СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ



СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ7

Понятие и сущность муниципального менеджмента……………...7

Корпоративная культура в системе

муниципального менеджмента…………………………………………. 15

Необходимость формирования корпоративной культуры в управлении муниципальными служащими…………………………….23

ГЛАВАII.СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОРГАНА НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВЫШЕСТЕБЛИЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА 27

Общая характеристика администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района……………………………..27

Анализ корпоративной культуры муниципального органа………40

Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры муниципального органа………………………………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время особый интерес представляет использование менеджмента в организации жизнедеятельности местного сообщества. Возможность использования инструментов менеджмента в местном самоуправлении определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования, объединяющего социальные, экономические, политические, культурные ресурсы в единый комплекс. Во-вторых, цель социально-экономического развития муниципального образования - улучшение качества жизни каждого члена местного сообщества. В-третьих, управление муниципальным образованием осуществляет штат муниципальных служащих, от компетентности которых зависят эффективность функционирования и благополучие местного сообщества, измеряемые в конкретных величинах экономического и социального роста. Все это вызывает необходимость формирования, поддержания и развития корпоративной  культуры, адекватной миссии и стратегии муниципального управления.

Однако в исследовании этого социального феномена работы только разворачиваются, особенно важной представляется проблема взаимодействия сложившейся организационной культуры и внедряемой руководителем корпоративной культуры. Более того, добавилась волна проблем, связанная с взаимопроникновением корпоративной культуры организаций бизнеса и служебной культуры муниципальных служащих. Основное внимание следует обратить на социально-психологические проблемы, возникающие в муниципальных структурах при внедрении новых элементов корпоративной культуры, а также на наиболее важные аспекты деятельности руководителей в управлении культурой организации.

Корпоративная культура все чаще становится объектом исследований социологов, экономистов, психологов, специалистов в области менеджмента и муниципального управления. Значительный вклад в ее изучение внесли Т.О. Соломандина, О.В. Стеклова и другие отечественные авторы. Представляют значительный интерес работы зарубежных исследователей, посвященные изучению моделей, инструментов и технологий организационных изменений - Э. Шейном разработана концептуальная модель построения организационной культуры, механизмы изменений и стадии формирования корпоративной культуры. Вместе с тем, за последние годы активизировались исследования по вопросам организационной культуры муниципальных предприятий (выделим публикации С. Боженова, И.А. Василенко, А.Н. Веденеевой, Т.П. Галкиной, И.Н. Трофимова). Необходимо отметить, что специфика корпоративной культуры в системе муниципального менеджмента может быть раскрыта лишь с учетом особенностей муниципального управления, которые рассмотрены в работах М.Р. Усмановой, Г.М. Шамаровой и др.

Объект исследования – Администрация Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района.

Предмет исследования – корпоративная культура как часть муниципального менеджмента.

Цель исследования - рассмотреть перспективные направления совершенствования системы муниципального менеджмента на основе формирования корпоративной культуры на примере Администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

управлении муниципальными служащими;

Теоретической основой работы явились  положения, сформулированные в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента и муниципального управления.

В качестве методологической основы исследования выступают общенаучные и частные методы познания: социологический, формально- юридический, системно-структурный и сравнительно-правовой, метод наблюдения и опроса.

Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе «Теоретические и методологические основы системы муниципального менеджмента» раскрыты понятие и сущность муниципального менеджмента, система управления муниципальным органом и корпоративная культура в системе муниципального менеджмента.

Во второй главе «Совершенствование системы муниципального менеджмента на основе изменения корпоративной культуры муниципального органа на примере администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района» дана общая характеристика администрации, проведен анализ корпоративной культуры муниципального органа и предложены рекомендации по совершенствованию  организационной культуры.

Выпускная квалификационная работа дополнена  цифровым материалом за ряд лет, который сведен в таблицы и проанализирован, графиками и диаграммами.

Для написания работы были использованы нормативно- законодательные документы, периодические издания, учебные пособия по исследуемой теме и официальные Интернет – ресурсы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие и сущность муниципального менеджмента

Английское словоmanagement (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менеджмент» стало использоваться в нашей стране в начале формирования в России рыночных отношений. Понятие заимствовано из английского языка и отличается широкой трактовкой содержания. Так В.Р. Веснин в своем учебном пособии, ссылается на Оксфордский фундаментальный словарь английского языка, который дает следующее толкование термина менеджмент:

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Г.А. Атаманчук считает, что менеджмент - это «самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение    в    ходе    любой    деятельности    экономического      субъекта

определенных намеченных целей путем рационального использования материальных, трудовых и административных ресурсов» [11, с. 201].

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с концаXIX в. Академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла.  Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно. Первоначальное обобщение имеющихся разработок  сводятся к следующему.

Во-первых, муниципальный менеджмент существует реально как область специфического управления, научное направление и все более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.

Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов — экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.

В-третьих, становление муниципального менеджмента обусловлено разделением труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому в структуре муниципального менеджмента в качестве относительно самостоятельных направлений исследования можно выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и т.п.

В-четвертых, категории «муниципальный менеджмент» и «местное самоуправление» выражают разные по сути явления и процессы [22].

С точки зрения О.А. Панова, муниципальный менеджмент - это «особая сфера управленческой деятельности, цели которой определяются федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, регулирующими     деятельность     органов     местного     самоуправления   в

Российской Федерации» [48, с. 63]. И наиболее важным документом на сегодняшний день, безусловно, является ФедеральныйзаконN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым были внесены изменения в уставы органов местного самоуправления всех муниципальных образований.

В понятие менеджмента также входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от финансово-экономического состояния территории.

Муниципальный менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности - предполагает, что муниципальный менеджер независим как от муниципальной собственности, так и от собственности субъектов, работающих на территории муниципалитета. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие решения принимаются в муниципалитете на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений [50].

К задачам, решаемым в муниципальном менеджменте, относятся:

территории;

Муниципальный менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии:

  1. стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых  для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
  2. оперативное управление (непосредственная деятельность по реализации вышеуказанных мер);
  3. контроль (включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления) [51].

Разработка экономической политики муниципалитета предполагает определение целей деятельности и стратегии его развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей муниципальной территории и обеспеченности его соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций обычно пользуются определенными показателями, как качественными - более отдаленная цель, так и количественными - конкретные задания.

Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления. В связи с этим следует различать общие и специфические цели.

Общие цели отражают концепцию развития муниципальной территории, разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме:

а) обеспечение максимальной занятости населения при имеющемся наборе видов производственной деятельности, осуществляемой на муниципальной территории;

б) обеспечение административно-экономических мер для поддержания устойчивости положения существующих предприятий как цели глобальной политики по следующим направлениям: потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политика, решение социальных вопросов;

в) разработка новых направлений развития территории, новых предприятий, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию действующих производств и т.д.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным сферам экономики и могут выражаться в количественных и качественных показателях. Например, это подпрограммы развития сельского хозяйства или туризма на территории муниципального района. Они носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов).

Все вышеизложенное определяет основные цели муниципального менеджмента и подчеркивает, что на современном этапе  развития государства возрастающее значение приобретает совершенствование административно-экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии развития муниципальной территории, основанной на долговременной и стабильной ориентации как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, а также сферы услуг (в которой важнейшей отраслью является туризм), в целях жизнеобеспечения населения, проживающего на муниципальной территории [49].

В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. На территории любого муниципального образования действуют десятки, а иногда сотни предприятий, и мы должны понимать, что при муниципальном планировании развития территории все частные планы предприятий должны быть взаимоувязаны между собой и объединены.

Существуют следующие виды стратегического планирования.

Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии в план не включаются, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

Среднесрочное планирование. В его основе лежит относительно реальная оценка характеристик развития муниципальной территории. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает  период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ по отдельным сферам экономики и контроля за ним.

Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневным процессом выполнения намеченных задач и поставленных целей [54].

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и муниципалитет, создающий стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за   ошибок   в   организации,   мотивации   и   контроле.   Тем   не     менее

формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации развития муниципальной территории. Знание того, что конкретно местная власть хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия.

Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство муниципалитета снижает риск принятия  неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной оперативной информации о ситуации на предприятиях и в отрасли или о внешней экономической и финансовой ситуации в Федерации или в субъекте Федерации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри муниципалитета.

Планирование всегда ориентируется на данные прошедших периодов, но стремится определить и контролировать развитие муниципальной территории в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бюджетного учета в муниципалитете и бухгалтерских расчетов предприятий. При этом нужно предполагать, что любое планирование развития территории базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня и компетенции сотрудников, менеджеров. Кроме того, все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения,  а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления муниципальной территорией. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации производственной деятельности и социальной сфере муниципального образования [48].

Стратегия  представляет  собой  детальный  всесторонний комплексный

план. Он должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей муниципальной территории, а не конкретной администрации района или конкретного, пусть даже очень крупного, градообразующего предприятия. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический, сырьевой и кадровый потенциал района и его социальные нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях экономики района, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает местной власти определенность, индивидуальность. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли  гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность администрации муниципального района в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного  решения. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущей работе, осуществляемую высшим руководством:

  1. выбор миссии и формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
  2. разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели. Основная общая цель обозначается как миссия, и все остальные цели  вырабатываются  для  ее  осуществления. Значение миссии невозможно

преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Таким образом, муниципальный менеджмент можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и общественно-политических процессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Корпоративная культура в системе муниципального менеджмента

Термин «культура» - очень широкое, сложное, многоплановое и неоднозначное понятие, имеющее латинское происхождение. Это понятие принято рассматривать в двух аспектах – узком и широком.

«В узком смысле слова культура – это духовная жизнь людей, набор этических норм, правил, обычаев и традиций. Согласно Краткому словарю по социологии, это «личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В обыденном  сознании  культура  ассоциируется  с  развитыми     творческими

способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом, уровнем приобщенности к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей» [53, с. 21].

Первоначально оно означало возделывание (обработку) почвы. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило широкое распространение: им стали называть  все созданное руками человека. Именно поэтому существует большое количество разноплановых определений понятия «культура».

Прежде всего, культура – это «инструмент, необходимый для выживания человека, так как в этом случае она представляет собой механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь людям жить в определенном времени, месте и ситуации» [42, с. 13].

В широком смысле культура включает в себя результаты деятельности людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установления (институтами, традициями), духовными ценностями.

В современной литературе существует много определений понятий корпоративной и организационной культуры. Большинство авторов сталкивается на мнении, что культура организации - это сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива.

Культура организации включает в себя моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам. Организационная культура формируется людьми и формирует людей. Организационная культура формируется вне зависимости от субъективной воли руководителя и коллектива. Но каждый участник организации в силах оказать влияние на широту и глубину организационной культуры. Плод деятельности руководителя над созданием определенного, нужного ему вида организационной культуры можно трактовать как корпоративную (от латинского «corporatio» – объединение) культуру.

Один из признанных специалистов в области организационной культуры, Э. Шейн, выделяет пять первичных и пять вторичных факторов, которые   определяют   процесс   формирования   организационной культуры.

Рассмотрим данные факторы более подробно.

Первичные факторы: система ценностей и верований, поддерживаемые высшим руководством; реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации; лидерство и стиль поведения руководителей; система мотивации сотрудников; критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

Вторичные факторы: организационная структура организации, уровень делегирования полномочий; система передачи информации и организационные процедуры; внешний и внутренний дизайн помещения, в котором располагается организация; мифы и истории о важных событиях и ключевых лицах в организации; формализованные положения о философии и целях существования организации. Необходимо отметить, что только взаимодействие данных двух групп факторов способствуют эффективному формированию и развитию организационной культуры. Соподчинение в данной ситуации является наиболее приемлемым методом корпоративного управления. Формирование организационной культуры связано, прежде всего, с развитием и реализацией творческого потенциала самого  работника.

В тоже время существует множество других факторов, учет и активное использование которых может существенно способствовать повышению эффективности инновационной деятельности. Рассмотрим факторы, способствующие и препятствующие развитию организационной культуры на предприятиях в сфере инновационных технологий.

Факторы, способствующие развитию организационной культуры: поддержка высшего руководство внедрения инноваций, способность эффективно выходить из конфликтных ситуаций; децентрализованная система управления, делегирование полномочий; мера готовности к риску и внедрению инноваций; неформальные и доверительные отношения.

Факторы, препятствующие развитию организационной культуры: непонимание руководством необходимости создания благоприятных условий труда и значения организационной культуры; высокая степень централизации, решения принимаются «наверху»; противодействие работников, боязнь перемен, «нежелание что-то менять»; атмосфера напряженна, нервозная [62].

По мнению А.В. Кириллова, М.В. Виниченко, А.В. Мельничук, А.В. Мельничук любая «корпоративная культура» является организационной, вот только не любая «организационная культура» является корпоративной. Хотя есть различные точки зрения на соотношение этих понятий. А.И. Турчинов считает, что не следует противопоставлять понятия «организационная культура» и «корпоративная культура». Корпоративная культура рассматривается как важнейший социальный компонент в достижении организационных целей, развитии организации и обеспечении ее эффективного функционирования» [35, с. 40].

Корпоративная культура - тот слой культуры организации, который:

выступает культурой управленческой команды, управленческой культурой;

Синергетический анализ устойчивости организационной культуры диктует необходимость выделять ее признаки (индикаторы) и определять перспективы их развития. Через вовлеченность персонала культура организации обеспечивает функционирование социальной системы и возможность эффективно управлять организацией. Исследования, проведенные компаниямиTheGallupOrganization,HayGroup,AonHewitt,TowersPerrin и др., убедительно доказывают, что забота о вовлеченности персонала существенно повышает эффективность деятельности любой организации.

В общем виде формирование корпоративной культуры проходит через:

И на каждом этапе формирования и развития корпоративной культуры организации возникают социально-психологические проблемы требующие разрешения. Рассмотри некоторые из них.

Во главе угла каждой организационной культуры лежат ценности и нормы поведения всех сотрудников, которые поддерживают воспроизводство основных ценностей организации. Ценности имеют особое значение, с точки зрения субъекта, они выступают ориентирами его функционирования, соответствуют основным нуждам субъекта, служат средством их удовлетворения.

Основой формирования корпоративной культуры являются вечные ценности – свобода и справедливость. Любому человеку присущи мечты о торжестве свободы и истины. Причем чем выше уровень образованности, тем больше сотрудник будет тянуться к этим ценностям. Но при увеличении уровня свободы, степень ее роли в жизни человека снижается. Данная зависимость стала основой одного из первых принципов создания корпоративной культуры, который гласит, что ощущая большую степень свободы в компании, человек будет в большей степени верен принципам коллектива. Корпоративная культура выполняет функцию сплочения людей, при этом ограничивая их личную свободу коллективными ценностями и целями организации. Это ограничение не должно превратиться в существенное препятствие в ощущении человека свободным и не должно перерасти в чувство несправедливостью [35].

Помимо справедливости и свободы в основе корпоративной культуры должны находиться и другие общественные ценности,  без которых невозможно существов