Профессиональная деформация сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения



Реферат

Дипломная работа 90 с, иллюстраций 9, таблиц 21, источников 40, приложений 3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, МВД

Цель работы - определить особенности профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения.

Объект – профессиональная деформация.

Предмет – профессиональная деформация сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения.

Методики исследования: методика «Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)», «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В.Бойко», «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге».

Полученные результаты и их новизна: в представленном исследовании, посвященному изучению особенностей профессиональной деформации личности сотрудников МВД теоретическим и эмпирическим путем были выявлены специфические особенности проявления данного феномена. Также была осуществлена процедура профилактической деятельности в форме социально-психологического тренинга и выполнена оценка ее (процедуры) эффективности.

Результаты исследования позволили заключить, что существуют выраженные различия в проявлении профессиональной деформации у сотрудников МВД, в частности, для сотрудников МВД характерным является наличие более высокого уровня переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватность избирательного эмоционального реагирования, редукция профессиональных обязанностей, а также личностная отстраненность от трудовой деятельности.

Также определено, что социально-психологический тренинг является эффективным средством предупреждения профессиональной деформации, способствуя снижению уровня редукции профессиональных обязанностей, а также уменьшая уровень деперсонализации и эмоционального истощения.

Степень внедрения: результаты внедрены в трудовой процесс.

Исследование имеет позитивное значение и может быть использовано при разработке рекомендаций сотрудникам МВД для профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания.

Значимость работы:в ней представлены результаты решения задачи по сохранению профессионального здоровья сотрудников МВД.

Содержание

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе трансформирования социальной структуры российского общества происходящие в нем преобразовательные процессы характеризуются неоднозначными результатами.

Как улучшением условий жизни людей, так и усугублением тех эффектов, которые усложняют их жизнь, общение, деятельность.

В условиях бурных политических процессов девальвируют идеологические и нравственные ориентиры, сохраняется экономическая нестабильность, конкуренция на рынке труда, социально-психологические стрессы становятся характерным явлением в жизни и на работе, проявляется на высоком уровне феноменология преступлений, совершаемых организованными преступными группами, в том числе с участием несовершеннолетних.

В условиях эмоционально напряженной реальности неимоверно возрастают требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам сотрудников полиции,  деятельность которая непосредственно реализуется в системе отношений «человек-человек».

Реформа системы Министерства внутренних дел России обнажила не только узковедомственные трудности в ее функционировании и управлении, но и проблемы в развитии общества, которые обусловлены, прежде всего, человеческим фактором.

Рассматривая процесс профессионального развития в профессии, важно отметить, что актуальность изучения профессиональной деформации сотрудника МВД обусловлена высокой общественной значимостью его личности и профессиональной деятельности в процессе обеспечения прав и свобод граждан.

Функционально служебная деятельность сотрудника полиции предъявляет к его личности постоянно растущие требования, в том числе к ее нравственной устойчивости и надежности. Помимо этого, его деятельность выполняется в экстремальных условиях, характеризующихся ненормированным объемом решаемых задач, эмоционально напряженным характером содержания, организации, критериев оценки , условий деятельности и общения, а также особенностями социальной ситуации, в которой эта деятельность реализуется.

Следует отметить, далеко не каждый сотрудник может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в сложных конфликтных ситуациях , что обусловливает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является профессиональная деформация.

Под профессиональной деформацией принято считать:

Степень разработанности проблемы исследования. В современной науке учеными основательно изучены профессиональные деформации у представителей различных профессий: медицинских работников (Абрамова Г.С., Тихонова И.В. и др.); у работников силовых структур (Безносов С.П., Борисова С.Е., Шаминов Р.П., и др.); учителей и социальных педагогов (Мардахаев Л.Б, Кузьмина Ю.М., Бессонова Л.А.) управленцев (Шогенов Ю.З. и др.); психологов (Кутузова Д.А., 2006).

На протяжении длительного времени проблема профессиональной деформации в деятельности сотрудников МВД не привлекала внимания ни теоретиков, ни практиков образования.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость определяют актуальность обращения к теме «Профессиональная деформация сотрудника МВД: пути и способы ее предупреждения», а также обуславливает ряд противоречий:

- между необходимостью анализа различных проявлений профессиональной деформации и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих установить особенности проявлений профессиональной деформации у сотрудников МВД;

- между необходимостью эффективного выполнения профессиональной деятельности и наличием профессиональной деформации сотрудников МВД, негативно сказывающейся на качестве деятельности;

- между необходимостью оказания сотрудникам МВД психологической помощи и недостаточной разработанностью эффективных технологий по профилактике профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов.

Цель исследования – определить особенности профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения.

Объект – профессиональная деформация.

Предмет – особенности профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы их предупреждения.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и специфику категории профессиональной деформации.

2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности сотрудников МВД.

3. Проанализировать факторы и особенности профессиональной деформации сотрудников МВД.

4. Охарактеризовать способы предупреждения профессиональной деформации сотрудников МВД.

5. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения.

Гипотеза:

1. Предполагается, что существуют выраженные различия в проявлении профессиональной деформации у сотрудников МВД, в частности, для сотрудников МВД характерным является наличие более высокого уровня переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватность избирательного эмоционального реагирования, редукция профессиональных обязанностей, а также личностная отстраненность от трудовой деятельности.

2. Предполагается, что социально-психологический тренинг является эффективным средством предупреждения профессиональной деформации, способствуя снижению уровня редукции профессиональных обязанностей и уровня деперсонализации и эмоционального истощения.

Теоретико-методологические основы исследования: Работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме профессиональной деформации: В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, М.В. КОреховой, Т.И. Ронгинской, П. Сидорова и др.

Работы ученых по проблемам профессиональной деятельности сотрудников МВД: И.В. Калашникова, М.В. Кореховой, М.И. Марьина, Ю.В, Семенова и др.

Выборка исследования: в исследовании на двух этапах приняло участие 40 испытуемых, из которых 20 – являются сотрудниками МВД в возрасте от 29 до 45 лет, 20 – не являются сотрудниками МВД и составляют группу сравнения. Группы исследования были уравновешены по полу, возрасту, а также стажу трудовой деятельности.

Методы исследования:

1. Метод анализа научных источников.

2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:

- диагностика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В.Бойко.

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге.

3. Методы математической статистики:

- Описательная статистика.

- Статистический критерий Манна-Уитни.

- Статистический критерий Вилкоксона.

Эмпирическое исследование осуществляется в два этапа:

1. На первом этапе осуществляется сравнительное исследование особенностей профессиональной деформации у сотрудников МВД и лиц, не осуществляющих деятельность в МВД. Участниками исследования на данном этапе являются 20 сотрудников МВД и 20 участников группы сравнения.

2. На втором этапе исследования осуществляется формирующее воздействие в двух группах сотрудников МВД – в экспериментальной и контрольной. В данном случае группа сотрудников МВД на первом этапе делится на две группы – на экспериментальную и контрольную (по 10 участников в каждой). В экспериментальной группе выполняется тренинговая деятельность по предупреждению профессиональной деформации.

Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение. Две главы, заключение, используемых источников, а также приложения. Работа выполнена на 90 страница, список используемых источников включает 40 источников. Работа иллюстрирована 21 таблицей и 9 рисунками.

1. Теоретические основы исследования профессиональной деформации личности сотрудников МВД

1.1 Понятие и специфика категории «профессиональная деформация»

Профессиональная деформация личности специалиста — это изменение ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

В 90-е гг. ХХ столетия к проблеме профессиональных деформаций обратились социологи, юристы, педагоги, психологи. Появились исследования, направленные на изучение деформации сознания сельского населения (А.В. Новокрещенова); проблемы деформации духовной жизни личности и общества в целом (Л.Н. Леонов, Р.А. Кузнецов и др.). Наряду с этим, появились работы, посвященные деформации сознания и самосознания (К. Анцыферова, И.В. Вачков и др.) —Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта про-фессиональной жизни  / Л.И. Анцыферова / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2007. С. 499-503., общения (А.А. Бодалев) —Бодалев A.A. Психология общения / А.А. Богдалев / Энцик-лопедический словарь. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 600 с., деятельности (В.Д. Менделевич) —Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения/ В.Д. Менделевич. М.: Изд-во «МедПРЕСС», 2001. 427 с.; профессиональной компетентности (А.К. Марковой, О.Б. Полякова) [85, 110]. Постепенное накопление данных о новом психологическом феномене, о профессиональных деформациях, приводит к попыткам обобщения исследовательского материала, с целью, разработки психологических концепций изменения структуры личности в процессе профессионализации. Учеными формулируются психологические концепции профессиональных деформаций личности (С.П. Безносов, В.П. Подвойский), концептуальных моделей профессионального развития личности (Л.М. Митина, Т.В. Кудрявцев, Е.И. Рогов, Ю.П. Поваренков и др.) —Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 272 с.

Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей про-фессионального становления / Т.В. Кудрявцев. М., 1988. -214 c..

Однако, несмотря на многочисленные исследования феномена профессиональной деформации, в научной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация», отсутствует устойчивый тезаурус. Вероятно, это связано с трудностями раскрытия природы данного феномена, что обусловлено, прежде всего, сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью. В исследовательских работах наряду с термином «профессиональная деформация» используются в том же значении такие термины, как «профессиональная деградация» и «профессиональная деструкция». Под деградацией понимают изменение в сторону ухудшения, утрату ранее накопленных профессиональных свойств. Деструкция представляет собой разрушение сложившейся структуры. Деформация есть изменение в результате воздействия внешних и внутренних факторов. В нашем исследовании наиболее целесообразным считаем использование термина «профессиональная деформация», так как речь идет об изменении, нарушении целостности личности, снижении ее адаптивности и продуктивности деятельности в целом под влиянием внешних и внутренних факторов. В советской психологии труда профессиональная деформация определяется как всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и носящий стойкий характер —Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация как негативное яв-ление в деятельности специалиста социальной сферы [Электронный ресурс] / Ю.М. Кузьмина. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/375170/.

По мнению Ю.М. Кузминой, профессиональная деформация в широком смысле — это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека, а в узком смысле — это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности —Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация как негативное яв-ление в деятельности специалиста социальной сферы [Электронный ресурс] / Ю.М. Кузьмина. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/375170/.

Э.Ф. Зеер определяет профессиональные деформации как постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности что, по его мнению, негативно сказывается на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также отражается на развитии самой личности —Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития /Э.Ф. Зеер / 2-е изд.. M.: Изд-во «AcademiA», 2007. 240 с..

Э.Э. Сыманюк считает, что профессиональная деформация - это разрушение, изменение сложившейся психологической структуры личности в процессе выполнения профессионального труда —Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методоло-гия, теория и практика  / Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. 307 с..

В.Е. Орёл утверждает, что «...существуют какие-то оптимальные пределы профессионализации человека, в которых осуществляется положительное влияние на его психические особенности. За этими пределами влияние может носить отрицательный характер. Данное явление мы называем профессиональной деформацией личности» —Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис пси-хического выгорания: Дисс. ...д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. Яро-славль, 2005. 449 с..

Е.И. Рогов в своих исследованиях пришел к выводу, что изменения, возникающие в структуре личности, в процессе освоения ею профессией, усиливают и развивают те качества, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, но при этом, изменяются, подавляются и даже разрушаются структуры, не участвующие в этом процессе. Такие профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижая ее адаптивность и устойчивость, расцениваются как профессиональные деформации. Любая профессиональная деятельность, особенно типа «человек-человек», деформирует личность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении —Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педа-гогической деятельности: Автореф. дисс. ...д-ра пед. наук / Е.И. Ро¬гов. Ростов-на-Дону, 1999. 45 с..

Г.Д. Трунов феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое» считая, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. После выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии в личной жизни —Трунов Д.Г. И снова о «профессиональной деформации» / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. 2004. № 6. С. 32-34..

Р.М. Грановская и В.А. Хоминский считают, что профессиональные деформации проявляются в стереотипных действиях. Изначально стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, а затем, когда они начинают доминировать - восприятие ситуации становиться упрощенным, появляется излишняя уверенность в непогрешимости используемых методов, что снижает гибкость мышления [33].

Многие ученые изучают феномен профессиональной деформации с позиции адаптивности личности в профессиональной деятельности. Так, Т.А. Жалагина рассматривает профессиональную деформацию как многоуровневую систему адаптации преподавателя к социуму, определяя исследуемый феномен как отклоняющийся от общепринятых профессиональных и нравственных норм, путь профессионально-личностного развития —Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза : Дисс. .д--ра психол. наук / Т.А. Жалагина. Тверь, 2004. 290 с..

А.В. Осницкий рассматривает профессиональную дезадаптацию как профессиональную деформацию, возникшую в результате рассогласования между имеющейся у личности адаптированностью, и требуемой в процессе профессионально становления —Осницкий А.К., Филиппова Е.В. Особенности эмоциональных про-явлений в системе осознанной саморегуляции деятельности / А.К. Осницкий, Е.В. Филиппова // Психологические исследования (элек¬тронный научный журнал). 2010. № 6 (14)..

По мнению А.К. Марковой, если педагог не справляется с профессиональным кризисом как естественным сопровождением профессионального роста, то наблюдается дезадаптации, приводящая в итоге к развитию профессиональной деформации личности. А.К. Маркова в своих исследованиях пришла к выводу, что профессиональная деформация однозначно связана с негативными изменениями социально-психологической структуры личности и проявляется в негативных изменениях в профессиональной деятельности и в поведении. При этом меняются профессиональные привычки, стереотипы поведения, стиль общения и навыки, что затрудняет успешное осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, проявлениями профессиональной деформации могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы. Также профессиональная деформация может вызывать нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. «Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей» —Маркова А.К. Психология труда учителя  / А.К. Маркова. М., 1994. 308 с..

Анализ научной литературы показывает, что профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Среди параметров профессиональной деформации можно выделить такую количественную характеристику, как степень или уровень деформированности личности - глобальную или парциальную. Если вначале может поражаться только часть психики, что отразится на таких психических процессах, как восприятие, наблюдательность и т.д., то впоследствии деформация может приобрести глобальные размеры, затронуть сферу субъективных отношений личности, ее мировоззрение. Если на первых этапах деформации легко предотвращать негативные глубинные последствия, то позднее это делать становится труднее. Например, к одной из наиболее крайних форм профессиональной деформации можно считать сугубо формальный, функциональный подход к людям, когда «профессионал» не относится к человеку как к личности, индивидуальности во всей полноте ее проявлений, а рассматривает его лишь в одной какой-то плоскости: пациент, клиент, ученик, и т.п. И наконец, профессиональная деформация личности может различаться по степени устойчивости - временная (случайная) или постоянная (закономерная). Например, признаком профессиональной деформации личности можно считать неоправданное эпизодическое использование специфического жаргона или характерной жестикуляции —Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская. СПб., 1994. 179 с..

Интересен тот факт, что ряд исследователей, изучая профессиональную деформацию, отметили положительные аспекты этого феномена. Так, В.А. Сластенин отмечает, что качества, которые необходимы молодому педагогу для «выживания» в профессии, фактически повторяют проявления, описываемые как проявления профессиональной деформации личности. В.М. Севастьянов, Т.А. Жалагина, Л.Б. Мардахаев считают, что для успешного вхождения в профессию, необходима некоторая доля профессиональной деформации личности —Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Дисс. .д--ра психол. наук / Т.А. Жалагина. Тверь, 2004. 290 с..

Л.В. Мардахаев изучая профессиональную деформацию социальных работников, пришел к выводу, что профессиональная деятельность способствует развитию как отрицательной, так и положительной деформации личности и ее поведения. Это зависит от воздействия всей совокупности факторов, обуславливающих профессиональную деятельность, в результате чего происходит либо развитие личностного потенциала специалиста, выражающиеся в самосовершенствовании, по Мардахаеву, такая профессиональная деформация называется положительной, либо происходит сдерживание в развитии личностного потенциала специалиста по направлению и интенсивности, в результате чего может сформироваться отрицательная деформация личности. Исследователь выделяет наиболее типичные проявления позитивной профессиональной деформации: статусная поведенческая положительная деформация специалиста определяется статусом его должности, сложившимся в данном социуме; личностная профессиональная деформация проявляется в развитии профессионально важных качеств личности специалиста; профессионально-культурная деформация проявляется в повышении культуры профессиональной деятельности, в росте профессионального мастерства, авторитета, как специалиста.

Личностно-поведенческое изменение специалиста как позитивная деформация проявляется в его нравственно-профессиональном самосовершенствовании. Такое изменение проявляется в повышении личной культуры, ответственности, организованности, собранности, дисциплины под воздействием требований выполнения профессиональных обязанностей —Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев / учебник. М.: Изд-во «Гардарики», 2005. 269 с..

С.П. Безносов механизм возникновения профессиональной деформации анализирует с позиции процессов согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности в соотнесении этих норм в конкретной ситуации. Нарушение функционирования этого механизма проявляются в неадекватном переносе деятельностных норм в сферу личного общения, поведения, быта —Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 272 с.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности. Деформация различных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, так и мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофированное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.

Профессиональная деформация может затрагивать мотивационную сферу, что проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной деятельностью при снижении интереса к другим сферам жизни. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. Результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере, также может быть профессиональная деформация знаний. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу жизни субъекта. Это находит отражение в профессиональных стереотипах и установках. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.

Таким образом, профессиональная деформация представляет собой сложный и неоднозначный феномен, имеющий как позитивную, так и негативную модальность, сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека, затрагивающую мотивационную, когнитивную и личностную сферу человека. Профессиональная деформация может проявляться на разных уровнях и носить как эпизодический, так и устойчивый характер. По мнению ученых, специфические изменения наиболее выражены в коммуникативных и умственных видах труда, в том числе и в педагогической деятельности. Под профессиональной деформацией понимаютискажение процесса профессионализации, психологическую дезориентациюличности, формирующуюся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональнойдеятельности и приводящую к формированию специфически-профессионального типа личности. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников МВД

Профессиональная деятельность человека является одним из основных условий существования личности, поэтому проблема работоспособности и сохранения здоровья лиц, выполняющих служебные обязанности в экстремальных условиях, все чаще становится объектом научного исследования. Это обусловлено возрастающим количеством профессий, сопровождающихся повышенным риском, при этом риск является мотивом поведения, стимулом к деятельности в таких условиях, которые связаны с угрозой для жизни.

Рассмотрим профессионально-служебную деятельность сотрудников правоохранительных органов, на основе теоретического анализа выделим особенности службы и индивидуально-психологические характеристики личности персонала учреждений, которые способствуют формированию агрессии.

В результате комплексного исследования организационной культуры в учреждениях и правоохранительных органах Е.В. Берлейн выделил девять ее особенностей —Берлейн Е. В. особенности организационной культуры в учреждениях и органах УИС / Е. В. Берлейн // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 1. - С. 80-86.:

1) жесткая правовая регламентация;

2) иерархичность структуры и вертикальный характер системы власти;

3) бюрократизм в принятии решений, формальный характер работы;

4) высокая степень ригидности, консерватизм взглядов, косность мышления, инертность в реагировании на изменения, установка сотрудников на поддержание сложившихся особенностей организационной культуры; неготовность и непонимание сотрудниками правоохранительных органов происходящих и планируемых изменений и реформ;

5) неразвитость системы обратной связи и неформальных отношений, стремление (в первую очередь руководителей) к соблюдению субординации в системе межличностных отношений, дистанцированию, строгому соблюдению дисциплины и приверженность к директивно-авторитарному стилю руководства;

6) низкий показатель гласности в отношении как всей системы, так и каждого отдельного сотрудника: сотрудники не только не информированы относительно перспектив развития организации, но и имеют весьма туманное представление о том, чем занимаются другие отделы и службы; часто не знают, как и по какому принципу распределяются материальные вознаграждения, надбавки за сложность и напряженность и другие выплаты;

7) низкая организация труда сотрудников, выражающаяся прежде всего в том, что непосредственные руководители не ставят четких задач и не доводят до подчиненных конкретные критерии оценки их выполнения;

8) при возникновении проблем руководство и рядовой персонал не сплачиваются для их решения, а напротив, пытаются обезопасить себя, сделать все, чтобы снять с себя ответственность, не оказаться виноватыми, даже если это происходит в ущерб другим сотрудникам;

9) негативное отношение сотрудников к своей профессионально-трудовой деятельности и организации в целом, высокая неудовлетворенность трудом по всем показателям (то есть средний балл по всем показателям в реальной ситуации ниже среднего балла оценки желаемого состояния), и прежде всего условиями труда, взаимоотношениями с вышестоящим руководством, а также недостаточной сплоченностью коллектива и организацией материального и морального стимулирования труда.

Содержание служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов включает в себя: защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Анализ содержательного и технологического аспектов служебной деятельности показал, что субъект служебной деятельности - сотрудник правоохранительных органов - намеренно или нет регулярно интерпретирует психологически события и явления своей профессиональной деятельности, применяет определенные знания, умения и навыки психологии. Часто благодаря изучению и акцентированию внимания на психологические основы служебной деятельности, в важной степени обуславливается эффективность, результативность и оперативность служебной деятельности, инициируют заинтересованность в практическом и научном плане, активизируют восполнение имеющихся ресурсов в этой области.

Попытка психологического обеспечения служебной деятельности (на примере оперативно-розыскной деятельности) были предпринята Ю.В. Чуфаровским —Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственой деятельности /Ю.В. Чуфаровский. М.: Проспект, 2014. 208с.. В его представлении при рассмотрении психологических аспектов профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов важно изучить не только психологию преступного поведения как психологию преступной деятельности, личность преступников и групповое преступное поведение, но и психологию профессионального труда правоохранительных органов, что, по мнению автора, содержит:

  • тактику и приемы установления и развития психологических контактов,
  • психологические основы общения в этом виде деятельности охранительных органов (закономерности общения и взаимодействия людей правоохранительных органов, техника общения правоохранительных органов, психологические основы ведения переговоров правоохранительных органов),
  • использование психологии в получении информации,
  • психологические основы оценки личности, интересующего лица правоохранительных органов (предложена программа исследования личности подозреваемого, подследственного, обвиняемого или преступника оперативным сотрудником, его методы оценки личности в процессе общения в процессе этого вида деятельности, по внешним признакам и др.);
  • психологическое воздействие на личность в данном виде деятельности;
  • психологические основы подготовки характеристик на личность в этом виде деятельности;
  • психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками;
  • психологические основы взаимосвязи оперативно-розыскной, следственной и служебной деятельности.

Немного отличается взгляд на психологию служебной деятельности у других авторов. Так, В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава —Психология оперативно-розыскной деятельности. /В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.255 с. рассмотрели практические аспекты применения основ психологии в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Однако так же проиллюстрированы психологические основы общения оперативных работников с различными категориями участников служебной деятельности, описаны приемы и способы установления контактов и добывания необходимой информации в процессе оперативно-розыскной деятельности, оценки личности и воздействия на неё, исследованы психологические аспекты раскрытия преступлений.

Авторы сформулировали теоретические и методологические основы психологии деятельности сотрудников правоохранительных органов, в том числе предмет, содержание и задачи психологии этой отрасли служебной деятельности, методологические принципы и методы изучения субъектов и объектов.

Разносторонние исследования, проводимые психологами системы органов внутренних дел Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А., Волковым А.А., Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными, указывают нам на то, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов сопряжена с широким спектром экстремальных ситуаций и протекает в экстремальных условиях. Для того, чтобы охарактеризовать склонности и готовности к риску сотрудников правоохранительных органов целесообразным является рассмотрение содержания феномена «экстремальная ситуация», на преодоление условий которой зачастую и направлено рискованное поведение.

Наиболее важным компонентом в понимании экстремальных ситуаций является наличие воздействия на человека негативных факторов, физических и психологических, несущих реальную опасность для его здоровья и жизни, т.е. экстремальные ситуации, в первую очередь характеризуются именно наличием негативно воздействующих факторов, отдельные компоненты которых резко отличаются от нормативных (экстремальные факторы) —Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях/Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. -М.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 276 с..

Н.И.Наенко считает, что трудная ситуация характеризуется сложностью задачи, ее повышенной значимостью, строгими условиями, риском, высокой ценой возможной ошибки, в то время как от разрешения экстремальной ситуации зависит дальнейшее существование субъекта. Экстремальность, таким образом, означает не только уровень чрезвычайного воздействия, обладающего крайними предельными значениями, но и характеризует индивидуальные особенности субъекта и его актуальные возможности.

Условия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в целом можно поделить на две группы. В первую группу войдут условия, характерные именно для конкретной области профессиональной деятельности, - это содержание деятельности, ее средства и методы, правовая регламентация деятельности, наличие властных полномочий, высокая социальная ответственность и иные. Ко второй группе принадлежат общие показатели деятельности: экономическая и политическая обстановка в стране, социально-психологический климат в коллективах и др. Проведенный теоретический анализ показывает, что служба в правоохранительных органах обладает рядом особенностей. И важным является то, что молодому сотруднику необходимо адаптироваться к новым для него условиям жизнедеятельности.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов зачастую протекает в конфликтных, напряженных ситуациях, в обстоятельствах, опасных для жизни. Постоянство эмоциональных и физических перегрузок, негативные жизненные ситуации, нерешенные личностные проблемы оказывают разрушающее влияние на психическое здоровье сотрудника правоохранительных органов.

Среди прочих факторов, негативно влияющих на успешность выполнения сотрудником профессиональных обязанностей, выделяют напряженные взаимоотношения подчиненных и руководителя, которые не только приводят к нарушениям законности и дисциплины, но и ставят под вопрос успешность выполнения им служебных задач —Ежова, О. Н. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы : учеб.-метод. пособие / О. Н. Ежова, В. В. Маслов, О. В. Ощепкова. - Самара : Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2005. - 138 с..

Итак, специфичность деятельности сотрудников правоохранительных органов оказывает определенное влияние на исполнение сотрудником, принятым на службу, своих должностных обязанностей, наличие у него определенных индивидуально-личностных свойств, что в итоге сказывается на процессе адаптации.

Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, ее качество и безопасность в значительной степени определяются предрасположенностью конкретных субъектов к определенной деятельности, то есть к успешному освоению совокупности специальных знаний, умений и навыков и эффективной их реализации в условиях оперативно-служебной деятельности пенитенциарных учреждений и органов.

Кроме того, к факторам риска, способствующим формированию агрессивности личности в экстремальных условиях деятельности, относят преувеличение недостатков, впечатлительность, социальную ведомость, застенчивость, легкость развития аффектов, легкомысленность суждений, робость, выраженное чувство собственной неполноценности, принижение успехов и достоинств, повышенную раздражительность, неспособность защитить себя, повышенную конфликтность.

Таким образом, поступление на службу и процесс привыкания к ней являются факторами дезадаптации, которые определяют дальнейшее взаимодействие интрапсихических факторов личности и психодинамику личности в процессе профессиональной адаптации. Условия, в которых работает сотрудник, без преувеличения можно назвать экстремальными, при этом экстремальность носит постоянный, а не ситуативный характер. Большую актуальность приобретает также формирование в обществе положительного образа системы. Этого невозможно добиться без изменения организационной культуры, тщательного изучения существующей ситуации и определения возможных путей ее преобразования. Протекание и развитие различных психических явлений существенно зависят от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей и средств осуществления.

Проблема личности - одна из важнейших проблем и в сфере права, и в деятельности правоохранительных органов. Чтобы успешно на деле решить проблему личности сотрудника правоохранительных органов, надо научно достоверно подходить к ней. Принципиально важен изначальный поход к пониманию психологии личности, осуществляющей деятельность в рамках организации как производной единства психики, деятельности и организационных условий в правоохранительном органе. Он реализуется в организационно-деятельностной концепции A.M. Столяренко, опирающейся на ряд теоретико-методологических положений:

- психология личности целостна, системна. Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов или функций, которые бы совершались сами по себе, независимо от других. Они всегда - элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой поставленной целью и системообразующими свойствами личности. Они всегда - элементы целостного внутреннего мира личности, всегда личностно окрашенные, личностно определяемые. Их проявления в деятельности, действиях, поступках всегда личностно опосредованы и санкционированы;

- психология личности структурна и иерархична. Любая система -не хаотическое скопление элементов, а их внутренняя организация со структурой, группировками элементов, находящихся в определенном соподчинении;

- психология личности в любом возрасте при всей ее устойчивости непрерывно меняется. В мире нет ничего неизменного, и психология человека не составляет исключение;

- сущность личности, ее основные психологические особенности обусловлены в решающей степени прижизненно, социально, а не врожденно и биологически —Юридическая психология; под ред. проф. A.M. Столяренко. М., 2011. -322 с..

Рассматривая компоненты или структуру личности сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, следует выделить направленность личности.

Направленность - ведущее психологическое свойство личности, в ко-тором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности —Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 2000. -421 с..

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др —Прикладная юридическая психология; под ред. проф. A.M. Столяренко. М., 2011. -325 с.. Она служит предпосылкой развития профессиональной направленности у сотрудников правоохранительных органов, подлежит изучению и учету при профессиональном отборе и работе с ними в процессе службы.

Профессиональная концепция - своеобразный элемент профессиональной направленности специалиста. Она представляет собой совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности, ее места в органе (подразделении), ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов; понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей; понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться —Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. -М., 2000. -312 с..

Также важным компонентом в структуре личности сотрудника правоохранительных органов являются и морально-психологические качества. Их роль и специфика определяются неразрывной связью морали и права, правоохранительных задач и борьбы со злом и несправедливостью, глубоко нравственной сущностью исполнения права и утверждения законности в жизни —Прикладная юридическая психология; под ред. проф. A.M. Столяренко. М., 2011. -325 с.. К ним относятся: общетрудовые качества (трудолюбие, добросовестность, ответственность, обязательность, дисциплинированность и др.), профессионально-трудовые (обостренное отношение к справедливости, истине и правде, преклонение перед законом, принципиальность, неподкупность, преданность долгу, профессиональная честь, непримиримость к нарушениям закона), человеческие (гуманность, доброжелательность, уважительность, вежливость, справедливость, совестливость, порядочность и др.), самооценочные (адекватная самооценка, самокритичность, требовательность к себе, самоуправляемость, морально-психологическая стойкость и др.).

Важным для сотрудника правоохранительных органов являются и профессионально-психологические деловые качества или профессиональные способности, такие, как интеллектуальные, организаторские, коммуникативные, волевые качества (активность, инициативность, самостоятельность, решительность, упорство в достижении цели, организованность, плановость, аккуратность, обязательность, предусмотрительность и др.), умение работать с людьми, готовность к взаимодействию. Следует выделить и профессиональную подготовленность, профессиональное мастерство, профессионально-психологическую и профессионально-педагогическую подготовленность, а также экстремальную подготовленность.

В структуре личности сотрудника выделяют и социально-психологические свойства личности - приобретенные и проявляющиеся в жизни и профессиональной деятельности особенности контактов с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми, достижениями человеческой цивилизации —Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2014. -361 с.. Основаниями для выявления этих свойств выступают реальные отношения сотрудника с социальной действительностью. К основным из них относятся: мировосприятие и мироотношение, мотивация достижений в самореализации и самоутверждении в процессе жизни и профессиональной деятельности, отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры, гражданственность, групповая интегрирование сть в правоохранительную общность, коллектив, коммуникабельность, социальная активность, уровень фактической реализованности своих психологических возможностей в жизни и профессиональной деятельности, жизнестойкость, отношение к самому себе как к «самости» и члену человеческих сообществ —Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2014. -361 с..

Знание психических закономерностей, особенностей развития личности, применение в процессе деятельности определенных психологических методов облегчают труд сотрудников правоохранительных органов, помогают ему регулировать и строить взаимоотношения с за-интересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.

Работа в правоохранительных органах относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

Таким образом, развитие личности сотрудника правоохранительных органов раскрывается как процесс диалектической взаимосвязи профессионализации и индивидуализации при одновременном действии источников внешней и внутренней активности личности.

1.3.  Факторы и особенности проявления профессиональной деформации личности сотрудников МВД

В современной психологической науке выделяют такие причины профессиональной деформации личности, которые отражают специфику личностного функционирования сотрудника, особенности его мотивационной вовлеченности в процесс трудовой деятельности, ответственности за его результаты, глубины субъективно личностных отношений, его эмоциональных переживаний.

В.И. Ковальчук указывает на то, что люди, имеющие низкий уровень самооценки, а также возлагающие ответственность за все происходящие события на внешние обстоятельства (имеющие экстернальный локус контроля) в большей степени подвержены профессиональной деформации —Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / А.Н. Коновальчук. Нижний Новгород, 2008. - 34 с..

Н.Е. Водопьянова в качестве одного из наиболее значимых факторов риска профессионального выгорания и профессиональной деформации рассматривает снижение чувства собственного достоинства, как результат которого особенно стрессогенной становится ситуация социального сравнения. Во внешнем плане все это может проявляться как в неудовлетворенности своим статусом, в раздражении по отношению людей, которые социально более успешны. Достижения таких людей трактуются преимущественно как случайные. Из сниженного самоуважения следует формирование такой личностной особенности как трудоголизм, высокий уровень мотивации успеха, желание сделать все как можно лучше. Любое снижение результативности труда даже по объективным причинам способствует формированию неадекватных реакций – от ухода в себя до поиска виноватого и проявление в него неадекватных реакций. Роль социального сравнения в развитии эмоционального выгорания рассмотрена Е..Buunk иW.Schaufeli. По мнению авторов, его значимость возрастает прямо пропорционально восприятию и интерпретации индивидом поведения других. В данном контексте чувствительность к выгоранию будет зависеть от ряда личностных особенностей и мотивационных факторов —Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях  / Н.Е. Водопьянова / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2010. - 218 с..

В качестве фактора профессиональной деформации Т.В. Решетова отмечает неэмоциональность, неумение общаться, аликситимю. Данные особенности связаны с тревогой, трудоголизмом, снижением возможности пополнять психологические ресурсы —Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85-95..

В.В. Бойко говорит о том, что существует склонность личности с профессиональной деформации в проявлении эмоциональной холодности, интенсивной интериоризации негативных обстоятельств относительно профессиональной деятельности, низкий уровень мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственных дефектов и дезориентации личности —Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. - М.: Наука, 2010. -412 c..

Профессиональная деформация возникает в результате «взаимодействия» между человеком и профессией, влияет на выполнение человеком своих профессиональных обязанностей, оказывает влияние на личностные особенности, в отличие от профессиональной деформации всегда носит негативный характер. Профессиональная деформация, возникающий при взаимодействии между индивидуально-психологическими качествами человека и особенностями профессиональной деятельности, негативно влияющий на эмоционально-волевое состояние, проявляющееся в отношении к профессии и профессиональной деятельности и общении с коллегами —Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 272 с..

Основным условием возникновения синдрома профессиональной деформации  является взаимодействие между объективными факторами (относящимися к профессиональной деятельности) и субъективными (относящимися к человеку), при этом наиболее важными детерминантами являются субъективные и субъективно-объективные (возникающие в процессе взаимодействия личности и профессиональной среды). Субъективные факторы в данном исследовании обозначены как личностные, объективные - профессионально-деятельностные факторы, субъективно-объективные факторы получили название - факторы профессионального взаимодействия.

Особенности условий возникновения профессиональной деформации заключаются в том, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов предъявляет такие требования к личностным особенностям специалистов, которые способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания, в качестве таких психологических особенностей можно выделить следующие:

  1. преобладание мотива достижений;
  2. высокая ответственность;
  3. умение обеспечить максимальную эффективность собственной деятельности и деятельности коллег и подчиненных;
  4. высокая реактивность, умение быстро реагировать на любое изменение ситуации (быть постоянно в состоянии «боевой готовности», готовности к реагированию, что вызывает состояние постоянного напряжения).


    Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

    1. Оросительная и осушительная мелиорация почв: способы предупреждения негативных экологических последствий

    2. ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

    3. Профессиональная деятельность социального работника

    4. Профессиональная этика. Кодекс профессиональной этики

    5. Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Алгоритм проведения

    6. Проект цеха обработки и хранении картофеля и овощей, а также производства полуфабрикатов из них

    7. Профессиональная компетентность сестринского процесса у медсестер различного профиля при психических расстройствах у пациентов с эпилепсией

    8. Государственная система предупреждения и действий в ЧС

    9. Рассмотрение и обобщение библиографической записи, библиографии, а также общие требования и правила составления

    10. Методы урегулирования и предупреждения конфликтов в организации