Обоснование методики развития скоростных качеств у юных хоккеистов 10-12 лет на основе учета сензитивного периода развития скоростных способностей



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Хоккейэто игровой вид спорта,которыйосновывается на деятельности разных планов и работе высокой интенсивности, которая носит динамический характер. Современный хоккей требует от игроков приобретение навыков высоких показателей физической, технической и тактической подготовленности, и позволяет осуществлять рациональный и эффективный учебно-тренировочный процесс [6].

Успешность выступления квалифицированного хоккеиста зависит на прямую от его скоростных качеств. Поэтому интенсивное развитие скоростных качеств хоккеистов становится первостепенной задачей при всесторонней физической подготовке. Создание методики развития скоростных качеств играет огромную роль во время подготовки программы этапа начальной подготовки, при этом нужно тщательно выбирать компоненты спортивной тренировки (условия, средства, методы, формы) так как именно это может повлиять на перспективы становления будущего хоккеиста.

На втором этапе осуществляется углубленное совершенствование в выбранном виде спортивной деятельности. Возрастные особенности развития, уровень двигательной и физической подготовки игроков определенного амплуа определяют наполнение учебно-тренировочного процесса, формируют объем нагрузок и позволяют регулировать процесс спортивной тренировки. Скоростной подготовкой на этом этапе является совершенствование тех или иных качеств быстроты.

Оптимальный учет сензитивных периодов развития скоростных качеств при формировании учебно-тренировочного процесса воздействует на их интенсивное развитие, другой альтернативы этому не существует из-за

высокой консервативности скоростных способностей, которая обусловлена тем, что они находятся под генетическим контролем [7].

Несмотря на обширное количество современной научно-методической литературы, содержащей разнообразные методики развития скоростных качеств спортсменов, на практике желаемый результат не достигается. Это можно объяснить слабым научным обоснованием методов развития скоростных качеств с учетом сензитивных периодов развития в условиях многолетней спортивной подготовки. Большинство рекомендаций в этой области несут отвлеченный характер, что создает проблемы во внедрении их в реальный тренировочный процесс.

Из выше сказанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Развитие скоростных способностей у хоккеистов».

Цель исследованияобоснование методики развития скоростныхкачеств у юных хоккеистов 10-12 лет на основе учета сензитивного периода развития скоростных способностей.

Объект исследованияпрограммное и методическое обеспечениепрограммы учебно-тренировочного процесса хоккеистов юного возраста 10-

12 лет.

Предмет исследования-эффективность воздействия комплексовфизических упражнений на развитие скоростных качеств хоккеистов юного возраста 10-12 лет.

Гипотеза исследованиябыло сделано предположение,чтовнедрение разработанной нами методики развития скоростных качеств позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации, если методика включает в себя:

Задачи исследования:

  1. Анализ состояния проблемы скоростной подготовки хоккеистов юного возраста в учебно-тренировочном процессе по спортивно-педагогической литературе.
  2. Разработать методику развитие скоростных качеств юных хоккеистов в возрасте от 10-12 лет.
  3. Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики развития скоростных качеств юных хоккеистов в условиях сензитивного периода развития скоростных способностей.

Методы исследования:теоретические-анализ и обобщениефилософской и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогические наблюдения, анкетирование и опрос специалистов; изучение учебно-методической документации; экспериментальные – констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования.

База и этапы исследования-на этапе эксперимента,при проверкеэффективности экспериментального проекта, участие приняли 20 хоккеистов 10-12 лет,  хоккейный клуб « Сокол».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проанализирована научно-исследовательская и учебно-методическая литература по методике развития скоростных способностей, определен предмет и выявлена гипотеза исследования; поставлены задачи исследования, определены этапы исследования.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности методик скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёт у них сензитивности в развитии скоростных качеств, проведен анализ промежуточных и окончательных результатов.

На третьем этапе были теоретически и математико-статистическии проанализированы полученные данные эксперимента, сформулированы выводы и практические рекомендации.

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Морфофункциональные особенности хоккеистов юного возраста

Предрасположенность к различным видам деятельности и

функциональные возможности человека предопределяются его морфологическим статусом. Определенные особенности телосложения дают предпосылки для высоких достижений в конкретных видах спорта.

Функциональные возможности хоккеистов 10-12 лет значительно слабее возможностей взрослого человека, но в этот период возможно ускоренное развитие этих возможностей, благодаря прогрессирующему развитию отдельных органов и структур и повышения функциональных возможностей организма в целом. Функциональные возможности детского организма – ведущие критерии при выборе программы физической подготовки и методов спортивного воспитания[3].

Детям свойственна меньшая способность к физическим нагрузкам в условиях недостатка кислорода за счет анаэробных источников энергии. Величина кислородного долга у детей 9-10 лет равна 800-1200 мг, у подростков 12-14 лет - 2000-2500 мг, а у взрослых людей, не занимающихся спортом, до 6000 мг.

Детский и подростковый возраст являются сензитивными периодами развития аэробной производительности, которая является основой для высокоинтенсивной и длительной специальной тренировки хоккеистов. После окончания периода полового созревания повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма возможно только с низкой долей вероятности.

Однако физиологические изменения организма подростка требуют от тренера особого подхода при дозировании физических нагрузок. Слишком большой объем тренировок и неправильная оценка возможностей подростка

период полового созревания может повлечь за собой нарушения развития организма, задержку роста, проблемы со здоровьем в целом. Но если рационально построить систему физического воспитания, и систему физических упражнений, то это будет способствовать развитию миокарда, расширению резерва работоспособности сердца, повышению его эко Развитие двигательного анализатора детей подчиняется закономерностям возрастного развития, которое происходит на протяжении ряда лет[5].

Известно, что каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень сензетивности. Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили и конкретизировали эти представления. Приведем пример сензетивных периодов развития физических качеств мальчиков (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.): 10-12 лет- выявлено максимальное улучшение быстроты одиночного движения, быстрота реагирования – 10-14 лет, максимальная частота движений –12-14 лет, скоростно-силовые качества– 14-15 лет, выносливость скоростная – после 12 лет, способность к ориентированию в пространстве – 10-12, способность к перестроению двигательных действий – 10-11, 13-14 лет. [7,C.9]

Путем своевременного и рационального применения средств и методов физического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление того или иного физического качества в наиболее благоприятные для этого периоды возрастного развития.

Скоростные качества человека находятся в тесной взаимосвязи с возрастом. В процессе возрастного развития скоростные возможности повышаются до 20-25 лет, а затем постепенно снижаются. При этом все три элементарные формы быстроты изменяются в более узком возрастном диапазоне, преимущественно до 14-17 лет. Прирост скорости в последующие годы осуществляется за счет повышения силы мышц, увеличения мощности и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движений и т. д.

С 10-11 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 12-14 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степени возрастанием частоты движений. В 11-12 лет увеличивается производительность алактатного механизма энергообеспечения, потому можно рекомендовать широкое использование упражнений, направленных на развитие скоростных качеств. В возрасте 10-11 лет у детей повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы. Интенсивный прирост скоростно-силовых качеств наблюдается у детей в возрасте от 10 до 13 лет. В 12-14-летнем возрасте, преимущественно за счет развития скоростно-силовых качеств, высокими темпами растет скорость передвижения. Поэтому широкое использование скоростно-силовых упражнений создаст благоприятные возможности для развития этого качества.

Необходимо отметить, что если на этапе предварительной спортивной подготовки не используются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качества занимающихся будут развиваться неудовлетворительно. Чтобы этого не происходило, нужны специальные тренировки по развитию скоростных качеств. Динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет[20].

1.2 Педагогические аспекты скоростной подготовки

Первая задача - это комплексное развитие всех скоростных качеств: быстроту реакции, частоту движений, способность к максимально возможному ускорению, скорость одиночных движений, быстроту целостных движений, а также приобретение двигательных умений и навыков спортивных упражнениях. Вторая задача - максимальное развитие определяющих скоростных качеств[48].

Метод строго установленного упражнения, метод соревнования и метод игры – это основные методы воспитания и развития скоростных качеств.

Методы строго установленного упражнения:

а) повторное выполнение действий с установкой на предельную скорость движения; б) изменение скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Метод соревнования используется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Этот метод очень эффективен, поскольку борьба происходит между спортсменами различного уровня

подготовленности, является гарантией высокой эмоциональной вовлеченности спортсменов, а также проявления ими максимальных волевых усилий.

Метод игры – это проведение подвижных и спортивных игр с выполнением различных упражнений с предельно высокой скоростью. В этом методе также гарантирована эмоциональная вовлеченность и отсутствие психического напряжения.

Комплексное сочетание указанных выше методов позволяет соблюдать

специфические закономерности развития скоростных качеств. Специфические закономерности развития скоростных качеств заключаются в появлении «скоростного барьера» в связи со стабилизацией скорости на достигнутом уровне при относительно стандартном повторении движений с предельной скоростью. Поэтому следует отдавать приоритетное место проблеме комплексного сочетания методов развития скоростных качеств.

Есть три основных вида скоростных упражнений[48].

Первый – упражнения, воздействующие на развитие скоростных качеств комплексно и всесторонне(спортивные и подвижные игры, эстафеты,полосы препятствий).Второй вид – средства специальной физической подготовки спортсменов. Это упражнения, носящие направленный характер воздействия на различные отдельные формы скоростных качеств(быстрота отдельного движения, быстрота реакции). Третий вид – сопряженное воздействие на скоростные и все другие способности (скоростно-силовые, координационные, силовые); развитие двигательных действий в выбранном виде специализации.

Время выполнения скоростного упражнения, интенсивность упражнения, время отдыха и его характер являются компонентами развития скоростных способностей и предопределяют особенности их развития. Их использование обязательно в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

Максимальный или близкий к нему уровень интенсивности не может ограничивать скоростную нагрузку. Интенсивность в 85-90% также способствует развитию скоростных качеств, так как именно использование различных упражнений и методов составляет основу систематического развития скоростных качеств юных спортсменов. Оптимальный уровень дозирования нагрузки в данных упражнениях определяет допустимость и эффективность выполнения скоростных упражнений.

Повышение предельной скорости движений является очень сложной задачей. Есть дополнительный путь – увеличить силу. Поэтому следует комплексно использовать в методиках силовые упражнения в связке со скоростно-силовыми упражнениями. Скорость будет развиваться с «опорой» на предельную силу.

Успешная подготовка требует развития всех возможных форм проявления скоростных качеств. Развитие скоростных качеств не следует проводить при физическом, эмоциональном или сенсорном утомлении. Скоростная работа должна сочетаться с отработкой техники и скоростно-силовыми упражнениями, иногда скоростная работа выполняется в сочетании с развитием скоростной выносливости и ее отдельных компонентов[36].

1.3 Специфика скоростной подготовки в хоккее

Особенность физической подготовки в хоккее в том, что она заключается в достижении и поддержании такого уровня физической подготовленности спортсменов, способного обеспечить высокую эффективность в игре. Увеличение скорости и повышение жёсткости игры –основные характеристики современного хоккея, поэтому развитие скоростных качеств игроков становится приоритетным.

Владение техникой не является гарантией успеха в хоккее. Сила, мощность, скорость и подвижность – все это необходимо развивать в юных хоккеистах, путем методичных тренировок. Специфика хоккея на льду в том, что спортсмен должен обладать умением быстрого развития и замедления скорости во время игрового отрезка длиной в 30-45 секунд. Высокая скорость, развиваемая при скольжении, заставляет игроков переносить резкие всплески силы[2].

Игра в хоккей характеризуется многочисленными рывками,

ускорениями, остановками, торможениями, бросками, силовыми единоборствами. Эффективное выполнение этих действий возможно только хоккеистами, обладающими хорошо развитыми скоростными качествами.

Быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приёмов игры и быстрота перехода от одного действия к другому являются видами и проявлениями скоростных качеств. Эти качества относительно не зависят друг от друга, но во время игры их проявление комплексно.

Несмотря на то, что их проявление в игровом процессе комплексно, для их эффективного развития важно избирательное воздействие на каждый тренировочный вид во время спортивной тренировки[5].

Сензитивный период развития всех форм быстроты у спортсменов приходится на возрастной период от 7 до 14 лет. Примерно в этот же период максимальный естественный прирост происходит и в развитии скоростных и силовых качеств. Совершенствование быстроты после периода 14-16 лет идет на снижение, и даже методичные и целенаправленные тренировки не принесут существенных изменений.

Скоростные качества хоккеистов развиваются с помощью специальных упражнений, которые должны выполняться с максимальной скоростью. Основные требования к упражнениям[8]:

Быстрота и скорость в хоккее - быстрота движения, быстрота цикличных движений и техника передвижения на коньках. Максимальный показатель техники передвижения на коньках в хоккее – это максимальное усилие, максимальная частота и совершенная техника скольжения.

Три фазы двигательного цикла – фаза старта, фаза стабилизации, фаза поворотов. Чтобы развить скорость скольжения, нужно овладеть техникой двигательного цикла.

Подготовка на земле и на льду должна включать в себя обязательное воспитание разносторонности , систематичности и комплексности быстроты спортсменов в хоккее. Повысить скорость выполнения технических приемов могут ускоряющие упражнения, повтор движений при предельном усилии, динамические усилия.

Воспитать скоростные качества на земле можно посредством спринта, всевозможных веселых стартов, эстафет, упражнений на ловкость с быстротой реакции, акробатических упражнений, выполняемых с предельной быстротой. Воспитать скоростные качества во время тренировки на льду можно посредством использования различных методов передвижения на коньках и смены направления скольжения с предельной скоростью, отработки игровой деятельности и комбинаций, выполняемых с наибольшей интенсивностью, силовые упражнения на льду, метод свободной игры.

Эффективность тренировки, имеющей направленность на развитие скоростных качеств в возрастной период от 8 до 12 лет, очень высока, так как она является предпосылкой для развития силы и скоростной выносливости. Проявление качества быстроты у хоккеистов заключается не только в технике быстрого передвижения на коньках. Специфика игры в хоккей заключается в том, что игроку приходится изменять направление, неожиданно останавливаться, ускоряться, изменять скорость за короткие промежутки времени. Для хоккеиста крайне важна высокая стартовая скорость из различных исходных положений, быстрое выполнение технических приемов. Объём скоростной подготовки, средства и методы в годичном цикле зависят от конкретных задач и содержания программы тренировочных этапов.

Предельная скорость движений, на которую способен человек зависит от скоростных особенностей его нервных процессов, быстроты двигательной реакции, динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные качества

являются сложным системным комплексом двигательных качеств. Обязательное условие повышения эффективности и циклических скоростных движений это использование способности эластических структур мышц к накапливанию энергии упругой деформации мышц во время подготовительной фазы и использование этой способности, называемой рекуперация, во время рабочих фаз движения. Увеличение вклада такой энергии в общую сумму затраченной энергии происходит благодаря повышению скорости движений. Такой вклад играет особо важную роль для циклического движения, например, для спринта[9]. Чтобы реализовать возможность использовать энергию рекуперации, т.е. использовать способность эластических структур мышц к накапливанию энергии упругой деформации мышц во время подготовительной фазы, нужно уделить особое внимание при тренировках юных спортсменов развитию гибкости и улучшению эластичности мышц.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что сензитивность, сензитивные, благоприятные периоды развития скоростных качеств действительно существуют у детей. А к 14-15 годам завершается развитие некоторых скоростных способностей: частоты движений и скорости двигательных реакций. Однако, целенаправленно воздействуя на скоростные качества, можно положительно повлиять на их развития, и тренирующиеся будут иметь преимущество в 5-20% и более.

Организационно-методические положения тренировочного процесса юных хоккеистов.

Спортивно-тренировочный процесс в хоккее - процесс спортивного развития игроков, основанный на некоторых организационно-методических принципах.

Многолетний спортивно-тренировочный процесс СДЮСШОР это ряд этапов: этап предварительной подготовки (возрастной период 7-9 лет); этап начальной специализации (возрастной период 10-12 лет); этап углублённой специализации (возрастной период 13-16 лет); этап спортивного совершенствования (возрастной период 17-18 лет).

Каждому определенному этапу соответствуют конкретные задачи и цели. Учебно-тренировочный процесс и его построение осуществляются в соответствии с этими конкретными целями и задачами, также распределяются нагрузки, различные по степени, длительности, направленности, подбираются методы и средства спортивно-тренировочного обучения, учитываются также возрастные особенности тренирующихся спортсменов[11].

Освоение и технико-тактических приемов хоккейной игры происходит во время этапа начальной специализации, а затес они применяются непосредственно в игровой деятельности. При этом большое место отводится для общефизической подготовки, развивается организм в целом, всесторонне, комплексно и гармонично, повышаются функциональные способности.

Основными задачами на этапе начальной специализации являются[12]:

В содержание учебно-тренировочного процесса можно включить:

  1. Общую физическую подготовку, которая направлена на комплексное развитие органов и систем юного спортсмена.
  2. Использование широкого круга средств комплексного влияния, а также из различных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, атлетика, акробатика, гимнастика); упражнения, с помощью которых можно развить скоростные, скоростно-силовые и координационные способности.
    1. Подготовительные и подвижные упражнения, которые могут поспособствовать овладению технико-тактическими навыками игровой деятельности;
    2. Упражнения по обучению и улучшению техники игровой деятельности.
    3. Упражнения по освоению действий, требующих тактического мышления и группового взаимодействия.
    4. Подготовительные и учебно-тренировочные игры;
    5. Контрольные испытания, позволяющие оценить уровень физической и технико-тактической подготовки.

Уровень развития физических качеств, навыков и способностей(сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) степень владения техникой и тактикой игровой деятельности; необходимый уровень развитости свойств психики и личности характеризуют то, готовы ли спортсмены к достижениям. Целевые установки и задачи определяют основные направления многолетнего спортивно-тренировочного процесса. Цель – достижение спортивных успехов, порождает задачи общего и частного характера, которые реализуются в учебно-тренировочном процессе.

Построение педагогического процесса должно происходить с учетом возрастных особенностей контингента спортсменов, а также реалий материальной и организационной базы. Построение тренировочного процесса должно происходить таким образом, чтобы он был нацелен на совершенствование всех физических способностей спортсменов, а также помогал улучшению уровня их здоровья и комплексному развитию их организма, а также оказывал благоприятное влияние на развитие их психики. Уровень хоккея повышается с каждым годом и требует все большего вмешательства в методики развития юных хоккеистов, особенно в области развития скоростных качеств с учетом сензитивных периодов развития[15].

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

База и этапы исследования-на этапе эксперимента,при проверкеэффективности экспериментального проекта, участие приняли 20 хоккеистов 10-12 лет  Хоккейный клуб « Сокол».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проанализирована научно-исследовательская и учебно-методическая литература по методике развития скоростных способностей, определен предмет и выявлена гипотеза исследования; поставлены задачи исследования, определены этапы исследования.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности методик скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёт у них сензитивности в развитии скоростных качеств, проведен анализ промежуточных и окончательных результатов.

На третьем этапе были теоретически и математико-статистическии проанализированы полученные данные эксперимента, сформулированы выводы и практические рекомендации.

2.2 Методы исследования

В работе иܵсܵпоܵлܵьܵзоܵваܵнܵы сܵлеܵдуюܵщܵие метоܵдܵы иܵсܵсܵлеܵдоܵваܵнܵиܵя:

Анализ научной и учебно-методической литературы.

Контрольно-педагогические испытания.

Метод педагогических наблюдений

Педагогический эксперимент

Методы математической статистики

Анализ научной и учебно-методической литературы.Проанализирована учебно-методическая и научная литература на тему

физического развития детей и подростков, развития их двигательных качеств под влиянием занятий хоккеем, средствам, методам и принципам организации спортивно-тренировочного процесса в хоккее как виде спорта. Были рассмотрены вопросы развития и воспитания скоростных способностей, формирования технических навыков, внедрения в спортивно-тренировочный процесс юных спортсменов современных спортивно-педагогических методик. Были изучены различные этапы многолетнего тренировочного цикла во время тренировочного процесса и их особенности .

Анализ данных научно-методической литературы свидетельствовал о недостаточной изученности и обоснованности методик развития скоростных способностей хоккеистов юного возраста и подтвердил, что тема исследования актуальна.

Контрольно-педагогические испытания.Контрольно-педагогические испытания были проведены, чтобы проанализировать уровень развития скоростных качеств, общей и специальной физической подготовки юных хоккеистов. Испытания осуществлялись как в процессе констатирующего эксперимента, чтобы проанализировать скоростную подготовку юных спортсменов, так и в процессе формирующего эксперимента для того, чтобы обосновать эффективность разработанной методики развития скоростных качеств при учете сензитивных периодов их развития.

Скоростной спринт 30,60.Скоростная выносливость была оценена по результатам бега на 300 метров.

Специальные скоростные способности хоккеистов были оценены по результатам бега на 36 м на коньках лицом вперёд и спиной вперёд, а также по результатам бега на коньках на 1 круг вправо и влево.

Метод педагогических наблюдений

Педагогические наблюдения были проведены, для того чтобы выявить средства, методы и организационные формы подготовленности хоккеистов юного возраста. В процессе педагогических наблюдений, которые осуществлялись в течение каждого тренировочного занятия, а также в течение учебной игровой и соревновательной деятельности была оценена динамика развития физических качеств и технической подготовки, состояние психики юных хоккеистов, мотивированность к тренировкам. Юные спортсмены были оценены на способность к обучению, на умение использовать технические умения и навыки в игровой деятельности, способность к оперативности принятия решений.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с целью решения задач исследования и был проведен в два этапа - констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте поучаствовали юные хоккеисты в возрасте от 10 до 12 лет в числе 20 человек.