Формирование экологических понятий у школьников при проведении практических работ по биоиндикации пресноводных водоемов



Формирование экологических понятий у школьников при проведении практических работ по биоиндикации пресноводных водоемов

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Экологическое образование и его отражение в школьном курсебиологии   7

Таблица №1 21

Экология 21

Глава 2 24

Методика проведения внеклассных занятий со школьниками 10-11 классов

по изучению пресноводных водоемов. 24

Влияние фактора на живых обитателей водоема 32

Практическая работа: «Определение видового состава растительностипруда»   39

Занятие №4 42

Практическая работа: «Определение видового состава животных пруда». 42Занятие №5   44

Практическая работа: «Биоиндикация качества воды по животномунаселению»   45

Результаты этой проверочной работы были сведены нами в таблицу 52

Результаты обучающего эксперимента. 52

Выводы и заключение. 53

Литература. 54

Введение

Экологическая культура теперь становится мерой цивилизованности общества. Основным механизмом формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического воспитания и образования. Проблема экологического образования и воспитания выдвинута ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж знаний, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Несомненно, что по-настоящему серьезная экологическая подготовка может быть реализована только на прочной биологической основе. Следует осознавать, что решение любой экологической проблемы современности заключается в обеспечении оптимальной деятельности живых систем.

Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совершенствования образовательных систем и рекомендует государствам и правительствам рассмотреть политику и практику в области образования в свете глобального экологического кризиса. Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитие обществу  новой  морали.  Весь  смысл  экологической  культуры  человека  –

ответственное отношение к живой природе, уважение к ее законам, а также умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Одна из глубинных методологических причин слабой эффективности современного экологического воспитания – антропоцентризм в восприятии окружающей действительности. На смену антропоцентризму современного человека должен прийти биоцентризм - перемещение центра внимания с себя на живую природу, которая создает и поддерживает среду жизни человечества.

Биоцентричность означает принятие системного мышления и понимание того, что система жизни на планете в целом обеспечивает и сохранение и прогресс человеческого общества.

Как показывают исследования, беседы с детьми, наблюдения за ними, экологическое сознание в детской среде, в массе своей, находится в достаточно низком, примитивном уровне.Его можно назвать обыденным экологическим сознанием. Оно характеризуется

  1. потребительским, нередко варварским, безграмотным отношением к природе;
  2. знанием о необходимости охраны окружающей среды и вместе с тем отчужденности от нее благодаря разрастающейся урбанизации и ее губительных последствий;
  3. общую информированность об экологических бедствиях, угрозах экологической безопасности и пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения;
  4. восприятие природы как объекта антропогенного воздействия и отсутствие нравственно эстетического отношения к ней, способности любоваться, наслаждаться ею и переживать чувства единения с ней.

И хотя в отдельных школах, домах детского творчества работа поставлена интересно, разнообразно, детям прививается любовь к природе, передаются умения и навыки природоохранительной деятельности, все же экологическое      сознание      подрастающего      поколения      не     является

систематизированным, всесторонне обоснованным, способным стать фундаментом экологической культуры личности и экологически культурного образа жизни.

На наш взгляд, в процессе экологического обучения и воспитания необходимо правильно организовать работу с учащимися, использовать дидактические методы и современные технологии.

Важно мотивировать учащихся получать экологические знания, заинтересовать их, разнообразив процесс обучения введением экологических игр, семинаров, учебных исследований, экскурсий. Дидактический интегративный подход к экологическому образованию представляется наиболее продуктивным и предполагает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Учитывая актуальность проблемы экологического образования учащихся, была выбрана тема дипломной работы и определена ее цель.

Цель работы:определить наиболее эффективные методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, позволяющие за небольшое количество часов сформировать новые и развить имеющиеся у учащихся экологические знания.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи и определены методы работы.

Задачи:

  1. Определить значение и необходимость экологического образования в современной школе.
  2. На основе анализа литературы, определить объем экологических знаний, которые формируются у учащихся в основной и старшей школе.
  3. Разработать методику проведения внеклассных занятий и экскурсий по теме «Природное сообщество - пресноводный водоем».

Используемые методы исследования:

  1. Анализ педагогической и методической литературы.
  2. Наблюдение за учебным процессом и анализ работы учителей.
  3. Контроль и проверка знаний учащихся.
  4. Анкетирование.
  5. Работа проводилась в спец-школе №3 ЮЗАО г. Москвы в 2015-2016 учебном году.В работе принимали учащиеся 10 классов.

Глава 1. Экологическое образование и его отражение в школьном курсе биологии

Значение экологического образования в современном обществе

Экологическое мышление, экологическая культура – эти понятия стали составной часью современной концепции образования. Они связаны с попяткой по-новому решить задачи преодоления того  отчуждения человека от природы, которые порождается техногенной цивилизацией. Экологическое образование - особая образовательная область, призванная реализовывать идеи современного информационно-экологического общества, в котором главной ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только живущих, но и будущих поколений. Формирование ответственности каждого человека являются целью и ожидаемым результатом экологического мышления, этики экологического образования как составной части международной программы “Образование по проблемам окружающей среды” (ЮНЕСКО, 1975 год).

Содержательная основа всеобщего экологического образования определена концепцией всеобщего экологического и временным государственным стандартом по биологии. Согласно этому документу основными принципами образования являются принципы гуманизации, интеграции, взаимопонимания и практической деятельности, раскрытие глобальных государственных проблем по охране окружающей среды, непрерывность и интенсивность организации экологического обучения и воспитания на всех этапах дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования через разные формы.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на  формирование

системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологическая культура вбирает в себя практический духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Согласно исследованиям В.В. Николиной (26) под экологической культурой понимается система, включающая ряд элементов:

А) система экологических знаний (естественно-научных, ценностно- нормативных, практических);

Б) экологическое мышление;

В) культура чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и

т.д.);

Г) культура экологически оправданного поведения,

характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Основным показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды.

Ключевую роль в достижении цели экологического образования играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (конфликтов) в системе “природа - общество”. Как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая

согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к окружающему миру как к части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

К сожалению, в общественном сознании различных слоев населения чаще всего проявляются невежество, потребительство, хищничество в отношениях с социоприродной средой. Достижение цели экологического образования затруднено кризисными явлениями во всех  сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры.

Экологическая ответственность проявляется в:

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Система экологического образования построена  по определенным принципам. Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Этот принцип предписывает

обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно- социальных экосистем.

Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, биологических и географических аспектах биосферы.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы  о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрытия  глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи с экосистемной целостностью.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно- эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования         экологической         ответственности         личности.

Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей  среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, в их преемственной связи и развитии. Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Социальное и нравственное воспитание, как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов. Создается возможность углубить мировоззренческие основы поведения личности, связанные с категориями “природа” и “культура”.

Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих новыми свойствами. Учебное содержание включает понятие экосистемы. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы. Тем самым составной частью концепции экосистемы является среда, поскольку лишь на уровне экосистем происходит обмен веществ и потоков энергии. Экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий – физических, химических, биологических, социальных и др. Поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам.

Экологические взаимодействия включают разнообразные процессы, исследования которых опирается на комплекс методов – теоретических, эмпирических, социологических. Экологические взаимодействия – их типы виды и формы стали предметом исследования   фундаментальных   научных   дисциплин: классической

экологии, социальной экологии, экологии человека, глобальной экологии и ряда дисциплин прикладного характера: агроэкологии, экологии промышленности, экологии города.

Глобальная экология раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Космическая энергия обеспечивает уникальный процесс фотосинтеза, происходящий в растениях.

Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются наличием жизнепригодных свойств среды.

Глобальная экология формирует у учащихся обобщения высшего порядка, связанные с понятием жизни: жизнь на планете предстает в качестве макроскопических гетерогенных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Макроскопичность системы выражена в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов: гетерогенность состоит в том, что живое вещество построено из множества разнообразных веществ. Живые системы несут в онтогенезе “память” эволюции.

Экология классическая (биологических систем) рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации жизни. Понятия популяционно-видовой, биоценотической и экосистемной экологии и эволюции биосистем позволяют сформировать обобщения планетарного масштаба о самоорганизации биосистем и самоочищении окружающей среды.

Сопоставление длительности эволюции и становления адаптивных функций живого вещества, с одной стороны, и высокой скорости антропогенных преобразований биосферы с другой – подтверждает опасность разрушения окружающей среды и наступления   экологического   кризиса.   Все   это   диктует   морально-

правовые требования к поведению человека и его деятельности в биосфере. Центральной теоретико-экологической проблемой является несоответствие адаптивных возможностей каждого вида и их сообществ скорости антропогенного загрязнения и разрушения среды обитания. Из этого ставится задача сохранения биологического разнообразия живых существ.

В социальной экологии ведущее место занимают знания о взаимосвязях и взаимозависимости общества и природной среды; рассматривается несоизмеримость темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества. Общество преобразует окружающую среду с такой быстротой, что она меняется в течении жизни одного поколения. Этот блок знаний включает сведения о научных, нравственно-эстетических, правовых, экономических, образовательных аспектах взаимодействия общества и природной среды на разных этапах истории.

Центральной теоретико-экологической проблемой является проблема обеспечения коэволюции общества и природы. В экологии человека основополагающими являются знания о природной сущности человека, среде его обитания и экологических факторах здоровья, о сопричастности здоровья планетарным процессам.

Изучение экологии человека убеждает учащихся в том, что физическое и духовное здоровье человека в условиях гуманизации и демократизации общества наряду с профессией, общей культурой, потребностями и мотивами личности приобрело статус национального богатства, трудового и творческого потенциала страны. Здоровье – своеобразное зеркало социально-экономического, экологического, санитарно-гигиенического состояния общества. Оно не только отражает положительные изменения, происходящие в сфере досуга, но и чутко реагирует на любые негативные факторы среды. Здоровье населения  является  одним  из  важнейших  индикаторов   социального

прогресса. Раскрытие механизмов и способов укрепления здоровья создает необходимые предпосылки для осознания человеком истины, что укрепление своего здоровья является делом первостепенной важности.

В содержании экологического образования следует различать два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения.

Дидактически интегративный, гуманитарный, общеобразовательный подход к экологическому образованию представляется более продуктивным, ибо уравнивает общекультурный фундамент экологических знаний и конкретные экологические знания, развиваемые в общем образовании, которые дополнительны по отношению к нравственному и экологическому императивам.

Конкретные экологические знания требуют применения самых совершенных форм трансляции, таких, как использование видеотехники (видеоэкскурсии, видеопередачи), средств новейших информационных технологий.

Интегральный характер содержания экологического образования обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение. Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на межпредметной основе.  Кроме того, необходимо учитывать федеральный, национально-культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из  этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три модели: однопредметная, межпредметная и смешанная.

Современные тенденции развития экологического образования в отечественной  и  зарубежной  практике  показывают,  что  наибольшие

возможности для становления экологической культуры представляет смешанная модель. В этой модели содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельно интегрированных  предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения. Для старших классов учитываются особенности профильного обучения.

Таким образом, экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего среднего образования.

Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

Анализ учебно-методической литературы по биологическому и экологическому образованию на предмет содержания основных экологических понятий

Школьное биологическое образование ставит своей целью подготовку биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде;

обладать высокой экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры. (37)

В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. При сохранении общих требований к уровню образования обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов. С целью установления объема и характера экологических знаний были проанализированы пять учебников по природоведению и естествознанию.

В учебнике А.А. Плешакова и Н.Н. Сонина (28) «Природоведение» для пятого класса развиваются и обобщаются сведения по экологии, полученные в начальной школе.

Экологические вопросы занимают примерно четвертую часть всего учебника, 26% понятий учебника относятся к природоохранным. На наш взгляд, этот учебник содержит достаточный объем экологических знаний.

Учебник «Естествознание» А.И Никишова для 5 классов (22) состоит из нескольких больших блоков, в конце каждого есть параграф.

Посвященный охране окружающей среды. Последние параграфы посвящены человеку как части природы. Объем экологических и природоохранных знаний в учебнике представлен достаточно полно, экологические понятия составляют около 20% содержания.

Очень интересным является учебник «Экология» для 5 (6) класса общеобразовательной школы А.И. Никишова, В.Н. Кузнецова, Д.Л. Теплова. (24). Он раскрывает основные экологические понятия на доступном для понимания шестиклассников уровне. Учебник выгодно отличается от аналогичных изданий своим аппаратом усвоения и аппаратом ориентировки. Учебник изобилует красочными иллюстрациями, что несомненно способствует активизации интереса шестиклассников к изучению предмета и облегчает им процесс усвоения.

В учебнике Г.С. Калиновой, Н.В. Шкарбан, Р.Г. Ивановой (13) экологическое содержание занимает до 40% объема книги, 15% понятий являются природоохранными. Во введении поясняется. Что «человек изучает природу как среду своего обитания». Дается определение «природы». Далее одно за другим по общему плану формируются понятия о сферах Земли.

Обобщается информация в теме «Взаимосвязь сфер Земли». Учебник полно и гармонично формирует экологические знания.

Учебник Т.С. Суховой и В.И. Строганова (35) отличается от всех рассмотренных тем, что названием каждой главы является вопрос, ответ на который содержится в тексте этой главы.

Экологии как биологической науке посвящено 40% материала, а природоохранным вопросам всего 1%. В учебнике постепенно рассматривается жизнь организмов на Земле от растений до человека. Учащиеся узнают о разнообразии растений и животных, о том, как они размножаются, переносят неблагоприятные условия, взаимодействуют друг с другом, откуда берут энергию для жизни. В учебнике формируются понятия о биоценозе, экосистеме, цепях питания. Последние параграфы посвящены месту человека в природе. Можно говорить о недостаточном содержании вопросов охраны природы в этом учебнике.

Таким образом, во всех учебниках 5 класса формируются знания о экологии как биологической науке и развиваются природоохранные знания.

По разделу «Растения, бактерии, грибы, лишайники» были проанализированы четыре учебника. В учебнике Т.И. Серебряковой. А.Г. Еленевского (33) содержится 20% понятийного аппарата посвящено экологии, в учебнике И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой(30) – 18% понятий – экологические. В учебнике В.В. Пасечника (27) – 15%, в учебнике В.П. Викторова и А.И. Никишова (5) – 8%. Это понятия о жизненных формах. Факторах среды, основных экологических группах растений.

Природных сообществах. Типах сообществ. Развитии и смене сообществ, почве, растительных сообществах, космической роли зеленых растений,

значении бактерий, грибов,, симбиозе гриба с растением, микоризе, грибах паразитах.

В учебнике Пасечника В.В. больше всего уделяется внимания природоохранным вопросам, учащиеся узнают о рациональном природопользовании. Заповедниках, заказниках. В учебнике В.П. Викторова, А.И. Никишова очень подробно рассматриваются вопросы охраны растительных сообществ, растительности и редких видов растений.

В учебнике И.Н. Пономаревой. О.А. Корниловой содержится понятие о биогеоценозах. В общем. Авторы анализируемых учебников в достаточном объеме уделяют внимание формированию экологических и природоохранных знаний.

По разделу животные были проанализированы два учебника. В них примерно пятая часть посвящена вопросам экологии. Тема «Среды жизни и места обитания животных», «Влияние человека на животных» изучаются в первых параграфах учебников. У А.И. Никишова и И.Х. Шаровой (25) имеются темы «Взаимосвязи животных в природе», «Взаимосвязи животных и растений. Биологические сообщества». У В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко (15) в теме «Многообразие простейших» формируются понятия о роли простейших в круговороте веществ, о паразитизме. В теме «Многоклеточные животные» – о жизненных формах (гидроидные и сцифоидные медузы), паразитизме плоских, круглых червей. При рассмотрении типов и классов в каждой теме даны понятия об экологических группах, средах жизни, особенностях строения и жизнедеятельности животных. Можно сказать, что в этих учебниках формируются экологические и, в меньшей степени, природоохранные знания.

Анализ трех учебников по анатомии и физиологии человека А.С. Батуева (2), А.Г. Драгомилова (7) и З.В. Любимовой (19) показал, что экологические понятия занимают в них совсем немного места. В основном авторы рассматривают вопросы охраны здоровья.

Можно сделать вывод. Что самое большое внимание формированию общих экологических и природоохранных понятий уделяется в 5 классе.

Объем экологического содержания разделов уменьшается от раздела

«Растения, бактерии, грибы, лишайники» к «разделу «Человек и его здоровье».

Кроме того, были проанализированы три специальных учебных пособия по экологии. В учебном пособии по экологии для 5 (6) классов А.И. Никишова школьникам даются важные сведения о биосфере, средах жизни и приспособлениях к ним организмов, сообществах организмов и человека как части природы.

Пособие по экологии растений для 6 класса А.М. Быловой и Н.И. Шориной направлено на экологизацию курса ботаники (4). Авторы стремились показать единство жизни растений с живой и неживой природой, продемонстрировать их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения. Дать основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости, сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный мир хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

“Экология животных”: пособие для учащихся 7 класса” В.Г. Бабенко направлена на экологизацию курса зоологии. Авторы стремились показать влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местообитаниях, многообразие взаимных связей разных видов живых существ, а также роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

По современным программам по биологии для основной общеобразовательной школы в 9 классе изучается раздел “Общие закономерности биологии”. Учебники по общей биологии для 9 класса обобщают знания об окружающем мире и законах, по которым он развивается. Знания, полученные из предыдущих курсов, служат опорой при изучении общей биологии. Изучать общую биологию в 9 классе необходимо

учащимся, которые не планируют продолжать обучение в учебных заведениях, связанных с преподаванием биологических дисциплин.

В связи с этим были проанализированы три учебника по  основам общей биологии для 9 класса.

Наиболее экологизирован учебник Каменского А.А. (14), в названии которого это отражено “Введение в общую биологию и экологию”.

Экологические понятия изучаются на популяционно-видовом, экосистемном и биосферном уровнях. Экологические знания даются очень подробно и доступно, но природоохранным знаниям отведено очень мало места.

Учебники Захарова В.Б. (9) и Мамонтова С.Г. (20) построены иначе.

Экологические понятия даны в разделах “Основы экологии” в конце и занимают не более 20% объема книги. Экологические знания даны в

достаточном объеме, природоохранные знания формируются в 2-3 последних параграфах обобщенно, и лишь в учебнике Захарова В.Б. отдельной темой выделяется “Зависимость человечества от состояния жизни на Земле”.

Проанализировав все учебники для основной школы, мы выделили экологические понятия, которые в них включены. Данные представлены в таблице №1. В результате анализа установлено, что в учебниках по биологии основной школы имеется достаточный объем экологических понятий. По сравнению со специальными пособиями по экологии в учебниках биологии экологические понятия даются в менее полном и развернутом виде. Однако основные понятия, необходимые для формирования экологических знаний в учебниках имеются.

Таблица №1

Наличие экологических понятий в учебниках биологиииэкологии в основной школе.

Экологические понятия

Наличие в учебниках

по биологии

по экологии

Экология

+

+

Биосфера

+

+

Сферы Земли

+

+

Границы биосферы

+

+

Живое вещество

+

Природные зоны

+

Высотная зональность

+

+

Среда обитания

+

+

Факторы среды

+

+

Абиотические факторы

+

Биотические факторы

+

Антропогенные факторы

+

+

Приспособленность организмов к средам жизни

+

+

Жизненные формы

+

+

Взаимоотношения живых организмов

+

+

Взаимовыгодные отношения

+

+

Хищник –жертва

+

+

Паразит-хозяин

+

+

Конкуренция

+

+

Использование человеком взаимоотношений живых организмов

+

+

Природные сообщества

+

+

Биоценоз

+

+

Экосистема

+

+

Цепи питания

+

+

Сети питания

+

+

Сезонные изменения и смена природных сообществ

+

+

Круговорот веществ в природном сообществе

+

+

Жизнь растений и животных в условиях города

+

+

Хозяйственная и природоохранная деятельность людей

+

+

Зависимость человека от окружающей среды

+

+

Влияние среды на здоровье человека

+

+

Загрязнение воздуха, воды, охрана почвы, растений и животных

+

+

Экологические группы растений

+

+

Значение растений в природе и жизни человека

+

+

Растительное сообщество

+

+

Симбиоз

+

+

Микориза

+

+

Паразитизм

+

+

Животные опылители

+

+

Растения – хищники

+

+

Сезонные изменения растений, изменения в течение жизни

+

+

Растительное сообщество (строение, состав, изменения, воздействие человека.)

+

+

Охрана растительного мира

+

+

Рациональное природопользование

+

+

Животный мир суши, морей и пресноводных

+

+

водоемов.

Экологические группы рыб, птиц, млекопитающих

+

+

Влияние животных на растения

+

+

Взаимосвязи животных в природе

+

+

Численность животных

+

+

Сезонные изменения в жизни животных

+

+

Значение животных для человека

+

+

Изменения в животном мире Земли

+

+

Одомашнивание

+

+

Животные в доме человека

+

Охрана животных

+

+

Глава 2

Методика проведения внеклассных занятий со школьниками 10-11 классов по изучению пресноводных водоемов

В эксперименте осуществлялась внеклассная работа с учащимися экспериментальных классов. Внеклассная работа являлась продолжением урочной, дополняя урок, способствуя углублению, закреплению и развитию экологических знаний учащихся. Внеклассная работа позволяла учащимся проявить активность и самостоятельность, повысить эмоциональное восприятие проблемы, а учителям более полно учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Внеклассная работа по экологическому образованию начиналась с индивидуальных занятий, так как она наиболее доступна по своей организации и проведению. Индивидуальная работа строилась с учетом того объема знаний, который имелся у школьников, и осуществлялась уже на начальном этапе овладения воспитанниками экологическими знаниями. Индивидуальная форма внеклассных  занятий осуществлялась в тесном контакте с урочной, поэтому необходимой предпосылкой для ее осуществления являлось проявление интереса школьников к предмету на уроке. Наша задача и задача учителя заключалась в развитии интереса к предмету, направлению его с пользой не только для самого учащегося, но и для всех учащихся класса. При развитии интереса к предмету, к экологическим проблемам особое внимание уделялось школьникам, не отличающимся хорошей успеваемостью и поведением.

В процессе индивидуальных внеклассных занятий основное внимание      было      уделено      организации      чтения       учащимися

дополнительной литературы по предмету с последующим ее реферированием. Эффективной оказалась организация этого вида работы следующим образом: отдельным учащимся, проявляющим интерес к вопросам экологического обучения и воспитания, давалось задание собрать дополнительные сведения по одному из аспектов проблемы на основе изучения научно-популярных книг, газет и журналов. При этом мы сами заранее подбирали литературу по данному вопросу и рекомендовали ее учащимся, так как существует большое количество печатной продукции «позитивно» освещающей экологических проблем. Деятельность учащихся заключалась в изучении литературных источников, выделении основных положений проблемы и формировании собственной нравственной оценки последствиям и проявлениям экологически безответсвенного поведения человека. На основе собранных материалов учащиеся оформляли рефераты и готовили сообщения в классе. В процессе работы над рефератом ученик получал консультацию учителя и перед сообщением в классе предоставлял реферат для проверки. Основными вопросами, рассматриваемыми в сообщениях, были социальные причины и последствия экологических катастроф.

По нашему мнению, индивидуальная внеклассная работа такого характера имеет большое значение для формирования экологических знаний и пробуждает у школьников познавательный интерес к экологическим проблемам, вырабатывает умения анализировать, выделять главное, составлять оценочное суждение о прочитанном. Однако, большее значение, на наш взгляд, имели групповые формы внеклассных занятий. Основной формой групповых внеклассных занятий стали экскурсии и практические работы на пресноводных водоемах г. Москвы.

Проведение   этих  занятий требовало от   десятиклассников  углубленного изучения и повторения  пройденного материала, перечитывания

литературных источников, терпения  и  самостоятельности, ответственности за порученное дело. В ходе внеклассных занятий учащиеся имели возможность получить умения и навыки исследовательской деятельности

Несомненно, что такая форма работы стимулировала интерес учащихся к основному содержанию экологических знаний.

Таким образом, групповая форма работы с учащимися способствовала развитию у школьников умений: выражать свою позицию, делать ее актуальной и значимой для слушателей, применять ранее полученные знания, давать собственную нравственную оценку излагаемым фактам.

На наш взгляд, внеклассная работа способствовала формированию экологических знаний и имела определенную воспитательную ценность, так как давала возможность учащимся удовлетворить потребности свободы и самостоятельности, актуальной для каждого подростка, а всякая деятельность, требующая личной инициативы подростков, связана у него с положительными эмоциями. Поэтому внеклассная работа сыграла важную роль в удовлетворении ведущих потребностей подросткового возраста – потребностях свободы, самостоятельности и общения со сверстниками.

Таким образом, различные виды внеклассной деятельности осуществляясь в тесном контакте с уроками, на наш взгляд, укрепляют и обогащают знания учащихся, являясь важным условием формирования экологических понятий у подростков.

Важным этапом формирования, развития и закрепления экологических понятий, умений и навыков являются практические работы.

Практические методы представляют собой очень сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемой и направляемой учителем, преследующее развитие мысли учащихся.

Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно- воспитательных целях, так как в них содержатся вопрос, задача, которые необходимо решить учащимся, применяя на практике ранее приобретенные знания: т.е. умения будут развиваться не механически, а основываются на

знаниях. Именно при этом условии практические работы будут наиболее эффективны.

Для лучшего усвоения экологических знаний и реализации экологических аспектов воспитания школьников мы предлагаем методическую разработку внеклассных занятий под общим названием “Охрана водных ресурсов”, которая включает в себя экскурсии и практические работы по экологии. В практических работах на базе пресноводного водоема учащиеся смогут улучшить свои знания по ботанике и зоологии, научатся распознавать растения и животных по внешнему виду. Увидят их красоту и неповторимость. Позволят сформировать на примере пресноводного водоема четкие понятия – биоценоз, приспособленность организмов. Овладеют методикой проведения наблюдения и опытов. Научатся сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы, намечать пути сохранения и улучшения состояния пресноводных водоемов. Перед началом проведения практических работ учащимся необходимо  напомнить об особенностях воды, как среды обитания.

2.1. Методика проведения внеклассных занятий по теме “Охрана

водных ресурсов”

Занятие № 1. “Вода как среда обитания”.

Цель занятия:сформировать понятие о воде как о среде обитания.

Задачи занятия: Образовательные:выявить особенности воды как среды обитания, познакомить учащихся с химическими и физическими свойствами воды.

Развивающие:развить навыки мыслительной деятельности учащихся, научив их анализировать факты, делать выводы о особенностях воды как среды обитания, сравнивать водную и наземно-воздушную среды обитания, находить причинно-следственные связи приспособленности живых организмов к водной среде обитания.

Воспитательные:воспитать бережное отношение к водоемам – как к уникальным биологическим системам, населенным тысячами удивительных живых существ.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация полученных знаний.
  3. Подготовка к изучению нового материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Обобщание.

7.Организация домашнего задания.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Активизация полученных знаний. Учитель задает следующие вопросы:

Какое вещество покрывает 75% поверхности нашей планеты? Какова функция воды в организме?

Почему необходимо осуществлять охрану водоемов от загрязнения и нерационального использования?

  1. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

С целью активизации интереса школьников к изучаемой теме учитель предлагает им решить биологическую задачу.

Известно, что водная среда является одной из важнейших сред обитания живых организмов. Но между собой водоемы отличаются по видовому разнообразию и продуктивности.От каких факторов зависит биоразнообразие и численность обитателей водоемов?

  1. Этап усвоения нового материала.

Так как занятие проводится со старшеклассниками, а старшая школа ориентированная в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими  формами  занятий  должна  быть  вузовская  система,    т.е.

лекционно-семинарская система занятий. В этой связи, мы считаем, что при изложении материала должна быть использована школьная лекция.

Лектор сообщает учащимся, что вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглащение солнечных лучей и др. Водоемы и отдельные их участки  отличаются солевым режимом, скоростью горизонтальных перемещений (течение), содержанием взвешенных частиц, режимом разложения органических остатков. Поэтому на ряду с адаптациями к общим свойствам водным среды ее обитатели – “гидробионты” должны быть приспособлены и к разнообразным частным условиям.

Сообщается, что на жизнь водоема серьезное влияние оказывает химических состав воды. Это проявляется через воздействие различной концентрации минеральных солей на удельную продуктивность водных растений и планктона. Важен этот фактор и для многих беспозвоночных.

Исходя из водно-химического режима, озера можно разделить на три типа. Эвтрофитические озера обычно мелкие, вода поступает в них из некислых почв, в них высоко содержание кальция, нитратов и фосфатов, что делает их особенно продуктивными.

У планктона и других водяных растений отмечается высокий уровень фотосинтеза, а большое содержание кальция обеспечивает благоприятное условие для роста моллюсков и ракообразных. Так как вода имеет много планктона, она имеет зеленый цвет и непрозрачная.

Несмотря на то, что в верхних слоях воды уровень кислорода достаточно высок, у покрытого отложениями дна ощущается недостаток кислорода являющегося следствием бактериального разложения.

Глубокие и чистые олиготрофные озера образуются в местностях где нет таких элементов как кальций. Низкое содержание в воде солей не способствует росту растений, а отсутствие на дне состоящим из минерального песка  или ила  разлагающейся органической  массы  означает,

что кислород в достаточном количестве есть на всех уровнях. Хотя в количественном отношении растительный и животный мир олиготрофного озера не богат, но число различных видов может быть значительным.

В дистрофных озерах, которые встречаются только в ареалах с исключительно кислыми почвами, например, в болотистой местности в них низкая продуктивность, биомасса и видовое разнообразие чрезвычайно низки.

Расширенные модели движения потока питательных веществ в эвхроных и олиготрофных озерах имеют сходство со схемой обмена, происходящего в море.

Первое звено в пищевой цепи образуют зоопланктон, поедающий фитопланктон, который в свою очередь кормом для других плавающих животных, например рыб.

Учитель сообщает, что водно-химические условия рек отличаются от таковых озер. Это связано с более быстрым перемещением слоев относительно друг друга, а следовательно с более хорошими условиями аэрации. Также вода в реках имеет проточный характер, что тоже не может не сказываться на ее химическом составе, что в свою очередь сказывается на живом мире реки.

Физико-химические свойства воды играют решающую роль в формировании облика, которым отличаются водные растения и животные.

Из физических свойств прежде всего следует назвать плотность воды. Природные воды имеют высокую плотность – до 1.35 г/см3 главным образом за счет растворенных в ней солей (плотность воздуха 0.0012 г/см3). Другим фактором является давление. В воде давление при погружении на каждые 10 метров возрастает в среднем на 1 атмосферу.

У воды высокая удельная теплоемкость (для нагревания 1 мл. воды на 1С требуется 1 кал тепла). Поэтому обеспечивается устойчивый температурный режим водоемов.

Вода характеризуется большой теплотой плавления и парообразования, что также содействует стабильности условий в водной среде.

Для существования жизни на Земле важно то, что лед плавает на  воде, и то что максимум плотности вода имеет при 4 градусах Цельсия. Это обеспечивает уникальное явление – более холодная вода (температура ниже 4С) плавает на более теплой воде (температура 4С). Благодаря этому обычно водоемы не промерзают до дна.

Существенным свойством воды является и поверхностное натяжение, позволяющее отдельным животным передвигаться по поверхности воды.

Для растений и животных важную роль играет световой режим водоемов, который зависит от двух факторов: отражения солнечных лучей от поверхности воды и их поглощения водой. Не меньшее значение (например для фотосинтеза) имеет прозрачность воды.

Водная среда сравнительно бедна кислородом (в 21 раз меньше чем в атмосфере). Количество его в водоемах зависит от температуры, перемещения слоев воды, а также от численности и видового состава живущих в нем представителей животного и растительного мира.

Жизненно важное значение имеет насыщенность воды углекислым газом, который необходим для осуществления фотосинтеза водных растений. Он так же участвует в различных химических процессах, образуя карбонаты. Карбонаты используются водными животными для построения своих раковин и панцирей.

Химический состав воды характеризуется так же насыщенностью солями. По количеству солей вода разделяется на пресную (менее 0,5 г солей на 1 л), морскую (в среднем 35 г на 1 л) и промежуточной и часто весьма изменчивой соленостью.

5) Этап проверки усвоения и закрепления знаний.

  1. Какие типы пресноводных водоемов вы знаете?
  2. На чем основана классификация пресноводных водоемов?

  1. Какие физические свойства воды вы знаете? Как эти свойства отражаются на жизни обитателей водоемов?
    1. Этап обобщения знаний.

На этом этапе учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о том, как зависит биоразнообразие и продуктивность водоемов от физических свойств воды и факторов окружающей среды?

  1. Этап организации домашнего задания. Составте и заполните следующую таблицу:

Название фактора

Влияние фактора на живых обитателей водоема

Избыток влияния

Недостаток влияния

Занятие №2

Практическая работа: “Физико-химические методы исследования воды».

Задачи: Образовательные:

  1. Изучить методы определения состояния водоемов города Москвы.
  2. Продолжить формирование представлений об экосистеме, биоценозе, влиянии антропогенных факторов.
  3. Повторить и систематизировать знания о:

- особенностях водной и околоводной среды обитания.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование ответственности, товарищеский дух и взаимопомощь в результате работы в коллективе при изучении водоемов.

  1. Продолжить воспитание экологического мышления, понимания необходимости защиты окружающей среды от воздействия антропогенного фактора (концепция устойчивого развития).

Развивающие:

  1. Сформировать навыки оценки водоемов Москвы по предложенным методикам.
  2. Продолжить развивать навыки самостоятельной и групповой работы.
  3. Выработать навыки работы с оборудованием в связи с оценкой состояния водоемов.
  4. Развить умение делать выводы, основываясь на полученных результатах исследования.

Подготовительный этап работы:

При изучении водоема необходимо составить план (рисунок) водоема, промерить глубины и взять образцы донных отложений, познакомится с физическими свойствами воды (температурой, прозрачностью, цветом), собрать сведения о режиме водоема, его использовании, проводимых в нем природоохранных мероприятиях. Необходимо также ознакомиться с растительным и животным миром водоемов. Исследование объекта удобнее всего начать с его осмотра. При этом учащимся необходимо выполнить следующее самостоятельное задание. Разделившись на группы, школьники должны:

  1. Произвести глазомерную съемку береговой линии водоема и обойти его по контуру;
  2. Измерить растояние периметра водоема, а углы поворотов по компасу;
  3. Детали береговой линии зарисовать согласно масштабу.

Далее каждая группа выполняет собственное задание по команде учителя.Учитель же может задать:

  1. Произвести измерение температуры воды.

Близ поверхности термометром (возможно обычным аквариумным) производится 2-3 измерения температуры. При этом погружать необходимо только нижнюю часть, а шкалу держать над водной поверхностью. Температуру в глубоких местах измеряют термометром, резервуар которого обмотан ватой, а к его верхнему концу привязана бечевка, размеченная на метры (в расчет принимается и сама длина термометра). Термометр необходимо опустить на глубину и держать 10-15 минут. Чтобы вата и резервуар термометра успели воспринять господствующую на той глубинетемпературу.Затем термометр нужно быстро вытащить.

  1. Измерить прозрачность водоема.

Прозрачность – способность воды пропускать световые лучи  – зависит от ее физических свойств, наличия в ней взвесей и растворенных веществ. В стоячих водоемах вода никогда не бывает совершенно чистой. Она всегда содержит то или иное количество взвешенного материала – или мертвого, в виде детрита, или живого,в виде планктона. Этот материал, поглощая и отражая свет, сильно задерживает его, так что в более глубокие слои воды света проходит уже значительно меньше.

Особенно большие скопления взвешенных частиц в стоячих водоемах бывают летом в виде «цветения», вызываемого колоссальным развитием растительного планктона (фитопланктона). Эта сезонность в накоплении взвешенного материала в воде обуславливает и соответствующую сезонность в прозрачности, которая имеет минимальное значение летом, а максимальное

Прозрачность воды характеризуется предельной глубиной, на которой еще видно диск Секки.Прозрачность водоемов в среднем 1 – 2 м.

Цели.

Материалы.

Сапоги, диск Секки, лодка, размеченная веревка.

План работы.

Сделать вывод о загрязненности водоема.

Ход работы.

Прозрачность воды в водоемах измеряют с помощью диска Секи (диск, диаметром 15 см вырезают из фанеры или жести и окрашивают в белый цвет. К диску в трех точках его окружности прикрепляют короткие шнуры, пирамидой сходящиеся над центром диска. В точке схождения они связываются между собой  и с концом шнура).

В озерах и прудах прозрачность воды невелика и может достигать 1,5- 2 метра.

В прудах, где летом развивается обильное цветение, она может доходить до нескольких десятков сантиматров. Цвет совершенно чистоой воды   –   голубой.   Но   присутствие   растворенных   органических веществ,

например, гумусовой кислоты изменяет эту окраску. Причем в возрастанием их количества цвет воды меняется в таком порядке: голубой, голубовато- зеленый, желто-зеленый, темно-желтый, коричневый. На окраску  воды влияет присутствие взвешенных частиц. Например, в водоемах с максимальным развитием диатомовых водорослей вода принимает желтоватый оттенок, сине-зеленых - интенсивный зеленый оттенок.

Цвет воды определяется по методике И.Г.Корнеева диском Секки.

Его опускают на глубину до 1 метра. При погружении в воду белый диск приобретает цвет воды.

  1. Определить водородного показателя (рН).

Цели.

Материалы.

Пробирка, индикаторная бумага, шкала рН. Для проведения физико- химического анализа воды необходимо правильно провести пробоотбор.

При отборе проб используют посуду из бесцветного стекла или полиэтилена. Посуда должна быть тщательно вымыта моющими  средствами и сполоснута водопроводной водой и дистиллированной. Непосредственно перед забором проб посуда ополаскивается исследуемой водой. В полевых условиях лучше всего пользоваться банкой или бутылкой. В небольших водоемах берут одну или две пробы. Сразу же после взятия пробы делают запись об условиях сбора, где указывают дату, время сбора, местонахождение, погоду и направление ветра.

Для получения достоверных результатов анализ проб следует проводить как можно быстрее.

Водородный показатель зависит от соотношения кислот и щелочей в воде. Более низкие значения рН наблюдаются в кислых болотных почвах и водоемах. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН = 7), величина  рН  водоемов  находится  в  пределах  от  6,5  до  8,5.  Летом,    при

интенсивном фотосинтезе, рН может повышаться до 9. рН воды следует определять сразу же после отбора проб.

Ход работы.

Задания, выполняемые в лабораторных условиях.

Цели.

Материалы.

Колба 150 – 200 мл с широким горлом, притертая пробка, водяная баня, термометр.

Ход работы.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахучих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды не должен превышать 2 баллов, обнаруженных непосредственно в воде.

Таблица А. Интенсивность запаха воды.

Бал л

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не подающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабая

Запах, не привлекающий внимание потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметная

Запах, легко   обнаруживаемый   и  дающий повод относится к воде с неодобрением

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду не пригодной для питья

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится не пригодной для питья

Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха определяли несколько исследователей.

Таблица В. Характер и род запаха естественного происхождения.

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тенистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, вспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Занятие №3

Практическая работа:«Определение видового состава растительности пруда».

Задачи: Образовательные:

  1. Изучить методы определения состояния водоемов города Москвы.
  2. Продолжить формирование представлений об экосистеме, биоценозе, влиянии антропогенных факторов.

  1. Повторить и систематизировать знания о:
    • многообразии растений водоемов;
    • строении водных растений;
    • особенностях водной и околоводной среды обитания.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование ответственности, товарищеский дух и взаимопомощь в результате работы в коллективе при изучении водоемов.
  2. Продолжить воспитание экологического мышления, понимания необходимости защиты окружающей среды от воздействия антропогенного фактора (концепция устойчивого развития).

Развивающие:

  1. Сформировать навыки оценки водоемов Москвы по предложенным методикам.
  2. Продолжить развивать навыки самостоятельной и групповой работы.
  3. Выработать навыки работы с оборудованием в связи с оценкой состояния водоемов.
  4. Развить умение делать выводы, основываясь на полученных результатах исследования.

Растения учавствуют в цепях питания пресноводного водоема, являясь основанием пищевой пирамиды. Они служат укрытиями и убежищами многим его обитателям. Обогащают кислородом водоем днем и обедняют его ночью. Таким образом водные растения являются важнейшим составным компонентом пресноводных водоемов.

Согласно классификации среди растений выделяют три группы.

  1. Прибрежно-водные: лютик ползучий, осоки, рогоз широколистный, камыш лесной, камыш озерный, стрелолист обыкновенный, частуха

обыкновенная, ежеголовник, тростник. Они растут вдоль берега и на небольшой глубине.

  1. Растения с плавающими листьями. Бывают укореняющиеся: кувшинка белая, кубышка, рдест плавающий. Они растут на глубине примерно до 1,5 метров. И не укореняющиеся (плавающие): водокрас  лягушачий, ряска малая, многокоренник. Вахта трехлистная и белокрыльник болотный могут образовывать сплавину: скопления переплетенных корнями растений, плавающих над водой.
  2. Полностью погруженные в воду растения. Они могут как укоренятся: рдест курчавый, гребенчатый, пронзенолистный, Бертхольда, валиснерия, подводные формы стрелолиста и кувшинки. Так и плавающие: телорез, роголистник, уруть, элодея, ряска трехдольная, пузырчатка. Эти могут расти глубже, до 5 м, куда проникает солнечный свет и позволяет давление воды.Ход работы:
    1. Выберите водное растение.
    2. Рассмотрите длинные, гибкие побеги, рассеченные, тонкие листья.
    3. Отметьте отсутствие механических тканей (побеги водных растений в воздушной среде не могут держаться вертикально).
    4. Рассмотрите расположение цветков и соцветий над водой.
    5. Обратите внимание на обильное содержание слизи на поверхности подводных растений.О чем это свидетельствует?
    6. Зарисуйте срез водного растения, отметьте механическую ткань и межклетники (аэренхиму), покровы (если есть).
    7. Какое значение имеет стебель для жизни водного растения?

Занятие №4

Практическая работа:«Определение видового состава животных пруда».

Задачи: Образовательные:

  1. Изучить методы определения состояния водоемов города Москвы.
  2. Продолжить формирование представлений об экосистеме, биоценозе, влиянии антропогенных факторов.
  3. Повторить и систематизировать знания о:

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование ответственности, товарищеский дух и взаимопомощь в результате работы в коллективе при изучении водоемов.
  2. Продолжить воспитание экологического мышления, понимания необходимости защиты окружающей среды от воздействия антропогенного фактора (концепция устойчивого развития).

Развивающие:

  1. Продолжить развивать навыки самостоятельной и групповой работы.
  2. Выработать навыки работы с оборудованием в связи с оценкой состояния водоемов.

Ход экскурсии.

Каждый участник экскурсии на пресноводный  водоем должен явится со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных.

Начиная экскурсию, учитель делит учащихся на небольшие группы по 3-5 человек и ставит перед ними групповые задания.

Экскурсантам необходимо выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов животных, беря каждого вида не более одного-двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна тем, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.

Сбор материала может быть упорядочен, если учитель распределит работу между группами учащихся таким образом, что одни из них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведет обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей дна.

Мелких животных (личинок поденок, низших ракообразных), а также наиболее прожорливых хищников (личинки плавунцов, гладышей) необходимо отсаживать в отдельные пробирки, чтобы сборы сохранились как можно дольше. Правильное размещение пойманных животных – один из важнейших моментов экскурсии. Если вовремя не отсадить личинок поденок, хищники быстро их уничтожат.

Когда новые формы перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большем количестве, постепенно переходя к более редким находкам, которые имеют лишь в единичных экземплярах.

Если есть возможность во время экскурсии обследовать несколько водоемов, то можно получить очень интересный сравнительный материал.

Результаты экскурсии фиксируются в дневниках в виде описаний, зарисовок, таблиц и предварительных выводов.

Таблица распределения водных беспозвоночных по различным

станциям.

Биотоп №1

Название Животного

Прибрежная станция

Придонная станция

Поверхность воды

Примечание

Водомерка

-

-

+

Водяной скорпион

-

+

-

Вертячка

-

-

+

Гладыш обыкновенный

-

-

+

Перловица обыкновенная

-

+

-

Лужанка болотная

+

-

-

Катушка роговая

+

-

+

Прудовик обыкновенный

+

-

+

Беззубка обыкновенная

-

+

-

Поденка белая (личинка)

+

-

-

Щитень весенний

-

+

-

Занятие №5

Практическая работа: «Биоиндикация качества воды по животному населению».

Цель работы.

Материалы.

Скребок, закидная драга, микроскоп, бинокуляр, чашки Петри, предметные стекла, 4% раствор формалина, эмалированные емкости с крышками, банки с этикетками, школьный определитель беспозвоночных с рисунками.

Ход работы.

по биотическому индексу сделать вывод о загрязненности водоема.

1) Отбор и обработка проб для анализа.

При выборе участков отбора проб следует учитывать ряд условий. На них не должно быть мелководий с густой водной растительностью, а так же затонов с застойной водой. Очень важно, что бы в пробах на каждом из обследованных участков были представлены донные организмы из разных биотопов: илистых, песчаных и каменистых грунтов; скоплений растительности, а так же еѐ остатков; погруженных в воду стволов, веток и иных предметов и т.п. Чем разнообразнее участок по числу местообитаний, тем число проб должно быть больше. Но и на участках с однообразным дном число проб должно быть не менее трех.

Пробы грунта с обитающими в нем донными организмами отбирают с помощью специальных ловушек: закидной драги и сачкового скребка.

Закидная драга представляет собой треугольную пирамиду, основанием которой служит треугольник из стальных полос, а рѐбрами- стальные прутья, жестко скрепленные друг с другом (в вершине пирамиды). Длина стороны основания-25см. высота пирамиды-50-75 см. Боковые стороны пирамиды обшиваются плотным сетчатым материалом. Драга применяется для облова удаленных от берега участков дна. Для этого еѐ закидывают с берега или с лодки и волокут по дну с помощью веревки или тросика.

Скребок представляет собой сачок, имеющий в нижней части дугообразного обода заточеную металлическую пластинку длиной 25 см. Сачок, как драгу, обшивают прочной сетчатой тканью.

После каждого наполнения ловушек донным материалом пробы промывают в этих же ловушках и помещают в эмалированные емкости с крышками. Отбор организмов из промытого грунта обычно ведут на месте отбора проб. При этом небольшую порцию грунта переносят в кювету с водой и с помощью пинцета перекладывают животных в баночки с 4%-ым раствором формалина. На баночки наклеиваются этикетки, на которых указано название водоема, а так же дата и место отбора пробы.

2. Оценка качества воды по биотическому индексу.

О чистоте воды водоѐма можно судить по видовому разнообразию и обилию животного населения.

Чистые водоѐмы заселяют пресноводные моллюски (рис.2), личинки веснянок, подѐнок, вислокрылок и ручейников. Они не выносят загрязнения и быстро исчезают из водоѐма, как только в него попадают сточные воды.

Умеренно загрязнѐнные водоѐмы заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки мошек (мокрецов), двустворчатые моллюски-шаровки, лужанки, личинки стрекоз и пиявки (большая ложноконская, малая ложноконская, клепсина).

Чрезмерно загрязнѐнные водоѐмы заселяют малощетинковые кольчецы (трубочники), личинки комара-звонца (мотыли) и льняной мухи (крыска).

Показателем качества воды может служить биотический индекс, который определяется по количеству ключевых и сопутствующих видов беспозвоночных животных, обитающих в исследуемом водоѐме. Самый высокий биотический индекс определяется числом 10, он отражает качество воды экологически чистых водоѐмов, вода которых содержит оптимальное количество биогенных элементов и кислорода, в ней отсутствуют вредные газы и химические соединения, способные ограничить обитание беспозвоночных животных.

Для определения биотического индекса необходимо взять пробу воды из водоѐма с помощью водного сачка. Проба включает  небольшое количество воды с илом и беспозвоночных животных, обнаруженных  в сачке. Взятая проба может быть разобрана сразу на берегу водоѐма, если позволяет погода, или перенесена в лабораторию (классную комнату) и рассмотрена там. Перед разбором проба промывается на сите, все обнаруженные беспозвоночные переносятся в чистую воду, налитую в чашки Петри или в эмалерованные ванночки. Содержимое чашек Петри тщательно разбирается и определяется по видам и группам видов беспозвоночных животных. Для удобства определения можно использовать таблицы с рисунками наиболее распространѐнных беспозвоночных.

В исследуемой пробе определяют ключевые виды (табл. 3) и группы сопутствующих видов. Под группой сопутствующих видов в одних случаях понимают род, или семейство, или класс беспозвоночных, в других - каждый вид. Например, под группой подразумевают весь класс малощетинковых кольчецов   (кроме   рода   трубочников),   семейство   ручейников, семейство

хирономид, каждый вид плоских червей, пиявок, моллюсков, ракообразных стрекоз, мух, жуков, водных клещей. Определив количество групп и ключевых видов, находим в табл. 1 вертикальный столбец и горизонтальную графу и на их пересечении определяем биотический индекс. Например, обнаружили несколько видов веснянок и 15 групп донных обитателей, в этом случае находим первую строку по горизонтали и 6 колонку по вертикали, на пересечении видим цифру 9. Эта цифра и будет показателем биотического индекса данного водоема. Существенным дополнением к биотическому индексу может стать определение численности особей ключевых видов. Чем больше число особей ключевого вида, тем экологически чище водоем. Единичные особи ключевых видов свидетельствует об ухудшении условий жизни.

Используя предложенную методику, можно обследовать водоемы, полученные данные нанести на карту и с ее помощью определить реальных загрязнителей. Подобные полевые исследования позволяют по-новому увидеть экологические проблемы родного края и принять реальные меры по оздоровлению водоемов.

Таблица 3. Определение биотического индекса пресноводных экосистем по донным беспозвоночным.

Ключевые организмы

Общее количество групп

0-1

2-5

6-10

11-15

16

Биотический индекс

Личинки веснянок

Более одного

-

7

8

9

10

имеются

вида

-

6

7

8

9

Только один вид

Личинки

поденок

Более

одного

-

6

7

8

9

имеются

вида

-

5

6

7

8

Только вид*

один

Личинки ручейников

Более

одного

- 4

5

6

7

8

имеются

вида

4

5

6

7

Только

один

вид**

Бокоплавы имеются

Все прочие виды отсутствуют

3

4

5

6

7

Водяные ослики имеются

Все прочие виды отсутствуют

2

3

4

5

6

Черви- трубочники  и/или красные личинки хирономид имеются

Все прочие виды отсутствуют

1

2

3

4

-

Все другие

ключевые группы отсутствуют

Некоторые организмы, не требующие растворенного кислорода, могут присутствовать

0

1

2

-

-

* - исключая личинок поденок видаBaetisrhodani

** - личинки поденок видаB.Rhodani включаются в группу личинок ручейников, что связано с их экологическими особеностями

Педагогический эксперимент.

Основной целью педагогического эксперимента было выявление эффективности использования экологических экскурсий при формировании природоохранных знаний и убеждений учащихся. Педагогический эксперимент состоял из двух этапов – констатирующего и обучающего эксперимента. Для проведения педагогического эксперимента нами были определены экспериментальный и контрольный классы учащихся. Учащиеся экспериментального класса обучались по предложенной нами методике и приняли участие в экологических экскурсиях по изучению состояния пресноводных водоемов г. Москвы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что знания и успеваемость по биологии у учащихся контрольного класса  соответствовали

знаниям и успеваемости школьников из экспериментальной группы. Остальные критерии учащихся контрольного и экспериментального класса были также одинаковыми: школьники были одного возраста, классы обучались по одинаковой программе и использовали идентичные учебники по биологии.

Уроки и в экспериментальном и в контрольном классе вел один учитель. Обучающий эксперимент заключался в проведении с учениками экспериментального класса ряда экологических экскурсий на пресноводный водоем. В контрольном классе изучение биогеоценоза – пресноводный водоем осуществлялось без проведения экскурсий. Для выявления эффективности проведенных нами занятий, учащимся, по окончании изучения данных тем, было предложено выполнить следующие задания.

  1. Чем отличаются условия существования животных в воде от условий существования на суше?
  1. )Чем отличаются условия существования растений в воде от условий существования на суше?
  2. )Что такое планктон, нектон и бентос? Каковы характерные особенности планктонных, нектонных и бентосных животных?
  3. )Где жизнь в водоеме богаче – на поверхности или на глубине? 5)Охарактеризуйте среду обитания кувшинки, ряски и рдеста.

Укажите возможные зоны их обитания в водоеме.

  1. )Определите, какие из перечисленных организмов являются продуцентами, какие консументами, а какие редуцентами:

Речной рак, элодея канадская, рдест, большой прудовик, карась, перловица обыкновенная.

  1. )Вода во многих реках России стала не пригодной для питья.

Почему? Назовите источники пресной воды.

  1. )Год от года озеро мелеет. Изменяется ли при этом состав и продуктивность экосистемы? Что произойдет с ним через несколько лет? Можно ли назвать изменения в озере сукцессией?

  1. )Вселение в экосистему новых видов оказывает существенное влияние на плотность популяции. Объясните, почему плотность популяции элодеи канадской в Европе значительно выше, чем у себя на родине в Америке?
    1. Почему биологическое разнообразие считается признаком устойчивости экосистемы? Назовите организмы, являющиеся продуцентами в пресноводных водоемах. Как отразится на биологическом разнообразии пресноводного водоема изчезновение растений?
    2. Каковы причины отсутствия гумуса в болотной почве? Какие условия препятствуют перегниванию мертвых органических остатков в болоте, способствуя их консервации в виде торфа?
    3. В болото поступают загрязненные удобрениями, ядохимикатами и нефтепродуктами стоки, а вытекают ручейки чистой воды.Каким образом болото выполняет роль гигантского фильтра?
    4. Большую массу обитателей планктона составляют мелкие ракообразные. Какова роль планктона в водной экосистеме? Почему в водоеме бедным планктоном мало рыбы?Назовите представителей мелких ракообразных, входящих в состав планктона.
    5. Чем питаются ерш, плотва, щука? Составьте цепь питания, включив в нее известных вам пресноводных рыб.
    6. Как называется участок водоема куда падают погибшие растения и животные?Какие организмы работают здесь? Каков результат их деятельности?
    7. Каково значение водных экосистем для биосферы? В чем заключается антропогенная нагрузка на водные экосистемы? К каким последствиям может привести чрезмерное воздействие человека на водную экосистему?

  1. Назовите внешние факторы воздействия на водную экосистему. Как влияет загрязнение на экологическое равновесие водоема?Как защитить водоемы от загрязнения?

Все ответы учащихся были распределены на правильные и полные, неполные, но правильные и неполные, содержащие ошибки.

Результаты этой проверочной работы были сведены нами в таблицу:

Результаты обучающего эксперимента.

Ответы

Экспериментальный класс

(23 человека)

Контрольный Класс

(26 человек)

Количество ответов, в %

Правильные полные

24%

16%

Правильные Неполные

57%

45%

Неправильные

17%

28%

Нет ответа

2%

11%

Из данной таблицы видно, что уровень знаний учащихся экспериментальных классов, у которых проводились экологические экскурсии на пресноводный водоем выше, чем уровень знаний учащихся контрольных классов. Особую сложность для учащихся контрольных классов представляли задания, где требовалось привести названия конкретных обитателей пресноводных водоемов, назвать особенности их жизнедеятельности и среды обитания.

На основании результатов педагогического эксперимента нами делается вывод: использование экологических экскурсий при формировании природоохранных и экологических знаний и убеждений учащихся дает очевидный положительный результат.

Выводы.

  1. Анализ учебно-методической литературы показал, что в основной школе реализуется принцип организации непрерывного экологического образования (обучения и воспитания). Воспитание ориентированно на формирование потребностей, направленных на соблюдение здорового образа жизни и формирование ответственного отношения к природе. Содержание экологического образования состоит из двух компонентов: а) формирование экологических знаний и умений; б) формирование мировоззренческих и нравственных основ.
  2. Особое значение в формировании у учеников природоохранных умений и убеждений, активизации интереса к проблемам рационального отношения к окружающей среде имеет организация экологических экскурсий.
  3. Экологические экскурсии позволяют учащимся изучить методы определения состояния биотопов, продолжить формирование представлений об экосистеме, биоценозе, влиянии антропогенных факторов, систематизировать знания о видовом  разнообразии животных и растений биоценозов, продолжить формирование экологического мышления, заключающегося в понимании необходимости защиты окружающей среды от воздействия антропогенного фактора.

Литература.

  1. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др. Экология  животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Под ред. Д-ра биол. наук проф. Черновой Н.М. М. Вентана – Граф. 2001г.
  2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А. Д. Биология: Человек. 9 кл. Учебник для общеобразоват. учебн.Заведений. М. Дрофа. 2002.
  3. Беляев Д.К., Рувинский А.О., Воронцов Н.И. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. сред. школы под ред.Беляева Д.К., Рувинского А.О. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 кл. общеобразоват. школы. Под ред д-ра биол. наук проф. Черновой Н.М. М. Вентана- Графф.2001.
  5. Викторов В.П., Никишов А.И. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учеб. для учащихся 6 кл.Общеобразоват. учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос. 2002.
  6. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике.М.ТЦ Сфера, 2002.
  7. Драгомилов А.Г. и др. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 кл. общеобразов. школы.М. Вентана-Граф, 2001.
  8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: Учебник для 10 – 11 кл. общеобразов. учебн.Заведений. – 4 изд., стереотип, М : Дрофа, 2001.

  1. Захаров В.Б., Мустафин А.Г., Сивоглазов В.И., Чернова Н.Н. Общая биология : учебник для 9 кл. общеобразов. учреждений. Под ред. Ярыгина В.Д. и Захарова В.Б. 2 –е изд. испр.М. Просвещение. 2002.
  2. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе.Л. Образование. 1983.
  3. Зверев И.Д. Использование биологических задач при развитии экологических понятий: метод. рекомендации. – СПб: Образование 1995.
  4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение – игра. Введение в активные методы обучения.М. Флинта, 1998.
    1. .Калинова Г.С., Шкрабан Н.В., иванова Р.Г. и др. Естествознание. Учебник для 5 кл. общеобразоват учреждений.Под ред. Хрипковой А.Г. – 6 изд. М. Просвещение. 2002.
    2. .Каменский А.А., Крикскунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для 9 кл. общеобразоват учреждений изд. 3 стереотип.М. Дрофа, 2002.
    3. .Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Под. Ред. Константинова В.М. Понамаревой И.Н. М. Вентана-Граф, 2001.
      1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Экология. Тесты. 10 (11) класс. Учебник для общеобразоват учреждений.7- ое изд., стереотипн.. М. Дрофа. 2003.
      2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Тесты. 10 (11) кл. Учебно-методич. Пособие.2 – е изд. М. Дрофа. 2001.
      3. Кузнецов В.Н. Тесты по экологии. 10 (11) кл. Учебно-методич. Пособие В.Н. Кзнецов, Е. В. Титов М. Дрофа, 2002.
        1. .Любимова З.В., Маринова К.В. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для учащихся 8 кл. общеобразоват учреждений.М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос. 2002.

  1. .Мамонтов С.Г. , Захаров В.Б., Сонин Н.И. биология. Общие закономерности 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учебн.Заведений. 2- е. изд. стереотипн. М. Дрофа 2001.

21. Немов Р.С. Психология : Учебник для  студентов  высш.  Пед. учебн. Завед. 3-е изд.М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос. 2000.

  1. .Никишов А.И. Естествознание: Неживые тела.  Организмы.: Учебник для учащихся 5 класса общеобразов.Учебн. Завед. М. Гуманит. Изд. центр. Владос, 2002.
  2. .Никишов А.И. тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии.М. ТЦ Сфера, 2001.

24. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: учебник для 7-8 кл. общеобразовательной школы М. Устойчивый мир 1999.

25.Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология: Животные Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений.7 – е изд. М. Просвещение, АО “Моск. Учеб”, 1999.

  1. Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде.Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. А.г.с. 1996.
  2. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразоват. учебн.Заведений. М. Дрофа. 1997.
  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.М.: Дрофа, 1996.
  4. Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин И.М. и др. “Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы” под редакцией Полянского Ю.И. – 21 изд., Москва, Просвещение, 2000 г.,
    1. .Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.” Под редакцией проф.Пономаревой И.Н. Москва, Вента-Графф, 2001 г.,

  1. .Программно-методические материалы: Биология. 6-11

кл.\Сост.Кучменко В.С. 4-е издание, стереотип, Москва,  Дрофа, 2001 г.сие

32. Программно-методические материалы: Экология. 5-11

кл.\Сост.Кузнецов В.Н. 4-е издание, стереотип, Москва, Дрофа, 2001 г.

33.Серебрякова Т.Н., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений.Москва, “Просвещение”, 1994 г.

  1. Спичак С.Ф. “Игра и методика ее проведения”, Москва, “Прометей”, 1998 г.
  2. Сухова Т.С., Строганов В.И. “Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под редакцией проф.Черновой Н.М., Москва, “Вентана- Графф”, 2000 г.,
    1. .Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., “Основы экологии: Учебник для 9 класса  общеобразоват.учреждения. Москва, “Просвещение”, 1997 г.
    2. .Экологическое обучение и воспитание в курсе биологии. Методические рекомендации для учителей., Москва, НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. 1980 г.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Развитие практических умений у учащихся при проведении лабораторных работ по общей биологии тема Клетка

2. Развитие мышления младших школьников в процессе изучения определений математических понятий

3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

4. Основания и функции таможенного органа при проведении при проведении выездной таможенной проверки

5. Характеристика понятий «акт терроризма», «угроза совершения терроризма» и других понятий, связанных с данным преступлением

6. Проблемы формирования лотов при закупках работ в области инженерных изысканий, проектных работ, строительных работ

7. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников

8. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

9. Формирование самоконтроля у младших школьников при выполнений домашней работы

10. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО 3D МОДЕЛИРОВАНИЮ