Характеристика кредитно-финансовых институтов как субъектов кредитного рынка России



СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ

Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты) возникли вXIX в. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после Второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой - из-за проникновения этих финансово усилившихся специализированных институтов в сферу действия коммерческих банков. Примером могут служить пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые на Западе являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.

Специализированные кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслуживают, прежде всего, кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного процесса.

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых странах; активное развитие рынка ценных бумаг; оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могли предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Таким образом, раскрыв актуальность рассматриваемой темы работы, определимся с ее целью и основными задачами.

Цель работы – рассмотреть роль специализированных кредитных организаций (финансово-кредитных институтов) как части рыночной инфраструктуры.

Задачи  работы:

1) Определить сущность и рассмотреть структуру кредитной системы государства.

2)  Рассмотреть состав и структуру кредитно-финансовых институтов.

3) Рассмотреть особенности международных кредитно-финансовых организаций.

Структура работы состоит из введения, трех теоретических глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Понятие и структура кредитной системы государства

  1. Финансово-кредитные институты

Кредитную систему обычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов) —Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 810 с..

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

С точки зрения функционального аспекта, под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система, представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, дающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.

Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть из следующих банковских операций:

- привлечение денежных средств физических и юридических во вклады, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только организации старше одного года;

- размещение этих средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;

- инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;

- купля и продажа иностранной валюты;

- привлечение и размещение драгоценных металлов;

- выдача гарантий —Экономическая теория: Учеб.для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 610 с..

Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, финансовыми и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами. Эти институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на общие функции, выполняемые банками и кредитно-финансовыми организациями, ядром кредитной системы государства остается банковская система.

Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Отметим, что кредитная система тесно связана с денежной, поэтому часто говорят об их совокупности - денежно-кредитной системе.

Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово-кредитные институты), прежде всего банки.

Выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела - обмена денег различных областей и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.).

Финансово-кредитные институты на страновом уровне подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Все они являются примером того, насколько тесно переплетены денежная и кредитная системы.

Центральные банки - это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются, как правило, государственными учреждениями. В странах Западной Европы центральные банки были национализированы в период Второй мировой войны или в послевоенный период. В США центральный банк (Федеральная резервная система) находится в смешанной собственности —Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 638 с..

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил три цели деятельности Банка России —О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон Рос. Федерации от 10 июля 2002г. (ред.от 19.10.2014), №86-ФЗ // Российская газета. – 2002. - №198. Ст.3.:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции (ст. 4):

1) во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила расчетов в Российской Федерации;

5) разрабатывает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) управляет золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Подобно центральным банкам других стран главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики. Ежегодно Совет директоров Банка России совместно с Правительством разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту и в Правительство. Не позднее 26 августа Банком России проект основных направлений представляется в Государственную Думу. Не позднее 1 декабря в Государственную Думу представляются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год —Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - Спб.: Питер, «Учебник для вузов», 2014. С.265..

Кредитование коммерческих банков центральным банком характерно, прежде всего, для социалистической экономики с ее государственной монополией на кредитную деятельность, а также для экономики переходного периода с ее нехваткой средств у частных финансово-кредитных институтов. Менее характерно оно для развитой рыночной экономики, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей. Предоставление кредитов и  выполнение расчетных операций для правительственных органов осуществляются следующим образом. В государственных бюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Поэтому центральные банки ведут счета государственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах средства и проводят выплаты с них. Кроме того, они осуществляют операции с государственными Ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой —Экономическая теория: Учеб.для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 610 с..

Безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств, т.е. клиринги, являются важной функцией центральных банков. В ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты служит Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки.

Совокупность мероприятий денежной политики (она, прежде всего, регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Появление термина «коммерческие банки» связано с тем, что вXVII в. они начали с обслуживания торговли и нарождающейся промышленности.

Функции коммерческих банков - это, прежде всего, аккумулирование депозитов и ведение текущих счетов; оплата выписанных на эти банки чеков; предоставление кредитов предпринимателям. Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагами или супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

На рубеже 80-90-х гг. началось активное внедрение коммерческих банков в страховой бизнес. В результате клиенты коммерческих банков могут пользоваться услугами самого широкого диапазона. Очевидно, данное направление универсализации коммерческих банков будет развиваться и в ближайшие годы.

  1. Структура кредитно-банковской системы России

По состоянию на сегодняшний день структура  кредитно-банковской системы России имеет следующий вид:

  1. Центральный банк РФ;
  2. Коммерческие банки;
  3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово-строительные компании и прочие —Экономическая теория: Учеб.для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 610 с..

Данная кредитная система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало  1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества —Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – С.650 с..

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами  всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов  (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

Процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;  коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят  краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые  компании  и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих  и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании —Экономическая теория: Учеб.для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 610 с..

1.3. Современный рынок кредитования в России

Динамика банковского кредитования в последние годы позволяет назвать его наиболее активно развивающимся сегментом российского финансового рынка. Так, по данным Росстата на 1 января 2016 года объем кредитования российских банков составил 32 886,9 млрд. руб., что на 71,5 процентов больше чем на то же число 2010 года и на 17,8 процентов, чем на 1 января 2015 года —Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin32.htm (дата обращения 05.11.2016)..

Таблица 1.3.1.

Динамика кредитного портфеля за 2010-2016 гг. на начало периода в млрд. руб.

Год

2010

2014

2015

2016

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям

19179,6

21537,3

27911,6

32886,9

В процентах к предыдущему периоду

12,29

29,60

17,83

Можно сделать вывод, что объем кредитования в целом стремительно растет, в особенности, начиная с середины 2014 года. Однако наблюдается существенное замедление темпов роста кредитования (на 12 процентов) в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Совокупный ссудный портфель банков РФ в 2015 году вырос на 18 процентов или на 4,98 трлн. руб., в то время как год назад этот показатель составил 29,6 процентов. Замедление темпов роста кредитования было вызвано целым рядом причин —Аналитический бюллетень. Банковская система России: тенденции и прогнозы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_banki_12.pdf (дата обращения 05.11.2016)..

Во-первых, в 2015 году стагнировало кредитование нефинансовых организаций - прирост ссуд корпоративному сектору составил всего лишь 12,7 процентов. Предприятия не торопились осуществлять новые заимствования ввиду неопределенной экономической ситуации, ожиданий «новой волны» масштабного кризиса и хронических проблем в экономиках США и еврозоны. Оказала свое влияние и нестабильная политическая обстановка в России в начале 2015 года. Поэтому предприятия не рисковали начинать масштабные инвестиционные проекты.

Во-вторых, отрицательное влияние на динамику кредитного портфеля оказало укрепление рубля, которое, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, из-за отрицательной переоценки валютных кредитов, сократило прирост примерно на 1,5 процентных пункта.

В-третьих, сыграло свою роль межбанковское кредитование, объемы которого выросли всего на 6,9 процентов за 2015 год, в то время как годом ранее прирост составил 35,5 процентов. Учитывая, что почти половина межбанковских ссуд предоставлена в иностранной валюте, укрепление рубля именно на них оказало наиболее сильное влияние.

По итогам 2015 года концентрация кредитного портфеля немного увеличилась. Доля пяти лидеров рынка составила на 1 января 2016 года 52,7 процентов, тогда как на 1 января 2015 года она была равна 52,1 процентов. Двести крупнейших банков страны по объему ссудного портфеля также несколько увеличили свою долю. При этом высокие темпы роста в 2015 году были свойственны банкам, значительно отличающимся по размеру. Таким образом, процессы концентрации в российском банковском секторе не ведут к сосредоточению кредитного портфеля в руках узкой группы банков.

Рассмотрим подробнее данные о динамике и структуре кредитного портфеля за 2010-2015 гг. —Сведения о размещенных и привлеченных средствах - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pr (дата обращения 05.11.2016).

Таблица 1.3.2.

Кредиты, депозиты, и прочие размещенные средства в рублях и в иностранной валюте на начало 2010-2016 гг., в млн. руб.

Год

Всего, из них:

Физическим лицам

Организациям

Кредитным организациям

01.01.2010

19 362 452

3 573 752

12 879 199

2 725 932

01.01.2014

21 537 339

4 084 821

14 529 858

2 921 119

01.01.2015

27 911 609

5 550 884

18 400 916

3 957 996

01.01.2016

32 886 943

7 737 070

20 917 365

4 230 398

Рис. 1.3.1. Структура кредитного портфеля на 1 января 2016 года —Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 2016. - Режим доступа: http: www.gks.ru.

Согласно данным таблицы, основную долю занимают кредиты, выданные организациям – на 1 января 2016 года они составили 63 процентов или 20 917 млрд. руб. На физические лица приходится 24 процентов, а на кредитные организации 13 процентов за тот же период.

Исследуя данные показатели в динамике за 2010-2016 гг., можно отметить то доля кредитов, размещенных в организациях к 2016 году, постепенно снижается (с 67 процентов до 63 процентов), продолжая оставаться основной. Происходит это главным образом за счет увеличения кредитов, выданных населению (с 19 до 24 процентов), что говорит о наметившейся положительной тенденции. Доля же депозитов, размещенных в других кредитных организациях, остается практически неизменной, чуть сократившись к началу 2016 года.

Тенденции 2016 года неоднозначны. По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2016 году, ввиду ограничительных мер Центробанка РФ, существенно замедлится прирост портфеля ссуд населению и вряд ли он будет значительно выше уровня 25 процентов. При этом предприятия, скорее всего, неохотно будут начинать инвестиционные программы из-за глобальной нестабильности, что определит низкие темпы роста корпоративного кредитования. Поэтому годовой прирост кредитного портфеля по итогам 2016 года вряд ли будет выше 13-16 процентов. В то же время резкое изменение объема межбанковского кредитования или изменение курса рубля могут сильно повлиять на динамику ссуд —Сведения о размещенных и привлеченных средствах - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pr (дата обращения 05.11.2016)..

1.4. Тенденции и перспективы развития кредитных отношений на современном этапе

В целом 2015 год продемонстрировал довольно устойчивое положение финансового рынка и его способность к развитию.

С точки зрения состояния финансового рынка год был достаточно стабильным. Банки сработали устойчиво, отзывов лицензий было немного, рост активов банковской индустрии России составил за год более 20 процентов, рост кредитования корпоративного сектора – тоже около 20 процентов плюс бурный рост потребительского кредитования.

Отметим главное: потребкредитование растет темпом 40 процентов в год, а номинальная заработная плата – 10 процентов. Естественно возникает вопрос, что рано или поздно ситуация с возвратом кредитов может обостриться. Очевидно, что рост потребкредитов, который наблюдается на сегодняшний день, – это в основном отложенный спрос, который сдерживался в острую фазу кризиса. И очевидно, что нужны действия, направленные на то, чтобы кредитование юридических лиц осуществлялось более активно. Это позволит снять проблему разнобоя в темпах кредитования спроса и предложения. Но для этого нужна ликвидность и относительно дешевая ликвидность. Для этого нужно соответствующий размер капитала, достаточность капитала.

Если говорить о макроэкономике, то, конечно же, банковская система зависит от реального сектора. Реальный сектор растет, пусть медленно, пусть не так как хотелось бы, но растет. Он достаточно стабилен, курс рубля тоже достаточно стабилен. Поэтому можно говорить о том, что бурного роста не будет, но и провалов тоже не будет. Можем говорить об определенной стабильности.

Банки, являющиеся основным гарантом финансового благополучия граждан, также испытывают трудности. Люди, имеющие сбережения, подчас не находят надежного способа их приумножить. Деньги либо обесцениваются при недостаточно высоких депозитных ставках, либо тратятся по пустякам без серьезных перспектив на будущее. Последний случай, когда вкладчики забирают средства, сокращает банковские активы, и у банков начинаются проблемы с ликвидностью.

Из данных, доступных на сервере Росстата, следует, что оборот розничной торговли в 2010-2015гг имеет выраженный тренд к возрастанию. В то же время реальные располагаемые денежные доходы населения практически не увеличивались за тот же период времени —Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 2016. - Режим доступа: http: www.gks.ru.. Вывод - в последние годы деньги активнее тратятся населением на приобретение товаров. Во многом это связано и с появлением в последние годы более выгодных кредитных предложений, по сравнению с 2009 годом.

Банки определенно рискуют, увеличивая кредитный портфель для населения. Из-за боязни обесценивания денег люди предпочитают делать покупки, тратя на них больше средств и оставляя меньший резерв в накоплениях. Перспектив серьезного роста зарплаты и увеличения доходов в самое ближайшее время нет. Поэтому набрав кредитов и потратив деньги, население начнет испытывать проблемы.

Банки, в свою очередь, могут терпеть убытки из-за увеличивающегося числа просроченных платежей. Как следствие, многие из них будут искать выход, замораживая свои кредитные программы и увеличивая ставки. Собственно так и происходило во время кризиса 2009года, когда получить крупный кредит в банке было практически нереально.

Конкуренция заставляет банки делать выгодные предложения для заемщиков пока у них хватает свободных активов. В дальнейшем положение может измениться, и получить кредит станет намного сложнее. Сумма кредита через год-два может оказаться недостаточной или кредитная ставка окажется слишком высокой. Поэтому в ситуации, когда кредит вам действительно нужен, берите его раньше, до того, как условия банков изменятся.

В 2016-2017 гг. основным драйвером роста кредитных портфелей российских банков, как и в 2015 г., будет высокий спрос на кредиты со стороны населения. Банки будут продолжать активно развивать розничное кредитование, так как это позволяет диверсифицировать активные операции, способствует расширению клиентской базы и обеспечивает рост прибыльности. По мере роста доходов населения и накопления опыт использования кредитных продуктов мы ожидаем снижения спрос на дорогие кредиты наличными и рост спроса на автокредиты и ипотеку —http://bankir.ru.

Достичь повышения уровня банковских кредитов экономике возможно благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития, усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании.

В рамках государственной стратегии развития кредитного рынка важно предусмотреть:

- модернизацию его институциональной структуры с целью усиления роли субъектов, способных к аккумуляции долгосрочных ресурсов и трансформации их в инвестиции. Положительную роль в этом сыграет расширение перечня разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений, снижение ограничений в инвестировании страховых резервов;

- законодательное оформление факторингового и лизингового бизнеса, предусматривающее лицензирование, данных видов деятельности, определяющее соответствующего регулятора;

- развитие системы гарантий органов власти в части обязательств по кредитам предприятий малого и среднего бизнеса;

- адекватного оформление деятельности микрофинансовых организаций (МФО). В этой связи необходимо принять закон о МФО, разработать и внедрить в практику специальную систему их централизованного рефинансирования, определить федерального регулятора за их деятельностью;

- создание системы доверия, обеспечивающей уверенность в стабильной и эффективной работе участников российского кредитного рынка.

Для успешного функционирования кредитного рынка в рамках инновационного развития российской экономики необходимо выполнение условий, стимулирующих финансовые инновации: финансовая и операционная прозрачность; овладение информационными технологиями; капитал банков; успешность борьбы за клиента; степень риска.

В целях усиления конкуренции на российском кредитном рынке необходимо предусматривать развитие различных по масштабу деятельности, статусу, функциям, целям и задачам финансово-кредитных организаций, связанных взаимно дополняемыми функциями и преследующих общую цель – организацию кредитования, при этом необходимо определить границы деятельности каждого из них. Основными тенденциями развития в данном направлении выступают, с одной стороны, консолидация банковского, страхового, консалтингового и др. видов бизнеса, с другой, – сохранение малых и средних банков, создание условий для функционирования микрофинансовых организаций, развитие специализированных факторинговых и лизинговых компаний.

2. Характеристика кредитно-финансовых институтов как субъектов кредитного рынка России

2.1. Сущность и роль небанковских кредитно-финансовых институтов

В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых капиталистических стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества (Англия), инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции —Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с..

Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.

Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты —Анализ условий банковского кредитования: опыт и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2015. - N 10. - С.73-74..

Небанковские кредитно-финансовые институты занимают видное место на рынке ссудных капиталов, а также его важной части – кредитной системе развитых западных стран. Эти институты привлекают огромные долгосрочные денежные ресурсы населения, корпоративного сектора и государства и мобилизуют их в виде инвестиций в экономике.

В отличие от банковских институтов небанковские выполняют  и осуществляют важную социальную функцию, особенно это касается страховых компаний, пенсионных фондов, которые формируют в национальных рамках страховой фонд для физических и юридических лиц. Кроме того, такие небанковские институты, как ссудо-сберегательные ассоциации, финансовые компании и кредитные союзы, также удовлетворяют социальные запросы общества, осуществляя кредитование жилищного строительства и конечного потребления населения.

Еще одним преимуществом перед банками обладают небанковские кредитно-финансовые институты. Прежде всего речь идет о большей устойчивости в условиях конъюнктурных колебаний (кризисы, депрессия, инфляция, валютные и биржевые потрясения).

В то же время такие небанковские институты, как страховые компании, очень зависимы от воздействия биологических и технических катастроф. В частности, на снижение накопления и ухудшение ликвидности страховых компаний оказывают большое влияние эпидемии, землетрясения, наводнения, экологические катастрофы.

2.2. Страховые компании

В  настоящее  время  в  России  активно  развивается  такой  сектор  экономики,  как  страхование,  выступающий  неотъемлемым  элементом  рыночных  отношений.  Страховой  рынок  представляет  собой  сферу  особых экономических отношений, складывающихся  между  страхователями  (застрахованными  лицами,  выгодоприобретателями),  которые  нуждаются  в  силу  возможного  случайного  наступления  неблагоприятных  для  их  материальных,  нематериальных  ценностей  событий  в  страховой  защите  имущественных  интересов,  и  страховщиками,  которые  обеспечивают  ее  за  счет  использования  ими  в  этих  целях  страховых  фондов,  формируемых  из  уплачиваемых  страхователями  денежных  взносов  (страховых  премий) —Статистика.  Статистические  данные  по  итогам  деятельности  страховщиков  за  9  месяцев  2015  года.  [Электронный  ресурс] -  Режим  доступа.  - URL: http://www.fcsm.ru/.

Современный  страховой  рынок  России  за  период  своего  развития  претерпевал  существенные  изменения  по  составу  и  качеству  представленных  на  нем  операторов.  Если  в  90-х  годах  ХХ  века  страховых  компаний  насчитывалось  более  2000,  большинство  из  которых  за  все  время  своего  существования  не  заключили  ни  одного  договора  страхования,  то  на  31  декабря  2015  года  зарегистрированы  469  страховщиков,  из  них  458  страховые  организации  и  11  обществ  взаимного  страхования,  7  из  которых  в  течении  отчетного  периода  страховых  операций  не  проводили.

Следует  отметить,  что  наметившаяся  с  начала  2000-х  годов  тенденция  сокращения  числа  действующих  страховых  компаний  (главным  образом  за  счет  ухода  с  рынка  мелких  страховщиков)  продолжилась  в  2015  году.  В  2014  году  было  зарегистрировано  572  компании,  что  на  114  компании  или  19,9  %  больше,  чем  в  2015  году.

В  то  же  время,  сокращение  количества  участников  не  повлияло  на  общие  показатели  страховщиков.  Согласно  данным  ФСФР,  общая  сумма  страховых  премий  и  выплат  по  всем  видам  страхования  за  2015  год  составила  соответственно  809,06  млрд.  руб.  и  369,44  млрд.  руб.  (прирост  в  отношении  показателей  2014  года  около  21  %).  Отметим,  что  темп  роста  страховых  премий  и  выплат  по  обязательным  видам  страхования  за  2015  год  по  сравнению  с  предыдущим  годом  рассчитан  без  учета  обязательного  медицинского  страхования  за  2014  год.

Не  смотря  на  довольно  большое  количество  зарегистрированных  страховых  организаций,  среди  них  явно  выделяется  несколько  крупных,  занимающих  лидирующее  положение  по  объемам  страховых  операций.

В  2015  году  объем  страхового  рынка,  который  пришелся  на  долю  50-ти  крупнейших  страховщиков,  составил  86,84  %  страховых  премий  (или  702,59  млрд.  рублей)  от  общей  суммы  собранных  премий  по  всем  видам  страхования  в  целом  по  РФ,  и  88,95  %  выплат  (или  328,62  млрд.  рублей).  На  10  крупнейших  страховых  компаний  в  2015  году  приходилось  57,09  %  (или  461,87  млрд.  рублей)  собранных  страховых  премий  и  62,83  %  выплат  (или  232,14  млрд.  рублей).  Данные  по  суммам  страховых  премий  и  страховых  выплат  ТОП-10  страховщиков  представлены  в  таблице  2.2.1.

Таблица  2.2.1

Крупнейшие  страховые  компании  России  по  объему  страховых  премий —Григорьева  Елена  Коммерсантъ,  приложение.//  Успехи  страховой  сборной-2016.  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:http:  http://www.insur-info.ru

Наименование  страховой  организации

Объем  страховых  премий  в  2015  году,  млн.  руб.

Объем  страховых  премий  в  2014  году,  млн.  руб.

Изменения,  (  %)

1

«РОСГОССТРАХ»

97  431,79

84  304,69

15,57

2

«СОГАЗ»

75  994,36

54  921,39

38,37

3

«ИНГОССТРАХ»

67  806,25

52  769,33

28,50

4

ОСАО  «РЕСО-ГАРАНТИЯ»

51  828,07

44  935,38

15,34

5

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

34  159,51

28  233,28

21,00

6

СОАО  «ВСК»

33  579,26

29  676,82

13,15

7

«СОГЛАСИЕ»

33  303,72

25  709,44

29,54

8

«АЛЬЯНС»

25  028,08

21  522,54

16,29

9

ООО  СК  «ВТБ  Страхование»

22  786,63

8  530,85

167,11

10

ОАО  «Страховая  группа  МСК»

19  953,43

19  424,71

2,72

Рост  объемов  страховых  премий  отмечается  у  всех  компаний  из  десятки  лидеров,  но  у  отдельных  страховщиков  он  был  не  значительным,  что  негативно  отразилось  на  месте  участника  в  рейтинге.  Так,  объем  страховых  премий  в  2015  году  компании  «ВСК»  вырос  только  на  13,15  %  (до  33,6  млрд.  руб.),  что  определило  ее  позицию  на  шестом  месте,  тогда  как  по  итогам  2014  года  этот  участник  занимал  пятую  строчку.  Одну  позицию  потеряла  и  компания  «Страховая  группа  МСК»,  занявшая  в  обновленном  рейтинге  10  место.  Одновременно,  значительный  прирост  объема  страховых  премий  СК  «ВТБ  Страхование»  (+167,11  %)  привел  эту  компанию  в  десятку  лидеров  2015  года,  где  она  заняла  9  место,  отодвинув  на  10  позицию  «Страховую  группу  МСК»  и  вытеснив  из  списка  Top10  компанию  «Ренессанс  Страхование».

В  2015  году  продолжился  дальнейший  рост  уровня  концентрации  рынка.  Лишь  немногие  средние  и  небольшие  страховщики  смогли  достойно  конкурировать  с  лидерами  рынка.  Главная  причина  заключается  в  перераспределении  спроса  страхователей  в  пользу  надежных  компаний.

Также  важно  отметить,  что  в  2015  году  лидером  российского  перестраховочного  рынка  стала  компания  СОГАЗ  (15,2  %  от  общего  объема  собранных  премий  в  данном  сегменте  страхования),  которая  вытеснила  на  второе  место  Ингосстрах  (11,3  %).

Так,  уровень  концентрации  перестраховочного  рынка  в  2015  году  достиг  уровня  соответствующего  показателя  рынка  прямого  страхования  (57,09  %) —АСН  Агенство  Страховых  Новостей.  Страховые  итоги  полугодия:  перемены  в  top-10.  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:http://www.asn-news.ru/news/35805.

Лидерами  в  добровольном  страховании  ответственности  (3,7  %)  по  итогам  2015  года  выступают  «Ингосстрах»  и  «Росгосстрах»  -  ими  собрано  почти  23  %  от  всего  объема  премий  данного  вида  страхования.

На  рынке  обязательного  страхования  гражданской  ответственности  владельцев  транспортных  средств  (ОСАГО)  (15,0  %  от  всего  объема  страхового  рынка)  по  итогам  2015  года  с  сохраняющимся  большим  отрывом  по  объему  собранных  премий  лидирует  «Росгосстрах»  (40,7  млрд.  собранных  премий),  за  ним  следуют  «Ингосстрах»  (12,9  млрд.  руб.)  и  РЕСО-Гарантия  (10,7  млрд.  руб.).  Первые  10  компаний  этого  сегмента  собрали  78  %  всех  премий.

В  структуре  рынка  медицинского  страхования  в  2015  году  доля  ОМС  составила  86,6%, доля  ДМС  по-прежнему  значительно  ниже  -  13,4  %  (14,0  %  за  2014  год).

По  данным  ФСФР  в  2015  году  крупнейшими  каналами  продаж  на  российском  страховом  рынке  были  прямой  канал  (35,26  %)  и  агентский  (28,87  %).  При  этом  самым  динамично  развивающимся  и  самым  дорогим  каналом  продаж  -  банковский.  Его  доля  -  13,12  %  от  всех  продаж,  а  по  объему  собранного  комиссионного  вознаграждения  этот  канал  лидирует  на  рынке -  38,3  %  от  общей  суммы  вознаграждений  посредникам  в  2015  году.  Несмотря  на  то,  что  комиссия  банкам  значительно  превышает  средний  размер  комиссии  страховым  посредникам,  доля  этого  канала  продаж  будет  только  увеличиваться.

Как  показал  опрос  «Эксперта  РА»,  почти  половина  банков  ожидают,  что  не  позднее  2015  года  более  10  %  прибыли  будут  получать  они  за  счет  страховщиков:  за  счет  страхования  жизни,  страхования  заемщиков  по  потребительским  и  ипотечным  кредитам,  автокаско  и  др. —ЭКСПЕРТ  РА.  Рейтинговое  агентство.  Бюллетень//  Прогнозразвитияроссийского  страхового  рынка  на  2015  год:  рост  в  законе  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:  http://raexpert.ru

Спецификой  российского  страхового  рынка  -  крайне  низкая  доля  брокерского  канала  продаж  (3,87  %  во  взносах).  Объем  страхового  вознаграждения,  полученного  брокерами  за  2015  год,  составил  лишь  4,8  млрд.  рублей.  Основные  причины  слабости  брокерского  канала  продаж  являются  отсутствие  регулирования,  проблемы  использования  чужих  баз  данных  и  очень  высокая  доля  мошенничества.  Его  будущее  развитие  зависит  от  изменения  нормативной  базы  и  законодательного  закрепления  ответственности.

Так, новой  тенденцией  для  российского  рынка  розничного  страхования  стало  расширение  круга  не  страховых  посредников.  Если  еще  недавно  круг  не  страховых  посредников  ограничивался  банками,  автодилерами  и  турфирмами,  то  сейчас  страховые  компании  практически  везде  пытаются  найти  себе  партнера.

Тем  не  менее,  одним  из  самых  крупных  сегментов  страхового  рынка  остается  ОСАГО.  Например,  в  2015  году  здесь  было  собрано  121  млрд.  рублей  страховой  премии,  что  составило  15  %  рынка.  Темпы  роста  премий  в  2015  году  по  отношению  к  2014  году  -  17,2  %.

Безусловно,  еще  одним  крупным  рыночным  сегментом  - ДМС  -  в  2015  году  собрал  109  млрд.  рублей,  доля  этого  сегмента  составила  13%.  Однако  из-за  того,  что  рынок  ДМС  увеличился  в  2015  году  только  на  12  %,  его  доля  по  сравнению  с  2014  годом  упала  (в  2014  году  ДМС  обеспечивало  15  %  общих  сборов).

Низким оказался и рост в добровольном страховании  ответственности. Здесь было  собрано  без  малого  30  млрд.  рублей.  Однако  этот  рынок  в  2015  году  вырос  незначительно -  всего  на  9  % —Статистика.  Статистические  данные  по  итогам  деятельности  страховщиков  за  9  месяцев  2015  года.  [Электронный  ресурс] -  Режим  доступа.  -  URL:  http://www.fcsm.ru.

Несмотря  на  высокие  темпы  прироста,  в 2015  году  стало  очевидно,  что  негативный  имидж  российского  страхового  рынка  приносит  ему  значительные  убытки.  Параллельное  создание  стратегий  развития  рынка,  публикация  рейтингов  страховых  компаний  по  числу  жалоб,  кратное  снижение  тарифов  в  ОСОПО,  обсуждение  корректировки  тарифов  в  ОСАГО,  штрафы  ФСФР  и  решения  Верховного  Суда  -  все  это  следствие  негативного  имиджа,  сложившегося  вокруг  страховщиков.

По  нашему  мнению,  эти  проблемы  нужно  решать  системно,  через  создание  специальных  институтов и  устранение  «серых  зон»  во  взаимоотношениях между страховщиками  и  их  клиентами  (стандартизация  правил  страхования  и  урегулирования  убытков,  создание  института  страхового  омбудсмена  и  повышение  качества  надзора).

Кроме  того,  повысить  уровень  надежности  рынка  сможет  введение  спецдепозитариев.  Так,  усиление  надзора  потребует  от  страховщиков  улучшения  качества  активов,  поэтому  компании,  которые  не  решили  проблемы  фиктивных  активов,  будут  вынуждены  покинуть  рынок.

В  целом,  на  современном  этапе  рынку  остро  требуются  кадры,  которые  отвечают  высоким  профессиональным  и,  что  крайне  важно,  нравственным  критериям.  Подготовка,  поиск,  подбор  и  продвижение  таких  кадров  -  это  вопрос  государственной  политики.  Необходимо  помнить,  что  развитие  страхового  рынка  и  развитые  институты  страхования - это  символ  цивилизованного  государства.

Таким образом,  страховой  бизнес,  присущий  всякой  экономики,  функционирующей  на  рыночной  основе,  получил  в  России  за  последние  годы  существенное  развитие.  Так,  например,  об  этом  свидетельствует  появление  большого  количества  новых  видов  страхования,  рост  количества  клиентов  страховщиков,  объемы  операций  на  страховом  рынке.  В  то  же  время  существует  много  проблем,  которые  предстоит  преодолеть  Российскому  страховому  рынку  в  блжайшее  время, многие  из  которых  связаны  со  вступлением  России  в  ВТО —Зимина Д.Н. Страховой рынок РФ: состояние и перспективы развития // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/8032-2016-05-27-11-00-08.

2.3. Негосударственные пенсионные фонды

Развитие частных пенсионных фондов в России началось с принятия Закона Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» от 07 мая 1998г. № 75-ФЗ г. —Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 23.07.2016) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2016) // http://www.consultant.ru. Однако практически фонды ста ли официально действовать лишь с 1994г.

Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Частный пенсионный фонд согласно закону образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора.

Негосударственные пенсионные фонды России должны выполнять следующие несвойственные им функции:

- приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды;

- выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости (дачи, квартиры);

- повышение защищенности клиента от безработицы;

- открытие и содержание специальных магазинов, ведущих продажу по сниженным ценам, для пожилых и малоимущих клиентов.

Последние годы стали периодом активного роста негосударственных пенсионных фондов, об этом свидетельствуют следующие параметры системы негосударственного пенсионного обеспечения по состоянию на 01.01.2016:

  • 289 имеют лицензию НПФ, из них предоставили отчетность в ФСФР 257 фондов;
  • их активы составили 514 млрд руб., что почти в пять раз больше, чем на начало 2003 года (63,7 млрд руб.);
  • пенсионные резервы выросли до 409 млрд руб.;
  • число участников НПФ превысило 6,4 млн человек;
  • негосударственные пенсии получают более 865 тыс. человек.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды сосредоточили суммарно значительные финансовые ресурсы, что позволило им стать одновременно и значимым социальным институтом, и заметным инвестором на финансовом рынке страны.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий  государства и бизнеса.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы - повышению уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере — Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с..

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы негосударственных пенсионных фондов как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

2.4. Инвестиционные фонды и другие учреждения

Состояние инвестиционной деятельности в настоящее время характеризуется сохраняющимися ограниченными возможностями внутренних накоплений в стране. Частные инвесторы не могут в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений, необходимых для преодоления экономического спада. Повышение инвестиционной активности во многом зависит от результативности формируемой в настоящее время институциональной среды для инвестиционной деятельности, предполагающей внедрение эффективных форм организации инвестиционного процесса, в том числе создание финансово-промышленных групп, инвестиционных банков, паевых инвестиционных фондов, лизинговых и инвестиционных компаний, а также дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг — Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с..

Паевый инвестиционный фонд является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.

Цель создания паевого инвестиционного фонда - получение прибыли на объединённые в фонд активы и распределение полученной прибыли между инвесторами (пайщиками) пропорционально количеству паёв. Инвестиционный пай (пай) - это именная ценная бумага, удостоверяющая право его владельца на часть имущества фонда, а также погашения (выкупа) принадлежащего пая в соответствии с правилами фонда. Инвестиционные паи, таким образом, удостоверяют долю инвестора в имуществе фонда и право инвестора получить из паевого инвестиционного фонда денежные средства, соответствующие этой доле, то есть погасить паи по текущей стоимости. Каждый инвестиционный пай предоставляет его владельцу одинаковый объем прав. Учёт прав владельцев инвестиционных паёв (реестр) ведется независимой организацией, ведущей реестр владельцев паёв.

Паевой инвестиционный фонд обеспечивает следующие преимущества инвесторам по сравнению с инвестициями через брокера:

- жесткий контроль за деятельностью со стороны государства;

- диверсификация инвестиционных рисков;

- профессиональное управление;

- доступность, так как сумма инвестиций может начинаться от 1-3 тыс. руб.;

- прозрачная инфраструктура: средства пайщиков отделены от средств управляющей компании и хранятся в специализированном депозитарии;

- отсутствие налогообложения текущих операций фонда, уплата налогов (в том числе подоходного налога) лишь инвестором и только при продаже пая;

- высокая ликвидность пая (для открытых фондов);

- возможность поэтапной оплаты паёв при работе по схеме вызова капитала —Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с..

Недостатками паевых инвестиционных фондов являются:

- более высокий риск по сравнению с такими инструментами инвестирования, как инструменты с фиксированной доходностью и законодательно гарантированным возвратом средств - депозитами, высокорейтинговыми облигациями;

- дополнительные расходы на оформление и хранение инвестиционных сертификатов;

- постоянно выплачиваемое вознаграждение управляющей компании, даже в моменты, когда фонд терпит убытки. Размер вознаграждения колеблется в пределах от 0.5 % до 5 % стоимости чистых активов фонда;

- для возмещения расходов, связанных с выдачей и погашением инвестиционных паёв, управляющие компании вводят скидки и надбавки.

По данным Национальной Лиги Управляющих, по состоянию на 29 августа 2015года, количество работающих паевых инвестиционных фондов - 1058, количество формирующихся - 19, количество управляющих компаний - 287, стоимость чистых активов всех российских паевых инвестиционных фондов составила примерно 810 млрд. руб, из них:

- закрытых фондов - 676 млрд. руб.

- открытых - 100 млрд руб.

- интервальных - 36 млрд. руб.

В заключение необходимо отметить, что дальнейшее развитие всех видов инвестиционных фондов в России во многом зависит от увеличения доходов как юридических, так и физических лиц, уровня инфляции, а также дальнейшего развития рынка ценных бумаг и, прежде всего, повышения эффективности биржевых операций.

3. Международные кредитно-финансовые организации

Кредитно-финансовые отношения - это экономические отношения между кредитором и заемщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.

В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У одних - импортеров - ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций - экспортеров - недостает средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями —Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 564 с..

В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).

Международные кредитно-финансовые институты - это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.

Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие:

1. Международный валютный фонд (МВФ),созданный на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 г., является специализированным органом Организации Объединенных Наций, начал функционировать с 1947 г. Цели создания МВФ:

1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;

  1. предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;
  2. предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.

Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран: центральными банками, казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в иностранной валюте или в форме продажи иностранной валюты за национальную валюту.

Предоставляемые кредиты делятся на виды в зависимости от причины, вызвавшей несбалансированность внешних платежей. Решение о выдаче кредита принимается голосованием членов МВФ. Все страны при голосовании зависят от финансовой квоты в МВФ.

Вступая в МВФ, каждая страна вносит определенную сумму взноса, называемую квотой (вклад по подписке), - своего рода членский взнос. Квоты образуют объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления займов, и определяют вес каждого члена МВФ —Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 564 с..

Устав МВФ трижды пересматривался: в 1969 г., 1976 г., 1992 г. Согласно Уставу высший орган МВФ - Совет управляющих, в который входит каждая страна - член МВФ (обычно это министры стран) сроком на 5 лет. Управляющие собираются на сессии один раз в год. Наибольшее количество голосов имеют США (18,2%), Германия (5,6%), Япония (5,6%), Канада (3,0%), Англия (5,1%), Франция (5,1%), Италия (3,1%), Россия (2,9%) и т. д.

На сессии МВФ избирается Исполнительный совет в составе 22 исполнительных директоров для контроля за деятельностью стран, которым были выданы кредиты.

Персонал МВФ насчитывает 2000 человек и возглавляется исполнительным директором-распорядителем, который является также главой Исполнительного совета. Основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.

В МВФ вступили 178 стран, полагая, что Фонд будет помогать росту международной торговли и созданию рабочих мест в экономике государств.

Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой дается кредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом МВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимой государством экономической политике.

В настоящее время (по имеющимся данным) страна-заемщик вносит в МВФ плату за услуги и компенсационные платежи за подтверждение обязательства выдать кредит - 0,5% от занятой суммы, а также выплачивает проценты: как правило, 9% годовых.

Приоритетным направлением в деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. Чтобы быть уверенным в том, что кредитные средства используются на эти цели, МВФ тщательно контролирует ход экономического развития страны в течение периода, на который выдан кредит, дает правительству консультации по проведению реформ в экономике, налоговой системе, банковском деле.

Страны - члены Международного валютного фонда обязаны представлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях. Эти данные МВФ использует для определения платежеспособности стран.

Руководитель МВФ заявлял, в частности в 2003 г., что Россия сможет получить очередной транш МВФ. Предполагалось, что дело в так называемой российской проблеме 2003 года: именно тогда предположительно сходились в один фокус финансовые и социальные беды России. Однако получение транша в 2003 г. не состоялось. С одной стороны, кредиты стали для России обременительными и, по словам Президента РФ, «доказали свою неэффективность». С другой стороны, ситуация в 2003г. сложилась чрезвычайно благоприятно с точки зрения внешнеэкономической конъюнктуры - существенный рост цен на нефть, продолжившийся в 2004 году.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений ряда стран как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 г. Сейчас это межправительственная финансовая организация, которую ныне называют Всемирным банком. Руководящие органы - Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). В составе Совета управляющих - министры финансов стран-участниц и руководители центральных банков. Совет созывается один раз в год. Основные задачи МБРР: стимулирование экономического развития стран - членов МБРР; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.

Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства — Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с..

Членами МБРР могут быть только страны - члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время «семерка» государств (США, Япония, Германия, Англия, Франция, Италия, Канада) обладает 50% всех голосов в Банке. Уставный капитал Банка 175 млрд. долл. Из 179 нынешних членов Банка Россия является одним из его акционеров. СССР оформил свое членство в Банке в 1991 г. В 1993 г. в Москве открыто представительство МБРР.

По информации Банка, Российская программа приватизации оказалась наиболее крупной из всех когда-либо реализованных в мире. МБРР поддержал усилия Правительства РФ, дав свои политические рекомендации и выделив заем на проект по осуществлению приватизации 90 млн. долл. США и заем на развитие банковской системы 200 млн. долл. США.

Персонал Банка составляет около 6000 чел. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк) учрежден в 1990 г. Согласно учредительным документам Банк имеет целью оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР.

В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивают финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и "развитая инфраструктуры.

Членами Банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 г. - Россия. В 1995 г. у Банка было 60 акционеров из 58 стран. Капитал банка 10 млрд. ЭКЮ (евро).

Ныне Евробанк имеет трехступенчатую структуру управления: Совет управляющих, Совет директоров и Президент банка.

Совет управляющих - высший орган управления Банком. Совет директоров состоит из 23 человек из стран - членов Банка. Президент Банка избирается на Совете управляющих сроком на 5 лет.

Штаб-квартира Евробанка размещается в Лондоне.

4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1958 г. по Римскому договору рядом государств Европы. Цели создания банка:

1) поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран - членов Европейского сообщества;

2) финансирование развития остальных регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и

гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий.

Европейский инвестиционный банк - учреждение с автономным финансовым статусом. Руководящий орган - Совет управляющих (в составе министров финансов стран-участниц), который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок.

Уставный капитал Банка 14,4 млрд евро, резервы - 1,6 млрд евро. Учредителями Банка являются 10 государств. В настоящее время Банк работает с 60 странами Европы и Африки —Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 564 с..

5. Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. по инициативе США. Является филиалом Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).

Цель создания Международной финансовой корпорации:

1) развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;

2) участие в формировании капитала частных предприятий;

3) предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.

МФК имеет собственный капитал, органы управления и отдельный штат сотрудников.

6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Цели создания ЕФВС:

1) предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕФВС;

2) укрепление Европейской валютной системы. Кредиты предоставляются странам при условии выполнения ими программ стабилизации экономики.

ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции кредитно-расчетного обслуживания стран - членов ЕВС.

7. Банк международных расчетов (БМР) - межгосударственный валютно-кредитный банк организован в 1930 г. центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле (Швейцария).

В 1931-1933 гг. к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950-1970 гг. в банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982г. членами БМР стали восточноевропейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран, которые создали Международный банк экономического сотрудничества).

Задачи банка: облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам; содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.

Свою главную функцию содействия расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. С 1979 г. БМР проводит расчеты между банками стран - участниц Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, совершает операции по поручениям отдельных стран.

Банк международных расчетов выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Представленные здесь кредитно-финансовые организации являются наиболее крупными и влиятельными международными институтами, созданными на основе международных соглашений.

Кроме указанных выше организаций в мире имеется еще множество региональных кредитно-финансовых организаций. Например, можно отметить такие организации, как Банк Франции для внешней торговли, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, инвестиционные агентства и др.

Россия имеет задолженность по кредитам, полученным ранее у зарубежных частных банков, у ряда зарубежных стран и у международных кредитно-финансовых организаций.

Зарубежные частные банки-кредиторы объединились в Лондонском клубе банков-кредиторов. Переговоры с этим клубом о реструктуризации платежей (об отсрочке платежей) и выплате долгов Правительство РФ поручило Внешэкономбанку России.

Зарубежные государства-кредиторы объединены в Парижском клубе. К обязательствам России перед Парижским клубом относят задолженность по кредитам, предоставленным России и странам СНГ государствами и банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии правительств —Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 564 с..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово-кредитные институты), прежде всего банки.

Финансово-кредитные институты на страновом уровне подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Все они являются примером того, насколько тесно переплетены денежная и кредитная системы.

Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.

Кроме того, с целью регулирования валютных и денежно-кредитных отношений на основе межгосударственных соглашений созданы   межгосударственные (международные) банки: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и его филиалы - Международная ассоциация развития и Международная финансовая корпорация, а также Банк международных расчетов и различные региональные международные банки развития, в том числе Европейский банк реконструкции и развития, а также другие банки. Членом большинства этих банков является и Россия.

В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Небанковские кредитно-финансовые институты занимают видное место на рынке ссудных капиталов, а также его важной части - кредитной системе развитых западных стран. Об этом свидетельствует их деятельность во второй половинеXX в. Эти институты привлекают огромные долгосрочные денежные ресурсы населения, корпоративного сектора и государства и мобилизуют их в виде инвестиций в экономике.

О возросшем значении небанковских институтов свидетельствуют увеличение их доли в общих активах кредитных систем и снижение доли банковского сектора.

В отличие от банковских институтов небанковские выполняют и осуществляют важную социальную функцию, особенно это касается страховых компаний, пенсионных фондов, которые формируют в национальных рамках страховой фонд для физических и юридических лиц. Кроме того, такие небанковские институты, как ссудо-сберегательные ассоциации, финансовые компании и кредитные союзы, также удовлетворяют социальные запросы общества, осуществляя кредитование жилищного строительства и конечного потребления населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон Рос. Федерации от 10 июля 2002г. (ред.от 19.10.2014), №86-ФЗ // Российская газета. – 2002. - №198. Ст.3.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2016) «О банках и банковской деятельности» // http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 08.04.2008 N 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // http://www.consultant.ru
  4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 23.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 23.07.2016) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2016) // http://www.consultant.ru.
  6. Акимочкин И.В. Тенденции развития мирового страхового рынка // Страховое дело. - 2010. - N 11. - С.50-53.Анализ условий банковского кредитования: опыт и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2015. - N 10. - С.73-74.
  7. Базанов А.Н. Некоторые актуальные проблемы развития страхового рынка России // Страховое дело. - 2015. - N 9. - С.19-23.
  8. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 650 с.
  9. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - Спб.: Питер, «Учебник для вузов», 2014. С.265.
  10. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер.с анг. / Брю С.Л., Макконелл К.Р. – М., 1992. - 678 с.
  11. Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта. Учебник. – М.: АО Диас, 2016. – 456 с.
  12. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2014. – 420 с.
  13. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 568 с.
  14. Едронова В.Н. Классификация банковских кредитов и методов кредитования // Финансы и кредит. - 2009. - №1.  – С.24-28.
  15. Марченко, А.А. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно-кредитного регулирования // Деньги и кредит. - 2015. - N 11. - С.72-73.
  16. Осипов А.А. Инфраструктура кредитного рынка: зарубежный опыт и проблемы развития в России: автореферат. на соискание ученой степени к.э.н. М., 2010.
  17. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
  18. Радева О.В. Основные подходы к применению индикаторов условий банковского кредитования в макроэкономическом моделировании // Деньги и кредит. - 2015. - N 10. - С.54-58.
  19. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 810 с.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
  21. Экономическая теория: Учеб.для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – С.315.
  22. Анализ условий банковского кредитования: опыт и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2015. - N 10. - С.73-74.
  23. Аналитический бюллетень. Банковская система России: тенденции и прогнозы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vid1.rian.ru (дата обращения 27.09.2016).
  24. АСН  Агенство  Страховых  Новостей.  Страховые  итоги  полугодия:  перемены  в  top-10.  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:http://www.asn-news.ru/news/35805
  25. Григорьева  Елена  Коммерсантъ,  приложение.//  Успехи  страховой  сборной-2016.  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:http:  http://www.insur-info.ru
  26. Зимина Д.Н. Страховой рынок РФ: состояние и перспективы развития // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/8032-2016-05-27-11-00-08
  27. Официальный сайт РИА РосБизнесКонсалтинг, 2016. – Режим доступа:htpp://www.rbc.ru.
  28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 2016. - Режим доступа: http: www.gks.ru.
  29. Статистика.  Статистические  данные  по  итогам  деятельности  страховщиков  за  9  месяцев  2015  года.  [Электронный  ресурс] -  Режим  доступа.  -URL:http://www.fcsm.ru/
  30. Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.11.2016).
  31. ЭКСПЕРТ  РА.  Рейтинговое  агентство.  Бюллетень//  Прогноз развития российского  страхового  рынка  на  2015  год:  рост  в  законе  [Электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:  http://raexpert.ru




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. О ПРИМЕНИМОСТИ CDS ДЛЯ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РФ

2. Характеристика кредитного договора как гражданско-правовой сделки

3. Характеристика финансовых активов

4. Анализ последствий государственного регулирования агропродовольственного рынка в России на примере рынка зерна

5. Оптимизация кредитного портфеля (на примере Красноярского Городского отделения Сбербанка России № 161)

6. Характеристика рынка золота

7. Характеристика ООО «Лента-Тур» как субъекта рынка туризма

8. Исследование международных финансовых организаций и изучение участия России в их функционировании

9. Основные институты и их роль в реализации кредитно-денежной политики

10. Развитие финансового рынка России