Методика повышения уровня физической подготовленности учащихся 4-х (младших) классов на уроках легкой атлетики



СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность: в нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного  физического  воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки  доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики,  пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба.

Из выше сказанного мы сформировали тему нашего исследования повышение физической подготовленности учащихся 4-х (младших) классов средством легкой атлетики.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику повышения уровня физической подготовленности учащихся 4-х (младших) классов на уроках легкой атлетики.

Объект исследования:

Процесс физического воспитания обучающихся.

Предмет исследования:

Средства и методы повышения уровня физической подготовленности учащихся 4-х(младших) классов на уроках легкой атлетики.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему методической литературы.
  2. Обосновать и разработать  методику физической подготовленности учащихся 4-х классов средствами легкой атлетики.
  3. Оценить степень эффективности разработанной методики физической подготовки средствами легкой атлетики в 4-х классах общеобразовательной школе.

Методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
  2. Педагогический эксперимент.
  3. Тестирование.
  4. Методы математическо-статической обработки экспериментальных данных.

Этапы исследования:

  1. Теоретические аспекты повышения уровня физической подготовки учащихся 4-х (младших) классов на уроках легкой атлетики.
  2. Экспериментальное изучение повышения уровня физической подготовленности учащихся 4-х (младших) классов на уроках легкой атлетики.

Гипотеза: Процесс физического воспитания учащихся 4-х классов более  длительным.

  1. Провести скрупулезный анализ теории и практики обозначенный проблемы исследования;
  2. Разработать методику повышения физической подготовленности учащихся 4-х классов средствами легкой атлетики;
  3. Оценить степень эффективности использования средств легкой атлетики в учебно воспитательном процессе.

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Физическая подготовка  в начальной школе

При построении учебного процесса для детей начальной школы нужно помнить об основном всестороннем развитии ребенка. Нужно помнить, что спортивная деятельность требует от человека широкого диапазона пространственно- двигательной ориентировки точности быстроты к разносторонней координации во времени и пространстве. Поскольку все двигательные качества довести до совершенства невозможно следует уделять большое внимание арсеналу двигательных умений и навыков[3].

При разработке учебного процесса для учеников начальной школы, имеет большое значение общая физическая подготовка, поскольку именно разнообразие двигательных умений совершенствование этой функции ускоряет процесс овладение сложными двигательными навыками.

Процесс обучения включает в себя деятельность учителя и деятельность учеников. Эти два вида тесно связаны и взаимосвязаны между собой. Обучение в процессе занятия физической культурой носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связанно с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств).

В первую очередь ставятся цель учебного процесса в начальной школе это, вовлечение детей в полезную развивающую деятельность, формирование физической культуры личности, гармоничное развитие занимающихся.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания в начальных классах, можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его. Тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем. Совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение  функциональных  возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной  систем  и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом[6].

Воспитывая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей в начальной школе (силовых,  скоростных  и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе занятий физической культуры в начальных классах через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта  использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное  физическое  развитие людей.

Общим результатом физического воспитания в начальной школе, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

 Виды физической подготовки[10].

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая  подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки в начальной школе состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки в начальной школе являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности.

ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей  организма учащихся  путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений учеников в начальной школе.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

К средствам физического воспитания в начальной школе относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основными средствами  физического  воспитания в начальной школе являются физические упражнения[12]. 

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

В настоящее время существует несколько  классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам.

Выделяются следующие виды упражнений:

·     скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

·     требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

·     требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

·     требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

Таким образом, учитель при составлении учебного занятия должен учесть не только уровень подготовленности учащихся в начальных классах, но и их индивидуальные особенности.

При построении учебного процесса в начальной школе основную роль занимает общая физическая подготовка. Так как она является основой жизненно важных двигательных качеств, для укрепления здоровья и гармоничного развития учащегося в начальной школе

1.2 Легкая атлетика в учебном процессе на уроках физической культуре в школе

Легкая атлетика является одним из основных базовых видов спорта, который обучает естественным двигательным навыкам не только необходимым в рамках учебных занятий в школе, но и в нашей повседневной жизни.

Легкая атлетика, является одним из разделов процесса по физической культуре, начиная с начальных классов школы. В целом весь процесс обучения построен по определенной схеме и в определенной последовательности.

Общая последовательность обучения легкоатлетическим видам является следующей [1, 2]:

  1. Обучение технике спортивной ходьбы;
  2. Обучение технике бега на средние и длинные дистанции;
  3. Обучение технике бега на короткие дистанции;
  4. Обучение технике легкоатлетических прыжков;
  5. Обучение технике легкоатлетических метаний.

Занятия легкоатлетическими упражнениями проводятся на свежем воздухе, упражнения воздействуют на все основные органы и системы организма. Прежде всего, укрепляются костная и мышечная система, улучшаются деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека.

Особое значение легкоатлетические упражнения приобретают при формировании растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения[6].

Занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю, учат преодолению трудностей.

Систематические занятия, физическая подготовка, достижение определенных результатов не возможно без соблюдения рациональной структуры учебных занятий на уроках физической культуры в школе.

Структура урока физической культуры – объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания школьников. И на протяжении длительного периода эволюции урока по данной дисциплине использовался термин структура урока.

Рассмотрим один из возможных вариантов структурирования урока физической культуры, где доминирующая цель – изучение нового материала.

Такая форма содержания и структуры урока позволяет:

–  наглядно воспринимать тип и вид урока;

– со временем составить картотеку уроков определенного содержания и структуры по годам обучения школьников;

– не испытывать затруднений в разработке планов или планов-конспектов уроков физической культуры привлекать к анализу и оценке своей деятельности документальные материалы, хранящиеся в картотеке уроков;

– комбинировать содержание и структуру, части и элементы урока физической культуры;

– обеспечить максимально возможное варьирование элементов по частям урока при подготовке учителя к очередному уроку физической культуры с учетом метеорологических условий, материально-технической базы, направленности физкультурных и спортивных интересов школьников и других факторов;

– четко выразить технологическую направленность дидактических процессов по физической культуре в школе.

Под структурой урока физической культуры следует понимать взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в соответствии с логикой достижения его цели.

Вводная часть урока должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для основной учебно-воспитательной работы.

Цель вводной части урока физической культуры – обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Обучение школьников легкоатлетическим упражнениям на уроках физической культуры осуществляется путем обучения и совершенствования, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижения высокого уровня физического развития.

Обучение включает в себя формы, такие как:

Самостоятельная форма – ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения;

Контролируемая форма – преподаватель выступает в роли наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, контролирует и подбирает средства и методы обучения;

Самостоятельноконтролируемая форма – преподаватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует анализ ученика.

Упражнения на гибкость, быстроту, ловкость, для развития силы включены в подготовительную часть занятия. Таким образом, легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые качества и способности.

При выполнении легкоатлетических упражнений в работу включаются почти все мышечные группы, значительно усиливается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, существенно повышается обмен веществ.

Среди основных легкоатлетических упражнений школьной программы выделяют бег разной интенсивности, прыжки в длину и высоту, метание набивного и малого мячей на дальность.

Уроки физической культуры строятся строго в соответствии с общими педагогическими принципами, а также методическими принципами физи-ческого воспитания, такими как[30]:

Принцип сознательности и активности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности или повторности;

Принцип последовательности;

Принцип постепенности;

Принцип индивидуализации.

Содержание комплексов легкоатлетических упражнений условно делят-ся на две части:

Первая – связанная с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов.

Вторая – с усилением функциональной деятельности тех органов и сис-тем, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях.

Если первая часть комплекса может быть относительно постоянной, то вторая – конкретной для каждого занятия, исходя из его основных задач.

Упражнения, входящие в комплекс должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основной частью не должно быть.

Ведущим методом развития скоростных способностей в школьном возрасте является метод повторного выполнения упражнений.

Скоростные физические упражнения в относительно небольшом объеме выполняются до снижения скорости. Их продолжительность не превышает 3-6 секунд. Движения выполняются с определенным усилием, направленным на быстрейшее достижение максимальной скорости. Между повторениями используются интервалы отдыха до полного восстановления, варьируемые по времени. Лучшее восстанавливающее воздействие оказывает активный отдых.

Упражнения для развития быстроты двигательной реакции выполняются учащимися, как правило, в подготовительной или в начале основной части урока. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями могут быть очень короткими, а количество повторений большие[19].

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием, с предметами малой массы, в быстром темпе. В зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий количество повторений в одной серии колеблется от 6 до 12. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой от 2 до 5 минут.

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части урока используют упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, подвижные игры, эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера.

Таким образом, структура урока и содержание каждой части урока должно опираться, прежде всего, на знание физических, функциональных, психологических, возрастных и половых особенностей занимающихся.

Особенности занятий легкоатлетическими упражнениями с учащимися младшего школьного возраста характеризуются своей игровой направленностью, где по мере взросления используются и общепринятые методы обучения.

1.3 Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма  пишет А.А.Зайчиков [1].

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие:

Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными       становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника  -1-2 раза в день.

Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности отмечает Барабанов Р.Е [8].

Младшие школьники – обучающиеся с первого по четвертый классов в возрасте от  шести до десяти лет.  С   данным  временем обучения связаны  главнейшие перемены, происходящие в развитии психики детей младшего школьного возраста. Начало обучения в школе ведет к  значимому изменению социальной ситуации развития и формирования ребенка. Он  является активным участником образовательного процесса и    имеет теперь социально значимые обязанности,  исполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими гражданами. Безусловный авторитет взрослого  потихоньку теряется и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Младший школьный возраст  является вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и  качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в  подростковом и юношеском возрасте. Поэтому роль учителей начальных классов  в формировании поведенческих основ  у школьников   весьма велика и значима. Первый учитель закладывает у школьника нравственные ценности и способен значительно повлиять на его поведение.  Учитель начальной школы – это особенный учитель. Это посредник между детьми и миром взрослых, в совершенстве знающий таинства становления детской психики. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом [11].

По мнению И.П. Подласого: «только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий» [17].

Одним из важнейших аспектов организации урока по легкой атлетике с младшими школьниками является то, что их двигательные возможности очень тесно связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для каждой возрастной группы. Развития организма детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды бурного развития сменяется периодами замедленного развития. На каждом возрастном этаже организма ребенка выступает как единое целое, сложившиеся в процессе эволюции, и имеет свои особенности.

С одной стороны, эти особенности обязывают нас во время регулярных занятий спортом исключительно внимательно подходить к дозированию физических нагрузок, не допуская переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, в работе с детьми и подростками мы не должны забывать, что растущему организму ребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка. В этом возрастном периоде существует определенные зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности.

В младшем школьном возрасте постепенно формируется основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности:

  1. Лабильный – отличающейся быстротой и точностью условных рефлексов. Дети этого типа проявляют деловое отношение к работе, относительно спокойны, быстро ориентируются в окружающей обстановке.
  2. Инертный – отличается медленным образованием условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа малоинициативные, молчаливы, легко поддаются внушению, проявляют слабый интерес к внешней среде).
  3. Тормозной – условнорефлекторные связи образуются с трудом, но зато легко вырабатывается дифференцировки (это обычно спокойные сосредоточенные на деятельность дети, но трудно переключаются от одной работы к другой).
  4. Возбудимые – характеризующие легкостью и быстротой образования условных рефлексов и формированием дифференцировок медленным и трудным. Дети этого типа неспокойны на занятиях, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием [26].

Указанные типы необходимо учитывать при индивидуальном подходе к школьникам. Учет возрастных особенностей развивающегося организма должен лежать в основе формирования их физических качеств как на уроках легкой атлетики, так и во время внеурочных занятий.

1.4Урок по легкой атлетике в начальной школе

Урок по легкой атлетике в начальной школе слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.