РАЗРАБОТКА ДИНАМИЧЕСКОГОWEB-САЙТА С ПРИМЕНЕНИЕМ OPEN SOURCE СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ (CMS)



РАЗРАБОТКА ДИНАМИЧЕСКОГОWEB-САЙТАС ПРИМЕНЕНИЕМOPENSOURCE СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ (CMS)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Анализ и функциональное моделирование предметной области.

..................................................................................................................................... 6

  1. Актуальность и практическая значимость создания web-сайта 6
  2. Анализ предметной области 7
  3. Техническое задание на разработку web-сайта школы 10
  4. Функциональное моделирование предметной области 14
  5. Основные этапы разработки сайта образовательного учреждения 16
  6. Задачи web-сайта школы 17
  7. Разработка структуры сайта образовательного учреждения 18

ГЛАВА 2.  Программная реализация 21

  1. Установка, настройка и работа с локальным сервером Open Server. 21
  2. Установка и русификация системы управления контентом (CMS)Joomla ..21 3. Разработка шаблона.   29

Структура шаблона. 29

Теги Joomla CMS 30

Написание шаблона. 32

Создание установочного файла шаблона. 40

Вывод динамического контента в шаблоне.43

  1. Размещение шапки сайта, создание и наполнение страниц 47
  2. Создание формы обратной связи 50
  3. Создание фотоальбома. 52
  4. Перенос и размещение разработанного web-сайта образовательного учреждения с локального сервера в сети Интернет.   54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается взрывной рост в области информационных и коммуникационных технологий, за которым следуют значительные перемены в сферах образования, деловой активности и производства. Социум, в котором мы живём, обретает всё больше свойств информационного, что не может не сказываться на всех сферах жизнедеятельности человека.

Сфера образования одна из первых принимает на себя удары наступления компьютеризации т.к. Интернет предоставляя массу дополнительных возможностей (обучении в игровой форме и другое), стимулирует процесс развития умственных способностей человека.

Любое образовательное учреждение стремящееся быть конкурентоспособным, иметь удобную систему работы с информацией и обладать привлекательным имиджем, встречается с проблемой разработки собственного интернет-сайта. Сайт школы обязан быть "живым". Именно с помощью него можно сообщим всё, что имеет возможность оказаться полезным либо увлекательным для родителей, а также нынешних и будущих учеников. Сайт объединяет в единую цепь учителей, учеников и их родителей, сближая общими интересами.

Следовательно, сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах разработки школьного сайта, являющегося инструментом внутри- и внешкольного взаимодействия.

Цель работы:

№1913 города Москвы.

Объект исследования:

№1913 города Москвы..

Предмет исследования:

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Найти теоретический материал по исследуемому объекту;
  2. Изучить найденный теоретический материал по исследуемому объекту;
  3. Изучить инструментарий, применяемый для разработкиweb-сайтов;
  4. Определить структурную модель сайта;
  5. Разработать дизайн web-сайта;
  6. Сверстать шаблон;
  7. Адаптировать шаблон под CMS;
  8. Установить рекомендуемые компоненты;
  9. Наполнить сайт контентом;
  10. Запустить готовый сайт в Интернет.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

  1. Анализ;
  2. Сравнение;
  3. Синтез;
  4. Наблюдение.

ГЛАВА 1. Анализ и функциональное моделирование предметнойобласти.

  1. Актуальность и практическая значимость созданияweb-сайта.

Разработкаweb-сайтов является актуальной задачей на нынешнем этапе преобразования Российской системы образования. Связано же это с тем, что из разработка играет главную роль в информационных технологиях учреждения.

Содействует контролю деятельности учреждения, его популяризации, то есть возможности выбора учащимися более качественных образовательных услуг. Разработкаweb-сайтов образовательных учреждений и помещение их в Интернет давно завоевало популярность в странах Америки и Запада, и с не давних времён набирает популярность в России. Большинство ведущих учреждений  страны  уже  отдают этому отдельное предпочтение, так как  спрос

на эффективное образование беспрестанно растёт.

Немаловажное значение заключается в том, что разработанныйweb-сайт будет регулярно модернизироваться и приобретать новые возможности, такие как новостная лента, возможность анонимных вопросов, организация дистанционного обучения для учеников отсутствующих в школе, общение с учителями, что не позволит потерятьweb-сайту свою актуальность и востребованность.

Школьныйweb-сайт – визитная карточка школы, коммуникативный инструмент учителей, учеников и родителей, работников образования и культуры. В этом качестве сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.

Практическая значимость работы состоит в разработкеweb-сайта для средней общеобразовательной школа №1913.

  1. Анализ предметной области.

Интернет представляет собой сеть взаимодействующих  компьютеров друг с другом (рис.1), которые также еще называют серверами. Каждый такой сервер имеет свой уникальныйIP-Address, необходимый для идентификации данного сервера в общей сети. Так как эта общая сеть состоит из количества компьютеров, которое на начало 2016 года превышает два миллиарда, естественно, каждый такой компьютер обязан иметь свойIPAddress, по которому к нему легко можно было бы обратиться.

Рисунок 1 сеть Интернет

При этом,  все такие сервера можно разделить на 2 вида:

Клиент-сервера хранят содержимое самих сайтов. В зависимости от: мощности сервера, типов сайтов, количества контента и посещаемости - на одном таком клиент-сервере может располагаться от одного и до нескольких тысяч сайтов.

DNS-сервера являются вспомогательными, осуществляющими поддержку работы всей сети. Они позволяют сети и нами и наоборот корректно взаимодействовать.DNS-сервера хранят соответствие обычных имён сайтов ихIP-адресам (InternetProtocolAddress). Например, мы набираем в строке обычное имя – “Google.ru”, аDNS-сервер занимается тем, что получает  сведения на каком сервере хранитсяweb-сайт с таким именем. В сети Интернет переход осуществляется исключительно поIP-адресам.IP-адреса принято записывать в виде четырёх групп цифр, разделённых точками. Например, при наборе в адресной строке 172.217.20.99 мы попадём наweb-сайтGoogle.ru. Переход осуществится по егоIP-адресу без использования доменного имени, которое предназначено, по большей части, для удобства пользователей.

Изначально браузер обращается кDNS-серверу. К какому именноDNS-серверу идёт обращение - зависит от интернет-провайдера. ИзDNS- сервера браузер получаетIP-адрес искомого сервера, по которому отправляет специальныйHTTP-запрос, передающий информацию о том, что он желает получить доступ к порталуGoogle.ru. При учёте того, что сервер доступен, при помощи работающей на сервере специализированной программы (web-сервера),

web-сервер формирует  ответ  и  отправляет  в  браузер  совокупность  файлов, состоящую обычно изHTML-документа, картинок иCSS-документа.

Если сайт обладает свойством динамичности, т.е. состоит из динамических страниц – шаблонов, контента и прочего, в виде отдельных файлов, то страница сайта, показываемая в итоге браузеру пользователя, формируется на стороне сервера динамически, по запросу (рис.2), из страницы- шаблона и отдельно хранимого содержимого (информации, скриптов и др.). Как правило для отображения любого количества однотипных страниц используется одна страница-шаблон, в которую подгружается соответствующее содержимое, что позволяет единомоментно корректировать внешний вид сайта (множество всех его страниц), редактируя всего лишь один шаблон.

Рисунок 2 Принцип работы сайтов.

Данные у динамическихweb-сайтов, как правило, хранятся в базах. Сначала идёт выполнение скриптов, затем из базы данных достаются данные, после чего формируется определённая совокупность файлов, отправляемая в браузер.

После отправления клиент-сервером файлов в браузер, он, в соответствии со своими алгоритмами и принципами преобразования, преобразует файлы в тот вид, который был задуман разработчикомweb-сайта.

  1. Техническое задание на разработкуweb-сайта школы.

Цель написания технического задания - описать все ключевые элементы, которые нужно учесть разработчику при созданииweb-сайта образовательного учреждения.

Так как школьный сайт прежде всего является официальным документом, который представляет школу в сети Интернет, он должен соответствовать установленным стандартам. Поэтому, при разработкеweb-сайта образовательного учреждения разработчику следует руководствоваться тремя официальными документами:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации  №582 от 10 июля 2013 г.,
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. №785,
  3. Национальный стандарт ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Первый документ (Постановление Правительства №582) регламентирует качество информации.

Второй документ (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) содержит требования к структуре официального сайта образовательной организации. Также в нём оговаривается обязательное наличие раздела «Сведения об образовательной организации». Этот раздел, как правило, досконально проверяется всеми надзорными органами, поэтому его корректное оформление является важнейшей задачей для разработчика школьногоweb- сайта.

Согласно прописанным в приказе условиям, наweb-сайте необходимо создать следующие подразделы:

В третьем официальном документе (Национальный стандарт ГОСТ Р 52872-2012) оговаривается необходимость адаптировать информациюweb- сайта школы людей, имеющих плохое зрение.

Проанализировав официальные документы, выслушав требования заказчика, взяв за основу ГОСТ 34.602-89 (Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы) и ГОСТ 19.201-78 ( ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению) составим техническое задание на разработкуweb-сайта для школы.

Требования к содержимому сайта:

  1. Материал, опубликованный на сайте, не должен иметь стилистических и грамматических ошибок;
  2. Контент представляется на русском языке;

  1. Весь материал, опубликованный на сайте, должен быть актуален и достоверен, а также не содержать логических противоречий;
  2. Новости на сайте должны регулярно обновляться;
  3. Контактная информация должна быть представлена в исчерпывающем объёме;
  4. Представление должно быть в единообразном виде, способствующим удобству восприятия её посетителемweb-сайта;
  5. Таблицы не должны содержать ошибок в форматировании;
  6. Необходимо присутствие на сайте информации об образовательном процессе и воспитательной работе школы;
  7. Отсутствие рекламы на сайте за исключением рекламы образовательных ресурсов.

10.Отсутствие информации, не имеющей отношения к образованию и образовательной организации;

Требования к навигации и структуре:

  1. Сайт должен иметь древовидную структуру, не содержащую логических противоречий, позволяющий посетителям найти опубликованный материал не более чем за 3 клика мышью(Правило трёх кликов).
  2. Навигация на сайте должна быть представлена в виде меню, обеспечивающего простой и понятный доступ ко всем страницам сайта;
  3. Битые ссылки на сайте должны  быть  исключены,  однако допускается, при необходимости, возможность выдачи посетителю информации о том, что данная страница находится на этапе разработки.

Требования к дизайну:

  1. Цвет фона и текста необходимо подобрать таким образом, чтобы обеспечивалась хорошая читаемость;

  1. Дизайн должен быть выполнен в единой цветовой схеме.
  2. Дизайн должен иметь единую концепцию, применённую ко всем разделам на сайте. При переходе между страницами и разделами посетитель сайта должен видеть, что он находится на едином сайте;
  3. Для удобства восприятия информации, заполнение страниц должно происходить равномерно;
  4. Изображения, опубликованные на сайте должны быть читаемы, не содержать ошибок и не перекрывать текстовый материал;
  5. Все ссылки на сторонние Интернет-ресурсы должны  зрительно отличаться от ссылок, ведущие на другие разделы.

Требования к функциональности:

  1. Сайт должен быть разработан и выполнен на основе использования актуальных и распространенных Интернет-технологий по выбору исполнителя;
  2. Соблюдение авторских прав при использовании элементов чужих разработок;
  3. Наличие системы поиска, позволяющей находить интересующую посетителей опубликованную информацию на сайте;
  4. Наличие средства обратной связи;
  5. Возможность резервного копирования, обеспечивающей, в случае неполадок, восстановление функционирования сайта;
  6. Добавление контента без редактированияHTML-кода страницы. (Наилучшим образом с этой задачей справляются системы управления контентом (содержимым сайта,CMS), позволяющие неподготовленному пользователю (например, администратору школы или учителю) добавлять и редактировать новости, не разбираясь предварительно в технологиях

FTP, HTML и CSS.

  1. При использовании системы управления контентом, она должна отвечать требованиям бесплатности, открытости и наличия простого и понятного интуитивного интерфейса.

Технические аспекты:

  1. Корректный просмотр и функционирование в браузерах (InternerExplorer (версия 7-я и выше),Opera (7-я и выше)Safari,FireFox,GoogleChrome.
  2. Сайт должен корректно выглядеть не только на современных мониторах, но и мониторах старого образца с разрешением800x600px.

  1. Функциональное моделирование предметной области.

Рассмотрим подход к проектированию образовательного сайта с использованием  функционального  моделирования   по   методологииIDEF0. В соответствии с данным подходом первоначально строится контекстная диаграмма (модель), отражающая взаимосвязь процесса разработки образовательного сайта с внешней средой (см. рис. 3).

Рисунок 3 Контекстная диаграмма процесса разработки сайта образовательного учреждения.

По результатам разработки контекстной диаграммы выполняется процесс декомпозиции модели.Результат декомпозиции представлен на рисунке №4.

Рисунок 4 диаграмма декомпозиции процесса разработки сайта образовательного учреждения.

После построения модели процесса разработки образовательного сайта произведём декомпозицию работы “Разработка страниц”.

Рисунок 5 Диаграмма декомпозиции работы “Разработка страниц”.

  1. Основные этапы разработки сайта образовательного учреждения.

Проанализировав содержание диаграмм, представленных на рисунках 3, 4  и 5, составим и упорядочим этапы разработки образовательного сайта:

  1. Определение общей концепции разработкиweb-сайта образовательного учреждения;
  2. Определение категории посетителей;
  3. Формулировка задач, которые должен решатьweb-сайт;
  4. Разработка общего стиля оформления страниц и интерфейса;
  5. Разработка структуры с использованием подхода “проектирование сверху вниз”: вначале устанавливается состав учебного материала на уровне крупных разделов, детализирующихся и уточняющихся в дальнейшем;

  1. При проектировании главной страницы должны учитываться в полной мере все требования к образовательному сайту. Это относится к структурной организации информации, к выбору визуальных атрибутов, к стилю изложения материалов;
  2. Разработка формы обратной связи, остальных страниц образовательного учреждения, установка и настройках рекомендуемых компонентов;
  3. Размещение сайта образовательного учреждения в сети Интернет;
  4. Наполнение контентом и дальнейшей регулярное обновление представленной информации.

  1. Задачи web-сайта школа.

Перед началом разработки, на этапе формирования общей концепции, определимся с задачами, которые должен будет решатьweb-сайт:

  1. Предоставление информации о школе, истории создания, основной деятельности, руководителях и преподавателях;
  2. Публикация новостей школы;
  3. Информация о расписании школы;
  4. Публикация информации о внеурочной жизни школы ( кружки, соревнования и т.д.);
  5. Представление фотоотчётов с мероприятий в фотоальбоме;
  6. Представление контактных данных и возможности  обратной  связи, для того, чтобы заинтересованные родители смогли связаться с администрацией или учителями.

7.  Разработка структуры сайта образовательного учреждения.

Исходя из технического задания, анализа ключевой аудиторииweb-сайта, а так же просмотраweb-сайтов подобных образовательных учреждений, была выявлена основная информация, установлены связи между разделами в виде древовидной структуры (рис.6), отвечающей требованию правила трёх  кликов, и создан макет шаблона главной страницы (рис.7).

Принцип древовидной структуры заключается в том,  что пользователь, при заходе на главную страницу, оказывается перед выбором разделов. После перехода в нужный раздел, он подбирает необходимый подраздел.

Контентная область страницы делится на разделы: Основное меню:

  1. Главная
  2. События
  3. Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения.
    • Структура и органы управления образовательной организации.
    • Документы.
    • Образование.
    • Образовательные стандарты.
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) коллектив.
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса.
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки.
    • Платные образовательные услуги.
    • Финансово-хозяйственная деятельность.

  1. Обратная связь Боковое меню:
    1. Приём в первый класс
    2. Внеурочная деятельность
    3. Расписание звонков
    4. Учительская
    5. Классы
      • Начальная школа.
      • Средняя школа.
      1. Фотоальбом

Рисунок 6 Древовидная структура сайта

Рисунок 7 Макет шаблона главной страницы разрабатываемогоweb-сайта школы.

ГЛАВА 2. Программная реализация.

  1. Установка, настройка и работа с локальным серверомOpenServer.

Перейдём непосредственно к программной реализацииweb-сайта образовательного учреждения, а именно, для начала, к установке локального сервераOpenServer.

OpenServer представляет собой портативную серверную платформу, в которую предустановлены и настроены необходимые компоненты для серверной разработки (ServerMySQL,PHP и другое). Скачивание сервера происходит с официального сайта разработчика –www.open-server.ru. После распаковки пакета перед нами появляется серверное окружение, в котором можно начинать разработку. Выбран пакетOpenServer был по причине того, что в нём реализовано гибкое управление всем его содержимым - управление каждым модулем “на лету” (изменение версииMySQL,PHP и т.д.), а также он соответствует требованию портативности.OpenServer не  требует установки, его достаточно распаковать на флэшку, что особенно удобно при разработкеweb-сайта для заказчика. Так как разрабатывается сайт для образовательного учреждения и сайт еще не находится в сети Интернет, он существует только локально, а следовательно есть необходимость на определённых этапах разработки показать результат заказчику. Рекомендуемое решение в данной ситуации - установить портативный пакет серверной платформы на флэшку, поместить туда же свой сайт и прийти с флэшкой к заказчику, где можно будет продемонстрировать сайт в том виде, в котором бы он находился при расположении в сети Интернет.

После процесса распаковки серверной платформы, в корне диска появляется папка с одноимённым названием “OpenServer”. Открыв данную папку, на выбор предоставляется две версии программыOpenServerx64 иOpenServerx86, для 64 и 32 битных операционных систем (рис.8). В папкеdomains находятся файлы с нашими сайтами. Пока что он содержит только одну подпапкуlocalhost. Папкаmodules содержит всевозможные модули такие какPHP,MySQL и другие. Папкаuserdata содержит временные файлы, файлы конфигурации и прочее. Чаще всего мы будет работать с папкойdomains.

Рисунок 8 Файлы локального сервераOpenServer

Так как разработка происходит на 64 битной ОСWindows, была выбрана 64битная версияOpenServer. Перед запуском данного пакета  разработчикирекомендуют внести его в исключения антивируса т.к. подобные пакеты программвносят изменения в системные файлыWindows и могут быть ими заблокированы.Во избежание ошибок с контролем учётных записейWindows (UAC), запускатьOpenServer рекомендуется от имени администратор. После запускаOpenServer в нижней правом углу (windowstray) появится значок программы, кликнув по которому мы попадаем в интерфейс программы, из которого производится её запуск и настройки (рис.9).

Рисунок 9 ИнтерфейсOpenServer

Перед тем, как перейти к следующему шагу – установкеCMSJoomla, нужно произвести некоторые настройки серверной платформы для их корректной совместимости. Для этого зайдём в настройкиOpenServer и выберем версии компонентов, соответствующие минимальным требованияJoomlaCMS версии 3.0 и выше. Узнать системные требованияCMSJoomla можно на официальном портале разработчиковJoomlahttps://www.joomla.org, где с помощью поиска, по запросу “TechnicalRequirements”, можно найти технические требования (рис.10).

Рисунок 10 Технические требования дляJoomla 3.х

Произведём настройку версий модулей локального сервера в соответствии с минимальными требованиямиCMSJoomla( рис.11).

Рисунок 11 НастройкаOpenServer в соответствии с техническими требованиямиJoomlaCMS

Для создания нового сайта на локальном сервере – нужно перейти в каталог программы, зайти в папкуDomains и создать каталог, в котором будут располагаться все файлы нашего сайта.Размещение файлов движка будет происходить в папке “TestTest.Ru”.

  1. Установка и русификация системы управления контентом (CMS)Joomla.

Система управления контентом (содержимым) ( англ.Contentmanagementsystem,CMS) - информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (содержимым).Сленговое название данных систем – “движок”.

Основные функции CMS:

  1. Предоставление инструментов для создания содержимого и организации совместной работы над ним;
  2. Управление содержимым: хранение, контроль версий, соблюдение режима доступа, управление потоком документов, публикация другое;
  3. Представление информации в виде, удобном для поиска и навигации.

Одной  из  таких  систем  управления  контентом   являетсяJoomla.Joomla - система управления содержимым с открытым кодом (OpenSourceCMS), которая используется по всему миру от простых сайтов до комплексных корпоративных приложений. Представляет собой такой движок совокупность скриптов и файлов, которые, как правило, написаны на языке программированияPHP, позволяющие не писать рутинный код, который, по большей части, схож у большинства сайтов.

Выбрана даннаяCMS была по причине того, что соответствует требованиям бесплатности, открытости и наличия простого и понятного интуитивного интерфейса, позволяющего осуществить обучение новых сотрудников школы в кротчайшие сроки, а также реализовать требуемый функционал.

Для скачивания последней версийCMSJoomla перейдём на официальный сайт её разработчиковhttps://www.joomla.org.Далее в пункт меню “Download”. По ссылке скачиваем архив в форматеZIP, который необходимо извлечь архиваторомWinRar либо любым аналогичным. После извлечения архива появляется папка с аналогичным архиву названием, в которой расположены файлы движка (рис.12).

Рисунок 12 ФайлыCMSJoomla

Разместим файлы движка на установленном и настроенном ранее локальном сервереOpenServer. Перейдём в папкуOpenServer, далее -domains, после чего выделяем и копируем все файлы, находящиеся в папке движка, в созданную ранее папкуTestTest.Ru. Перезапускаем локальный сервер и, введя в браузерной строке “TestTest.Ru”, попадаем в меню установкиCMSJoomla (рис.13).

Рисунок 13 Мастер установкиJoomla

Так как при будущем переносе сайта с локальном сервера на хостинг все первичные данные, требующиеся при установке, можно будет изменить, в графе

логин и пароль введёмadmin 123456 для лёгкого запоминания.E-mail на локальном сервере  не понадобиться, поэтому пишем любой адрес.

При нажатии на кнопку “Далее” попадаем в настройки  конфигурации Базы Данных. Так как установка происходит на локальный сервер, графу с именем сервера базы данных оставляем по умолчаниюlocalhost. Имя пользователя также оставляем по умолчанию “root”. Название Базы Данных для удобства зададим –TestTest.

Переходим на третий шаг установки, на котором важно отключить установку демо-данных. Демо-данные включают в себя уже несколько написанных примеров статей, структуру, оформление сайта и другой функционал, который не понадобится и далее будет разрабатываться конкретно в соответствии с требованиями и задачами сайта. На последнем шаге установки

обязательным действием является удаление директорииinstallation во избежание проблем с безопасностью.

Чтобы попасть а администраторскую часть сайта – необходимо  в адресной строке, после имени сайта (на локальном сервере это название  папки, в которой расположены файлыJoomla) допиcать “/administrator” (рис.14).

Рисунок 14 Вход а администраторскую зону сайта

После осуществления входа мы попадает непосредственно в администраторскую зону сайта.

После корректной установкиCMSJoomla, для удобства русифицируем её интерфейс. Для этого в верхнем меню выберем “Extension”, выпадающий подпункт “Language(s)”, далее – “installed”.

Рисунок 15 русификация интерфейсаCMSJoomla

Попадаем на страницу установки языковых пакетов, где выбираем “InstallLanguages”, после чего перед нами выпадает список всех доступных языковых русификаций.

После установки необходимо вернуться в языковой менеджер (пункт меню “Extensions”, подпункт “Installed”) и назначить установленный пакет русификация по умолчанию для административной панели (Рисунок 16).

Рисунок 16 Назначение русского языка по умолчанию для административной панели

Так выглядит русифицированный интерфейс административной панелиCMSJoomla (рис.17).

Рисунок 17 Интерфейс административной панелиCMSJoomla

  1. Разработка шаблона.

Структура шаблона.

Шаблон сайта определяет внешний вид и форму отображения на нём информации. С помощью шаблона указывается какой внешний вид будет иметь сайт и как будут отображаться на нём наши элементы и информация, выводящаяся на сайте.

Первый этап в создании собственного шаблона - это создание файловой основы. Данная основа строго ограничена и используется для всех новых шаблоновJoomla, без исключения.

В шаблоне дляJoomla обязательно наличие двух файлов:

  1. Index.php (основной файл, который должен обязательно присутствовать в каждом шаблоне.Содержит HTML-разметку и вставки кода языков программирования).

  1. templateDetails.xml (хранит в себе описание шаблона в форматеxml и необходим для инсталляция шаблона вCMS. В данном файле должен быть представлен весь перечень файлов, использующихся в шаблоне).

Файлы и папки шаблона, наличие которых необязательно:

  1. template_thumbnail.png (содержит мини-изображение нашего сайта).
  2. template_preview.png (содержится предварительный просмотр внешнего вида шаблона).
  3. favicon.ico (содержит изображение, которое отображается в адресной строке сайта).
  4. Папка “images” (содержит все картинка нашего шаблона).
  5. Папка “css”(содержит все файлы таблиц стилей, отвечающих за внешний вид сайта).

Теги Joomla CMS.

ТегиJoomla нужны для отображения модулей, сообщений или контента.

Создадим основной файл шаблона с названиемindex.php и откроем программойNotePad++, которая в отличии от стандартного блокнотаWindows, обладаем необходимым функционалом для корректной работы с кодом, а именно: поддерживает цветную разметку, подсветку синтаксиса текста, авто- прописывание тегов и авто-завершение слов, поддержка и работа со всеми необходимыми кодировками и форматами.

Теги вJoomla начинаются с<jdoc:includе. Далее через пробел указываются его атрибутыtype( тип тега),name(имя тега) иstyle(стили).Закрытие тега осуществляется через /> (рис.18).

Рисунок 18 Шаблон теговJoomla

Первый  тег,  присутствующий  в  каждом  шаблоне   -head.  То  есть  в атрибутеtypeуказывается значениеhead. Данный тип тега вставляет в шаблон базовую  информацию  (т.е. название страницы,  мета-теги и другую информацию, которая берётся  непосредственно из  самойCMSJoomla). Соответственно, когда мы вставляем данный тег – нам не нужно для каждой страницы прописывать мета-теги или название страницы, что очень удобно. Второй тип –modules, позволяющий вставить в любое место нашего шаблона модуль. Вnameдолжно  быть  указано  уникально   имя  модуля. В значение атрибутаstyleможно прописать значения как шаблонные -none(выводит содержимое модуля без оформления и заголовка),table(вывод модуля в  виде  таблицы)  и  другие,  так  и  созданные  специально  для      уникального

оформления.

Третий тип –message, который используется без имени и стиля. Его предназначение заключается в отображении системных сообщений. Например, если модуль выводится некорректно, то для того, чтобы увидеть ошибку, необходимо наличие тега с данным типом.

Четвёртый тип –component, отвечающий за отображение содержимого статей, новостей и другого контента. Тег может использоваться исключительно внутри тегаbody.

Пятый тип –installation. Указывает инструкции для установки. (Рисунок 25)

Рисунок 19 ТегиJoomla для вывода или размещения элементов в шаблоне.

Написание шаблона.

Как отмечалось ранее, файлindex.phpявляется основным и самым важным в шаблонеJoomla. В нём определяется визуальное расположение элементов сайта и сообщает самойCMS куда поместить  различные компоненты, модули и т.д. Зайдем в корневую папкуCMSJoomla, затем в папкеtemplates создадим папку с будущим шаблоном под названиемtemplate. Именно в этой папке будут создаваться все последующие файлы шаблона.

Итак, приступим к разработке главного файла шаблона. Первой строкой любогоphp-файла должна идти строчка запрета прямого доступа. Это нужно для того, чтобы любой пользователь не смог запустить из браузера напрямую нашphp-файл (рис.20).

Рисунок 20 функция прямого доступа кphp-файлу.

Далее пропишем всю базовую структуруHTML-документов, где сразу вheadпоместим одноимённый тегJoomla, позволяющий, ничего не прописывая, вставить в “шапку” документа необходимые элементы такие какtitle (название страницы) и другую служебную информацию(рис.21).

Рисунок 21 ТегJoomla типаhead

Затем подключим все файлы, использующиеся в нашем шаблоне. Первым делом подключим системный файл каскадных таблиц стилей, позволяющий использовать нашему шаблону системные стили по умолчанию.  Например, если мы не использует для какого-то элемента стиль, то, чтобы этот элемент находился в каком-то оформлении, он должен взять данные стили из файлаsystem.css. Для подключения используем тегlink. Пропишем ему атрибутstylesheet, говорящий о том, что идёт подключение файла каскадных таблиц

стилей. Для удобства, чтобы при изменении местоположения файла, чтобы постоянно не переписывать путь, используемphp-код, автоматически подставляющий путь корневой директории –baseurl. После чего пишем еще один атрибут –type, в котором указываем значениеtext/css(рис. 22).

Рисунок 22 Подключение файла каскадных таблиц стилей.

Подключаем по аналогии все задействованные в шаблоне файлы. На данный момент будем использовать, помимо основного, только один файл, который назовёмtemplate.css. В нём мы будет размещать используемые нами стили (рис. 23).

Рисунок 23 Подключение файлаtemplate.css

После подключения файлов переходим непосредственно к блочной вёрстке шаблона в “теле” страницы, в теге<body>документаindex.php.

Блочная вёрстка (вёрстка с помощью слоёв) заключается в конструктивном использовании тегов<div>и стилей. Она позволяет   разделить

содержимое и оформление.HTML код документа содержит только теги разметки и теги логического форматирования, а всё оформление выносится за пределы кода в стили. Такой подход позволяет независимо управлять видом элементов страницы и её содержимым. Благодаря этому работу над сайтом могут осуществлять несколько человек, выполняющих различные функции самостоятельно от других. Верстальщик, дизайнер и программист работают над своими задачами автономно, упрощая процесс разработки и управления сайтом. При блочной вёрстке основное значение уделяется тегу<div>, который является базовым фундаментом вёрстки, благодаря которому -HTML-код  распадается на ряд наглядных блоков (рис.24).

Рисунок  24  Блочная  вёрстка  шаблона  главной  страницы  для  разрабатываемогоweb-сайта        образовательного

учреждения.

Перейдём в ранее созданный файлtemplate.css, в котором зададим необходимое оформление и расположение  наших элементов (рис.25).

38

Рисунок 25 Продолжение блочной вёрстки шаблона главной страницы для разрабатываемогоweb-сайта образовательного учреждения.

По завершению вёрстки шаблона главной страницы,web-сайт образовательного учреждения принимает следующий вид: рис. 26.

Рисунок 26 Главная страницаweb-сайта образовательного учреждения.

Создание установочного файла шаблона.

Первым шагом на пути к установке свёрстанного шаблона вCMSJoomla будет создание установочного файлаtemplateDetails.xml.  Создадим этот  файл в корневой папкеtemplateи, для начала, напишем две базовые строки, отвечающие за версию, сценарий и кодировку файла.

<?xml version =”1.0” encoding=”utf-8”?>.

<!DOCTYPE install PUBLIC "-//Joomla! 2.5//DTD template 1.0//EN" "https://www.joomla.org/xml/dtd/1.6/template-install.dtd">

В третьей строке идёт указание версииCMS, для которой осуществляется разработка шаблона, а также для какой зоны сайта предназначен шаблон (административной и пользовательской).

<extension version="3.5" type="template" client="site">

Допишем атрибутmethod=”upgrade”,позволяющий в будущем обновлять наш шаблон без предварительного его полного удаления.

За базовыми строками следуют блоки описательных тегов, в которых указывается название шаблона, дата создания, имя автора, копирайты на шаблон, по какой лицензии будет распространяться данный шаблон, его версия и краткое описание (рис.27).

Рисунок 27 Блок описательны тегов

Следующий блок тегов –files. Внутри данного блока в тегах<filename>необходимо перечислить все папки и файлы, которые используются в шаблоне. Здесь нужно быть очень внимательным, если мы укажет какой-то файл или папку, которая не используется или является пустой, то установка шаблона будет невозможной.

На данном этапе разработки имеем 3 файла: файлыindex.phptemplate.css, отвечающие за структуру сайта, оформление и прочее, и установочный файл –templateDetails.xml(рис.28).

Рисунок 28 Блок  файлов шаблона

Третий блок тегов –positions. В данном блоке между тегами<position>укажем все позиции, использованные на сайте. В соответствии с разработанным и свёрстанным макетом шаблона - таких позиций у нас шесть (header,mainmenu,search,content,rightsidebar,footer).(рис.29).

Рисунок 29 блок позиций шаблона

Созданных трёх файловindex.php,template.cssиtemplateDetail.xmlдостаточно для того, чтобы установить шаблон на сайт.  Для  этого заархивируем файлы вZIP формат с названиемtemplate, после чего перейдём в административную зону нашего сайта, находящегося на локальном сервере, по адресуTestTest.Ru/administrator.Далее зайдём в Расширения>Менеджер расширений>Установить (рис.30, 31).

Рисунок 30 Менеджер расширений

Рисунок 31 Установка шаблона

Завершающим этапов установки шаблона является назначение его по умолчанию в Менеджере шаблонов (рис.32).

Рисунок 32 Установка разрабатываемого шаблона на сайт

Вывод динамического в шаблоне.

Структура шаблона дляJoomla состоит из позиций для размещения модулей. Для того чтобы хорошо понимать принцип построения структуры шаблона необходимо узнать, что же из себя представляет модуль.

Под модулем будем понимать своеобразный блок, с помощью которого мы можем выводить на страницы сайта различную информацию. В качестве информации может выступать обычный текст, изображение, слайдер, меню и тому подобное. Модуль (контейнер) всегда размещается в определенных местах страницы сайта. Эти места и называются модульными позициями. Для  каждого

шаблона их количество может отличаться (например от 2-3 до 100). Например на сайте в одной модульной позиции может выводиться основной контент, в другой меню, в следующей слайдер последних новостей и тому подобное.

Основной  задачей, при  создании   шаблона   дляJoomla,   является вывод динамического контента. Т.е. сделать так, чтобы работая в административной части, можно было видеть результат на страницах собственного шаблона. Попросту говоря - адаптировать шаблон дляJoomla.

Для подключения содержимого страницы необходимо в файлеindex.phpвставить  тегjdoc:include,   с   одним   атрибутомtype="component". Вставим данный тег в созданный заранееdiv-контейнер, предназначенный для основного контента (рис.33).

Рисунок 33 Подключение динамического контента

После подключения динамического контента подключим к шаблону прописанные в файлеTemplateDetails.xmlмодульные позиции. Подключаются модульные позиции тегомjdoc:include,c двумя атрибутами:type=”moduleиname=”название прописанной позиции в файлеTempateDetails.xml(рис.34).

Рисунок 34 Подключение модульных позиций в шаблон.

После подключения, в менеджере модулей административной панелиJoomla все созданные позиции появляются автоматически в списке (рис.35).

Рисунок 35 Позиции шаблона

Для примера установим стандартный модуль поискаJoomla “Умный поиск” в позициюsearch(рис.36). Зайдем в менеджер модулей, откроем его настройки, где включим его отображение и выпадающем списке позиций выберемsearch.

Рисунок 36 Модуль “Умный поиск”

Так выглядит модуль ”Умный поиск”, выведенный в шаблоне в позицииsearch

(рис.37).

Рисунок 37 Модуль “Умный поиск” на сайте в позиции “search

  1. Размещение шапки сайта, создание и наполнение страниц.

В верхней части веб-сайта обычно помещается так называемая «шапка» - логотип организации в сочетании с текстом. Текстом может быть название этой организации или её слоган. Для школы №1913 шапка сайта будет выглядеть следующим образом: рис.38.

Рисунок 38 Логотип школы

Размещение шапки на сайте происходит путём перемещения подготовленной картинки в папку сайтаimagesс последующим созданием модуля в административной панели и размещение его в ранее заданной для этого позицииheader.

В  менеджере  меню  (рис.39)  создаем  нужное  нам  количество     меню. В нашем случае это «Главная страница», «События», «Сведения об образовательной организации» «Обратная связь». В менеджере модулей расположим данное меню в позициюmainmenu. По аналогии создадим правое меню,с  пунктами  «Приём  в  первый   класс»,   «Внеурочная    деятельность»,

«Учительская», «Классы», «Фотоальбом», которое расположим в позициюrightsidebar.

Рисунок 39 Менеджер меню

Далее создаём ссылки. Для этого используем менеджер материалов, в котором мы и привязываем определенную ссылку к нужному меню(рис.40).

Рисунок 40 Менеджер материалов

Ссылки готовы, теперь заполняем их контентом. Для того чтобы добавить информацию используем снова менеджер материалов, только теперь кликнув на определённый  созданный материал (рис.41).

Рисунок 41 Менеджер материалов

После добавления материала в избранное, он отображается на сайте (рис.42).

Рисунок 2 Пример страницы сайта.

  1. Создание формы обратной связи.

Форма обратной связи уже давно является наиболее приемлемым способом   общения   между   владельцем    ресурса    и    пользователем. Причин этому немало. В первую очередь, использование контактной формы в значительной мере облегчает отправку писем, благодаря специальным полям, отведенным для написания текста. Плюсом является то, что пользователям нет необходимости вводить адрес электронной почты владельца сайта, так как в форме обратной связи этот момент уже предусмотрен. Более того посетитель площадки даже не узнает нашего электронного адреса, что будет потенциальной защитой от спама.

Помимо удобства для владельца ресурса и пользователя, она еще и существенно экономит время. Это происходит благодаря тому, что человеку, который хочет задать вопрос, не нужно тратить время на запуск почтового клиента, чтобы отправить письмо. Все что требуется – это перейти на страницу с формой обратной связи, ввести в предназначенных для этого полях имя, адрес электронной почты, нужный текст и нажать кнопку отправки. Так как разработкаweb-сайта происходит с использованием системы управления контентом, для реализации возможности обратной связи был использован бесплатный специализированный компонент для создания форм наJoomlaСhronoForms. После скачивания компонентаChronoForms с официального сайта разработчикаChoronoEngine.com и установки вCMSJoomla через менеджер расширений, он становится доступным для работы в

меню Компоненты (рис.43).

Рисунок 43 КомпонентChronoForms

Формы создаются из вкладкиEasyFormsManager. Используя поляTextBox,TextArea,SubmitButtonи их настройки, создадим  формы для заполнения имени, обратного адреса электронной почты и ввода сообщения (рис.44).

Рисунок 44 Редактор формы обратной связи

После создания форм, во вкладкеEmailукажем администратора, на который будут приходить данные, введённые посетителями сайта в созданные формы. Во вкладкеFormSettingзададим название форме: “contacts”. После чего, в материале, на который ведёт пункт меню “Обратная связь” вставим код для отображения созданной формы на сайте

{chronoforms}contacts{/chronoforms}.

Созданная форма имеет следующий вид: рис.45.

Рисунок 45 Форма обратной связи

  1. Создание фотоальбома.

Для реализации фотоальбома используем компонентPhocaGallery.Скачаем данный компонент с официального сайта разработчикаwww.phoca.czи установим через менеджер расширений административной панелиJoomla аналогично компоненту обратной связиChronoForms.Создание фотоальбома происходит и панели управления компонента PhocaGallery (рис.46).

Рисунок 46 Панель управления компонентаPhocaGallery.

В пункте меню “Категории” создадим категорию “Последний”, в которую загрузим   фотографии  с  празднования  последнего  звонка   2016  года    школа

№1913.

Для отображения загруженных фотографий на сайте - создадим пункт меню “Фотоальбом” и укажем тип пункта менюlistofcategories(рис.47).

Рисунок 47 Создание пункта меню Фотоальбом

Теперь на сайте, по клику меню “Фотоальбом”, будет доступен выбор из категорий, в которых представлены все загруженные фотографии в виде фотоальбома (рис.48).

Рисунок 48 Фотоальбом PhocaGallery

  1. Перенос и размещение разработанногоweb-сайта образовательного учреждения с локального сервера в сети Интернет.

Доменное имя мы зарегистрировали какwww.sosh1913.mcdir.ruна хостингеhttps://cp.mchost.ru(рис49).

Рисунок 49 Регистрация доменного имени в административной панелиmchost

Хостинг — это размещение сайта на сервере хостинг-компании, постоянно подключенного к сети Интернет, и предоставление необходимых сервисов и услуг для его полноценного функционирования.

Качественный хостинг — основа работоспособности любого сайта, поэтому одним из основных вопросов при разработке сайта является постановка технических требований к хостингу.

При выборе хостинга для размещенияweb-сайта учебного учреждения, принималось во внимание, чтобы хостинг имел надежные устойчивые сервера, которые работают без сбоев в штатном режиме, системные ресурсыweb сервера соответствовали минимальным требованиям системы управления контентомJoomla, а также наличие пробного периода, которое обычно гарантирует качество предлагаемых услуг.

В  результате сравнительного анализа был выбран хостингmchost.

Для переносаweb-сайта с локального сервера на хостинг был использован компонентAkeebaBackUp. С помощьюAkeebaBackUp можно выполнять резервное копирование, восстанавливать и перемещать сайты между серверами. После скачивания компонента с сайтаhttps://www.akeebabackup.comи установки через менеджер расширений, приступаем к созданиюрезервной копии сайта из панели компонента Akeeba BackUp (рис.50).

Рисунок 3 Панель компонентаAkeebaBackUp

После нажатия “Начать резервное копирование” создаётся резервная копия сайта (рис. 51).

Рисунок 51 Созданная резеврная копия сайта с помощью компонентаAkeebaBackUp

Созданную резервную копию сайта загрузим (рис.52) в административную панель  хостингаmchost(рис.52)  вместе  с  плагиномKickStartотAkeeba,

загруженным с того же сайта и предназначенным для преобразования резервных копий в полноценный сайт.

Рисунок 52 Загрузка резервной копии с плагином для восстановления на хостинг.

По завершению загрузки резервной копии сайта и плагина, в браузерной строке, после доменного имени, для начала восстановления резервной копии, нужно дописать “kickstart.php. Процесс восстановления довольно прост и аналогичен установкеCMSJoomla на локальный сервер.

После процесса восстановления сайта из резервной копии с помощью плагинаAkeebaKickstart разработанныйweb-сайт становится доступен по адресуhttps://www.sosh1913.mcdir.ru.и выглядит так: (рис.53).

Рисунок 43 Разработанныйweb-сайт школы №1913.

Заключение.

Результатом выпускной квалификационной работы бакалавра являетсяweb-сайт муниципального общеобразовательного учреждения школы

№1913 города Москвы. Данныйweb-сайт полностью готов, размещён в сети Интернет и находится по адресуhttps://www.sosh1913.mcdir.ru.

Интернет является не только источником информации, но и средством, использование которого, значительно повышает эффективность коммуникации. Использование уникальных возможностей Интернета, позволяет сделать  поиск и выбор школы более увлекательным, разнообразным, учитывающим интересы, потребности и компетенцию индивидуума, а руководству школы – более эффективное и оперативное управление.

Использование веб-сайта школы предоставляет следующие возможности:

  1. Возможность представить всю нужную информацию, включая контактные телефоны, заинтересованным пользователям;
  2. Возможность обновлять новости школы в режиме реального времени;
  3. Возможность размещения тематических статей и журналов;
  4. Возможность размещения дополнительной информации: список соревнований, расписание занятий, информация о преподавателях, руководителях и выдающихся учениках;
  5. Возможность публикации фотографий в виртуальном фотоальбоме.

Таким образом, использованиеweb-сайта школы помогает сэкономить время, решает задачу предоставления информации, предоставляет новые возможности предоставления информации. В связи с этим целесообразным будет использовать возможностиweb-сайта и средства Интернета школы для предоставления информации и новостей.

В ходе выполнения работы была достигнута цель и выполнены все поставленные задачи:

  1. Найден теоретический материал по исследуемому объекту;
  2. Изучен найденный теоретический материал по исследуемому объекту;
  3. Изучен инструментарий, применяемый для разработкиweb-сайтов;
  4. Определена структурную модель сайта;
  5. Разработан дизайн web-сайта;
  6. Свёрстан шаблон;
  7. Шаблон адаптирован под систему управления контентом;
  8. Установлены рекомендуемые компоненты;
  9. Web-сайт наполнен контентом:
  10. Готовыйweb-сайт размещён и функционирует в сети Интернет.

Благодаря использованиюCMSJoomla в разработке, на сайте имеются широкие возможности изменения структуры и содержания разделов. Это позволяет в дальнейшем наращивать сервисные возможности путем подключения дополнительных модулей, расширяя тем самым имеющийся функционал.Web-сайт весьма прост в использовании, имеет понятный интерфейс, удобный даже для неопытного пользователя, и простую в использовании систему навигации, отвечающую требованиям разработкиweb- сайтов для образовательных учреждений.

Список использованных источников и литературы

  1. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации: постановление правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 [электронный ресурс]. Режим доступа:URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149242/, свободный (дата обращения 03.01.2016)
  2. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и  науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г.N 785 [электронный ресурс]. Режим доступа:URL:http://www.rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html, свободный (дата обращения 06.01.2016)
  3. Айзенберг Д., Айзенберг Б. Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов.2011. С. 296
  4. Аницына Т. М. Веб-сайт - ресурс эффективного информационного библиотечно-библиографического сопровождения педагогов и учащихся // Методист.2009. № 3. С. 26-27
  5. Баландин Д. Л. Технология создания и поддержки школьного сайта // Справочник руководителя образовательного учреждения.2007. №  4. С. 68-74.
  6. Бердышев С.Н. Искусство оформления сайта. Практическое пособие.2010 [электронный ресурс]. Режим доступа:http://muff.kiev.ua/files/books/TheartofwebsitedesignBerdyshev.pdf , свободный, (дата обращения 15.09.2015)

  1. Вачкова С.Н. Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства //Вестник Российского университетадружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013.№ 3. С. 87-93.
  2. Вачкова С.Н.Проблемы эмпирического изучения уклада современноймассовой школы и его отражения  в информационно-коммуникационнойсреде образовательного учреждения //Вестник Московского городскогопедагогического   университета.   Серия:    Педагогика    и    психология. 2013.№ 2 (24). С. 77-88.
  3. Вачкова С.Н.Экспериментальное исследование динамики виртуальнойпроекции уклада школы в информационно-коммуникационной среде //Современные проблемы науки и образования.2013.№ 6. С. 230.
    1. .Вачкова С.Н. Влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад школы // Вестник Московского университета.Серия 20, Педагогическое образование. 2002.С.114-122.
    2. .Гайнутдинов Р.М. Вовлеченность персонала при перепроектировании оргструктуры и деятельности административной команды школы // Педагогическая диагностика.2013. № 2. С. 55 – 64
    3. .Егоров Б. Б. Примерное положение об информационном узле (сайте) ОУ // Практика административной работы в школе.2009. № 3. С. 59-60.
    4. .Жугин Д.С.Сайт как средство управления, информирования, коммуникациии организации учебной и внеучебной деятельности //Педагогическоеобразование на Алтае.2012.№ 1. С. 475-476.
    5. .Загвоздкин В. Подружитесь с проблемой! Возможности новой организационной культуры в ОУ // Управление школой (ПС). 2010.№ 5. С. 15–20
      1. Калужская М. Школьный сайт как управленческий ресурс // Народное образование.2008. № 2. С. 170-174

  1. Карпенко И. Рекомендации по проектированию и поддержке школьных сайтов // Директор школы.2010. № 8. С. 68-74
  2. Коркачева Д. А. Обучение школьников конструированию сайтов // Справочник заместителя директора школы.2010. № 9. С. 83-90
  3. Коровина О.Ю.. Организационная культура в сфере образования. Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации.Вологда 2006. С. 53
  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2003.С. 354.
  5. Кузнецов А.А. Корпоративная или организационная культура как объект менеджмета?//  Основы  экономики,  управления  и  права.  2014.  №  4  (16). С. 92-96
  6. Латов Ю.В., Латов Н.В. Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г.Хофстеда // Мир России.2007. №4. С. 43 – 72.
  7. Лифинцев Д.С. Трансляция ценностей корпоративной культуры как инструмент формирования имиджа компании //Бизнес информ.№12. 2014. C.440-443
  8. Лошакова Т. Способы формирования корпоративной культуры школы // Методическая работа в школе.2011. № 4. С. 24 – 25
  9. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн М.: Манн, Иванов и Фебер.2012. С. 130.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Проектирование и разработка модулей системы управления контентом для сайта

2. Создание интернет-магазина с помощью систем управления контентом Joomla

3. Разработка системы поддержки принятия решения выбора систем управления базами данных

4. Разработка каталога продукции с применением технологий My SQL, HTML и PHP

5. Разработка сайта компании ГИК

6. Разработка сайта с интегрированной базой данных

7. Разработка и создание web-сайта компании «МаксАвто»

8. РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

9. Разработка сайта для строительной компании «Технология»

10. РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПРОДВИЖЕНИЕ В ПОИСКОВЫХ СИСТЕМАХ