РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Информационный век или век компьютерных технологий наступил. Современные гаджеты, Интернет, социальные сети стали важной частью жизни каждого человека. Сегодня практически каждый человек, ребенок или взрослый, когда-либо играл или играет в компьютерные игры. Самые популярные из них этоCounter-Strike,Warface,Warframe,Dota 2 и Assasin'sCreed.

Отношение к компьютерным играм разное. Многие родители опасаются зависимости, которая может возникнуть у ребенка. Учителя же в свою очередь хотят сделать процесс изучения языка наиболее увлекательным с помощью компьютерных технологий.

Исследование поможет ответить на вопрос: «Помогают ли компьютерные игры в изучении иностранного языка?»

Актуальность дипломной работы определяется необходимостью анализа всех жанров компьютерных игр с точки зрения их использования  в процессе обучения.

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, которое выражается в применении новых средств обучения, таких как мультимедийные компьютерные программы. Иностранный язык, как и другие предметы в школе, насыщен явлениями, требующими от учеников как запоминания многочисленных лексических форм, так и их грамотной интерпретации. Для достижения высокого уровня владения языком и речевым материалом необходимо использовать современные образовательные технологии. Решение этих задач, учитывая современные требования к уроку, в полной мере способны осуществить обучающие игры, в том числе компьютерные. Объединение обычного урока с компьютерными технологиями позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер именно дополняет учителя, а не заменяет его.

Таким образом, автором дипломной работы был введен объект исследования: компьютерные игры и предмет исследования: компьютерные игры как средство обучения иностранному языку.

Проблема: существуют разногласия об использовании компьютерных игр в процессе обучения.

Цель: определить какие компьютерные игры и каким образом могут помочь в изучении иностранного языка. Исходя из цели работы, необходимо выделить ряд задач.

Задачи:

Гипотеза: компьютерные игры помогают в изучении иностранных языков. Следовательно, их можно использовать в учебном процессе. Принимая во внимание многоаспектность заявленной темы, необходимо оговорить специфику методологии исследования: анализ литературы по теме исследования, классифицирование, синтез и анкетирование.

Представленная работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие проблемы, как использование компьютеров на уроках иностранного языка, значение игр и их виды, психологические особенности учащихся 9-х классов. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет. Кроме того, представлена часть элективного курса по компьютерным играм, состоящая из шести последовательных занятий.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в элективном курсе среди 9-ых классов средних общеобразовательных школ.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно обосновывает необходимость более частого использования компьютерных игр в качестве средства обучения: материалов на эту тему создано немного, а тема компьютерных игр среди подростков является одной из наиболее актуальных.

Апробация результатов исследования проходила на 47-ой студенческой научно-практической конференции ВоГУ 16 марта 2018 года в секции, где был представлен доклад на тему «Компьютерные игры как средство обучения английскому языку». Результаты исследования были внедрены в школе иностранных языков «EnglishforYou» в группе из 6 учащихся. Анкетирование проводилось в МОУ Устье-Угольская СОШ в 9б классе.

Разработанные уроки представляют собой часть элективного курса по английскому языку, направленного на ознакомление учащихся с компьютеризированным обучением. Каждый урок рассчитан на 45 минут.

ГЛАВА 1 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1 История возникновения компьютерных игр  

Компьютерная игра – компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра (Интернет-порталWikipedia: [сайт].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_игра.html.).

Процесс становления компьютерных игр начался в 50-ых годахXX века. Не существует точного свидетельства о том, кто был первым создателем компьютерных игр. Известно три человека, которые были одними из первых создателей. Ральф Баэр создал интерактивное телевидение. А.С. Дуглас реализовал игру под названием «Крестики-нолики». У. Хигиботем в 1958 году создал первую многопользовательскую игру с графическим интерфейсом «TennisforTwo».

В 60-е годы XX века Digital Equipment Corporation создала первый коммерческий мини-компьютер, который был широко продаваем. В общей сложности было продано 50 тысяч экземпляров. В 1962 г. была создана первая цифровая компьютерная игра под названием «SpaceWar» специально для платформы этого компьютера (Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер. М.: Терра, 2000. 384с.)

70-е XX века. В 1970 году выдаётся патент на специальный девайс, без которого сейчас не обойдётся любой геймер: компьютерная мышь. Начиная с 1975 года, общественность стала интересоваться видеоиграми значительно больше, чем ранее.  Затем, была создана старейшая компьютерная игра в жанре квест Colossal Cave Adventure. Её автором принято считать известного программиста и спелеолога Уильяма Кроутера. Она распространилась мгновенно через популярную сеть Apra NET. Именно Уильям Кроутер и положил начало распространению видеоигр, давших значительный толчок к ускорению производительности компьютеров.

Домашние компьютеры стали менее востребованы, а рынок игр, в свою очередь, заметно возрос в 80-е года XX века. Сейчас с уверенностью можно сказать, что 1980 год стал «поворотным моментом», от которого началась новая эра в жизни компьютерных игр: появился ряд компаний, специализацией которых являлось исключительно создание компьютерных игр. Тогда появилась компания Namco, создавшая аркаду Pac-Man. Задача игроков проста: необходимо уклонятся от врагов, съедая все точки в лабиринте. Кстати, игра находит своих потомков на сегодняшних экранах мобильных телефонов.

Вследствие того, что происходил рост рынка видеоигр, 90-е года XX века стали бумом их развития, тогда всё больше и больше людей начинало увлекаться компьютерными играми. 10 декабря 1993 года компанией IdSoftware выпускается игра «Doom». Она заложила фундамент жанру «Шутер». Эта игра популярна до сих пор, многие играют в неё сегодня. В 1995 году появилась The Terminator: Future Shock. Эта компьютерная игра в жанре шутера от первого лица потрясла всех использоваием трехмерного изображения врагов и оружия. В 1998 году появились две не менее популярные игры, в которые играют вот уже 20 лет: Half-Life и Starcraft (Коляда С. Умные игрушки. Коммерсант, 2000. №33. С. 28-29).

В XXI веке индустрия компьютерных игр идёт вперёд огромными шагами, улучшается графика: в наше время игр с примитивным одномерным изображением практически не осталось. Скачать игры бесплатно вы сможете на любом торрент-сайте. Игры, такие как шутеры, симуляторы, аркады и квесты распространены. Как правило, они не требуют большого объёма свободной памяти на диске, да и требования к компьютеру у них тоже не самые большие. Огромную популярность также имеют и онлайн игры. Они требуют доступа в Интернет. Необходимо отметить, что аудитория у таких игр огромная. Самые популярные: World Of War Craft, Counter-Strike 1.6, Perfect World и другие (Интернет-порталCpu3.com: [сайт].URL:http://cpu3d.com/histgame/statya-ob-istorii-razvitiya-kompyuternyh).

Создание компьютерных игр – довольно сложная задача. Чаще всего в крупных компаниях игру создают в коллективе специалистов. В команде разработчиков должны присутствовать и работать дизайнеры игры, композиторы, программисты, продюсеры и художники. Главная роль в создании такого вида продукта принадлежит дизайнеру игры, а не программистам, как принято думать. Дизайнер должен быть чем-то вроде «ходячей энциклопедии», очень хорошо разбираться в программировании. Кроме того, для того, чтобы создать трехмерное изображение, художник должен уметь рисовать на экране всего лишь с помощью 16 цветов палитры. Требуется, чтобы изображение было легко распознаваемым и красивым. Компьютерный художник работает с помощью мыши. Компьютерные композиторы также являются довольно редкими профессионалами. Их задача уметь разбираться в звуковых платах и использовать различные программы, подходящие для того или иного вида игры.

Таким образом, практически за четыре десятилетия в России сформирована многомиллионная аудитория любителей компьютерных игр, и количество игроков продолжает расти, как среди детей, так и среди взрослых.

1.2 О Компьютерной игре как средстве воспитания, обучения и развития учащихся

Выяснилось, что компьютерные игры появились еще в серединеXX века. С течением времени эта отрасль становилась популярнее и постепенно переросла в самостоятельную индустрию, где задействовано уже немало людей. Первоначально геймплеи создавались как развлечение – «игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС-ЛИТ, 2012. 283c.) Но лишь последние из них стали средством обучения.

В отечественной литературе, посвященной компьютерным играм, особое место занимают сведения о достоинствах и недостатках использования человеком компьютерных игр. Однако, компьютерным играм в контексте воспитания, обучения и образования уделялось мало внимания, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Но все же необходимо помнить, что компьютерная игра решает одну из важных потребностей человека – потребность играть.

Следует отметить, такие зарубежные исследователи, как Л. Окагаки, С.Шел, С. Гринфильд полагают, что компьютерные игры оказывают влияние на пространственные функции: преследующие и компенсаторное слежение, получение информации от различных объектов. Результаты исследований Гринфильда П. говорят о том, что зрительное внимание у тех, кто играет в видео игры,  распределяется более расчётливо (Greenfield, S. Journey to the Centers of the Mind: Toward a Science of Consciousness. San Francisco: W.H. Freeman, 1995. 1236р.).

Рассматривание развивающий потенциал видеоигр на материале своих исследований, А.Г.Шмелев утверждает: «...играя на компьютере ребенок...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта». Но в то же время он указывает и на возможную опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: «...условность мира игр (как, впрочем, и мира «мультиков») требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, пока не сформируется образ реального мира, как основа здравого смысла»(Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. Вестник МГУ. Психология. 2010. №3. С. 38-42).

Сегодня воспитание коммуникативных навыков является основной целью обучения иностранным языкам, то есть школьников обучают практическому овладению языком(Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993. 174c.). Главной задачей учителя является создание условий для проявления творчества и активности каждого учащегося. При использовании компьютерных технологий, в частности компьютерных игр учащийся становится главной действующей фигурой, поэтому они способны сами открывать путь к знаниям. Учитель в данной ситуации является помощником в усвоении знаний, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса. 

Рассмотрев цели и задачи обучения по новым ФГОС, можно убедиться, что множество из них могут быть реализованы с помощью компьютерных игр в учебном процессе. На уроках английского языка с помощью компьютера можно достигнуть решения целого ряда задач:

• формировать умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; 

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных аудиотекстов; 

• совершенствовать умения письменной и устной речи;

• пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества; 

• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка; 

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке (Громова В.И.ФГОС. Настольная книга учителя. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2013. 120с.).

Вместе с этим следует помнить следующие компоненты при реализации данных задач на уроках английского языка с помощью компьютера:

1. Выявление множества учебных целей, для достижения которых применение компьютерной игры оказывается наиболее эффективной. Преимущество компьютерной игры связывают обычно с повышением мотивации, стимулированием инициативы и творческого мышления, вовлечением в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретением ими опыта сотрудничества и системных представлений, «структурированием знаний», которые могут применяться в различных областях, их объединением в сложную и сбалансированную картину мира.

2.Установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами компьютерного обучения. При частом употреблении игры происходит «насыщение» его, поддерживая мотивацию становится все труднее (Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках английского языка – потребность времени. Иностранные языки в школе. 2012. №2. С. 57-60).

Оптимизация соотношений игровых и неигровых форм компьютерного обучения связано с использованием компьютерной игровой среды. Она не ограничивает действия строгим набором правил, дает ребенку большое «поле самостоятельности» и возможность выбора между игрой и не игрой.

Компьютерные игры как средство обучения помогают распределить материал от более простого к более сложному для каждого конкретного учащегося, а также разрабатывают строгую и объективную систему поощрения. Кроме того, необходимо отметить, что компьютерные игры практически полностью устраняют ситуации неуспеха учащихся, обусловленные непониманием изученного материала или пробелов в знании. Именно данный пункт предусматривают большинство авторов обучающих программ.

Существует несколько причин, объясняющих, почему игры полезны для развития языковых навыков и умений.

Во-первых, для учащихся это совмещение приятного с полезным. Принято считать, что ребята играют в различные игры на своих устройствах. Следовательно, для них эта деятельность является актуальной. Цели игр совершить какие-либо героические поступки кажутся для многих вызовом, где желание совершить четкие действия позволяет разобраться, что хотят создатели игр на английском языке. Успешное прохождение этапа игры мотивирует к последующему выполнению, а, следовательно, к изучению английского языка.

Во-вторых, игры учат новым словам. Новая лексика используется часто и  необходима учащимся здесь и сейчас. Именно поэтому слова быстро усваиваются.

В-третьих, в отличии от фильмов и сериалов, в играх мы должны взаимодействовать, давать ту или иную ответную реакцию. Выбрав действие, вы получаете отклик. Следовательно, учащиеся сами становятся участниками игры, от которых все зависит.

В-четвертых, игры и сюжеты абсолютно разные. Соответственно - разное произношение, акцент, стиль речи. В большинстве своем речь компьютерных героев наиболее приближена к реальной речи англоговорящих (Кларин М.В. Игровые обучающие технологии: в школе, на работе, в армии. Народное образование. 2016. №4/5. С.189-200).

Сегодня стало реальностью использование компьютерных игр в качестве средства обучения и развития. Их необходимо рассматривать как мощный инструмент развития человеческого сообщества. Они должны изучаться и осмысливаться как неотъемлемая часть культуры.

Таким образом, массовая компьютеризация в образовании связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся. Отмечая все вышеперечисленные качества использования компьютерных технологий в процессе обучения, хотелось бы подчеркнуть, что роль учителя на уроке не снижается. Компьютерные игры – это технические средства, которые являются помощниками в учебном процессе. С их помощью возможно решить ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач с наибольшей эффективностью. Урок может быть успешным, если мультимедиа используется как средство, повышающее качество обучения, путем разнообразия технологий и эффективности контроля.

1.3 Классификация компьютерных игр в контексте их использования в обучении иностранному языку

Выяснив, что компьютерная игра может решать множество задач в контексте воспитания, развития и обучения, сконцентрируемся на последних. Для того, чтобы охарактеризовать компьютерные игры как средство обучения иностранным языкам следует обратиться к различным классификациям игр.

Все компьютерные игры подразделяется на серьезные и развлекательные. Первые по сути являются обучающими. Ранее было множество попыток создания таких игр, и в данный момент их разработке и внедрению в процесс обучения уделяется большое внимание, поскольку они являются мотиватором для учащихся в изучении того или иного предмета, а также хорошей основой для приобретения новых знаний или усвоения уже полученных. В настоящее время существует компьютерные игры практически по всем предметам, в том числе и английскому языку.IT специалисты совместно с педагогами разрабатывают все новые и новые концепции таких игр, используя современные технологии. Необходимо отметить, что предлагаются педагогические модели систематической интеграции компьютерных игр в учебный процесс. Ежегодно проводятся конференции регионального и международного уровней по разработке компьютерных игр, а также конференции, посвященные внедрению их в процесс обучения на разных ступенях, одной из которых являетсяEuropeanConferenceonGamesBasedLearning (Интернет-порталCyberleninka: [сайт].article/v/kompyuternye-igry-v-obuchenii-i-tehnologii-ih-razrabotki.).Учитывая широкое распространение такого средства обучения, как компьютерные игры, в университетах выделяются специальные программы для их разработки. В пространстве Интернета доступно множество игр для разных уровней учащихся. Мы можем наблюдать даже такие порталы, которые относятся к обучению дошкольников «www.sonlet.ee» и «www.igraemsa.ru».

Для более детального выявления специфики тех или иных языковых компьютерных игр и установления соответствующего им места в учебном процессе потребовалось создание их методической классификации, приводимой ниже. В ее основу был положен комплекс параметров классификации, учитывающих характеристики игр как таковых, дидактических, языковых и компьютерных игр.

А. Характеристики игры как таковой:

I. Характер взаимодействия:

1. соревнование (с компьютером \ между участниками посредством компьютера \ с самим собой посредством компьютера);

2. сотрудничество.

II. Локализация мотивирующего фактора:

  1. игровая ситуация (ориентация на результат, ориентация на процесс);
  2. содержание интеллектуальной задачи (ориентация на результат, ориентация на процесс).

III. Количество участников:

1. индивидуальные;

2. парные;

3. коллективные.

Для того чтобы разобраться, какие игры можно использовать в контексте обучения иностранному языку, нужно понимать, какие игры существуют и чем они различаются.

К основным группам относят динамические игры, в которых требуется максимальная скорость реакции и точность, но присутствует минимум интеллектуальных задач.

Ко второй основной группе относят игры планирования, в которых нужно думать о развитии и давать оценку ситуации.

К третьей относят сюжетные игры. Данная группа имеет элементы двух вышеперечисленных классов, но цель здесь продвижение по сюжету, а не победа над противником (Интернет-порталGameisArt.ru: [сайт].URL:http://gamesisart.ru/janr.html.). Разберём подробнее (Рис. 1).

Рисунок 1 классификация компьютерных игр

Обучающие игры. Главная цель таких игр – это получение новой информации. Например, изучения алфавита, слов.

Романтические приключения. Главное действие здесь – это общение с виртуальным собеседником. Вопросы могут задавать оба игрока («Приключения Лари», «Рандеву с Незнакомкой»).

Геройские игры. Главное действие – это развитие характеристик кого-либо или чего-либо. В таких играх может присутствовать общение.

Игры-путешествия

Здесь у игрока изначально нет ролевых связей, они появляются в процессе. Игрок полностью свободен в их выборе. Он вправе выбрать, какое существо, какую роль будет выполнять в его жизни («ThePath» – игра про одинокую девочку, гуляющую в лесу).

Головоломка илиPuzzle.  Цель – изучение новых закономерностей процессов и явлений, применение их на практике («World of Goo», «Braid», «CrazyMachines»).

Квест. Разновидность головоломок, в которой неизвестны методы решения той или иной проблемы или загадки. Как правило, квест достаточно линеен, то есть присутствует только одно решение. Половина игры заключается в решении загадок, а другая половина в общении с персонажами. Чаще всего для решения проблемы необходим определенный инвентарь («Syberia», «Last Express», «Machinarium»).

Браузерные ролевые игры. Эти игры представляют собой множество реальных людей, которые играют определенные роли в рамках одной игровой системы. Цель общение с реальными игроками, чтобы развивать собственного персонажа («Ботва», «Понаехали тут»).

Приключения (бродилки).  Данный вид геймплея обычно представляет собой карту, состоящую из разных кусков. В игровом мире существует много персонажей, с которыми можно вести диалог. Также есть множество атрибутов (навыки, вещи, развитие). «BeyondGoodandEvil», «TheLongestJourney».

Mud (текстовая онлайновая игра). Здесь общение с виртуальным миром происходит с помощью текстовых команд. Данная игра представляет собой квест, но без графической картины. Самая главная сложность в том, что полный список ключевых слов игроку неизвестен («AdamantMUD»).

MMORPG онлайновые ролевые игры + открытые ролевые игры подразумевают общение с игроками, которое происходит в городах виртуального мира, прокачка – за их пределами. Множество реальных игроков в виртуальном мире – один из характерных признаков данной игры.Главное действие общение в широком смысле слова (разговор, сражение, союз, торговля). В таких играх общаться можно с несколькими категориями людей (живых существ). К какой категории относятся существа зависит от их роли в вашей жизни. Это могут быть враги, союзники, торговцы, работодатели, просто прохожие. Игрок сам выбирает (своими действиями), кто и какую роль будет играть в его жизни, кто будет врагом, а кто союзником. Всё это ролевое общение – инструмент для решения четко поставленных задач в виде «квестов».«The Elder Scrolls» («Morrowind», «Oblivion»), «Gothic», «Fable: The Lost Chapters».

Игры действий. Здесь главная цель – управлять чем или кем-либо. Данные игры развивают скорость реакции.

Аркада – самая упрощенная игра-действие. Является одним из старейших жанров. Здесь  задача пройти короткий по длительности уровень с помощью какого-либо действия, например, собрать объекты, найти выход и т.д. (Pacman).

Шпионский боевик (Stealth-Action).Главная задача таких игр – максимально незаметное передвижение, достижение цели, не затрагивая противника (TomClancy'sSplinterCell:ChaosTheory», «Hitman 2:SilentAssassin», «Thief:DeadlyShadows»).

Стрелялка (Shooter) – это жанр, относящийся к уничтожению, где нужно поражать мишень, как правило, движущуюся («CallofDuty 4:ModernWarfare», «MedalofHonor:AlliedAssault», «Moorhuhn», «HouseoftheDead»).

Спорт (Sport) – жанр «соревнование». Этот жанр представляет собой управление человеческим телом по определенным рамкам правил, задача выиграть у соперника. Данные геймплеи могут быть, как командными, так и одиночными («Beidjing 2008», «NBA’09», «FIFA’09»).

Симулятор технических средств – жанр, где игрок управляет различными транспортными средствами, устройствами, приборами.  Большую часть экрана занимает вид из кабины («Ил-2 Штурмовик», «Silent Hunter 3», «Microsoft Flight Simulator»).

Гонки (Racing) – жанр, который представляет собой управление транспортным средством и водителем. Задача - приехать к финишу первым, реже - набрать большее количество очков. Данный вид компьютерных игр может быть как одиночным, так и командным («ColinMcRaeDirt 2», «NeedforSpeed:Underground», «TestDriveUnlimited», «Ballistic», «TonyHawksProSkater»).

Поединок (Fighting) – жанр-соревнование по уничтожению соперников. («Counter-Strike», «UnrealTournament», «QuakeIII»).

Платформер (Platformer) – жанр игр, в которомосновную часть занимает «уклонение» от ловушек, избегание пропастей, ям и прочих опасностей. «Собирание» в платформерах отходит на второй план. Прыжки в данном геймплэе являются неотъемлемой частью («Super Meat Boy», «N», «Super Mario»).

Сражение (Slasher) – данный жанр игр представляет собой преодоление препятствий в виде врагов с помощью действий «уничтожение» и «уклонение».

Открытый боевик (OpenAction) – жанр, который представляет собой смесь различных аспектов и действий:«собирание», «уклонение», «уничтожение», «соревнование», «техника», «изучение мира».Отличить «Open Action» от других боевиков очень просто: в них есть глобальная карта, и игр