Особенности межличностных отношений юношей и девушек



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования

«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология»

по теме: «Особенности межличностных отношений  юношей и девушек»

Курсовой проект

допущен к защите

«______» _______2018 г. _______

                                           подпись

Защищена:

«______» _______2018 г.

_______                               _______

(оценка)                               подпись

            Выполнила: студентка 2 курса

                                    Карпова Ю.О.

                 Руководитель: кандидат                                                                      психологических  наук, доцент

                                    Беленкова Л.Ю.

Москва- 2018

Содержание

Введение 3

1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1 Психологические аспекты межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых 6

1.2 Особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений 13

1.3 Психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте 18

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ (ДЕВУШЕК) 24

2.1 Организация и методики исследования межличностных отношений в юношеском возрасте 24

2.2 Результаты диагностики межличностных отношений в юношеском возрасте 27

2.3Методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Введение

Актуальность исследования. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений.

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и стереотипов через которые люди воспринимают себя и оценивают друг друга. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (ВН. Мясищев, Н. Sullivan).

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению.

Особое внимание следует уделить изучению межличностных отношений в юношеском возрасте – именно в юношеском возрасте особенно остро ощущается потребность в общении и построении межличностных отношений.

Считается, что взаимоотношения становятся более  избирательными. Высоко ценится общение с теми сверстниками, которые умеют быть хорошими товарищами. Юношам и девушкам характерно стремление стать частью группы. Они добиваются признания, приспосабливаются к группе, добиваются успеха в чем-либо, развивая в себе те качества, которые нравятся окружающим. Именно в процессе межличностных отношений со сверстниками формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

Проблемой межличностных отношений в подростковых и юношеских группах серьезно занимались следующие ученые: Ю.В. Ольшанский, А.М. Прихожан, Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Д. Столяренко, И.С. Кон и др.Однако, несмотря на достаточную освещенность проблемы межличностных отношений, нам представляются недостаточно систематизированными особенности межличностных отношений  юношей и девушек. Актуальность, недостаточная исследованность и социальная значимость данной проблемы и определило выбортемы исследования: «Особенности межличностных отношений  юношей и девушек».

Объект исследования:межличностные отношения.

Предмет исследования:развитие межличностных отношений в юношеском коллективе.

Цельюнашего исследования стало теоретическое и эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений юношей и девушек.

Гипотеза исследования: существует связь между показателями межличностных отношений, социометрического статуса и соотношения идеального и реального «Я» в юношеском коллективе.

В соответствии с содержанием проблемы, в процессе работы ставились следующиезадачи:

  1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2. дать характеристику психологическим аспектам межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых;

3) выявить особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений;

3) рассмотреть психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте;

4) подобрать методики и провести эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений юношей  и девушек;

5) подобрать методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте.

Решение задач осуществлялось при помощи следующихметодов исследования: теоретические (сравнительный анализ теоретических и практических подходов в психологической науке по проблеме исследования); эмпирические: наблюдение, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика “Q -сортировка” (В.Стефансон).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что нами были систематизированы имеющиеся научные исследования особенностей межличностных отношений в юношеском коллективе, рассмотрены подходы к данному вопросу как отечественных, так и зарубежных исследователей.  Полученные нами теоретические сведения, а также рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеской среде могут быть использованы в практике работы психологов-консультантов при работе со студентами, школьниками и взрослыми людьми, в процессе преподавания в ВУЗах и колледжах и т.д.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в апреле – мае 2018 года на базе МГГЭУ г. Москва. В исследовании приняли участие 32  студента 1 курса в возрасте от 17 -19 лет.

1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Психологические аспекты межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Как отмечает А.В. Петровский,межличностные отношения это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [26,c. 51]. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

По даннымИ.М. Волкова,аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [5, с. 5].

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).

Согласноисследованиям В.Н. Кунициной, Н.В. Казариновой,Развитие межличностных отношений происходит наиболее остро в юношеском возрасте – это период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях границы юности сильно расходятся. Это во многом обусловлено тем, что «возраст – это объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе» [20, c. 190].

Условная граница юношеского возраста: от 15 – 16 до 21 –25 лет. Условность возраста связана так же с тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период среди предшествующих взрослости возрастов. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю и позднюю.В.С.Мухина выделяет раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [7, с. 420].И.С.Кон относит к категории «юношества» 14-18-летних людей [4, с. 12].

И.В. Дубровина выделяет границы ранней юности от 15 до 17 лет.       Н.Н. Палагина называет старший школьный возраст (16 – 18 лет) ранней юностью [25]. И.С. Кон указывает такие границы ранней юности как от 14-15 до 18 лет [16].  И.В. Шаповаленко указывает, что ранняя юность – это возраст от 15 до 17 лет [33].

Как отмечаютИ.В.Дубровина, А.М. Прихожан,в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.) Для второй - участие в производительном труде и использование приобретенных знаний и профессиональных умений и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности [4, с. 140]

Особенности данного возраста объясняются по-разному в разных теориях. Биологические теории (С. Холл, Э. Кречмер, Э. Йенш, Э. Конрад)считают, что биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития и поэтому рассматривают юность как этап развития организма, обусловленный мощным ростом различных способностей и функций. Именно созревание организма обуславливает особенности поведения.

Психоаналитические теории (З.Фрейд, А.Фрейд) считают, что в юности приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба Оно и Я проявляется в возрастающем у юноше беспокойстве, увеличении конфликтных ситуаций, что постепенно преодолевается по мере установления новых гармоничных отношений между Оно и Я. «Юность – этап зрелой сексуальности» [26, c. 223].

Социологические теории рассматривают юность как один из этапов социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого, к новым «взрослым» отношениям. Но этот переход осуществляется при решающей роли общества.

Р. Хэвигхерст в период ранней юности выделил такие возрастные задачи:

И.В. Шаповаленко [33], Н.Н. Палагина [25], О.П. Солодилова [30] и др. указывают, что социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте заключается в том, что юноши и девушки еще зависимы от взрослых, их жизнь направляется взрослыми, однако с каждым годом увеличивается количество и расширяется состав взрослых ролей с определенной мерой ответственности.

С.А. Гапонова [8], Д.И. Фельдштейн [31], В.С. Мухина [23] и др. отмечают, что значительное место в эмоциональной жизни юношей и девушек в ранней юности занимают чувства, связанные с интимной сферой отношений людей, в частности чувство любви.

С.А. Гапоновой выделяются следующие основные новообразования ранней юности: профессиональное и нравственное самоопределение; интеллектуальная зрелость; становление мировоззрения; полоролевая идентификация [8; c. 98].

И.В. Шаповалинко выделяет такие новообразования в ранней юности: потребность самоопределения; готовность к личностному к личностному и профессиональному самоопределению; жизненные планы; устойчивое самосознание; идентичность; ценностные ориентации; мировоззрение, внутренняя позиция мужчины (или женщины) [33, c. 46].

Таким образом, можно сказать словами Н.Н. Палагиной «ранняя юность – это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, к новым отношениям с окружающими» [25, c. 222].

Все исследователи психологии юношества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для юношества общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности [10, с. 61].

В исследованиях, посвященных психологии юношеского возраста, также отмечается доминирующая потребность в дружбе со сверстником: так, по данным И.С.Кона, 75-85 % опрошенных им старшеклассников из трех категорий окружающих – более старших, своего возраста и более младших - в качестве наиболее предпочитаемой при выборе близкого друга назвали сверстников [16, с. 39].В ранней юности значительно при общении усиливается потребность в понимании юношей и девушек со стороны своих сверстников. И.С. Кон отмечает, что если в 7 классе этот мотив преобладает в общении у 16 % юношей  и 25 % девушек, то в 10 классе – у 40 % юношей и 50 % девушек. По данным А.Ю. Мудрик потребность в понимании фиксируют в 9 классе 49 % юношей и 53,7 % девушек [22].

А.Ю. Мудрик указывает, что в старших классах близкое дружеское общение становится типичным [22,c. 44].  В.С. Мухина [23], А.В. Мудрик [22], И.С. Кон [16], Р.С. Немов [24] и др. отмечают, что юноши и девушки устанавливают разнообразные формы общения со своими товарищами: кто-то остаётся в изоляции и не идёт на близкие отношения с ровесниками, другие же наоборот устанавливают тесные и прочные связи.

А.В. Мудрик, отмечает, что содержание общения юношей со сверстниками своего пола включает ряд различных тем: о школьных проблемах (у девушек больше, чем у юношей) – об уроках, о занятиях вообще, о знаниях, общественной жизни класса, школы, об отношениях в классе, об учителях [22,c. 48].  Часто старшеклассники беседуют о спорте, своём физическом развитии. Много места в общении занимает обсуждение кинофильмов и телепередач. Между старшеклассниками ведутся разговоры о своём прошлом, о знакомых, о различных жизненных ситуациях, происходящих в семье или рядом, часты темы о любви.  Юноши и девушки общаются между собой на приятельском уровне более доверительно, чем на аналогичном уровне со сверстниками своего пола. Особое место в этих разговорах занимает тема взаимоотношений юношей и девушек.

Соотношение дружбы и любви, отмечают О.П. Солодилова [30], И.С. Кон [16] И.Ю. Кулагина [19], представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными, потому что в качестве идеального друга можно выбрать и юношу, и девушку. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится добрым товарищем. С другой стороны, «любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу». Если в начале юности главным конфидентом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Сначала юноша может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие более близкого контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстаёт в этом плане от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Г.П. Разумихина указывала, что, пожалуй, самая трудная проблема, с которой встречается юношество, - это проблема ожидания и узнавания любви. Молодые боятся, что когда придет это чувство, они его не узнают. Страшно оттого, что, начитавшись красивых слов о прекрасном чувстве, нужно просто набираться терпения и ждать. Страх, как известно, плохой советчик. Он подогревает, подталкивает к неоправданной торопливости. Именно торопливость ведёт к тому, что за любовь иногда принимается совсем иное чувство [28,c. 34].

Но в тоже время, по результатам исследования А.В. Мудрик, в ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Опросы показали, что потребность в уединении реализуют более 75% юношей и 83% девушек. Более половины девушек и около 45% юношей осознают у себя наличие этой потребности. Некоторая часть старшеклассников (до 20% юношей и 3% девушек) предпочитают уединение как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровождения [22,c. 44].

Таким образом, юность – это период жизненного определения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, время увлечений и вдохновения, перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.  Именном в период юности остро ощущается необходимость в общении со сверстниками, формирование межличностных отношений юношей и девушек и в юношеском коллективе. Далее рассмотрим особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений.

1.2Особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений

Формирование дружеских отношений – это важный этап становления человека как личности.В.Н. Куницына отмечает, чтобез общения и близких товарищей люди начинают чувствовать себя угнетенными и никому не нужными. Друг – это опора и надежный партнер [20, с. 33].

Как правило, дружба предполагает общность интересов, что объединяет людей изначально. Рассмотрим подробнее, какие бывают виды дружбы, как формируются, в чём различия и сходство.

А.Е. Белявцева и Е.В. Крутых считают, чтодружба с точки зрения психологии выделяет следующие ролевые формы проявления дружбы на основе психологических потребностей:

  1. «Товарищ»– объединяют общие интересы, совместная занятость, общие проекты, деятельность.
  2. «Зеркало» – помогает познавать себя, говорит, как выглядишь, способствует пониманию собственной личности на психологическом уровне.
  3. «Сострадальник» – прекрасный помощник в тяжёлых ситуациях, поддерживает морально, выполняет функцию психотерапевта, лечит душевные раны.
  4. «Собеседник» – интересен для общения, есть много общего для обсуждения, высокий уровень взаимопонимания, возможность раскрыться, быть услышанным.
  5. «Альтер-эго» – внутреннее ощущение сходства на психологическом уровне, стремление быть похожим на друга.
  6. «Идеал» – человек, выступающий образцом для подражания, стремимся перенять определённые качества, научиться новому отношению к жизни или получить новые знания.
  7. «Подзарядка» – помогает восстанавливать энергию, настроение, воодушевляет на новые свершения, обладает позитивным характером, всегда подбодрит и подарит прекрасное настроение [2,c. 181].

Идеальный друг помогает решать несколько психологических вопросов, тогда его ценность увеличивается, ведь испытываем потребность быть вместе при различных обстоятельствах – в счастье и горе, как в семейной жизни. Дружба позволяет проводить вместе время, ходить в гости, веселиться, поддерживать, помогать, проявлять защиту. Психология дружбы утверждает – это уроки взаимоотношений, которые оказывают влияние на возможность построения отношений в подростковом и взрослом возрасте. Задача взрослых – научиться знакомиться, найти среду для общения, объяснить правила дружбы – делиться, быть внимательными, помогать.

15-18 лет – новый этап становления личности, дружеские отношения приобретают более личный характер, способствует восстановлению душевных сил, напоминает психотерапию – постоянные общения по телефону, переписка, встречи. К другу предъявляются новые требования - понимание, преданность, умение оказать помощь, выслушать. Дружба способствует самоутверждению, самоидентификации в современном мире и взрослой среде.

При этом необходимо осознать – уметь слушать других необходимо наравне с доверием к друзьям. Важно осознать, кто достоин доверия и сможет хранить секреты или минимизировать информацию, что ведёт к поверхностному общению. Дружба детей, психология позволяет осознать – это этап подготовки к взрослой жизни, формирование самооценки, способствует развитию уверенности, нельзя недооценивать важность наличия дружеских отношений в детский и подростковый период жизни.

Дружба является эмоциональной привязанностью. Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, дружба со взрослыми для них дорога, однако, результаты опросов говорят, что потребность в дружбе со сверстниками у юношей ещё дороже. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших совсем не выбирают.

В исследовании, проведенном А.Е. Белявцевой и Е.В. Крутых, показано, что «для большинства молодёжи дружба является неотъемлемой частью жизни и ценится довольно высоко. Молодые люди готовы помогать своим друзьям, защищать их, радоваться их успехам» [2,c. 181]. Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юность эмоциональна, а юношеский эгоцентризм сужает возможности межличностной коммуникации. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности.

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью, она многообразна, стремительно расширяется круг друзей. Межличностное общение играет ключевую роль в развитии личности в юности. С помощью общения с друзьями подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не могут сообщить взрослые. 25 принципов саморазвития

В юношеском возрасте благодаря общению и взаимодействию со сверстниками вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми, активно формируются коммуникативные навыки, которые так сильно пригодятся во взрослой жизни.

В ходе построения дружеских взаимоотношений со взрослыми у юношей и девушек появляются свои особенные потребности, например, потребность и право самостоятельно решать личные вопросы, потребность и право иметь собственные привязанности, потребность и право на собственные взгляды; возникают проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения. И.С. Кон отмечает, что ее менее важна для этого возраста и потребность в общении со сверстниками. Потребность в близкой дружбе возникает у девочек на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна [16,c. 23].

Цели, с которыми молодые люди строят дружеские взаимоотношения могут быть весьма различными. Н.В.  Гришина  выделяет некоторые из них [9,c.41]:

Нам представляется возможным выделить несколько направлений в развитии личности юношей и девушек, напрямую зависящих от правильно сформированных межличностных отношений со сверстниками. Это следующие направления:

Таким образом, психология дружбы предполагает симпатию и привязанность, затрагивает душевную сторону человеческой личности. Считается наиболее нравственным чувством – дружеское отношение даже более чистое нравственное проявление, чем любовь, так как не является столько требовательной. При этом человек открывает свои наилучшие качества в дружбе – учится быть внимательным, заботливым, проявлять поддержку, помощь, всегда приходит на помощь в сложных ситуациях.

Юношеская дружба по своей природе полифункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно самораскрытие и понимание другого человека.

Далее рассмотрим психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте.

1.3 Психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте

Деятельность по оптимизации межличностного общения в юношеском возрасте, по мнению В.В.  Завражнова, предполагает работу по следующим направлениям: диагностика, консультативно-просветительская деятельность, профилактика и коррекционно-развивающая работа[12,c. 271].

Цель диагностики состоит в определении специфики развития юношей и формулировании выводов о проблемах, которые могут создаваться индивидуальными особенностями личности.

Консультативно-просветительская деятельность необходима для ознакомления юношей и девушек, их родителей и педагогов с конструктивными способами решения проблем, возникающих в межличностном общении.

Целью профилактической деятельности является - предупреждение возможных проблем в отношениях юношей и девушек [12,c. 271].

При коррекционно-развивающей работе специалист применяет широкий круг методов. К ним относятся лекции, беседы, диспуты. Цель этих методов — помощь юношам и девушкам на конкретных примерах оценить сложность ситуаций общения и поиск приемлемых форм действия в них.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, спорт, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), материальными ресурсами и т. д.

В. В. Завражнов и  Е.Д.  Железнова отмечают, что в работе с юношами и девушками может использоваться тренинг, так как этот метод позволяет проиграть важные ситуации в кругу подростков и при этом способен вызвать у них чувство защищенности и комфорта,повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения [12,c. 271]. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования межличностных отношений, эмпатической культуры в юношеском возрасте, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п.

Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их.В. В. Завражнов и  Е.Д. Железнова считают, что социально-психологический тренинг позволяет:

Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия. В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению.

А.В.Рыбкина выделяет следующие возможные направления и приемы работы по оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте [29,c. 13]. Занятия по формированию устойчивых, целостных представлений о межличностных взаимоотношениях, дружбе и любви с юношами и девушками могут проводиться психологом (педагогом) в форме классных часов, информационных часов на тему любви и представлений о ней, факультативных занятий по психологии. Важно организовывать дискуссии, диспуты между юношами  на тему межличностных взаимоотношений, дружбы и любви, т.к. именно в этом возрасте юноши и девушки интересуются этой темой и много говорят о ней. Но важно, чтобы эти дискуссии направлялись психологом или учителем в правильное русло.

Важно предлагать юношам и девушкам источники литературы по теме межличностных взаимоотношений, дружбы и любви, по проблемам отношений в ранней юности. Это могут быть как художественные, так и научные книги, которые могут быть интересны  в данный период, и которые могут ответить на волнующие вопросы о любви в этом возрасте. Можно организовать просмотр фильма, или фрагмента из фильма о межличностных отношениях, об общении друзей, а затем обсудить его.

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что все юноши и девушки, в той или иной степени имеют представления о межличностных взаимоотношениях, дружбе и любви, но часто они несколько однобоко его описывают. Поэтому психологу (учителю) важно объяснить, что дружба, любовь это многогранное чувство, что нет однозначного определения данных понятий. Психологу (учителю) необходимо помочь юношам и девушкам в определении и общечеловеческих, и индивидуальных признаков и критериев дружбы и любви. С.В. Ковалев считает, что способствовать этому может серьезный на равных разговор с юношами и девушками о том, в чем именно должно воплощаться это прекраснейшее из человеческих чувств [15,c. 52].

Также можно предложить юношам и девушкам высказывания по данной теме известных людей. Необходимо обсудить эти высказывания, проанализировать, отметить, что понравилось, что не понравилось, с чем согласны, с чем нет. Затем можно предложить, опираясь на рассмотренные высказывания, на результаты их анализа составить свое уникальное и индивидуальное определение понятиям дружбы, любви, межличностных отношений.

В этом возрасте у молодых людей еще не совсем сформирован образ верного друга или любимого человека, он несколько размыт. Юноши в основном обращают внимание на внешние проявления, менее затрагивая личностные качества. Необходимо помочь им выявить черты, качества значимые в образе друга или любимого человека. Важно объяснить, что если человек привлекателен – это лишь одно сторона человеческой жизни. Люди могут нравиться друг другу физиологически, но не обязательно будут родственными душами. Нужно чтобы интересы людей совпадали по многим вопросам.

Итак, учитывая возрастные особенности, нам удалось рассмотреть психологические рекомендации, которые будут способствовать оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте и нормализации процесса становления представлений о дружбе и любви в юношеском возрасте.

Выводы по главе 1

Юношеский возраст – это период в развитии человека между детством и взрослостью. Именно в этот отрезок жизни наиболее интенсивно происходит развитие личности, становление характера. Именно на юношеский возраст приходится основной этап в формировании межличностных отношений. Межличностные отношения – это непосредственно те отношения, которые складываются в реальной жизни между индивидами. Основой межличностных отношений является общение индивидов друг с другом.

Потребность в общении устанавливается у ребенка с малых лет. Но в юношеском возрасте эта потребность усиливается. Вся жизнь в юношеский период строится на общении, установлении контакта со сверстниками или с взрослыми людьми. Поэтому ведущим видом деятельности в данный период становится интимно-личностное общение со сверстниками.

Межличностные отношения в юношеский период необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Выстраивая межличностные отношения, юноши и девушки учатся добывать нужную информацию, перенимать опыт, обогащают себя моральными знаниями и нравственными ценностями, учатся правилам поведения в обществе, создают свой стиль общения. Именно поэтому проблемы, касающиеся межличностных отношений, не теряют своей актуальности.

Далее считаем необходимым провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений юношей (девушек).

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ  И ДЕВУШЕК

2.1 Организация и методики исследования межличностных отношений в юношеском возрасте

Целью исследования было теоретическое и эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений юношей и девушек. Поэтому в практической части работы мы поставили перед собой цель: оценить показатели восприятия друг друга индивидами и выявить особенности межличностных отношений в коллективе юношей и девушек, в группе студентов 1 курса одного из ВУЗов города.

Исследование проводилось в апреле – мае 2018 года на базе МГГЭУ г. Москва. В исследовании приняли участие 32  студента 1 курса в возрасте от 17 – 19 лет.

Наше исследование опиралось на предположение о том, что существует связь между показателями межличностных отношений, социометрического статуса и соотношения идеального и реального «Я»   – юноши и девушки, являющиеся лидерами группы, имеют меньшее расхождение между образом идеального и реального «Я» и в межличностном общении альтруистичны, возможно в некоторых случаях - авторитарны, в то время, как юноши со статусным положением отверженных и пренебрегаемых будут иметь значительные расхождения между образом идеального и реального «Я» и в межличностном общении подчиняемы, зависимы и подозрительны.

На экспериментальном  этапе работы перед нами были поставлены следующие задачи: подобрать методики диагностики особенностей межличностных отношений; подобрать группу респондентов, принимавших участие в экспериментальном исследовании; провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты; подобрать рекомендации по оптимизации межличностного взаимодействия юношей и девушек.

Таким образом, нами были определены цель, гипотеза и задачи экспериментального исследования.

Для проведения исследования были подобраны следующие диагностические методики: методика «Социометрия» диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено [21]; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири для выборки подросткового и юношеского возраста [27,c. 221]; методикаQ-сортировка В. Стефансона [13,c. 65].

Охарактеризуем процедуру и методы исследования.

Методика «Социометрия» диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено

Цель: направлена на выявление статусного положение испытуемого в коллективе. Имеется возможность выявить лидеров группы, отверженных, наиболее предпочитаемых и пренебрегаемых членов группы.

Процедура проведения: испытуемым предлагается выбрать наиболее приятных и неприятных ему сверстников – того с кем бы он хотел общаться и не хотел.

Обработка результатов: В социоматрице подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов (которые были получены каждым участником – по вертикали и были отданы другим участникам – по горизонтали). Также подсчитывается количество баллов: за выбор «1» присваивается 2 балла, за выбор «2» - 1 балл, за «3» и «0» по 0,5 балла с соответствующим (положительным или отрицательным) знаком.

Интерпретация результатов: На основе баллов и количества выборов делаются выводы о статусном положении члена группы, выделяются лидеры группы, отверженные.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Цель: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

Процедура проведения: с помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Обработка результатов: в результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику.

Интерпретация результатов: проводиться по схеме, предложенной автором методики (см. приложение 1).

МетодикаQ-сортировка В. Стефансона

Цель: выявить представление о себе.

Процедура проведения: Испытуемому предлагается набор карточек содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. В данном случае нами была использована модификация методики с акцентом на «идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?) и «актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?).

Обработка результатов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10, Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» - отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями. Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций. Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Таким образом, нами были подобраны методики диагностического исследования, на основании результатов которых мы сможем узнать особенности восприятия людьми друг друга и фактор установления межличностных отношений.

Описание методик представлено в приложении 1.

2.2 Результаты диагностики межличностных отношений в юношеском возрасте

Первым этапом экспериментального исследования стало проведение социометрического исследования. В таблице 2.1 отражены полученные социометрические статусы в исследуемой группе. В приложении 2 представлены социоматрицы по группе.

Таблица 2.1

Социометрические статусы экспериментальной группы

В результате проведения данного исследования мы смогли определить лидеров исследуемой группы – юношей и девушек, которых большинство участников эксперимента считают сильными личностями, готовыми возглавить группу и повести людей за собой. Так же мы выявили тех, общение и учеба с которыми наименее предпочтительны для опрашиваемых школьников.

Было определено, что в исследуемой группе в деловой сфере 2 человека (6 %) занимают лидерский социометрический статус,  предпочитаемых 6 человек (19 %), пренебрегаемые 18 человек (56 %) и отверженных 6 подростков (19 %).

В неформальной сфере так же определено 2 лидера (6 %), предпочитаемых 5 человек (16 %), пренебрегаемых 21 человек (66 %), отверженных 4 человека (12 %).

В сводной таблице 2.2 отразим сводные результаты проведения социометрического исследования.

Таблица 2.2

Сводная таблица социометрического исследования

Ф. И.

Деловые отношения

Неформальные отношения

Кол-во

выборов

Балл

Статус

Кол-во

выборов

Балл

Статус

1

Николай А.

4

+5,5

Предпочит

2

+1,5

Пренебрег.

2

Владислав А.

2

+1,5

Пренебрег.

3

-5

Пренебрег.

3

Надя А.

4

+1,5

Пренебрег.

4

-1

Пренебрег.

4

Полина Б.

7

+6

Предпочит

9

+4

Пренебрег.

5

Маша Б.

6

+3

Пренебрег.

6

-1

Пренебрег.

6

Манижа Б.

7

+8

Предпочит

7

+7

Предпочит

7

Артемий Б.

26

-19,5

Отверж.

22

-19

Отверж.

8

Настя Б.

9

+6,5

Предпочит

7

+1,5

Пренебрег.

9

Сергей В.

4

+4

Пренебрег.

7

+6

Предпочит

10

Игорь В.

9

-6,5

Пренебрег.

10

-7,5

Пренебрег.

11

Алина Г.

2

-0,5

Пренебрег.

3

+3

Пренебрег.

12

Никита Д.

6

-6,5

Пренебрег.

7

-8,5

Пренебрег.

13

Артем Д.

7

+4,5

Пренебрег.

8

+8

Предпочит

14

Аскар З.

4

+2

Пренебрег.

5

+0,5

Пренебрег.

15

Маша З.

5

+1

Пренебрег.

4

-1

Пренебрег.

16

Алена И.

9

-9,5

Отверж.

9

-6

Пренебрег.

17

Александр К.

1

+0,5

Пренебрег.

2

+2,5

Пренебрег.

18

Илья К.

0

0

Отверж.

0

0

Отверж.

19

Александра К.

3

+0,5

Пренебрег.

7

+8

Предпочит

20

Никита М.

16

-15

Отверж.

13

-10

Отверж.

21

Катя М.

8

+7,5

Предпочит

5

+4

Пренебрег.

22

Даша М.

20

-16,5

Отверж.

16

-12,5

Отверж.

23

Ваня М.

4

+0,5

Пренебрег.

4

+1,5

Пренебрег.

24

Аня Н.

1

+0,5

Пренебрег.

6

+2

Пренебрег.

25

Юля П.

0

0

Отверж.

1

+0,5

Пренебрег.

26

Лена Р.

2

+1,5

Пренебрег.

5

+5,5

Пренебрег.

27

Диана С.

3

+3,5

Пренебрег.

3

+3,5

Пренебрег.

28

Олег С.

7

+7,5

Предпочит

15

+14,5

Лидер

29

Иван С.

2

+0,5

Пренебрег.

7

+4,5

Пренебрег.

30

Георгий С.

11

+12,5

Лидер

7

+7,5

Предпочит

31

Ваня С.

6

+9,5

Лидер

8

+9

Лидер

32

Александра С.

1

-0,5

Пренебрег.

1

-2

Пренебрег.

среднее

6,125

0,421875

6,65625

0,65625

Статусы

Деловая сфера

Неформальная сфера

Абс.

%

Абс.

%

«Лидеры»

2 чел.

6

2 чел.

6

«Предпочитаемые»

6 чел.

19

5 чел.

16

«Пренебрегаемые»

18 чел.

56

21 чел.

66

«Отверженные»

6 чел.

19

4 чел.

12

Отразим полученные результаты социометрического исследования на рисунках 1-2.

Рис.1. Результаты проведения социометрического исследования / деловая сфера.

Рис.2. Результаты проведения социометрического исследования /  эмоциональная сфера.

Следующим этапом нашего эксперимента стало проведение диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири.

Анализируя данные, полученные в результате обследования межличностных отношений, мы выявили 2 подгруппы испытуемых:

В результате, полученные данные сведены в таблицу 2.3.

Таблица 3

Результаты проведения диагностики межличностных отношений по методике Т.Лири




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2. Особенности направленности личности и статуса в системе межличностных отношений

3. Изучение межличностных отношений детей с ЗПР

4. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

5. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

6. Этические особенности деловых отношений в Японии

7. Особенности кредита и кредитных отношений в современной России

8. Особенности развития государственных отношений Китая и России в XVII-XIX веках

9. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

10. СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК 18 - 20 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ, В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Имя

Количество баллов по типам отношений

Авторитарный

Эгоистический

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

1.

Николай А.

12

7

5

10

6

8

5

6

2.

Владислав А.

6

9

9

7

7

6

8

10

3.

Надя А.

15

13

13

13

3

1

4

5

4.

Полина Б.

11

5

8

10

6

7

9

11

5.

Маша Б.

10

7

7

9

7

8

10

8

6.

Манижа Б.

12

6

7

11

8

6

9

9

7.

Артемий Б.

3

2

4

3

16

15

9

14

8.

Настя Б.

13

13

12

14

5

2

3

5

9.

Сергей В.

3

2

4

3

16

15

9

14

10.

Игорь В.

6

9

9

7

7

6

8

10

11.

Алина Г.

3

5

3

5