Особенности изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»



Титульный лист

Содержание

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время много говорят и пишут о развитии отечественной системы образования в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит не только от качества учебников и школьных программ, но и от методики преподавания, внедрения новых педагогических технологий, эффективных форм и методов обучения.

Главной задачей при этом остается обеспечение условий для формирования ключевых компетенций, направленных на развитие индивидуальности обучающихся, способности мыслить нестандартно. Литература сама по себе является особым способом познания жизни, художественной моделью мира, отличающейся от научного представления бытия высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью и незавершенностью, позволяющими  не просто познакомиться с подлинными художественными ценностями, но и приобрести необходимый опыт коммуникации, предполагающий активное сотворчество и диалог с писателем.

Являясь одним из ведущих гуманитарных предметов в школе, литература оказывает непосредственное влияние на формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитывает гражданина и патриота. Уроки литературы дают возможность приобщения обучающихся к гуманистическим ценностям культуры, развитию их художественного мышления и творческих способностей, необходимых для становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающей действительности.

Русская литература как классическая, так и современная содержит много тем и проблем, не имеющих однозначного толкования, что позволяет обучающимся полемизировать, дискутировать и выражать собственную позицию, основанную на системе нравственных ценностей. Однако для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель.

Необходим поиск инновационных путей обучения, способствующих повышению интереса к предмету, реальной оценки обучающимися своих возможностей, снижению психологического напряжения на уроках, установлению доверительных отношений между учителем и учениками, повышению качества знаний. 

Объект исследования - процесс изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Предмет исследования -особенности изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цель исследования- рассмотреть методические особенности организации процесса изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Гипотеза исследования.развитие литературных способностей школьников в процессеизучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»будет проходить более успешно, если использовать проблемные ситуации на уроках литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

- рассмотреть методы и приемы работы над художественным произведением на уроках литературы;

- выделить особенности развития литературных способностей учащихся;

- осуществить исследование познавательной активности учащихся;

- предложить методические   рекомендации   по   организации   процесса   изучения произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Для решения выдвинутых задач использовались следующиеметоды исследования:

- теоретический анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме;

- методы эмпирического исследования: диагностика познавательной активности учащихся;

- проекционный метод: разработка и апробация методических рекомендаций для организации изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;

- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.

Экспериментальная база исследования.Экспериментальная работаосуществлялась на базе СОШ №…….г…….

Цель и задачи исследования определилиструктуру и содержание данной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения художественного произведения на уроках литературы

1.1. Методы и приемы работы над художественным произведением на уроках литературы

В методике преподавания литературы методы обучения определяются как способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение, развиваются литературные способности.

На наш взгляд, в определении методов преподавания литературы наиболее продуктивен классический подход - это классификация Н.И. Кудряшёв. —Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. - М.: Просвещение, 2012. - 190 с. Именно она учитывает специфику познавательной деятельности на уроках литературы. Метод творческого чтения и творческих заданий позволяет организовать художественное познание. Репродуктивный, исследовательский и эвристический способствуют организации научного познания. Соответственно, общение на уроке будет организовано путем:

- погружения в художественный текст и личностные смыслы читателя;

- воспроизведения известного;

- сопоставления различных фактов и оформления в речевой деятельности собственных выводов;

- совместных поисков истины в эвристической беседе, диалоге.

Исходя из специфики предмета, мы определяем методический прием как операцию (действие) или совокупность операций (действий), направленных на решение художественно-познавательных задач урока литературы. Перечислим приемы метода творческого чтения и творческих заданий, направленных на организацию художественного познания:

- яркое эмоционально-образное слово учителя (явленное в виде художественного пересказа, устной новеллы о судьбе поэта);

- разные виды чтения (комментированное, многоголосое, по ролям, хоровое);

- разные виды пересказа (выборочный, краткий, художественный, творческий);

- устное словесное рисование;

- иллюстрирование;

- раскадровка, составление киносценария;

- инсценирование;

- мизансценирование;

- стилистический эксперимент;

- оживление личных впечатлений;

- составление ассоциативного ряда;

- составление партитуры выразительного чтения и так далее.

Эвристический метод также направлен на развитие воображения, эмоциональной сферы, чувства стиля, но в большей степени он обращен к аналитическому мышлению.

Цель эвристики на уроке литературы - пройти вслед за мыслью автора, понять ее, оценить произведение в единстве содержания и формы. Основной прием этого метода - эвристическая беседа. —Ланин, Б.А. Развитие речи на уроках литературы (Н.М. Соколов) / Б.А. Ланин // Методика преподавания литературы. - М.: Эксмо, 2012. С. 460-468. В эвристической беседе вопросы неожиданны, порой парадоксальны.

Они провоцируют, обостряют внимание, побуждают к напряженному осмыслению учебно-познавательной задачи. Методическими приемами являются и ключевой проблемный вопрос, и задания эвристического характера.

Цель исследовательского метода - научить школьников самостоятельному анализу художественного произведения. Это не исключает творческого отношения к литературному тексту, но направлено на интерпретацию, оценку идейно- художественного своеобразия произведения. Реализуется этот метод в индивидуальной творческой работе. В старших классах это могут быть доклады, научные работы (например, в рамках Российского конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее»). В основе данного метода прием сопоставлений.

Наиболее продуктивны сопоставления: —Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2014. - № 3. С. 4-9.

- чернового варианта произведения с окончательной редакцией;

- произведений двух авторов, схожих по тематике;

- произведения автора с другими его произведениями (одного периода, цикла и т.д.);

- литературного произведения с его интерпретациями другими искусствами.

Репродуктивный метод направлен на воспроизведение материала. Это может быть:

- конспектирование лекций учителя;

- выступление ученика с сообщением (в средних классах);

- чтение учебника и задания по составлению плана ответа, тезисов прочитанного, выборочного цитирования; работа над термином.

В рамках этого метода особое значение имеет обучение отбору и целесообразному использованию речевых формул и клишированных фраз. Специфика методических приемов обучения литературе в том, что они направлены на общение особого рода - это общение читателя с книгой. Коммуникация на уроках литературы носит особый характер. —Пастухова, Л.Н. «И невозможное возможно…» Использование нетрадиционных форм деятельности в образовательном процессе / Л.Н. Пастухова, Е.Л. Пастухова // Литература в школе. - 2013. - № 12. С. 38-40.

Методические приемы направляют общение с книгой, служат пониманию художественного текста, не исключая читательской инициативы, активной работы творческого воображения. Рассматривая литературу как учебный материал, педагог невольно старается уместить ее в определенные дидактические рамки. Дидактика требует определить круг знаний, умений, навыков, необходимых для успешного освоения предмета. И когда задача решена и этот круг определен, вдруг оказывается, что литература как искусство лишена слова: ей позволено говорить только то, что положено по регламенту.

Не отрицая необходимости систематизации учебного материала, подчеркнем особую сущность литературы - это пространство, построенное по законам художественного творчества. Есть классификации, которые сделаны по признаку основной дидактической цели (М.А. Данилов, И.Т. Огородников), в них вычленяются уроки первоначального освоения нового материала, закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обобщающего повторения, смешанный.

Интересные подходы к вопросу о классификации уроков литературы предлагают М.И. Махмутов, В.П. Стрезикозин. —Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И. Махмутов. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с; Стрезикозин, В.П. Организация процесса обучения в школе / В.П. Стрезикозин. - М.: ЭКСМО, 2009. – 245 с. Некоторые классификации типов и видов уроков литературы построены с учетом специфики художественного познания литературного текста.

В классификации Н.И. Кудряшева среди трех типов литературы выделяются «уроки изучения художественных произведений», а их видовое разнообразие представлено:

- уроками художественного восприятия произведения;

- углубленной работы над текстом;

- обобщающими работу над произведениями.

Все исследователи сходятся на том, что в современно уроке недостаточно использовать его традиционные структурные элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом). Вопрос о формах урока литературы остается открытым.

Н.А. Станчек считает, что, моделируя урок литературы, следует опираться на такую новую структурную единицу урока, как учебная ситуация. Эту проблему исследует З.С. Смелкова, оперируя другим понятием - УРС (учебно-речевая ситуация). Она осмысливает урок литературы в коммуникативном аспекте. —Смелкова, З.С. Литература как вид искусства / З.С. Смелкова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 с. Если традиционные этапы урока привязывают нас к общедидактической схеме, расчленяя литературу на порции учебного материала, то учебные ситуации позволяют построить достаточно гибкую модель урока. Такая конструкция более подвижна, она оставляет учителю возможность и для импровизации, и для необходимой реконструкции.

Творческое моделирование урока литературы сродни созданию художественного произведения: в его основе логика художественного творчества и художественного познания. Это основная закономерность, из которой рождается авторская методика.

1.2. Особенности развития литературных способностей учащихся

Целью литературного образования является литературное развитие учащегося как компонент его культурного развития. В современной системе образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения процесс литературного развития складывается из трех направлений.

Первым направлением является совершенствование читательской деятельности, т.е. повышение качества восприятия художественных произведений, умение оценивать произведение и высказывать свою точку зрения. Вторым направлением осуществляется развитие литературно-творческих способностей детей и третьим направлением является повышение уровня культуры ребенка.

Литературное развитие - процесс меняющийся с возрастом, так как по мере накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. На литературное развитие учащихся сказывается определенная система работы того или иного учителя.

Использование им определенных методов и приемов для литературного развития учащихся, форм проведения уроков литературного чтения, а также личная заинтересованность учителя в этом процессе. Необходимо отметить, что неумелое использование перечисленных компонентов может привести к торможению литературного развития детей. Неправильно организованная литературно-творческая деятельность может привести к механическому использованию книжной лексики в речи детей.

Вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей.

Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности и новизне.

Е.Н. Корсунский отмечает, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, нужно лишь уметь раскрыть их и развить. —Корсунский, Е.Н. Развитие литературных способностей школьников /Е.Н. Корсунский. - СПб.:Питер, 2011.

Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности. Основная деятельность ребенка на уроке литературы - чтение и осмысление прочитанного является творческой деятельностью.

Литературные способности можно и нужно формировать и развивать, потому что:

- прививая ребенку интерес к книге, потребность в чтении, мы стимулируем его творческую активность;

- развивая наблюдательность школьников, умение сравнивать предметы и явления, выстраивать ассоциативные связи между близкими и отдаленными друг от друга предметами и явлениями, мы стимулируем природные литературные склонности;

- активизируя эмоциональные реакции детей, мы усиливаем их впечатлительность, отзывчивость, чуткость и к миру, и к слову, в котором этот мир изображается в литературе;

- показывая возможности слова как строительного материала художественного мира, мы вызываем интерес к словотворчеству и самовыражению в слове. —Ягункова, В.П.  О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников / В.П. Ягункова //Вопросы психологии. - 1966. - № 3. С. 142-153.

Говоря о литературных способностях школьников, отметим, что это проблема решается неоднозначно, в том числе определение структуры (компонентов) литературных способностей как специальных.

В.П. Ягункова, —Новлянская, З.О способностях к литературному творчеству /  З.О. Новлянская // Искусство в школе. - 2009. - № 35. С. 40.

рассматривая литературные способности школьников, выделяет их следующие основные составляющие (компоненты):

- «цепкая память»;

- «легкость возникновения творческих состояний»;

- «впечатлительность»;

- «сила мышления и воображения для создания новых оригинальных образов и сюжетов»;

- «богатства словарного запаса и чувство языка»;

- «ассоциативное богатство слова (богатство словесных ассоциаций). На наш взгляд, выделенные В.П. Ягунковой компоненты относятся, скорее, к творческим способностям в целом.

Некоторые методисты разделяют литературные способности на читательские и литературно-творческие (писательские) (Е.А. Корсунский, В.Г. Маранцман). Само выделение таких аспектов правомерно, учитывая две стороны литературного образования школьника - восприятие текста и литературное творчество. Однако, на наш взгляд, речь должна идти не только о способностях, но и об умениях. Поэтому в процессе литературного образования школьников необходимо различать понятия «способности» и «умения».

Способности связаны с психологическим аспектом образования, умения - с педагогическим. Способности - это индивидуальные особенности человека, которые выступают в качестве субъективных условий для успешного осуществления той или иной деятельности. В процессе обучения формируются не способности, а умения как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Сами же способности не могут быть сведены к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

Наличие способностей помогает более эффективно овладевать умениями, ускоряет обучение. В методике обнаружение способностей осуществляется по тем же заданиям, по которым проверяется сформированность умений. Можно, таким образом, сделать вывод о том, что способность проявляет себя в умении. Так, чтение как способность постигать смысл прочитанного обнаруживает себя в читательских умениях.

Таким образом, говоря о литературном развитии, мы имеем в виду, прежде всего, формирование умений, позволяющих выявить литературные способности учащегося и развить их.

Вслед за А.Г. Ковалевым можно выделить следующие литературные способности: —Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1970.

- впечатлительность, наблюдательность. Природная высокая впечатлительность при ее культивировании превращается в важнейшее свойство личности - наблюдательность, которая обеспечивает человеку возможность отражать существенное, характерное в явлениях. Специфическая особенность писательской наблюдательности - необходимость вчувствоваться, вдуматься в объект наблюдения;

- творческое воображение. Творческое воображение является ведущим компонентом литературных способностей и проявляется в способности отчетливо и ярко представлять как наблюдаемое, так и в особенности создаваемые образы - то, что именуется способностью внутреннего видения;

- словесное воплощение. Легкость образования ассоциаций между словом и образами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.) является наиболее характерной чертой мыслительной деятельности писателя. Писатель отличается большой чуткостью или легкой восприимчивостью к языку и речи.

Все перечисленные способности необходимо развивать на уроках литературного чтения в процессе литературной деятельности. Под данной деятельностью понимается как само чтение произведений, так и сочинение произведений учащимися, а также их исполнительская деятельность.

Развитие литературных способностей не является целью каждого урока литературы. И это не значит, что у всех детей в классе возникнет желание заниматься литературным творчеством. Однако в каждом классе найдутся дети, у которых литературные способности будут более развиты, чем у остальных. Наряду с этим хотелось бы отметить, что процесс литературного развития детей будет эффективным только при систематической и последовательной работе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

2.1. Исследование познавательной активности учащихся

Опытно-экспериментальное исследование особенностей литературных способностей школьников было осуществлено на базе МОУ СОШ № ......г....

В исследование приняли участие обучающиеся 9 «А» класса в количестве 26 человек: 10 мальчиков и 16 девочек.В классе 8 детей имеют отметку «отлично» по литературе; 11 человек отметку «хорошо» и 7 человек «удовлетворительно».

Цель исследования:определить уровень развитияпознавательной активности как необходимого компонента литературных способностей учащихся.

Методы исследования:

1. Наблюдение за деятельностью детей. С целью исследования познавательной активности нами были использованы диагностики познавательной активности М. В. Гамезо и материалы Г.Н. Щукиной.

Мы обращали внимание на внешние проявления познавательной активности (преимущественно поведение). Результаты диагностики познавательной активности представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1. Результаты оценки уровня познавательной активности.

Фамилия, имя

Показатели активности

Средний

показатель

учащегося

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

1

Жанна Б.

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1,3

2

Алеша В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Алеша Г.

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1,3

4

Вика Г.

2

3

1

2

2

1

3

3

3

2,2