Методика использования элективного курса Основы психологических знаний в профориентации старшеклассников



Методика использования элективного курса "Основы психологи- ческих знаний" в профориентации старшеклассников

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4 Глава 1. Теоретические и психолого-педагогические основы использования элективных курсов в профориентации старшеклассников…………………….6

Психолого-физиологические особенности старшеклассников………….6

Понятие профессиональной ориентации учащихся в педагогике и пси- хологии…………………………………………………………………………….8

Историческое появление и развитие элективных курсов……………...…11

Значение элективных курсов в системе образования………………....…13 Выводы по главе 1……………………………………………………………….17 Глава 2. Использование элективного курса «Основы психологических зна- ний» в процессе обучения………………………………………………………18

2.1 Основные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, отвечающие за организационный и содержательный аспекты профильного обучения в школе………………………………………………..18

Особенности проведения и методика организации элективного курса

«Основы психологических знаний»…………..………………………………..23

Диагностические работы при использовании элективного курса «Основы психологических знаний………………………………………………………...27

Педагогический эксперимент по апробации курса «Основы психологи- ческих знаний» в образовательном процессе……………………………….…32 Выводы по главе 2……………………………………………………………….39 Заключение……………………………………………………………………….40 Библиография…………………………………………………………………….41

Введение

Актуальность. В наши дни в понятие профильного обучения старше- классников на старшей ступени общего образования входит возможность са- мостоятельного выбора направления и предмета обучения, в том числе и вы- бора элективных курсов по разным направлениям, традиционно преподавае- мым. Обеспечивая, тем самым, профилизацию образования, и облегчает пе- реход от уровня школьного образования к среднему и высшему профессио- нальному.

Организация элективных курсов в школе строится на дифференциации обучения и дает возможность учащимся самостоятельно выбрать подходя- щий для него профиль, который заложит основу для продолжения образова- ния. Курс «Основы психологический знаний» предназначен учащимся, дальнейшее обучение, которых будет связано с педагогическим, психологи- ческим или медицинским образованием. Поэтому разработка новых элек- тивных курсов более глубокой направленности является важной задачей пе- дагогики и методики преподавания. Элективный курс это предмет, выбран- ный непосредственно учащимся, поэтому он отвечает таким принципам обу- чения как персонализация и дифференциация и представляет собой важней- ший компонент профильного школьного образования.

Объект исследования:образовательная деятельность старшеклассни- ков, в предметных областях «Естествознание» и «Обществознание»

Предмет исследования:методика организации и использования элек- тивного курса «Основы психологических знаний»

Цель исследования: разработка методических основ и апробация за- нятий элективного курса «Основы психологических знаний» для обучаю- щихся старших классов общеобразовательных организаций.

Гипотеза исследования: считаем, что использование данного электив- ного курса в обучении будет эффективным, если:

-разработать элективный курс «Основы психологических знаний»;

-ввести единые критерии, позволяющие контролировать образователь- ные результаты;

-создать положительную мотивацию для изучения данного курса;

-разработать систему практических занятий.

В ходе исследования решались следующиезадачи:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по вопросам возраст- ных особенностей старшеклассников и выявление их готовности к изучению психологических знаний;
  2. разработка учебной программы элективного курса «Основы психо- логических знаний» и конспекта одного занятия по данному курсу;
  3. расширение и углубление познавательных интересов и склонностей обучающихся средствами элективного курса «Основы психологических зна- ний»;
  4. выявление динамики изменения интереса и потребности старше- классников к изучению психологических знаний.

Приношу благодарность научному руководителю: Доктору педагогиче- ских наук, профессору Московского педагогического государственного уни- верситета Теремову Александру Валентиновичу.

Глава 1. Теоретические и психолого-педагогические основы ис- пользования элективных курсов в профориентации старшеклассников

Психолого-физиологические особенности старшеклассников

Одна из главных проблем использования элективных курсов для школьников связана с их возрастными особенностями, а так же задачей фор- мирования личности в школьном возрасте.

Только опираясь на психолого-педагогические знания возможно пра- вильно составить программу элективного курса, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Только в этом случае программа мо- жет быть успешной и в наибольшей мере подготовить ученика к обучению после школы.

Ученики старших классов уже имеют багаж сформировавшихся зна- ний, приобретенных умений и готовы к выполнению многих видов деятель- ности. Они способны к самоанализу и самоопределению. Задача учителя предоставить возможность для личностной самореализации. Старшеклассни- ки готовы к обсуждению нравственных, политических и психологических вопросов. Поэтому курс базовых знаний по психологии не будет вызывать особых трудностей в понимании у заинтересованных обучающихся и будет полезен для формирования профессиональных намерений.

Старший школьный возраст характеризуется высокими аналитико- синтетическими качествами познавательной деятельности. На основании са- моанализа школьники могут заглядывать в будущее и предвидеть возможные результаты, оценивать ситуацию в ходе процесса и вносить корректировки. Это динамическое умение проявляется в быстром решении учебно- познавательных задач. Психологические особенности этого возраста заклю- чаются в желании продемонстрировать свою состоятельность    одноклассни-

кам, кроме того одна из других важных черт старшеклассников - это стрем- ление к саморазвитию[15].

Самосознание старшеклассников формируется на основе потребности самоорганизации учебы и других видов деятельности. Происходят изменения в оценке собственной работы. У старшеклассников появляется осознание значимости учебной деятельности и способность оценивать перспективу учебы. Они хотят больше заниматься и готовы посвятить этому значительное время, но относятся к этому с полным осознанием перспективы использова- ния информации, склонны к более глубокому и направленному изучению от- дельных вопросов. В связи с этими особенностями отношения старшекласс- ников к учебе, можно предположить, что им будут интересны учебные пред- меты более узкой специализации, которые возможно помогут при дальней- шем обучении, а так же учебные предметы способствующие самопознанию, так как главной чертой юности является перестройка мировоззрения и фор- мирование личности.

Не смотря на то, что можно с легкостью составит психологический портрет старшеклассника, имеются колоссальные различия в уровне разви- тия как когнитивного, так и психологического компонента их личности. Происходит это из-за различных учебных программ, разного направления обучения и индивидуальных особенностей. Эти различия и определяют бу- дущее школьника. Именно на основе различий, учитывая все индивидуаль- ные особенности, нужно строить профильное обучение[10].

Умения и навыки полученные в средней школе составляют базу буду- щих профессиональных достижений. Важны как основные, базовые так и специальные, узконаправленные знания. Программы направленные на узкие профили помогают приобрести знания, навыки и умения, которые удовле- творяют профессиональные намерения старшеклассников, обеспечивают приобретение компетентностей. Такие программы также способны обеспе- чить  потребность  старшеклассников  в  планировании  своего   дальнейшего

обучения. Программы специального обучения способны обеспечить индиви- дуальный опыт, положительно сказывающийся на самоопределении. Само- определение помогает учащимся наиболее эффективно участвовать в учеб- ном процессе, решать поставленные цели и задачи обучения. Таким образом, подростковый возраст - это решающий момент в выборе профессии.Узкая специализация элективного курса в полной мере этому способствует.

Понятие профессиональной ориентации в педагогике и пси- хологии

Профориентация - это достаточно объемный термин и имеет широкое, выходящее за границы психологии и педагогики, толкование. В настоящее время существует термин «профориентация». Чаще всего под ним понимают процесс предоставления помощи индивиду по изучению профессии и персо- нальных профессиональных качеств, который завершается индивидуально подобранным выбором профессии. В широком смысле, профориентация - это комплексные социально-экономические и психолого-педагогические задачи, целью которых является формирование у индивида профессионального са- моопределения, которое соответствует индивидуальным качествам личности, а также запросам общества на профессионалов в определенных сферах дея- тельности. По содержанию термин психолого-педагогический, а по сфере взаимодействия социальный, так как результаты напрямую отражаются на экономической сфере общества [21].

В данный момент разработана концепция организации профориентации школьников, согласно которой консультация по профориентированию рас- сматривается как психолого-педагогическая задача, которая включает в себя два компонента: 1) обеспечение информацией по общим сведениям в области профессий в мире и учебным заведениям, дающим профессиональное обра- зование  в  этих  сферах;   2)  обеспечение  информации  о профессиональных

личных качествах, которыми должен обладать сотрудник. Необходимо обес- печить ученика и его родителей базовыми знаниями о запросах работодате- лей, а так же оказать помощь в выборе наиболее походящей личным каче- ствам профессии и принятии осознанного решения в выборе профессиональ- ного учебного заведения. Важно так же проинформировать ученика и его ро- дителей о возможных психологических противопоказаниях на основе инди- видуальных особенностей. Данные принципы охватывают наиболее значи- мые направления профориентации, учитывают социальный и психологиче- ский аспекты выбора старшеклассниками профессии. Такой подход является наиболее оптимальным в точном самоопределении и профориентации[13].

Субъектом профориентационной работы является школьник. Во время учебы в школе происходит его профессиональное самоопределение, поэтому важным моментом является предподготовка к профориентационным курсам, которая заключается в осознании профессиональных интересов[25]. Про- грамма персональной консультации по профориентированию должна содер- жать данные о базовых основах психологической конструкции человека как личности и субъекта профессиональной деятельности [7]. Традиционная про- грамма профориентации проходит в двух структурах: первая связана с изуче- нием особенностей и качеств индивида в соответствии требованиям опреде- ленной профессии. Путь от профессии самый распространенный, и большин- ство программ профориентации реализуются именно в этом ключе. Вторая структура представлена более сложной конструкцией, которая ставит глав- ной задачей базовое и систематизированное изучение профессионального потенциала индивида, его склонностей и мотивации. Между тем первый под- ход более традиционный и чаще используется в жизни. Исходя из целей кон- кретной производственной задачи, он не включает в себя задачу всесторонне развивать человека. Таким образом, задачи второй конструкции являются наиболее оптимальными, задача которой построена на основе предрасполо- женности человека к профессии. Исходя из  этого,  структурируются    совре-

менные задачи профориентации старшеклассников, которые заключаются в комплексном изучении индивида, как субъекта профессиональной сферы, его способностей и использование его деятельности как имеющийся личностный потенциал. В этих условиях происходит изменение направленности с обеспе- чения общества производственными кадрами на самореализацию индивида как личности в определённой профессиональной сфере [39].

Также существует общепринятая модель постановки и принятия инди- видом выбора профессии. Эта модель поставлена в основу процесса профес- сиональной консультации, которая заключается в совместном с консультан- том решении задачи о выборе профессии. Такая модель была сформулирова- на в ключе улучшения эффективности работы в сфере профориентации и за- ключается в совместном принятии решений о выборе будущей профессии. В процессе консультирования ответственность смещается от консультанта к ученику, и он сам принимает решение [29].

Проблема профориентации обучения рассматривается, прежде всего, как проблема самоопределения учащегося. Вся работа в этом случае направ- лена на изучение индивидуальных особенностей и предпочтений учащегося, как будущего субъекта профессии[11]. Существуют разработки о принци- пах, которые провозглашают значимость последовательного формирования выбора профессии. Предполагается, что помогать в таком выборе может как сам школьник, так и его родители, профконсультант или УПК. Существуют системы полного и всестороннего изучения личности ученика и его профес- сиональных предрасположенностей, которые способствуют решению лич- ностных задач, а не только направлены на заполнение пробела вакантных ра- бочих мест. Главная роль консультанта это помощник, который знакомит старшеклассника с профессиями, диагностирует их способности и предпо- чтения, дает совет и определяет направление профориентационной деятель- ности [8].

Ученые давно доказали, что подростковый возврат является главным в определении жизненной позиции ребенка.

Существует другой вариант профессионального самоопределения старшеклассников. Он заключается не только в учете потребности и способ- ности индивида, но и в установке на развитие трудовых навыков, которые позволят индивиду стать полноценными звеном в профессиональной сфере.

Все стадии профессионального самоопределения были совмещены со стадиями формирования личностных качеств. В качестве периодов развития, которые идут в параллели друг с другом, строится периодизация профессио- нального развития. Подход, предусматривающий периодизацию, помогает лучше понять особенности личности в процессе профессионального само- определения.В период пребывания в средней школе.

Историческое появление и развитие элективных курсов

Факультативные и элективные курсы являются разновидностью актив- ной образовательной деятельности. На протяжении всего времени развития педагогики, идеи активного обучения высказывалось учеными не один раз,ещё до формирования педагогики как науки. Авторами идеи активного обу- чения считают Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Концеп- ции этих ученых базировалась на основе взглядов античных мыслителей. Ис- тория развития педагогики, как науки, можно рассматривать, в некотором смысле, как противостояние взглядов на роль ученика в обучении. Первая точка зрения предполагает ученика как пассивное звено образования, а ак- тивное звено - это учитель. Вторая концепция гласит, что преподаватель и ученик имеют равную позицию активности. Например, Пифагор считал, что учитель и ученик должны прикладывать одинаковые усилия. Демокрит пола- гал, что ученик является главным активным звеном, поэтому должен сам проявлять  интерес  и  самомотивироваться.    Мишель  Монтень  считал,  что

ученик является главным активным звеном, а учитель должен лишь коррек- тировать. Он говорил, что ученик должен говорить, а учитель слушать.

Дифференцированное обучения является одной из ключевых форм фа- культативных занятий. Еще в 1966 г. были приведены меры для улучшения образования в средней школе. Была отмечена необходимость практических занятий в учебно-воспитательном процессе. По мере формирования были ликвидированы основные отставания в этой сфере. Появились новые факуль- тативы по разным направлениям, как по гуманитарным, так и по естественно- математическим. Таким образом, новые факультативные направления отра- жали потребности индивидуального обучения.

Сам термин «факультативное обучение» появился еще 1893 г в области математического образования. Курс математики состоял из восьми лет, че- тыре первых годом были выделены на основную программу, остальные че- тыре на факультативные занятия. Таким образом, курс предмета начинался как общеобразовательный, а заканчивался как факультативный.

К моменту появления факультативных курсов в 1966 г., различные формы дифференцированного обучения в школе уже существовали. Так бы- ли школы, специализирующиеся на изучении определенных предметов, так и классы с углубленным изучением определенного предмета. Такие формы обучения органично вписались в уже имеющуюся систему образования и вскоре достигли пика своего распространения. Факультативные курсы только начали свое развитие, каждый учитель мог создать курс со своим учеником, отвечающий его потребностям. Школы включали в свою программу факуль- тативные занятия. В 1968 г. в Москве состоялась конференция, на которой обсуждались итоги введения факультатива и обменивались опытом. Они об- судили содержание, формы, методы и место элективных курсов в школьной программе, а также сравнили результаты обучения школьников, которые за- нимались по классической и новой программе. В 1980 г. Учебная программа средней школы полностью завершила свой переход к новой форме обучения.

Отправной точкой для этого стала встреча представителей народного образо- вания в декабре 1988 г., которая проходила в Москве. На ней была принята новая концепция общего образования, основная направленность, которой была направлена на дифференциацию обучения. Профильная дифференциа- ция, наряду с остальными формами дифференциации, рассматривалась как углубление значений по каждому из предметов. На современном этапе разви- тия факультативных курсов, отличительной чертой можно назвать возмож- ность преподавателем выбирать любую из программ, предложенных различ- ными авторами, а также составлять собственную авторскую программу, учи- тывая индивидуальные качества каждого ученика и класса в целом.

В наше время принята современная концепция профильного обучения. Согласно ей, наряду с факультативными, выделяют элективные курсы, т.е. курсы по выбору. Как и факультативные, элективные курсы направлены на развитие индивидуальных особенностей учащихся. Главное различие заклю- чается в том, что факультативные курсы не являются обязательными, а элек- тивные являются обязательными для каждого ученика. Ученику предостав- ляется возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения, в том числе и элективные курсы[6]. Они начинаются в девятом классе как пред- профильная ориентация, на основе которой ученик старшей школы выбирает свое профильное направление.

Значение элективных курсов в системе образования

Совершенствование и модернизация отечественного общего образова- ния ставят на первое место развитие личностных качеств ученика. Однако большая часть старшеклассников считают, что школьное образование не го- товит их к дальнейшему обучению в ВУЗах в полной мере. Большинство учащихся старших классов готовы изучать поверхностно главные  предметы и углубленно изучать только те, которые нужны им в дальнейшем обучении.

Система профильного обучения имеет свою специфику. В его структу- ру входят: базовые предметы, профильные предметы, элективные курсы (курсы по выбору), спецкурсы и модули. В настоящее время уделяется боль- шое внимание проблемному обучению, самостоятельной работе с литерату- рой, исследовательским работа[19]. На данный момент средняя школа может осуществлять подготовку по20-ти профилем. Помочь обучающимся опреде- литься с выбором профиля призвана предпрофильная подготовка [30]. Все учебные предметы в школе имеют равное значение для профориентации учащихся. В ее ходе обучающихся знакомят с многообразием современных профессий, спецификой профессий, необходимыми навыками, умениями, психологическими основами каждой профессии. Призвана помочь понять подходит ли она ученику, а также выявление профессионально значимых особенностей. Предпрофильная подготовка должна обеспечить психологиче- ский комфорт, а также содержать в себе глубокую информационную базу по интересующей ученика профессии. В наше время существует много пособий, тестов на профориентацию, которые помогут определиться с будущей про- фессией и начать к ней подготовку. В курс профильного обучения должны входить навыки и умения, которые помогут в дальнейшем обучении и про- фессии, и раскроют личные особенности и таланты учащегося [2].

Спецификой общего образования в наше время является дифференциа- ция обучения в старших классах, элективные курсы играют важнейшую роль в профильном обучении. Они связаны с пониманием индивидуальных обра- зовательных особенностей, потребностей и направленности каждого школь- ника. Именно элективные курсы являются главным средством создания ин- дивидуальных общеобразовательных программ, так как больше всего связа- ны с выбором содержания образования каждого школьника на основе инди- видуальных предпочтений и способностей [12]. Элективные курсы компен- сируют недостаточно полные возможности базовых курсов в удовлетворении образовательных потребностей учащихся старших классов. По  направлению

можно вычленить несколько видов элективных курсов. Одни курсы могут быть надстройкой профильных и обеспечивать для одаренных учеников вы- сокий уровень изучения учебного предмета. Другие курсы содействуют меж- предметным связям и дают возможность посещать смежные предметы на профильном уровне. Третий тип элективных курсов помогает ученику, обу- чающемуся в профильном классе, где один из предметов излагается на базо- вом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по предмету на углублённом уровне.

Когнитивные интересы большинства старшеклассников могут превос- ходить базу школьных предметов, выходить за рамки деятельности вне круга данного профиля. Это определяет возникновение в 10-х и 11-х классах элек- тивных курсов, которые носят внепредметную или надпредметную специфи- ку. Оценивая способность и педагогическую востребованность введения определенных элективных курсов, следует помнить о важных задачах, например, формирования умений и навыков, способствующих деятельности, помогающей решать практически важные задачи, осознание способов реали- зации выбранного жизненного пути. Применение элективных курсов воз- можно благодаря воплощению концепции профильного образования. Про- фильное обучение – это дифференцирование образования и учебный процесс иного типа. Поэтому в планировании временных рамок профиля, предусмот- рены часы в старших классах на организацию учебной практической дея- тельности, проекты, исследовательские работы. Успешное внедрение элек- тивных курсов в большей степени зависит от наличия учебной литературы по данным курсам. Важно, что в качестве учебной литературы по данным кур- сам может использоваться, как пособия по факультативным курсам, для кружков, так и научно-популярная литература, справочники. Широко ис- пользуются авторские разработки учителей, базирующиеся на определенных разделах школьных предметов. Создание курсов – важная часть введения профильного обучения, поэтому разработка и внедрение должны быть предусмотрены  программой  плавного  перехода  к  профильному обучению.

Так, профильные и элективные курсы, базирующиеся на общеобразователь- ных программах, создают индивидуальную программу обучения для каждого учащегося и помогают в профессиональном самоопределении.

В поиске оптимизации программ учебных предметов, базы их соответ- ствия современным целям образования должен осуществляться новых под- ход структурирования основы учебных предметов. Например, традиционный подход базируется на классической науке. Иной подход должен заключаться в определении проблем и процессов, анализ которых соответствует познава- тельным потребностям школьников. Этот подход обеспечит формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. Главной задачей россий- ской образовательной системы в этом смысле, является обеспечение нового качества образования, при сохранении его фундаментальности, но соответ- ствующего перспективным потребностям будущего работника. Сама идея элективных курсов опирается на тридцатилетний опыт проведения факульта- тивных занятий в отечественной системе образования. За это время было разработано около сотни учебных программ по разным направлениям. Наиболее правильная тенденция к развитию направленного, целевого обра- зования, заключается в самомотивации во время обучения и желание зани- маться самостоятельно [35].

Выводы по главе 1

  1. Выбор профессии один из самых решающих и трудных моментов в жизни старшеклассника, это сложная и парадоксальная задача. Парадокс за- ключается в том, что с одной стороны, у каждой профессии есть собственная специфика и сложный мир, познакомиться с которым нужны годы труда и старания, а затем молодой специалист адаптируется годами к профессио- нальной сфере. При этом, прежде чем выбрать профессию, надо  заранее знать и понимать что представляет из себя данная профессия.
  2. Справиться с трудностями выбора профессии подобного рода может помочь информированность старшеклассников с помощью элективных кур- сов - учебных предметов по выбору обучающихся
  3. Это главным образом зависит от формы профессиональной инфор- мативности и профориентационной работы, которая составляет определенное образовательное пространство учащегося.

Глава 2. Использование элективного курса «Основы психотиче- ских знаний» в процессе обучения

2.1 Основные документы Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации, отвечающие за организационный и содержатель- ный аспекты профильного обучения в школе

Современные веяния социально-экономического прогресса России по- буждают переосмыслить задачи и цели школьного образования, сформули- ровать новые результаты образования.

В качестве ожидаемого результата Концепция модернизации образова- ния на период до 2010 года предусматривает готовность и возможность уча- щихся, оканчивающих школу, привнести осознанную ответственность за собственное и общественное благополучие[16].

Данная концепция модернизации образования была одобрена Прави- тельством РФ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756 — р). Этот документ предусматривает организацию про- фобучения в средней школе и была названа одним из главных направлений общеобразовательной модернизации.

Система спецподготовки, т.е. профильного обучения в старшей школе, ориентирована на индивидуализацию и социализацию учебного процесса, учитывает реальные потребности рынка труда, является мерой обеспечения социальных гарантий и доступного качественного образования как приоритет направления государственной образовательной политики.

Утвержденная Концепция модернизации образования направляет обра- зование в ключе подготовки образованных и нравственных специалистов, ко- торые способны принимать самостоятельные ответственные решения в про- фессиональных ситуации, смогут анализировать и прогнозировать результат,

готовы работать в коллективе, отличаются мобильностью, обладают чув- ством ответственности за свои действия.

Концепция профильного обучения утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002, раскрывает понятие про- фильного обучения. Профильное обучение есть инструмент дифференциаль- ного и индивидуального обучения, позволяющий полнее учитывать интере- сы, за счет изменений в структуре, содержательном контенте и организаци- онном процессе образования, тем самым позволяя создать условия обучения учащихся старших классов в соответствии с их интересами и профессио- нальными намерениями в отношении последующего образования.

Таким образом, можно определить основные цели и задачи, которые предположительно должны быть достигнуты в процессе реализации про- фильного образования:

-обеспечение углубленного изучения определённых предметов про- граммы общего образования;

-создание условий для основной дифференциации нагрузки обучения учеников старших классов с расширяющимися и гибкими возможностями со- здания учеником персональных образовательных программ;

-установление равного доступа к образованию различных категорий учащихся соответствующего их возможностям индивидуальным склонно- стям;

-расширение возможностей социальной реализации учащихся, облег- чение преемственности среди общего и направленного образования, более эффективная подготовка к программе высшего образования.

Организационный момент гибкой системы профобучения должен предусматривать сочетание профильных, базовых и элективных курсов. Лю- бой из вышеперечисленных курсов имеет направленность на решение по- ставленных целей и задач профильного обучения: общеобразовательные предметы, которые обеспечивают стандартную базу знаний и направлены  на

окончание общеобразовательной подготовки школьников, на обеспечение профессиональной грамотности и социальной направленности школьников. Общеобразовательные и профильные предметы, которые входят в вариатив- ную базовую часть учебного плана и обеспечивают высокий уровень учеб- ных предметов, ориентированы на подготовку школьников к продолжению образования, на формирование социально и мобильной грамотной личности, которая имеет ориентацию на современные потребности реального рынка труда. Предметы, выбранные как элективные, которые изучаются как часть компонента образовательного учреждения основного учебного плана, связа- ны с удовлетворением персональных интересов образования, склонностей и потребностей каждого учащегося, позволяют воплотить образовательные программы в жизнь.

Подобная система организации профобучения обязывает образователь- ное учреждение реализовывать все профили, а учащихся выбрать учебные предметы, которые и будут составлять его персональный образовательный путь.

Органичное содержание профильных, базовых и элективных курсов позволяет достичь целей и задач профильного образования и помогает реали- зовать ряд основополагающих принципов.

Так, принцип разделения определяет существенное различие занятости населения, рынка труда, образовательных учреждений и услуг, оправдывает ожидания выпускников. Всегда имеются большие различия между мегаполи- сами и монопольными промышленными центрами, деревнями и городами в сфере трудовой запросов.

Иной частью регионального обеспечения общеобразовательных услуг становится образование, получение которого обеспечивает выпускнику про- должение образования за счет получения последующего профессионального образования по необходимым обществу профессиям именно в его регионе.

Принцип вариативности профильного образования делится на две ча- сти: гимназическое и реальное. Гимназическое образование содержит в себе примерно равное количество учебных предметов, соответствующих полному среднему образованию, но с преодолением искусственной направленности на многопредметность и усилением полученных знаний. Гимназическое образо- вание предназначено для тех обучающихся, кто планирует поступать в ВУ- Зы, имеющее целевую подготовку будущих научных работников.

В профильных классах можно заметить существенную дифференциа- цию углубленного образования с изучением отдельных наук (в том числе элективных курсов), с учебной научной работой и использованием электрон- ной техники.

Углубленное образование предназначено для тех, кто собирается про- должать образования в средних специальных, а так же высших учебных заве- дениях, которые ведут подготовку по общественно востребованным профес- сиям.

В основе принципа индивидуализации образования лежит, прежде все- го, свобода выбора старшеклассниками профиля будущего обучения, практи- ческую возможность поменять профиль на любой другой, а также самостоя- тельная постановка целей и задач образования, с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

Принцип продуктивности учебной деятельности предполагает включе- ние повышенной проектной деятельности во время профильного обучения.

Традиционная система образования предполагает постоянное повыше- ние информационности обучения, которое основывается на положении что, чем больше теоретических знаний, тем лучше, только после получения пол- ного багажа теоретических знаний можно переходить к практике. Это приво- дит к информационной перегрузке обучающихся, а также наблюдается ситу- ация, когда ребенок не может применить на практике теоретические знания.

С точки зрения традиционной педагогики считается, что знания добы- ваются во время решения теоретических задач. Проектная же деятельность как метод получения знаний способствует пониманию учащимися всей важ- ности получения новых знаний, умений и навыков, не только в целях обуче- ния, но в любой другой жизненной ситуации. Когда такое понимание достиг- нуто, обучение перестает быть целью, а становятся средством саморазвития школьников, снижают вероятность появления у них нежелания учиться.

Принцип доступности информации связан с содержательной пробле- мой профильного обучения. Базовые программы учебных предметов чаще всего представлены линейной системой, в то время как спиральная система зарекомендовала себя лучше, так как последняя снимает проблему несвязно- сти информации друг с другом и способствует пониманию предмета изуче- ния.

Для реализации учебного плана профильного обучения нужно опреде- лить его понятийную базу, которая наполняется определённым содержанием, но в процессе обучения может дополняться частными терминами, необходи- мыми для ситуативного понимания учебных задач. Только в таком случае может сформироваться индивидуальная понятийная основа у каждого из обучающихся, без которой невозможна продуктивная познавательная дея- тельность.

В концепции профильного обучения, указано, что оно должно быть определено национальной системой контроля качества образования, которая регулируется государственными образовательными стандартами, т.е. норма- ми, которые определяют обязательное минимальное содержание, а также максимальное содержание нагрузки, включающими предположительный уровень подготовки выпускников после прохождения соответствующих про- фильных курсов.

Особенности проведения и методика организации элективного курса «Основы психологических знаний»

Изначальная идея создания программы нашего курса заключалась в том, чтобы помочь подростку ориентироваться в понимании своей сущно- сти, как человека. Когда возникает понимание, рождается самоуважение. А самоуважение есть чувство собственного достоинства. Он ценит себя за что- то свое, за свои собственные качества. Когда человек уверен в своих силах, знает, что может сделать сам и сделать лучше, чем другие, у него появляется высшее человеческое желание – желание быть ответственным. А так же яв- ляется фундамент человеческого достоинства.

Не все люди рождаются с самоуважением, это чувство надо воспиты- вать и культивировать. Не уважая себя человек, не может познать ответ- ственность перед собой и окружающими. Частая проблема подростков за- ключается в неумении организовывать свои труд и рабочее время, они про- являют пассивность в обучении и не могут достигнуть высоких результатов не из-за когнитивных проблем, а из-за неграмотного подхода к процессу обу- чения. Однако на самом деле кажущееся нежелание к активному получению знаний может быть вызвано неправильным использованием умений и навы- ков обучения. Отставание по предметам из-за отсутствия необходимых навыками провоцирует уклонению от процесса обучения, а это провоцирует снижение познавательного интереса во всех сферах жизнедеятельности. Все это усугубляется опытом неудач и отсутствием успеха, что в сумме стано- вится негативным отношение к обучению и школе в целом [23].

Рассмотрим сущность психологии как школьного предмета в системе про- фильного обучения. Во-первых, нужно учитывать выраженное желание под- ростка к независимости. Нестандартность мышления в подростковом воз- расте является одним из главных признаков высоких когнитивных способно- стей, даже если ребенок не очень хорошо справляется с учебными заданиями.

Однако не стоит требовать базовых решений, необходимо учитывать стрем- ление подростка быть не таким как все , а главное желание быть самостоя- тельным. Большинство детей могут быть хорошо развитыми, но при этом иметь репутацию трудного ребенка, в таких ситуациях необходимо научить их способам продуктивного обучения, учитывая их характер и индивидуаль- ные особенности [1].

Во-вторых, содержание курса должно иметь смысловую нагрузку и применяться на практике. Важен деятельностный подход, необходимо при- водить много примеров, чтобы информация не показалась абстрактной и да- лекой от реального мира, а могла бы быть примененной самим ребенком, как в отношении себя, так и в отношении других. У учащегося должно возник- нуть желание понять других и самого себя, понять мотивы поведения. Каж- дая смысловая единица должна сопровождаться изобилием примеров, долж- на подаваться не в  категориях, а в образах наблюдать и понимать.

В-третьих, одним из главных видов деятельности в процессе изучения такого курса должны быть игры. Однако вместе с игрой необходимо помнить и о методической передаче психологических знаний, которая имеет большое значение для успешности обучения. Методическая система введения в курс, указывает не только на способы сообщения учебной информации, но и на грамотную постановку психологических понятий и раскрытие их содержа- ний. Не всегда необходимо раскрывать понятие сразу, но всегда надо назы- вать его своим именем, которое устоялось в психологии. Работа с терминоло- гией должна начинаться с первого занятия, только тогда они могут закре- питься в памяти ребенка, он начнет осознавать, что психология это огромная область знаний, которая имеет определенный предмет, свою терминологию и методы исследования.

Главная цель учителя при изучении данного курса - это помочь ребен- ку стать пластичным и научиться выражать себя. Следует привить ученику осознание его творческой натуры,   а также придать ему уверенность в  само-

выражении, дать ему свободу, научить управлять собой. Человеку свой- ственно избегать деятельности, которая ему не нравиться. Строгая дисци- плина сопровождается снижением внутренней мотивации, путем подавления нежелания, что часто переходит в комплекс неполноценности. Например, ребенок никогда не сможет красиво говорить, если не поймет, как красиво он мог бы говорить. Бесспорно, что ребенок может добиться успеха только в де- ятельности, которая приносит ему удовольствие [32].

Не стоит указывать ребенку на недостатки, как на главный результат, необходимо говорить это в дополнение к положительным результатам. Это опять относит нас к природе комплекса неполноценности: один раз ребёнок засомневался в себе, не поверил в себя, не понравился другим[37.] Человек всегда стремится к совершенству, поэтому главное поддержать его в нужный момент, заставить поверить в себя, и самомотивироваться. Люди часто ком- плексуют и прерывают отношения с другими не потому, что они нас чем-то не устраивают, а потому, что мы не можем реализовать себя с ними в полной мере, не можем отвечать потребностям других. Так же и с процессом обуче- ния, если ребенок считает, что он не сможет справиться с поставленными за- дачами, он скорее бросит, чем продолжит заниматься [9].

Ученики должны иметь различные представления о процессе обуче- ния. Нельзя представлять процесс обучения, как однонаправленный процесс.

Учитель должен найти подход и способ мотивации учащихся к само- стоятельному поиску решения проблемных ситуаций, к средствам, которые являются наиболее удачными в каждой конкретной ситуации. Нужно помочь сформировать у учащегося индивидуальный стиль обучения, т.к. восприятие и понимание учебного материала проходят весьма индивидуально. Поэтому необходимо предоставить каждому из обучающихся возможность развить собственный стиль процесса обучения, который больше всего значим и под- ходит ему[33].

Принято считать, что ребенок является субъектом деятельности и наде- лен познавательными способностями. Он оперативно включается в процесс поиска информации и способен не только предсказывать отдельные действия учителя, но и сам учится планировать, выстраивать свои действия, пути свое- го сознания. Учитель вместе с учениками должен приходить к какому-то но- вому открытию природы определенных феноменов  окружающего мира, смене его картины, а также отношение к нему. Поменяв отношение к окру- жающим, они начинают переосмысливать себя , чувствуя себя частью этого мира. Поэтому учитель должен дать большое пространство и много инфор- мации о новом феномене, который они изучают, для достижения полного по- нимания. Только в этом случае у ребенка появиться желание прогнозировать и разбираться в информации.

Необходимо сформировать адекватное пространство для выхода позна- вательной активности ученика. Подросток реализует себя в поиске осознания своего места в мире новых феноменов и понятий, он желает получить право на личную точку зрения и собственное отношение к изучаемому явле- нию[42]. Поэтому необходимо дать возможность на уроках психологии быть поглощёнными деятельностью, т.к. главное табу на таких уроках – это запрет на нежелание отвечать.

Главная задача учителя психологии - это создание на уроке  ситуации, в которой учащиеся смогут воспринять психологические явления, и получить полное понимание. Сложность заключается в том, что психологические яв- ления не являются очевидными и не воспринимаются напрямую, за каждым из них стоит своя мотивация, которая маскируется различными способами. Поэтому надо научить ребенка распознавать и понимать каждое психологи- ческое явление. Необходимо приводить много примеров, создать базу опыта для осмысления и фиксации психологических явлений самим подростком. Подобную работу целесообразно проводить с формирования у учащегося чувственного образца. Если он сформирован, дальнейшие абстрактные    тер-

мины будут восприниматься без проблем. Чувственный образ обобщает и выстраивает логическую связь межу представлениями и информацией. Когда ребенок начнет понимать его сущность, ему захочется в дальнейшем узнать о нем больше и глубже, появится желание заниматься.

Диагностические работы при использовании элективного кур- са «Основы психологических знаний»

Введение диагностики в учебной курс «Основы психологических зна- ний» является необходимым, т.к. это позволяет изучать дисциплину в ее соб- ственной концепции, в логике науки, которую этот учебный предмет пред- ставляет, это позволяет школьникам получать базовые психологические зна- ния путем непосредственного использования методов психологии.

Применение методов психологической диагностики в данном курсе поможет учителю решить ряд образовательных задач. Существует, по край- ней мере, три случая в, которых  такая диагностика просто необходима.

Во-первых, работа с психологической диагностикой вызывает познава- тельный интерес у школьников к самопознанию, а также к науке психология. Такая работа дает ему возможность разобраться в основах психологического самоанализа. Результаты, полученные во время такой диагностики, позволя- ют школьнику рассматривать со всех сторон и развивать рефлексивные ос- новы собственной личности, усвоить психологические особенности опреде- ленных индивидов, механизмы и мотивацию их поведения, понимать специ- фику отношений к себе и другим, понимать как психологическое знание функционирует на практике [4].

Во-вторых, диагностика включенная в учебный процесс выполняет ценную функцию. Полученные данные можно использовать как инструмент объяснения подростку базовых моментов о его личности, впоследствии ему самому удается контролировать уровень познания содержания  психологиче-

ских знаний, конкретных тем, всего процесса саморазвития собственной лич- ности.

В-третьих, диагностический материал можно использовать как сред- ство контроля за уровнем понимания школьниками психологических знаний. Можно использовать традиционные средства диагностики: сочинения, опро- сы и тесты. Также диагностику можно использовать в качестве средства ис- следования уровня адекватного понимания материала учащимися, что бы они могли не только заучить, но проанализировать конкретные психологические понятия, используемые в определенных темах. На этом этапе учителю необ- ходимо проанализировать какие вопросы ставятся подростком во время диа- гностических работ, дать совет на этапе работы с диагностическими резуль- татами, осуществить обратную связь, которая поможет разобраться в себе. Вопросы школьников чаще всего бывают связаны с выбором профессии, с отношениями в семье, в коллективе, с проблемами самоопределения и само- познания [24]. Учитель должен помочь разобраться школьникам в себе, дать нужное направление и совет, направить познавательную деятельность в направление саморазвития. Только в этом случае учитель может быть уверен, что ребенок будет мотивирован к учебной деятельности.

Полученный диагностический материал является основой для проведе- ния глубокого анализа познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы личности подростка, материалом для направления гармоничного раз- вития его способностей. Для учителя диагностика является инструментом помогающим обнаружить проанализировать и выявить особенности отноше- ния того или много учащегося к окружающему миру, и к самому себе. По- этому диагностический материал должен составлять базу педагогического контроля и помощи развивающемуся подростку, помочь учителю составить индивидуальную программу работы с учебным материалом [22]. Следова- тельно, диагностический материал подходит и является целесообразным    не

только для контроля развития школьников в результате обучения, но и на протяжении всего учебного года, т.е. в ходе текущего контроля.

Диагностические данные, полученные во время данной работы, долж- ны служить для учителя определенным стимулом к действию, к обратной связи, а так же являются материалом для планирования образовательной про- граммы с учётом индивидуальных особенностей[40].

Методика проведения диагностических процедур и исследований должна соответствовать определённым правилам. Так, обстановка проведе- ния диагностических работ должна способствовать познавательной деятель- ности, должны быть исключены все отвлекающие факторы, такие как шум, недостаток света, новые люди. Ужа сама по себе подобная обстановка дает возможность понять учащемуся, что данное мероприятие имеет серьезный характер и требует полной концентрации внимания.

Прежде чем проводить такие исследования, учителю следует обратить внимание учащихся на параметр искренности ответов, постараться полно- стью сконцентрироваться на задании, попросить дать наиболее полные и раз- вернутые ответы, объяснить все ассоциации. Нужно постараться объяснить, что специфика данной работы требует строжайшей тишины, а ее несоблюде- ние мешает не только диагностируемому, но и всем окружающим. Необхо- дима обстановка полного доверия и ощущение единения с выполняемой ра- ботой.

Если работа производится в вербальном режиме, необходимо акценти- ровать особое внимание на дисциплине. Стоит объяснить, что не нужно пе- респрашивать, если не успел что-либо записать, а дождаться определенного времени, когда все вопросы будут повторены. Учитель должен напомнить, что нарушение дисциплины может привести к неправильной интерпретации результатов психологической диагностики, а соответственно неправильно организованной коррекционной работе, что только усугубит ситуацию.

В время проведения диагностики учитель должен выполнять требова- ния стандартизации процедуры: наличие бланков, инструкций, регистрации ответов, соблюдение условий проведения. Стандартизация процедуры вклю- чает в себя также: выполнение точных указаний учеником относительно ме- тодики и материала, временных рамок, устных инструкций учителя, трактов- ки вопросов со стороны ученика и т. д. Во время выполнение некоторых процедур диагностики на испытуемого могут повлиять различные факторы, которые нельзя предугадать. Поэтому, читая инструкцию и задание, учитель должен учитывать скорость своей речи. Будучи экспериментатором, учитель должен следовать правилам стандартизации процедуры диагностики даже в самых мелких деталях, регистрировать любые изменения условий проведе- ния, несмотря на то, что они могут показаться незначительными. Особое ме- сто отводится эмоциональной атмосфере во время диагностирования, необ- ходимо учитывать отношения между учениками. Так, рассаживать их в соот- ветствии с их предпочтениями. Необходимо замотивировать школьников к работе, дать так называемую «затравку» вызвать интерес к диагностическому материалу и непосредственно результатам. Но не стоит делать это в яркой форме, которая может вызвать слишком большую эмоциональную реакцию школьников, т.к. она может вызвать трудности в концентрации учащихся на предмете. Оптимальным вариантом будет создание положительной мотива- ции на уроке, предшествующем диагностике. Тогда ученики будут ждать его и приложат все усилия для успешного прохождения предложенных заданий.

Известно, что результаты прохождения психологической диагностики непосредственно зависят от эмоционального состояния испытуемых. Напри- мер, если школьникам дать задание написать эссе на тему плохих воспоми- наний, результаты будут гораздо хуже, чем, если тема эссе связана с положи- тельными эмоциями. Если ребенок пришел на диагностику после урока, на котором он получил плохую оценку, это так же будет влиять на результат те-

ста. Следовательно, по возможности желательно исключить все негативные факторы, влияющие на объективность результата.

Необходимо так же помнить, что обучающиеся более восприимчивы к ситуативным эмоциональным переживаниям, медленнее приходят в состоя- ние нормы. Особенно подвержены этому неуверенные в себе и неуравнове- шенные подростки. Часто по вине учителя ученики не хотят, или боятся от- вечать правдиво на вопросы, что снижает объективность результатов.

Учитель имеет право работать с диагностическими материалами только при соблюдении следующих условий:

  1. знать и профессионально использовать на практике общие методи- ческие принципы психологической диагностики, знать основы дифференци- альной психологии, следить за новыми изданиями психологической литера- туры по диагностике, вести журнал собственных проводимых исследований;
  2. нести ответственность и принимать грамотные решения, на основе диагностических данных;
  3. обеспечивать независимые результаты диагностирования и выводы на основе этих данных, давать советы на основе непредвзятого отношения;
  4. не стоит ограничивать выбор субъективными предпочтениями в вы- боре программы исследования, а исходить из принципа максимальной эф- фективности диагностического материала;
  5. проводить исследовательскую работу по методике наиболее подхо- дящей в каждом определенном случае;
  6. соблюдать полную конфиденциальность диагностической информа- ции, а также информировать испытуемого о том, что эта информация не бу- дет доступна никому, кроме учителя.

Все выше приведённые требования приведены в соответствии с меж- дународными этическими стандартами образования.

Педагогический эксперимент по апробации курса «Основы психологических знаний» в общеобразовательном процессе

Цель исследования проверить и доказать эффективность использо- вания элективного курса «Основы психологических знаний» в профориента- ционном образовании старшеклассников. Эксперимент апробации электив- ного курса «Основы психологических знаний» был проведен в ГБОУ СОШ

№1297 г. Москвы в 10 «А» классе, состоящем из 15 учеников (6 девочек и 9 мальчиков).

Тема проведенного урока была «Познай себя!», она была подобрана с учетом возрастных и психологических особенностей личности старшекласс- ников. Урок проходил в форме дискуссии и включал также, как метод обуче- ния, рассказ учителя.

Материалы и оборудование для урока были выбраны следующие: опорный конспект урока «Познай себя!», 2 анкеты: при входе и выходе с урока, на предмет отношения к данному элективному курсу и элективным курсам в целом, 2 типа тестов: на уровень и адекватность самооценки учаще- гося.

Цель урока заключалась в исследовании самооценки и ее влияния на личность и деятельность.

Для ее достижения были сформулированы следящие задачи: сформи- ровать понятие о самооценке и ее видах; определить самооценку учащихся; способствовать формированию адекватной самооценки; снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Урок начался с обсуждения следующих вопросов: Связано ли наше от- ношение к себе с отношением к нам других людей? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям? Связано ли отношение других к нам с отношение к самому себе? Влияет ли наша самооценка на наши действия? Что лучше низкая, средняя или высокая самооценка?

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравни- вает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мне- ние о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отноше- ние, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в дру- гих людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, оче- редной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных  качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Затем ученикам были представлены тесты на определение уровня и адекватности самооценки.

Что бы понять, как влияет на человека завышенная или заниженная са- мооценка, стоит представать его в обычай жизненной ситуации. Например, ученику предложили взять большое самостоятельное задание на оценку, ко- торое он должен сделать за 4 дня. Как поведет себя человек с каждым типом самооценки?

3.Вывод

Самооценка человека влияет на его отношение к себе, на его действия, поступки, уровень притязаний, к другим людям и миру в целом.

Было разработано два типа анкет. Первые тип состоял из двух анкет, направленных на выявление динамики заинтересованности данным электив- ным курсом. Первая вводится до начала урока, а вторая в конце. Второй тип направлен на выявление усвоение матери- ала урока.

Перед началом урока «Познай себя!» была использована анкета на предмет отношения к элективным курсам в целом. Анкета состоит из 13 вопросов, направленных на выяснение знакомства с электив- ными курсами и понятием психологии как науки.

Анкета после урока направлена на выявление повышения или пониже- ния интереса к данному элективному курсу. Анкета содержала в себе 10 во- просов, направленных на предмет полезности данного курса, по мнению школьников, на интерес и желание посещать данный курс.

Ответ на вопрос: «Выбрали ли вы направление будущего профильного обучения?» изменился в опросах до и после урока, результаты которого можно увидеть в гистограмме 1.

Гистограмма 1

«Выбрали ли вы направление будущего профильного обучения?»

По результатам анкетирования видно, что до апробирования вводно- го урока всего 33% обучающихся ответила «да» на вопрос «Определились ли Вы с выбором элективного курса?», а после 54%.

Анализируя получившуюся гистограмму 1 можно сделать вывод, что элективный курс «Основы психологических знаний» положительно влияет на выбор прфориентационного направления обучения.

Из общего анализа анкеты после проведённого урока видно, что 6 учащихся хотели бы посещать данный элек- тивный курс в рамках профильного обучения, а 5 ответили, что этот предмет поможет им при сдаче ЕГЭ, или вступительных экзаменах. Так же 6 ответи- ли, что данных предмет пригодится им в дальнейшем обучении после школы. Отсюда можно сделать вывод, что данный элективный курс будет интересен и полезен школьникам, они проявят желание посещать его. Данный курс имеет высокую потенциальную базу учащихся.

Гистограмма 2

Общий анализ анкеты после проведённого урока

Так же из вопросов анкет можно сделать вывод о наиболее предпочти- тельной форме проведения образовательной деятельности . На вопрос, «В какой форме Вы предпочитаете   проведение дополнительных видов   образо-

вательной деятельности?» 5 учащихся ответили уроки и традиционные заня- тия, 3 подготовка и защита рефератов, 4 проведение исследований и экспе- риментов, и 3 деловые игры и тренинги. Индивидуальные консультации и анализ ситуации не выбрал никто. Отсюда можно сделать вывод, что дети предпочитают активную образовательную деятельность в коллективе, пред- почтительнее в форме традиционных занятий. Данные представлены в гисто- грамме 3.

Гистограмма 3

«В  какой  форме  Вы предпочитаете проведение дополнительных видов образовательной деятельности?»

После урока учащимся были представлены тесты, определяющие уро- вень усвоения знаний по проведенному уроку.

По результатам, которого 11 учеников написали его на отлично, и 4 на хорошо. Отсюда можно сделать вывод, что учащимся легко дается материал, и они проявляют интерес к его изучению, так как высокие результаты на прямую связаны с концентрацией внимания. Результаты успеваемости пред- ставлены в гистограмме 4.

Гистограмма 4

Уровень усвоения знаний проведенного урока

Таким образом, на основании проведенного занятия «Познай себя» из предложенной программы элективного курса можно заключить, что про- грамма профильного обучения учащихся старших классов общего образова- ния определяется действующими законами и нормативными актами образо- вания. Модернизации российского образования определяется концепцией на время до 2010 года, а концепция профильного обучения старшеклассников общего образования являются документами, включающими программу, стра-

тегию развития образования и механизмы реализации данных программ. Ор- ганизация профильного обучения в рамках концепции модернизации образо- вания на старшей ступени определено одним из главных направлений модер- низации образования. Концепция профильного обучения описывает схемы организации профильного обучения, возможность изменения профиля и его структуры. Определяет формат организации обучения, периоды реализации и этапная периодизация профильного обучения.

Выводы по главе 2

  1. Элективные курс «Основы психологических знаний» помогает стар- шеклассникам с выбором профильного направления на старшей ступени обучения.
  2. Во время прохождения курса у учащихся наблюдается высокая мо- тивация к образовательному процессу.
  3. Курс «Основы психологических знаний» положительно влияет на самоопределение старшеклассников за счет содержательного контента про- граммы, и ее направленности на образование после школы.
  4. У учащихся наблюдается высокая успеваемость и интерес к предме- ту исследования и данному курсу в целом.
  5. Элективные курсы, как часть профильного обучения давно зареко- мендовали себя с положительной стороны: у учащихся поддерживается вы- сокая мотивация к их изучению, направленность элективных курсов на лич- ные предпочтения старшеклассников положительным  образом сказывается на их профильной подготовке.
  6. Курс «Основы психологических знаний» хорошо воспринимается учениками, т.к. объект исследования не является абстрактным предметом, каждый понимает, о чем идет речь, и получает, за счет этого дополнительную мотивацию к изучению. Проведенное занятие показало, что курс «Основы психологических знаний» подойдет для детей, которые хотят продолжить свое обучение в медицинских, педагогических, или имеющих социальную направленность ВУЗах. Высокие показатели заинтересованности и желания посещать данный курс, говорят о целесообразности и успехе введения курса

«Основы психологических знаний» в учебный процесс общеобразовательной школы.

Заключение

Одним из наиболее успешных способов решения проблем профильного образования являются элективные курсы. Но, даже имея специфику направ- ленности на личностные особенности школьника и рынок труда, элективные крусы не всегда отражают достаточный спектр выбора. Такой элективный курс как «Основы психологических знаний» в полной мере необходим уче- никам, которые хотят связать свою будущую профессию с медицинскими, педагогическими или социальными специальностями, но не смотря на это школы не практикуют введение данного курса в образовательный процесс.

Путем исследования, проведенного в ГБОУ СОШ №1297 г. Москвы, было доказано, что данный курс вызывает интерес у более чем трети уча- щихся, и достаточно легко поддается изучению, а так же будет полезен не только в повседневной жизни, но при поступлении в ВУЗы и даже во время обучения в нем. С учетом того, что данный курс имеет узкую специфику, он точно отвечает критериям элективных курсов и его концепции о направлен- ности обучения.

Библиография

  1. Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь.–СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
  2. Бендюков М.А. , Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации.-СПб.: Речь , 2006.-240 с.
  3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
  4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно- методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2002. – 224 с.
  5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный под- ход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  6. Галкина, Т.И. Организация профильного обучения в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256 с.
  7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профориентационное самоопре- деление молодежи.-Киев.: Наукова думка, 1998. –144 с.
  8. Гудкова Е.В. основы профориентации и профессиональное консультиро- вание, учебное пособие. – Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2004. –125 с.
  9. Дерманова И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации. – СПб.: Речь, 2001. – 40 с.
  10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624 с.
  11. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М: Педагогика, 1983. – 63 с.
  12. Каспржака А. Г. Элективные курсы в профильном   обучении.М.: Вита- Пресс, 2004.- 96 с.
  13. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004 - 304 с.
  15. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.- Просвещение, 1982. – 207 с.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

//Вестник образования - № 6 - 2002г. с.11-40.

  1. Корнева Л.В. Практикум по психологии, часть 2, самопознание личности.

— М. : типография МПГУ, 2007. —53 с.

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  2. Левиева С.Н. Мир профессий. - М.: Молодая гвардия, 1985. – 107 с.
  3. Леонтьев Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение обра- зов возможного будущего.–М.: Смысл , 2001.- 54 с.
  4. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч- но-методическое пособие– 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  5. Немов Р.С. Практическая психология.–М.: ВЛАДОС,1999. – 320 с.
  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. по- собие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
  7. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебн. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
  8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие.–М.: Издательство Москов- ского психолого-социального института, 2002. – 400 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. -288 с.
  10. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
  11. Пряжникова Е.А. Профориентация: учеб. пособ. для студ. выс. уч. заведе- ний. - М.: изд. центр «Академия»., 2007. - 35 с.
  12. Пьянкова Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся.Пособиедля учителя. М.: АПКиПРО, 2004. - 22 с.
  13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофиль- ной подготовки.-М.: Генезис , 2005. - 208 с.

  1. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руко- водство для педагогов и школьных психологов-М.: Генезис , 2010. — 48 с.
  2. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: ВЛАДОС, 2001.–176 с.
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готов- ности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных ру- ководителей и школьных. – М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
  4. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют …». Психологический практи- кум. – г. Дубна, «Феникс +», 2002, - 128 с.
  5. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: методическое пособие по преподаванию курса. – М.: Народное образование, 2000. - 128 с.
  6. Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Мн.: Полымя,2001. – 592 с.
  7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопро- вождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.-288 с.
  8. Сомова Н.П. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, спе- циалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий.

– СПб.: КАРО, 2001. – 308 с.

  1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М.: Глобус , 2006.-256 с.
  2. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональ- ной ориентации. – М.: ВЛАДОС, 2001. –96 с.
  3. Шавир П.А Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: - Педагогика. -1981.-96 с.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики,- 2005. - 104 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТАЙНЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ( 9 КЛАСС)

5. Современная британская драматургия в рамках элективного курса по британской литературе для старших классов школ с углубленным изучением английского языка

6. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании. Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку

7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ПАРКЕТЫ» С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

9. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ И ИХ СТРОЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ И ЛОГИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ