Оглавление
Согласно ст. 42 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», семья может претендовать на психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
ФГОС ДО и Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает родителей как полноправных участников образовательных отношений [1]. По мнению исследователей (Антонов А.И., Медков В.М., Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Бодалев А.А.), сотрудничество эффективно, если родители компетентны в вопросах образования и обладают определенными знаниями (возрастная психология, адаптация, режим дня и т.д.)
Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации педагогического процесса сопровождения детей с ОВЗ дошкольного возраста. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что в период дошкольного детства именно взрослый организует и обеспечивает те виды деятельности, которые необходимы для развития ребенка [44].
Для эффективной коррекционной работы необходимо формирование отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия, активное включение родителей в процесс создания специальных образовательных условий, разделение ответственности [44].
Как показывает практика, только на этапе социально-психологической адаптации начинается тесное взаимодействие родителей и специалистов. Специалист должен быть не только компетентным в области специальной психологии, дефектологии и психо-коррекционной работы, но и четко понимать родительские установки по отношению к ребенку с ОВЗ, его образовательные запросы, запросы к организации работы, и лишь после этого избирать коррекционный маршрут работы с ними.
На основе анализа литературных данных установлено, что в процессе воспитания ребенка с ОВЗ происходит не только влияние родителей на ребенка, но и влияние ребенка на процесс жизнедеятельности семьи в целом и на жизнь родителей, в частности. Это делает систему работы ДОО с родителями ориентированной на специфику таких семей.
Изучение семьи, по мнению многих ученых и исследователей (Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А., Выготский Л.С., Богданова Т.Г., Данилина Т.А.), лежит в основе эффективного взаимодействия. Работа с семьей в коррекционных ДОО выстраивается особым способом, это связано с тем, что родители детей с ОВЗ имеют различные образовательные запросы и ожидания в зависимости от типа нарушения, от собственного состояния здоровья и других особенностей. Часто в рамках одного учреждения приходится подбирать различные методы работы, адаптировать существующие, привлекать специалистов. Ведь современные образовательные стандарты распространяются на все учреждения и основная задача ДОО проводить качественную коррекционную работу.
Опыт работы в коррекционном ДОУ показал, что разнородность семей воспитанников создает ситуацию, когда существующие традиционные методы взаимодействия с родителями не приносят результатов. Семьи не заинтересованы в сотрудничестве, перекладывают коррекционную работу полностью на ДОУ, игнорируя рекомендации педагогов, неохотно посещают родительские собрания и детские праздники. Работа в режиме интерната формирует представление родителей об образовании, рождает потребительское отношение к ДОО. Долгое время система отечественного образования была основана на приоритете общественного образования над семейным, и вопросами воспитания и обучения полностью занимался детский сад. Принятие нового Закона «Об образовании в РФ» и образовательных стандартов создало необходимость создания условий для выстраивания взаимодействия на основе сотрудничества.
В первой части исследования была выявлена несогласованность между образовательными запросами родителей в рамках ДОО для детей с нарушениями слуха, что подтвердило необходимость изучения специфики организации работы с родителями в различных ДОО компенсирующего вида.
В рамках второго этапа исследования изучена специфика организации работы с разными типами родителей в ДОО компенсирующего вида, что позволит выявить основные проблемы, барьеры и способы их преодоления в организации эффективной работы с родителями с ОВЗ.
Актуальность работы продиктована отсутствием системы работы с семьей, учитывающей особенности родителей детей с различными нарушениями в развитии. Выявление типологии родителей детей с ОВЗ, описание проблем и барьеров, стоящих перед педагогами и руководителями, позволит создать систему работы ДОО с семьей с учетом особенностей родителей «нестандартных детей». Рекомендации для руководителей коррекционных ДОО основанные на изучении особенностей и потребностей родителей, а так же на выявленной несогласованности позиций педагогов и родителей, позволят выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, что приведет к повышению качества оказываемых образовательных услуг.
Управленческая составляющая работы заключается в том, что руководители ДОО для детей с различными нарушениями, нацеленные на формирование эффективного взаимодействия ДОО - родители, на повышение мотивации педагогов и на оказание качественной услуги, не всегда хорошо понимают запросы и позиции родителей воспитанников, не видят несогласованность как между различными группами родителей, так и с основными направлениями работы ДОО. Для качественной работы он должен обладать этой информацией и организовывать работу с родителями воспитанников с учетом их специфики (особых запросов, мнений, особенностей).
Цель работы:
выявить специфику организации работы с разными типами родителей в ДОО компенсирующего вида.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательскиезадачи:
Объект:взаимодействие с родителями в дошкольных образовательных организациях.
Предмет:специфика организации взаимодействия с родителями в ДОО компенсирующего вида.
Методы исследования:анализ литературы, проектирование, опрос (в том числе анкетирование посредством гугл-форм), структурированное интервью, количественный и качественный анализ данных, методы статистической обработки данных, сравнительный анализ.
Гипотеза исследованиябазируется на предположении о том, что родители, имеющие детей с разными типами нарушений, будут испытывать разные проблемы во взаимодействии с педагогами ДОО компенсирующего вида. Соответственно:
специфика организации работы с родителями детей с ОВЗ в разных ДОО компенсирующего вида связана с запросами семей и может проявляться в следующих позициях:
- направления работы с родителями (информирование, просвещение, совместная деятельность, обучение, консультирование, изучение семьи)
- формы работы с родителями
- содержание работы
- проблемы, возникающие в ходе работы с родителями.
Настоящая работа изложена на 107 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 67 источников и 3 приложений. Текст содержит 37 рисунков и 6 таблиц.
База исследования: 5 коррекционных ДОО одного из районов Санкт-Петербурга, родители детей с различными типами ОВЗ.
Общая выборка исследования составила 485 человек.
На первом этапе – 84человек, в том числе:
- 61 человек с нарушением слуха;
- 23 человека с нормой слуха.
На втором этапе – 401 человека, в том числе:
- 98 человека – педагоги коррекционных ДОО;
- 303 человека – родители детей с различными типами ОВЗ.
В данном параграфе мы рассмотрим термин «взаимодействие», определим уровни, стороны, направления и типы взаимодействия с точки зрения философии, социологии и педагогики.
Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности, образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. — Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п.1, ч.2, ст. 23.
Разработка образовательных программ в ДОО регламентируется утвержденным Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт), который представляет свод обязательных требований к образовательному процессу и к дошкольному образованию в частности. Для ДОО и работающих в них педагогов создан четкий ориентир профессиональной деятельности. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Стандарт является основой не только для разработки образовательной Программы в ДОО, но также для:
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития —Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
.
Из этого следует, что современное ДОО должно сделать создание эффективного взаимодействия с семьями воспитанников приоритетным направлением работы.
Понятие «взаимодействие» занимает базовое место в современном теоретическом знании.При рассмотрении взаимодействия как философской категории, важно отметить, что оно показывает то, как различные объекты воздействуют друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, … взаимодействие выступает как объединяющий фактор, посредством которого происходит соединение частей в определенный тип целостности. Взаимодействие людей между друг другом и с миром, т. е. общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание. Взаимодействие обусловливает развитие объектов [34].
«Психологическая энциклопедия» дает следующее определение:
«взаимодействие - процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т.п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь» [35].
Понятие «взаимодействие» также можно рассматривать с точки зрения системы. Морозов В.А. в статье «Взаимодействие: понятие, виды и свойства» указывает, что взаимодействие это «система взаимозависимых индивидуальных действий, связанных с замкнутой причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных» [24].
С точки зрения Л.В. Байбородовой, «взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждую категорию в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит взаимное изменение и обмен между взаимодействующими сторонами» [2].
По мнению Бодалева А.А., личность взаимодействующих имеет сильное влияние на качество взаимодействия, следовательно, эффективность педагогического взаимодействия зависит от характера деловых и межличностных отношений и от профессиональных, возрастных и индивидуальных особенностей участников образовательных отношений [5].
Дошкольное образовательное учреждение, как часть системы образования – социальный институт, следовательно, взаимодействие с семьей рассматривается как социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, при этом, «…под взаимодействием школы и социокультурной среды понимается специально организованная целенаправленная связь ОУ и субъектов социокультурной среды (родители и жители поселения), реализующаяся на основе общих интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов взаимодействия» — Тарасов С.В. Образовательная среда как ресурс реализации национальной стратегии «Наша новая школа» //Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях.Межвуз. сб. науч. тр. -СПб.: ЛОИРО, 2009. – С.8 – 16.
Педагогическое взаимодействие, как составная часть социального взаимодействия, рассматривается исследователями (В.П. Бедерханова, Ю.Ф.Мануйлов, С.В.Тарасов, В.Я. Ясвин) как «механизм достижения цели воспитания и обучения, обеспечивающий взаимосвязь не только субъектов образовательного процесса, но и ближайших социальных сред. Именно взаимодействие обеспечивает системность и непрерывность образовательного процесса, повышение эффективности его воспитательного потенциала» [ 7].
Взаимодействие участников образовательных отношений происходит в разных плоскостях. На горизонтальной плоскости - это взаимодействие между теми, кто организует и контролирует процесс обучения, воспитания и образования, между педагогами, между самими обучающимися, между представителями административных управленческих структур в системе образования. На вертикальной – это взаимодействие между педагогическим персоналом и обучающимися (воспитанниками), между педагогами и администрацией образовательной организации, между педагогами и родителями, законными представителями обучающихся, а так же между самими родителями или законными представителями [19].
Различные определения понятия «взаимодействие» имеют ряд общих признаков:
- речь всегда идет о процессе;
- взаимодействие начинается там, где есть больше одного субъекта;
- это всегда обмен действиями;
- присутствует причинно-следственная связь;
- субъекты, воздействуя друг на друга, меняются;
- всегда присутствует обратная связь.
Дошкольная образовательная организация взаимодействует с большим количеством агентов. Это и органы управления образованием, и надзорные органы, и иные образовательные организации, социальные партнеры, и, конечно семьи воспитанников. Все перечисленные агенты в процессе взаимодействия со ДОО будут выступать как субъектывзаимодействия на различных уровнях.
3. Выявление актуального стиля управления в образовательных организациях
4. ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ И ПРАКТИКА САМООРГАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
8. Технология работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей