Функции Банка России и его роль в экономике



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская академия финансов и банковского дела

Кафедра банковского дела

Курсовая  РАБОТА

по дисциплине «Банковская система РФ»

на тему: «Функции Банка России и его роль в экономике»

Выполнила

П.А. Чифурова

инициалы, фамилия

Группа СОД-1410д

Руководитель

Канд.экон.наук,

доцент

Г.Т. Супатаева

инициалы, фамилия

Новосибирск-2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Актуальность темы.Тема Банка России актуальна, т.к. в настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен. Однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральный Банк РФ в банковской системе России определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно- кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Объектом исследования в курсовой работе является Центральный Банк Российской Федерации.

Предметом исследования являются функции Центрального Банка и его роль в экономике Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование функций Центрального Банка и его роли  в экономике Российской Федерации.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность, функции и операции банков;

Прояснить роль влияния Центрального Банка РФ на экономику России;

Проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка;

Сформировать основные пути решения выявленных проблем денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как Фетисов Г.Г., Балабанов И.Т., Лаврушин О.И., Симановский А.Ю.., Макеев С.Р. и др.

Глава 1. Теоретические основы центральных банков

1.1 Сущность Центрального Банка, его структура

Банк  России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным  законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Правовой  статус Банка России (ЦБ РФ):

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства.

Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ;

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;

Уставный капитал (3 млрд. руб. с 1.03.2003 г.) и иное имущество Банка является федеральной собственностью;

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свой расходы за счет собственных доходов.

Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральному банку необходима обширная сеть региональных учреждений, а так же центральный аппарат.

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.

Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.

Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.

1.2 Основные задачи и функции Центрального Банка

Основными задачами Центрального Банка России являются:

регулирование денежного обращения

проведение единой денежно-кредитной политики

защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений

осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

В Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены 19 пунктов относящихся к функциям Банка России, но они не исключают исполнение ряда других функций в соответствии с федеральными законами. Эти пункты можно объединить в 7 групп, исходя из специфики и целевой ориентации.

Первая группа относится к функциям денежного регулирования. В рамках этой функции, согласно Федеральному Закону, Банк России выполняет:

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту и Правительству РФ

Банк России как орган государственного контроля за денежным обращение, имеет монопольное право эмиссии денег, о чем указано в статье 29 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)». Эмиссия – главный источник ресурсов Центрально банка. Основанием, для такого рода монополии, является возможность единоличного управления денежными массами в обороте, контроль устойчивости валюты и стабилизация цен.

Так же в полномочия Банка России входит кредитование коммерческих банков. Банк России кредитует платежеспособные, но временно неликвидные банки. Центральный банк является кредитором последней инстанции, предотвращая кризис банковской системы. Банк вынуждены обращаться к нему в случае, когда исчерпаны возможности получения средств на денежном рынке. Такое кредитование банков Центральным Банком РФ называется рефинансированием.

Во вторую группу можно отнести функции нормативного регулирования, которые включают в себя:

Разработку правил ведения банковских операций;

Определение правил осуществления расчетов в Российской Федерации;

Определение порядка и правил бухгалтерского учета, и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

Определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами.

Деятельность Центрального Банка РФ по созданию нормативных документов, регулирующих порядок учета и отчетности в банке, банковские операции, тем самым развивать и упорядочить банковскую системы, создавая общую методическую базу, единые стандарты деятельности коммерческих банков, что позволяет им вести обслуживание клиентов в рамках законодательства.

Собственная платежная система Банка России и совершенные платежи через нее, составляют значительную часть в платежном обороте страны, примерно две третьих всех безналичных расчетов самих банков. Поскольку Центральный банк имеет железную репутацию и практически исключено его банкротство. Поэтому Банк России является органом регулирующим, лицензирующим, координирующим организацию расчетных, так же клиринговых, систем Российской Федерации. В этом качестве Банк России выступает как гарант стабильности финансовой системы.

К третьей группе относятся расчетные функции, которые позволяют Банку России:

Осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

Управлять своими золотовалютными резервами;

Обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов.

Эта функция дает Банку России выполнять определенный спектр операций, предусмотренный банковским законодательством. Независимость Центрального банка так же регулируется законодательством. Например, Банк России не имеет право осуществлять операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности.

К четвертой группе можно отнести функции финансового агента Правительства. Данная функция является следствием данных обстоятельств, в которых Банк России с одной стороны – государственный орган, регулирующий экономику, с другой – как банк Правительства, с вытекающими отсюда соответствующими операциями и возможностями.

Пятая группа – информационно-аналитическая функция. Банк России:

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Участвует в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Информационно-аналитическая функция имеет особое значение для Банка России. Без ее выполнения невозможно выполнять регулирование денежного оборота, основанное на финансовых потоках. Анализ экономического развития страны дает возможность спрогнозировать динамику и структуру денежно-кредитных отношений.

К шестой группе относится функция валютного регулирования и контроля Российской Федерации.

Седьмая группа – надзорная функция, возлагающая на Центральный банк:

Регистрацию банками эмиссий ценных бумаг.

Надзор за деятельностью банков и банковских групп;

Государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их.

Эта функция позволяет Банку России осуществлять надзор над коммерческими банками, путем постоянного наблюдения и контроля за их деятельностью, с целью укрепления банковской системы страны, путем наблюдения и проверок на предмет соответствия законодательству. Тем самым Банк России защищает права вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность кредитных организаций.

Все многообразие функций Банка России можно свести к четырем приоритетным функциям:

Рисунок 1 – Приоритетные функции Банка России

\

1.3 Роль Банка России в экономике на современном этапе

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе.

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы любой страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе.

Одна из самых важных ролей центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Роль центрального банка в рыночной экономике достаточна велика. Прежде всего, это то, что центральный банк является проводником денежно – кредитной политики государства, а также является:

эмиссионным банком (за ним закреплена монополия денежной эмиссии);

банком правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом);

банком банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);

органом надзора за банками и финансовыми рынками.

Роль центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Центральный банк – крупнейший финансовый центр, который через систему экономических рычагов воздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, структурами всех форм собственности.

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ

2.1 Характеристика деятельности Центрального Банка РФ и его организационная структура

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

В качестве главного государственного института, регулирующего валютный рынок, Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Законом «О Банке России» и «О валютном регулировании и валютном контроле». Как один из основных акционеров ММВБ Банк России имеет право:

осуществлять контролирующую функцию на торгах и последующих расчетах по операциям;

осуществлять операции на торговых сессиях, проводить интервенции с целью поддержания курса российского рубля;

определять норматив обязательной продажи экспортной выручки;

останавливать торги в случае сильного дисбаланса на валютном рынке;

получать полную информацию по операциям, проводимым участниками рынка;

определять официальный курс рубля на основании результатов торгов ЕТС;

осуществлять надзор за соблюдением валютных ограничений на российском рынке.

Совместно с Министерством финансов и Правительством РФ Банк России дает рекомендации и участвует в разработке валютной политики государства и осуществляет ее реализацию. Как орган валютного контроля ЦБ РФ проводит лицензирование коммерческих банков. Дальнейший контроль над проведением операций на российском валютном рынке коммерческими банками он осуществляет, руководствуясь нормативной документацией и Инструкциями ЦБ РФ. Таким образом, Центральный банк РФ, являясь федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. В то же время нормативные акты Банка России не должны противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Деятельность ЦБ РФ в современных условиях подчинена трем целям:

защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;

развитию и укреплению банковской системы РФ;

обеспечению функционирования системы расчетов.

Центральный банк Российской Федерации является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, основной целью которого является эмиссия денежных средств и проведение денежно-кредитной политики.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

Национальный банковский совет

Совет директоров;

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ);

Полевые учреждения;

Предприятия инфраструктуры.

Подробнее структуру банка России можно представить на схеме:

Рисунок 2 – Структура Банка России

Высший орган власти Банка России – Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;

установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;

величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;

списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

изменения процентных ставок Банка России;

пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

лимитов операций на открытом рынке;

участия в международных организациях;

участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;

прямых количественных ограничений;

организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;

устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;

определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;

принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;

определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;

дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспечивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.

Ко второму уровню организационной структуры Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения – главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.

Современная система территориальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями (ГУ), 5 их отделениями, 19 национальными банками (НБ), аппаратом уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.

Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России. Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи, с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.

В состав территориальных учреждений входят 238 расчетно-кассовых центров (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе.

Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

Каждый РКЦ имеет:

наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

идентификационный код (номер по МФО);

печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

Полевые учреждения – третий уровень организационной структуры Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

2.2 Экономические инструменты воздействия Центрального Банка России на экономику страны

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

валютная интервенция;

установление ориентиров роста денежной массы;




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Отличие роли коммерческого банка от Центрального Банка России в рыночной экономике

2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ

3. Процессы в финансовом секторе экономики России и деятельность Банка России по реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

4. Аукционы и их роль в экономике

5. ООН и ее роль в мировой экономике

6. Коммерческие и некоммерческие организации и их роль в экономике

7. Роль потребительского кредита в современной экономике

8. Малые инновационные фирмы и их роль в экономике

9. Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулирование

10. Бюджетная система Российской Федерации: ее структура и роль в экономике