Особенности межличностных отношений юношей и девушек



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования

«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология»

по теме: «Особенности межличностных отношений  юношей и девушек»

Курсовой проект

допущен к защите

«______» _______2018 г. _______

                                           подпись

Защищена:

«______» _______2018 г.

_______                               _______

(оценка)                               подпись

            Выполнила: студентка 2 курса

                                    Карпова Ю.О.

                 Руководитель: кандидат                                                                      психологических  наук, доцент

                                    Беленкова Л.Ю.

Москва- 2018

Содержание

Введение 3

1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1 Психологические аспекты межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых 6

1.2 Особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений 13

1.3 Психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте 18

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ (ДЕВУШЕК) 24

2.1 Организация и методики исследования межличностных отношений в юношеском возрасте 24

2.2 Результаты диагностики межличностных отношений в юношеском возрасте 27

2.3Методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Введение

Актуальность исследования. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений.

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и стереотипов через которые люди воспринимают себя и оценивают друг друга. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (ВН. Мясищев, Н. Sullivan).

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению.

Особое внимание следует уделить изучению межличностных отношений в юношеском возрасте – именно в юношеском возрасте особенно остро ощущается потребность в общении и построении межличностных отношений.

Считается, что взаимоотношения становятся более  избирательными. Высоко ценится общение с теми сверстниками, которые умеют быть хорошими товарищами. Юношам и девушкам характерно стремление стать частью группы. Они добиваются признания, приспосабливаются к группе, добиваются успеха в чем-либо, развивая в себе те качества, которые нравятся окружающим. Именно в процессе межличностных отношений со сверстниками формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

Проблемой межличностных отношений в подростковых и юношеских группах серьезно занимались следующие ученые: Ю.В. Ольшанский, А.М. Прихожан, Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Д. Столяренко, И.С. Кон и др.Однако, несмотря на достаточную освещенность проблемы межличностных отношений, нам представляются недостаточно систематизированными особенности межличностных отношений  юношей и девушек. Актуальность, недостаточная исследованность и социальная значимость данной проблемы и определило выбортемы исследования: «Особенности межличностных отношений  юношей и девушек».

Объект исследования:межличностные отношения.

Предмет исследования:развитие межличностных отношений в юношеском коллективе.

Цельюнашего исследования стало теоретическое и эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений юношей и девушек.

Гипотеза исследования: существует связь между показателями межличностных отношений, социометрического статуса и соотношения идеального и реального «Я» в юношеском коллективе.

В соответствии с содержанием проблемы, в процессе работы ставились следующиезадачи:

  1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2. дать характеристику психологическим аспектам межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых;

3) выявить особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений;

3) рассмотреть психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте;

4) подобрать методики и провести эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений юношей  и девушек;

5) подобрать методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте.

Решение задач осуществлялось при помощи следующихметодов исследования: теоретические (сравнительный анализ теоретических и практических подходов в психологической науке по проблеме исследования); эмпирические: наблюдение, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика “Q -сортировка” (В.Стефансон).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что нами были систематизированы имеющиеся научные исследования особенностей межличностных отношений в юношеском коллективе, рассмотрены подходы к данному вопросу как отечественных, так и зарубежных исследователей.  Полученные нами теоретические сведения, а также рекомендации по оптимизации межличностных отношений в юношеской среде могут быть использованы в практике работы психологов-консультантов при работе со студентами, школьниками и взрослыми людьми, в процессе преподавания в ВУЗах и колледжах и т.д.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в апреле – мае 2018 года на базе МГГЭУ г. Москва. В исследовании приняли участие 32  студента 1 курса в возрасте от 17 -19 лет.

1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Психологические аспекты межличностных отношений в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Как отмечает А.В. Петровский,межличностные отношения это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [26,c. 51]. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

По даннымИ.М. Волкова,аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [5, с. 5].

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).

Согласноисследованиям В.Н. Кунициной, Н.В. Казариновой,Развитие межличностных отношений происходит наиболее остро в юношеском возрасте – это период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях границы юности сильно расходятся. Это во многом обусловлено тем, что «возраст – это объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе» [20, c. 190].

Условная граница юношеского возраста: от 15 – 16 до 21 –25 лет. Условность возраста связана так же с тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период среди предшествующих взрослости возрастов. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю и позднюю.В.С.Мухина выделяет раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [7, с. 420].И.С.Кон относит к категории «юношества» 14-18-летних людей [4, с. 12].

И.В. Дубровина выделяет границы ранней юности от 15 до 17 лет.       Н.Н. Палагина называет старший школьный возраст (16 – 18 лет) ранней юностью [25]. И.С. Кон указывает такие границы ранней юности как от 14-15 до 18 лет [16].  И.В. Шаповаленко указывает, что ранняя юность – это возраст от 15 до 17 лет [33].

Как отмечаютИ.В.Дубровина, А.М. Прихожан,в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.) Для второй - участие в производительном труде и использование приобретенных знаний и профессиональных умений и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности [4, с. 140]

Особенности данного возраста объясняются по-разному в разных теориях. Биологические теории (С. Холл, Э. Кречмер, Э. Йенш, Э. Конрад)считают, что биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития и поэтому рассматривают юность как этап развития организма, обусловленный мощным ростом различных способностей и функций. Именно созревание организма обуславливает особенности поведения.

Психоаналитические теории (З.Фрейд, А.Фрейд) считают, что в юности приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба Оно и Я проявляется в возрастающем у юноше беспокойстве, увеличении конфликтных ситуаций, что постепенно преодолевается по мере установления новых гармоничных отношений между Оно и Я. «Юность – этап зрелой сексуальности» [26, c. 223].

Социологические теории рассматривают юность как один из этапов социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого, к новым «взрослым» отношениям. Но этот переход осуществляется при решающей роли общества.

Р. Хэвигхерст в период ранней юности выделил такие возрастные задачи:

И.В. Шаповаленко [33], Н.Н. Палагина [25], О.П. Солодилова [30] и др. указывают, что социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте заключается в том, что юноши и девушки еще зависимы от взрослых, их жизнь направляется взрослыми, однако с каждым годом увеличивается количество и расширяется состав взрослых ролей с определенной мерой ответственности.

С.А. Гапонова [8], Д.И. Фельдштейн [31], В.С. Мухина [23] и др. отмечают, что значительное место в эмоциональной жизни юношей и девушек в ранней юности занимают чувства, связанные с интимной сферой отношений людей, в частности чувство любви.

С.А. Гапоновой выделяются следующие основные новообразования ранней юности: профессиональное и нравственное самоопределение; интеллектуальная зрелость; становление мировоззрения; полоролевая идентификация [8; c. 98].

И.В. Шаповалинко выделяет такие новообразования в ранней юности: потребность самоопределения; готовность к личностному к личностному и профессиональному самоопределению; жизненные планы; устойчивое самосознание; идентичность; ценностные ориентации; мировоззрение, внутренняя позиция мужчины (или женщины) [33, c. 46].

Таким образом, можно сказать словами Н.Н. Палагиной «ранняя юность – это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, к новым отношениям с окружающими» [25, c. 222].

Все исследователи психологии юношества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для юношества общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности [10, с. 61].

В исследованиях, посвященных психологии юношеского возраста, также отмечается доминирующая потребность в дружбе со сверстником: так, по данным И.С.Кона, 75-85 % опрошенных им старшеклассников из трех категорий окружающих – более старших, своего возраста и более младших - в качестве наиболее предпочитаемой при выборе близкого друга назвали сверстников [16, с. 39].В ранней юности значительно при общении усиливается потребность в понимании юношей и девушек со стороны своих сверстников. И.С. Кон отмечает, что если в 7 классе этот мотив преобладает в общении у 16 % юношей  и 25 % девушек, то в 10 классе – у 40 % юношей и 50 % девушек. По данным А.Ю. Мудрик потребность в понимании фиксируют в 9 классе 49 % юношей и 53,7 % девушек [22].

А.Ю. Мудрик указывает, что в старших классах близкое дружеское общение становится типичным [22,c. 44].  В.С. Мухина [23], А.В. Мудрик [22], И.С. Кон [16], Р.С. Немов [24] и др. отмечают, что юноши и девушки устанавливают разнообразные формы общения со своими товарищами: кто-то остаётся в изоляции и не идёт на близкие отношения с ровесниками, другие же наоборот устанавливают тесные и прочные связи.

А.В. Мудрик, отмечает, что содержание общения юношей со сверстниками своего пола включает ряд различных тем: о школьных проблемах (у девушек больше, чем у юношей) – об уроках, о занятиях вообще, о знаниях, общественной жизни класса, школы, об отношениях в классе, об учителях [22,c. 48].  Часто старшеклассники беседуют о спорте, своём физическом развитии. Много места в общении занимает обсуждение кинофильмов и телепередач. Между старшеклассниками ведутся разговоры о своём прошлом, о знакомых, о различных жизненных ситуациях, происходящих в семье или рядом, часты темы о любви.  Юноши и девушки общаются между собой на приятельском уровне более доверительно, чем на аналогичном уровне со сверстниками своего пола. Особое место в этих разговорах занимает тема взаимоотношений юношей и девушек.

Соотношение дружбы и любви, отмечают О.П. Солодилова [30], И.С. Кон [16] И.Ю. Кулагина [19], представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными, потому что в качестве идеального друга можно выбрать и юношу, и девушку. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится добрым товарищем. С другой стороны, «любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу». Если в начале юности главным конфидентом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Сначала юноша может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие более близкого контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстаёт в этом плане от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Г.П. Разумихина указывала, что, пожалуй, самая трудная проблема, с которой встречается юношество, - это проблема ожидания и узнавания любви. Молодые боятся, что когда придет это чувство, они его не узнают. Страшно оттого, что, начитавшись красивых слов о прекрасном чувстве, нужно просто набираться терпения и ждать. Страх, как известно, плохой советчик. Он подогревает, подталкивает к неоправданной торопливости. Именно торопливость ведёт к тому, что за любовь иногда принимается совсем иное чувство [28,c. 34].

Но в тоже время, по результатам исследования А.В. Мудрик, в ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Опросы показали, что потребность в уединении реализуют более 75% юношей и 83% девушек. Более половины девушек и около 45% юношей осознают у себя наличие этой потребности. Некоторая часть старшеклассников (до 20% юношей и 3% девушек) предпочитают уединение как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровождения [22,c. 44].

Таким образом, юность – это период жизненного определения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, время увлечений и вдохновения, перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.  Именном в период юности остро ощущается необходимость в общении со сверстниками, формирование межличностных отношений юношей и девушек и в юношеском коллективе. Далее рассмотрим особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений.

1.2Особенности построения юношами и девушками дружеских взаимоотношений

Формирование дружеских отношений – это важный этап становления человека как личности.В.Н. Куницына отмечает, чтобез общения и близких товарищей люди начинают чувствовать себя угнетенными и никому не нужными. Друг – это опора и надежный партнер [20, с. 33].

Как правило, дружба предполагает общность интересов, что объединяет людей изначально. Рассмотрим подробнее, какие бывают виды дружбы, как формируются, в чём различия и сходство.

А.Е. Белявцева и Е.В. Крутых считают, чтодружба с точки зрения психологии выделяет следующие ролевые формы проявления дружбы на основе психологических потребностей:

  1. «Товарищ»– объединяют общие интересы, совместная занятость, общие проекты, деятельность.
  2. «Зеркало» – помогает познавать себя, говорит, как выглядишь, способствует пониманию собственной личности на психологическом уровне.
  3. «Сострадальник» – прекрасный помощник в тяжёлых ситуациях, поддерживает морально, выполняет функцию психотерапевта, лечит душевные раны.
  4. «Собеседник» – интересен для общения, есть много общего для обсуждения, высокий уровень взаимопонимания, возможность раскрыться, быть услышанным.
  5. «Альтер-эго» – внутреннее ощущение сходства на психологическом уровне, стремление быть похожим на друга.
  6. «Идеал» – человек, выступающий образцом для подражания, стремимся перенять определённые качества, научиться новому отношению к жизни или получить новые знания.
  7. «Подзарядка» – помогает восстанавливать энергию, настроение, воодушевляет на новые свершения, обладает позитивным характером, всегда подбодрит и подарит прекрасное настроение [2,c. 181].

Идеальный друг помогает решать несколько психологических вопросов, тогда его ценность увеличивается, ведь испытываем потребность быть вместе при различных обстоятельствах – в счастье и горе, как в семейной жизни. Дружба позволяет проводить вместе время, ходить в гости, веселиться, поддерживать, помогать, проявлять защиту. Психология дружбы утверждает – это уроки взаимоотношений, которые оказывают влияние на возможность построения отношений в подростковом и взрослом возрасте. Задача взрослых – научиться знакомиться, найти среду для общения, объяснить правила дружбы – делиться, быть внимательными, помогать.

15-18 лет – новый этап становления личности, дружеские отношения приобретают более личный характер, способствует восстановлению душевных сил, напоминает психотерапию – постоянные общения по телефону, переписка, встречи. К другу предъявляются новые требования - понимание, преданность, умение оказать помощь, выслушать. Дружба способствует самоутверждению, самоидентификации в современном мире и взрослой среде.

При этом необходимо осознать – уметь слушать других необходимо наравне с доверием к друзьям. Важно осознать, кто достоин доверия и сможет хранить секреты или минимизировать информацию, что ведёт к поверхностному общению. Дружба детей, психология позволяет осознать – это этап подготовки к взрослой жизни, формирование самооценки, способствует развитию уверенности, нельзя недооценивать важность наличия дружеских отношений в детский и подростковый период жизни.

Дружба является эмоциональной привязанностью. Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, дружба со взрослыми для них дорога, однако, результаты опросов говорят, что потребность в дружбе со сверстниками у юношей ещё дороже. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших совсем не выбирают.

В исследовании, проведенном А.Е. Белявцевой и Е.В. Крутых, показано, что «для большинства молодёжи дружба является неотъемлемой частью жизни и ценится довольно высоко. Молодые люди готовы помогать своим друзьям, защищать их, радоваться их успехам» [2,c. 181]. Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юность эмоциональна, а юношеский эгоцентризм сужает возможности межличностной коммуникации. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности.

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью, она многообразна, стремительно расширяется круг друзей. Межличностное общение играет ключевую роль в развитии личности в юности. С помощью общения с друзьями подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не могут сообщить взрослые. 25 принципов саморазвития

В юношеском возрасте благодаря общению и взаимодействию со сверстниками вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми, активно формируются коммуникативные навыки, которые так сильно пригодятся во взрослой жизни.

В ходе построения дружеских взаимоотношений со взрослыми у юношей и девушек появляются свои особенные потребности, например, потребность и право самостоятельно решать личные вопросы, потребность и право иметь собственные привязанности, потребность и право на собственные взгляды; возникают проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения. И.С. Кон отмечает, что ее менее важна для этого возраста и потребность в общении со сверстниками. Потребность в близкой дружбе возникает у девочек на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна [16,c. 23].

Цели, с которыми молодые люди строят дружеские взаимоотношения могут быть весьма различными. Н.В.  Гришина  выделяет некоторые из них [9,c.41]:

Нам представляется возможным выделить несколько направлений в развитии личности юношей и девушек, напрямую зависящих от правильно сформированных межличностных отношений со сверстниками. Это следующие направления:

Таким образом, психология дружбы предполагает симпатию и привязанность, затрагивает душевную сторону человеческой личности. Считается наиболее нравственным чувством – дружеское отношение даже более чистое нравственное проявление, чем любовь, так как не является столько требовательной. При этом человек открывает свои наилучшие качества в дружбе – учится быть внимательным, заботливым, проявлять поддержку, помощь, всегда приходит на помощь в сложных ситуациях.

Юношеская дружба по своей природе полифункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно самораскрытие и понимание другого человека.

Далее рассмотрим психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте.

1.3 Психологические условия оптимизации межличностных отношений в юношеском возрасте

Деятельность по оптимизации межличностного общения в юношеском возрасте, по мнению В.В.  Завражнова, предполагает работу по следующим направлениям: диагностика, консультативно-просветительская деятельность, профилактика и коррекционно-развивающая работа[12,c. 271].

Цель диагностики состоит в определении специфики развития юношей и формулировании выводов о проблемах, которые могут создаваться индивидуальными особенностями личности.

Консультативно-просветительская деятельность необходима для ознакомления юношей и девушек, их родителей и педагогов с конструктивными способами решения проблем, возникающих в межличностном общении.

Целью профилактической деятельности является - предупреждение возможных проблем в отношениях юношей и девушек [12,c. 271].

При коррекционно-развивающей работе специалист применяет широкий круг методов. К ним относятся лекции, беседы, диспуты. Цель этих методов — помощь юношам и девушкам на конкретных примерах оценить сложность ситуаций общени