Методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования»



РЕФЕРАТ

Магистерская работа  по теме « Модернизация учебно-методического обеспечения дисциплины экономика образования в условиях перехода к экономическим знания » содержит 84 страницы текстового документа, 16 рисунков, 1 таблицу, 3 приложений, 50 использованных источников.

Ключевые  слова:  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ,ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: Модернизация учебно-методического обеспечения дисциплины экономика образования в условиях перехода к экономическим знания».

В теоретической части магистерской работы рассмотрена специфика дисциплины «Экономика образования»; определены педагогические технологии для преподавания дисциплины.

практической части работы рассмотрено понятие методического обеспечения учебного процесса; представлены этапы конструирования методического обеспечения дисциплины «Экономика образования». Разработаны учебная программа, методическое обеспечение лекционных, практических и контрольных занятий.

Экспериментальная часть работы включала апробацию разработанного учебно-методического обеспечения в учебном процессе направления подготовки «экономика и управления в сфере образования)» КГПУ имени В.П. Астафьева.

Результате исследования было разработано методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования» для специальности экономика образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Современный этап функционирования экономической системы характеризуется как переходный к информационному типу общества, где основным источником развития являются инновации, информация, интеллектуальный фактор, использование которых в качестве ведущего ресурса обеспечивает формирование качественно нового типа общества.

Анализируя тенденции мирового развития в начале XXI века, следует отметить, что Россия в рамках новой мирохозяйственной системы характеризуется как страна, в которой функционирование национального хозяйства направлено на создание, применение и распространение новых технологий и инноваций, однако современное состояние российского общества характеризуется недостаточно эффективной, хотя и интенсивной, динамикой глубинных экономических, социальных и политических изменений.

Формирование информационного общества возможно при условии интенсивного развития системы образования, предполагающем становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе такой парадигмы должно лежать изменение фундаментальных представлений об индивиде и его развитии через образование. Ведь современный человек должен не только обладать определенным объемом знаний, но и должен уметь учиться: выявлять источники для решения многообразных, в том числе экономических, проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

В принятой в Женеве «Декларации принципов построения информационного общества»   указано, что каждый человек должен иметь возможность овладевать навыками и знаниями, необходимыми для понимания сути информационного общества и базирующейся на знаниях экономики, активного участия в них и полномасштабного использования их преимуществ. Непрерывное образование, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение могут внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям в использовании новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. Для обеспечения устойчивого развития информационного общества следует наращивать национальный потенциал».

В соответствии с вышеперечисленным необходимо изменение экономических отношений как основы модернизации системы образования.

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между экономическими отношениями в системе образования и сложившимися требованиями информационного общества; между целостностью экономической системы и отраслевым принципом представления знаний через множество предметных областей в образовании.

При вступлении России в «Болонский процесс» вопрос о соответствии структуры экономических отношений системы образования современным условиям хозяйствования становится весьма актуальным, а соответствующая модернизация системы образования, обеспечивающая переход к информационному типу общества, приобретает общегосударственное значение. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»   .

Таким образом, актуальность проблемы модернизации экономических отношений системы российского образования, в контексте обеспечения формирования информационного общества, во многом обусловлена наличием у нее специфических особенностей функционирования, а так же важностью для современного периода хозяйствования.

Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: Модернизация учебно-методического обеспечения дисциплины экономика образования в условиях перехода к экономическим знания

В соответствии с темой целью исследования явилось: обоснование, разработка и апробирование в учебном процессе методического обеспечения дисциплины «Экономика образования».

Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Экономика образования».

Предмет исследования: методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования».

Рабочая Гипотеза:основу исследования была положена гипотеза, согласно которой методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:

с учётом специфики дисциплины;

на основе использования инновационных педагогических технологий;

в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1.Раскрыть основные подходы к трактовке понятия«экономики знаний

2.Выявитьэкономику   образования   в формировании экономического потенциала работника

3.Рассмотретьсостояние и направления модернизации  экономического  образования   в России и за рубежом

4.Разработать методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования».

5.Апробировать методическое обеспечение дисциплины «Экономика образования» в учебном процессе.

Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:

анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины;

анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств;

анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;

педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в решении научной проблемы разработки интегрированной концепции модернизации экономических отношений, детерминирующих конфигурацию и специфику системы образования, обеспечивающей создание условий для формирования информационной экономики на основе разработки и реализации комплекса направлений, включающих: трансформацию структуры экономических отношений системы образования; совершенствование ее организационной и функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования.

Теоретическая значимость состоит:

Теоретические выводы, полученные в исследовании, могут быть реализованы при разработке методических пособий по исследуемой проблематике и в преподавании курсов: «Экономическая теория», «Экономика образования», «Государственное управление» в вузах России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций:

Магистерская  работа состоит из введения, 2 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 1 приложения. Список использованных источников включает в себя 50 изданий.

1. Теоретические аспекты определяющие роль экономики  образования   при переходе к экономике знаний

1.1 Основные подходы к трактовке понятия«экономики знаний»

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран. Функции знаний в «экономике знаний» В условиях инновационной постиндустриальной экономики знания принято воспринимать как: ‒ прямой результат деятельности; ‒ продукт прямого конечного потребления; ‒ фактор производства, использующийся при производстве экономических благ; ‒ предмет и средство распределения и/или сделок на рынке; ‒ средство накопления интеллектуальной информации; ‒ средство управленческой деятельности; ‒ способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов. В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности. Выделяют следующие четыре фундаментальных элемента «Экономики знаний»: 1. Институциональная структура. Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний. 2. Инновационная система. В условиях инновационной системы создаются эффективные организационные формы и деловое окружение, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие учреждения, действующие в интересах развития глобальных знаний и одновременно, трансформируясь в соответствии с местными требованиями, применяют знания для производства инновационных продуктов, услуг и путей реализации деловых операций. 3. Образование иобучение. Указанный элемент призван формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества. 4. Информационная инфраструктура. Процесс создания динамичной инфраструктуры, а также конкурентоспособного, инновационного, информационного экономического пространства предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг. Мануэль Кастельс (один из крупнейших социологов современности, специализирующийся вобласти теории информационного общества) выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики: 1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента; 2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности; 3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» (т. е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями). 4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ; 5) технологические изменения, в основе которых — информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер. Главная и отличительная черта новой экономики — ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина». Особенности: В указанном аспекте важно обратить внимание на ниже представленные обстоятельства и особенности: ‒ дискретность знаний как продуктов (любых знания либо созданы, либо не созданы; в природе не существует «знания наполовину» или на «две третьих»); ‒ Знание, так же как и иное общественное (публичное) благо, являясь созданным, доступно всем без исключения; ‒ по своей природе происхождения, знание — это информационный продукт (информация после процесса потребления, не исчезает, как стандартный материальный продукт). Предпосылки формирования «экономики знаний»: ‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса наряду с природными ресурсами, трудовыми ресурсами и различными формами существования капитала; ‒ повышение удельного веса сферы услуг и высокий рост информационно емких услуг для бизнес-структур; ‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров; ‒ развитие и широкое применение новых форм информационно — коммуникационных технологий; ‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1]. Методика измерения «экономики знаний» Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры: институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства; уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний; информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации; национальная инновационная система. Методика предполагает расчет двух сводных индексов — Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) и Индекса знаний (The Knowledge Index, KI). Индекс знаний — комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. Индекс знаний представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех направлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии. Индекс экономики знаний — комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса экономики знаний лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), в которой установлена прямая взаимосвязь между так называемой «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны. Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Для этого в дополнение к трем вышеперечисленным группам факторов добавляется четвертая категория — институциональный режим. Таким образом, индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: институциональный режим, образование, информационная и коммуникационная инфраструктура, инновационная система. В каждый субиндекс входит три показателя, имеющих одинаковый вес. Рассмотрим каждый из субиндексов в отдельности. Институциональный режим страны. Определяется при помощи трех показателей: ‒ тарифные и нетарифные барьеры; Оценивает существующие тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие свободную торговлю: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию и т. д. ‒ качество регулятивных мер; Оценивает распространение враждебных по отношению к рынку действий органов власти: контроль цен, чрезмерный банковский надзор, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса и т. д. Для оценки показателя используются Governance Indicators — оценки экономических мер органов власти различных стран — членов Группы Всемирного банка. ‒ власть закона; В рамках этого показателя оценивается уровень преступности, эффективность и предсказуемость судебной власти, возможность принудительного осуществления контрактов и т. д. Для его оценки также используются Governance Indicators Всемирного банка. Уровень образованности населения. Данный субиндекс образуют три показателя: ‒ уровень образования взрослого населения (рассчитывается как процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет); ‒ валовой охват средним образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к количеству людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране); ‒ валовой охват высшим образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране). Информационная и коммуникационная инфраструктура. Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. В него включены следующие показатели: ‒ количество телефонов на 1000 жителей; Показатель рассчитывается как сумма количества телефонных линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи, на 1000 жителей и количества мобильных телефонов на 1000 жителей. ‒ количество компьютеров на 1000 жителей; Показатель рассчитывается как сумма настольных компьютеров и ноутбуков, приходящихся на 1000 жителей. ‒ количество пользователей Интернета на 1000 жителей; Показатель рассчитывается по данным национальных статистических агентств, которые используют разные способы проведения исследования. Инновационная система. Развитие инновационной системы определяют следующие показатели: ‒ сумма роялти (вид лицензионного вознаграждения) и лицензионных платежей на 1 млн жителей; Для обеспечения сопоставимости информации по разным странам показатель рассчитывается в долларах США. ‒ количество научных и технических статей в журналах, посвященных физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, инженерии, технологии и астрономии, на 1 млн жителей. ‒ количество патентов, выданных United States Patent and Trademark Office (USPTO), в том числе патенты на изобретения, патенты на промышленные образцы, патенты на новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и др., на 1 млн жителей. После определения субиндексов вычисляется показатель Nw, соответствующий числу стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны, и это число сопоставляется с общим числом стран в рассматриваемой группе Nc по следующей формуле: Нормализованный показатель=10(Nw/Nc) (1) Нормализованный показатель принимает значения от 0 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию. Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с показателями других стран, чем ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний. Индексы экономики знаний рассчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом [2,3]. В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний. Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В таблице 1 представлены данные из отчета Всемирного банка по индексам экономики знаний отдельных стран для 2012 г., так как более актуальных данных нет [4].

1.2Экономика  образования   в формировании экономического потенциала работника

Современный этап экономического развития характеризуется глобальными изменениями. Эти изменения, по словам Э. Тоффлера, свидетельствуют о наступлении новой «волны цивилизации» и переходе человечества от индустриального к информационному технологическому способу производства [1].

Происходит трансформация индустриального общества в общество нового типа, получившее у разных авторов такие названия, как «посткапиталистическое общество» (П. Друкер), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «информационное общество» (М. Порат, Р. Катц, Й. Масуда и др.). Новая экономика характеризуется глобальной интеллектуализацией всей экономической системы, что проявляется в возрастании информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих основных факторов производства. Главным капиталом и важнейшим конкурентным преимуществом становятся не вещественные, а человеческие ресурсы, а главным фактором эффективности экономической системы становятся знания и творческий потенциал работников. По словам президента Mekka Advertising Александра Репьева, новая экономика -это мир, в котором люди работают мозгами, а не руками [2]. Авторы коллективной монографии о человеческом капитале современной экономики отмечают, что сегодня на смену пролетариату приходит «когнитариат», т. е. преобладающими становятся работники умственного труда [3, с. 18]. Работники интеллектуального труда становятся главным фактором социально-экономического и технико-технологического развития, а их ценность в качестве главной производительной силы характеризуется масштабами овладения ими современными знаниями. Ведущую роль знаний подчеркивает еще одно название современной экономики - «экономика знаний» [4]. Т. Сакайя определил ее как «новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [5, с. 346].

Трансформационные процессы в экономике ведут к серьезным преобразованиям в сфере труда. Современный рынок труда характеризуется возрастанием спроса на новаторский тип работников с одновременным ответным выходом на рынок труда работников, способных к активной преобразующей деятельности в условиях интенсивных научно-технических перемен. Возрастают требования к социальной и профессиональной мобильности работников, к уровню интеллектуального развития, профессиональной культуре, способности учиться на протяжении всей жизни, к активизации творческого потенциала [6, с. 14].

В формировании работника нового типа, отвечающего потребностям экономики знаний, особое место отводится образованию. Оно является одним из наиболее действенных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие интеллектуального потенциала трудовых ресурсов. Исследования показывают, что рост уровня образования непосредственно влияет на рост экономики, обеспечивая ее прирост даже в условиях депопуляции [7]. По данным ОЭСР, в настоящее время в таких странах, как Франция, Великобритания, Норвегия, более 60 % прироста национального дохода обеспечивают работники с высшим образованием [8]. Не случайно сегодня во всем мире наблюдается рост спроса на высшее образование, а одной из самых заметных тенденций на современном рынке труда является продолжающийся рост образовательного уровня занятых в экономике.

В ежегодно составляемом ЮНЕСКО рейтинге систем высшего образования за 2012 г. России отведено 35-е место, в то время как, по данным ОЭСР, на этот же период Россия включена в пятерку самых образованных стран в мире наряду с такими странами, как США, Япония, Израиль, Канада [8]. Исследователи объясняют это пока еще сохраняющейся у нас высокой долей (свыше 50 %) населения с послешкольным образованием [8]. Но в последние годы целый ряд стран демонстрирует высокие темпы роста данной группы населения.

Ведущим мировым трендом становится переход к всеобщему высшему образованию, как, например, в Южной Корее, Японии.

В России относительно высокий показатель уровня образования населения принято объяснять достижениями прошлых лет, когда бесплатное образование было доступно всем гражданам страны [9, с. 85]. Но, по данным Института проблем развития науки РАН, за два последних десятилетия выпуск специалистов высшими учебными заведениями на 10 тысяч занятых в экономике увеличился более чем втрое. В настоящее время численность студентов на 1000 человек населения в России одна из самых высоких в мире - 54 человека. По этому показателю Россию опережают лишь такие страны, как Корея (66 человек), Финляндия и Новая Зеландия (59), США