Жизнь Д.Б. Эльконина



Жизнь Д.Б. Эльконина

Содержание

Введение

Даниил Борисович Эльконин (19041984) — советскийпсихолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, брат В. Б. Эльконина.

С 1914 года учился в полтавской гимназии (не закончил) и вЛенинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929 года, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c1937 года работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

С 1953 г. и  до конца своей жизни Д.Б. Эльконин работал в Институте общей  и педагогической психологии АПН РСФСР (затем СССР),  последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики психического развития, а в последние годы — психологии шестилетних детей.

В  1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 году защитил докторскую диссертацию, а в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966 году.

1. Начальный период Эльконина Д.Б.

Эльконин Д. Б. относится к той знатной плеяде русских психологов, котораясоставляет костяк глобально популярной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с высокомерием заявлял о том, что он являетсявоспитанником Льва Семеновича и товарищемостальных его воспитанников и последователей. Глубоко восприняв идеи данной школы, Д. Б. Эльконин в течении нескольких десятков лет неординарно их конкретизировал всобственныхопытных и теоретических работах, создав тем самым личную научнуюнаправленность в детской и педагогической психологии.

Д. Б. Эльконин соединял в себе способность ученого, умеющегоуглубленноразбирать основательные научные проблемы, и возможности исследователя,отлично решающего прикладные психологические проблемы, имеющиесуровый смысл для педагогической практики. Ему принадлежатпримечательные теории периодизации детского развития и детской забавы, ав томже духе способа обучения детей чтению. Его коллеги, родственники и сотоварищи высказывались о нем как о человеке, обладающем незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого мужчины, сумевшего допоследних дней сберечь  ум и доброту. Он имел по настоящему благородный нрав ученого и гражданина.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, обучался в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом ВУЗе им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом ВУЗенекоторое количество лет в сотрудничестве с Л. С. Выготскимучил трудности детской игры. С 1937 г. и до начала ВОВ он был преподавателем первых классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом ВУЗе, создавал школьные учебники по русскому языку для наций Крайнего Севера. В эту пору Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).

Всю Отечественную войну Эльконин находился в работающей армии, был удостоен военными орденами и медалями. После борьбы он преподавал психологию в Военно-педагогическом ВУЗе Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из войска в 1953 г. в звании подполковника, потом в той же должности стал сотрудником Института психологии.

Он поочередноуправлял лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики психического развития учеников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского института.

2. Изучение детской игры

Как заявлял сам Данил Борисович: "энтузиазм к психологии детской забавыпоявился у меня в самом начале 1930-х годов в ходе созерцания над забавой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии", но когорчению записи данных потерялись во время борьбы в блокированном Ленинграде. Именного наблюдение за своими дочерьмиотдали Эльконинупредлогдопустить, что основным в игре детей-дошкольников показывает роль, которую берет на себя малыш. В ходевоплощения роли преобразуются деяния малыша и его известие к реальности.

Так родиласьдогадка, что мнимая ситуация, в которой малыш берет на себя ролиостальных людей и реализует обычные для них деяния и дела вособенных игровыхкритериях,имеетсяглавная единица игры. Существенным моментомсотворениятаковой игровой ситуации является перенос значений с 1-го предмета на иной. Эта мысль была не нова, тут можно отметить с какой глубиной и тщательностью Эльконинисследует всобственных исследованиях зарубежные теории игр К. Грооса, Ф. Бойтендайка, З. Фрейда, В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже и др.

Перенимая этот эксперимент Эльконин подмечал, что уже Дж. Селли писал: "Сущность детской забавы содержится в выполнении какой-либо роли "и"тут мысталкиваемся с тем, что составляет, может быть, самуюувлекательную черту детской игры, — с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в истинные живые существа "Но так же нужнозаявить, что,к примеру взоры на игры как на изображение уже развитого воображения выглядели для Эльконина не надлежащимиреальной природеигры. Он считал странным, что функция воображения, являющаяся одной из болеетрудныхвозможностейпоявляется так рано, и подразумевал, что, может быть,напротив, игра и имеется та активность, в которойфантазия впервые появляется.

Как считал Эльконин — сюжетно-ролевая забава является ведущейдеятельностью дошкольного возраста (одно из принципиальных положений его исследовательской работы),благодаря чему его изучению были, рассчитаны на психологов и преподавателей, работающих с дошкольниками.

В согласовании с концепцией исследования дошкольной забавы представленной Элькониным выделяются как более принципиальныхкачеств:

- по уровню развития игровых действий малыша разрешенонайти егоподготовленность к школьному обучению, ибо, главные предпосылки для перехода к учебной деятельности создаются в рамках сюжетно-ролевой забавы;

-чтобвзять в толк младшего школьника, необходимоведатьиндивидуальностью психической жизни дошкольника

забава не заканчивается в дошкольном возрасте, и зачатки так называемой забавы с правилами возникают в сюжетно-ролевой игре.

Эльконин проводит в собственной работе мысль о внутреннем родстве всех видов игр, идею о соц происхождении и содержании сюжетно-ролевойзабавымалыша. К числу принципиальных научных достижений разрешено отнестиобнаружениекритерий происхождения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, различение главной единицы игрыобнаружение внутренней психологической структуры забавы, определение ее роли в психическом развитиималыша и др.

В психологии эти изучения внесли много нового:

1) разработка догадок об историческом происхождении той формызабавы, которая является обычной для современных дошкольников, иабстрактноеподтверждение, что ролеваязабава являетсяобщественной пособственному происхождению и конкретноблагодаря чему пособственному содержанию;

2) обнаружениекритерийпроисхожденияданной формы забавы в онтогенезе и подтверждение, что игра на границе дошкольного возрастапоявляется не внезапно, а создается под воздействием обучения;

3) различениеглавной единицы забавыобнаружение внутренней психологической структуры игры и прослеживание ее развития и распада;

4) расследование того, что забава в дошкольном возрасте в особенности сенситивна к сфере человечной деятельности и межчеловеческих отношений, и введение, что главнымвхождением игры является человек — его активность и от ношения зрелых друг к другу, и в силу этогоигра имеет форму ориентации в задачах и мотивах человечной деятельности;

5) известно, что игровая техника — перенос значений с 1-го предмета наиной, сокращенность и обобщенность игровых действий — являетсяважным условием проникновения малыша в сферу соц отношений, ихтипичного моделирования в игровой деятельности;

6) различение в игре настоящих отношений деток друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий;

7) расследование функций забавы в психическом развитии деток дошкольного возраста.

3. Детская психология

Эльконин считал, что все виды занятия детей общественны пособственной природе, содержанию и форме, благодаря чему ребёнок с первойминутки рождения и с первых ступеней собственного развития являетсяпубличнымсозданием. Для Даниила Борисовича было неприемлемымсостояние "малыш и сообщество", он считалбезошибочнымсостояние "малыша в сообществе".

Также Д. Б. Эльконин, считал ребёнка функциональным субъектом в преобразовании и присвоении достиженийчеловечной культуры, какиепостоянно носят деятельностный характер. Благодаря,действиямпреображения ребёнок воссоздаёт и формирует в себечеловечныевозможности.

По предоставленном вопросу А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин держались одной точки зрения, что ребёнок в процессепреображения деятельности,исполняет такую практическую или познавательнуюактивность, которая адекватна, но не тождественна деятельности, которая воплощена в человеческой деятельности в прошлом поколении [6].

Рассматривая проблему соотношения обучения и развития ребёнка Д. Б. Эльконин писал: "Между обучением и развитием стоит активность субъекта и активность самого ребёнка". В эмпирической долиисследованияпредоставленнойтрудности Эльконин базировался на идеи Л. С. Выготского о том, что обучение предшествует развитию, и в томже духесостояние "формирование из обучения" является главным фактом педагогической деятельности.

Д. Б. Эльконин на протяжении всей собственной научной деятельностиучил вопросы психологического развития ребёнка. Эльконинсчитал, что егосознание развития ребёнка позволитисправить ту натуралистическую постановку вопроса детской психологии, которая так продолжительно бытовала в предоставленном вопросе.

Эльконин выдвинул необычную идею о том, что детство как период онтогенезапоявилось тогда, когда у неких видов животных сталипропадать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретенияданными животными подходящих форм поведения и появилось детство. Своеобразие человечного детства состоит в том, чторебенок рождается совсем немощным созданием, у которого вполне отсутствуют инстинктивные методы удовлетворения даже врожденных органических потребностей.

Все поведение человека делается полученным. Поэтому ему нужнооченьдлительное детство, которое удлиняется по мере развития сообщества, выдвигающего все наиболее высочайшие запросы к познаниям и умениям. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурногопарадокса является не обычное его удлинение, авысококачественное изменение по структуре и содержанию.

С усложнением жизни сообщества состояние малыша в нем (т. е.соц статус, круг прав и повинностей, присущих этому периоду жизни,комплект доступных для него видов и форм деятельности)значительно меняется. На ранних стадиях публичного развития (и это подтверждается этнографическими кросс-культурными исследованиями) происходилоконкретноевложение малыша в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое усвоение им методик добывания еды, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности.

В установленный исторический период вышло такоеосложнение орудий труда, при котором дети уже не могли конкретно включаться в трудзрелыхблагодаря чемуумышленно для подрастающего поколенияформируются особенные предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные средства труда. Когда уменьшенные копии орудий неразрешаютдействительно воспроизвести производительнуюактивность,возникает игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили совместное значение труда взрослых, с иной — развивали у себянекие общие возможностинужные им для овладения в следующемразнымиреальными орудиями (зрительно-двигательные координации,способность и т. п.).

Постепенно некие игрушки становились символическим замещениемнастоящих орудий или разных остальных предметов публичной жизни людей. Эльконин показал социальную природу иргры: "Ролевая забавапоявляется в ходе исторического развития сообщества в итогеконфигурации местамалыша в системе публичных отношений. Она,следственно, социальна пособственному происхождению, по собственной природе. Вместе спроисхождениемзабавы и игрушек складывается иновейший период в развитиималыша. В современной психологии и педагогике этот период назван дошкольным возрастом, водящейдеятельностью в нем является игра.

Эльконин показал исторический нрав детства и историческоевозникновение его отдельных периодов на образце появления 1-го изребяческих возрастов. Периодзабавы "сдвигает" период овладения орудиями трудакверху, на наиболеезапоздалый хронологический возраст. Когдапоявляетсяновейший период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу,в томже духе не остаютсяпостоянными. Возникновение школьного обучения заполняет новенькимзначениемпредыдущий "период игры", делая его дошкольным.

4. Итоги деятельности

Как заявлял сам Эльконин, проводимые им изучения в данной области не были окончены, это было обусловлено, до этого только, его занятостью решениемостальных вопросов детской психологии но данные разработкинепременно (как и в случае с системой "Развивающего обучения")отдалибольшущий толчок в раскрытии психологическую природы забавы,привнесливозможный вклад в разработку проблем психологииигры,энтузиазм к которым все наиболее растет.

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит некоторое количество монографий инемало научных статей, посвященных дилеммам теории и летописи детства, его периодизации, психического развития деток различных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, ив томже духе вопросам развития речи малыша и обучения деток чтению. Даниил Борисович посвятил некоторое количество статей научным взорам Л. С. Выготского и не один раз выступал с докладами о нем.

Приведенные абстрактные расположения служили для Д. Б. Эльконинаинструментомосмысливания и оценки отдельных концепций детского развития (З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. И. Божович и др.). Предметом оценки была та онтология (малыш — единичный зрелыймалыш —вещица;малыш— доступный коллектив), в которой мыслилась детская жизнь. Абсолютизациякакого-нибудь из данных естественных отношений была для Д. Б. Эльконина свидетельством редукционистскогоосмысливания жизнималыша и его развития.

Эльконин являлся более авторитетным дельцом русской науки ибезусловно следует признать, что его теории уже принадлежитлетописивселенской научной идеи.

Заключение

Втрудах Д. Б. Эльконина отразились чуть ли не все более существенныетрудности детской и возрастной психологии, психологии ведущей деятельности, психологии развития. Необыкновеннотяжело выделить в творчестве Д. Б. Эльконина одну самуюнемаловажную линию. В его работах отражены и общиетрудности развития в онтогенезе, и анализ отдельныхребяческих возрастов, и микроанализ генезиса детскогодеяния (на образце раннего возраста).

Ответ самого Эльконина состоит в том, что натура детства (ихоть какойспецифичной формы детской жизни) лежит в его летописи. Для тогочтобвзять в толк закономерности развития малыша, т.е.обозначить абстрактную и совершенную систему его связей с социумом, онтогенез теперешнегомалыша нужно доставить в историческом ряду онтогенезов. Полноценноучитьэтотопределенный онтогенез можно только в данной системе.

Такова, по Эльконину, основная формула и главный методологическийаппаратисследования развития деток, В. летописи детства, а не в наличныхсоц критериях лежат источники и основания для выделения в целостном процессе развития его разных стадий; в нем же — источникиспецифичных форм развития на всякой стадии, предпосылкипроисхождения переломных, критических периодов в развитии.

Собственно в историческом ряду онтогенезов фактически строятся те условия играницы, в которых этот онтогенез протекает в данный момент, в которыхпоявляются и которыми определяются дела детей и взрослых. Знать объект — это означает ведать исторические границы (масштаб) его наличного бытия. В неприятном случае то, что располагается перед очами (в частности,инновационное детство), принимается за исключительновероятный источник закономерностей; и даже не появляется вопроса о том,от чего жизнь имеет именно этот ход, а не какой-нибудь другой,имеет эти противоречия, а не какие-либо другие.

Элькониным и Давыдовым было принято построение нормативной модели учебной деятельности младшего школьника. Сейчас эта службадлится многими научными коллективами страны. Однако в значимойдолиизучений предметно-содержательная сторона учебной деятельностиисследуется (конструируется) в отрыве от ее личностно-смысловой базы, что затрудняетисследование перехода как к младшему школьному, так и к подростковому возрасту.

Преодоление этого разрыва представляется нам одной из важных задач детской психологии. По нашему понятиюнужно и в отношении дошкольника и ребенка, аосновное, в отношении переходных возрастоввоплотить нормативныйподходиспользованный  Элькониным кисследованию младшего школьного возраста и основанный на суровом, тщательном анализе исторических закономерностей развития детства.

Список литературы

  1. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина// Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20.
  2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 1959.
  3. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с
  4. Эльконин Д. Б. Мышление младшего школьника. — М.: Педагогика, 1951. — (Очерки психологии детей).
  5. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, Э-53, (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) 560. Педагогика, М. (1989). 
  7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 512. Педагогика, М. (1989). 
  8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  9. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. —М., 1966.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Декарт: жизнь и деятельность

2. Развитие понятия жизнь

3. Жизнь и библиотечная деятельность И. А. Крылова

4. Жизнь и характер Артура Шопенгауэра

5. Повседневная жизнь Москвы в 1905 году

6. Изучая жизнь и деятельность Павла Коломенского

7. Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя

8. Жизнь и творчество С. Есенина советского периода

9. Жизнь и творчество А.Н. Толстого советского периода

10. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО СК РГС-ЖИЗНЬ