ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТАЙНЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТАЙНЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Элективные курсы в предпрофильном образовании 7

Профильная и предпрофильная подготовка учащихся 7

Структура, задачи и особенности элективных курсов 11

Системно-деятельностный подход в элективных курсах 20

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Элективный курс по биологии «Тайны генетики человека» дляпредпрофильной подготовки учащихся в 9 классе   27

Разработка и апробация элективного курса «Тайны генетики человека»

в 9 классе 27

Выводы по второй главе 39

Список литературы 43

Введение

В Российском образовании понятие «элективные курсы» относительно новое. Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат.electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Идея внедрения таких курсов в систему профильного образования нашла отражение в работах Д.А Ершова, Д.С Ермакова, А.Г Каспржака, Г.Г Штомпель и др. Данные авторы и многие другие рассматривают содержание разработки авторских элективных курсов, Заостряют внимание на проблемах реализации и внедрения элективных курсов в учебные планы школ.

Всестороннее развитие способностей, навыков самообразования у детей, а у молодежи формирование готовности к адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, как социальным, так и экономическим, имеет большое значение для модернизации общего образования.

Полагаясь на интересы, способности учащихся, их склонности и потребности, можно решить поставленные задачи на основе дифференцированного содержания, методов обучения, организационных форм.

Благодаря своим уникальным свойствам, дифференциация общего образования важна на всех этапах школьного образования. Но особенно актуальна она на старших классах, в связи с тем, что на средней ступени обучения, ученика пока что мало волнует его будущее, а также выбор профессии и адаптация к условиям жизни после окончания школы. В рамках системы непрерывного образования между основной, средней школой и профессиональным, дополнительным образованием, трудовой

деятельностью, возникает необходимость эффективного формирования профессионального самоопределения.

Следовательно, в данной непрерывной образовательной схеме появляется проблема обеспечения преемственности между основной и средней школой, вузами, производством. Построение указанных выше связей должно осуществляться на каждой ступени образования с учѐтом личностных возможностей школьников, их способностей, потребностей, ценностных ориентаций. Это позволяет создать по-настоящему эффективный учебно- воспитательный процесс, так как на этом этапе у ребят как раз и появляется стремление к самоопределению, желание оценивать свои возможности, активное проявление способностей, проектировать своѐ будущее и выбирать пути его реализации.

На старших этапах общего дифференцированного образования школьники могут осознанно строить свою деятельность по достижению цели и адекватно оценивать ее результаты, формировать систему ценностей и развивать ее проявление в личностных качествах. Здесь формируется реальная картина мира, адекватная современному уровню знаний и уровню образовательных программ в инновационной сфере профильного непрерывного образования.

На актуальность исследования и введения элективных курсов указывает следующие пункты:

  1. К 14-16 года у многих старшеклассников складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
  2. В настоящее время в старшей школе сформировано мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в ВУЗы.

Предмет исследования – методика обучения генетике человека в рамках элективного курса.

Объект исследования –  учащиеся 9 класса школы № 293 им. Твардовского.

Цель исследования – разработка элективного курса «Тайны генетики человека» и осуществление его на практике.

В данном исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить особенности реализации предпрофильного элективного курса «Тайны генетики человека» в современном образовании.
  2. Разработать методику элективного курса, способствующей предпрофильной подготовке учащихся 9 класса.
  3. Оценить эффективность курса «Тайны генетики человека» на практике.

Гипотеза исследования: разработанный элективный курс по биологии будет достаточно эффективным, если:

«Генетика» в рамках элективного курса «Тайны генетики человека»;

Методологической базой исследования послужили:

  1. Философские идеи о всеобщей связи, взаимообусловленности явлений и процессов действительности; целостном миропонимании, универсальности и иерархии компонентов природы; отношений единичного, особенного и общего в познании объектов  живой природы; единства теории и практики;
  2. Общенаучные подходы – теория деятельности А. Н. Леонтьева, С. Л.

В исследовании были использованы следующие методы:

  1. Теоретические методы – анализ научной (естественнонаучной, психологической, педагогической) и учебно-методической литературы.Обобщение и систематизация результатов.
  2. Эмпирические методы – социологические (беседа, анкетирование, тестирование), педагогическое наблюдение. Изучение различной документации в школе – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.
  3. Математические методы – статистическая обработка экспериментальных данных, графическая и табличная интерпретация результатов исследования.

Глава 1. Элективные курсы в предпрофильном образовании

Профильная и предпрофильная подготовка учащихся

В разных источниках можно найти различную трактовку «профильному образованию». Мы привели здесь несколько из них, а именно определение из

«Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», определение Чистяковой С.Н и определение Якиманской И.С.

«Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.»[1]

«Профильное обучение - особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями»[16]

«Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах. Ученики углубленно изучают один или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности» [17]

Каждое из определений правильно и в полной мере дополняет друг друга. Из определения мы можем вывести цели и задачи профильного обучения.

Цели профильного обучения:

Задачи системы профильного образования:

И как замечает Егорова А.М, задачами профильного образования являются:

усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному, гражданскому обществу с рыночной экономикой» [5].

Учащийся основной ступени образование при поступлении в старшую школу, должен определиться с выбором профильного направления, если таковое присутствует в образовательном учреждении. Так как во время обучения учащийся не может сразу приступить к получению профильного образования, за исключением учащихся поступивших в профильный класс путем перевода и сдачи внутренних экзаменов школы. Поэтому профильному обучению предшествует предпрофильное

обучение, осуществляемое в основной школе. Его цель в определенном смысле противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

«Предпрофильная подготовка – совокупность образовательных программ, существующих и реализуемых вместе с программами основного общего образования.»[7] Данная подготовка обеспечивает формирование

ответственного выбора профессии, жизненного пути, осознанное самоопределение учащихся старшей ступени обучения, в широком смысле слова. Способствует выбору определенной программы обучения (универсальной или профильной) В Концепции профильного обучения указывается, что именно на данном этапе (предпрофильная подготовка) важным выбором учащихся является выбор профиля обучения, если они желают продолжать образование в школе. Как подготовка к сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ), так и дальнейшая судьба учеников старших классов зависит от правильного выбранного профиля. Но выбор профиля не должен быть случайным, формальным или искусственным, поэтому на этапе предпрофильной подготовки учащихся особое внимание уделяется их самоопределению.

«Цель предпрофильной подготовки – подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения, формирование способностей к осуществлению зрелого выбора» [10].

Задачами предпрофильной подготовки являются:

Структура предпрофильной подготовки:

«Профильная ориентация – приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве»[11]

«Информационный компонент – разработка информационной

«образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети»[11]

Таким образом, в предпрофильной подготовке становятся актуальны элективные курсы, которые будут входить в совокупность программ реализуемых параллельно с общеобразовательными программами школьного образования.

Структура, задачи и особенности элективных курсов

В большинстве своих многочисленных значений слово «курс» заимствовано из немецкого языка в Петровскую эпоху. Немецкое «Kurs» восходит к латинскомуcursus «течение, путь, порядок» (первичное значение – «бег») – отсюда и курс корабля, и учебный курс, и курс рубля, и курс лечения.

«Термин «элективный» происходит от латинского слова «elektuc»

«избранный», в переводе избирательный.»[14]

Итак, «Элективный курс по биологии – это обязательный для посещения курс по выбору, который изучается на старшей ступени школы с целью

углубления предметной подготовки, обобщения, систематизации и конкретизации биологических знаний, совершенствования интеллектуальных и практических умений, ознакомления с профессиями, связанными с живыми системами при учете интересов и потребностей обучаемых» [6]

В настоящее время элективные курсы или курсы по выбору делятся на несколько видов:

  1. Предметные (ориентированы на определенный предмет и повышение интереса к нему)

  1. Межпредметные (ориентированы на определенную область знаний, дает широкое ознакомление с наиболее распространенными профессиями, но все так же включают в себя знания основных школьных предметов)

  1. Курсы, не входящие в основную школьную программу (ориентированы на области, которые не включены в основную школьную программу, например, «Журналистика»)

Особенности элективных курсов в предпрофильной подготовке (9-ые классы).

У элективных курсов достаточно много функций, но основная – профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения.Поэтому есть два обязательных критерия у данных курсов:

  1. Число курсов должно превышать то количество курсов обязательных для выбора учащимися.

  1. Краткосрочность, то есть оптимальная продолжительность – 8-12 часов.(Максимальная дозволенная продолжительность элективного курса – 34 часа, 2 раза в неделю)

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке делятся на межпредметные (ориентационные) и предметно-ориентационные (пробные).

Задачи предметно-ориентированных (пробных) курсов:

  1. Повышение интереса к данному предмету.

  1. Создание благоприятных условий к сдаче экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) по выбору.

  1. Проверка готовности учащихся осваивать предмет на профильном (повышенном) уровне.

Итак, предметно-ориентированные курсы дают учащимся массу вариантов различных профилей, дают попробовать себя в попытке усвоения более сложного материала по выбранному предмету, прививают или поддерживают интерес к видам деятельности необходимым для изучения на данном профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

  1. Дать общее представление о современных профессиях в мире.

  1. Практика различных видов деятельности, которые будут соответствовать самым распространенным и популярным профессиям.

  1. Поддержание интереса и мотивации в выбранном профиле.

Межпредметные курсы в отличии от пробных (предметно-ориентированных) помогают учащимся в самоопределении и повышают интерес не просто к определенному предмету, а к области знаний. Для межпредметных курсов также намного шире используемый материал, допустимы: информация СМИ, Интернет, научно-популярная литература и не только.

При внедрении элективных курсов мало знать, какие бывают курсы. Составляемая программа курса должна придерживаться определенных правил, особенностей и ограничений.

Внеурочная деятельность по биологии в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно- оздоровительное, общекультурное).

Организация занятий по данным направлениям - неотъемлемая часть процесса образования в школе и любом другом образовательном учреждении.

Содержание занятий формируется с учетом интересов и пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Осуществляется различными формами организации учебного процесса отличными от классно-урочной системы:

При создании элективного курса и разработки его содержания, необходимо показать:

Следующий этап – постановка цели и задачи курса. Желательно, что бы они были сформулированы доступно и понятно, как учителю, так и учащимся.

Задачи формулируются в соответствии с целями. Задачи – то что необходимо для достижения цели (над чем предстоит работа учителю и учащимся при изучении данного элективного курса).

Третий этап – отбор содержания элективного курса. Для облегчения данной задачи необходимо ответить на несколько вопросов:

Последний этап – методы и формы обучения. Они определяются требованиями профилизации обучения. Главное место в обучении отводится таким методам как: проблемный метод, практический, исследовательский.

Они стимулируют познавательную активность учащихся. Также не

маловажна доля самостоятельной работы с различными источниками информации.

Как и задачи, форма организации обучения исходит, в первую очередь, из целей элективного курса. Поскольку не исключается изучение данного курса всего одним учащимся, следует предусмотреть все варианты изучения материала, и коллективного и индивидуально-группового. Если же содержание курса предусмотрено для изучения только в групповых и коллективных формах (дискуссии, исследовательская работа, проекты), то должно быть оговорено минимальное количество учеников в учебной группе.

Самое главное подобрать методы и формы обучения, дающие учащимся полное представление о будущей или возможно будущей профессии, которая соответствует выбранному профилю обучения.

«Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся о возможной будущей профессиональной деятельности, соответствующей выбранному профилю обучения» [19]

Итак, содержание программы и самого элективного курса можно определить следующими пунктами:

  1. Уровень подготовки учащихся.
  2. Программа курса должна соответствовать внешним требованиям.(Орган управления образованием)
  3. Программа предпрофильной подготовки должна соответствовать своим целям и задачам.(Зависят формы и методы проведения занятий)

Программа – средство перевода научных знаний и опыта практической деятельности человека в плоскость усвоения учащимися» [4]

Также не нужно забывать, что «учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по

учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение» [13]

Функции программы элективного курса:

  1. Программа является средством контроля над результатами учащихся.
  2. Программа делает научные знания предметом учебной деятельности.
  3. Она является средством и механизмом достижения целей образования.

Одни из главных составляющих любой программы элективного курса - структурные элементы, которые включают в себя:

  1. Титульный лист.

Это «лицо» программы элективного курса. Титульный лист включает в себя:

Пояснительная записка отражает актуальность, важность и значимость составленной программы, ее роль в развитии личности учеников. Раскрывает цели данной программы элективного курса. А так же кратко повествует о содержании программы, о формах и методах используемых для обучения.

Также в пояснительную записку могут входить ожидаемые результаты и система оценивания.

Оценка предполагает положительную мотивацию учащихся. Система оценивания может быть без отметок, но как сказано выше, она должна мотивировать учащихся на успех.

Итоги элективных курсов:

Оригинально, нестандартно, инициативно, активно, пассивно.

  1. Структура курса

Возможны несколько видов изложения материала:

  1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план состоит из шести частей:

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продут

Контроль

Форма проведения – лекция, решение задач (практика), семинар, конференция, дискуссия.

«Образовательный продукт – это результат, полученный учащимися в ходе занятий и исследовательской деятельности» [20] Образовательным продуктом могут быть: конспект занятия, исследовательская работа (составления родословной), глоссарий, тезисы, решение задач.

  1. «Учебно-методическое обеспечение

  1. Список литературы, используемый при составлении программы

Системно-деятельностный подход в элективных курсах.

Предпрофильное и профильное образование направлено на ориентацию учащихся на выбор профиля для дальнейшего обучения (предпрофильное направление), и на выбор будущей профессиональной деятельности (профильное направление). В связи с этим большое значение имеет выбор метода (подхода) обучения не только в программах базового образования, но и в образовании по выбору (элективные курсы).

Выделяют несколько подходов в создании элективных курсов:

  1. Фундаментальный подход.

Такой подход предполагает направление изучения предметов на углубление знаний. Переход от законов, теорий к частным закономерностям. Поход ориентирован на одаренных детей в определенной предметной области.

  1. Универсальный подход.

Подход рассчитан на межпредметные курсы, которые рассматривают проблему с разных сторон, привлекая различные науки.Рассматриваются проблемы с универсальным значением в науке.

  1. Методологический подход.

Главная цель курса построенного именно на этом подходе – знакомство с методом научного познания.Предполагает владение или овладение в дальнейшем различными исследовательскими умениями.

  1. Прагматичный подход;

Данный подход обеспечивает приобретение таких знаний и навыков, которые обеспечиваюь базовый культурный уровень учащихся, и которые будут использоваться в дальнейшем в жизни.

  1. Компетентностный подход.

Наиболее популярный подход – компетентностный подход, которому в настоящее время многие разработчики курсов отдают предпосчтение.

«Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.»[15]

  1. Системно-деятельностный подход.

В документах ФГОС прописано что, «развитие личности обучающегося – цель и основной результат образования»[1]

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

«Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.»[8]

«Технология деятельностного метода (подхода) – инструмент, позволяющий построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся.»[8] На сегодняшний день нужно осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как было раньше, а требуется сменить сам метод –

перейти от объяснения нового материала к тому, что бы этот материл

«открыли» для себя сами учащиеся. Это значит, что педагогу придется сменить методы его работы и в корне поменять свое мировоззрение.

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества. Еще Сократ говорил о том, что «научиться играть на флейте можно только, играя самому». Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. Это означает, что учащихся нужно знакомить с методами научного познания, для чего формировать познавательные умения и навыки, учить проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать гипотезы.

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. «Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения .
  5. Реализация построенного проекта.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  3. Включение в систему знаний и повторение.
  4. Рефлексия учебной деятельности»[9]

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает, что ученик самостоятельно осознает, что он делает на уроке, зачем ему пригодятся полученные знания в будущем. На этом этапе организуется положительное самоопределение (мотивация) ученика к деятельности на уроке.
    • Закладываются условия обучения, что бы у учащихся возникла потребность (внутренняя) включения в деятельность на занятии («хочу»).
    • Выделяется содержательная область, то есть определяется возможность выполнения деятельности на уроке («могу»).
      1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
        • актуализацию знаний достаточных для построения нового способа действий;
        • тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самостоятельно.
          1. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель с учащимися анализирует причины затруднения и их место:
            • Организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (правильное решение/ответ). Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
  2. Рефлексия учебной деятельности.

Выводы по первой главе

Ссылаясь на различные источники в первой главе дипломной работы

«Использование элективного курса «Тайны генетики человека» в предпрофильной подготовке в 9 классе, мы сделали соответствующие выводы:

  1. Один из путей социализации и адаптации выпускника основного школьного образования (9класс) – готовность к самостоятельному и осознанному выбору профиля в старшей школе. Предпрофильная подготовка – подготовительный этап на пути выбора этого профиля. Такая подготовка является неотъемлемой частью хорошего полного профильного образования.
  2. Во время предпрофильной подготовки учащимся предлагается широкий выбор курсов по выбору (элективных курсов) для проверки своих возможностей и выявления интересов. Такие курсы позволяют составить представление о характере профессиональной деятельности на личном опыте.
  3. Системно-деятельностный подход показал себя как один из лучших подходов, используемых в элективных курсах, так как поддерживает «уход от информативного репродуктивного знания к знанию действия»[3] Такой подход позволяет позволяет построить образовательное пространство так, что бы перейти от

объяснения материала к помощи учащимся самим «шаг за шагом» открывать для себя новые знания.

Глава 2. Элективный курс по биологии «Тайны генетики человека» для предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе

Разработка и апробация элективного курса «Тайны генетики человека» в 9 классе

Оригинальной, новой, очень нужной в настоящее время становится такая форма, как элективные курсы. Их надо разнообразить и найти им соответствующее место в системе преподавания в предпрофильных и профильных классах.

При разработке элективного курса мы выбрали использовать системно- деятельностный подход. Этот подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля.

Исследование было провести в 9 классе. Именно в этот период ученики решают либо остаться в школе и продолжить там свое обучение, либо принимают решение о поступлении в колледж, академию и другие образовательные учреждения.

Задачи:

  1. Выяснить заинтересованность учащихся биологией.
  2. Выяснить факторы, влияющие на выбор будущего профиля обучения.
  3. Учесть особенности интересов учащихся при составлении программы элективного курса.
  4. Проверить, как проведенный курс повлиял на выбор профиля девятиклассниками после его изучения.

Исследование можно разделить на три этапа:

1.  Констатирующий этап

На данном этапе мы проводили беседы с учениками и анкетирование учащихся. Анкетирование проводилось у учащихся 9 класса 22 ученика школы №293 им. Твардовского В.Т. Цель данного анкетирования выявить интересы, склонности учеников, а главное их отношение к выбору будущей профессии.

Анкетирование проводилось в 2 этапа. В первой части анкетирования учащиеся отвечали на вопросы о том, на какой профиль они хотели бы поступить, почему они выбрали этот профиль, и изучение какого элективного курса им понадобится для поступления на выбранный профиль. Вторая же часть анкетирования опиралась именно на интересы учащихся, интересующие предметы, интересы вне школы. Во вторую часть анкетирования были включены вопросы сферы биологии и генетики, что позволило выяснить, какое количество учеников заинтересовано именно в этой сфере.

В ходе анализа результатов данного анкетирования было выяснено следующее:

  1. Первый вопрос анкетирования включал в себя области знаний и различную профессиональную деятельность, которые были выбраны, как наиболее интересные для учащихся в возрасте 14-15 лет в 9 классе. В работе учитывались только высокий и средний уровень интереса учащихся, низкий уровень интереса мы также привели ниже, как в таблице, так и в графике.Но между словами «низкий уровень» и

«неинтересно» можно поставить знак равенства. Было выяснено, что 15 из 22 ученика предпочитают экологию, генную инженерию, музыку, а так же техническую отрасль. 14 учащихся хотят связать свою жизнь с медициной, изобразительным искусством. Физическую культуру, спорт

и генетику выбрали 13 человек. Как видно из графика естественные науки оказались в приоритете. На начальном этапе исследования это удовлетворительные результаты для возможности внедрения составляемого элективного курса. В графике 2.2 мы отобразили процентное соотношение выбора учащихся. Генетику как интересующую область выбрали 13 человек или 56% от общего числа учеников в классе.

Таблица 2.1 Уровни интереса учащихся в 9 классе школы № 293

Области

Уровень интереса

высокий

средний

низкий

1

Физкультура и спорт

9

4

9

2

Экология

3

12

7

3

Военные специальности

2

7

13

4

Транспорт

3

7

12

5

Медицина

7

7

8

6

Экономика

0

8

14

7

Правоведческое направление

2

6

14

8

Музыка

8

7

7

9

Изобразительное искусство

6

8

8

10

Педагогическая деятельность

3

6

13

11

Генная инженерия

8

7

7

12

Геология

1

2

19

13

Техника

7

8

7

14

Генетика

9

4

9

15

Авиация

4

7

9

График 2.1 Уровень интереса учащихся 9 класса школы № 293

Таблица 2.2 Уровень интереса учащихся предметом «биология», раздел

«Генетика»

Уровень интереса учащихся предметом «биология», раздел «Генетика»

Биология (генетика)

13(уч.)

Другие предметы

9(уч.)

График 2.2 Уровень интереса учащихся предметом «биология» раздел

«Генетика»

  1. Исходя из интересующих областей, мы попросили учащихся во втором вопросе выбрать профили обучения, которые их заинтересуют для обучения в 10 классе. В Таблице 2.3 мы привели все данные, полученные для анализа. После анализа данных был составлен График 2.3, и которого видно, что 41% (9 человек) учащихся 9 класса выбрали профили, которые частично или полностью связаны с биологией.

Таблица 2.3 Выбор профиля учащимися

Социологический

1

Экономический

2

Химико-биологический

7

Физико-математический

5

Биолого-географический

2

Физико-химический

1

Информационно- технологический

2

Художественно-эстетический

1

Оборонно-спортивный

1

Филологический

Историко-правовой

Профили с биологией

9

Профили с другими предметами

13

График 2.3 Выбор профиля учащимися

  1. Одни из важных вопросов был о том, насколько самостоятельно и осознанно ученики выбрали профиль в предыдущем задании. Как говорил Выгодский Л.С: «Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и

минералогия (один из самых любимых предметов в школеI ступени) отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п.»[3]. И полученные нами данные говорят о том, что больше половины класса (18 человек) выбрали профиль осознанно, опираясь на любимые предметы. Не все предметы были связаны с естествознанием, но учитывая данные из Графика 2.3 (9 учеников, выбравшие биологические профили) можно сказать, что половина учащихся самостоятельно выбравшие профиль, выбрали именно биологию.

Таблица 2.4 Причины выбранного профиля

Почему был выбран данный профиль?

А - любимый предмет

B -плохая успеваемость

C - пригодятся для будущей профессии

D - друг выбрал этот профиль

E - не определился

F -

подсказали родители

18

1

11

1

1

3

График 2.4 Причины выбранного профиля

  1. Что бы грамотно составить программу элективного курса, во второй части анкетирования мы также протестировали интересы учащихся, но в более крупном масштабе. Вторая часть анкетирования состояла из 100 утверждений предоставленных учащимся для выбора. 8 учеников с ярко выраженным интересом к биологии, показано на Графике 2.5.

График 2.5 Интересы учащихся

  1. Формирующий этап

На данном этапе мы проверяли ценность нашего исследования на практике и нашу гипотезу.

Проведя анкетирование на 9 классе, и получив многообещающие данные, был создан элективный курс «Тайны генетики человека». Во время педагогической практики под руководством классного руководителя 9 класса

Москвиной Ю.В. был проведен элективный курс «Тайны генетики человека». За время педагогической практики были проведены первые несколько

занятий из курса.

В школьных условиях урок – основная форма обучения, центр фокусировки методов и целей обучения. И как на уроках базовой школьной программы, так и на занятиях элективных курсов внедрение деятельностного подхода (метода) активизирует мышление учащихся, привлекает внимание к биологии.

Так как наш элективный курс предполагает подготовку к обучению учащихся на биологическом профиле, то и задачи системно – деятельностного подхода мы подбирали соответствующие. Системно-деятельностный подход, использованный на занятиях нашего элективного курса, включает в себя:

— Проблемное преподавание;

Занятие 2: «Анализ и составление родословной». В начале урока учащихся поделили на две группы, и каждой группе было дано свое задание на составление родословной.

Пример задания: Составить родословную больного эпилепсией мужчины. Родители пробанда, его брат и сестра здоровы. Две тетки по линии матери здоровы, обе замужем и имеют по одному здоровому ребенку. Дедушка и бабушка по материнской линии здоровы. По отцовской линии дедушка, бабушка, дядя и тетка здоровы. Дети дяди (сын и дочь) здоровы. У тетки – сын, больной эпилепсией. Составьте родословную, определите, по какой линии передается предрасположенность к болезни.

Пример задания: Составить родословную по данным анамнеза. Пробанд – больная шизофренией женщина. Ее брат и сестра здоровы. Отец пробанда здоров. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной шизофренией дядя и две здоровые тетки, одна из них имеет здоровых детей,

вторая – здорового сына. Дедушка и бабушка со стороны отца здоровы. Сестра бабушки болела шизофренией. Мать пробанда, дядя и бабушка с материнской стороны здоровы. У дяди два здоровых ребенка. Составив родословную, определите, по какой линии передается предрасположение к болезни.

Также каждый в каждый раздел элективного курса были включены задания

«решение генетических задач». Примеры генетических задач:

«У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Заболевание связано с отсутствием фермента, рас¬щепляющего фенилаланин. Избыток этой аминокислоты в крови приводит к поражению центральной нервной системы и развитию слабоумия. Определите вероятность развития за¬болевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.»[18]

«Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиго¬ты умирают в раннем детстве, гетерозиготы жизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?»[18]

«У человека имеется два вида слепоты, и каждый определяется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рожде¬ния слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты, а по другой паре генов нормальны?»[18]

«Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери —

карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что карий цвет — доминантный признак? Определите генотипы родителей муж- чины и женщины.»[18]

«У человека аллель полидактилии (6 пальцев) доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго - нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальной кистью.Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.»[18]

В Разделе №4 «Основы медицинской генетики» рассматривались темы, с которыми учащиеся сталкивались не так часто, темы были малознакомы. На этом этапе элективного курса элементы критического мышления использовались чаще. Учащиеся на занятиях вовлекались в дискуссии по темам: «Специфика наследственных заболеваний», «Критические периоды в ходе онтогенеза человека». Отвечали на такие вопросы как: « Почему Чарльз Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной?», « Как генетически можно обосновать приспособленность людей к жизни в высокогорных условиях?», «Могут ли у человека с рождения отсутствовать отпечатки пальцев?».

Также на некоторых занятиях стадиях закрепления материала в элективном курсе «Тайны генетики человека» использовалось такая форма контроля как,

«Древо предсказаний».

Ствол древа – тема закрепляемого материала;

Ветви древа – представления учащихся по теме, что «возможно» относится к данной теме. Правильных и неправильных вариантов не существует.

Листья древа – обсуждение и анализ всех предложенных вариантов и аргументация в пользу закрепляемой темы.

Для пробуждения интереса к элективному курсу и к предмету «Биология» мы не только предлагали на изучение факты и основные знания на занятиях, но и затрагивали творческую активность учащихся.

Главное творческое задание – «Составление родословной». В задании требуется взять наиболее яркий семейный признак и построить по нему родословную.

Второе творческое задание – «Генеалогическое древо». Задание схоже с составлением родословной, но акцент этого задание ставится на историю семьи. Если в задании «Составление родословной» можно предоставить 3 поколения, то в этом задании желательно узнать старшие поколения семьи.

  1. Заключительный этап

Проведено повторное анкетирование. При сравнении полученных данных мы получили следующие результаты:

Таблица 2.5 Повторный выбор профиля учащимися

Социологический

1

Экономический

2

Химико-биологический

9

Физико-математический

3

Биолого-географический

3

Физико-химический

0

Информационно-технологический

2

Художественно-эстетический

1

Оборонно-спортивный

1

Филологический

0

Историко-правовой

0

Профили с биологией

12

Профили с другими предметами

10

График 2.6 Сравнительный анализ выбора профилей учащимися на констатирующем и заключительном этапах

Выводы по второй главе

Выводы по констатирующему этапу исследования:

  1. У 56 % учащихся генетика как профессиональная область была в приоритете. Учащиеся были заинтересованы в предмете «Биология» В связи с этим внедрение элективного курса «Тайны генетики человека» вызвало положительный эффект в данном экспериментальном классе.
  2. Учащиеся самостоятельно и осознанно выбрали профиль своего будущего обучения.

  1. Были выяснены интересы и склонности учащихся для составления программы данного элективного курса. Наиболее востребованными были выявлены такие сферы интересов как, искусство, биология, автодело.

Выводы по формирующему этапу исследования.

Программа элективного курса «Тайны генетики человека» строилась на основе системно-деятельностного подхода. Использование этого подхода на занятиях помогло активизировать желания учащихся слушать и работать на занятиях, повысился интерес к преподаваемому предмету в рамках элективного курса.

Выводы по заключительному этапу исследования

По результатам заключительного этапа выполнена четвертая задача исследования: «Проверить, как элективный курс повлиял на выбор профиля девятиклассниками после его изучения»

Сравнительный анализ показал что профили связанные с биологией выбрали 46% учащихся до проведения курса и 54% учащихся после проведения элективного курса соответственно.

Заключение

В организации профильного и предпрофильного обучения существенный момент – реализация элективных курсов. Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. У учащихся основной школы достаточно часто возникают проблемы с выбором профиля, что связано со спецификой возраста (14 -15 лет). Не все могут в этом возрасте осознанно и самостоятельно подойти к важному вопросу о выборе будущего профиля и своей профилизации.

Главная задача нашего элективного курса «Тайны генетики человека» оказать достаточное влияние на учащихся при выборе профиля.

В ходе исследования при решении поставленных задач, мы добивались именно увеличения количества учащихся, которые выберут биологический профиль или другие тесно связанные с биологией.

Обобщая результаты исследования данной дипломной работы, были сформулированы основные выводы:

Гипотеза: разработанный элективный курс по биологии будет достаточно эффективным, если:

«Генетика» в рамках элективного курса «Тайны генетики человека»;

В процессе исследования выявлено, что разработанный элективный курс

«Тайны генетики человека» оказал достаточное, неоспоримое влияние на выбор учащимися будущего профиля для обучения в 10 классе.

Результаты опытно-эксперементальной работы, подтвердили, что предпрофильная подготовка учащихся основной школы, проведенная на основе элективного курса «Тайны генетики человека», способствует развитию у учащихся интереса к конкретной учебной деятельности, повышает мотивацию в обучении и на достижения успеха, формирует активную позицию учащихся в процессе принятия решения о выборе будущего профиля обучения. Также в результате апробации элективного курса «Тайны генетики человека» повысился уровень знаний учащихся в рамках  данного элективного курса.

Таким образом, общий анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о достижении гипотезы исследования и эффективности разработанной программы элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Список литературы

Нормативно правовые акты:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
  2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ

«Организация предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях» (от 4 марта 2010 г. №03-412)

Литература и периодические издания,диссертации.

  1. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: 1984.Т. 4.-С. 376-385.
  2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.
  3. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.(г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.
  4. Елисеева И.Н. Элективный курс "Уровневая организация живой природы" как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: дис. … канд.Пед. наук: 13.00.02, 2010. - 196 с.
  5. Жафяров А.Ж. Предпрофильная подготовка в средней ступени общего образования // Профильная школа.-2004.- № 3.
  6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения,ТомII / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика,1983.
  7. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО / Л.Г. Петерсон. - М.: 2007.

10.Писаренко, В.Ф. Генетика человека / В.Ф Писаренко. –М.: 2011. 11.Подгорнова А. А. Элективные курсы в системе предпрофильной

подготовке школьников / А.А. Подгорнова. – СПб.: Журнал «Известия

Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена» Выпуск № 74-2, 2008. - 230 – 233 с.

  1. .Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников.2002. № 1. С. 34-45.
  2. .Сластенин, В.А. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин – М.: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  3. .Советский энциклопедический словарь. -М.: Просвещение, 1987- 385 с. 15.Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания

обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования / Л.О. Филатова – М.: Дополнительное образование - №7, 2005. – 9 - 11 с.

  1. .Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова. – М.: Педагогика, 2005.-

№1.- 19 - 26 с.

  1. .Якиманская, И. С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / И.С Якиманская. – М.: Советская педагогика, 1991.№ 4. – 44 - 52 с.

Электронные ресурсы

  1. .Баранова, И.Л Методическое пособие по биологии «Решение генетических задач (для учащихся 9 – 11 классов) [Электронный ресурс], -https://infourok.ru/reshenie-geneticheskih-zadach-301446.html- статья в интернете
  2. .Ермаков Д.С. Элективные курсы по биологии для профильного обучения [Электронный ресурс], -http://bio.1september.ru/article.php?ID=200700201– статья в интернете.

20.http://sch1366uv.mskobr.ru/files/proektnaya_deyatel_nost.pdf




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

3. Методика использования элективного курса Основы психологических знаний в профориентации старшеклассников

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ( 9 КЛАСС)

5. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

6. Современная британская драматургия в рамках элективного курса по британской литературе для старших классов школ с углубленным изучением английского языка

7. Использование знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии

8. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

9. Использование контрастивного подхода при обучении грамматике на уроках немецкого языка в 10 классе

10. Использование элементов драматизации при обучении говорению на уроках английского языка в 4 классе общеобразовательной школы