей, формирования технических навыков, внедрения в спортивно-тренировочный процесс юных спортсменов современных спортивно-педагогических методик. Были изучены различные этапы многолетнего тренировочного цикла во время тренировочного процесса и их особенности .

Анализ данных научно-методической литературы свидетельствовал о недостаточной изученности и обоснованности методик развития скоростных способностей хоккеистов юного возраста и подтвердил, что тема исследования актуальна.

Контрольно-педагогические испытания.Контрольно-педагогические испытания были проведены, чтобы проанализировать уровень развития скоростных качеств, общей и специальной физической подготовки юных хоккеистов. Испытания осуществлялись как в процессе констатирующего эксперимента, чтобы проанализировать скоростную подготовку юных спортсменов, так и в процессе формирующего эксперимента для того, чтобы обосновать эффективность разработанной методики развития скоростных качеств при учете сензитивных периодов их развития.

Скоростной спринт 30,60.Скоростная выносливость была оценена по результатам бега на 300 метров.

Специальные скоростные способности хоккеистов были оценены по результатам бега на 36 м на коньках лицом вперёд и спиной вперёд, а также по результатам бега на коньках на 1 круг вправо и влево.

Метод педагогических наблюдений

Педагогические наблюдения были проведены, для того чтобы выявить средства, методы и организационные формы подготовленности хоккеистов юного возраста. В процессе педагогических наблюдений, которые осуществлялись в течение каждого тренировочного занятия, а также в течение учебной игровой и соревновательной деятельности была оценена динамика развития физических качеств и технической подготовки, состояние психики юных хоккеистов, мотивированность к тренировкам. Юные спортсмены были оценены на способность к обучению, на умение использовать технические умения и навыки в игровой деятельности, способность к оперативности принятия решений.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с целью решения задач исследования и был проведен в два этапа - констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте поучаствовали юные хоккеисты в возрасте от 10 до 12 лет в числе 20 человек.

На основе анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений разработана методика развития скоростных качеств юных хоккеистов на основе учёта сензитивных периодов.

Для экспериментального обоснования эффективности разработанной методики был проведен формирующий педагогический эксперимент, который проводился в течение одного годичного спортивно-тренировочного цикла. В эксперименте приняли участие 20 юных хоккеиста в возрасте от 10 до 12 лет. Были созданы экспериментальные и контрольные группы 10 и 11 лет по 20 человек в каждой.

Эффективность разработанной программы определена на основании анализа динамики скоростных показателей занимающихся, уровня их общей, специальной физической и технической подготовленности. Анализ полученных показателей был проведен с помощью сравнения динамики результатов, которые были показаны участниками контрольной и экспериментальной групп.

Методы математической статистики

Метоܵдܵы матеܵматܵичеܵсܵкоܵй статܵиܵстܵиܵкܵи.

Шܵиܵроܵко пܵрܵиܵмеܵнܵяетܵсܵя дܵлܵя обܵработܵкܵи поܵлучеܵнܵнܵых в хоܵде иܵсܵсܵлеܵдоܵваܵнܵиܵя даܵнܵнܵых, их лоܵгܵичеܵсܵкܵиܵй и матеܵматܵичеܵсܵкܵиܵй аܵнаܵлܵиܵз дܵлܵя поܵлучеܵнܵиܵя втоܵрܵичܵнܵых реܵзуܵлܵьтатоܵв, т.е. фаܵктоܵроܵв и вܵыܵвоܵдоܵв, вܵытеܵкаюܵщܵих иܵз иܵнтеܵрܵпܵретаܵцܵиܵи пеܵреܵработаܵнܵноܵй пеܵрܵвܵичܵноܵй иܵнфоܵрܵмаܵцܵиܵи.

Пܵрܵи обܵработܵке поܵлучеܵнܵнܵых реܵзуܵлܵьтатоܵв вܵычܵиܵсܵлܵяܵлܵиܵсܵь сܵлеܵдуюܵщܵие поܵкаܵзатеܵлܵи:

a. Поܵкаܵзатеܵлܵи сܵреܵдܵнеܵго аܵрܵифܵметܵичеܵсܵкоܵго Х

В работе мܵы иܵсܵпоܵлܵьܵзоܵваܵлܵи фоܵрܵмуܵлу дܵлܵя вܵычܵиܵсܵлеܵнܵиܵя сܵреܵдܵнеܵй аܵрܵифܵметܵичеܵсܵкоܵй веܵлܵичܵиܵнܵы  дܵлܵя каܵжܵдоܵй гܵруܵпܵпܵы в отܵдеܵлܵьܵноܵстܵи:

ܵгܵде Хi – зܵначеܵнܵие отܵдеܵлܵьܵноܵго иܵзܵмеܵреܵнܵиܵя;n – обܵщее чܵиܵсܵло иܵзܵмеܵреܵнܵиܵй в гܵруܵпܵпе.

b.Дܵиܵсܵпеܵрܵсܵию по фоܵрܵмуܵле:

c. Фоܵрܵмуܵлу дܵлܵя вܵычܵиܵсܵлеܵнܵиܵя стаܵнܵдаܵртܵноܵй оܵшܵибܵкܵи сܵреܵдܵнеܵго аܵрܵифܵметܵичеܵсܵкоܵго зܵначеܵнܵиܵя (m) по фоܵрܵмуܵле:

d. Дܵлܵя оܵцеܵнܵкܵи доܵстоܵвеܵрܵноܵстܵи раܵзܵлܵичܵиܵй сܵреܵдܵнܵих поܵкаܵзатеܵлеܵй иܵсܵпоܵлܵьܵзоܵваܵлܵсܵя:

t кܵрܵитеܵрܵиܵй Стܵьюܵдеܵнта - гܵде;

n - обܵъеܵм вܵыбоܵрܵкܵи,

ܵсуܵмܵма,

х, у - эܵкܵсܵпеܵрܵиܵмеܵнтаܵлܵьܵнܵые даܵнܵнܵые

Sx,Sy -ܵдܵиܵсܵпеܵрܵсܵиܵи.

С поܵмоܵщܵью метоܵдоܵв статܵиܵстܵичеܵсܵкоܵй обܵработܵкܵи эܵкܵсܵпеܵрܵиܵмеܵнтаܵлܵьܵнܵых даܵнܵнܵых

ܵнеܵпоܵсܵреܵдܵстܵвеܵнܵно пܵроܵвеܵрܵяютܵсܵя, доܵкаܵзܵыܵваютܵсܵя иܵлܵи оܵпܵроܵвеܵрܵгаютܵсܵя гܵиܵпотеܵзܵы,

ܵсܵвܵяܵзаܵнܵнܵые с эܵкܵсܵпеܵрܵиܵмеܵнтоܵм.

3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Процесс скоростной подготовки хоккеистов юного возраста на основе учета у них сензитивности в развитии скоростных способностей

Характеристики экспериментальной методики выражены:

количество времени, отведенное на тактическую, игровую и соревновательную подготовку было увеличено.

Во время тренировочного процесса хоккеисты юного возраста 10-12 лет должны быть обеспечены базовой подготовленностью для высоких нагрузок на этапе специальной спортивной подготовки. Специальные средства, методы тренировки, оптимальное сочетание тренировки – это основные компоненты, необходимые для достижения цели.

Для того, чтобы оптимизировать учебно-тренировочный процесс хоккеистов юного возраста создан метод развития скоростных качеств.

Методика развития скоростных способностей хоккеистов юного возраста 10-12 лет заключается, в увеличении объема средств, направленных на развитие разных форм проявления скоростных качеств, и в целенаправленном применении на учебно-тренировочных занятиях, различных по содержанию и направленности воздействия упражнений и подвижных игр. (таблица 1)

Таблица 1 Объем средств скоростной подготовки в годовом тренировочном цикле хоккеистов юного возраста 10-12 лет

Примечание: в числителе данные для 10-летних,

в знаменателе – для 11-летних спортсменов.

Рисунок 1. Структура скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет в годичном цикле подготовки

Условные обозначения: 1 - собственно скоростные упражнения, %

2 - специальные упражнения на льду, %

3- скоростно-силовые упражнения, %

4- специальные подвижные игры, %

5– упражнения для развития скоростной выносливости, %.

Распределение учебно-тренировочного плана у 11-летних испытуемых (Таблица 1) отличается от предыдущего возраста. Так, общий объем учебно-тренировочных занятий был увеличен до 424 часов в год. Абсолютное количество времени, уделённое на развитие скоростных качеств было увеличено до 2560 минут в период годового цикла.

Хоккеисты юного возраста тренировались в условиях индивидуализации скоростной подготовки (выбор её средств и методов, нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок). При этом соотношение средств, направленных на развитие двигательных способностей, было смещено в сторону увеличения доли скоростной работы за счёт включения в тренировочные занятия специальных упражнений.

Важное отличие методики скоростной подготовки в экспериментальной группе от традиционной методики, был режим выполнения двигательных заданий, регулируемый параметрами нагрузки и отдыха (Таблица 2). Указанные в таблице параметры нагрузки и отдыха подбирались с учётом благоприятного периода (сензитивности) развития скоростных способностей. Изменение мер воздействия осуществлялась по внешним признакам и самочувствию спортсменов.

Таблица 2 Дозировка средств для развития различных компонентов скоростных способностей

Чтобы реализовать методику скоростной подготовки хоккеистов юного возраста, разработаны разные способы для тщательно отобранного направленного развития скоростных способностей:

Одно из вышеперечисленных способов включалось в каждое тренировочное занятие. Таким образом, объем средств для развития скоростных способностей у хоккеистов юного возраста экспериментальной группы был увеличен, где то в два раза, если сравнивать с объемом аналогичных средств в контрольной группе.

Блок средств общей физической подготовки включал упражнения и тренировочные задания, основанные на использования спринтерских упражнений, упражнений с выраженными моментами ускорений.

Из упражнений специальной физической подготовки были задействованы следующие: страт с места и в движении на коньках по зрительному и звуковому сигналу; разные игровые упражнения с реакцией на движущийся объект (шайбы, партнера, соперника); бег на короткие дистанции (10-30 м) при максимальном ускорении; выполнение разных игровых приемов (бросок, ведение шайбы) с максимальной быстротой; разновидность челночного бега (3х18м, 6х9м и др.) с установкой максимального скоростного пробегания.

Чтобы развить скоростную выносливость использовались средства, методы и режимы работы, воздействующие на анаэробно-гликолитический механизм энергообеспечения. Использовались упражнения различных видов челночного бега и игровых упражнений в соответствующем режиме.

Для того, чтобы осуществить скоростно-силовую подготовку, было необходимо выполнить заданные упражнения, которые выполняются чтобы развить скоростно-силовые качества мышц ног, определить результативность передвижения хоккеистов на коньках: имитацию бега на коньках в основной посадке хоккеиста на месте и в движении; прыжковую имитацию в движении (с ноги на ногу), с переходом на движение в глубоком приседе и обратно в основную стойку; бег на коньках на высокой скорости с резким торможением

Для того, чтобы развить скорость элементарной двигательной реакции нужно многократно повторять упражнение.

Хоккеисту для соревнований нужно иметь сложную двигательную реакцию. Соревнования как процесс, имеют постоянный и внезапный характер изменения ситуации. Сложные двигательные реакции в хоккее характеризуются тем, что спортсмену нужно мгновенно выбирать какое-то одно действие из многих возможных, единственное, которое соответствует ситуации.

Чтобы воспитать быстроту сложных двигательных реакций нужно моделировать в учебно-тренировочном процессе такие двигательные ситуации, а также регулярно отправлять спортсменов на соревнования. В этих целях нужно использовать комплекс специальных подготовительных упражнений, для моделирования отдельных форм и условий проявления быстроты сложных реакций в игре.

Чтобы совершенствовать эти реакции, где хоккеист должен мгновенно выбирать, были применены упражнения для подготовки, а затем ситуация выбора усложнялась.

Для того, чтобы развить частоту движений, были применены бег под уклон, быстрые движения руками и ногами и комплекс других упражнений, которые находятся в прямой зависимости от темпа (частоты) движений.

Для того, чтобы реализовать метод игровой деятельности, мы разработали комплекс специальных подвижных игр, который включает мгновенное реагирование на сигнал стартов из разных исходных положений, быстрый бег, изменение направлений в беге.

Чтобы обеспечить эффективную адаптацию организма юных хоккеистов, нужно следить за тем, чтобы применяемые упражнения на развитие скоростных качеств соответствовали основным положениям программы учебно-тренировочного процесса.

Для того, чтобы проверить эффективность разработанной методики, мы провели формирующий педагогический эксперимент, в течение которого участники контрольной группы тренировались с применением стандартных средств, предлагаемых программой СДЮСШОР по хоккею.

Юные хоккеисты экспериментальной группы тренировались на основе данной методики целенаправленно избранных средств, предусматривавшая комплексное развитие скоростных качеств в период тренировочного процесса отрезком в один год. Смещение в общей двигательной подготовке было сделано увеличением части скоростных упражнений, которые являлись основой всей скоростной подготовки. Прежде чем начать проводить испытание, мы проверили исходный уровень развития скоростных качеств и их физическую и техническую подготовленность. Качественное определение исходного и конечного уровня исследуемых показателей, легкое прослеживание динамики изменения данных показателей в данный период, были достигнуты за счет этой предварительной и зафиксированной документально оценки.

3.2 Оценка эффективности и результативности методики

Оценка эффективности и результативности данной испытываемой методики была оценена по учету динамики показателей контрольных

испытаний. Программой испытаний предполагалась оценивание элементарных и целостных действий, которые характеризуют скоростные качества, а также оценивание предельной частоты движения ногами.

Особый интерес представляют важнейшие системообразующие критерии скоростных способностей - Показатели в спринте на 30 и 60 метров являются важными критериями скоростных качеств, которые образуют, целую систему. Сравнение двух групп по результатам спринта на 30 и 60 метров дало понять, что достоверные различия между хоккеистами обоих групп отсутствует. Но положительная динамика по результатам эксперимента наблюдалась именно у испытуемых экспериментальной группы (таблица 4 и 5).

Положительная динамика роста скорости спринта на 30 и 60 метров у испытуемых спортсменов 10 лет экспериментальной группы была соответственно 0,2 с (4,1%) и 0,6 с (5,8%). В контрольной группе темпы прироста были 0,14 с (2,8%) и 0,4 с (3,7%) (Рисунок 3).

0,7 с (6,8%), у юных спортсменов контрольной группы - 0,1 с (2,1%) и 0,5 с

(4,9%) (Рисунок 3).

Игровая и соревновательная деятельность требует от хоккеиста высокого уровня скоростной выносливости, когда спортсмену нужно сохранять предельную интенсивность работы.

Уровень развития качеств скоростной выносливости был определен по результатам спринта на 300 метров. Анализируя прирост результатов в течение испытаний, мы выявили, что показатели в развитии скоростной выносливости улучшились у хоккеистов 11 лет в экспериментальной группы (р<0,05).

Таблица 3 Динамика результатов спринтерского бега, которая  характеризующая скоростные качества хоккеистов юного возраста 10-11 лет

Таблица 4

Динамика результатов спринтерского бега, характеризующая скоростные

качества хоккеистов юного возраста 11-12 лет

Рисунок 3. Темпы прироста результатов беговых тестов у хоккеистов юного возраста в годовом тренировочном цикле

Прирост результатов в беге на 300 метров у испытуемых экспериментальной группы был выше и составлял в возрастах 10 и 11 лет 4,2 с (6,3%) и 3,5 с (5,6%), в то время как в контрольной группе прирост составил 3,1 с (4,6%) и 2,6 с (4,1%) (Рисунок3).

Реализация разных тренирующих методик в обеих группах в разной степени воздействовала на увеличение предельной скорости бега, являющейся ведущим критерием скоростных качеств. Использование на практике созданных методов воздействовало на существенный рост общего эффекта тренировки в развитии скоростных качеств. За время испытания непосредственное применение данной методики давало высокий темп положительной динамики элементарных и целостных действий, которые характеризуют скоростные качества у юных хоккеистов экспериментальной группы.

Уровень специальной скоростной подготовленности юных хоккеистов 10-12 лет определялся по совокупности элементов тестирования, которые предложены программой СДЮСШОР по хоккею.

Определялся прирост результатов в беге на 36 метров лицом вперёд и спиной вперёд, а также скорость бега на коньках на 1 круг влево и вправо.

Выявлено, что за время одного учебно-тренировочного цикла, длящегося один год, был выявлен прирост результатов контрольных упражнений, при этом темпы роста показателей были выше, чем в спринтерском беге, что может объяснить не только прогрессирующие развитие самих скоростных способностей, но и освоение техники бега на коньках.

Темпы прироста результатов специальной скоростной подготовленности определялись возрастными особенностями развития двигательной функции и направленностью тренировочных воздействий.

Анализ динамического прироста результатов контрольных упражнений дал понять, характерность высокой интенсивности для испытуемых экспериментальной группы.

Результаты в беге на коньках на 36 м лицом вперёд по завершению тренировочного цикла, длящегося один год, явно развились у юных хоккеистов 10 лет обеих групп (р<0,05). В возрасте 11 лет положительная динамика показателей данного контрольного упражнения также была достоверна. В то время как в контрольной группе положительная динамика была достоверна на уровне значимости примерно 0,05, в экспериментальной группе результаты намного значительнее - увеличение показателей было достоверно на уровне значимости около 0,01 (таблица 5 и 6).

Сила роста результатов в беге на коньках на 36 метров лицом и спиной вперёд у юных хоккеистов экспериментальной группы составила соответственно 0,32 с (5,3%) и 0,37 с (4,6%). В контрольной группе темпы прироста составили 0,23 с (3,7%) и 0,29 с (3,5%) (Рисунок 4).

Таблица 5

Динамика контрольных упражнений, которая характеризует специальные

скоростные качества хоккеистов юного возраста 10-11 лет

Таблица 6

Динамика контрольных упражнений, которая характеризует специальные

скоростные способности хоккеистов юного возраста 11-12 лет

Рисунок 4. Темпы прироста показателей специальной скоростной подготовленности у хоккеистов юного возраста в тренировочном цикле, длящемся один год

Обозначения: 1- бег на коньках на 36 метров лицом вперед, % 2- бег на коньках на 36 метров спиной вперёд, % 3- бег на коньках на 1 круг влево, %

4- бег на коньках на 1 круг вправо, %

Анализируя положительную динамику бега на коньках на 1 круг, дал достоверную возможность понять, что показатели у испытуемых экспериментальной группы улучшились (в возрасте 10 лет при беге влево и вправо (р<0,05), в возрасте 11 лет - при беге влево).У хоккеистов из контрольной группы динамика результатов не достигла уровня статистической достоверности.

Положительная динамика результатов в беге на коньках на 1 круг влево

У испытуемых 11 лет прирост результатов незначительно поднялся и составил в экспериментальной группе 1,9 с (9,8%) и 1,7 с (8,4%), в контрольной группе прирост составил 1,1 с (5,5%) и 1,2 с (5,7%).

Анализируя темпы развития специальной скоростной подготовленности, можно сделать вывод, что повышение необходимого уровня мастерства юных хоккеистов достигается достаточно эффективно благодаря использованию разработанной методики развития скоростных способностей в течение периода начальной спортивной подготовки. Именно такой подход позволяет расти индивидуальному мастерству, создает почву для командных успехов, которые являются высокими спортивными достижениями.

ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Скоростная подготовка, как один из важных факторов повышения спортивного мастерства, в современном юношеском хоккее приобретает особое значение. Проблема рационализации средств и методов скоростной подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта. Однако большинство современных программ и рекомендаций разработаны с расчетом на хоккеистов высокой квалификации. В большинстве из них не учтены особенности морфофункционального развития, характерные для хоккеистов учебно-тренировочных групп ДЮСШ, поэтому их использование в тренировочном процессе юных хоккеистов возможно только после существенной предварительной переработки. Все это не способствует повышению качества учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

2. В методику развития скоростных способностей хоккеистов юного возраста 10-12 лет   мы включили  упражнения , направленные на развитие разных форм проявления скоростных качеств, различных по содержанию и направленности воздействия упражнений и подвижных игр.

3. Анализируя темпы развития специальной скоростной подготовленности, можно сделать вывод, что повышение необходимого уровня мастерства юных хоккеистов достигается достаточно эффективно благодаря использованию разработанной методики развития скоростных способностей в течение периода начальной спортивной подготовки. Именно такой подход позволяет расти индивидуальному мастерству, создает почву для командных успехов, которые являются высокими спортивными достижениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин; - Харьков: Основа, 2013. – 244 с.
  2. Аракелян, Е. Е. Бег на короткие дистанции (спринт) / Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В. Левченко; - Москва: Инфра-М, 2014. – С. 37-53.
  3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин; - М.: Просвещение, 2010. – 286 с.
  4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич; - Москва., 2014. – С.84-99.
  5. Бринза, В. В. Комплексная оценка действий хоккеиста / В. В.Бринза, Ю. И. Моисеев, В. И. Агеев // Хоккей: Ежегодник. - Москва, 2011. – С. 33-38.
  6. Букатин, А. Динамика построения эффективной программы тренировки / А. Букатин // Хоккей: Еженедельник. 2013. - №39-42. – С. 22-23.
  7. Букатин, А. Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А. Ю. Букатин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. - Москва, 2011. – С. 19-23.
  8. Бурцева, Л. И. Игры-эстафеты в школе / Л. И. Бурцева // Спорт в школе. – 2012. - №15. – С. 18-19.
  9. Букатин, А. Ю. Юный хоккеист: Пособие для тренеров / А. Ю. Букатин,В. М. Колузганов; - Москва: Физкультура и спорт, 2013. - 208 с.
  10. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. – 224 с.
  11. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В. А.Быстров; - Москва: Терра-Спорт, 2015. – 64 с.
  12. Верхошанский, Ю. В. Основные положения организации тренировочного процесса хоккеистов / Ю. В. Верхошанский, В. В. Лазарев В. В. // Тенденции развития спорта высших достижений. Москва: Советский спорт, 2013. – С. 121-134.
  13. Вишневский, В. А. Динамические характеристики организма как системы на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы / В. А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. – 2014. - №8. – С. 99.
  14. Годик, М. Упражнения для развития скоростных качеств / М. Годик // Спорт за рубежом. – 2012. -№ 13. – С. 6-7, 11-12.
  15. Горбунов, С. А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С. А. Горбунов, С. С. Горбунов // Теория и практика физической культуры. -2011. – С. 33.
  16. Городниченко, Э. А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма / Э. А. Городниченко // Теория и практика физической культуры. 2013. – С. 8-9.
  17. Горская, И. Ю. Базовая координационная способность школьников с разным уровнем здоровья / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова; - Омск, 2011. – С. 47-85.
  18. Горский, Л. Тренировка хоккеистов: пер. со словацк. / Л. Горский; -  Москва.:Физкультура и спорт, 2015. – 224 с.
  19. Григорьев, О. А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе / О. А. Григорьев. - 2012. - № 4. - С. 46.
  20. Губа, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В. П.Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук; – Смоленск, 2015. – 219 с.
  21. Гужаловский, А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 2013. - №12. – С 31-34.
  22. Гуревич, И. А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию / И. А. Гуревич. - Минск: Высшая школа, 2011. – 350 с.
  23. Дерябин, С. Е. Структура физической подготовленности юных хоккеистов / С. Е. Дерябин // Теория и практика физической культуры. № 12. -2012. – С. 30-32.
  24. Ермаков, В. А. Подвижные игры для направленного развития двигательных способностей: Учебное пособие / В. А. Ермаков,- Ю. П. Монагоров, Р. А. Теркртичан // Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – 128 с.
  25. Жданов, Л. Н. Возрастное развитие быстроты движений у детей школьного возраста / Л. Н. Жданов // Развитие двигательных качеств школьников. – Москва, 2013. – С. 11-46.
  26. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / Е. Н. Захаров, А.В. Карасёв, А. А. Сафоно. – Москва: Лептос, 2014. – 368 с.
  27. Зельдович, Т. А. Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх / Т. А. Зельдович, Ю. М. Портнов. – Москва, 2016. – 108 с.
  28. Зион, Б. Игровое упражнения для всей хоккейной команды / Б. Зион// Хоккей. – Москва., 2013. - №8. – С. 34-37.
  29. Зотова, Ф. Р. К вопросу о современных тенденциях развития спорта / Ф. Р, Зотова, А. С. Чинкин // Теория и практика физической культуры. – 2012. № 2. – С. 39-42.
  30. Иванченко, Е. Скоростные способности – быстрота спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 2014. - № 5. – С. 6-8.
  31. Иссурин, В. Б. Потенциальные и актуальные двигательные способности В. Б. Иссурин // Теория и практика физической культуры. – 2015. - №6.– С. 36-38.
  32. Капилевич, Л. В. Физиологический контроль технической подготовленности спортсменов / Л. В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 11. - С. 12.\
  33. Кенеман,  А.  В.  Теория  и  методика  физического  воспитания.  - Москва  :Сфера, 2014.-С. 45-58.
  34. Кинг, Д. Роль тренера // Хоккей: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт,2013.-№4-5.-С. 24-25.
  35. Колосков, В. И. Подготовка хоккеистов / В. И. Колосков, В. П. Климин. - Москва: Физкультура и спорт, 2012. - 199 с.
  36. Корсунский, М. И. Физическое развитие ребёнка и подростка / М. И.Корсунский. – Москва: 2015.- 111 с.
  37. Кофман, Л. Б. Детско - юношеский спорт и физическое воспитание молодёжи / Л. Б. Кофман. - Москва: Терра Спорт, 2016. - С. 26-38.
  38. Купч, Я. А. Сущность системы подготовки и её параметры / Я. А. Купч.Управление подготовкой квалифицированных хоккеистов: Метод, указания. - Рига: Автос, 2013. - С. 5-15.
  39. Курамшин, Ю. Ф. Методы развития двигательных качеств: метод, рекомендации / Ю. Ф. Курамшин. – Санкт-Петербург., 2013. -137 с.
  40. Лешер, А. Маленькие игры для многих / А. Лешер. - Минск: Полымя,2012.-25 с.
  41. Ливерова, Е. В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания / Е. В. Ливерова // Спорт в школе. - №9. - 2014.
  42. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры / В. Ф. Ломейко. - Минск: Просвещение, 2013. - С. 5 - 20.
  43. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний:Учебное пособие / В. П. Лукьяненко. - Москва: Советский спорт. - 2013. - 224 с.
  44. Лях, В. И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С. 2 - 6.
  45. Маслюков, А. В. Совершенствование координационных способностей юных хоккеистов 8-9 лет с учётом типа телосложения на начальном этапе тренировки. / А. В. Маслюков. - Омск, 2015. - 324 с.
  46. Мануйлов, С. И. Развитие быстроты движений на уроках физической культуры / С. И. Мануйлов // Физическая культура в школе. -2012, №1.-29-30.
  47. Матвеев, Л. П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2014. №2. - С.28-37.
  48. Озолин,  Н.  Г.  Настольная  книга  тренера.  Наука  побеждать  /  Н.  Г.Озолин. - Москва: Изд-во «Астрель», 2012. - 863 с.
  49. Петровский, В. В. Бег на короткие дистанции / В. В. Петровский. -   Москва:Гардарики, 2015. - С. 44-58.
  50. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - Москва: Физкультура и спорт, 2010. - 496 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     Упражнения для развития быстроты двигательных реакций хоккеистов

  1. Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа, выполняются по звуковому и зрительному сигналам.
  2. Старты в движении, выполняются в основном по фительному сигналу с максимальной быстротой реагирования.

Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу(поднятая тренером вверх рука) группа выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу (рука в сторону) группа резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу (рука за головой) группа выполняет поворот на 180° и осуществляет бег спиной вперед в максимальном темпе.

  1. Подвижные игры: «День и ночь», «Разведчики и часовые», «Салки-пересалки», «Круговая охота», «Вороны и воробьи» и др.
  2. Игрок № 1 движется вперед, выполняя различные приемы: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока № 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера.
  3. Передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы. Передавать шайбу партнеру в ноги, под неудобную руку, заставляя его быстро реагировать на передачу. То же с малой шайбой, мячом.
  4. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков соперника

Упражнения для развития стартовой скорости

  1. Пробегание с максимальной скоростью отрезков 5, 10, 15 м с места с шайбой и без шайбы. Бег в гору, бег с отягощениями, бег под уклон, бег по песку, по воде.
  2. Те же упражнения, но в единоборствующих парах, тройках.
  3. Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.
  4. Подвижные игры: «Встречные старты», «Убегай-догоняй», «Старт с преследованием соперника», «По беговой дорожке» и др.
  5. Различные виды эстафет на коротких отрезках.
  6. Игровые упражнения 1Х0, 2Х0, 3Х0, 2X1, 3X1, выполняемые на максимальной скорости и с догоняющим защитником.

Упражнения для развития дистанционной скорости

  1. Бег на 30, 60, 100 м.
  2. Бег на 10-30 м с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени.
  3. Бег на 10-30 м под уклон с ходу, бег с максимальной частотой движения ног на месте.
  4. Многократные пробегания 15-40-метровых отрезков с паузами (1-3 мин) для отдыха.
  5. Подвижные игры: «Команда быстроногих» и др.
  6. Упражнения для развития быстроты выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов
    1. Упражнения на скорость разгибательного движения ноги при имитации бега на коньках.
      1. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ведения  шайбы
      2. Упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ударов и бросков шайбы.
      3. То же, но с небольшими отягощениями.
      4. Упражнения в быстроте выполнения технического приема игры в целом: ведения, обводки, передачи, броска, удара шайбы.
      5. Упражнения для развития быстроты выполнения рывково-тормозных действий и переключений
        1. Различные виды челночного бега 3Ч9, 59 м.
        2. Слаломный бег с отягощением и обводкой стоек.
        3. Бег по коридору с притормаживанием на его сторонах.
        4. Бег с поворотами на 180 и 360°.
        5. То же с шайбой.
          1. Выполнение игровых упражнений с чередованием различных технических приемов (прием, ведение, обводка, передачи и броски и т. д.).

Упражнения для развития скоростных качеств

  1. Различные эстафеты, выполняемые в режимах, обеспечивающих прирост скоростных качеств.
  2. Игровые упражнения 1X0, 2X0, 3X0, 2X1, 3X1, 1X1, выполняемые на максимальной скорости во встречном и круговом потоках, с оптимальными интервалами отдыха и с  догоняющими защитниками. Начинать выполнение упражнений следует по заранее обусловленному сигналу.
  3. Различные модификации спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), проводимых в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т. е. с чередованием работы максимальной мощности в пределах до 15 с и соответствующих интервалов активного отдыха (1,5-3 мин).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тесты для определения скоростной подготовленности юных хоккеистов

Тест М 1.Бег на коньках на 54м.

Тест позволяет определить уровень специальных скоростных качеств хоккеистов.

Выполнение.Испытуемый встает на линию старта так, чтобы коньки иклюшка находились за ней. По сигналу хоккеист катится вперед, стараясь преодолеть дистанцию как можно быстрее, и на полной скорости пересекает линию финиша.

Тест М 2.Бег на коньках на 54 м спиной вперед. Тест позволяетопределить уровень специальных скоростных качеств хоккеистов в передвижении на коньках спиной вперед.

Выполнение.Так же, как и в предыдущем тесте, только бег спиной вперед.

Тест М 3.Челночный бег на коньках 9 м х 6 . Тест позволяет определить уровень скоростно-силовых качеств и техники передвижения на коньках, а также технику торможений.

Выполнение.Испытуемый встает к линии старта (синяя линия зоны нахоккейном поле) так, чтобы коньки и клюшка находились на ней. По сигналу хоккеист катится вперед до отметки 9 м, где выполняет резкое торможение и повторяет рывок в обратном направлении до линии старта, таким образом пробегает девятиметровый отрезок шесть раз. Необходимо напомнить испытуемому, что результат теста не будет засчитан, если он прежде чем повернуть в обратную сторону, не коснется коньками линии старта или противоположной линии.

Тест М 4.Слаломное передвижение на коньках без шайбы. Тест позволяет оценить технику передвижения на коньках.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Методика воспитания скоростных способностей у учащихся 9-10 лет средствами легкой атлетики

2. Исследование влияния вентиляции на формирование температурных и скоростных полей в электросталеплавильном цехе

3. Изучение развития творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

4. ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННО - ОБУСЛОВЛЕННЫХ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ У НОВОРОЖДЕННЫХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

5. ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАМИ РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКИ ИХ ДИАГНОСТИКИ

6. Методика развития скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет

7. Оригами как средство развития математических способностей у младших школьников

8. Разработка и экономическое обоснование стратегии развития ООО «Остин»

9. Оптимальные зоны биологической зрелости для направленного развития приоритетных для велосипедистов-гонщиков двигательных качеств

10. СОВМЕСТНЫЙ ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ