Повышение эффективности выполнения профессиональных обязанностей работников



Повышение эффективности выполнения профессиональных обязанностей работников

Содержание

Введение3

1. Понятие «эмоциональное выгорание»3

2. Симптомы СЭВ4

3. Причины СЭВ5

4. Диагностика и профилактика СЭВ5

Заключение8

Список используемой литературы9

Введение

Часто можно увидеть такую картину: работник с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже, тонус его падает. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат. Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными.

1. Понятие «эмоциональное выгорание»

В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». По мнению А.Ленгле, – «это типичный феномен нашего времени». Это время высокой динамичности жизненных ситуаций, спешки, разнообразия возможностей для различных видов деятельности, деловой и личностной конкуренции, но также – это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность». Поэтому синдром выгорания можно рассматривать как счёт, предъявляемый нам за отчужденную, удалённую от нашей человеческой (экзистенциальной) действительности жизнь в угоду требования своего времени.

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания».

Впервые на явление выгорания обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х гг. XX в. Начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам, женам алкоголиков, людям, пережившим насилие, ветеранам вьетнамской войны и т. д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами. От сотрудников требовалось выслушать посетителя, посочувствовать, помочь советом, оказать моральную поддержку. Рабочий персонал подбирался очень тщательно, проходил хорошую подготовку, однако через некоторое время начались осложнения. Все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Были проведены исследования, после чего ученые заявили о существовании профессионального истощения, или «стресса общения».

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. 1982 году американский исследователь Кристина Маслачо писала, симптомы данного синдрома и предложила метод его диагностики: «Burnoutisasyndromofemotionalexhaustion,depersonalisationandreducedpersonalaccomplishmentthatcanoccuramongindividualswhodo 'peoplework'ofsomekind». Берн-аут – это синдромэмоционального истощения, деперсонализации и сниженияличностной результативности, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих профессий». В дальнейшем синдром эмоциональноговыгорания (эмоциональное сгорание) рассматривался специалистами как специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Приблизительные оценки встречаемости синдрома выгорания у специалистов «помогающих профессий», полученные с использованием теста MBI (Maslach Burnout Inventory) в США, дают частоту от 10 до 25%.

2. Симптомы СЭВ

«Синдром эмоционального выгорания» характерен больше для представителей коммуникативных профессий, или, по-другому, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей и работников, связанных с частыми контактами с коллегами, в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.

Как правило, человек с синдромом эмоционального выгорания не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, тревогу и неприязнь к тем, кому призван помогать коллегам, подчиненным, партнерам. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе.

Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

Дерегуляторная функция выгорания проявляется в разрушении системы профессиональной деятельности, что находит свое выражение в снижении профессиональной эффективности и низкой степенью удовлетворенностью жизнью. Выгорание с этих позиций является дезадаптационным симптомом, нарушающим протекание не только процесса профессиональной адаптации в ее чисто профессиональном и социально-психологическом аспекте, но и оказывающем отрицательное воздействие на ряд областей жизнедеятельности субъекта в целом.

3. Причины СЭВ.

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

4. Диагностика и профилактика СЭВ

Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания как правило начинается с его диагностического исследования.

Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, эмоциональная и мотивационная сферы личности, социальная и профессиональная направленность.

Для диагностики СЭВ применяем опросник выявления эмоционального выгорания MBI. (Приложение)

Продиагностированы были молодые работники НГДУ, результаты Вы видите на слайде. В данный момент ведётся направленная работа по устранению и профилактике СЭВ.

С работниками предприятий необходимо вести серьёзную работу по устранению СЭВ. Но параллельно должна вестись профилактика СЭВ для предотвращения появления синдрома у тех, кто ему ещё не подвергся и для поддержания здорового состояния у справившихся с ним!

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы: если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно; необходимо применять техники, снижающие эмоциональное напряжение:  предоставление коллеге возможность выговориться; вербализация эмоционального состояния (своего, коллеги); подчеркивание общности с коллеги (сходство интересов, мнений и т. д.); проявление интереса к проблемам коллеги; подчеркивание значимости коллеги, его мнения в ваших глазах; предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации; обращение к фактам; спокойный, уверенный темп речи; культивирование интересов, не связанных с профессиональной деятельностью (например, сочетание работы с учебой, исследованиями, написание научных статей, любимое хобби и пр.); внесение разнообразия в работу (например, создание и реализация новых проектов; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встречи с новыми людьми и обмен опытом; периодическая работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой); поддержание своего здоровья; удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижений и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Непосредственному руководителю следует помочь своему подчиненному в борьбе с эмоциональным выгоранием:

1. Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности;

2. Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения, таким образом, предотвращается одно из главных проявлений СЭВ - ощущение бессмысленности работы; структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя; создать в организации перспективы горизонтальной карьеры (к примеру, поменять распределителей работ цехов).

Вот, что повышает эмоциональное напряжение: перебивание коллег; игнорирование эмоционального состояния (своего, коллеги); подчеркивание различий между собой и коллегой; демонстрация незаинтересованности в проблеме коллеги; принижение коллеги, негативная оценка личности коллеги; поиск виноватого и обвинение коллеги; переход на личности; резкое убыстрение темпа речи.

Заключение

Интерес к психическому выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в профессиях субъект-субъектного типа (воспитатели, учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.) основной предмет труда которых заключался в оказании помощи людям и решении их проблем.

Синдром сгорания – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального сгорания. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания – это взаимодействие с людьми.

Синдром эмоционального сгорания формируется постепенно, поэтапно (напряжение, резистенция, истощение) и для каждого этапа характерны определенные признаки. Несмотря на схожесть эффектов сгорания и профессиональных стрессов, не следует отождествлять их. Синдром «эмоционального сгорания» скорее является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов, как внешних, так и внутренних в системе личных и деловых отношений. Однако своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности.

Работу по профилактике и борьбе с эмоциональным выгоранием работников предприятия надо вести постоянно и целенаправленно.

Список используемой литературы

  1. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Редакционно-издательский отдел КГПУ, Красноярск, 2013. – 76 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001
  3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ЗАПРЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С РЕАЛИЗАЦИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

2. Управление персоналом - повышение эффективности

3. Повышение экономической эффективности деятельности АТП

4. Повышение эффективности управления логистикой ОАО Новохоперское АТП

5. Повышение эффективности деятельности ОАО «Поднятая целина»

6. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

7. Повышение эффективности деятельности прокуратуры г.Архангельска

8. Повышение эффективности системы управления затратами на ООО ЮНИРОН

9. «Повышение эффективности подготовки топливного газа на ДКС-1 Мыльджинского ГКМ

10. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов ОАО Каменское