Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка



Содержание

1.Теоретические вопросы:

1.1 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка…………………………………………………………………………..…3

1.2 Заполнение таблицы «Права ребенка в России» (на основе изученных нормативных документов)………………………………………………………15

2. Практическое задание:

2.1. Составление рекомендаций для родителей по организации семейного досуга……………………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………….33

1.Теоретические вопросы:

1.1 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Семейная среда – это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и  т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушится. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли .

«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощение своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

А. Болдуин  выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий . Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократический   стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти  на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности  ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

 Нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.В. Петровский выделял пять тактик семейного воспитания, неотделимых от типа семейных отношений и ими порождаемых.(1; 294)

Диктат.             Одни члены семьи подавляют чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативу других. Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к ребенку, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Далеко не всегда этот тип отношений, по замечанию А.В. Петровского, подобен «улице с односторонним движением». Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры – настоящим маленьким тираном.

            Опека. Различия этой тактики с диктатом в форме, а не в существе. Опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Результат один – у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более общих вопросов семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти инстинкт: «Я сам», уступает место вялому безразличию: «Пусть мама, пусть папа сделают, решат, помогут». На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждения его от трудностей. Опека как воспитательная тактика, по мнению автора, - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от трудовых усилий и ответственности. Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их ребенка не «свалились» какие-либо житейские трудности, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке ребенка к столкновению с реальностью за порогом родного дома.(1;295)

   Конфронтация. Эта тактика характерна для семей, в которых между поколениями идет постоянная война, раздражение накапливается. Растут взаимные обиды. Постоянное противостояние заставляет стороны  подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого. В проигрыше обе стороны. Педагогический крах оборачивается крахом семьи, окончательная расплата нередко приходит только через много лет, когда дряхлеющие и беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться «морали послушания», которые сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.

Мирное сосуществование. Четвертый тип тактики семьи – мирное сосуществование с позиции невмешательства. У каждого своя сфера: свои дела, проблемы, свои трудности и успехи. Никто не переходит «демаркационную линию», так как от этого могут быть только недоразумения. Бывает, что родитель даже испытывает гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент – пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществования с ребенком. Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают его плоды. Семья как центр притяжения, как семейный очаг для ребенка не  существует. Рано или поздно может наступить критический момент -  болезнь, трудности – когда от него потребуется участие, включение в общесемейные проблемы, в результате старшие убедятся в его неспособности ко всему этому и будет горько сетовать по поводу несостоятельности мальчика как сына, девочки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество. По А.В. Петровскому, такая тактика воспитания бывает в тех случаях, когда семья обретает особое качество, превращается в коллектив. Взгляды и позиции по основным вопросам у всех членов семьи совпадают. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, вообще наличие ценностно-ориентационного единства - важнейший принцип воспитания в себе, существенная характеристика семьи как коллектива. В таких семьях существует справедливость при возложении ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности, правильное приписывание ответственности за совместную деятельность, доброта, ласка родителей, снисходительность без перебора.

А. Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.

            Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970 – 1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства». В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

   Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребенок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Особенно неблагоприятна гипопротекция при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.(1;297)

Доминирующая гиперпротекция.  Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. В этом случае ребенок растет несамостоятельным, нерешительным, безынициативным.

А.Е. Личко отмечает различие действий такого вида воспитания на детей с разной акцентуацией. Если у гипертимных - она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на детей с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие – усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. При данном типе отношения родителей к ребенку родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении его потребностей, стремятся превосходить любые его желания и идут у него на поводу. Ребенок не знает  запретов и ограничений. А в результате в таких семьях ребенок стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками.

Эмоциональная сфера таких детей характеризуется рядом особенностей. Собственные эмоции у них дифференцируются слабо. К переживаниям других ребенок также нечувствителен. Ему сложно предположить, что испытывает кто-либо в той или иной ситуации. Экспрессия часто неадекватна. Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций.

А.Е. Личко по поводу данного воспитательного стиля замечает, что для него характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, от неприятных обязанностей.

В последнем случае такой вид воспитания превращает ребенка в семейного тирана, способного избивать родителей.

Симбиоз.     Некоторые авторы выделяют такой стиль воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерью и ребенком. Она стремиться привязать его к себе, все сделать за него, оградить от опасностей.

Потворствующая гипопротекция.   Как стиль воспитания описан сотрудником А.Е.Личко – А.А.Вдовиченко. При таком виде воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, перевалить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Осуществлять ограничение их поведения приходится  с помощью государственных органов, так как семейное воспитание по такому типу оказывается несостоятельным – выходцы из этих семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.(1; 300)

            Эмоциональное отвержение.   При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче.

Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия.

    Условия жестких взаимоотношений. Обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых. В настоящее время условия жестоких взаимоотношений в семьях с эмоциональным  отвержением со стороны матери, отчима, даже прародителей все более распространяются (1;303).

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидней акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.

           Условия повышенной моральной ответственности.     В этом случае  родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. При этом отношение родителей предполагают повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. По данным исследования дошкольников Н.А.Довгая в отношении эмоционального развития таких детей, в первую очередь на себя обращает внимание высокий уровень развития эмоциональной регуляции. Как правило, мать в таких семьях не склонна скрывать свои эмоции и в полное мере обрушивает их на ребенка, которому приходится сдерживая собственные переживания, становится «эмоциональным костылем» для нее. Что касается его собственных эмоций, то их осознание и выражение в большинстве случает крайне затруднительно.

Противоречивое воспитание.    В одной семье каждые из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Авторитетные родители— инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

Авторитарные родители— раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.

Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания. По проблеме детско-родительских отношений, можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения у ребёнка.

2. Семья важна для каждого ребёнка. Функции, которые выполняет семья по отношению к ребёнку, многообразны: воспитательная, эмоциональная, сфера первичного социального опыта и контроля, сфера духовного общения, социально-статусная,  досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая.

3. Стили детско-родительских отношений при взаимодействии – сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество и стили родительского воспитания – авторитарный, авторитетный, попустительский.

4. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются патогенные особенности личности родителя, влияющего на развитие личности ребёнка – низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень рефлексии, дезинтеграция, эгоцентричность родителя.

5. Формирование личности ребёнка в семье определяется ещё и родительскими директивами, помимо типа отношения родителей и типа воспитания.

6. Негативные стили семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

 Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания .

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

1.2 Заполнение таблицы «Права ребенка в России» (на основе изученных нормативных документов)

К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:

- Декларация прав ребенка.

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Закон – в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Декларация – провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция – одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.

Конвенция и закон являются общеобязательными правилами, которые должны выполняться. А декларация является официальным документом – рекомендацией, в которой сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной силы.

п/п

Название документа

Права ребенка, гарантируемые документом

1.

Декларация прав ребенка

1.Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от финансового положения его родителей, национальности, религиозных, политических и иных убеждений. В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически. Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка.

2.Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.

3.Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.

4.Каждый ребенок и его мать имеет право на особую заботу государства об охране их здоровья.

5.Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

6.В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.

7.Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью, кроме исключительных случаев.

8.Каждый ребенок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход.

9.Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное.

10.Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка.

11.Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получать защиту и помощь в первую очередь.

12.Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме.

13Каждый ребенок должен быть защищен от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме.

14.В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

  • осуществление прав детей предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих условий для получения образования.

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, её формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН»

Статья 24. Права несовершеннолетних

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психологического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержать в учреждениях системы социальной защиты за счёт средств бюджетов всех уровней, благотворительных или иных фондов, а также за счёт средств родителей, или лиц, их заменяющих.

СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

12 ДЕКАБРЯ 1995 г № 233-Ф

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребёнка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 31. Опека и попечительство.

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

 

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

от 20 ноября 1989 года

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

3. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жилищные помещения, в которых приживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства, либо по инициативе указанных органов.

Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются они собственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеют право пользования данным жилым помещением, имеют право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешения органов опеки и попечительства. Это правило распространяется так же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

                

2. Практическое задание:

2.1. Составление рекомендаций для родителей по организации семейного досуга

Только время, ускользающее и текущее,

дала нам во владение природа, но и его,

(Л. А. Сенека)

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка – всё  это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования.

Скудность, однообразие, монотонность эмоций могут определить характер  человека на всю жизнь. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как лёгкая и добрая атмосфера.

Семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, возможных огорчениях должна, в конечном счёте, приносить радость. А. С. Макаренко писал: "Хотите, чтобы детям было хорошо, будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките всех ваших друзей, знакомых, но будьте  счастливы настоящим человеческим счастьем".

Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и самой непредсказуемой.  «Со скуки» может произойти хоть что. Если в семье отсутствуют положительные заряды в ход пойдут отрицательные. От скуки, однообразия все беды, от этого многие пороки.

Давайте вместе с вами, уважаемые родители, вспомним нашу каждодневную жизнь, наши будни: хлопоты по хозяйству, уроки детей, проверили уроки, посмотрели какой-нибудь фильм и останется совсем немного времени. Как использовать его?

«Богатый выдумками досуг оберегает отношения, семью от вторжения скуки». Ведь от неё все беды. Давайте вместе подумаем, как подойти к собственной жизни, что можно в ней изменить.

В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга. С наличием свободного времени проблема досуга становится важной проблемой.

Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его больше, считаем, что нам катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. А для наших детей умение организовать своё свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Если они научатся управлять своим временем сегодня, значит, научатся  завтра управлять судьбой.

Социологи всё чаще пишут об оптимизации и рационализации досуга. Нам с вами,  кажется, его не хватает, да и загруженность школьников с годами возрастает. А вот юристы одной из причин преступности называют низкую культуру досуга у части населения.  В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации.

Время досуга – это свободное от работы или другой обязательной деятельности время. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям.

Досуг можно классифицировать на:

В любом случае досуг связывается со свободным временем.

С ростом образования, уровня культуры,  повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой информации, увеличиваются возможности  разнообразия досуга, а также  существенным образом изменились  и отношения между родителями и детьми.

В организации культурного досуга большое место занимает настоящее время, занимает телевидение. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% детей неравнодушны к телеиграм и клипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей детей. В последнее время, телевизор стал главным «пожирателем» времени и взрослых и детей. Порой это происходит в ущерб другим, более активным, формам проведения свободного времени.

В организации досуга огромную роль играет чтение литературы.

Однако, как показывает исследования и специальные наблюдения, уровень читательской культуры у значительной части как детей, так и взрослых весьма далёк от желаемого результата. Многие родители сами мало читают и этим подают не совсем «хороший» пример своим детям. Также далеко не всегда мы обсуждаем с ребёнком прочитанную книгу, рассказываем на ночь любимую сказку.  А ведь мир сказки:

И очень редко мы оказываем помощь в выборе литературы. А это важно для детей.

Для формирования эмоционального мира детей (да и самих  взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры (имеются в виду интеллектуального характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например,

Какой интеллектуальный заряд в них заложен! Его надо уметь использовать. Представьте, себе: вы проигрываете своему ребёнку, а какую радость он при этом испытывает. Это же просто здорово! А что получается у нас на самом деле? Интеллектуальные настольные игры заменили компьютерные игры. А что? Нам очень удобно: ребёнок нас не трогает, многие из них больше положенного времени сидят перед компьютером: карты раскладывают, танки гоняют, пушки, всякую всячину, только нас нет рядом, да и потребность в этом со временем пропадает и так ребёнок остаётся один.

В культурной организации семейного досуга большое значение имеют коллективные  семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы  они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой традицией. Ведь часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде одни не мешают другим, или нет общих интересов, но ведь должны быть. Это, конечно, уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которой нужно регулировать.

Очень важно в организации семейного досуга развивать любительские занятия:

Дети - заядлые покупатели и менялы. Не ругайте их за это. Хобби наших детей делает их жизнь интереснее, а использование свободного времени разумным и целеустремленным. Общее увлечение сближает детей, семьи, ломает возрастные, должностные барьеры, дарит дружбу и взаимовыручку.

Хорошей доброй традицией семьи считается выезд на природу, совместные походы, рыбалка, купание и т.д., но главное - не просто поесть, попить на берегу красивого озера, а научить понимать природу, беречь её со всеми прелестями, научить ребенка наблюдениям в природе, благодаря которым он будет ориентироваться в окружающей среде. Очень полезны игры на свежем воздухе: вышибалы,  бадминтон, волейбол, футбол, а также катания зимой на лыжах, на санках с горки. Собираясь в лес на прогулку, захватите с собой  всё необходимое для птиц и зверушек: семена, кусочки сала, сделайте кормушку для пернатых друзей, но не забывайте  это делать постоянно, а не от случая к случаю. Поймите, детям это понравится, и они вас оценят.

Хочется несколько слов сказать о спорте. Все понимают, роль спорта в жизни, но сами взрослые порой, почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому – терпения, третьему организованности. Почему наши дети не делают физическую зарядку? Да потому что мы её не приучили делать, не подали личный пример в этом нужном деле. Главными критериями спортивной ориентации детей являются:

Задумываясь  о здоровье детей, сделаем  важные выводы: здоровье наших детей не ждёт, оно зависит, прежде всего, от нас родителей.  Не надо на кого-то надеяться: на учителя физкультуры, классных руководителей. Наш пример для них – самый увлекательный. Займёмся спортом мы – увлекутся и дети.

В дружной семье огромное место занимают музыка, искусство, театр. Научите детей:

выясните, какая музыка им более близка и понятна. Чем объясняется такой выбор?

Вспомните, когда появился в вашей семье первый рисунок вашего ребёнка. Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Главное научиться замечать интересное и обобщать увиденное. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний, а вы, родители должны помнить, что объективный мир для ребёнка иной – он воспринимает его детскими глазами. И индивидуальность ребёнка иная – ещё хрупкая, очень пластичная, ещё только складывающаяся. Пусть даже вы, родители  далеки от искусства и, рисовать не умеете, Вы можете учить ребёнка рисовать. Пользуйтесь несколькими важными принципами:

Сделайте привычной в семье такую картину. Вечер. Верхние лампы потушены. За маленьким столом рисует ребёнок. Не мешайте ему: он  делает важное дело. Помогите ему. Научитесь любить нарисованных им длинных, как таксы, зайчиков, похожих на песочные часы людей, приближайте их к жизни, растите вместе с ним.

Уважаемые родители, возьмём театр! Для маленьких детей театр становится источником радости, для подростка – школой нравственных ценностей, для взрослых детей – властителем дум. Театр воспитывает в детях не только грамотного, но и талантливого зрителя, способного понять искусство во всей его неоднозначности. Театр – коллективный наставник. Вера в «особое назначение» театра воодушевляет, мобилизует, придаёт энергию. С беспокойством и надеждой всматриваясь в лица детей в театре, мы верим, что уроки добра, преподанные в театре, не пройдут бесследно, особенно, если они будут подхвачены дома, в семьях. Старайтесь найти средства и время побывать с ребёнком в ТЮЗе, драмтеатре, на выставках, в музеях, в кинотеатрах, хотя бы 1 раз в год, допустим, на летних каникулах.

В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всём, от понимания того, что время – это то богатство, которое ничем не восполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого общежития. Необходимо помнить, что разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций.

Сегодня хочется затронуть не совсем хорошую сторону проведения свободного времени и семейного досуга: тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во многих формах проведения досуга, названных ранее. Исключением являются застолья, особенно в праздничные дни. В то время как взрослые «веселятся» в одной компании, дети (даже младшего возраста) развлекаются на своей «лимонадной вечеринке» в другой компании. Нужно сказать, уважаемые родители, застолье прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни. И более 90% детей из них уже попробовали спиртные напитки. А начинается это в семьях, когда мы сами наливаем им пива, шампанского, вина. Так, попробовать!

Нас с вами должна тревожить это опасная забава. Но в какой степени виноваты те юноши и девушки, для которого пиво стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на нас взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?

Заключение:

Главное -  надо воспитывать хорошие привычки  культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией.

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаём им самое вкусное, одеваем во всё самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот своё личное время мы отдаём им неохотнее всего остального, Из средств материального семейного бюджета мы больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени детей, то окажется, что наши дети испытывают значительный дефицит родительского общения.

Рекомендации родителям:

Уважаемые родители! Ваша дружба с детьми – признак благополучной семьи.

В таких семьях растут хорошие счастливые дети. В семьях, где

Если у вас нет времени на общение с собственными детьми сегодня, то у выросших детей не будет времени на общение с вами завтра. А если дети в семье имеют возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то они уже с раннего детства понимают собственную нужность и значимость. Всегда помните об этом!

Список литературы

1.  Андреева Т.В.   Психология семьи. Учебное пособие.- СПб.: Речь,2010.- 384 с.

2.  Алешина Ю.Е.   Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология – сер. 14. – 2007.-№2 –с 60-72

3.  Варга А.Я.    Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -        СПб.:Питер.2011.

4.  Думитрашку Т.А.  Структура семьи и когнитивное развитие детей.//Вопросы         психологии – 2006.-№2. – с.104-113.

5. Декларация о правах ребенка – 1959

6.  Зиновьева М.В.  Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормального         поведения детей дошкольного возраста//психологическая наука и образование. -  2010.-№3-с. 35

7.  Кулакова Е.  Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье//Обуч. – 2009.- №5 – с 11-13.

8. Конвенция о правах ребенка – М.1989

9.  Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих         детей//Вестник Московского Университета – 2010-№1- с.88-93.

10.  Сатир В.  Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.-М.,2010

11. Смирнова Е.О. ,Быкова М.В.  Опыт исследования структуры и динамики         родительского отношения//Вопросы психологии.- 2010.-№3-с.3-9.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Стили родительского поведения и их влияние на самооценку дошкольника

2. Процесс семейного воспитания с ОНР

3. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

4. ПРЕИМУЩЕСТВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

5. Значение театрализованных игр для становления личности ребенка

6. Педагогическая рефлексия и родительская компетентность как главные условия успешности семейного воспитания

7. Изучение зависимости развития самостоятельности и познавательной активности дошкольников от стиля семейного воспитания

8. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

9. Некоторые особенностей воспитания детей, которые влияют на становление характера и личности

10. Развитие речи ребенка третьего года жизни