Проблемы правового регулирования кластерной политики региона



«Проблемы правового регулирования кластерной политики региона»

Курс на формирование кластеров в российской экономике был взят в 2005 году. Именно с этого периода тема создания кластеров начинает упоминаться в программно-целевых документах федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

В целях обеспечения процесса активизации и развития кластеров Минэкономразвития России в 2008 году были разработаны и утверждены «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации». В данном документе указывается, что основной целью реализации кластерной политики государства является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счёт повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, НИИ, КБ и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

В последующем приоритет кластерных структур был закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Концепция определяет в качестве основного направления развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

Государственную кластерную политику условно можно разделить на два направления: мероприятия, направленные на развитие всех кластеров в стране, и мероприятия по активизации и развитию конкретного кластера. При этом участие и развитие конкретных кластеров со стороны органов федеральной власти предполагается лишь по отношению к кластерам, имеющим федеральное значение.

На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.

В структуре кластерного законодательства, которое продолжает активно развиваться и сегодня, можно, на мой взгляд, выделить два функциональных уровня:

- нормативно-методический уровень, представленный концепциями, стратегиями и программами развития;

- законодательный уровень.

Так, в Республике Мордовия формирование кластеров предусматривается в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2025 года (утвержденаЗаконом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З).

Согласно Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы (утвержденаПостановлением Правительства РМ от 08.10.2012 № 363) в настоящее время можно выделить три основных кластера в экономике республики:

- инновационный кластер, связанный с производством новой (не массовой) продукции;

- производственные «локомотивы», к которым, прежде всего, относятся индустрия строительных материалов (производство цемента) и транспортное машиностроение (вагоностроение);

- кластер в агропромышленном комплексе.

В Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовияот 16.06.2014 № 275) отмечено, что накопленные в республике научно-производственный, человеческий и организационный потенциалы, особенности структуры и специализации экономики, природно-климатические условия создали предпосылки для развития следующих приоритетных направлений для инвестирования (рисунок 1).

Рисунок 1 –  Отраслевые приоритеты инвестиционного развития

Республики Мордовия

Для развития одного из уже сложившегося кластера в регионе принята Республиканская программа Поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 511-Р).

Также на региональном уровне приняты иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование и поддержку инновационной промышленности и энергосберегающих технологий. Это распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 марта 2010 г. № 97-Р «Об утверждении Концепции Республиканской целевой программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2010-2015 годы», Закон Республики Мордовия от 24 августа 2011 г. № 43-З «О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовия», а также постановления Правительства Республики Мордовия:

- от 27 июня 2011 г. № 213 «Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы»,

- от 26 июля 2010 г. № 305 «О Республиканской целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011-2020 годы»,

- от 9 августа 2010 г. № 324 «О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия» и др.

Указанные программные и нормативные акты направлены на подготовку создания светотехнического кластера в республике, интеграцию образования и научно-производственного комплекса для подготовки кадров по новым направлениям фундаментальных и прикладных исследований и производства в сфере светотехники и интеллектуальных систем управления освещением.

Так же для развития агропромышленного кластера  в декабре 2014 года была принята ведомственная целевая программа развития сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 гг. Развитие сырного кластера являетсяодним из перспективных направлений повышения эффективности аграрного производства в рамках вступления страны в ВТО и согласуется с инновационным развитием экономики.

Как видно из рисунка 1, помимо традиционно сложившихся кластеров в республике имеет место потенциальное развитие альтернативных видов производственной деятельности, способных образовать кластер. В той связи в регионе принята Государственная программа Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма» на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 года № 579) включающая в свой состав Подпрограмму «Туризм». Последняя включает пять основных мероприятий, среди которых формирование туристско-рекреационного кластера.

Следует отметить, что по обозначенным выше другим направлениям кластерной политики Республики Мордовия не утверждены программные документы, способствующие их развитию.

Таким образом, можно говорить о недостаточном развитии на уровне субъекта законодательного закрепления механизмов кластерной политики. На уровне республики можно выделить следующие проблемы:

Считаю необходимым отметить, что развитию кластерного подхода в экономике, в первую очередь, мешает отсутствие законодательной базы. Существуют противоречия между объективно существующей потребностью в переходе к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны и действующим правовым регулированием инновационной деятельности, как на уровне Федерации, так и её субъектов. Так же следует сделать вывод о том, что для их эффективного проектирования и управления целесообразно в обозримом будущем принять общий законопроект, который будет посвящен регулированию вопросов создания, развития, эффективного взаимодействия и функционирования кластеров, а также подзаконные акты, регулирующие деятельность конкретных промышленных кластеров.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Местный референдум: проблемы правового регулирования и практическая реализация

2. Убийство в состоянии аффекта и проблемы его правового регулирования в уголовном праве России

3. Проблемы и Перспективы Правового регулирования в сфере охраны труда женщин и несовершеннолетних

4. Современные проблемы и перспективы нормативно-правового регулирования архивного дела как предмета совместного ведения Российской Федерации и её субъектов

5. Механизмы современной социальной политики региона

6. Понятие правового государства. Актуальность проблемы формирования правового государства в РФ

7. Виды методов правового регулирования

8. Единство и дифференциация правового регулирования труда

9. Исследование правового регулирования найма жилого помещения

10. Юридические факты в механизме таможенно-правового регулирования