МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ



МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ " В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Оглавление Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения стар- шеклассников…………………………………………………………………….8

1.1. Понятие «профессиональное самоопределение учащихся» в педагогике

и психологии……………………………………………………. ………………..8 1.2.Психологические особенности юношеского периода и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте………….12

Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального само- определения обучающихся………………….......................................……....…17

Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологиче- ского образования (формы, методы и приемы профессионального самоопре- деления учащихся на уроках биологии)……………………………………...19Выводы по главе 1……………………………………………………….…….27 Глава 2. Элективный курс «Основы биотехнологии» как элемент самоопре- деления школьников ………………………….……………………………….28

Элективные курсы: сущность, цели, задачи, проектирование содержа- ния……………………………………………………………………. 28

Использование элективного курса «Основы биотехнологии» в обучении школьников биологии………………………………………………………….34

Педагогический эксперимент по внедрению курса «Основы биотехноло- гии» в образовательный процесс по биологии……………………………...…35 Выводы по главе 2………………………………………………………..……...50 Заключение……………………………………………………………………51

Библиография……………………..……………………………………………...53

Введение

Актуальность исследования. В современном мире проблема профессио- нального самоопределения является как никогда актуальной. Ежегодно де- сятки тысяч школьников, окончивших школьное образование, собираются поступать в различные высшие учебные заведения. Статистика свидетель- ствует, что, зачастую, большая часть этих молодых юношей и девушек стал- киваются с серьезными проблемами выбора профиля дальнейшего обучения, а соответственно и с дальнейшим трудоустройством. Многие начинают ис- кать применение своих способностей и умений в абсолютно разных сферах, так и не приходя к одному нужному для них решению.

Особенности современной социально-экономической  ситуации,  отра- зившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональ- ной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответ- ственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно вы- бранная  профессия способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной   адап- тации. Поэтому, профессиональное самоопределение старшеклассников в настоящее время является социально-педагогической проблемой.

Последние два десятилетия характеризуются выдающимися достижения- ми биотехнологии, являющейся междисциплинарной областью знаний. В настоящее время вырастает необходимость специализации в сфере биотехно- логии, т.к. биотехнология становится значимой областью, появляются ком- плексные науки, развивается биологическая промышленность. Биотехноло- гии применяются в сельском хозяйстве, медицине, фармацевтическом произ- водстве и др. В связи с этим, перспективными становятся профессии, связан- ные с биотехнологией и нужны профессионально ориентированные выпуск- ники общеобразовательных организаций. Биотехнологические знания важны также в повседневной жизни.

Процесс профессионального самоопределения в процессе обучения биологии (так как биотехнология является разделом биологии) в свою очередь включа- ет развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального об- раза профессионала. Исходя из этого, у многих ученых (А.Е.Голомшток, П.А.Шавир и др.) профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Изучением профессиональной ориентации при обучении биологии в стар- ших классах занимаются Н.Д. Андреева и Н.В. Малиновская [1]. Они счита- ют, что введение отдельного курса это совершенно новый подход к реализа- ции профессиональной ориентации в профильном обучении биологии. Ими разработан элективный курс «От знания биологии – к выбору профес- сии».Е.А. Никишовой была разработана программа элективного курса «Ос- новы биотехнологии» и пособие, адресованное учителям биологии в целях оказания помощи при подготовке к проведению занятий по элективному кур- су "Основы биотехнологии" [27].В этом пособии определены задачи изучае- мых тем и описана методика изучения нового материала.

В нашей исследовательской работе была использованаавторизованная про- грамма, разработанная на основе программы элективного курса «Основы биотехнологии», предложенного Е.А.Никишовой.

В методике обучения биологии исследовались различные аспекты професси- ональной ориентации школьников: ее связь с политехническим обучением (Н.М.Верзилин, В.М. Корсунская), ориентация на уроках и экскурсиях (В.С.Анисимова,  Е.Т.Бровкина,  А.Н.Мягкова),  развитие  познавательных  и

профессиональных интересов к предмету на факультативных занятиях (Р.С.Альтшуллер, Е.М. Гвоздырева).

Вопросы профессионального самоопределения в обучении биологии разра- ботаны учеными-методистами в рамках проблемы формирования приемов учебной работы школьников. Работы таких ученых, как П.И. Боровицкого, П.И.Полянского, В.М.Корсунской, Н.М.Верзилина посвящены этому вопро- су. Ими было установлено, что на уроках биологии, в процессе обучения биологии старшеклассники имеют большие возможности развить те свои ка- чества, которые будут необходимы в профессиональной деятельности в бу- дущем [4].

Приемы и методы, которые способствуют развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся, приобретают огромное значение в процессе обучения. Этой темой в психологии и педагогике зани- мались такие ученые как А.А. Бодалев, А.Е.Голомшток, П.А. Шавир, Е.А.Климов, И.Д.Чернышенко и др.

Несмотря на имеющиеся достижения, проблема профессиональной ориен- тации при обучении биологии до сих пор не решена: не сформулированы за- дачи профориентационной работы, не определен круг наиболее эффективных методов профориентации, отсутствует необходимое методическое обеспече- ние учителей. В связи с востребованностью профессионально ориентирован- ных выпускников, возникла необходимость рассмотреть вопросы влияния занятий по элективному курсу «Основы биотехнологии» на профессиональ- ную ориентацию старшеклассников при обучении биологии.

Объект исследования - образовательная деятельность старшеклассников в естественнонаучных предметных областях.

Предмет исследования– методика организации и использование электив- ного курса «Основы биотехнологии» в обучении биологии.

Цель исследованияуточнить методические основы и проверить эффектив- ность элективного курса «Основы биотехнологии»для профориентации   обу-

чающихся старших классов общеобразовательных организаций апробацией одного занятия.

Гипотеза исследования: Элективный курс «Основы биотехнологии» будет эффективным если:

-будет разработано содержание элективного курса «Основы биотехнологии»;

-введены единые критерии, позволяющие контролировать образовательные результаты, достигаемые старшеклассниками;

-создана положительная мотивация для изучения данного курса;

-разработана система практических занятий.

Задачи исследования:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по теме профессио- нального самоопределения старшеклассников на уроках биологии;
  2. разработать учебную программу элективного курса «Основы биотехноло- гии»и педагогические (дидактические) средства (анкеты при входе и анкеты при выходе);
  3. провести педагогический эксперимент по апробации одного занятия из элективного курса «Основы биотехнологии»;
  4. расширить и углубить познавательные интересы и склонности обучаю- щихся средствами элективного курса «Основы биотехнологии»;

5)выявить динамику изменения мотивации к изучению биотехнологии, про- анализировать полученные в ходе экспериментальной работы результаты с помощью различных разработанных показателей и критериев и сделать соот- ветствующие выводы.

Экспериментальная база:исследования проводились в 10 классе ГБОУ СОШ №1297 г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 25 человек (возрастной диапазон 16-17 лет).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной исследовательской работе раскрыта сущность и структура   про-

фессионального самоопределения и влияние элективного курса «Основы биотехнологии» в профориентации старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке анкет при входе и анкет при выходе, а также в разработке авторизованной программы элективного курса «Основы биотехнологии», способствующего профессио- нальному самоопределению старшеклассников.

Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

  1. 1.Понятие «профессиональное самоопределение» учащихся в педа-

гогике и психологии

Существует огромное количество определений понятия «профессиональ- ное самоопределение». Прежде чем начать говорить об определении и про- анализировать его, необходимо рассмотреть истории его становления.

Все началось в 1897 г., а если быть точнее, в России появилась первая служба по поиску работы. Только много лет спустя такого рода службы приобрели статус государственных учреждений. Уже в Советской России проблемы трудовой подготовки были значительно важными темами. Стали вводится различного рода курсы по самоопределению старшеклассников, которые в большинстве своем, по тем или иным причинам не становились успешными. Многие известные ученые внесли свой вклад в исследование проблемы про- фессионального самоопределения. Среди них Н.К. Крупская, В.А. Сухом- линский и др.

Что же такое профессиональное самоопределение?Много лет,изучая эту проблему, ученые не могут прийти к одному и тому же определению. Это связано с тем, что профессиональное самоопределение можно рассматривать с разных точек зрения.

В энциклопедическом словаре под редакцией Н.А Волгина профессиональ- ное самоопределение рассматривается как осмысление и нахождение себя в соответствии с общепринятыми критериями профессионализма, принятых людьми [5].

Это определение достаточно широкое. Приведем, для анализа, еще одно определение, принадлежащее Е.А. Голомшток: «Профессиональное само- определение можно понимать как деятельность человека, которая обретает содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда».

В нашей работе мы постараемся придерживаться следующего определения:

«Профессиональное самоопределение школьника можно определить как дли- тельный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе (как будущему субъекту профессиональной деятельности)». Это определение было предложено Е.А. Климовым[16].

В данном определении важно то, что подчеркивается активная роль челове- ка, делается акцент на то, что он сам выбирает себе профессию. Так,Е.А. Климов делает упор на взаимодействия человека с его профессией, и  только в случае, если в этом взаимодействии в центре остается человек, только тогда может возникнуть вопрос о профессиональном самоопределении.

Термин самоопределение не означает, что в развитие подрастающего челове- ка ничто, и никто не может и не должен влиять. Наоборот должно быть ка- кое-то педагогическое вмешательство. На данный момент существует боль- шое количество полезных общественных групп, которые борются за влияние на молодежь. Педагог должен направлять и поддерживать обучающегося.

Взгляды на профессиональное самоопределение в педагогике и психологии несколько отличаются, соответственно, исходя из специфики той или иной науки.В педагогической науке понятие «самоопределение»подразумевает степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определе- ние смысла своего существования (с ориентацией на будущее).

В истории развития научной мысли рассмотрение вопросов профессио- нального самоопределения являлось базисом для решения проблем самопо- знания и саморазвития личности. До сих пор нет единой методической пози- ции на счет самоопределения в ее профессиональном аспекте. Поэтому счи- тается, что определение сущности профессионального самоопределения это нерешенная задача не только педагогов, но и психологов и разных других представителей направлений науки. Из этого можно сделать вывод, что  сущ-

ностью профессионального самоопределения является самостоятельный (личностный) и осознанный поиск себя и своей будущей работы [3].

Выбор профессии очень важный шаг. Это процесс принятия старшекласс- ником решения, касающегося получения социально-значимого результата. Вступив на этот путь взрослой жизни, он становится субъектом обществен- ного труда, представая в роли работника. Профессиональное самоопределе- ние не всегда совпадает с выбором профессии. Это связано с тем, что моло- дые люди зачастую выбирают профессию не по своим интересам и способно- стям. Некоторые «выбирают» профессию случайно, например, по факту бли- зости работы к месту жительства, по знакомству и т.д.

Рассмотрим проблему самоопределения с точки зрения психологии.В оте- чественной психологии в последние годы все большее количество ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Выбирая профессию, человек пла- нирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус с жизненными ценностями. Очень много исследований проведено на эту тему [17].

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как проявление психического развития человека, как долгий процесс приобщения в свое профессиональное сообщество, а если рассматривать более широко – то в со- циальную жизнь.У старшеклассников отношение к профессиям очень не- определенное и смутное, ведь устоявшееся определенное отношение к раз- личным  областям  труда  складывается   в   течение   всей   жизни. Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. Климову, являет- ся формирование профессионального самосознания, в структуре котороговы- деляются:

  1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности (если родители ученика принадлежат к какой-нибудь династии, например, врачей или учителей).

  1. Оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов и пр.).
  2. Знание человека о степени его признания в социальной группе («в этой сфере        меня        будут        считать хорошим специалистом»).
  3. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования (достигается путем анализа и тестов на профессиональное самоопределение в старшей школе).
  4. Представление о себе и своей работе в будущем (наиболее значимыйпункт, так как подростковое мышление полностью ассоциируется с популярностью профессии и представлением себя в роли этой профессии).

Что же из этого следует? Если рассматривать самоопределение, как дли- тельный процесс, то можно увидеть такие компоненты как, самопознание (когда человек осознает всю совокупность своих интересов и взглядов на те, или иные профессии), возможность самооценивания (сравнение идеальных представлений о выбранной профессии с теми результатами, которые полу- чились в ходе самопознания) и, конечно, саморазвитие (человек изначально идет к своей цели, формирует в себе те качества, которых требует у него та или иная профессия).

Итак, профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласован- ности психологических возможностей человека с содержанием и требовани- ями профессиональной деятельности, а также сформированностью у лично- сти способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профес- сиональное самоопределение – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности,

взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования лично- сти в процессе профессиональной ориентации [2].

1.2.Психологические особенности юношеского периода и профессио- нальное самоопределение в юношеском возрасте

При использовании в обучении элективных курсов самой важной пробле- мой являются возрастные особенности старшеклассников, связанных с фор- мированием личности в школьном возрасте. Юношеский возраст (период ранней юности с 15 до17 лет) приходится на старшую школу. Это время начала перехода старшеклассниками в старшее звено, либо в новые учебные заведения, такие, как гимназии, колледжи. Эта новая социальная ситуация развития характеризуется многими факторами. Это и новый незнакомый коллектив, и направленность на будущее и многое другое. Направленность на будущее, пожалуй, самый важный фактор, так как это выбор образа жиз- ни, поведения, профессии и окружающих тебя людей [41].

Откуда же берется необходимость этого выбора? Необходимость иниции- руется родителями и в последующем направляется учебным заведением.В данный период фундаментальное значение присваивается ценностно- ориентационной активности. Старшеклассник закрепляет за собой право к автономии, быть тем, кем он хочет [31].

Существует три вида автономии – это поведенческая, эмоциональная и мо- рально – ценностная автономии. Поведенческая автономия - это право стар- шеклассника решать все свои личные вопросы (касающиеся только его само- го) самостоятельно.Эмоциональная потребность – потребность и право иметь личные привязанности, не связанные с выбором родителей. Морально – цен- ностная автономия это возможность иметь собственно мнение и собственные взгляды [35].

В этом юношеском возрасте очень важное значение имеет поддержка и дружба. Доверительные отношения являются залогом успеха любого начи-

нания старшеклассника, особенно если это выбор профессии.Как уже было сказано выше, юношеский возраст является этапом формирования собствен- ного мировоззрения, началом принятия решений самостоятельно.

Первым делом возникают вопросы «Кто я? К чему я стремлюсь? Каким я могу быть?». [32]. При ответе на эти вопросы у старшеклассника формирует- ся:самосознание – общее и наиболее полное представление о самом себе, проявление эмоционального отношения к себе, умение самостоятельно оце- нивать свою внешность, свои качества и способности, а также свои достоин- ства и недостатки. С помощью самосознания возникает возможность целе- направленного самосовершенствования и самовоспитания.

Кроме того, начинает формироваться собственное мировоззрение – целостная система взглядов, знаний, убеждений, своя жизненная философия, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сфор- мировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Дополнитель- но к этому появляется стремление заново и критически осмыслить все окру- жающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать соб- ственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. [33].

Особую роль играет максимализм суждений в юношеском возрасте. Для некоторых свойственен даже эгоцентризм мышления. Стремление старше- классника показать свои достижения, свои теории и правила, обычно, строят преграду между старшеклассником и остальным миром. Хотение показать свою полную автономию и независимость сопровождаются пренебрежитель- ным отношением не только к родителям, но и ко всему старшему поколению, тех «кто его не понимает». Возникает недоверия и критиканство по отноше- нию к советам и действиям старших. Иногда старшеклассники показывают открытую агрессию и начинают активно противодействовать. Но даже в та- кое ситуации, когда «все против него и никто его не понимает» ему активно требуется  поддержка. Обычно  этой поддержкой становятся ровесники.  Они

оказывают моральную поддержку и всячески помогают друг другу. Именно в этот момент можно говорить про повышенную подверженность. Это прояв- ляется и в общих вкусах, и в едином стиле поведения и в нормах морали (свой жаргон, субкультура). Стоит сказать, что даже преступления, обычно совершаемые в юношеском возрасте, зачастую, имеют групповой характер. Это связано с неосознанной внушаемостью и сознательным конформизмом.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и со- знательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятель- ности, в которой человек может быть максимально полезен другим (напри- мер, врач, педагог, исследователь), но и конъюнктурой, выгодой, практиче- ской ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлечен- ные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения. Личностное самоопределение наиболее тесно связано с типом учебного заведения.

Потребность в самоопределении, которая возникает в юношеском воз- расте, очень сильно влияет на характер учебной деятельности, а иногда и направляет ее .Это и выбор дальнейшего учебного заведения, и выбор курсов с углубленной подготовкой, а также выбор элективных курсов.

Многие старшеклассники говорят: «Физика никогда мне не была интерес- на, поэтому я не буду учить физику, биология – вот что действительно мне нужно и понадобится в дальнейшей учебе».Если посмотреть с одной точки зрения, то ничего ненормального в этом нет, если старшеклассник, выпуска- ясь из школы хочет заниматься тем, что он хочет, поэтому и выбирает соот- ветствующий предмет.Но, с другой точки зрения это неким образом означа- ет, что это невыполнения требований учебного заведения и общей образова- тельной программы.В связи с этим школьник может столкнуться   с рядом

проблем. А именно – с недовольством родителей и учителей и, естественно, на этой почве возникают ссоры и конфликты.

Одним из наиболее важных процессов психологических юношеского периода является становление самосознания и своего «Я». Это становление самосо- знания может  проходить по нескольким направлениям [14].

В первую очередь это конечно открытие своего внутреннего мира. Выпуск- ники медленно начинают осознавать, что все эмоции, которые они испыты- вают – это не просто что-то, которое пришло от внешнего мира, а не что иное, как выражение своего «Я». У детей постепенно начинает проявляться чувство «непохожести», осознание того, что ты не похож на остальных, в связи с этим нередко бывает и появление чувства одиночества, которое вы- ражается в том, что дети берут за установку идею меня никто не любит, я одинок».

Во-вторых, у детей появляется осознание того, что время уже не вернуть обратно. Осмысление этого позволяет им задумываться о смысле жизни, о выборе своей будущей профессии, о своих дальнейших планах, связанных с этой профессией. Маленькими шажками та цель, которая была в начале и ко- торая вроде только была мечтой и чем-то абстрактным, уже начинает выри- совываться какой-то определенный  план осуществления своих целей.

В-третьих, у детей формируется целостное представление о себе как о лично- сти, об отношении к себе. Естественно, представление сначала начинает формироваться с особенностей своего тела, внешних данных, привлекатель- ности, и только потом они начинают осознавать различные морально- психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

Достижение ребенком 15-17 лет считается возрастом перехода к профессио- нальному обучению. Кузнецов А.В. рассматривает определение выбора про- фессии и его устойчивость как два параметра «определенности будущего», где определение является одним из основных показателей, который характе- ризует смысловое будущее выпускника [19].  Не менее важным    показателе-

мявляется «валентность», объединяющая параметры ценностной насыщенно- сти эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.

Естественно, на то, какую профессию выберет выпускник влияютразлич- ные факторы. Это, конечно же и родители, и различные средства массовой информации, а также друзья и т.д. В большинстве своем дети согласуют свой выбор профессии со своими родителями и друзьями (нередко бывает, что под влиянием друзей, либо за компанию, выбирают какое-либо профес- сиональное учреждение). Проводились исследования, по результатам кото- рых 39% опрошенных студентов отмечают, что на выбор их профессии ока- зали влияние учителя в старших классах. Но, на самом деле влияние родите- лей сильнее, чем влияние учителей [39].

Существует ряд основных факторов, которыеи определяют выбор профес- сии. Е.А.Климов выделяет восемь таких факторов [17].

1.Позиция старших членов семьи.

Естественно, забота родителей о профессиональном выборе своего ребенка понятна; они, несомненно, несут большую ответственность за то, как скла- дывается жизнь их ребенка.В некоторых случаях родители дают ребенку полную свободу действий, но при этом хотят добитьсяот ребенка самостоя- тельности, ответственности, инициативы. Иногда бывает, что родители не соглашаются с профессиональным выбором своего ребенка и пытаются ка- ким-то образом его пересмотреть, считают ребенка еще маленьким. Зачастую правильному выбору профессии мешают установки родителей, стремящихся к тому, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятель- ности, в которой они сами когда-то не смогли себя полностью про- явить.Многочисленные наблюдения показывают, что в большинстве своем дети все-таки соглашаются с выбором родителей и рассчитывают на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. Но детям нельзя ни в коем случае забывать, что работать по выбранной специальности при- дется не кому-нибудь, а им.

  1. Позиция товарищей, подруг (сверстников).

На профессиональный выбор, конечно, не может не влиять мнение друзей (сверстников). Такая позиция, позиция микрогруппы порой может стать даже решающим в профессиональном самоопределении.

  1. Позиция учителей, учителей-предметников, классного руководителя. Каждый учитель, при знакомстве с учеником  может сказать о  наклонностях и способностях каждого выбранного ученика и зачастую дает советы. Часто педагог знает об ученике столько информации, которая неизвестна даже са- мому ученику.
  2. Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план - это или об- раз, мысленное представление, все его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на бу- дущее, пути и средства их достижения. Но планы, которые мы строим, они очень сильно различаются и то, какие они зависит от человека.

  1. Способности индивида.

Естественно, при выборе профессии колоссальную роль играют способности каждого школьника, т.к. именно они включают в себя будущую профессио- нальную пригодность.

  1. Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессио- нальной подготовки [40].

1.3. Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения обучающихся

При рассмотрении основных подходов и методов следует обратить внима- ние на то, что как в психологии, так и в педагогической науке работа по ру- ководству  выбора  профессии  школьниками  понимается  как  часть учебно-

воспитательной работы, которая подготавливает старшеклассников для вступления во взрослую жизнь [15].

Учебно-воспитательная работа включает в себя несколько направлений, ос- новными из них являются:

-приспособление обучающегося к выбранной профессии, как профессио- нальной общности.

Для практической реализации этих направлений используются различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования.Школьник сталкивается с большим количе- ством собственно учебной информации и необходимостью освоить обоб- щенные приемы ее использования, переработки, усвоения, что является цен- ной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда.

Для обдумывания будущего профессионального пути, которое выражено эмоционально и обострено в среднем и старшем школьном возрасте, должен быть в течение предшествующего развития накоплен большой запас «штри- хов», впечатлений, представлений, знаний, характеризующих мир труда. Без этого собственно разумное самоопределение и невозможно, а неизбежен путь случайных проб и попыток. Педагогическое же руководство учащимися в де- ле проектирования ими своего профессионального будущего может при этом выродиться в простую замену профессионального самоопределения, а имен- но: учащийся будет не подготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении. Педагогу же ничего не останется, как предлагать ему  те или иные готовые варианты решений о возможном профессиональном будущем.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение, т.е. сообщение школьникам сведе- ний о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, по-

требностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых професси- ей к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их полу- чения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах — одна из важ- ных задач для современной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим пе- дагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как не- умелое давление на школьников может привести лишь к окончательной по- тере у них интереса к той или иной профессии.

В отечественной психологии и педагогике постепенно накапливается ин- тересный опыт разработки и использования игровых профконсультационных методов и создания профориентационных программ с элементами активиза- ции старшеклассников. Так, профориентационные игры с классом  могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискусси- ям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы.

Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно ис- пользуются в работе с подгруппой (8—15 человек) или малой группой (6—8 человек).

В дополнении к игровым формам желательны активизирующие профори- ентационные опросники, бланковые игры с классом, схемы анализа и само- анализа ситуаций самоопределения

1.4 Профессиональное самоопределение как элемент школьного биоло- гического образования (формы, методы и приемы профессионального

самоопределения учащихся на уроках биологии)

На уроках биологии в процессе учебной деятельности учениками усваива- ется содержание учебного материала. Это усвоение как результат обучения, несомненно, зависит от того, как будет организована именно эта деятель- ность. В зависимости от того, каким образом учитель ее организует, зависит отношение обучающихся к собственной образовательной деятельности. Во многих случаях, интерес обучающихся к процессу обучения прямо пропор- ционально зависит от того, как действует учитель, т. е. от результата его дея- тельности. Здесь можно привести такие примеры: учитель иногда может вы- брать такое содержание учебного материала, что оно вызывает перегрузку обучающихся; иногда учитель не в совершенстве владеет современными ме- тодами обучения, а если и владеет, то не умеет эти методы оптимально соче- тать; нередко бывает, что учитель не может построить отношения со школь- никами, и, следовательно, не может умело организовать отношения обучаю- щихся друг с другом;также иногда препятствием могут быть и некоторые особенности личности самого учителя.Выводом из вышесказанного следует, что когда учитель строит программу помощи в профессиональном самоопре- делении на уроках биологии, ему обязательно нужно быть информирован- ным о современном состоянии проблемы методов обучения биологии [18].

Так что же такое метод обучения? Способ упорядоченной и взаимосвязанной работы учителя и школьников, работы, которая направлена на решение раз- личных задач образования, а также развития и воспитании в процессе обуче- ния биологии и называют методом обучения.Методы обучения являются од- ним из важнейших компонентов учебного процесса.Без применения методов обучения будет просто невозможно реализовать цели и задачи обучения био- логии, а также достичь усвоения школьниками определенного содержания учебного материала.

На данный момент можно выделить три основные группы методов обуче- ния биологии. К первой группе относят такие методы, которые организуют и осуществляют учебно-познавательную  деятельность.  Например, это словес-

ные, практические и наглядные методы обучения биологии. Ко второй груп- пе относят методы, которые стимулируют и мотивируют учебную деятель- ность школьников.Например, это разнообразные дидактические игры, раз- личные учебные дискуссии, а также создание всевозможных эмоционально- нравственных ситуаций на уроках биологии. К третьей группе относят мето- ды, которые контролируют эффективность учебно-познавательной деятель- ности учащихся, в том числе методы самоконтроля. Например, таковыми яв- ляются индивидуальный и фронтальный опросы, зачеты и экзамены.

Классификация методов обучения биологии, которая изложена выше, являет- ся относительно целостной. Она учитывает все основные структурные эле- менты деятельности. К основным структурным элементам учебной деятель- ности относят организацию учебной деятельности, еѐ стимулирование и кон- троль. В этой классификации представлены различные аспекты деятельности, а именно: восприятие и осмысление учебной информации, а также ее прак- тическое применение.

Если мы начнем разбирать каждый из этих методов обучения биологии, а также каждый из методов организации учебной деятельности, то эти мето- ды обладают как информативно-обучающим, так и мотивационным воздей- ствием.Из этого следует, что функцией любого метода обучения является мотивирующее-стимулирующая.

Проводились многочисленные специальные исследования, которые были посвящены  проблеме формирования познавательного интереса школьников [

].Эти исследования показали, что развитие интереса характеризуется всегда тремя процессами:

  1. положительной эмоцией, с которой относятся обучающиеся к деятельно- сти, в том числе учебной деятельности;
  2. наличием познавательной стороны этой эмоции;
  3. наличием мотива, который идет от самой деятельности.

Из вышесказанного следует, что в процессе обучения биологии очень важ- ным аспектом является то, какие положительные эмоции возникают у обу- чающихся на уроках биологии. Также положительные эмоции должны  быть у школьников к содержанию учебной деятельности, а также к еѐ формам и методам осуществления.Из психологии известно, что любое эмоциональное состояние обычно связано с переживанием какого либо душевного волнения. Это может быть какой-то отклик, сочувствие, радость, либо гнев, а может и удивление. Только благодаря этому во время того, как школьник пытается запомнить, осмыслить учебный материал, подключаются глубокие внутрен- ние переживания личности. Именно эти переживания обеспечивают протека- ние этих процессов, отчего они становятся эффективными в смысле дости- жения целей.

Особое местов методах обучения биологии занимают и методы контроля и самоконтроля.Например, устный контроль достигается путем индивидуаль- ного и фронтального опроса на уроках. Несомненно, такую форму проверки знаний очень сложно осуществить (а порой и практически невозможно) в условиях дистанционного обучения.При индивидуальном опросе учитель ставит перед школьником ряд вопросов. При ответах на эти вопросы ученики показывают достигнутый уровень освоения учебного материала.Также ис- пользуется и фронтальный опрос. Его смысл состоит в том, чтобы учитель подобрал такие вопросы, которые были бы логически связаны между собой. Вопросы ставятся перед всей аудиторией, а дальше просто вызываются для ответа те или иные обучаемые.

В процессе обучения биологии все вышеперечисленные методы, есте- ственно, предполагают проведение различных проверочных работ, всевоз- можных сочинений, а также письменных зачетов. Все эти перечисленные работы могут быть как и длительными, так и кратковременными.

Одним из самых важных целей работы учителя в том, что он должен ока- зывать помощь ученикам в выборе и определении жизненных планов в со-

здании условий для личностного его развития, и, несомненно, его самоопре- деления в выборе профессии в процессе обучения биологии.Достижение этой цели связано с реализацией личностно-ориентированногоподходак обуче- нию.Естественно, самой главной целью такого обучения становится развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также нравствен- ных ценностей и ориентиров их личности. Все это необходимо для того, чтобы обучающийся, был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, мог принимать важные для себя решения. Каждый учитель дол- жен задать себе целью воспитать из школьника личность, и непросто лич- ность, а личность активную, творческую, которая свободна могла бы вести самостоятельный поиск и делать всевозможные собственные открытия. Важ- но, чтобы эта личность могла самостоятельно принимать решения, нести от- ветственность за принятые решения и могла разрешать возникающие про- блемы. На уроках биологии это возможно при получении обучающимися знаний о живой природе; осознании школьниками того, что жизнь – это наивысшая ценность бытия, овладение школьниками практическими навы- ками применения биологическихзнаний; разностороннее развитие личности учащихся средствами учебного предмета «Биология».

Для всестороннего развития школьника важна мотивация учителя в про- фессиональном плане, учитель биологии должен включать учеников в раз- личную общественно-значимую практическую деятельность. К такой дея- тельности относят, например, общественную экспертизу в области экологии, или, к примеру, всевозможные профессиональные пробы, работы на приш- кольном участке, публичные выступления на научно- практических учениче- ских конференциях и т.д. Если все вышеперечисленное будет соблюдено, то это дает возможность воспринимать обучающимися процесс обучения в единстве, как некий целостный комплекс. Благодаря этому процесс обучения не кажется разделенным на какие-то отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У ребенка в сознании формируется целостная картина мира, кар-

тина мира живой природы, которая помогает школьнику сделать правильный и осознанный выбор своего дальнейшего пути.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что школьники в выборе профессии опираются на такие мотивы, как социальная значимость и престиж будущей профессии, материальная заинтересованность, нередкои это подражание родителям, близким и знакомым [22].Интерес, который вы- зывает урок биологии у учащихся может оказать колоссальное влияние на выбор с одной стороны, профессии в будущем, а с другой стороны, уже устоявшийся интерес к профессии может положительно влиять на развитие познавательного интереса к биологии.Следовательно, когда мы формируем интерес к тем или иным профессиям, мы тем самым повышаем не только уровень знаний учащихся, но также и повышаем успеваемость в целом.

Не менее важный содержательный компонент профориентационной рабо- ты на уроках биологии – это профессиональноепросвещение. Оно подразу- мевает различные сообщения школьникам сведений о различных профессиях в области биологии [21]. О том, какие эти профессии имеют отличия, каково значение каждой биологической профессии для общества, о потребностях в кадрах, о том, каковы условия профессиональной деятельности, требования, которыепредъявляются профессией к психофизиологическим качествам лич- ности, а также способах и путях приобретения профессии.Так называемое профессиональноепросвещение можно свободно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, которые прямо или косвенно связаны с биологией; можно проводить различные практические работы, демонстрации предметов труда и профессиональных операций. Когда обучающиеся прово- дят всевозможные творческие работы, затрагиваются прикладные аспекты биологии, развивается интерес к этой науке, что, несомненно, влияет на про- цесс профессионального самоопределения [13].

Чтобы помочь ребенку выбрать свою профессию в будущем, на уроках био- логии необходимо знакомить обучающихся с разными видами труда и про-

фессиями, изучать склонности каждого ребенка, особенности и профессио- нальные интересы обучающихся, а также консультировать школьников по различным вопросам, которые связаны с продолжением образования и по- следующим трудоустройством [23].

Таким образом, можно выделить следующие направления в работе учителя биологии, связанные с профориентацией школьников [24]:

От того, как учитель биологии умеет связывать профессионально ориен- тационный материал с программным материалом, зависит весь успех про- фессиональной ориентации на уроке биологии. Также успех профориентации на уроке биологии зависит от того, как учитель формирует положительное отношение у школьников к труду, от того, как хорошо применяет различные методы обучения.Если использовать уроки таких типов, как урок- путешествие, урок-конференция, урок-исследование, то можно развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии.

Для того чтобы разработать такие уроки, учителю следует руководство- ваться следующим [20]:

  1. определить в программном материале темы, в изложении которых це- лесообразно включить профессионально ориентационный материал;
  2. выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности для то- го, чтобы формировать сложные умения, которые бы составляли сущ- ность отдельных видов профессиональной деятельности;
  3. определить формы подачи профессионально ориентационного матери- ала, выбрать такой материал, который бы более всех соответствовал содержанию той или иной темы;
  4. подробно изучить литературу об основных профессиях, которые были бы связаны с программным материалом по данному предмету, в дан- ном случае биологии;
  5. овладеть педагогическими и информационными технологиями и тех- ническими средствами обучения, которые были бы рассчитаны на обо- гащение творческого потенциала личности;
  6. углубить свои знания по профессиональной ориентации, а также в пе- дагогике и психологии личности и методах ее изучения.

Выводы по  главе 1

  1. Понятие профессионального самоопределения достаточно неоднозначно. Это и выбор своей будущей профессии, и нахождение себя в этой жизни как личности, и выбор своего дальнейшего жизненного пути. А так как профес- сиональное самоопределение старшеклассников, зачастую, процесс необду- манный и стихийный, необходимо постоянно информировать их на этот счет. И это не только работа родителей и близких ребенка, но и преподавателя, как постоянного наставника и воспитателя.
  2. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста не позво- ляют учителям школы в полной мере взяться за проблему профессионально- го самоопределения школьников, т.к. мировоззрение только начинает фор- мироваться, происходит процесс самосознания.
  3. Существует огромное количество форм, приемов и методов для профес- сионального самоопределения школьников, в том числе и по биологии. Важнейшим содержанием социальной взрослости является становление пла- нов. Именно отношение к своей будущей профессии и к своему будущему в целом и есть существенный показатель социально-психологической зрелости школьника. С выбором профессии появляется стержень личности – это опре- деленные цели и задачи.
  4. При профессиональном самоопределении ученику надо помочь правиль- но оценить его способности и возможности. При этом школьники должны придти к выбору сами, а не получать полностью готовые рекомендации от учителя или родителей.

Глава 2.Элективный курс «Основы биотехнологии» как элемент само- определения школьников при изучении биологии

Элективные курсы: сущность, цели, задачи, проектирование содер- жания

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Рос- сийской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизации обуче- ния. Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы [38].

Элективный курс (от лат.electus - избранный, избирательный) – это курс по выбору учащегося, но являющийся обязательным [28]. Реализация элек- тивных курсов происходит за счет школьного компонента учебного пла- на.Элективные курсы играют огромную роль в системе профильного обуче- ния в старшей школе. Ценность элективных курсов, в первую очередь, связа- на с тем, что они направлены на удовлетворение индивидуальных интересов учащихся, на выявление потребностей и склонностей каждого старшекласс- ника. Элективные курсы выбираются каждым учащимся, в зависимости от его интересов и способностей по тому или иному предмету.

Поскольку каждый работодатель хочет видеть у себя в команде человека, который умеет делать ответственный выбор из множества предложенного, то уже именно в школе, а конкретнее на старшей ступени обучения, необходимо давать возможность ученикам выбора интересующих их элективного курса и нести последующую ответственность за принятые решения [34].

Во многом, значение профильной подготовки и состоит в возможности выбора. И, соответственно, старшеклассник должен быть к этому готов.

Для того, чтобы эта схема идеально работала, элективные курсы должны отвечать ряду требований, к числу которых относят следующие [29]:

  1. самое важное требование – множественный выбор, т.е. у каждого уче- ника должна быть возможность выбрать именно тот курс, который ему нравится, соответствует его интересам и способностям;
  2. содержание элективного курса должно знакомить старшеклассников с теми методами и способами, которые в ходе обучения помогут успеш- но его освоить (это могут быть и анализы текстов, и проведение опытов и экспериментов и др.);
  3. не менее одного раз в два года наполнение элективных курсов должно меняться;
  4. элективные курсы должны включать тот материал и ту информацию, которая не дана в учебнике, с целью углубить знания старшеклассни- ков по данному предмету и развить нестандартность мышления.

Для обеспечения гибкой системы профильного обучения предусматривает- ся наличие различных комбинаций между учебными предметами. Обязатель- ными типами учебных предметов являются:

а) базовые общеобразовательные предметы; б) профильные предметы;

в)элективные курсы, т.е.курсы по выбору.

Все элективные курсы принято делить на два типа: предметно- ориентированные и межпредметные (ориентационные).

Соответственно цели и задачи этих двух типов курсов тоже будут различать- ся.Цель предметно-ориентированных курсов по выбору это подготовка стар- шеклассника к сдаче выпускного экзамена и поступлению в высшее учебное заведение. Задачей таких курсов по выбору является расширение знаний, по- лученных на базовом уровне, а также углубление знаний по выбранному предмету, который входит в учебный базисный план школы [9].

Задачей межпредметных или ориентационных элективных курсов является интеграция знаний старшеклассников. Программа, а также цели и задачи элек-

тивных курсов в предпрофильных (9) и профильных  (10-11) классах разные, но структура и специфика одинакова. Так как данная исследовательская рабо- та направлена на профориентацию старшеклассников, то здесь разбираются цели и задачи элективных курсов в 10-11 классах. Элективные курсы выпол- няют много важных функций, из них три являются основными [8]: 1)поддерживают развитие познавательного интереса во всех областях чело- веческой деятельности;

2)служат дополнением к профильному курсу, благодаря чему изучение пред- мета становится более углубленным;

3) совершенствуют содержание программы общего базисного круга, что поз- воляет добиться идеальной подготовки к единому государственному экзаме- ну (ЕГЭ) по выбранному предмету.

Как уже было сказано, элективные курсы являются обязательными для вы- бора в старшей школе, так как основная цель элективных курсов – это подго- товка к выбору профиля.

Из всех вышеизложенных задач самая существенная – это ориентировка старшеклассников в мире разнообразных профессий.В основном, при проек- тировании элективных курсов используются  типовые  учебные программы, но можно разработать авторскую программу, либо авторизованную про- грамму элективных курсов. Авторизованный элективный курс - это програм- ма, за основу которой взята уже существующая учебная программа, но с привнесением своих изменений и дополнений в объеме не менее 30% [37].

При разработке элективных курсов следует различать два понятия: элек- тивный курс и факультативный курс. Сходства и различия элективных и фа- культативных курсов представлены в таблице 1.

Элективные  и факультативные курсы Таблица 1

Элективный курс

Факультативный курс

Сходство

1.Выбирается учениками в зависимости от своих интересов и способностей

2. Целью курсов является профессиональное само- определение учащихся, развитие их интересов и углубление знаний по конкретному предмету 3.Стандарты и ЕГЭ отсутствуют

Различия

1. Обязательны для вы-

1. Может выбрать толь-

бора каждым учеником

ко часть класса

2. Обязательны для по-

2. Необязательны для

сещения

посещения

3.Расписание занятий по

3.Расписание занятий по

курсу указаны в основ-

курсу вынесено за ос-

ном расписании (как все

новное расписание (7-8

остальные уроки)

уроки)

4. Длительность от 6–8

4.Длительность не ме-

ч.  до 72, могут рассчи-

нее 34 ч. Занятия запла-

тываться на несколько

нированы на весь учеб-

месяцев, на четверть

ный год вперед

или на полугодие

5.Должно быть предло-

5. Может быть, предло-

жено несколько курсов

жен только один курс по

по каждому предмету

одному предмету

В ходе освоения программы элективного курса огромную роль играет про- ектная деятельность учащихся. Она является высшей формой дифференциа- ции обучения, т.к. она требует специальной подготовки, как от учителя, так и от ученика. Задача учителя сводится к консультированию старшеклассников

по возникающим вопросам, а также учитель играет роль руководителя. Не- смотря на это, ученик (возможна совместная работа нескольких учеников) подготавливает свой проект.

Особое внимание руководителем должно быть уделено на систему оценива- ния результатов освоения содержания элективного курса. Это может быть традиционная система оценивания в виде оценок или баллов, либо система оценивания типа:

а) элективный курс прослушан;

б) проявлена творческая работа на занятиях курса; в) занятия элективного курса успешно посещены.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного их выбора. Для обосно- вания такого выбора нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, ученики должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных электив- ных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических ком- плектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести его презентацию для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о его содержании. Главная особенность элек- тивных курсов –их вариативность, что предоставляет учащемуся возмож- ность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, спо- собствующей профессиональному самоопределению [6]. Этапы их создания отражены в таблице 2.

Этапы создания элективного курса Таблица 2

Название этапа

Задачи этапа

Содержание дея- тельности учителя

Результат

Аналитический этап

Выявить инте- ресы учащихся

Проведение анке- тирования;

Пояснительная записка

Определить

Анализ методиче-

Сформированные

цель профиля

ских пособий,

цели и задачи

ФГОС,БУП

элективного  кур-

са

Конструктивный

Разработать

Устанавливает

Установлена

этап

содержание

форму организа-

форма организа-

элективного

ции занятий

ции занятий

курса  (задачи,

-выявляет  и  опре-

Разработана ме-

творческие  за-

деляет ведущие

тодическая  часть

дания)   на  ос-

понятия электив-

элективного  кур-

нове сущности

ного курса

са

профильного

-разрабатывает

образования

творческие  проек-

ты, задачи, тексты

Оценочный этап

Разработать и

Разрабатывает

Критерии оценки

определить

критерии оценива-

результативности

метод оцени-

ния

освоения элек-

вания освое-

Определяет формы

тивного курса

ния электив-

проверки проме-

ного курса

жуточного   и  ито-

гового результата

Этап экспертизы

Определить

Проводит диагно-

Коррекция и

соответствие

стику степени вли-

утверждение

содержания

яния элективного

программы ме-

элективного

курса на успеш-

тодическим сове-

курса целям

ность  учащихся  и

том школы

профиля

на их творческие

-определить

достижения

качество со-

-проводит анкети-

держания элективного курса

рование на степень удовлетворенности содержанием элек- тивного курса

Использование элективного курса «Основы биотехнологии» в обуче- нии школьников биологии

Биотехнология –это наука о методах и технологиях производства различ- ных веществ и продуктов с использованием природных биологических объ- ектов и процессов [12]. Сегодня биотехнология  является интегральной наукой , которая определяет научно-технический прогресс. Также на сего- дняшний день это практически единственная в своем роде дисциплина, кото- рая объединяет производство, прикладную и фундаментальную науку.

Для стабильного развития страны, а также для повышения качества жизни населения определяющим является развитие и использование современной биотехнологии. Самым важным фактором удачного развития современной биотехнологии является постоянное совершенствование системы биотехно- логического образования [36].

Та информация, которую обучающиеся получают из учебников по общей биологии не является полной, потому что она не может показать все возмож- ности биотехнологии на сегодняшний день. А между тем значение этой обла- сти знаний очень велико. Исходя из этого, можно сказать, что дополнитель- ная информация и знания не могут помешать ни одному человеку, тем более старшекласснику, который решил связать свою жизнь с биологией [10].

Программа элективного курса «Основы биотехнологии» предназначена для поддержания и углубления базовых знаний учащихся по биологии. Совре- менное обучение школьников невозможно без ознакомления с приоритетны- ми направлениями биологических наук, а также их интеграцией с другими перспективными смежными областями.В глобальном масштабе   биотехноло-

гии должны обеспечить постепенный переход к использованию возобновля- емых природных ресурсов, включая использование солнечной энергии для получения водородного и жидкого углеводородного топлива. Биотехнологи- ческие методы открывают новые возможности в таких областях деятельности человека, как добыча полезных ископаемых, утилизация отходов и защита окружающей природной среды [11].

Элективный курс «Основы биотехнологии» предназначен для учащихся  10

-11 классов. Его изучение данного курса поможет проверить целесообраз- ность выбор профиля и профессиональной деятельности выпускника школы (пробный элективный курс) [26].

Педагогический эксперимент по внедрению курса «Основы биотех- нологии» в образовательный процесс по биологии

Целью исследования сталоуточнение методических основ и проверка эф- фективности использования элективного курса «Основы биотехнологии» в профориентации старшеклассников.

Разработанная авторизованная учебная программа элективного курса «Ос- новы биотехнологии» была создана на основе авторской программы элек- тивного курса Е.А.Никишовой «Основы биотехнологии». Одно занятие по курсу было апробировано в 10-ом классе в ГБОУ СОШ с углубленным изу- чением иностранного языка (английского) №1297 г. Москвы. Тема урока взята из программы элективного курса «Основы биотехнологии» - «Биотех- нология. Клонирование».

Материалы и оборудование: элективный курс «Основы биотехнологии», 2 типа анкет, конспект урока «Биотехнология. Клонирование», проектор.

С учетом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей стар- шеклассников подобрана тема, подходящая для обсуждения. Урок  проходил в форме урока-рассказа и урока-дискуссии.

Урок по теме «Биотехнология. Клонирование»

Задачи урока:

Обучающие: в процессе изучения новых знаний сформировать понятия: био- технология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

Развивающие развивать умение анализировать ситуацию и находить пути решения проблемы

Воспитательные: показать роль биотехнологии в жизни человека.

План урока:

Этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

мо-

Приветствует класс,

Занимают рабочие

мент

проверяет  готовность к

уроку

места,  заполняют  ан-

Дает приготовленную

кету при входе

анкету при входе

2.Мотивация   и  целепола-

Определяет проблем-

Формулируют

лич-

гание

ный  вопрос:  опасна  ли

ностно значимые

це-

генная инженерия, в

ли урока

частности клонирова-

ние человека?» Исполь-

зуя  проблемный вопрос

и активизи-

руя мышление учени-

ков, акцентирует вни-

мание на цели урока

3.Изучение нового матери-

Акцентирует внимание

Слушают   и  конспек-

ала

на важных моментах,

тируют

держит  внимание  клас-

са

4.Подведение итогов урока

Обсуждает

с

классом

Отвечают на

про-

итоги урока.

Дает анкету при выходе

блемный вопрос Заполняют анкету при выходе

Были разработаны две анкеты (анкеты при входе и при выходе). Для полу- чения наиболее полного и объективного отражения знаний, а также положи- тельной мотивации обучающихся в ходе педагогического эксперимента анке- ты являлись анонимными.

Перед внедрением элективного курса «Основы биотехнологии» в форме урока по теме «Биотехнология. Клонирование» была разработана анкета для выявления отношения обучающихся к элективным курсам и к изучению био- логии, в частности биотехнологии (анкета при входе). В данной анкете пред- ставлены 15 вопросов, из которых самый вопрос первый позволяет выяснить определился ли обучающийся с выбором профессии, вторая часть отражает отношение к элективным курсам, третья часть отражает отношение к изуче- нию биологии, и в частности к разделу «Биотехнология». Данное анкетиро- вание позволяет выяснить стремление обучающихся к более углубленному изучению биологии.

Вопросы данной анкеты (анкеты при входе) были разделены на три группы (кроме первого вопроса):

  1. вопросы, позволяющие понять отношение обучающихсяк электив- ным курсам в целом;
  2. вопросы, позволяющие выяснить отношение обучающихсяк биоло- гии как школьному предмету и наличия стремления к более углубленному познанию предмета биологии;
  3. вопросы, позволяющие понять отношение обучающихся к изучению раздела «Биотехнология».

Анкета при выходе предусматривала ответы на 10 вопросов.

Самый первый вопрос в анкете при входе и вторая группа вопросов по- вторятся в анкете при выходе для сравнения и анализа результатов.    Осталь-

ные вопросы анкеты при выходе отражают усвоение нового материала по те- ме «Биотехнология. Клонирование».

Результаты части анкетирования (первые вопрос анкет, касающийся вы- бора профиля и будущей профессии) представлены в виде диаграмм (рис.1 и рис. 2)

Рис1. До внедрения курса «Основы биотехнологии»

Рис 2. После внедрения элективного курса «Основы биотехнологии»

По результатам анкетирования было выявлено, что до апробирования элективного курса 76% обучающихся не определились с выбором профессии, и только 24 % определились с будущей профессией.

Результаты после внедрения курса: 64% -не определились с профессией; 36% -определились (по сравнению с первой диаграммой 12% обучающихся поменяли свое мнение).

Результаты сравнения представлены в гистограмме (рис. 3)

Рис. 3 Сравнение результатов до и после эксперимента

Анализируя получившуюся гистограмму можно сделать вывод, что элек- тивный курс «Основы биотехнологии» положительно влияет на профессио- нальную ориентацию обучающихся.

Оценивание анкет. Если положительные ответы встречаются в первой и вто- рой группе вопросов в анкете при входе, то можно совершенно правильно считать, что обучающиеся не только проявляют интерес к биологии, но и го- товы выбрать предложенный элективный курс по этому предмету. В том случае, если положительные ответы не подтверждаются положительными ответами из второй группы, то можно говорить о некой пассивности к биоло- гии и неготовности выбрать элективный курс.

В основном в анкете представлены вопросы с 3 вариантами ответа (да; нет; затрудняюсь ответить), есть часть вопросов, которая требует более опре- деленных ответов (5-6 вариантов ответа).

Если в ответах обучающегося преобладает ответ «да» - это соответствует высокому уровню интересов; если преобладает ответ «нет» - низкий уровень интересов; «затрудняюсь ответить» - средний уровень интересов.

Результатыанкетирования обработаны и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Вопросы анкеты

Ответы обучающихся

Количество ответов

%

Да

Нет

Затрудня- юсь

Да

Нет

Затрудня- юсь

Определились ли Вы с выбо-

6

19

5

24

76

17,3

ром профессии?

1. Вопросы, позволяющие

понять отношение к элек-

тивным курсам в целом:

- Знаете ли Вы, что такое

16

4

элективный курс?

-   Проводятся   ли   в Вашей

19

2

4

школе  какие-нибудь элек-

тивные курсы?

64

18,7

-  Готовы  ли  Вы  для изуче-

13

8

4

ния элективных курсов по-

сещать не только свою   шко-

лу,   но   и   другие  образова-

тельные

- Чему, по Вашему, должны способствовать дополни- тельные виды образователь- ной деятельности?

подготовиться к экзаменам

глубже изучить выбранный предмет

уточ-

нить выбор пр офиля обучения в 10-11 классе

Кол-во отве- тов

%

Кол-во отве-

тов

%

Кол-во Отве- тов

%

6

24

7

28

12

48

- В какой форме Вы предпо- читаете проведение допол- нительных видов образовательной деятельно- сти?

уроки, тради- ционные заня- тия

проведение ис- следований, экспериментов

деловые и роле- вые игры, тре- нинги

Кол-во отве- тов

%

Кол-во отве-

тов

%

Кол-во Отве- тов

%

3

24

21

84

1

4

- Какой график организации занятий для Вас наиболее предпочтителен?

занятия в те- чение учеб- ного дня

занятия после уроков

занятия по выходным (суббота, воскресенье)

Кол-во отве- тов

%

Кол-во отве-

тов

%

Кол-во Отве- тов

%

6

24

15

60

4

16

2)Вопросы, позволяю- щие выяснить отношение к биологии как школьному предмету и стремление обу- чающихся к более углублен- ному     познаниюпредмета

биологии;

  • Нравится ли Вам биоло- гия?
  • Хотели бы Вы заниматься в биологическом кружке?
  • Нравится ли Вам изучать проблемы биологии, помо- гающие в решении жизнен- ных проблем?
  • Есть ли у Вас любимый раздел биологии?

24

21

25

17

0

1

0

2

1

3

0

6

87

3

10

3) Вопросы, позволя- ющие понять отношение обучающихся к разделу био- логии «Биотехнология»

  • Знакомы ли Вы с таким понятием, как «биотехноло- гия»?
  • Хотели бы Вы подробнее познакомится с биотехно- логиями?
  • Как вы думаете, биотех- нология оказывает вредное влияние на здоровье чело- века?
  • Используете ли Вы про- дукты биотехнологии в по- вседневной жизни?

7

14

4

28

56

16

19

2

4

76

8

16

22

1

2

88

4

8

2

3

20

8

12

80

Таким образом, можно сделать вывод, что у 87%  обучающихся высо- кий уровень интереса, и они хотели бы более углубленно изучать биологию, лишь 10% - проявляют средний уровень интереса к предмету, и 3% - низкий. Результаты вопросов 3 группы из анкеты при входе (3 группа вопросов отра- жает отношение к биотехнологии) представлены в диаграммах ниже:

Рис. 4. Результаты вопросов 3 группы из анкеты при входе

Рис. 5. Результаты вопросов 3 группы из анкеты при входе

Рис. 6. Результаты вопросов 3 группы из анкеты при входе

Таким образом, несмотря на то, что 56% старшеклассников не знают, что такое биотехнология и 88 % считают, что биотехнологии оказывают вредное влияние на человека, более подробно познакомиться с разделом хотели бы 76

% старшеклассников. Это означает, что большинство старшеклассников хо- тели бы прослушать предложенный элективный курс «Основы биотехноло- гии». Показатель познавательного интереса на высоком уровне.

Результаты анкеты при выходе представлены в таблице 4

Таблица 4

Вопросы анкеты

Количество ответов

Количество ответов, %

Да

Нет

Затруд- няюсь от- ветить

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Хотели бы Вы выбратьи изучать элективныйкурс «Основы биотех-нологии»?

21

0

4

84

16

2. Считаете ли Вы, чтоэлективный курс «Ос-новы биотехнологии»поможет Вам опреде-лить профиль обуче-ния?

19

1

5

76

4

20

3. Хотели бы Вы посе-щать биологическиекружки?

22

1

2

88

4

8

4. Понравился ли Вамурок из курса «Основыбиотехнологии»?

24

1

0

96

4

0

5. Нравится ли Вам био-логия?

24

0

1

92

1

7

6. Нравится ли Вам изу-чать проблемы биологии,помогающие в решениижизненных проблем?

25

0

0

7. Есть ли у Вас люби-мый раздел биологии?

21

2

2

Количество правильных ответов

%

Количество неправиль- ных ответов

%

5. Выберите наиболееправильное определениебиотехнологии

25

100

0

0

6. Использование живыхорганизмов  и биологи-

23

92

2

9

ческих процессов впроизводстве это?

7. Изменение генотипаметодом встраиваниягена  одного организмав геном другого орга-низма.

24

96

1

5

8.Искусственный пере-нос нужных генов от од-ного вида живых орга-низмов в другой вид, ча-сто далекий по своемупроисхождению, отно-сится к методам...

25

100

0

0

9. Направление биотех-нологии, в котором ис-пользуются микроорга-низмы для получения ан-тибиотиков, витаминов,называют?

20

80

5

20

10. В каком году появи-лась овечка Долли

25

100

0

0

11. Возможно ли клони-рование человека?

19

76

6

24

12. Назовите основныепроблемы клонированиячеловека

25

100

0

0

Степень усвоения урока из курса «Основы биотехнологии» отражен в диа- грамме (рис 7):

Рис. 7

Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся успешно усвоили тему урока из элективного курса «Основы биотехнологии».

Результаты урока по теме «Биотехнология. Клонирование» представлены в гистограмме (рис. 8)

Рис. 8. Урок по  теме «Биотехнология»

Таким образом, 84 % старшеклассников хотели бы выбрать предложенный элективный курс, 16 % не определились с ответом. 96 % понравился прой- денный урок, 4 % не понравился.

Сравнение результатов группы вопросов из анкеты при входе и анкеты при выходе, отражающих отношение к биологии и к более глубокому его изуче- нию:

Рис. 9. Сравнение ответов из анкеты при входе и при выходе Соответственно, можно сделать вывод, что урок из элективного курса «Ос-

новы биотехнологии» способствовал повышению уровня интереса к изуча- ющему предмету.

Рисунок 10 показывает, что после урока из элективного курса «Основы биотехнологии» 76% старшеклассников считают, что данный курс поможет им в выборе дальнейшего профиля обучения, 4 % так не считают, 20 % не определились с выбором ответа.

Рис. 10

Таким образом, элективный курс «Основы биотехнологии» положительно влияет на профессиональную ориентацию старшеклассников при его ис- пользовании элективного курса «Основы биотехнологии» у старшеклассни- ков повышается мотивация к обучению биологии. Процесс профессиональ- ного самоопределения старшеклассников при изучении биологии происходил наиболее эффективно при использовании форм и методов обучения, способ- ствующих профессиональному самоопределению.

Выводы по главе 2

Элективный курс – это обязательный курс по выбору. Основной целью элективных курсов является профессиональная ориентация старшеклассни- ков. Такого рода курсы направлены на удовлетворение индивидуальных по- требностей, а также склонностей и интересов. Элективные курсы – это сред- ство для построения индивидуальных образовательных программ. Каждый элективный курс должен характеризоваться множественным выбором и не- продолжительностью курса.

От элективных курсов следует отличать факультативные курсы. Главное отличие в том, что элективные курсы обязательны для обучающихся. Также элективные курсы могут быть краткосрочными.

Элективный курс «Основы биотехнологии» по биологии используется в 10 классе в качестве подготовки  к  химико-биологическому  профилю  с  це- лью расширения и углубления знаний.В ходе исследования эксперименталь- но была проверена его эффективностьв профессиональной ориентации стар- шеклассников. Было отмечено повышение мотивации к биологии, выявлен высокий уровень познавательных мотивов и стимулов старшеклассников к изучению биологии.

Заключение

В современном мире проблема самоопределения, являясь социально- педагогической проблемой, является также проблемой не только старшеклас- снику, но и родителям и педагогам. Проблема профессиональной ориента- ции наиболее остро чувствуется на уровне перехода к профильной школе. Требуется оказывать педагогическую помощь в вопросах самоопределения и выборе старшеклассником его профилирующего направления.

Одним из методов, позволяющих направлять обучающихся на профильное обучение, являются элективные курсы. Элективные курсы помогают опреде- литься с выбором, так как они направлены на удовлетворения интересов и склонностей обучающихся.

В ходе выполнения исследовательской работы были выполнены все по- ставленные задачи.

  1. проанализирована научно-методическая литература по теме профессио- нального самоопределения старшеклассников на уроках биологии;
  2. разработана авторизованная учебная программа элективного курса «Ос- новы биотехнологии»и педагогические (дидактические) средства (анкеты при входе и анкеты при выходе);
  3. проведен педагогический эксперимент по апробации одного занятия из элективного курса «Основы биотехнологии»;
  4. расширены и углублены познавательные интересы и склонности обуча- ющихся средствами элективного курса «Основы биотехнологии»;
  5. выявлена динамику изменения мотивации к изучению биотехнологии, проанализированы полученные в ходе экспериментальной работы результаты с помощью различных разработанных показателей и критериев и сделаны следующие выводы:процесс профессионального самоопределения старше- классников при изучении биологии происходил наиболее эффективно при использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональ- ному самоопределению.

В ходе экспериментальной работы, проводившейся в ГБОУ СОШ №1297 с углубленным изучением английского языка г. Москвы проверена эффектив- ность элективного курса «Основы биотехнологии» в профориентации стар- шеклассников при обучении биологии.

Гипотеза исследования подтвердилась экспериментально. В ходе педагоги- ческого эксперимента мы убедились в том, что элективный курс «Основы биотехнологии» будет эффективным в профориентации старшеклассников при разработке элективного курса, создании положительной мотивации, а также введении единых критериев оценивания.

Библиография

  1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их фор- мирования. – М.: Педагогика, 2002. – 335 с.
  2. Андреева Н.Д. , Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. – М.: Мнемозина, 2003. -124 с.
  3. Анисимова В. С, Бровкина Е. Т., Мягкова А. Н. Политехническое обра- зование и профессиональная ориентация в преподавании биологии. — М.: Просвещение, 1988.-192 с.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био- логии3-е изд. — М.: Просвещение, 1976. - 383 с.
  5. Волгин Н.А Энциклопедический словарь. –М.:Академический проект, Трикста, 2005. -490 с.
  6. Галкина Т.И. Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в шко- ле.–Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 с.
  7. Голомзик А.М. Новые профессии микробов. – Свердловск: Ср- Уральское изд-во, 1994. -194 с.
  8. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование.2004г. № 4. – 144 c.
  9. Дубнищева Т.Я. Концепция современного естествознания. – М.: 6-е изд., испр. и доп. —2006. - 608с М.: 6-е изд., испр. и доп. —2006. – 608 с.
  10. Евтушенков А.Н. Фомичев Ю.К. Введение в биотехнологию: курс лек- ций − Минск.: Изд-во БГУ, 2002. – 105 с.
  11. Егоров Н.С. Биотехнология проблемы и перспективы. – М.: Высшая школа, 1987.-159 с.
  12. Егорова Т.А. Основы биотехнологии. Принциы и применение/ Б.Глик, Дж.Пастернак. М,: Мир, 2002.-208 с.
  13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы ор- ганизации и управления. / Н.Н. Захаров.М.: Просвещение, 1987.-192 с.

  1. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983. – 63 с.
  2. Кленова Н.В. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. – 2003. - № 7. – 114 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004 – 304 с.
  4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  5. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в про- фильной школе: – СПб.: КАРО, 2005.-230 с.
  6. Кузнецов А. В Профильное обучение: проблемы, перспективы разви- тия. // Народное образование.2003г. - № 1.-108 с.
  7. Левиева, С.Н. Мир профессий. / С.Н. Левиева. - М.: Молодая гвардия, 1985. – 107 с.
  8. Леонтьев, Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / Д. Е. Леонтьев. – М.,2001.-54 с.
  9. Лернер П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. – 2003. – № 4. – 61 с.
  10. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
  11. Малиновская Н.В. Специальности «биологического профиля»

//Биология для школьников. - № 2.- 2004.-160 с.

  1. Мартынова И.О. Жизненные цели личности: понятия, структура, ме- ханизмы формирования.Киев: Наука думка, 1990. – 119 с.
  2. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии : учебное посо- бие для вузов /А.И.Никишов. -М. : Колосс, 2007. – 303 с.

  1. Программа :Никишова Е.А. Основы биотехнологии/ библиотека элек- тивных курсов. – М.: Вентана-Граф, 2008г.-120 с.
  2. Учебное пособие: Основы биотехнологии: 10-11 кл.: учебное пособие для учащихся общеобр. учреждений/Е.А. Никишова (библиотека электив- ных курсов). – М.: Вентана-Граф, 2008г.-132 с.
  3. Новожилова Н. Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения // Народное образование.2004. № 2.-129 с.
  4. Печуркин Н. С., Брильков А. В., Марченкова Т. В. Популяционные аспекты биотехнологии.-Новосибирск: Наука, 2002.-172 с.
  5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
  6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопреде- ления.Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопре- деления. – М.: Институт практической психологии, 1997.-400 с.
  8. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся.Пособие для учителя. – М.: АПКРО, 2004. -394 с.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы станов- ления личности/пер. снем. – М.: Просвещение, 2004.-168 с.
  10. Сазыкин О. Ю. Биотехнология: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. О. Сазыкин, С. Н. Орехов, И. И. Чакалева; под ред.А. В. Катлинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 202с.
  11. Сиденко А. Как создать авторскую педагогическую разработку. – М.: Ассоциация учителей физики, 2001.-100 с.
  12. Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.-112 с.

  1. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). – М.: Асадема, 2005.-128 с.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.:  Гардарики,  2005 - 104 с.
  3. Шиянов Е., Котова И. Развитие личности в обучении: Учебн. пос. М..: Новая школа, 1997г- 288 с.

42.

43.http://rudocs.exdat.com/docs/index-12221.html?page=7




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Методика использования элективного курса Основы психологических знаний в профориентации старшеклассников

2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТАЙНЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ( 9 КЛАСС)

5. Современная британская драматургия в рамках элективного курса по британской литературе для старших классов школ с углубленным изучением английского языка

6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ПАРКЕТЫ» С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ И ИХ СТРОЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

9. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ И ЛОГИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

10. Педагогические условий эффективного использования народных промыслов в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников