Государственное регулирование рынка труда в современных условиях, характерные признаки и проблемы рынка труда в Республике Беларусь



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1 Теоретические основы рынка труда и его специфика в трансформационной экономике……………………………………………

5

Глава 2 Особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………………..

16

Глава 3 Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………

28

Заключение……………………………………………………………………

35

Список использованных источников………………………………………..

37

Приложение А. Разновидности моделей регулирования рынка труда….

39

Приложение Б.Общие и специфические черты развития рынка труда в Беларуси и странах Европы в условиях переходной экономики………….

41

Приложение В. Качественные характеристики рынка РБ…………………

42

Введение

Рынок труда является одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития страны. Рынок труда отражает состояние общества, общее развитие социальных и экономических отношений, процессы формирования рыночнойинфраструктуры и его эффективное функционирование. Таким образом, рынок труда оказывает влияние на экономический рост,удовлетворение насущных потребностей населения, усилениеконкурентоспособности национальной экономики, структурные преобразования в отраслях экономики, формирование нового поколенияэкономически активных граждан, развитие человеческих ресурсов.

Формирование и развитие отечественного рынка труда неразрывно связано с переходными процессами, которые происходили в экономике страны в 90-е годы прошлого столетия и которые затронули все сферы общественных отношений. Рынок труда также не стал исключением, но в условиях трансформационного периода и особенно инновационного пути развития его роль в структуре ресурсных рынков возрастает. Это обусловлено тем, что формируется новая экономика – «экономика знаний», ключевым аспектом которой является человеческий капитал и интеллектуальные способности, являющиеся неотъемлемой частью трудовых ресурсов страны.

Одними из важнейших показателей социально-экономического развития любого государства являются показатели безработицы и занятости, количественные и качественных характеристики демографических ресурсов страны, которые неразрывно связаны с функционированием рынка труда. Все вышеописанное подтверждается актуальность темы курсовой работы.

Объектом  исследования является рынок труда.

Предмет исследования - государственное регулирование рынка труда в современных условиях, характерные признаки и проблемы рынка труда в Республике Беларусь

Цель курсовой работы заключается в анализе социально-экономических тенденций и особенностей развития рынка труда Республики Беларусь в переходной экономике и выработке предложений, направленных на совершенствование его функционирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучено понятие рынка труда в различных концептуальных теориях и подходах;
  2. Рассмотрены основные составляющие рынка труда в переходной экономике: его структура, функции и механизм, показатели занятости и безработицы;
  3. Проанализирован рынок труда Республики Беларусь в переходный период от командной к рыночной экономике;
  4. Выделены и охарактеризованы особенности развития и основные тенденции рынка труда Республики Беларусь;
  5. Разработаны предложения по совершенствованию функционирования рынка труда в условиях переходной экономике для Республики Беларусь.

В курсовой работе  применялись методы системного и экономического анализа, статистический анализ. В процессе работы использовалась литература по экономической теории и макроэкономике, многочисленные исследования современных зарубежных ученых по проблеме функционирования рынка труда; монографические и диссертационные работы отечественныхэкономистов, посвященные анализу особенностей отечественного рынка труда, различным аспектам его формирования и функционирования. Изучались статистические материалы и законодательные акты и нормативно-правовые документы.

Глава 1

Теоретические основы рынка труда и его специфика  в трансформационной экономике

Трансформация белорусской экономики, связанная с переходом от командно-административной к рыночной экономической системе, предполагает радикальное изменение сложившейся системы норм и правил, регулирующих деятельность людей в обществе, смену многих принципов и мировоззрений, а также создание и внедрение большого количества инноваций. Иначе говоря, она предусматривает глубокие институциональные изменения в экономике и обществе в целом.

Рынок трудаопределяется системой экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Основные функции рынка труда представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Основные функции рынка труда

Примечание. Источник: [3,c.19]

Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

Распределяющая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом на труд. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы и регионального или отраслевого разделения.

Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.

Информационная функция рынка заключается в том, что рынок труда дает определенную информацию об условиях найма, уровне заработной платы, требованиям к качеству рабочей силы.

Посредническая функция рынка реализуется в том, что рынок труда является посредником между нанимателем и работниками. В развитых рыночных отношениях наемный работник имеет возможность выбрать оптимальное для него рабочее место (в зависимости от условий труда, профессиональной направленности, формы и размеров оплаты, уровень квалификации).

В качествесубъектов рынка труда выступают работодатель (покупатель труда) и собственник рабочей силы (продавец труда).Объектом рынка труда является право использования рабочей силы определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени. Рассматривая рынок труда, наиважнейшей категорией является понятие «рабочая сила» - совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе производства продуктов и оказания услуг.  При этом рабочая сила как фактор производства и объект купли-продажи на рынке труда имеет особенности и отличительные черты:

- трудовые услуги крайне разнообразны в зависимости от задействования умственных или физических способностей человека;

- неотделимость от самого человека, предоставляющего трудовые услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько особенностей [9,c.61]:

- предъявление спроса не на трудовые услуги в общем, а на определенную рабочую силу, например, спрос не на услуги шоферов, а на услуги водителя определенной категории;

- спрос на рынке труда является не первичным, а производным и зависит от величины спроса на товары и услуги, для производства которых необходима рабочая сила;

- существование локальных рынков на ряду с общенациональным, например, региональный разрез рынка труда;

- варьирование предложения трудовых услуг в связи с тем, что население может менять свои профессии и специальности.

Трансформация экономики из командной в рыночную предусматривает глубокие институциональные изменения во всех сферах, в том числе и на рынке труда. Формирование рыночных институтов в сфере занятости в условиях переходной экономики – это становление правил, механизмов, обеспечивающих их выполнение, и норм поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. В узком смысле формирование институтов рынка труда - это формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядков.

Инфраструктура рынка труда представляет собой государственные учреждения и негосударственные структуры, содействующие занятости населения, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организац2ии и фонды, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.

В переходный период формируются следующие институты рынка труда:

— институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (трудовое законодательство).

Принятый в 1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи [5,c.4]:

• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.

—  институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);

— институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);

— институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);

— институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы страхования по безработице, органы контроля за условиями труда и т.д.).

Также в настоящее время специалисты выделяют в структуре рынка несколько зон: открытый рынок труда и скрытый.Открытый рынок труда представляет собой экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профессиональной подготовке, и вакантные места во всех секторах экономики.Официальная частьоткрытого рынка (сектор 1) труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занятости населения.Неофициальная частьоткрытого рынка труда (сектор 2) охватывает неучтенные вакансии и ту часть предложения рабочей силы, которая не зарегистрирована в государственной службе занятости населения.

Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов работы, рынков сбыта продукции и других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства.Официальная частьскрытого рынка (сектор 3) труда регистрируется органами статистики. Она охватывает лиц, находящихся в отпусках по инициативе нанимателя, а также вынужденных по этим же причинам работать неполное рабочее время. Сюда относится также излишняя численность в связи с учтенными целодневными и внутрисменными потерями.Неофициальная частьскрытого рынка труда (сектор 4)  - это излишняя численность работников в связи с неучтенными целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени, а также из-за низкой фактической интенсивности и производительности труда. Необходимость подобного разделения текущего рынка труда обусловлена тем, что каждая из выделенных его частей характеризуется своими специфическими явлениями и процессами.

Рисунок 1.2 – Секторы рынка труда

Примечание.Источник: [5,c.7]

Цена труда на рынке выступает в форме ставки заработной платы, определяющейся как денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного времени  или объема работы. Рыночная цена труда формируется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Марксистский подходк определению сущности заработной платы основан на том, что, во-первых, в качестве заработной платы оплачивается не труд, а способность работника к труду, т. е. его рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования рабочего и его семьи. Труд же, будучи источником стоимости, сам ее не имеет. Во-вторых, в качестве заработной платы оплачивается не весь продукт труда, а лишь необходимый, т. е. тот, который возмещает стоимость рабочей силы. Таким образом,заработная плата – это форма стоимости и цены рабочей силы.

Позициянеоклассиков принципиально иная. Во-первых, они рассматривают заработную плату как цену труда. Во-вторых, их интересует не столько сущность заработной платы, сколько ее уровень, который традиционно определяют соотношением спроса и предложения.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Подноминальной заработной платой понимается та сумма денег, которую получает работник за свой труд.Реальная заработная плата измеряется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен на товары и услуги.

Как и на любом рынке, на рынке труда формируютсяпредложение труда и спроса на трудопределенного вида. Величина предложения труда зависит от количества трудоспособного населения, готовности населения предоставлять трудовые услуги работодателю, миграции рабочей силы, а также от социальной и политической стабильности. Спрос на труд зависит от степени загрузки имеющихся производственных мощностей, темпов развития производственного потенциала.

Рисунок 1.3– Равновесие на рынке труда

Примечание. Источник: [7, с.28]

Равновесие на рынке труда определяется равенством спроса на труд и предложением труда. Графически равновесие на рынке труда представлено пересечением кривой спросаDLи кривой предложения трудаSLв точкеE, которая определяет равновесную ставку заработной платы и объем рабочей силы. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную платуWE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Однако в реальности положение, определяемое точке равновесия Е практически не встречается. Так, например, при увеличении ставки заработной платы до уровняW2, предложение труда увеличится доL4 и будет превышать спрос на труд, который, напротив, уменьшится доL1. В данном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при заработной платеW2 будет очень высокое, вследствии чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называетсяизбытком предложения труда.

В случае, когда заработная плата снижается до уровняW1, спрос на труд увеличивается доL3 и превышает предложение труда, которое уменьшится доL2. Это свидетельствует о том, что работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при ставке заработной платы (W1), а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называетсяизбытком спроса на труд.

В обоих случаях равновесие на рынке труда восстанавливается и достигается условие полной занятости.

Существует несколько концептуальных подхода к определению равновесия на рынке труда. В основе первой концепции лежат постулатыклассической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон. М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. ГилдерЯ А. Лаффер и др.). Приверженцы данной концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, определяется на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае ставка заработной платы. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Поэтому рынок труда определяется как соотношение спроса на труд и предложения рабочей силы.

В отличие от неоклассиковкейнсианская концепция рассматривает рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что заработная плата жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же заработная плата по данной концепции не является регулятором рынка, то рынок должен регулироваться извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.

Представители школымонетаристов (прежде всего, М. Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики.

Вмарксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Показатели занятости и безработицы имеют большое значение для функционирования национальной экономики. Это связано с тем, что для развития экономики необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, в том числе и трудовых. Если не используются все доступные трудовые ресурсы, то национальная экономика не может достигнуть максимально высоких показателей экономического роста. Поэтому показатели занятости и безработицы могут служить одними из основных характеристик темпов развития национальной экономики.

Под занятостью населения понимают деятельность человека, в процессе которой он вступает в определенные социально-экономические отношения, позволяющие получать определенный доход, направляемый на реализацию его потребностей. Увеличение занятости населения является основным направлением государственной экономической политики, так как это позволяет увеличить объемы произведенного общественного продукта, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество жизни.

Кзанятому населению по законодательству Республики Беларусь относятся лица, работающие по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, для которых эта работа является единственной, индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; лица, выполняющие работу (помогающие) в организации, учредителем (участником) которой является их родственник; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации, для которых эта работа является основной [8,c.44].

Противоположной категории занятости является показательбезработицы      Негативное влияние безработицы на переходную экономику сводится к следующему:

  1. снижаются темпы экономического роста в результате неполного использования трудовых ресурсов. Как показывает статистика, существует прямая зависимость между ВНП и объемом безработицы. Так, уменьшение объема безработицы на 1% позволяет увеличить ВНП на 2%;
  2. высокий уровень безработицы приводит к дисбалансу рынка труда, в результате которого работодатели получают большую экономическую власть на установление уровня оплаты труда. Население соглашается на тот уровень оплаты труда, который предлагает работодатель;
  3. снижается качество трудовых ресурсов в результате того, что длительный период отсутствия практики снижает профессиональный уровень. Состояние безработицы оказывает негативное влияние на общее психологическое состояние человека – снижение самооценки, суицид, депрессии, стресс;
  4. снижается уровень жизни населения в связи с тем, что экономически активное население способно самостоятельно формировать свой уровень жизни. У безработных такая возможность отсутствует, так как пособия по безработице не позволяют это сделать.

Большое значение имеет не только экономическое, но и социальное влияние безработицы. К социальному негативному влиянию безработицы относят то, что она может стать катализатором социальных потрясений.

Выделяют несколько видов безработицы.Фрикционная безработица - безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.

Наличие фрикционной безработицы с определенной стороны можно рассматривать и как положительное явление: получение более высокооплачиваемой или интересной работы означает рост доходов население, более эффективное распределение трудовых ресурсов, а следовательно и больший объем реального национального продукта.

Более сложная форма безработицы - структурная безработица - как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.

Такое положение обусловлено несоответствием спроса и предложения на рабочую силу определенных профессий. И это несовпадение связано с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу еще иногда называют технологической. Под влиянием технологически изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. В результате роста структурной безработицы возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической зоны.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

    Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:

Формирование и развитие рынка труда может осуществляться организованным порядком, под контролем, с прямым и косвенным участием государства, а может - стихийно, на основе спонтанного столкновения различных социальных сил и их интересов. Именно поэтому особое значение занимает вопрос государственного регулирования рынка труда. Опыт прогрессивных зарубежных стран с рыночной экономикой свидетельствует, что государство не стоит в стороне от действий, происходящих на рынке труда. В настоящее время нет ни одной страны рыночной ориентации, где государство было бы отделено от его регулирования, от законодательной, организационно-экономической деятельности на этом рынке.

Таким образом, следует отметить, что отношения и сам рынок труда в переходный период сильно отличаются от аналогичных отношений и рынка труда в развитой рыночной экономике. Эти отличия состоят в следующем: во-первых, в более слабой защите со стороны государства. Во-вторых, в институциональной неполноте рынка труда. Она означает отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных для функционирования институтов рынка труда. Поэтому рынок руда развит значительно слабее рынков товаров и услуг. Последние мало чем отличаются от аналогичных рынков в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту и организационно-правовым формам компаний, действующих на этих рынках. Это связано с тем, что обмен товарами (услугами) - простейшая форма рыночного обмена, не требующая сложных организационных и правовых условий. Что касается рынка труда, то здесь очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на многих предприятиях (за исключением частных), а также отсутствия возможностей для переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.

В-третьих, работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем наемные работники. Последние весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов. </