Лингво стилистические и тематические особенности жанра «чиклит»



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Департамент иностранных языков

Образовательная программа

 «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

По направлению 45.04.02 Лингвистика

На тему: «Лингвостилистические и тематические особенности жанра «чиклит»»

Linguostylistic and Thematic Peculiarities of the Chicklit Genre.

Студент / студентка 2 курса

группы №161

Решетова Мария Сергеевна

Руководитель

Степанова Светлана Юрьевна

К.ф.н., доцент

Москва, 2018 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ………………………………………………………………………………..7

  1. Жанр «чиклит» и этапы его становления……………………………………7
  2. Основные характеристики женского образа в современной литературе …………………………………………………………………………………8
  3. Поджанры «чиклит» ……………………………………………………….10
  4. «Чиклит» и традиционный любовный роман: сходства и различия……………………………………………………………………...12
  5. Тематические особенности жанра «чиклит» ……………………………...16
  6. Основные лингвостилистические средства жанра «чиклит» …………….19
  7. Культурологические особенности жанра «чиклит» ………………………29

Выводы по Главе 1.…………………………………………………………………35

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ И ТЕМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ЖАНРА «ЧИКЛИТ» …………..37

2.1 Тематические особенности исследуемых романов…………………………...37

      2.1.1Роман Хелен Филдинг «Bridget Jones’s Diary»…………………………37

      2.1.2 Роман Мэриан Кейз « Last Chance Saloon»………………………..........38

      2.1.3Роман Лорен Вайсбергер «The Devil Wears Prada»……………………39

2.2 Использование эпитетов………………………………………………………41

2.3 Использование метафор………………………………………………………..44

2.4 Использование олицетворений…………………………………………..........46

2.5 Использование стилистических сравнений…………………………………………………………………………...47

2.6 Использование гиперболы и литоты …………………………………………51

2.7 Использование метонимиии…………………………………………………...53

2.8 Использование иронии…………………………………………………………54

2.9 Использование интенсификаторов……………………………………………57

2.10 Использование окказионализмов…………………………………………….58

2.11Стилистические особенности использования пунктуации……………..…60

2.12Прецедентные имена-антропонимы…………………………………………62

2.13Использование брендов………………………………………………………64

Выводы по Главе 2…………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..73

Введение

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению лингвостилистических и тематических особенностей жанра «чиклит».

В конце XX начале XXI века после ряда гражданских и мировых войн начинает активно развиваться феминистское движение, затрагивающее различные сферы жизни. Женщины меняют привычный уклад культурных ценностей и социальных ролей, борются за свои права, требуют устранить гендерную дискриминацию. Перемены затронули не только политическую сферу, но и творческую, а именно литературную сферу.

Такие изменения стали причиной появления современной женской прозы, которая получила название «чиклит». Произведения жанра «чиклит» отличаются от мужской прозы, они ориентированы на женщин с определенным социальным статусом и материальным достатком. Ключевым является и тот факт, что современная женская проза отражает именно женский взгляд на окружающий мир.

Главным героем произведений жанра «чиклит» является незамужняя женщина в возрасте тридцати лет. Конечно, у героини существуют проблемы в личной жизни: она либо переживает болезненное расставание, либо находится в поиске своей второй половины. Однако это не мешает ей всецело отдаваться своей работе, поскольку она является важной составляющей ее жизни.

Благодаря многообразию лингвостилистических средств, произведения жанра «чиклит» отличаются повышенной эмоциональностью и юмором.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная женская проза- «чиклит» - совершенно по-новому представляет образ женщины в современном обществе. В последнее время феминистское движение находит все больше последователей, увеличивается интерес к гендерному вопросу.

Объектом исследованияв данной работе является современная женская проза- «чиклит».

В качестве предмета исследования выступают непосредственно лигвостилистические и тематические особенности жанра «чиклит».

Цель данной работы- определить основные линвостилистические и тематические особенности произведений, написанных авторами жанра «чиклит».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

  1. изучить подробно предпосылки и этапы становления современной женской прозы- «чиклит»;
  2. определить основные характеристики данного литературного феномена;
  3. пронализировать тексты романов жанра «чиклит», написанные современными авторами-женщинами, с точки зрения их тематики;
  4. изучить лингвостилистические особенности современной женской прозы- «чиклит» на различных языковых уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

В соответствии с целью и задачами исследования основнымиметодами в данной работе являются:

Теоретической базой исследования стали труды таких известных отечественных лингвистов, как М.Л. Болонева, О.В. Бочарова, Ю.В. Ветошкина, И.Р.Гальперин, О.В. Гергель, Д.Б. Гудков, Г.Н.Скляревская и других.

Материалом исследованияпослужили романы известных представителей английской, ирландской и американской литературы:Хелен Филдинг «Bridget Jones’s Diary» (1996), Мэриан Кейз «Last Chance Saloon» (1999), Лорен Вайсбергер «The Devil Wears Prada» (2003).

Цели и задачи исследования определили егообъем и структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Вовведении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы, теоретическая и практическая база работы.

В первой главе«Лингвостилистические и культурологические исследования современной прозы» рассматривается понятие «чиклит», его этапы становления, основные характеристики женского образа в современной литературе. Описывается многообразие поджанров, уточняются его сходства и различия с традиционным любовным романом. Рассматриваются также тематические, культурологические особенности и основные лингвостилистические средства жанра «чиклит».

Вторая глава«Анализ лингвостилистических и тематических особенностей современной прозы жанра «чиклит»» содержит в себе описание тематических особенностей исследуемых романов и примеров лингвостилистических средств на различных языковых уровнях.

В заключении приводятся основные выводы исследования.

Текст работы составляет 74 страницы печатного текста.

Библиографический список содержит 50 наименования литературы.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы на семинарских и практических занятиях в курсе стилистики и интерпретации текста. Также они могут представлять интерес для студентов, увлекающихся современной художественной литературой.

ГЛАВА I. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ

  1. Жанр «чиклит» и этапы его становления

Жанр «чиклит» восходит к 1998 году, когда активно начинают появляться книги для женщин. Для обозначения данного жанра литературы вводится название «чиклит» в качестве сленгового описания литературы для молодых женщин. «Чиклит» представляет собой сложение слова “chick “, что в переводе на русский язык означает “ детка, цыпочка» и усеченной основы «lit» от слова «literature.  Важно отметить, что «названиеchicklit активно используется в качестве базы для словопроизводства, что еще раз убеждает об отсутствии у него эмоционально-оценочной окрашенности и демонстрирует тенденции к приобретению терминологического характера» (Степанова 2015:5).

«В 1990 г. американская писательница-лингвист Криз Маза и редактор Джефри Дэшел упоминают такое явление как «чиклит» в название своего трудаChickLit:PostfeministFiction» (Маз 1995: 4). К родоначальникам жанра «чиклит» принято также относить и британскую писательницу Хелен Филдинг.

К причинам появления данного жанра относят развитие феминистского движения, которое затрагивало различные сферы жизни.  После гражданских и мировых войн женщины активно требовали устранить гендерную дискриминацию, боролись за свои права.   Все эти события не могли обойти стороной литературу.

Появляется современная женская проза, посредством которой женщины выражали свои мысли и описывали «свой собственный гендерно-мотивированный взгляд на окружающий мир, предполагающий особый угол зрения и принцип выбора, освещения и интерпретации проблем именно с точки зрения женщин» (Ровенская 2001:7).

Данную точку зрения разделяет и Р.Монторо. В своем исследовании он упоминает, что «чиклит» появляется в концеXX века для женщин с определенным социальным статусом и материальным достатком. Он также считает, что основная идея данного жанра заключается в описании взаимоотношений, как правило любовного характера, именно с точки зрения женщины. (Монторо 2012:69).

В своей диссертационной работе «Постфеминистская проза Британии на рубежеXX-XI веков» Ю.Г. Ремаева утверждает, что «появившаяся «женская» литература позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности». Современная женская проза отличается тем, что писательницы уделяют огромное внимание собственным наблюдениям и эмоциям, представляют свежий взгляд на окружающие события и тем самым открывают читателям абсолютно новое женское представление об окружающей действительности. (Ремаева 2007:3).  Таким образом, Юлия Георгиевна утверждает, что основным различием между женской и мужской литературой является именно тот факт, что женщины, как правило, пишут о том, что важно именно для них, а мужчины описывают то, что вызывает интерес у всего человечества.

  1. Основные характеристики женского образа в современной литературе

В связи с такими переменами общественного сознания как расширение профессиональной сферы деятельности, появление возможности получить высшее образование, а также активное развитие прав голоса, женщины ощущают себя более свободными, а значит, начинают смело говорить обо всем, что их может интересовать и волновать.

Подобного рода изменения в понимании статуса женщины в социуме приводят к необходимости возникновения новых жанров повествования, которые бы включали в себя актуальные темы и новый образ женщин, реализуемый, как правило, в новых типах героинь.

Принимая во внимание интересы современной женской аудитории, главной героиней романов становится незамужняя женщина около тридцати лет, которая либо ищет свою вторую половину, либо столкнулась с болезненным расставанием.

Еще одной важной характеристикой героини «чиклит» является ее место жительства. Как правило, главная героиня живет в небольшой квартире в мегаполисе.

Говоря о ее материальном достатке, важно отметить, что она принадлежит к среднему классу, а значит вполне самодостаточна и может себе позволить выходы в свет, например, в кафе или бары. Героиня также, как правило, занимается творческой работой, это может быть работа, связанная с издательством или же журналистикой.  Она увлечена своей работой и заинтересована в карьерном росте. Вечерами довольно часто она встречается с подругами, и практически всегда главными предметами их разговоров становятся не сложившаяся личная жизнь и попытки сбросить вес. Об этом свидетельствует цитата из работы Монторо «Their [mainheroines’ прим. П.И.] goals in life include concerns with “recovering from break-up with boyfriend”, “achieving or maintaining a successful career” or “losing weight” (Монторо: 2012:72).

Такие исследователи как Ю.Г.Ремаева, Л.Коулмэн, О.Я. Обухова к основным характеристикам женщины романов «чиклит» относят склонность героинь попадать в смешные неловкие ситуации.

Типичная героиня жанра «чиклит» испытывает комплексы, поскольку она не довольна своей фигурой и внешним видом. Причину неудач в своей личной жизни она зачастую видит именно в лишнем весе, часто думает, что мужчины не испытывают к ней интереса. При этом ей очень сложно отказаться от вредных привычек и перестроиться на правильное питание, как только в ее жизни случается неприятность, она традиционно заедает стресс сладостями или фастфудом. В дополнении к этому главная героиня «чиклита» злоупотребляет алкоголем и курением.

Читая романы жанра «чиклит», многие женщины видят себя в героинях, поскольку у них могут быть схожие проблемы и одинаковое виденье той или иной жизненной ситуации.  Из этого следует, что данные романы отличаются реалистичностью и актуальностью.

Ремаева Ю.Г. также считает, что, анализируя образы главных героинь, читатели «получают картину культурных, социальных и духовных ценностей, характерных для женщин современного мира» (Ремаева 2007:81).  Этот факт придает особенную значимость подобным романам.

Данную точку зрения разделяет и Р. Монторо, поскольку он утверждает, что «женские литературные образы напоминают женщинам-читательницам реальных людей» (Монторо 2012:71).

Кроме того, очень часто после прочтения романов читательницы настраиваются на позитивное мышление и забывают о тяготах судьбы, начинают верить, что лучшее еще впереди. Это связано с тем, что данному жанру свойственны счастливые финалы, где главная героиня после длинной полосы неудач в конце концов находит свою вторую половину, обретает семейное счастье, а все завистники получают по заслугам.

По мнению таких исследователей, как Ю.Г. Ремаева и М.Л.Болонева, романы жанра «чиклит» носят не только развлекательный характер, но и побуждают читателей задуматься о своем собственном предназначении в жизни и месте в обществе.

  1. Поджанры «чиклит»

В связи с большой популярностью данного жанра литературы появляются и различные направления «чиклита». Каждое направление специализируется на каком-то конкретном аспекте жизни героинь. На данный момент принято разделять следующие поджанры «чиклита»:

  1. Романы, предназначенные для молодых мам (MommyLit).  Кданномуподжанруможноотнеститакиепроизведения,как “Momfriends” (Ariella Papa), «Glass Mom» (Laurie Gelman), «I Don't Know How She Does it: The Life Of Kate Reddy, Working Mother “ (Allison Pearson)идругие.
  2. Гламурный «чиклит» - ориентирован на настоящих шопоголиков, увлекающихся миром моды и шоу-бизнеса.(Glamourlit/ Shopping Chick Lit).Яркимипримерамиданногоподжанраявляются “ Shopacholic series” (Sophie Kinsella), «Late Night Shopping” Carmen Reid, “The Secret Shopper Affair” (Kate Harrison)идругие.
  3. Романы, предназначенные для девушек, борющихся с лишним весом (Bigger Girl Lit).  В данную группу можно отнести следующие произведения: “BridgetJonessDiary” (HelenFielding), «Size 14IsNotFatEither»MegCabot, «GraveMercy” (RobbinLaFevers) и другие.
  4. Романы, повествующие о женщинах предпенсионного или пенсионного возраста (HenChickLit). Средипримеровданногоподжанратакиероманы,как: “ Never Too Late” (Jo Barney), «The Sleeping Beauty Proposal» (Sarah Strohmeyer), “ The Other Mother’s Club” (Samantha Baker)идругие.
  5. Литература для настоящих карьеристок (BusyChickLit). Яркимпримеромявляетсяроман “ The Devil Wears Prada» (Lauren Weisberger).
  6. Романы для настоящих любительниц путешествий (Traveling Chicklit). Вкачествепримераможнопривестиследующиероманы: “The Perfect Lie” (Emilly Barr), «Diaries Of An Adventure Queen: An American In Scotland» (Robin Smith)идругие.
  7. Литература, ориентированная на домохозяек (HomeBirdsChickLit).  Вданнуюгруппувходяттакиероманы,как «The Bright Side of Disaster» (Katherine Center), “ What Do You Do All Day?” (Amy Scheibe)идругие.
  8. Романы, ориентированные на гурманов (GourmetChicklit).  К данному направлению относятся такие романы, как: “PieGirlLaurenClark, «TheCupcakeQueen» (HeatherHelper), «MacaronsatMidnight” (M.J.OShea) и другие.

Многообразие направлений доказывает факт того, что «чиклит» пользуется огромным спросом у читательниц, активно просачивается во все сферы жизни женского пола.  Благодаря такому тематическому многообразию «чиклит» никого не оставляет равнодушным, и практически каждая читательница может найти книгу себе по вкусу.

  1. «Чиклит» и традиционный любовный роман: сходства и различия

Традиционный любовный роман берет свое начало еще со времен появления романов Самюэла Ричардсона и Джейн Остен. Многие исследователи отмечают, что именно эти произведения легли в основу появления такого жанра, как любовный роман.

Как правило, сюжет любовного романа построен на романтических отношениях между мужчиной и женщиной, возможно появление любовного треугольника. Большое многообразие поджанров любовного романа отражает наличие огромного спроса на данный вид произведений. Любовные романы, как правило, легко читаются и держат интригу на протяжении всего процесса чтения. Целевой аудиторией такого жанра являются женщины, поскольку, возможно, именно таким способом они пытаются восполнить положительные эмоции или компенсировать отсутствие любовной страсти в реальной жизни.

Исследователь М.А. Черняк утверждает, что «современное общество подвержено фрустрации – психологическому состоянию, при котором после разочарования человек испытывает чувство безысходности и тревогу. Одним из возможных способов уйти от гнетущего состояния напряжения и тревоги является погружение в мир грез и фантазий, вымысла, в мир любовного романа» (Черняк 2015:102). Таким образом, одной из главных отличительных черт любовных романов является «эскапизм – уход от реальности в другой, более комфортный и приятный мир, в котором царит спокойствие и умиротворение, правит добро и окружает красота» (Черняк 2015:103).

Следующей отличительной чертой любовного романа является высокая степень стандартизации. Так, О.В. Бочарова утверждает, что «любовный роман достигает довольно высокой степени стандартизации в типах героев и сюжетике». Такие романы построены на традиционных канонах повествования, поэтому имеют мало что общего с реальной жизнью. (Бочарова 1996:293).

М.А.Черняк объясняет такую особенность тем, что «привязка к определенной формуле зависит также и от читателя, поскольку он требует от автора неукоснительного следования канону, в противном случае, читатель остается недоволен и даже разочарован тем, что потратил время на плохую, написанную не по его правилам и ожиданиям, книгу» (Черняк 2015:105).

Говоря про особенности жанра «чиклит», стоит отметить, что ему также присуща формульность. В своем исследовании в поддержку данной идеи Ю.Г. Ремаева упоминает, что подобные формулы являются результатом культуры и неизбежно оказывают влияние на нее.

Еще одной важной характеристикой любовного романа является развлекательный характер. Данная характеристика тесно связана с эскапизмом. Как было сказано выше, люди пытаются уйти от реального мира в процессе чтения любовных романов, перенимают оптимистический настрой и ждут счастливого конца. Все это было бы сложно создать, если бы любовные романы не носили развлекательный характер.

Романам жанра «чиклит» также свойственен развлекательный характер, однако, по мнению Ю.Г.Ремаевой, они все же «заставляют читателей задумываться о своем месте в этом мире, жизненном выборе, об отношениях с близкими людьми, дружбе, и даже носят некий «инструктивный» характер» (Ремаева 2007:74).

Еще одним значительным различием любовного романа от романа «чиклит» является представление реального мира. В произведениях любовного романа реальный мир идеализируется, четко проведена грань между добром и злом, герои обладают ярко выраженными личностными качествами. Что касается произведений жанра «чиклит», то в них реальный мир представлен максимально реалистично и совпадает с мировоззрением читателей. Однако, благодаря тому, что в подобных произведениях обычно не поднимаются темы, связанные с серьезными проблемами социума, данный жанр привлекает большое количество людей, особенно представительниц женского пола.

Реалистичность романам жанра «чиклит» придает тот факт, что главные героини всегда сталкиваются с трудностями и переживаниями на предмет отсутствия личной жизни, наличия лишнего веса или же проблемных ситуаций на работе. Именно это роднит читательниц с героинями, так как каждая из них хотя бы раз в жизни преодолевала подобные трудности. Ощущая схожесть ситуации, читательница сравнивает себя с героиней, анализирует выходы из затруднительного положения и, возможно, даже находит ответы на многие сложные вопросы в своей жизни в данном романе.

Следующим различием между любовными романами и романами жанра «чиклит» является форма изложения. Важно отметить, что в произведениях жанра «чиклит» повествование обычно ведется от первого лица, то есть главная героиня рассказывает о своих мыслях, делится чувствами и описывает ситуации, с которыми сталкивается на своем жизненном пути. Очень часто такой формат повествования представлен в виде записей в дневнике. В любовных романах же, напротив, повествование ведется от третьего лица.

Жанр «чиклит» отличается еще и тем, что в его основу заложены феминистические позиции, сюжет не сводится к тому, что смысл жизни у женщин заключается только в создании семейного очага. Что касается любовного романа, то он отражает «скорее мужской взгляд на норму женского поведения» (Черняк 2015:104). Данная позиция прослеживается во многих сюжетах любовных романах, как правило, в начале произведения героиня представляет собой молодую карьеристку, заинтересованную личностными ростом, однако, влюбившись в мужчину, она полностью пересматривает свои взгляды на жизнь, меняет свой ценностный ориентир и в итоге приходит к тому, что самой главной ценностью для нее оказывается брачный союз со своим избранником и впоследствии крепкая семья.

Возможно, такие разные взгляды на жизнь в этих жанрах связаны еще и с тем, что разнится и материальный достаток героинь. В любовных романах героини относятся к высшему обществу, поэтому они далеки от финансовых проблем, а героини жанра «чиклит», напротив, постоянно сталкиваются с такого рода проблемами, поскольку являются представителями именно среднего класса, и им приходится работать, чтобы зарабатывать на жизнь.

Рассматривая подробно образы героинь любовного романа и «чиклита», мы пришли к выводу, что они по-разному преподносятся читателям. Так, по мнению О.В. Бочаровой, «в центре внимания любовного романа героиня – эталон красоты с великолепной внешностью и идеальной фигурой, по большей части, не обладающая вредными привычками» (Бочарова 1996:293). Типичная героиня «чиклита» лишь миловидна, но никогда не отличается безупречной красотой. Кроме того, в процессе преодоления той или иной трудности она прибегает к алкоголю и никотину, что явно не характеризует ее как идеальную женщину. Во многом причина переживаний героинь данного жанра кроется в комплексе неполноценности, они довольно часто нелепо ведут себя и попадают в глупые ситуации. Такое, безусловно, не может случиться с уверенными в себе роковыми красавицами традиционных любовных романов.

Одной из главных тем обоих жанров являются любовные отношения, в связи с этим мы решили проанализировать и образы героев-мужчин, с которыми сталкиваются героини. Проблема героинь «чиклита» заключается в том, что зачастую они ошибаются в мужчинах, не всегда сразу способны распознать подходящего партнера.  В своем исследовании И.В.Кабанова пишет: «Когда она встречает красивого мужчину по ее ошибке он может стать ее идеалом (Mr.Right) и разбить ей сердце. И наоборот, мужчина, который с первого взгляда покажется неподходящим (Mr.Wrong), в конце истории возможно станет ее мужем» (Кабанова 1999:148). Кроме того, поскольку в жанре «чиклит» во главе стоит прежде всего внутренний духовный мир женщины, центральное место не отводится мужчине. Читательницы могут увидеть образ мужчины лишь через постоянные мысли и мечты героини о нем или же через разговоры с подругами.

В любовном романе еще в самом начале повествования героиня встречает статного мужчину с приятной внешностью, поэтому можно сразу понять, что именно он и станет ее героем. Однако, это не значит, что на их пути не будут возникать различные препятствия. Ветошкина Ю.В. в своем исследовании пишет, что в любовном романе «автор помещает ее и ее возлюбленного в различные тяжелые ситуации, преодолев которые, они будут счастливы всю жизнь» (Ветошкина 2010:95).

В связи с различиями мужских образов в традиционном романе и романах жанра «чиклит» наблюдаются также и отличия именно во взаимоотношениях между героиней и ее избранником. Так, Ю.Г.Ремаева упоминает, что «в любовных романах герой и героиня составляют идеальную пару. Герой всегда старше и опытнее героини, он учит ее искусству любви и жизни. Он превосходит избранницу и по социальному статусу, и по профессионализму» (Ремаева 2007:79). Что касается «чиклита», то в связи с принципом равенства между мужчиной и женщиной, героиня уже с