Трудовое право, как отрасль права Республики Беларусь: общая характеристика



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Юридических дисциплин»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Трудовое право»

на тему:

«Трудовое право, как отрасль права Республики Беларусь: общая характеристика.»

Выполнила:

студентка 2 курса

гр. ПВ-161                                                                                        Е.В. Кунец

Научный руководитель:

Старший преподаватель                                                                 Д.Н.Петров

Могилев, 2017

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВАI ИСТОРИЯ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ…………………………………………………….. 5

ГЛАВА II ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………..………………...…………  9

2.1. Предмет трудового права как отрасли права...…………………….………… 9

2.2. Методы правового регулирования трудовых отношений………………..... 11

2.3. Система трудового права как отрасли права………………….……………. 13

2.4. Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание………………………………………………………………...………. 14

ГЛАВА III ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ ВИДЫ…. 17

ГЛАВАIV ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..……………………..………… 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....... 31

ВВЕДЕНИЕ

Трудовое право в правовой системе Республики Беларусь является одной из важных областей.

Общественная жизнь разнообразна и имеет разные формы проявлений, одной из которых является трудовая деятельность граждан. Последняя выступает способом проявления материальных потребностей, которые обеспечивают жизнедеятельность, а значит, существование человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивается в процессе их производства, которые возникают вместе с существованием человека и достигают развития от самых простых инструментов труда до самых современных конструкций и технологий.

Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора. Рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. [4, с. 7].

Тема курсовой работы актуальна тем, что трудовое право Республики Беларусь как отрасль права касается отношений по труду. Однако не все связанные с трудом общественные отношения урегулированы нормами трудового права.

Труд вне форм общественной организации труда не требует правового регулирования. Однако совместный труд, осуществляемый в соответствующей форме общественной организации труда, требует его организации, управления.

Цель данной работы заключается во всестороннем рассмотрении и изучении предмета, метода и системы трудового права, истории правового регулирования трудовых отношений в Беларуси, также изучение понятия источников трудового права, их видов и принципов трудового права.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

  1. Вспомнить историю правого регулирования трудовых отношений в Беларуси;
  2. Рассмотреть предмет, метод и систему трудового права в Республике Беларусь;
  3. Дать понятие источникам трудового права и рассмотреть их виды;
  4. Изучить виды принципов трудового права Республики Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в сфере трудового права Республики Беларусь.

Предметом – нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Источниками трудового права на территории Республики Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс, а также другие законодательные документы, применяемые в данной сфере.

При написании курсовой работы изучен ряд литературных источников под редакцией таких авторов как, К.М. Варшавский, М.А. Драчук, В.И. Казанцев, Н.Н. Косаренко и других, которые послужили ориентиром для полного рассмотрения понятия и значения трудового права в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит их введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ

Правовое регулирование трудовых отношений в Беларуси имеет богатую, многовековую историю.

Временем возникновения трудового права как самостоятельной отрасли права в Беларуси обычно называют вторую половину XIX или даже начало ХХ в. [14, с. 8]. С данным утверждением в целом следует согласиться, но с некоторыми уточнениями. Хотя отечественная отрасль трудового права насчитывает от одного до полутора веков, но правовые нормы, регулирующие труд (в том числе наемный), существуют много столетий, если не тысячелетий. Можно полностью поддержать мнение Е. Б. Хохлова о том, что «становление и развитие трудового права как самостоятельной отрасли в системе права неразрывно связано с развитием наемного труда и превращением его в социально значимое явление» [26, с. 5].

На протяжении всей истории белорусской государственности (начиная с периода древних белорусских княжеств: Полоцкого, Городельского, Туровского и др.) в нашей системе права существовала группа норм позитивного права, регулирующих трудовые отношения.

Законодательство на территории современной Беларуси возникло после формирования первых древних княжеств. Однако обычное право возникло до государства [24, с. 96], а право непозитивное (естественное) руководило жизнью людей еще до появления позитивного права и государственных образований.

В дореволюционный период (до середины XIX века) трудовые отношения в Беларуси во многом регулировались древним белорусско-литовским законодательством, а с середины XIX до начала XX веков – гражданским и фабрично-заводским законодательством Российской империи.

Во второй половине XIX века нормы о наемном труде составляли еще часть гражданского права, а именно институт цивильного права «договор личных услуг».

3 июля 1886 г. в Российской Империи был принят специальный закон, регулирующий отношения по найму рабочих. Как отмечает А. Н. Быков, договор фабричного найма «до 1886 г. регулировался общими положениями законов гражданских» [2, с. 171], т. е. Х тома Свода законов. И хотя данный закон по-прежнему не регулировал процедуру переводов, переход рабочего от одного фабриканта к другому был возможен. По закону, если договор найма был заключен на неопределенный срок, каждая из сторон могла его расторгнуть, уведомив другую за две недели [2, с. 176].

В дореволюционный период (во всяком случае до середины XIX в.) трудовые отношения в Беларуси во многом регулировались древним белорусско-литовским законодательством (Статут Великого княжества Литовского 1588 г.), а с середины XIX до начала XX в. — гражданским и фабрично-заводским законодательством Российской империи.

Период возрождения государственности Беларуси и советский период (1918–1991). Белорусская Народная Республика, возникшая в 1918 г. и просуществовавшая менее года, не успела сформировать собственного трудового законодательства. Но важным достижением Правительства БНР является провозглашение независимости Беларуси, а в области трудового права — установление восьмичасового рабочего дня.

Окончательное формирование и развитие отрасли белорусского трудового права связано с учреждением в 1918–1919 гг. и существованием советской Беларуси (ССРБ, Литовско-Белорусская ССР, БССР).

КЗоТ РСФСР 1918 г. даже до создания СССР применялся на территории Беларуси, входившей в то время в состав РСФСР на правах автономной области. Как писал об этом кодексе К. М. Варшавский, «основою трудового отношения становится вместо договора, трудовая повинность: распределение рабочей силы производится по предписанию подлежащего государственного органа, обязательного как для нанимающегося, так и для нанимателя; их соглашение принципиально бессильно что-либо изменить» [5, с. 16]. Государственная власть, назначающая на работу, «может и снять с работы, перевести трудящегося в другое место, в другой город, на другой род работы: он лишь послушное орудие в ее руках...» [5, с. 16]. Данный Кодекс помимо закрепления норм о трудовой повинности регулировал порядок предоставления труда, предварительное испытание, переводы и увольнения трудящихся, включал разделы, посвященные вознаграждению за труд, рабочему времени и охране труда [14, с. 127].

Сравнительный анализ КЗоТ 1922 г. с КЗоТ 1918 г. свидетельствует о более удачной его структуре и значительном прогрессе в плане полноты (комплексности) правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Так, нормы о трудовом договоре были сгруппированы законодателем в разделе V КЗоТ 1922 г. вместо трех разделов в КЗоТ 1918 г. В КЗоТ 1922 г. были урегулированы коллективные трудовые отношения, а также отношения по разрешению трудовых споров. В Кодекс были включены разделы, посвященные гарантиям и компенсациям, времени отдыха, ученическому договору, которые отсутствовали в КЗоТ 1918 г.

Начало следующего этапа советского периода развития белорусского трудового законодательства некоторые авторы связывают с 1929 г. [17, с. 59], когда Постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 июля 1929 г. КЗоТ 1922 г. был изложен в новой редакции. Этой реформой в КЗоТ 1922 г. были внесены существенные изменения, и именовался законодательный акт уже Кодексом о труде БССР, а не Кодексом законов о труде РСФСР. Таким образом, с определенной долей условности можно считать Кодекс о труде БССР 1929 г. первым собственным трудовым кодексом Республики.

В 1930х годах усилилось вмешательство государства не только в регулирование собственно трудовых отношений (наемного труда), но и в область труда иных категорий населения, в частности колхозников. Это связано с ускоренным проведением коллективизации на рубеже 1920–1930х годов [13, с. 165].

В 1988 г. были внесены существенные изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а также во все КЗоТ союзных республик, в том числе и в КЗоТ БССР. В частности, данной реформой были разграничены три самостоятельные категории: перевод, перемещение и изменение существенных условий труда, что позволило Р. З. Лившицу высказать идею о появлении нового подинститута трудового права — «изменение трудового договора». Изменениям были подвернуты и многие другие нормы КЗоТ.

Вскоре после данной законодательной реформы последовал распад СССР, провозглашение независимости Беларуси, новый период развития всей правовой системы, а вместе с ней и трудового законодательства.

Период независимости Беларуси (с 1991 г.). Данный исторический этап развития белорусского законодательства следует отсчитывать с момента принятия Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете БССР» [6]. Через год ей был придан статус конституционного закона, а 15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  1. Предмет трудового права как отрасли права

Когда мы ведем речь о предмете трудового права как отрасли права, то мы ставим вопрос: какие общественные отношения урегулированы нормами этой отрасли права? Трудовые отношения – это отношения работников с нанимателями по использованию их способностей к труду, урегулированные нормами трудового права [9, с. 8]. Эти отношения отражают волевой характер производственных отношений, которые являются сложными и состоят из отношений собственности на орудия и средства производства, из отношений по распределению, обмену, управлению трудовых отношений. Производственные отношения – это объективно существующие отношения независимо от воли работников. В зависимости от форм собственности и организационно-правового вида предприятий (предприятия государственные, общественные, акционерные, смешанные, частные, совместные – отечественные с участием зарубежного капитала, общества с ограниченной ответственностью, кооперативные и т.д.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы, т.е. трудовые отношения на государственных предприятиях, на общественных и кооперативных предприятиях, частных, арендных и других форм собственности. Однако сегодня отчетливо выделяются две группы трудовых отношений: отношения работников по найму и трудовые отношения, в которые вступают собственники имущества (акционерного предприятия и т.д.) [9, с. 8]. Правовое положение этих групп работников отражается на трудовых отношениях, имеющих некоторые различия, касающиеся порядка возникновения, изменения и прекращения этих отношений, а также влияют на порядок распределения доходов. Сегодня различают следующие группы общественных отношений, урегулированных нормами трудового права и составляющих предмет этой отрасли права. Первую группу составляют предшествующие отношения, которые возникают между будущими работниками и органами трудоустройства по оказанию им услуг в поиске работы, в обучении их соответствующей профессии или переобучении новой. Различают несколько видов трудоустройства: трудоустройство молодежи после окончания неполной средней школы; обучение на производстве на рабочих местах путем ученичества; распределение и перераспределение молодых специалистов после окончания средне-специальных учебных заведений, и других; распределение студентов высших учебных заведений. Отдельным видом трудоустройства является трудоустройство инвалидов по зрению и по слуху в обществах слепых и глухих, через отделы социальной защиты. К числу видов трудоустройства относится оказание помощи военнослужащим военными комиссариатами после окончания сроков военной службы и оказание помощи отделами внутренних дел лицам, отбывшим наказание [9, с. 9]. Вторую группу общественных отношений, урегулированных нормами трудового права, составляют трудовые отношения, связанные с заключением трудового договора или контракта и с определением трудовой функции работнику, с включением его в списочный состав предприятия, отношения по переводам и перемещениям по должности, а также отношениям, связанным с прекращением трудового договора по различным основаниям. Большую группу общественных отношений, урегулированных нормами трудового права, составляют отношения, вытекающие из трудовых. Четвертую группу общественных отношений, урегулированных нормами трудового права, составляют последующие отношения, связанные с повышением квалификации работников, с обучением и переобучением, по рационализаторской и изобретательской деятельности, по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и другие. Пятую группу общественных отношений, составляющих предмет трудового права и урегулированных нормами этой отрасли права, составляют процессуальные и процедурные отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также споров, возникающих при заключении и изменении коллективных договоров и соглашений. Все эти группы общественных отношений в совокупности и составляют предмет трудового права Республики Беларусь как отрасли права [9, с. 9].

  1. Методы правового регулирования трудовых отношений

Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, мы ставим вопрос: какие способы и приемы использует государство через правовые нормы для воздействия на трудовые общественные отношения? Ведь государству не безразлично, как урегулированы названные выше группы общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Поэтому государство с целью воздействия в нужном направлении на общественные отношения применяет следующие способы: императивный, диспозитивный и санкционированный, а также дополняет эти способы следующими приемами: запретами, дозволениями, предписаниями и рекомендациями. В 1937-1938 годах и в 1956-1957 годах прошли общесоюзные дискуссии в бывшем Союзе ССР ученых, на которых выделялись критерии, при наличии которых данная совокупность общественных норм, объединенных в соответствующих правовых институтах, признавалась самостоятельной отраслью права. Ученые пришли к выводу, что каждая отрасль права должна иметь свой специфический предмет правового регулирования и свои методы воздействия государства через правовые нормы на эти общественные отношения. Поэтому при написании учебников и учебных пособий, научных работ и монографий по соответствующим отраслям права ученые предпринимали попытки не только определить их предмет правового регулирования, но и найти те способы и приемы, которые характерны для метода правового регулирования этих отношений. Начиная с 1972 года, многие ученые пришли к выводу, что специфику метода правового регулирования следует искать не на уровне отрасли права, а на уровне всей системы права, состоящей из отраслей права, правовых институтов и правовых норм [9, с. 10]. В качестве таких способов и приемов ученые стали выделять императивный, диспозитивный и санкционированный, а в качестве приемов – запреты, дозволения, предписания и рекомендации. Императивный способ воздействия на общественные отношения заключается в том, что государство отдельные виды трудовых отношений прямо регулирует через правовые нормы, например, продолжительность рабочего времени и рабочего дня, минимальная заработная плата, письменная форма трудового договора и контракта, продолжительность основного и дополнительного отпусков, продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам, и воспитанию ребенка до 3-х лет и другие. Диспозитивный способ воздействия на общественные отношения состоит в том, что государство дозволяет участникам общественных трудовых отношений выбор модели поведения. Государство в ст. 41 Конституции Республики Беларусь закрепляет право граждан на труд и право на выбор профессии [15]. А вот где будет работать работник, он решает сам: либо на государственном предприятии, либо на акционерном, либо на колхозно-кооперативном, либо он будет служить в Вооруженных силах республики, органах МВД и госбезопасности. Работник сам решает, работать ему полный рабочий день либо его половину, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью либо работать в коллективе рабочих и служащих соответствующего предприятия. В этом состоит свобода выбора и свобода реализации своего социально-экономического права на труд. Государство лицензирует соответствующие виды трудовой деятельности и предпринимательства. В трудовом праве государство широко применяет приемы воздействия на трудовые отношения. Оно дозволяет гражданам участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской деятельностью, работать на конкретных предприятиях на основе трудового договора либо контракта. Государство рекомендует нанимателям и работникам определять минимальную заработную плату не ниже установленной государством. Но работники и трудовые коллективы через локальные нормы могут выбирать соответствующую модель поведения. В то же время государство запрещает незаконные отказы в приеме на работу по мотивам беременности и родов, пола, национальности и вероисповедания, запрещает задерживать выплату заработной платы, не обеспечивать охрану труда работников, нарушать их трудовые права и свободы. В трудовом праве практически не применяется такой прием, как предписание, он используется только при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

  1. Система трудового права как отрасли права

Трудовое право, как отрасль права имеет свою систему. Система трудового права Республики Беларусь представляет собой структуру совокупности в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в соответствующих институтах, в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, а также система курса трудового права – взаимосвязанные, но разные понятия. Несмотря на определенное сходство, они не идентичны, а поэтому различаются по целям и предмету. Так, предметом системы отрасли трудового права является построение законодательства, создание структуры внутри отрасли его норм [9, с.11]. Своим предметом и целью система науки трудового права имеет изучение норм трудового права, их развития, правовых связей и правоотношений, изучение не только белорусского, но и трудового права стран дальнего и ближнего зарубежья. Система отрасли трудового права Республики Беларусь – это классификация его норм по предмету отрасли в однородные институты и последовательность их расположения внутри структуры этой отрасли права. Поэтому система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную. В общую часть входят нормы, которые распространяются на все общественные отношения трудового права, на нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные права и обязанности работников, недействительность условий трудового договора, сюда относятся и нормы Конституции Республики Беларусь по указанным вопросам труда граждан. Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм, которые располагаются последовательно по динамике возникновения и развития трудового отношения. В общую часть системы отрасли трудового права входят такие институты, как предмет, метод и система трудового права; субъекты трудового права; принципы и источники трудового права; правоотношения в сфере трудовых отношений; коллективные договоры соглашения; права профсоюзов и трудовых коллективов; служба занятости и трудоустройство. Особенная часть отрасли трудового права включает в себя следующие институты: трудовой договор; заработная плата; гарантии и компенсации; дисциплина труда; охрана труда; материальная ответственность субъектов трудового отношения; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников; надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В трудовом праве может быть и специальная часть, изучающая особенности трудового законодательства и права стран дальнего и ближнего зарубежья с целью уяснения особенностей правового регулирования труда наемных работников в названных выше странах.

  1. Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, субъекты, объект и содержание

В ст. 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на труд и право на выбор профессии, должности и специальности [15]. Это право является важнейшим социально-экономическим правом, поскольку затрагивает жизненные интересы большинства граждан республики. Это право следует рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле право на труд представляет собой обширную совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу труда граждан в государственных, общественных, кооперативных и других предприятиях независимо от форм их собственности. Это право граждане могут реализовать путем вступления в колхозно-кооперативные предприятия, поступления на службу в органы МВД и Комитета госбезопасности, а также на службу в Вооруженные силы республики. Все эти виды трудовой деятельности урегулированы нормами трудового, аграрного, административного, военного и кооперативного законодательства. Право на труд в субъективном смысле – это реализованное право конкретного гражданина в соответствующем предприятии, независимо от форм его собственности, или в других учреждениях и предприятиях, где проходят службу работники МВД, КГБ и военнослужащие. Право на труд в объективном смысле – это равные, одинаковые возможности всех граждан страны получить работу или службу в соответствии со своим призванием, специальностью и квалификацией, но при условии вступления в конкретное трудовое или иное служебное правоотношение. Субъективное право на труд – это право данного лица, уже реализованное в конкретном трудовом или ином служебном правоотношении, а обязанным субъектом в этом правоотношении выступает конкретное предприятие, где трудится данный гражданин. Если говорить о трудовом правоотношении, в котором реализовано право граждан на труд на основе трудового договора или контракта, то субъектами этих правоотношений выступают: с одной стороны – работник, а с другой – наниматель. Объектом трудового правоотношения и объектом права на труд является соответствующая работа в данной профессии и квалификации, по поводу которой работник заключил трудовой договор или контракт. Другими словами, объектом является то, на что направлены воля и сознание субъектов этих правоотношений. Что касается содержания права на труд, как и трудового правоотношения, то их основу составляют взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений. При этом, если один из субъектов не выполняет надлежащим образом свою обязанность, то другой субъект имеет право обратиться в суд или в другой правоохранительный орган с целью защитить свое нарушенное право и обязать обязанного субъекта добросовестно выполнить возложенную на него обязанность.

ГЛАВА 3

ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ ВИДЫ

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.

В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение. Примером актов применения могут служить приказы нанимателя о приеме работника на работу, его переводе или увольнении [1, с. 135].

Совокупность нормативных правовых актов образует систему трудового права, которая называется законодательством о труде.

Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных правовых актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства. Эти особенности заключаются в следующем:

♦ на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты;

♦ на территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, «дежурство»);

♦ наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;

♦ значительное количество нормативных правовых актов содержит специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников [7, с. 253].

Источники трудового права можно классифицировать по различным критериям:

Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные правовые акты на группы по различным критериям: в зависимости от уровня принятия; по юридической силе; по системе трудового права; ее институтам; органам, принявшим нормативный правовой акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности [22, с. 139].

В зависимости от уровня принятия: международные и национальные.

По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии: 1) Конституция; 2) конституционные законы; 3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 4) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы); 5) постановления палат Парламента; 6) постановления Правительства; 7) постановления Национального банка; 8) акты министерств; 9) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня); 10) акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня); 11) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты [16, с. 35].

По системе трудового права нормативные правовые акты подразделят на относящиеся: а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь); б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»); в) к нескольким институтам – Особенной части (Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь») [23, с. 85].

По форме акты делятся на законы, декреты, указы постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.

По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты [23, с.87].

Согласно ст. 7 Трудового Кодекса источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

4) трудовые договоры [25].

Основополагающий источник – Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др. Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [15]. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и иступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь [21, с. 56].

Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие нормативные правовые акты.

Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах» и др.).

Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь – декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на, всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь.

Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития.

В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства [10, с. 234].

Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу).

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.

В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.

Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях [16, с. 47].

Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации.

Статьей 7 Трудового Кодекса установлено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников [25].

Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.

Необходимо отметить, что важным источником трудового права являются также директивы Президента Республики Беларусь. Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

ГЛАВА 4

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Право выступает в виде конкретных установлений: дозволений, запретов и т. п., а норма права - модель поведения людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Поэтому чтобы прояснить смысл норм права и прибегают к их толкованию.

Однако для реализации и правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Необходимо выявить связь данной нормы права с другими, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность. Эту функцию и выполняют правовые принципы.

В теории права под принципами принято понимать основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

В трудовом праве часто встречаются и другие формулировки принципов права, такие как: основные принципы правового регулирования труда, основные принципы трудового права, а также правовые принципы организации труда. Все эти три формулировки идентичны. Некоторыми учеными они рассматриваются как различные категории права. Но все же это одна и та же категория трудового права.

Основные принципы правового регулирования труда - это главные положения, отражающие кратко суть действующего трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку отражают суть норм этой отрасли.

Однако некоторые ученые имеют право полагать, что принципы права нельзя считать идеями, так как правовые идеи - это категория правосознания. Правовые идеи могут возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы самого действующего права, то есть права своего времени [19, c. 8].

С изменением характера общественно-трудовых отношений и существа организации труда происходят и соответствующие изменения в основных принципах правового регулирования труда. Принципы трудового права являются более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права тоже меняются - одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Принципы же не определены конкретно, то есть не содержат конкретный образец поведения, не имеют они, как правило, и присущей нормам структуры: гипотезы, диспозиции и санкции. Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение, однако принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм.

Н.Г. Александров считал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных норм права и считал необходимым характеризовать содержание права также в обобщенных категориях. Такой категорией, которая служит для обобщенной характеристики содержания всей данной системы права или отдельных его отраслей (либо отдельных институтов в этих отраслях), являются, по его мнению, соответствующие (общие, межотраслевые, внутриотраслевые) принципы права [12, c. 25].

В.С. Андреев, также различал: а) принципы права в целом; б) межотраслевые принципы, свойственные нескольким отраслям права; в) отраслевые принципы; и кроме того, принципы отдельных институтов отрасли права.

Существуют и иные подходы к решению вопросов о системе правовых принципов: Л.А. Сыроватская говорит о выделении межотраслевых и соответствующих отраслевых принципов правового регулирования труда исходя из того, как они определены в Конституции [8, c. 31].

Традиционной является классификация принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые (С.С. Алексеев, А.М. Васильев, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, А.Ф. Шебанов, Л.С. Явич и многие другие), в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль. Другими словами, в основе критерия лежит сфера распространения, уровень воздействия принципов права.

Принципы правового регулирования труда могут быть закреплены в законе. Так, в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» и других закреплены принципы этих институтов трудового права. Но основные принципы трудового права пока в какой-либо статье не закреплены.

Поэтому исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что все правовые принципы зачастую классифицируются по сфере их действия на:

· Общие и межотраслевые;

· Отраслевые;

· Принципы отдельных институтов трудового права.

Общие принципы - это принципы, отражающие наиболее существенные черты права в целом [11, c.24]. К ним относятся признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, социальная справедливость, демократизм, законность и др. Указанные принципы закрепляются в Конституции Республики Беларусь и основополагающих актах международного права.

Межотраслевые принципы - это принципы, выражающие существенные свойства норм нескольких отраслей права, которые регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами основных социально-экономических прав [20, c. 23]. К ним относятся такие принципы, как обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (наиболее характерен для конституционного, трудового права, права социального обеспечения); обеспечение охраны права собственности (типичен для конституционного права, трудового, гражданского, административного, уголовного права) и др. При этом в каждой отрасли права рассматриваемые принципы имеют определенные особенности применения.

Отраслевые принципы - это принципы, выражающие основные сущностные черты конкретной отрасли права [3, c. 12]. В данной отрасли права такие понятия, как основные принципы трудового права и основные принципы правового регулирования труда употребляются как идентичные.

Принципы отдельных институтов трудового права - характеризуют группы норм конкретного института трудового права [18, c. 18].

По целевой направленности принципы можно разделить на:

1) принципы, определяющие порядок и условия привлечения граждан к труду;

2) принципы, определяющие установление условий труда и управления производством;

3) принципы, определяющие порядок и условия применения труда работников;

4) принципы, определяющие особенности охраны трудовых прав работников.

Значение принципов трудового права заключается в следующем:

а) отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая уяснить связь трудового права с экономикой, моралью и политической жизнью общества;

б) определяют основные направления развития трудового законодательства;

в) способствуют правильному применению норм трудового права;

г) выступают в качестве системообразующего фактора при объединении норм трудового права в соответствующие институты;

д) способствуют единообразному разрешению вопросов, возникающих в деятельности правоприменительных органов, если такие вопросы в недостаточной степени урегулированы нормами права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Трудовое право – многогранное и широкое понятие, включающее практическую, теоретическую и познавательную часть.

В формальном (юридическом смысле) трудовое право – отрасль права со своим предметом и методом. Именно это значение является ведущим в юридической практике.

Однако без научной базы и теоретического обоснования отрасль права не может существовать сама по себе. Задачу теоретического наполнения конкретных механизмов регулирования выполняет наука трудового права.

В процессе обучения необходимо использовать эффективные методы и способы, на поиск которых направлена учебная дисциплина трудового права.

Трудовое право можно рассматривать как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину. Все элементы данного понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, определяют сущность совокупного определения понятия «трудовое право».

В предмет трудового права включаются отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

Метод трудового права призван отражать порядок возникновения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общее правовое положение участников, способы регулирования трудовых отношений, способы защиты трудовых прав и т.д.

Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение.

Система источников трудового права в Республике Беларусь включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ).

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли. Весь комплекс источников трудового права в Беларуси называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль права.

Принципы права – это исходные положения, юридически закрепляющие закономерности общественной жизни. Руководствуясь ими, государство обеспечивает реализацию экономических, политических и личных прав и свобод своих граждан. Поэтому качество законов и эффективность правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, во многом зависят от того, как отражены и раскрыты принципы права в нормах трудового законодательства. В целях усиления регулятивной роли норм трудового права, целесообразно официально закрепить в специальной статье Трудового Кодекса Республики Беларусь основные принципы трудового права Республики Беларусь.

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы действуют, проявляются не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Таких принципов большинство, и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамчик, Л. Я. Трудовое право : учеб.-метод. комплекс / Л. Я. Абрамчик и др. ; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2010. – 483 с.

2. Быков, А. Н. Фабричное законодательство и его развитие в России // А. Н. Быков. – СПб., 1909. – 276 с.

3. Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: курс лекций: в 2 ч. / Т. Н. Важенкова. – Минск : Дикта, 2007. – 453 с.

4. Важенкова. Т. Н. Трудовое право : учеб. пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 432с.

5. Варшавский, К. М. Трудовое право СССР. / К. М. Варшавский. – Л., 1924. – 146 с.

6. Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. – 1991. – № 31. – Арт. 536.

7. Греченков, А. А. Трудовое право : учеб. пособие / А. А. Греченков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – 375 с.

8. Гусов, К. Н. Трудовое право / К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. – М. : Изд. группа «Юрист», 2000. – 275 с.

9. Гушин, И. В. Трудовое право Республики Беларусь : Учеб.-метод. Комплекс / И. В. Гущин, Л. Я. Абрамчик, А. Г. Авдей; Под ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 333 с.

10. Драчук, М. А. Субъекты трудового права : монография / М. А. Драчук. – Омск : Изд-во Омс. гос. ун-та, 2009. – 335 с.

11. Желтов, О. Б. Трудовое право России: учебное пособие / О. Б. Желтов, Т.А. Сошникова. – М. : ЭКСМО, 2007. – 240 с.

12. Казанцев, В. И. Трудовое право / В. И. Казанцев, С. Я. Казанцев, В. Н. Васин. – М. : Академия, 2003. – 286 с.

13. Касцюк, М. П. Нарысы гiсторыi Беларусi. У 2 ч. Ч. 2 / М. П. Касцюк, І. М. Ігнаценка, У. І. Вышынскi i iнш. – Інстытут гiсторыi АНБ. Мн., 1995. – 265 с.

14. Киселев, И. Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Киселев. – Учеб. пос. М., 2001. – 245 с.

15. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

16. Косаренко, Н. Н. Трудовое право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. – М., 2010. – 176 с.

17. Кривой, В. И. Трудовое законодательство Беларуси и России: от одного истока к взаимовлиянию / В. И. Кривой // Судовы веснiк. 1999. – № 2. – С. 59.

18. Круглов, В. А. Трудовое право Республики Беларусь / В. А. Круглов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2007. – 447 с.

19. Меркушин, В. В. Трудовое право. Общая часть / В. В. Меркушин, Т. Г. Шерко. – Минск : Частный институт управления и предпринимательства, 2008. – 47 с.

20. Мищенко, М. С. Трудовое право: краткий курс / М. С. Мищенко. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 225 с.

21. Томашевский, К. Л. Актуальные проблемы трудового права : учеб.-метод. комплекс / К. Л. Томашевский. – Минск : Амалфея, 2012. – 232 с.

22. Семенков, В. И. Трудовое право : Учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василевич и др.; под общ. ред. В. И. Семенкова. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн. : Амалфея, 2002. – 239 с.

23. Тарасевич, Н. И. Трудовое право : учебник / Н. И. Тарасевич. – Минск: БГЭУ, 2008. – 206 с.

24. Трубецкой, Е. Н. Энциклопедия права / Е. Н. Трубецкой. – СПб., 1999. –  196 с.

25. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

26. Хохлов, Е. Б. Очерки истории правового регулирования труда в России / Е. Б. Хохлов. – Ч. 1. СПб., 1999. – 25 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Трудовое право Основы трудового права ответы

2. Экологическое право как отрасль права: понятие, предмет, методы, система. Экологическое право как наука и учебная дисциплина

3. Административное право как отрасль права

4. Международное частное право как отрасль права

5. Муниципальное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина

6. Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет, метод, система и принципы

7. Общая характеристика отраслей права

8. Общая характеристика гражданского права

9. Трудовое право

10. Конспект трудовое право