Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка



Содержание

1.Теоретические вопросы:

1.1 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка…………………………………………………………………………..…3

1.2 Заполнение таблицы «Права ребенка в России» (на основе изученных нормативных документов)………………………………………………………15

2. Практическое задание:

2.1. Составление рекомендаций для родителей по организации семейного досуга……………………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………….33

1.Теоретические вопросы:

1.1 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Семейная среда – это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и  т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушится. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли .

«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощение своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

А. Болдуин  выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий . Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократический   стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти  на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности  ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

 Нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.В. Петровский выделял пять тактик семейного воспитания, неотделимых от типа семейных отношений и ими порождаемых.(1; 294)

Диктат.             Одни члены семьи подавляют чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативу других. Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к ребенку, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Далеко не всегда этот тип отношений, по замечанию А.В. Петровского, подобен «улице с односторонним движением». Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры – настоящим маленьким тираном.

            Опека. Различия этой тактики с диктатом в форме, а не в существе. Опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Результат один – у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более общих вопросов семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти инстинкт: «Я сам», уступает место вялому безразличию: «Пусть мама, пусть папа сделают, решат, помогут». На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждения его от трудностей. Опека как воспитательная тактика, по мнению автора, - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от трудовых усилий и ответственности. Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их ребенка не «свалились» какие-либо житейские трудности, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке ребенка к столкновению с реальностью за порогом родного дома.(1;295)

   Конфронтация. Эта тактика характерна для семей, в которых между поколениями идет постоянная война, раздражение накапливается. Растут взаимные обиды. Постоянное противостояние заставляет стороны  подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого. В проигрыше обе стороны. Педагогический крах оборачивается крахом семьи, окончательная расплата нередко приходит только через много лет, когда дряхлеющие и беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться «морали послушания», которые сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.

Мирное сосуществование. Четвертый тип тактики семьи – мирное сосуществование с позиции невмешательства. У каждого своя сфера: свои дела, проблемы, свои трудности и успехи. Никто не переходит «демаркационную линию», так как от этого могут быть только недоразумения. Бывает, что родитель даже испытывает гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент – пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществования с ребенком. Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают его плоды. Семья как центр притяжения, как семейный очаг для ребенка не  существует. Рано или поздно может наступить критический момент -  болезнь, трудности – когда от него потребуется участие, включение в общесемейные проблемы, в результате старшие убедятся в его неспособности ко всему этому и будет горько сетовать по поводу несостоятельности мальчика как сына, девочки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество. По А.В. Петровскому, такая тактика воспитания бывает в тех случаях, когда семья обретает особое качество, превращается в коллектив. Взгляды и позиции по основным вопросам у всех членов семьи совпадают. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, вообще наличие ценностно-ориентационного единства - важнейший принцип воспитания в себе, существенная характеристика семьи как коллектива. В таких семьях существует справедливость при возложении ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности, правильное приписывание ответственности за совместную деятельность, доброта, ласка родителей, снисходительность без перебора.

А. Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.

            Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970 – 1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства». В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

   Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребенок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Особенно неблагоприятна гипопротекция при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.(1;297)

Доминирующая гиперпротекция.  Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. В этом случае ребенок растет несамостоятельным, нерешительным, безынициативным.

А.Е. Личко отмечает различие действий такого вида воспитания на детей с разной акцентуацией. Если у гипертимных - она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на детей с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие – усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. При данном типе отношения родителей к ребенку родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении его потребностей, стремятся превосходить любые его желания и идут у него на поводу. Ребенок не знает  запретов и ограничений. А в результате в таких семьях ребенок стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками.

Эмоциональная сфера таких детей характеризуется рядом особенностей. Собственные эмоции у них дифференцируются слабо. К переживаниям других ребенок также нечувствителен. Ему сложно предположить, что испытывает кто-либо в той или иной ситуации. Экспрессия часто неадекватна. Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций.

А.Е. Личко по поводу данного воспитательного стиля замечает, что для него характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, от неприятных обязанностей.

В последнем случае такой вид воспитания превращает ребенка в семейного тирана, способного избивать родителей.

Симбиоз.     Некоторые авторы выделяют такой стиль воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерью и ребенком. Она стремиться привязать его к себе, все сделать за него, оградить от опасностей.

Потворствующая гипопротекция.   Как стиль воспитания описан сотрудником А.Е.Личко – А.А.Вдовиченко. При таком виде воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, перевалить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Осуществлять ограничение их поведения приходится  с помощью государственных органов, так как семейное воспитание по такому типу оказывается несостоятельным – выходцы из этих семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.(1; 300)

            Эмоциональное отвержение.   При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче.

Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия.

    Условия жестких взаимоотношений. Обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых. В настоящее время условия жестоких взаимоотношений в семьях с эмоциональным  отвержением со стороны матери, отчима, даже прародителей все более распространяются (1;303).

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидней акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.

           Условия повышенной моральной ответственности.     В этом случае  родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. При этом отношение родителей предполагают повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. По данным исследования дошкольников Н.А.Довгая в отношении эмоционального развития таких детей, в первую очередь на себя обращает внимание высокий уровень развития эмоциональной регуляции. Как правило, мать в таких семьях не склонна скрывать свои эмоции и в полное мере обрушивает их на ребенка, которому приходится сдерживая собственные переживания, становится «эмоциональным костылем» для нее. Что касается его собственных эмоций, то их осознание и выражение в большинстве случает крайне затруднительно.

Противоречивое воспитание.    В одной семье каждые из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Авторитетные родители— инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

Авторитарные родители— раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.

Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания. По проблеме детско-родительских отношений, можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения у ребёнка.

2. Семья важна для каждого ребёнка. Функции, которые выполняет семья по отношению к ребёнку, многообразны: воспитательная, эмоциональная, сфера первичного социального опыта и контроля, сфера духовного общения, социально-статусная,  досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая.

3. Стили детско-родительских отношений при взаимодействии – сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество и стили родительского воспитания – авторитарный, авторитетный, попустительский.

4. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются патогенные особенности личности родителя, влияющего на развитие личности ребёнка – низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень рефлексии, дезинтеграция, эгоцентричность родителя.

5. Формирование личности ребёнка в семье определяется ещё и родительскими директивами, помимо типа отношения родителей и типа воспитания.

6. Негативные стили семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

 Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания .

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

1.2 Заполнение таблицы «Права ребенка в России» (на основе изученных нормативных документов)

К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:

- Декларация прав ребенка.

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Закон – в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Декларация – провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция – одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.

Конвенция и закон являются общеобязательными правилами, которые должны выполняться. А декларация является официальным документом – рекомендацией, в которой сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной силы.

п/п

Название документа

Права ребенка, гарантируемые документом

1.

Декларация прав ребенка

1.Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от финансового положения его родителей, национальности, религиозных, политических и иных убеждений. В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически. Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка.

2.Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.

3.Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.

4.Каждый ребенок и его мать имеет право на особую заботу государства об охране их здоровья.

5.Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

6.В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.

7.Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью, кроме исключительных случаев.

8.Каждый ребенок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход.

9.Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное.

10.Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка.

11.Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получать защиту и помощь в первую очередь.

12.Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме.

13Каждый ребенок должен быть защищен от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме.

14.В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

  • осуществление прав детей предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих условий для получения образования.

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, её формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН»

Статья 24. Права несовершеннолетних

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психологического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержать в учреждениях системы социальной защиты за счёт средств бюджетов всех уровней, благотворительных или иных фондов, а также за счёт средств родителей, или лиц, их заменяющих.

СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

12 ДЕКАБРЯ 1995 г № 233-Ф

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими р