Анализ проблем и перспектив использования потенциала особо охраняемых природных территорий



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В целях сохранения типичных иуникальных природных ландшафтов, разнообразия животного ирастительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия натерритории Российской Федерации сформирована система особо охраняемыхприродных территорий. Во многих странах мира, в том числе и в России,территории заповедников и национальных парков перестают восприниматьсялишь как природоохранные территории, а интенсивно вовлекаются всоциально-экономическую жизнь регионов. При этом крайне мало уделяетсявнимания оценке реальных и потенциальных выгод от использованияпотенциала особо охраняемых природных территорий, особенно нарегиональном уровне.

Особо охраняемые природные территории Северного Кавказахарактеризуются значительным природно-ресурсным потенциалом, которыйиспользуется крайне неэффективно. Игнорирование социально-экономической и экологической специфики данных территорий можетпривести к недоиспользованию и даже утрате, например, оздоровительных,рекреационных,  образовательных  ресурсов,  и  как  следствие  -    снижению

«качества жизни» населения региона. Недостаточная изученность инеобходимость более эффективного использования природно-ресурсного исоциально-экономического потенциалов особо охраняемых природныхтерриторий обуславливает актуальность темы данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Имеющиеся в научной литературеи периодических изданиях, а также электронных источниках информациипубликации в исследуемой области можно условно сгруппировать потематической направленности следующим образом.

Современные подходы к изучению процессов создания и  управленияособо  охраняемыми  природными  территориями  представлены  в  работах  С.Н.

Бобылева, А.А. Тишкова, Ф.Р. Штильмарка, В.Б. Степаницкого, Н.И.Троицкой, М.Л. Крейндлин, М.С. Стишова, А.Н. Иванова, А.С.Шестаковой.Вопросы правового регулирования деятельности особо охраняемыхприродных территорий отражены в публикациях В.Б. Степаницкого, А.С.Шестаковой, Е.А. Галиновской, а также в изданиях Всемирного фонда дикойприроды и Международного Союза Охраны Природы.

Разработкой проектов по интеграции ООПТ в социально-экономическую жизнь регионов и экономической оценке данных территорийзанимаются как зарубежные авторы (Иглс П., МакКул С.), так иотечественные (С.Н. Бобылев, В.Н. Тырлышкин, Т.Ю. Минаев, В.М. Захаров,М.И. Васильев, В.В. Храбовченко). Особый интерес представляют работы,посвященные перспективным направлениям реализации потенциалаохраняемых природных территорий Северного Кавказа (С.А. Трепет, А.Н.Недугов, Л.П. Басанец, А.Р. Шемякина).

Также информационно-эмпирическая база  исследованияформировалась на основе, аналитических, нормативных, отчетных,методических и служебных материалов Комитета Ставропольского края поприродопользованию, экологии, курортно-туристической деятельности,Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыСтавропольского края, Министерства природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации, материалов государственных докладов о состоянииокружающей природной среды, а также Интернет-ресурсов и источниковсправочного характера.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступаютособо охраняемые природные территории, а также особенности ихфункционирования и развития. Предмет исследования – деятельностьфедеральных и региональных властей по обеспечению сохранности иразвитию сети особо охраняемых природных территорий.

Целью исследования является анализ проблем и перспективиспользования    потенциала    особо    охраняемых    природных   территорий

Северного Кавказа.

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

При решении поставленных задач применялись следующие методы:системный, метод сравнительного анализа, аналитический, эколого-экономической оценки, нормативный.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения,трех глав, заключения, списка использованной литературы. Вовведении обосновывается актуальность темы исследования, определяетсястепень ее научной разработанности, объект и предмет исследования,формулируется цель и задачи работы, характеризуются методологическиеосновы анализа решаемых задач, их теоретические и эмпирическиеисточники. В первой главе «Система территориальной охраны природы вРоссийской Федерации» раскрываются основные понятия изучаемой темы,дается характеристика российской системы особо охраняемых природныхтерриторий, история ее формирования и современное  состояние,исследуются вопросы правового регулирования отношений, возникающих вданной области. Вторая глава «Особо охраняемые природные территорииСеверного Кавказа» посвящена исследованию региональных особенностейформирования и функционирования особо охраняемых природныхтерриторий Северного Кавказа, проблемам и правовому регулированиюданных территорий в различных субъектах Северного Кавказа. В третьейглаве «Рекомендации по использованию потенциала особо охраняемыхприродных территорий Северного Кавказа» представлена методикаопределения  выгод  и  оценки  потенциала  особо  охраняемых     природных

территорий, а также приоритетные направления по реализации данногопотенциала на территории Северного Кавказа на примере экотуризма. Взаключении дипломной работы сформулированы основные выводы порезультатам проводимого исследования.

  1. СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Понятие «особо охраняемые природные территории»: содержание исущность

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являютсяприоритетными направлениями деятельности государства и общества.Природная среда в системе социально-экономических отношений являетсяценнейшим компонентом национального достояния, поскольку здоровье,социальное и экологическое благополучие населения находятся внеразрывном единстве.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждогочеловека   на благоприятную  окружающую  среду  [1], а Федеральный  закон

«Об охране окружающей среды» (2002 г.) определяет, что благоприятнойможет считаться лишь такая окружающая среда, качество которойобеспечивает устойчивое функционирование естественных экологическихсистем, природных и природно-антропогенных объектов [4].

Этой цели и служит система особо охраняемых природных территорий,образующая природно-заповедный фонд России, и являющаяся результатоммноголетней природоохранной деятельности ученых, общественности ивласти. Создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) какна региональном, так и на международном уровнях, явилось ответнойреакцией на тотальное использование природных ресурсов.  ОтдельныеООПТ выполняют роль своеобразных ядер, позволяющих сохранять вестественном состоянии наиболее ценные природные комплексы, а такжеспособствовать успешному восстановлению экосистем, подверженныхантропогенным воздействиям.

Следуетособоподчеркнуть,чтохозяйственноеосвоениеценных

природных территорий, связанное с их коренным преобразованием илидеградацией, имеет весьма неблагоприятные последствия для развитияобщества. С одной стороны, экстенсивное развитие природопользованияпозволяет товаропроизводителям подменять рост эффективностииспользования ресурсов и территорий, уже вовлечённых в оборот,включением в него новых ресурсов и территорий. С другой стороны,сокращение площади природных территорий означает разрастание зонэкологической нестабильности, а затем и экологического неблагополучия.Таким образом, формирование системы ООПТ является необходимымусловием становления социально ориентированной экономики.

Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1155устанавливает, что «сохранение и развитие особо охраняемых природныхтерриторий является одним из приоритетных направлений государственнойэкологической политики Российской Федерации», формулирует цели ООПТкак «обеспечение экологической безопасности и сохранение национальногоприродного наследия народов России» [7].

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об особоохраняемых природных территориях» от 14 марта 1995, основные функцииООПТ различных категорий состоят в следующем:

Важнейшей из этих функций является первая, поскольку именноподдержание экологического баланса обеспечивает возможность выполненияООПТ всех остальных функций и, в целом, создаёт условия для устойчивогоразвития региона. Формирование сети особо охраняемых природныхтерриторий является одним из приоритетных направлений при решениисоциальных, экономических и экологических задач в регионах.

В настоящее время те или иные виды ООПТ имеются практически вовсех странах мира. В каждом государстве существует специфическаяноменклатура категорий ООПТ. По состоянию на начало 2005 г. воВсемирной базе данных об охраняемых природных территориях содержалось108786 записей. Общая площадь этих территорий выросла с 3 млн км2в 1970г. до более чем 20 млн км2в 2004 г. [37].

Охраняемым природным территориям уделено особое внимание вКонвенции о биологическом разнообразии (КБР) - глобальном соглашении осохранении и устойчивом использовании живой природы. Согласно КБРохраняемые природные территории жизненно необходимы для сохранениямировых природных ресурсов и культурных ценностей. Их значение состоиткак в сохранении природных местообитаний и связанных с ними флоры ифауны, так и в поддержании экологической стабильности прилегающихтерриторий. Охраняемые природные территории создают возможности дляразвития сельских районов, рационального использования заброшенныхземель, роста доходов и занятости населения, научных исследований имониторинга, экологического образования, рекреации и туризма.

В соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной АссамблеиВсемирного союза охраны природы (IUCN), состоявшейся в 1994 г. вАргентине «... Охраняемой территорией (акваторией) называется участоксуши и/или водное пространство, предназначенные для сохранениябиологического разнообразия, природных ресурсов, уникальныхестественных    и    культурных    компонентов    природных    комплексов    и

обеспеченные законодательной или иной эффективной защитой» [38].

При разработке Концепции системы охраняемых природных терри-торий в России ее авторы исходили из широкого понимания охраняемыхприродных территорий [26]. Охраняемые природные территории (ОПТ) -природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которыхустановлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемыеприродные территории, леса различных категорий защитности, особозащитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы,зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитныеучастки, выделенные для охраны объектов животного мира, природныеландшафты в границах историко-культурных музеев-заповедников,зарезервированные территории, земли противоэрозионных, пастбищезащитныхи полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранныефункции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такойинтерпретации особо охраняемые природные территории являются элементомболее общей системы охраняемых природных территорий.

Нормативное закрепление понятия «особо охраняемые природныетерритории» впервые было осуществлено в Федеральном законе «Об особоохраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ. Закон даетследующее определение: «особо охраняемые природные территории –участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними,где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особоеприродоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, которые изъяты решениями органовгосударственной власти полностью или частично из хозяйственногоиспользования и для которых установлен режим особой охраны» [5].

Принципиально важным направлением развития ООПТ является ихроль в качестве центров экологического мониторинга и экономико-правовогообеспечения природопользования. Охраняемые природные территорииоказываются  узловым  звеном  локальных  моделей  устойчивого  развития в

системе «промышленные предприятия – населенный пункт – ООПТ» [31].Принципиальное значение система ООПТ имеет и для развитияэкологических сетей, создания кадастров и зонирования земель, как основыдля обеспечения рационального природопользования в регионе. Природныетерритории и расположенные на них объекты природного происхожденияявляются также основным ресурсом развития сферы туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов за счет расширенияспектра предлагаемых услуг и формирования уникальных турпродуктов.

В Российской Федерации основные категории ООПТ определены вФедеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», иныхфедеральных законах и законах субъектов РФ, отдельные виды ОППТопределены в целом ряде подзаконных актов. По данным Кадастра ООПТ вРоссии существует более 250 категорий ООПТ различного уровня и статуса.Общая площадь ООПТ всех категорий и уровней к 2003 г. превысила 11% отплощади страны. В международной практике минимально приемлемымзначением совокупной площади охраняемых территорий считается 10%(решения Всемирного конгресса национальных парков в Каракасе, 1992) [37].

Основные категории ООПТ различаются не только по режимам охраныи природопользования, но и по своим функциям и основным задачамуправления. Часть из них свойственны только определенным категориям,другие имеют универсальный характер. С учетом особенностей  режимаособо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на нихприродоохранных учреждений различаются следующие категории указанныхтерриторий:

-государственные природные  заповедники,  в  том  числебиосферные.

Система российских государственных природных заповедниковпредставляет собой уникальное в мировом масштабе явление в сфере охраныприроды, ибо полных аналогов им в других странах фактически несуществует. Поэтому само слово «заповедник» довольно трудно переводится

на другие языки, и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгийрезерват» (strictreserve). Однако это не вполне точно передает сутьроссийских заповедников как особой категории ООПТ, поэтому в последнеевремя    в    международной    практике    все    чаще    используется     термин

«zapovednik» [24].

Эти заповедные территории полностью изымаются из хозяйственногоиспользования, и в этом состоит их принципиальное отличие от всех другихкатегорий ООПТ, включая национальные парки.  Российскиегосударственные заповедники, согласно действующему законодательству,являются «природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями», причем до недавнего времени именно ихнаучная деятельность традиционно рассматривалась как  приоритетная   [50].

31 российский заповедник имеют статус биосферных, то есть входят вмеждународную сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальныйэкологический мониторинг (ст.10 закона об ООПТ). Основное их отличие отостальных заповедников - наличие на территориях, прилегающих кзаповеднику, биосферных полигонов, где ведется ограниченноеприродопользование (преимущественно традиционное для региона, а такжетуризм и иные виды рекреационной деятельности) [64].

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими  учреждениями,территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы иобъекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическуюценность, и предназначены для использования в природоохранных,просветительских, научных и культурных целях и для регулируемоготуризма.

При организации национальных парков вся территория или ее частьизымается из прежнего хозяйственного использования и предоставляется введение    парка.    Система    российских    национальных    парков       начала

формироваться в 1983 году с организации первого парка – «Сочинского», втом же году был создан и национальный парк «Лосиный Остров» [22].

По территории России национальные парки  распределенынеравномерно. Больше половины из них расположены в европейской частистраны. Еще три находятся на Кавказе, и пять на Урале. Таким образом, навсю обширную территорию Сибири приходится всего лишь 6 национальныхпарков, причем все они сосредоточены в горах Южной Сибири [24].

Главное юридическое отличие природных парков от национальныхпарков заключается в их подчинении: они не относятся к объектамфедеральной собственности, а находятся в ведении субъектов РоссийскойФедерации. Природные парки могут располагаться не только на тех землях,что предоставлены им в бессрочное пользование, но и на землях другихземлепользователей [28].

Впервые понятие природного парка в России было закреплено в 1995 г.в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях».До этого фактически они были «слиты» с национальными парками.

Государственными природными заказниками являются территории,имеющие особое значение для сохранения или восстановления природныхкомплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса [33].В целом заказники имеют весьма существенное значение среди разныхкатегорий резерватов и часто составляют основу региональных системООПТ.Из-засвоегоразнообразия,многочисленности,эластичности, возможностиразмещениявсильноразличающихсяпоприроднымисоциально-экономическим условиям регионах они представляют как быподдерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимомохраны (заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности.Государственныеприродныезаказникимогутбыть

федерального или регионального значения [5].

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные вэкологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природныекомплексы, а также объекты естественного и  искусственногопроисхождения. Памятники природы также могут быть федерального илирегионального значения. В целом такая категория ООПТ, как памятникприроды, очень распространена и имеет исключительное значение дляохраны мелких элементов ландшафта.

Дендрологические парки и ботанические сады являютсяприродоохранными учреждениями, в задачи которых входит созданиеспециальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия иобогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной ипросветительской деятельности [23].

Согласно Федеральному закону к лечебно-оздоровительнымместностям относятся территории (акватории), пригодные для организациилечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения иобладающие природными лечебными ресурсами. Подобные ООПТвыделяются в целях их рационального использования и обеспечениясохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное,региональное или местное значение [28].

В России функционирует 101 государственный природный заповедник,

35 национальных парков, 69 государственных природных заказниковфедерального значения, 28 памятников природы федерального значения,более 4000 государственных природных заказников регионального значения,более 10 000 памятников природы регионального значения, более 60природных парков регионального значения, ООПТ иных категорий –насчитывается     более     2300     [64