Формирование информационной грамотности учащихся при выборе продуктов питания. Урок: Откуда текут молочные реки



Формирование информационной грамотности учащихся при выборе продуктов питания. Урок: «Откуда текут молочные реки»

По данным Российской академии медицинских наук, на сегодняшний день, среди выпускников российских школ нет ни одного абсолютно здорового ребенка. Среди болезней современных школьников преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. Причиной этого медики, все чаще всего, называют неправильное питание и использование в российской пищевой промышленности различных добавок, в том числе и дешевых жиров, которые плохо усваивается детским организмом. Поэтому дети недополучают кальций и жиры, необходимые для нормального развития, страдают пониженной минерализацией костей и проблемами с пищеварением. Сегодня, добавки присутствуют практически во всех продуктах питания, но особенно часто в молочных и кисломолочных продуктах, которые и составляют существенную часть именно детского питания. Такие продукты обладают усиленным приятным вкусом, и поэтому у ребенка формируется зависимость. Как следствие – потребитель вынужден покупать определенный продукт, увеличивая прибыль компании-производителя.

Не секрет, что недобросовестные производители часто скрывают состав продуктов и последствия систематического употребления консервантов, красителей, стабилизаторов, усилителей вкуса. Сведения об используемых жирах и обезжиренной продукции часто искажены и не соответствуют действительности. Информация о внесении дешёвых растительных жиров в типично детскую продукцию, например, в мороженое, кисломолочную продукцию и кондитерские изделия, тщательно замаскировывается.

Информационная грамотность потребителя продуктов питания становится одним из важнейших компонентов здорового образа жизни каждого человека и нации в целом. Поэтому, для меня, как учителя биологии и экологии, не безразлична ориентированность детей в выборе продуктов питания, бытовой химии и лекарственных препаратов.

Согласно ФГОС основными предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование основ экологической грамотности, в частности:

Таким образом, без изучения биологии  невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

Современные требования к образованию определяют формирование нового вида грамотности – информационно-коммуникативной, поэтому уже несколько лет я разрабатываю серию уроков по теме: «Грамотный покупатель». В соответствии с рабочей учебной программой они проводятся в 6 классе (темы «Состав семян» и «Значение растений»), 8 классе (тема «Человек и его здоровье»), 10 классе (тема «Экология Москвы»).

В основу моей деятельности положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.А при разработке данной серии уроков я придерживалась принципов:

1. Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

2. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества; принцип формированияфункционально грамотной личности, т. е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

4. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.  Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что неправильное питание может привести к сахарному диабету, заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения  снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать  поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, то он должен хотя бы понимать, какими информационными источниками он может воспользоваться для её решения. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.

5. Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

6. Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения.  Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром  и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие приёмы исследовательской деятельности и обработки информации.

Тема урока: «Откуда текут молочные реки»

Цели: сформировать у учащихся знания о необходимости употребления молока и молочных продуктов  подготовить их к применению этих знаний на практике  в качестве покупателя.

Задачи:

-  информационно-просветительская, выделение ключей для поиска, систематизации и анализ полученной информации, формирование выводов;

- формирование информационной культуры, позволяющие овладеть знаниями разными способами;

- формирование общеучебных навыков, в том числе исследовательской;

- развитие логического мышления в ходе анализа и сравнения;

- развитие индивидуальных познавательных способностей;

- формирование культуры работы в сотрудничестве и экологической культуры;

- воспитание культуры питания;

Технология:

- организация смыслопоисковой деятельности учащихся;

- создание необходимых условий среды обучения;

- организация учебной дискуссии.

Методы:

Проблемно-исследовательский.

Репродуктивный

Частично-поисковый.

Мультимедийный (наглядный)

Мобилизующее начало урока для создания эмоционального фона и активизации мыслительной деятельности. Демонстрация материала о снижения показателей здоровья российских школьников

Личностно-ориентированное образование и деятельностный подход:

- работа в группе по интересу позволила каждому ученику самореализоваться и проявить свои способности, а так же в творческом задании закрепить полученные знания.

ТЕХНОЛОГИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

ЗНАНИЯ – ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА – ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Технологическая карта урока

Элемент ситуации

    Деятельность учителя

                                      Деятельность учеников

         Познавательная

(осуществляемые действия, формируемые способы деятельности)

      Коммуникативная

(осуществляемые действия, формируемые способы деятельности)

       Регулятивная

(осуществляемые действия, формируемые способы деятельности)

Образовательная напряженность

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

Вводит в проблему:«Жизнь – это энергия».  Почему мы так говорим? Откуда берется энергия?

Какие питательные вещества вы знаете?

Организует проведение проверочной работы на тему:

«Обмен веществ» (актуализация знаний).

Данные на экране.

Определяет необходимую информацию:Главным условием обмена веществ является поступление  питательных веществ в организм. Питание это один из факторов определяющих качество жизни, здоровье.

Какие  продукты вы порекомендуете как наиболее полезные для детей и взрослых и почему?

Выдвигают предположения о теме урока. Принимают участие в диалоге на тему обмена веществ

и энергии в организме.

Выделяют существенную информацию:

«Мы провели опрос и сбор

этикеток наиболее

употребляемых молочных

продуктов  в нашей гимназии.

Мы  проанализировали,

какие молочные продукты и почему больше всего употребляют гимназисты и

их родители».

(Данные на экране)

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказывания мнения по существу полученного знания

Уточнение образовательного объекта

Определяет деятельность и её цель.

Сегодня мы с вами проведем исследование на тему: «Значение молока и состав молочных продуктов», а так же разберемся, какие продукты предлагает нам потребительский рынок. Для этого мы разобьемся на 3 группы: «Технологи», «Знатоки», «Лаборатория здорового питания». Чтобы сделать общее задание каждый член группы выполняет свое индивидуальное задание. В группе есть координатор, который обобщает информацию и рассказывает результаты работы группы.

Обучающиеся делятся на 3-и

исследовательские группы.

Работа осуществляется с целью проведения исследования.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения

Работа по группам. Обучающиеся работают во взаимодействии по группам.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют взаимоконтроль

Конкретизация задания

(РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Направляет работу групп

1.Группа «ТЕХНОЛОГИ»

Группа

«ТЕХНОЛОГИ»:

1-й участник выясняет, на какие

группы делятся молочные продукты;

2-й участник изучает состав молока:

А. Молочный сахар

(лактоза) и его польза;

Б.Молочный жир и

его значение;

В. Молочный белок.

Почему творог полноценный заменитель мяса.

3 участник выясняет информацию о ферментах и бактериях участвующих в молочном производстве.

4-й и 5-й участники выясняют  состав исследуемых молочных продуктов, полученные данные вносятся в итоговую таблицу.

Строят монологическое высказывание. Строят понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит, а что нет.

Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Вносят необходимые коррективы в действия, после его завершения на основе оценки и учета

сделанных ошибок.

По мере необходимости

исправляют,                           дополняют, уточняют

2. Группа  «ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

2. Группа  «ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

Выясняют  состав исследуемых молочных продуктов. Полученные

данные вносятся в итоговую таблицу.

«Спикер» рассказывает

о результатах работы группы и выполнения задания, дает рекомендации, какие молочные

продукты целесообразно покупать и почему.

3. Группа «ЗНАТОКИ»

3. Группа «ЗНАТОКИ»

1-й знаток выясняет, что такое «качество продукта».

2-й знаток рассказывает об истории вопроса о молочных продуктах.

3-й знаток рассказывает, почему реклама содержит

противоречивую информацию.

Кому это выгодно.

4-й знаток рассказывает о древних рецептах приготовления продуктов из молока

5-й знаток рассказывает, почему мороженное стало вредным продуктом.

Координатор показывает презентацию, где демонстрирует:

- что такое транс-жиры, чем они могут быть опасны.

- какие жиры полезны. Транс-жиры.

Решение ситуации

(ОСМЫСЛЕНИЯ)

Направляет деятельность учащихся.

По окончании работы последовательно заносим все данные в итоговую таблицу

Репродуктивное воспроизведение

полученного материала путем анализа и исследований.

Оценка каждого продукта

с разных сторон

Класс воспринимает на слух ответы экспертов. Организует взаимопомощь.

Эксперты групп:

- осознанно строят речевое высказывание;

- строят высказывания, понятные для партнеров;

- проводят рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий);

- участвуют в обсуждении полученных данных

В ходе заслушивания выступлений «спикеров» остальные контролируют правильность и полноту проведенных исследований и изученного научного материала.

В ходе заслушивания осуществляют самоконтроль и контроль.

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Демонстрация образовательной продукции

Установление диалога.

Таблица на экране.

Транслируют информацию,

прошедшую анализ и синтез.

1. Каждый продукт оценен в соответствии с критериями экологической безопасности,

то есть  исследуется содержание

консервантов, усилителей, стабилизаторов и т. д.

2.Изучена и проанализирована

история вопроса.

3.Подготовлены образцы молочной продукции для оценки присутствующими.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Используют речь для регуляции своего ответа.

Адекватно воспринимают оценку учителя

Систематизация полученной продукции

1.Сформулированы выводы.

2. «ЗНАТОКИ» рассказывают об истории вопроса.

3.Подговленые образцы оцениваются:

- по вкусу;

- по составу и качеству продукта;

- сравнение экономических затрат.

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Работа с культурно-историческими аналогами

Устанавливает диалогна тему: Когда человечество стало употреблять молоко? Кто такие млекопитающие? Почему молоко считается полезным, особенно для детей?

Почему взрослым советуют употреблять молочнокислые продукты? Какие бактерии рекламируют вместе с молочными продуктами и почему?

Участвуют в диалоге. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формулируют собственное мнение и позицию.

Используют речь для регуляции своего ответа

Адекватно воспринимают оценку учителя

РЕФЛЕКСИЯ

Урок – это продолжение жизни. Обоснование и формулировка вывода:

Сегодня я понял, что вкусное не всегда может быть полезным…

Сегодня я понял, полезное может быть вкусным

Ученик сам выбирает жизненную позицию, а так же участвует в процессе формирования общественной позиции класса, осознает проблему здоровья

российских школьников и предлагает версии решения этой задачи в государственном масштабе

Формулируют собственное мнение и позицию.

Используют речь для регуляции своего ответа

Ход урока:

1.Организационный момент (2 мин)

УЧИТЕЛЬ.Здравствуйте! Мы закончили тему: «Пищеварение и обмен веществ». И сегодня нам предстоит применить полученные знания на практике, так как урок биологии это продолжение жизни.

2.Введение в проблему (5 мин)

УЧИТЕЛЬ

Введение в проблему:  «Жизнь – это энергия»

Почему мы так говорим? Откуда берется энергия?

Какие питательные вещества вы знаете?

УЧЕНИКИ

Отвечают на вопросы.

УЧИТЕЛЬ

Проведение проверочной работы на тему:

«Обмен веществ» (Закрепление пройденного материала)

УЧЕНИКИ

Выполняют задание № 1.Обсуждение.

УЧИТЕЛЬ

Главным условием обмена веществ является поступление питательных веществ в организм. Питание это один из факторов, определяющих качество жизни, здоровье. Какие наиболее продукты вы порекомендуете, как наиболее полезные для детей и взрослых и почему?

3. Организация работы в группах (3  мин)

УЧИТЕЛЬ

Работать дальше мы будем 3-мя группами: «ЗНАТОКИ» , «ЭКСПЕРТЫ», «ЛАБОРАТОРИЯ  ЗДОРОВОГО  ПИТАНИЯ».

Группа, которая решила быть «ЛАБОРАТОРИЯ» провела опрос на тему: «Наиболее употребляемые молочные продукты  в

нашей гимназии».

Сегодня мы с вами исследуем значение молока и молочных продуктов, а так же разберемся, что предлагает нам потребительский рынок».

УЧЕНИКИ

Ребята рассказывают о полученных результатах. Какие молочные  продукты и почему, больше всего употребляют гимназисты и их родители

4.  Работа в группах (10 мин)

УЧИТЕЛЬ

Задание для каждой группы в папках на столе. Ознакомьтесь с заданиями и инструктажем действия, т. к. через 10 мин мы будем рассказывать о результатах.

УЧЕНИКИ

Работа по группам 10 мин под музыку.

Группа «ТЕХНОЛОГИ».

Первый участник выясняет, на какие группы делятся молочные продукты.

Второй участник изучает состав молока:

         А. Молочный сахар (лактоза) и его польза;

         Б. Молочный жир и его значение;

         В. Молочный белок. Почему творог полноценный заменитель мяса.

Третий участник изучает информацию о ферментах и лактобактериях  участвующих в молочном производстве. Сколько они могут жить в молочной среде.

Четвёртый и пятый участники выясняют  состав исследуемых молочных продуктов.

Полученные данные вносятся в итоговую таблицу.

Группа «ЗНАТОКИ»

Первый знаток изучает историю вопроса о молочных продуктах: кто такие млекопитающие? Когда человечество стало употреблять  молоко?

Второй и третий знатоки определяют критерии оценки  «качества продукта»: как определить качество по составу продукта. Какие добавки не должны быть в молочных продуктах?   Что такое транс-жиры, чем они могут быть опасны? Какие жиры очень полезны?

Выполняют итоговое задание

Четвёртый знаток определяет состав мороженного. Данные заносит в таблицу. Отвечает на вопрос: какое мороженное содержит недопустимые добавки?

Группа «ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

Участники определяют состав исследуемых молочных продуктов. Выясняют, какие продукты лучше предлагать длядетского питания. Молоко пастеризованное и стерилизованное. Молочный коктейль.

Полученные данные вносят в итоговую таблицу.

5. Доклады групп.

Первыми о результатах докладывают участники группы «ТЕХНОЛОГИ»,6 мин.

Участники группы рассказывают о результатах своей работы. Координатор рассказывает о результатах работы группы и выполнения задания, дает  рекомендации, какие молочные продукты целесообразно покупать и почему.

Вторыми о результатах работы  докладывают участники группы «ЗНАТОКИ»,6мин.

Участники группы рассказывают о результатах своей работы. Координатор рассказывает о том, почему реклама содержит противоречивую информацию. Кому это выгодно. Что скрывают производители молочных продуктов.Третьими о результатах работы  докладывают участники группы «ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»,5 мин.Участники группы рассказывают о результатах своей работы. «Спикер» рассказывает о результатах работы группы и выполнения задания, дает рекомендации, какие молочные продукты целесообразно покупать и почему.

Из предложенных продуктов готовят кушанья наиболее полезные и вкусные.

Проводят дегустацию с учетом мнений присутствующих.

6.Установление диалога на тему (4 мин):

Почему молоко считается полезным, особенно для детей?

Почему взрослым советуют употреблять молочнокислые продукты?

Почему надо читать этикетки на продуктах?

Какие бактерии рекламируют вместе с молочными продуктами и почему?

7. Обоснование и формулировка вывода (3 мин):

Сегодня я понял, что вкусное не всегда может быть полезным…

  Сегодня я понял, полезное может быть вкусным…

Приведённый урок разработан в рамках реализации новых социальных запросов, которые  определяют новые цели образования  и  стратегию его развития.

Учитель гимназии № 1566 Жумаева Наталия Вячеславовна




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Сравнительный анализ продуктов питания, содержащих пектин

2. Изучение методов и приемов совершенствования грамотности учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку

3. Развитие естественнонаучной грамотности учащихся посредством использования методов и приемов активного обучения

4. Повышение уровня финансовой грамотности учащихся 10-11 классов при изучении математики на углубленном уровне (на примере компонента инвестирование)

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

6. Конструирование банком структурированных финансовых продуктов, оценка эффективности продуктов для банка и инвестора

7. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

8. Формирование коммуникативной и информационной компетенции на уроках казахского языка

9. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

10. Формирование первоначальных исторических представления у умственно отсталых учащихся