Формирование экологических понятий у школьников при проведении практических работ по биоиндикации пресноводных водоемов



Формирование экологических понятий у школьников при проведении практических работ по биоиндикации пресноводных водоемов

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Экологическое образование и его отражение в школьном курсебиологии   7

Таблица №1 21

Экология 21

Глава 2 24

Методика проведения внеклассных занятий со школьниками 10-11 классов

по изучению пресноводных водоемов. 24

Влияние фактора на живых обитателей водоема 32

Практическая работа: «Определение видового состава растительностипруда»   39

Занятие №4 42

Практическая работа: «Определение видового состава животных пруда». 42Занятие №5   44

Практическая работа: «Биоиндикация качества воды по животномунаселению»   45

Результаты этой проверочной работы были сведены нами в таблицу 52

Результаты обучающего эксперимента. 52

Выводы и заключение. 53

Литература. 54

Введение

Экологическая культура теперь становится мерой цивилизованности общества. Основным механизмом формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического воспитания и образования. Проблема экологического образования и воспитания выдвинута ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж знаний, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Несомненно, что по-настоящему серьезная экологическая подготовка может быть реализована только на прочной биологической основе. Следует осознавать, что решение любой экологической проблемы современности заключается в обеспечении оптимальной деятельности живых систем.

Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совершенствования образовательных систем и рекомендует государствам и правительствам рассмотреть политику и практику в области образования в свете глобального экологического кризиса. Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитие обществу  новой  морали.  Весь  смысл  экологической  культуры  человека  –

ответственное отношение к живой природе, уважение к ее законам, а также умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Одна из глубинных методологических причин слабой эффективности современного экологического воспитания – антропоцентризм в восприятии окружающей действительности. На смену антропоцентризму современного человека должен прийти биоцентризм - перемещение центра внимания с себя на живую природу, которая создает и поддерживает среду жизни человечества.

Биоцентричность означает принятие системного мышления и понимание того, что система жизни на планете в целом обеспечивает и сохранение и прогресс человеческого общества.

Как показывают исследования, беседы с детьми, наблюдения за ними, экологическое сознание в детской среде, в массе своей, находится в достаточно низком, примитивном уровне.Его можно назвать обыденным экологическим сознанием. Оно характеризуется

  1. потребительским, нередко варварским, безграмотным отношением к природе;
  2. знанием о необходимости охраны окружающей среды и вместе с тем отчужденности от нее благодаря разрастающейся урбанизации и ее губительных последствий;
  3. общую информированность об экологических бедствиях, угрозах экологической безопасности и пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения;
  4. восприятие природы как объекта антропогенного воздействия и отсутствие нравственно эстетического отношения к ней, способности любоваться, наслаждаться ею и переживать чувства единения с ней.

И хотя в отдельных школах, домах детского творчества работа поставлена интересно, разнообразно, детям прививается любовь к природе, передаются умения и навыки природоохранительной деятельности, все же экологическое      сознание      подрастающего      поколения      не     является

систематизированным, всесторонне обоснованным, способным стать фундаментом экологической культуры личности и экологически культурного образа жизни.

На наш взгляд, в процессе экологического обучения и воспитания необходимо правильно организовать работу с учащимися, использовать дидактические методы и современные технологии.

Важно мотивировать учащихся получать экологические знания, заинтересовать их, разнообразив процесс обучения введением экологических игр, семинаров, учебных исследований, экскурсий. Дидактический интегративный подход к экологическому образованию представляется наиболее продуктивным и предполагает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Учитывая актуальность проблемы экологического образования учащихся, была выбрана тема дипломной работы и определена ее цель.

Цель работы:определить наиболее эффективные методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, позволяющие за небольшое количество часов сформировать новые и развить имеющиеся у учащихся экологические знания.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи и определены методы работы.

Задачи:

  1. Определить значение и необходимость экологического образования в современной школе.
  2. На основе анализа литературы, определить объем экологических знаний, которые формируются у учащихся в основной и старшей школе.
  3. Разработать методику проведения внеклассных занятий и экскурсий по теме «Природное сообщество - пресноводный водоем».

Используемые методы исследования:

  1. Анализ педагогической и методической литературы.
  2. Наблюдение за учебным процессом и анализ работы учителей.
  3. Контроль и проверка знаний учащихся.
  4. Анкетирование.
  5. Работа проводилась в спец-школе №3 ЮЗАО г. Москвы в 2015-2016 учебном году.В работе принимали учащиеся 10 классов.

Глава 1. Экологическое образование и его отражение в школьном курсе биологии

Значение экологического образования в современном обществе

Экологическое мышление, экологическая культура – эти понятия стали составной часью современной концепции образования. Они связаны с попяткой по-новому решить задачи преодоления того  отчуждения человека от природы, которые порождается техногенной цивилизацией. Экологическое образование - особая образовательная область, призванная реализовывать идеи современного информационно-экологического общества, в котором главной ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только живущих, но и будущих поколений. Формирование ответственности каждого человека являются целью и ожидаемым результатом экологического мышления, этики экологического образования как составной части международной программы “Образование по проблемам окружающей среды” (ЮНЕСКО, 1975 год).

Содержательная основа всеобщего экологического образования определена концепцией всеобщего экологического и временным государственным стандартом по биологии. Согласно этому документу основными принципами образования являются принципы гуманизации, интеграции, взаимопонимания и практической деятельности, раскрытие глобальных государственных проблем по охране окружающей среды, непрерывность и интенсивность организации экологического обучения и воспитания на всех этапах дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования через разные формы.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на  формирование

системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологическая культура вбирает в себя практический духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Согласно исследованиям В.В. Николиной (26) под экологической культурой понимается система, включающая ряд элементов:

А) система экологических знаний (естественно-научных, ценностно- нормативных, практических);

Б) экологическое мышление;

В) культура чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и

т.д.);

Г) культура экологически оправданного поведения,

характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Основным показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды.

Ключевую роль в достижении цели экологического образования играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (конфликтов) в системе “природа - общество”. Как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая

согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к окружающему миру как к части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

К сожалению, в общественном сознании различных слоев населения чаще всего проявляются невежество, потребительство, хищничество в отношениях с социоприродной средой. Достижение цели экологического образования затруднено кризисными явлениями во всех  сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры.

Экологическая ответственность проявляется в:

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Система экологического образования построена  по определенным принципам. Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Этот принцип предписывает

обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно- социальных экосистем.

Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, биологических и географических аспектах биосферы.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы  о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрытия  глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи с экосистемной целостностью.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно- эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования         экологической         ответственности         личности.

Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей  среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, в их преемственной связи и развитии. Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Социальное и нравственное воспитание, как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов. Создается возможность углубить мировоззренческие основы поведения личности, связанные с категориями “природа” и “культура”.

Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих новыми свойствами. Учебное содержание включает понятие экосистемы. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы. Тем самым составной частью концепции экосистемы является среда, поскольку лишь на уровне экосистем происходит обмен веществ и потоков энергии. Экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий – физических, химических, биологических, социальных и др. Поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам.

Экологические взаимодействия включают разнообразные процессы, исследования которых опирается на комплекс методов – теоретических, эмпирических, социологических. Экологические взаимодействия – их типы виды и формы стали предметом исследования   фундаментальных   научных   дисциплин: классической

экологии, социальной экологии, экологии человека, глобальной экологии и ряда дисциплин прикладного характера: агроэкологии, экологии промышленности, экологии города.

Глобальная экология раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Космическая энергия обеспечивает уникальный процесс фотосинтеза, происходящий в растениях.

Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются наличием жизнепригодных свойств среды.

Глобальная экология формирует у учащихся обобщения высшего порядка, связанные с понятием жизни: жизнь на планете предстает в качестве макроскопических гетерогенных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Макроскопичность системы выражена в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов: гетерогенность состоит в том, что живое вещество построено из множества разнообразных веществ. Живые системы несут в онтогенезе “память” эволюции.

Экология классическая (биологических систем) рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации жизни. Понятия популяционно-видовой, биоценотической и экосистемной экологии и эволюции биосистем позволяют сформировать обобщения планетарного масштаба о самоорганизации биосистем и самоочищении окружающей среды.

Сопоставление длительности эволюции и становления адаптивных функций живого вещества, с одной стороны, и высокой скорости антропогенных преобразований биосферы с другой – подтверждает опасность разрушения окружающей среды и наступления   экологического   кризиса.   Все   это   диктует   морально-

правовые требования к поведению человека и его деятельности в биосфере. Центральной теоретико-экологической проблемой является несоответствие адаптивных возможностей каждого вида и их сообществ скорости антропогенного загрязнения и разрушения среды обитания. Из этого ставится задача сохранения биологического разнообразия живых существ.

В социальной экологии ведущее место занимают знания о взаимосвязях и взаимозависимости общества и природной среды; рассматривается несоизмеримость темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества. Общество преобразует окружающую среду с такой быстротой, что она меняется в течении жизни одного поколения. Этот блок знаний включает сведения о научных, нравственно-эстетических, правовых, экономических, образовательных аспектах взаимодействия общества и природной среды на разных этапах истории.

Центральной теоретико-экологической проблемой является проблема обеспечения коэволюции общества и природы. В экологии человека основополагающими являются знания о природной сущности человека, среде его обитания и экологических факторах здоровья, о сопричастности здоровья планетарным процессам.

Изучение экологии человека убеждает учащихся в том, что физическое и духовное здоровье человека в условиях гуманизации и демократизации общества наряду с профессией, общей культурой, потребностями и мотивами личности приобрело статус национального богатства, трудового и творческого потенциала страны. Здоровье – своеобразное зеркало социально-экономического, экологического, санитарно-гигиенического состояния общества. Оно не только отражает положительные изменения, происходящие в сфере досуга, но и чутко реагирует на любые негативные факторы среды. Здоровье населения  является  одним  из  важнейших  индикаторов   социального

прогресса. Раскрытие механизмов и способов укрепления здоровья создает необходимые предпосылки для осознания человеком истины, что укрепление своего здоровья является делом первостепенной важности.

В содержании экологического образования следует различать два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения.

Дидактически интегративный, гуманитарный, общеобразовательный подход к экологическому образованию представляется более продуктивным, ибо уравнивает общекультурный фундамент экологических знаний и конкретные экологические знания, развиваемые в общем образовании, которые дополнительны по отношению к нравственному и экологическому императивам.

Конкретные экологические знания требуют применения самых совершенных форм трансляции, таких, как использование видеотехники (видеоэкскурсии, видеопередачи), средств новейших информационных технологий.

Интегральный характер содержания экологического образования обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение. Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на межпредметной основе.  Кроме того, необходимо учитывать федеральный, национально-культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из  этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три модели: однопредметная, межпредметная и смешанная.

Современные тенденции развития экологического образования в отечественной  и  зарубежной  практике  показывают,  что  наибольшие

возможности для становления экологической культуры представляет смешанная модель. В этой модели содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельно интегрированных  предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения. Для старших классов учитываются особенности профильного обучения.

Таким образом, экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего среднего образования.

Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

Анализ учебно-методической литературы по биологическому и экологическому образованию на предмет содержания основных экологических понятий

Школьное биологическое образование ставит своей целью подготовку биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде;

обладать высокой экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры. (37)

В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. При сохранении общих требований к уровню образования обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов. С целью установления объема и характера экологических знаний были проанализированы пять учебников по природоведению и естествознанию.

В учебнике А.А. Плешакова и Н.Н. Сонина (28) «Природоведение» для пятого класса развиваются и обобщаются сведения по экологии, полученные в начальной школе.

Экологические вопросы занимают примерно четвертую часть всего учебника, 26% понятий учебника относятся к природоохранным. На наш взгляд, этот учебник содержит достаточный объем экологических знаний.

Учебник «Естествознание» А.И Никишова для 5 классов (22) состоит из нескольких больших блоков, в конце каждого есть параграф.

Посвященный охране окружающей среды. Последние параграфы посвящены человеку как части природы. Объем экологических и природоохранных знаний в учебнике представлен достаточно полно, экологические понятия составляют около 20% содержания.

Очень интересным является учебник «Экология» для 5 (6) класса общеобразовательной школы А.И. Никишова, В.Н. Кузнецова, Д.Л. Теплова. (24). Он раскрывает основные экологические понятия на доступном для понимания шестиклассников уровне. Учебник выгодно отличается от аналогичных изданий своим аппаратом усвоения и аппаратом ориентировки. Учебник изобилует красочными иллюстрациями, что несомненно способствует активизации интереса шестиклассников к изучению предмета и облегчает им процесс усвоения.

В учебнике Г.С. Калиновой, Н.В. Шкарбан, Р.Г. Ивановой (13) экологическое содержание занимает до 40% объема книги, 15% понятий являются природоохранными. Во введении поясняется. Что «человек изучает природу как среду своего обитания». Дается определение «природы». Далее одно за другим по общему плану формируются понятия о сферах Земли.

Обобщается информация в теме «Взаимосвязь сфер Земли». Учебник полно и гармонично формирует экологические знания.

Учебник Т.С. Суховой и В.И. Строганова (35) отличается от всех рассмотренных тем, что названием каждой главы является вопрос, ответ на который содержится в тексте этой главы.

Экологии как биологической науке посвящено 40% материала, а природоохранным вопросам всего 1%. В учебнике постепенно рассматривается жизнь организмов на Земле от растений до человека. Учащиеся узнают о разнообразии растений и животных, о том, как они размножаются, переносят неблагоприятные условия, взаимодействуют друг с другом, откуда берут энергию для жизни. В учебнике формируются понятия о биоценозе, экосистеме, цепях питания. Последние параграфы посвящены месту человека в природе. Можно говорить о недостаточном содержании вопросов охраны природы в этом учебнике.

Таким образом, во всех учебниках 5 класса формируются знания о экологии как биологической науке и развиваются природоохранные знания.

По разделу «Растения, бактерии, грибы, лишайники» были проанализированы четыре учебника. В учебнике Т.И. Серебряковой. А.Г. Еленевского (33) содержится 20% понятийного аппарата посвящено экологии, в учебнике И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой(30) – 18% понятий – экологические. В учебнике В.В. Пасечника (27) – 15%, в учебнике В.П. Викторова и А.И. Никишова (5) – 8%. Это понятия о жизненных формах. Факторах среды, основных экологических группах растений.

Природных сообществах. Типах сообществ. Развитии и смене сообществ, почве, растительных сообществах, космической роли зеленых растений,

значении бактерий, грибов,, симбиозе гриба с растением, микоризе, грибах паразитах.

В учебнике Пасечника В.В. больше всего уделяется внимания природоохранным вопросам, учащиеся узнают о рациональном природопользовании. Заповедниках, заказниках. В учебнике В.П. Викторова, А.И. Никишова очень подробно рассматриваются вопросы охраны растительных сообществ, растительности и редких видов растений.

В учебнике И.Н. Пономаревой. О.А. Корниловой содержится понятие о биогеоценозах. В общем. Авторы анализируемых учебников в достаточном объеме уделяют внимание формированию экологических и природоохранных знаний.

По разделу животные были проанализированы два учебника. В них примерно пятая часть посвящена вопросам экологии. Тема «Среды жизни и места обитания животных», «Влияние человека на животных» изучаются в первых параграфах учебников. У А.И. Никишова и И.Х. Шаровой (25) имеются темы «Взаимосвязи животных в природе», «Взаимосвязи животных и растений. Биологические сообщества». У В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко (15) в теме «Многообразие простейших» формируются понятия о роли простейших в круговороте веществ, о паразитизме. В теме «Многоклеточные животные» – о жизненных формах (гидроидные и сцифоидные медузы), паразитизме плоских, круглых червей. При рассмотрении типов и классов в каждой теме даны понятия об экологических группах, средах жизни, особенностях строения и жизнедеятельности животных. Можно сказать, что в этих учебниках формируются экологические и, в меньшей степени, природоохранные знания.

Анализ трех учебников по анатомии и физиологии человека А.С. Батуева (2), А.Г. Драгомилова (7) и З.В. Любимовой (19) показал, что экологические понятия занимают в них совсем немного места. В основном авторы рассматривают вопросы охраны здоровья.

Можно сделать вывод. Что самое большое внимание формированию общих экологических и природоохранных понятий уделяется в 5 классе.

Объем экологического содержания разделов уменьшается от раздела

«Растения, бактерии, грибы, лишайники» к «разделу «Человек и его здоровье».

Кроме того, были проанализированы три специальных учебных пособия по экологии. В учебном пособии по экологии для 5 (6) классов А.И. Никишова школьникам даются важные сведения о биосфере, средах жизни и приспособлениях к ним организмов, сообществах организмов и человека как части природы.

Пособие по экологии растений для 6 класса А.М. Быловой и Н.И. Шориной направлено на экологизацию курса ботаники (4). Авторы стремились показать единство жизни растений с живой и неживой природой, продемонстрировать их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения. Дать основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости, сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный мир хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

“Экология животных”: пособие для учащихся 7 класса” В.Г. Бабенко направлена на экологизацию курса зоологии. Авторы стремились показать влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местообитаниях, многообразие взаимных связей разных видов живых существ, а также роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

По современным программам по биологии для основной общеобразовательной школы в 9 классе изучается раздел “Общие закономерности биологии”. Учебники по общей биологии для 9 класса обобщают знания об окружающем мире и законах, по которым он развивается. Знания, полученные из предыдущих курсов, служат опорой при изучении общей биологии. Изучать общую биологию в 9 классе необходимо

учащимся, которые не планируют продолжать обучение в учебных заведениях, связанных с преподаванием биологических дисциплин.

В связи с этим были проанализированы три учебника по  основам общей биологии для 9 класса.

Наиболее экологизирован учебник Каменского А.А. (14), в названии которого это отражено “Введение в общую биологию и экологию”.

Экологические понятия изучаются на популяционно-видовом, экосистемном и биосферном уровнях. Экологические знания даются очень подробно и доступно, но природоохранным знаниям отведено очень мало места.

Учебники Захарова В.Б. (9) и Мамонтова С.Г. (20) построены иначе.

Экологические понятия даны в разделах “Основы экологии” в конце и занимают не более 20% объема книги. Экологические знания даны в

достаточном объеме, природоохранные знания формируются в 2-3 последних параграфах обобщенно, и лишь в учебнике Захарова В.Б. отдельной темой выделяется “Зависимость человечества от состояния жизни на Земле”.

Проанализировав все учебники для основной школы, мы выделили экологические понятия, которые в них включены. Данные представлены в таблице №1. В результате анализа установлено, что в учебниках по биологии основной школы имеется достаточный объем экологических понятий. По сравнению со специальными пособиями по экологии в учебниках биологии экологические понятия даются в менее полном и развернутом виде. О