Особенности восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН



Оглавление

Введение

Уголовно-исполнительная политика в современном мире направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных лиц, создание гуманной среды отбывания наказания. Знание индивидуально-психологических особенностей лиц осужденных необходимо для правильной организации работы и взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления, это помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осуждённому.

Актуальность данного исследования определяется тем, число преступлений в Российской Федерации достигает больших масштабов и не смотря на тенденции к снижению числа преступлений (например, за период январь-апрель 2012 число преступлений составило 587,6 тыс., а за январь-апрель 2013 – 567,7 тыс.), число преступлений исключительно велико.

Также следует отметить, что индивидуально-психологические особенности являются важными факторами, детерминирующими успешность деятельности человека в целом, модулируют адаптационные процессы при изменении тех или иных условий внешней среды, а также являются одним из факторов, детерминирующим преступное поведение, в пользу данного обстоятельства говорят множество исследований таких ученых, как: Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, С.Е. Борисова, А.В. Гоголевой, Е.В. Змановской, Ю. Козакова, Е.В. Корякиной, В.Д. Менделевича и ряда других. Несмотря на многочисленность исследований различных аспектов детерминант преступности (социально-экономических, политических, психологических), в рамках данной области остается еще много нерешенныхвопросов, где проблема особенностей восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН.

Практический аспект актуальности исследования выражается в необходимости формирования действенной системы предупреждения преступных действий лицами осужденными, обладающими определенными психологическими особенностями, которые могут рассматриваться как возможные причины преступного поведения. Так, остается недостаточно проработанной проблема условий преступного поведения с различными поведенческими деформациями.

Таким образом, указанные три аспекта актуальности – социальный, теоретический и практический определили проблему настоящего исследования: каким образом функционируют различные аспекты личности осужденного преступника в рамках формирования преступного поведения в зависимости от вида правонарушения.

Цель исследования – определить особенности восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН.

Объект – особенности межличностных отношений.

Предмет – особенности восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН.

Задачи:

1. Определить особенности лиц, осужденных к лишению свободы.

2. Проанализировать особенности восприятия человека человеком.

3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН.

Гипотеза: существуют особенности восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН, в частности осужденные, характеризующие отношение со стороны работников ФСИН как агрессивное, будут иметь отрицательное отношение к ним, с другой стороны, сотрудники ФСИН, в поведении которых будут преобладать тенденции к проявлению дружелюбия, а также ориентированные на компромисс будут восприниматься осужденными положительным образом.

Методы:

1. Метод анализа научных источников.

2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:

3. Методы математической статистики:

Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.

1. Теоретические особенности восприятия осужденными взаимодействия с работниками ФСИН

1.1. Особенности пенитенциарной системы и ее воспитательное влияние

Пеницитарная (или пенитенциарная) система представляет собой государственный институт, который регулирует исполнение уголовных наказаний. В него входят методы правового воздействия, а также комплекс учреждений (административные подразделения и непосредственно места лишения свободы).Пенитенциарная система России находится в постоянном развитии, цель которого – усовершенствование методов восстановления социальной справедливости, способов воздействия на исправление осужденных и на недопущение совершения ими преступлений в дальнейшем.

Нормы института исполнения лишения свободы закрепляют важные и принципиальные положения, отражающие основы организации изоляции осужденных и правового их статуса, характер уголовно-исполнительной деятельности, значение проблем правопорядка в исправительном учреждении, быта, санитарии, профилактики заболеваний, нравственно-этических отношений в "тюремной" среде, роли применения средств исправления в механизме исполнения и отбывания наказания оказание помощи лицам, освобождаемым из исправительных учреждений (нормы гл. 22 УИК РФ);

- обеспечение государством реализации прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы (ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 10 УИК РФ).

- применение к осужденным мер поощрения и дисциплинарных мер воздействия как стимулов к правопослушному поведению (ст. 78, 87, 113, 115 УИК РФ).

Отмеченные законодательные положения института исполнения лишения свободы имеют принципиальный характер, так как в содержании деятельности исправительных учреждений они являются наиболее значимыми и обязательными требованиями, которые позиционируют осужденного в процедуре организации его изоляции, исполнении и отбывании данного вида наказания, в специфическом социуме. По правовой природе их можно отнести к категории принципов института исполнения и отбывания лишения свободы.

Существуют особенности пребывания осужденного в учреждениях ФСИН. Е. В. Берлейн выделил девять особенностей учреждений такого типа [12].

1) жесткая правовая регламентация;

2) иерархичность структуры и вертикальный характер системы власти;

3) бюрократизм в принятии решений, формальный характер работы;

4) высокая степень ригидности, консерватизм взглядов, косность мышления, инертность в реагировании на изменения, установка сотрудников на поддержание сложившихся особенностей организационной культуры; неготовность и непонимание сотрудниками УИС происходящих и планируемых изменений и реформ;

5) неразвитость системы обратной связи и неформальных отношений, стремление (в первую очередь руководителей) к соблюдению субординации в системе межличностных отношений, дистанцированию, строгому соблюдению дисциплины и приверженность к директивно-авторитарному стилю руководства;

6) низкий показатель гласности в отношении как всей системы, так и каждого отдельного сотрудника: сотрудники не только не информированы относительно перспектив развития организации, но и имеют весьма туманное представление о том, чем занимаются другие отделы и службы; часто не знают, как и по какому принципу распределяются материальные вознаграждения, надбавки за сложность и напряженность и другие выплаты;

7) низкая организация труда сотрудников, выражающаяся прежде всего в том, что непосредственные руководители не ставят четких задач и не доводят до подчиненных конкретные критерии оценки их выполнения;

8) при возникновении проблем руководство и рядовой персонал не сплачиваются для их решения, а напротив, пытаются обезопасить себя, сделать все, чтобы снять с себя ответственность, не оказаться виноватыми, даже если это происходит в ущерб другим сотрудникам;

9) негативное отношение сотрудников к своей профессионально-трудовой деятельности и организации в целом, высокая неудовлетворенность трудом по всем показателям (то есть средний балл по всем показателям в реальной ситуации ниже среднего балла оценки желаемого состояния), и прежде всего условиями труда, взаимоотношениями с вышестоящим руководством, а также недостаточной сплоченностью коллектива и организацией материального и морального стимулирования труда.

Служба в УИС - это один из видов государственной службы, который обладает рядом специфических особенностей. Сотрудник должен проявлять сдержанность в профессиональном общении, ограничивать круг контактов, постоянно контролировать свое поведение, чувства, эмоции. Условия работы таковы, что служащие обладают одновременно полярной ролью: находясь в атмосфере чужих отрицательных эмоций, они служат раздражителем и одновременно утешителем, что проявляется в требовании быть эмпатичным (вникать в проблемы, оказывать помощь в их разрешении).

Данный факт, а также переживания, связанные с чужими проблемами, не могут не отразиться на личности сотрудника и его работоспособности [6,c. 20] и не вызвать развития у сотрудников различных подразделений учреждения под воздействием условий профессиональной деятельности такого психического состояния, как ригидность [33].

В исследовании П. С. Яшмолкиной, проведенном с участием сотрудников исправительных учреждений с целью диагностики экстремальности их профессиональной деятельности, были выявлены типы ситуаций, приводящие к наибольшему напряжению и мобилизации всех внутренних ресурсов [72].

1) конфликты с осужденными (при непосредственном общении, досмотре личных вещей, изъятии запрещенных предметов);

2) конфликты с руководством подразделения, обусловленные неадекватной оценкой результатов их труда, игнорированием их личных интересов и законных прав, неуважительным отношением к их личности;

3) психотравмирующие ситуации (нападение на сотрудников со стороны осужденных, массовые беспорядки, самоубийство осужденного);

Таким образом, условия пребывания в учреждениях УИС условно можно поделить на две группы. В первую группу войдут условия, характерные именно для УИС, - это содержание деятельности, ее средства и методы, правовая регламентация деятельности, наличие властных полномочий, высокая социальная ответственность и иные. Ко второй группе принадлежат общие показатели деятельности: экономическая и политическая обстановка в стране, социально-психологический климат в коллективах и др. Проведенный теоретический анализ показывает, что служба в УИС обладает рядом особенностей. И важным является то, что молодому сотруднику необходимо адаптироваться к новым для него условиям жизнедеятельности.

Пребывание человека в учреждениях УИС протекает в конфликтных, напряженных ситуациях, в обстоятельствах, опасных для жизни. К экстремальным ситуациям в службе в УИС можно отнести массовые беспорядки, захваты заложников, неповиновение осужденных и т. д. В качестве основного фактора выделяют не столько саму вероятность конкретных экстремальных ситуаций, сколько контингент, с которым приходится работать.

Итак, специфичность пребывания в учреждениях УИС оказывает определенное влияние на исполнение сотрудником, принятым на службу, своих должностных обязанностей, наличие у него определенных индивидуально-личностных свойств, что в итоге сказывается на процессе адаптации.

Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России, ее качество и безопасность в значительной степени определяются предрасположенностью конкретных субъектов к определенной деятельности, то есть к успешному освоению совокупности специальных знаний, умений и навыков и эффективной их реализации в условиях оперативно-служебной деятельности пенитенциарных учреждений и органов.

1.2. Психологические особенности лиц, осужденных к лишению свободы

В первую очередь отметим, что осужденный – это лицо, которое признано в судебном порядке виновным в совершении преступления с последующим наказанием. Лицо, которое признано виновным в совершении преступления является преступником, который несет уголовную ответственность в той или иной форме наказания в соответствии с приговором суда.

Следует отметить, что проблема преступного поведения является одной из наиболее актуальных проблем в современной юридической психологии и криминологии. Борьба с преступностью является одной из приоритетных проблем современного общества. Закономерным является вопрос причин преступного поведения, так как воздействие на данные причины способствует локализации и устранению угрозы преступности.

В рамках современной юридической психологии функционирует ряд подходов, которые характеризуют причины и особенности преступного поведения. Анализ современной психологической и криминологической литературы позволяет выделить ряд подходов к проблеме изучения личности преступника и преступного поведения. Первая группа подходов основывается на предположении в том, что преступное и девиантное поведение детерминируется внутренними, психологическими особенностями личности преступника. В рамках данного подхода обычно исследуются отдельные психологические особенности личности правонарушителей и девиантов. Основной идеей данного подхода является то, что лица, которые совершают преступные поступки и реализующие девиантное поведение имеют особенные психологические особенности по сравнению с другими, законопослушными людьми. В данном случае на первый план выдвигаются такие характеристики личности индивида, которые являются сопутствующими преступному поведению. В качестве одной из типичных характеристик преступного поведения выступает агрессивность.

Второй подход к исследования особенностей личности преступника и преступного поведения противоположен первому. Он основывается на предположении о том, что человек не детерминирован ничем, он сам выступает как источник своего поведения. В рамках данного подхода человек рассматривается как рациональный решатель проблем. Так, в модели совершения преступления существует этап принятия решения, в рамках которого субъект осуществляет оценку собственных возможностей, рассматривает альтернативы, а затем выбирает наиболее удачный способ своего поведения.

Все подходы к поиску причин преступного поведения с позиции того, что человек сам является источником собственного поведения на наш взгляд, является наиболее приемлемым для юридической практики. Данный подход позволяет говорить о таких составляющих правовой системы, как «ответственность» и «вина». Только ничем не детерминированный, свободный человек может нести полную ответственность за собственные действия и быть виновным в чем-либо.

Психологическое объяснение социального поведения, в том числе противоправных деяний, основывается на ряде методологических принципов психологии: детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, личностного и деятельностного подходов и др. Согласно принципу детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), психологическое объяснение преступного поведения должно учитывать взаимодействие внутренних (психических) и внешних (социальных) факторов в его происхождении. Такое взаимодействие выражается в том, что внешние условия и влияния воспринимаются и субъективно оцениваются индивидом в соотношении с его потребностями, интересами, отношениями, чувствами и другими психологическими свойствами личности и в соответствии с этой оценкой влияют на поведение. Их влияние может иметь различную силу и направленность. Так, внешние условия могут ставить индивида в сложную ситуацию, угрожающую личностным ценностям, из которой он не может найти правомерный выход. Такие внешние условия приобретают функцию внешней причинной детерминанты. В то же время их причинный характер соотносится с личностными предпосылками субъекта — его податливостью криминогенным влияниям обстоятельств.

Личностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) определяет, что совершение преступного деяния происходит в силу психологических свойств субъекта, определенная совокупность которых образует внутреннюю причину такого деяния. Лицо, совершившее преступление, обладает склонностями к определенным преступным деяниям либо у него не сформирована антикриминальная устойчивость личности. Последняя выражается в податливости криминогенному влиянию со стороны других лиц либо отсутствии способности найти правомерный выход из проблемной ситуации и допустимости в этом случае криминального варианта действий. Личность субъекта преступления, рассматриваемая как система психологических свойств, содержит внутренние предпосылки преступного поведения. Из этого вытекает и обратное утверждение—преступление не может совершить человек, не имеющий криминогенной склонности и обладающий по своим личным качествам устойчивостью против криминогенного влияния внешних факторов.

Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Ломов, К.К. Платонов, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов и др.) основывается на положениях психологической теории деятельности.

Его суть заключается в том, что поведение человека (как и его деятельность) детерминировано психической деятельностью. Эта психическая деятельность включает в себя ряд элементов, представляющих отражательные и регулятивные психические процессы: формирование образа внешних условий, мотивации, цели, мобилизация волевых усилий, реализация умений и др. Для психологического объяснения преступного поведения необходима оценка функциональных и содержательных сторон этих психических процессов.

Всестороннее и глубокое психологическое объяснение преступного поведения требует опоры на принцип системности (В.А. Ганзен, В.В. Дружинин, М.Ю. Казаринов, Б.Ф. Ломов, А.М. Столяренко). В соответствии с этим принципом психическая регуляция преступного поведения должна рассматриваться как открытая динамическая система. Системное описание психической регуляции предполагает раскрытие структуры ее элементов (какие психические явления она включает в себя) и их взаимодействий, в результате которых происходит подготовка поведения во внутреннем плане и его исполнительная регуляция. Системный подход также требует рассмотрения внешних факторов преступного поведения как целостной совокупности социальных условий, имеющих различную степень непосредственности и динамичности влияния на внутренний мир индивида: события и ситуации, характеризуемые определенными обстоятельствами, с которыми сталкивается индивид; непосредственные условия его жизнедеятельности, включая его ближайшее социальное окружение; специфические социальные условия региона проживания; социальные условия в стране.

Уровневое строение психической деятельности может также рассматриваться как сочетание сознательной и бессознательной (подсознательной) регуляции. В различные моменты данная психическая деятельность протекает при различной активности сознания и различной актуализации когнитивных, эмоциональных процессов и автоматизмов. Сознательная регуляция обозначается такими понятиями, как произвольная, преднамеренная, целесообразная, планомерная, рациональная, осознанно мотивированная, надситуативная. При ее доминировании ведущая роль принадлежит когнитивным процессам (понимания, мышления, воображения). Ее противоположность представляет подсознательная регуляция, которую обозначают непроизвольная, непреднамеренная, импульсивная, стереотипная, иррациональная, непосредственная и т. д. Она проявляется в актуализации оценочных стереотипов и автоматизмов, регулирующих действия, в качестве которых выступают инстинкты, рефлексы, привычки, навыки, стереотипы и др. Альтернативой когнитивных процессов выступает эмоциональная регуляция, которая в определенные периоды может являться доминирующей. В качестве ее внутренних детерминантов выступают чувства, в том числе эмоциональные отношения, эмоционально-оценочные установки, мотивообразующие эмоциональные переживания, настроения.

Личность преступника - это личность человека виновного, т. е. такого, который нарочно или по неосторожности совершил общественно опасное действие, запрещенное законом. Существует и другое, более полное определение: «Под личностью преступника, то есть человека, который совершил общественно опасное действие, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности, понимается совокупность социально значимых свойств, влияющая в соединении с внешними условиями и обстоятельствами на преступное поведение».

Понятие личности преступника специфическое, оно значительно уже понятия личности человека, а криминологическое изучение не идентично уголовно-правовому. Криминологию интересует лишь те его свойства, которые:

Понятие личности преступника может быть применено лишь к тому, кто по закону признается субъектом преступления. Правовая основа понятия личности преступника снимает расхождение, связанное с тем, что антисоциальные свойства проявления сущности личности человека обусловливают совершение ним преступления. В то же время признание конкретного лица преступником возможно лишь после совершения преступления.

Преступникам присущ ряд отличительных психологических и моральных черт: другое отношение к общественным ценностям; другой образ жизни, характеризующийся узостью, фрагментарностью, непостоянством, совершением мелких правонарушений и аморальных поступков. В целом же можно утверждать, что преступники составляют особый социальный и психологический тип личности [31] – личности с низким моральным уровнем, постоянными установками, а также с выраженной склонностью к рецидивам преступлений [53].

Изучение личности преступника должно быть основано на многоступенчатой структуризации, которая учитывает, обобщает и отображает разные стороны этого понятия. Можно вычленить три из них: индивидуальный уровень, предполагающий наличие конкретного субъекта преступления; групповой, охватывающий разные типы и социальные группы преступников; универсальный, отвечающий общему понятию преступника как лица.

Необходимым признаком, который характеризует личность преступника, является совершение им преступления. Если преступления нет, то говорить о человеке как о преступнике, несмотря на наличие у субъекта антисоциальной или асоциальной направленности, преждевременно. В этом случае нет и субъекта преступления, так как отсутствует субъективная сторона преступного действия. Если игнорировать это условие, то легко можно оправдать применение репрессивных мероприятий к людям, которые реально не причинили вреда обществу [31].

Вызовет возражение расхожая мысль: личность преступника - это личность человека, который совершил преступление, поскольку такая тавтология не дает возможности определить те качества, которые отличают личность преступника от других людей. Но нельзя отказаться от понятия личности преступника, поскольку реально оно существует. Это профессиональные воры, наемные убийцы, рэкетиры, террористы и т. п.

Личность преступника, как и всякая человеческая личность, содержит в себе определенную систему нравственно-психологических свойств: взгляды, убеждения, установки, жизненные цели и ожидания, интеллектуальные, эмоциональные и волевые особенности и т. д. Нравственно-психологические свойства личности преступника находятся в диалектическом единстве с его социальными свойствами и проявлениями и должны рассматриваться в этом единстве. Психология человека, в том числе и те его особенности, которые в определенной конкретной ситуации влияют на совершение лицом запрещенного законом преступного действия, формируются под влиянием определенных социальных условий, в существенной зависимости от тех конкретных социальных связей и ролей, в которых такая личность выступала и выступает.

Для личности преступника важны прежде всего характер и содержание тех общественных отношений, участником которых он является. Преступление – социально значащий поступок человека, и его совершение является антисоциальным проявлением личности.

Практически любой человек при независимых от него обстоятельствах может попасть на скамью подсудимых и будет в полном соответствии с законом осужден и наказан. Наказание в этом случае будет выступать только как отплата общества за нежелательные последствия содеянного действия и как наука другим. Ни о какой исправительной функции наказания для этих осужденных не может быть и речи [50].

Теоретически последовательным и непротиворечивым подходом к проблеме личности преступника является безоговорочное признание существования особой реальности всех без исключения случаев преступного поведения. Любой другой вариант, связанный с частичным или полным устранением личности преступника из числа детерминант преступного поведения, ведет к серьезным противоречиям в правовой, уголовно-правовой и криминологической теории.

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что она представляет собой прежде всего совокупность интегрированных в ней социально значащих свойств, которые образовались в процессе системных взаимодействий с другими людьми. Этот аспект наиболее важен для криминологии, поскольку он рассматривает личность как члена общества или социальной группы, в качестве носителя социально типичных черт.

Структура личности преступника состоит из следующих подструктур [18]:

1) социально-демографической (социальное происхождение и состояние, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности);

  1. интеллектуальной (просветительно-культурный уровень, знания, привычки, умения);
  2. моральной (ценностные ориентации и желания, социальные позиции и связи, интересы, потребности, привычки);

4) психической (свойства и состояния личности);

5) биофизиологической (пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции).

Очевидно, что изъятие любой из названых подструктур разрушает структуру в целом; в то же время ни одна подструктура не может существовать самостоятельно.

При рассмотрении структуры личности преступника возникают следующие вопросы: из чего складывается личность преступника, какие признаки характеризуют правонарушителя; свойства, связи, которые образуют в своей совокупности это понятие; как группируются, соотносятся и классифицируются эти признаки.

Общую схему криминологической характеристики личности преступника составляют [50]:

Преступники, которые совершили преступление по неосторожности, должны выделяться в уголовно-правовой классификации преступников. Об особенностях личности неосторожного преступника можно говорить лишь на базе общего понятия личности преступника.

Из множества обстоятельств, характеризующих личность преступника, уголовное право рассматривает личность как субъект преступления, которая может нести уголовную ответственность за совершение общественно опасного действия.

Если признаков, которые характеризуют субъект преступления, хватает для определения круга уголовно-ответственных лиц, то их недостаточно для решения другого, не менее важного вопроса: какую ответственность должен нести преступник и может ли он быть освобожден от нее? На этот вопрос дает ответ понятие личности преступника. Не случайно термин «личность преступника» употребляется законодателем в нормах, которые регулируют вопрос назначения наказания: признание лица особо опасным рецидивистом, назначение наказания, т. е. вопросов индивидуализации уголовной ответственности [3].

Общие черты и свойства личности преступника следует искать не только в самом факте совершения преступления, но и в тех особенностях, которые отличают его от законопослушных граждан. Как справедливо отмечает А.Б. Цукрив, наиболее важным, качественно специфическим признаком личности преступника является его антисоциальность, общественная опасность, т. е. его способность «при определенных условиях и в дальнейшем вести себя подобным образом». Преступник всегда выступает как носитель антиобщественных взглядов и привычек, игнорируя моральные и правовые требования, противопоставляя свои взгляды и интересы взглядам и интересам общества.

Общественная опасность личности преступника отображает такую объективную реальность, которая обусловлена определенной совокупностью нравственно-психологических свойств - взглядов, убеждений, оценок, отношением к разным социальным и моральным ценностям.

Наличие такой совокупности свойств, которая ориентирует человека на выбор антиобщественного варианта поведения, дает все основания отличить подобную личность от законопослушных граждан.

В криминологической литературе можно встретить иные варианты типологии личности преступников. В зависимости от критериев типологизации, все известные типологии делят на три группы (данная типология встречается в работах практически всех известных отечественных криминологов). Первая группа дифференцирует преступников в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в преступном поведении (корыстные, насильственные, неосторожные и иные преступники). Вторая делит их в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности (криминогенный и частный преступники). Основанием третьей является социальная направленность личности (профессиональный, привычный, неустойчивый, небрежный и случайный типы преступников) [26, 50].

Существует множество психологических и криминологических классификаций личности преступника, но курс криминологии выделяет три основных типа личности преступника: а) последовательно криминогенный; б) ситуативно-криминогенный; в) ситуативный.

Для первого типа личности преступника характерно:

• формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружения (семья, товарищи);

• отсутствие чувства социальной ответственности, привычка к некритической оценке своего поведения;

• использование психологических механизмов самозащиты;

• активность поведения в ситуации совершения преступления, как правило, совершение преступления без видимых причин.

Второй, ситуативно-криминогенный тип личности, встречается значительно чаще среди несовершеннолетних - до 40%. Преступление обусловлено как особенностями личности, так и неблагоприятной жизненной ситуацией. Поведение этих лиц характеризуется систематическим нарушением моральных норм, что создает определенную готовность к участию в преступлении. Нередко преступление происходит под влиянием других лиц или в состоянии опьянения. Личность данного типа относительно легко поддается исправлению и перевоспитанию.

Третий тип - ситуативный - определяется преступлением, совершенным под влиянием необыкновенной, сложной обстановки. Среди расхитителей - это лица, которые берут то, что «плохо лежит», при насильственных преступлениях - те, кто действует под влиянием конфликта, в том числе и в состоянии аффекта. Этот тип личности признает социальные нормы и более легко поддается исправлению.

1.3. Понятие и специфика феномена восприятия человека человеком

В современной психологической науке восприятие рассматривается как совокупность тех ощущений, которые человек получает из окружающего мира. Вместе с тем, восприятие на следует рассматривать как сумма ощущений, восприятие является сложным процессом, которые основан на воспроизведении прошлого опыта человека, на работе мышления, эмоций и чувств человека [57]. Восприятие рассматривается как чувственное отражение явлений и предметов объективной действительности, которая оказывает воздействие на органы чувств человека. Осуществляя восприятие некоторого предмета, человек понимает то, что он именно воспринимает, что является свойствами или же качествами предмета. Можно говорить о том, что именно данный предмет выступает как источник тех воздействий, которые человек ощущает на себе. В связи с данной особенностью при восприятии те свойства предмета, которые воздействуют на человека формируют образ предмета, так как данные свойства относятся к предмету. Таким образом, восприятие следует рассматривать как форму познания окружающей действительности.

Восприятие можно рассматривать как сложный психический процесс также потому, что каждая часть воспринимаемого явления или же предмета некоторым образом зависит от того, в окружении человеко, каких иных предметов или явлений происходит это восприятия. В связи с данной особенностью при восприятии возможно возникновение разного рода иллюзий, которые могут исказить образ предмета [64].

В современной психологической науке встречаются следующие классификации видов восприятия – в зависимости от объекта восприятия, по преобладающей роли анализаторных систем, по формам существования материи, а также по продолжительности перцептивного процесса.

В зависимости от специфики воспринимаемого объекта можно выделить восприятие предметов, восприятие музыки, речи, а также восприятия человека человеком. Восприятие человека человеком именуется социальной перцепцией и является профессиональной особенностью психолога.

В зависимости от ведущей роли определенного анализатора или же модальности восприятия выделяют слуховое, зрительное, обонятельное, осязательное, а также вкусовое восприятие.

Относительно продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное (одномоментное) и сукцессивное (развернутое во времени).

Относительно формы существования материи можно выделять восприятие пространства, времени, движения, цвета.

Целостность, предметность, категориальности и константность восприятия – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе, а также в результате восприятия. Предметность рассматривается как способность человека воспринимать мер не как набор несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметом, которые имеют свойства, которые вызывают данные ощущение [62]. Целостность восприятия характеризуется тем, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью готовым , он мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основании небольшого набора частных элементов. Это происходит в той ситуации, если некоторые детали предмета непосредственным образом не воспринимаются. Константность можно рассматривать как способность воспринимать предметы относите