Использование творческих письменных заданий как продуктивного вида учебной деятельности



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

ГлаваI. Теоретические основы развития умений креативного письма

1.1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности…………………..6

1.2. Особенности обучения письменной речи в средней школе…………….10

1.3. Развитие навыков творческой письменной речи учащихся…………….16

Выводы по первой главе……………………………………………………..22

ГлаваII.  Практическое использование творческих письменных заданий как продуктивного вида учебной деятельности

2.1. Виды письменных упражнений…………………………………………...23

2.1.  Анализ использования письменных заданий в современных УМК……31

2.2. Использование творческих письменных заданий как средства развития коммуникативных навыков учащихся…………………………………………37

Выводы по второй главе……………………….……………………………..44

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Обучение иностранному языку включает в себя овладение учащимися такими видами речевой деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо. Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков.

    При обучении иноязычной коммуникации, как правило, выделяют устную ее форму – говорение. Несмотря на то, что о роли письменной речи в последнее время много говорят и пишут, письмо как продуктивный вид иноязычной речевой деятельности все еще занимает довольно скромное место на занятии по иностранному языку.

Тема нашего исследования: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством творческих письменных заданий».

Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью различных форм письменных заданий в современных УМК, а также низкими результатами школьников при выполнении письменной части ЕГЭ по немецкому языку, особенно варианта С2 – «Эссе».

Учащиеся, как правило, не осознают необходимости знания иностранного языка, у них нет интереса к этому предмету, так как они не видят практических результатов работы над языком. Один из путей  решения этой проблемы – направить  учебный процесс  на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития, в том числе через использование творческих письменных заданий, что в свою очередь положительно скажется на формировании коммуникативной компетенции учащихся.

    Объектом исследования является процесс обучения иноязычной письменной речи.

    Предметом исследования – творческие письменные задания.

    Цель курсовой работы заключается в изучении влияния творческих письменных заданий на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи исследования:

  1. изучить научную литературу по теме исследования;
  2. рассмотреть виды письменных упражнений;
  3. проанализировать виды и характер письменных заданий в современных учебно-методических комплексах по немецкому языку;
  4. разработать творческие письменные задания для старшей ступени обучения немецкому языку.

     В качестве источника для анализа использовался учебно-методический комплекс по немецкому языку «Deutsch.Kontaktе» Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной для 10-11 классов.

     Курсовая работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

     Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи, характеризуется предмет и объект курсовой работы.

     В первой главе рассматриваются  общие сведения о письме как продуктивном виде речевой деятельности, раскрывается понятие «креативного письма».

Согласно определению лингвистического словаря В.Н.Ярцевой, письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени [Ярцева, 1990: 346].

В методикеписьмо — объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано [Леонтьев, 1991: 178].

     Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме [ValentinMerkelbach, 1993: 20].

    Вторая глава нацелена на проведение анализа письменных упражнений учебно-методического комплекса по немецкому языку «DeutschKontakt» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной и разработку творческих письменных упражнений для данного УМК.

    В заключении приводятся выводы, полученные в результате работы.

     Общее количество использованной литературы - 13, в том числе два учебных пособия немецких авторов.

    Приложение включает практический и наглядный материал.

ГлаваI. Теоретические основы развития умений креативного письма

  1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

Письмо — сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает свою речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

В лингвистике подписьмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью — книжный стиль речи[Гальскова, 2004: 105]. В психологииписьмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь — это процесс выражения мыслей в графической форме. В методикеписьмо — объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано [Соловова, 2003: 187].

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо — это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой, так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно [Рогова, 1991: 137].

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков — письменного текста [Колкер, 2000: 184].

Не отрицая сходства между письмом и говорением, Е.Н.Соловова выделяет ряд отличий между ними [Соловова, 2003: 190]. Письменное высказывание – это монолог, построенный достаточно полно. В отсутствии непосредственного общения пишущий развертывает высказывание, чтобы избежать непонимания своих мыслей. В связи с этим письмо содержит дополнительные сведения, определения, конкретизирующие признаки. Мы стремимся излагать информацию последовательно и логично, ясно и сжато, т.к. не будет возможности что-то изменить, повторить и разъяснить написанное.

   Поэтому именно письменная речь тщательно продумывается, оттачивается, автор что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное. Как правило, для этого имеется время (дома или на занятии). Письменный текст четче структурирован, т.к. есть возможность его проверить. Одна из главных характеристик устного текста – его спонтанность. Говорящий может по ходу прерываться, импровизировать, порой теряя логику высказывания. Для создания письма требуется больше времени. Письменные тексты более требовательны к нормативности языка. Очень отличается длительность формирования навыков устной и письменной речи. Научиться говорить на иностранном языке можно быстро в процессе обучения в соответствующей языковой среде, т.е. в естественных условиях, как учатся говорить на родном языке дети. Чтобы научиться писать, надо прилагать усилия, необходимы специальные и длительные упражнения [Маслыко, 1996: 60].

Письмо также связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливаются графемно - фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором — кодирование, зашифровка сообщения.

Рассмотрим лингвистическоесодержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимся возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством изучения иностранного языка.

Во-первых, это графика - совокупность всех средств данной письменности. Изучаемые в школе языки: английский, немецкий, французский — пользуются латинской графикой. Графика названных языков существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них, в свою очередь, имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена набором алфавитных единиц. Сравнение начертаний букв печатного и письменного шрифтов показывает, что у одних графем наблюдаются близкие соответствия, у других — печатный и рукописный варианты резко отличаются друг от друга.

Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография — правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все другие ошибочными.

В-третьих,— запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц. Основное назначение записи на всех уровнях заключается в более глубоком осознании особенностей единиц языка и речи и, следовательно, в лучшем их запоминании.

В-четвертых,— письменная речь в условиях школы. Это может быть написание письма, а также реферата и аннотации. Последние тесно связаны с работой учащихся по чтению, главным образом в старших классах [Леонтьев, 1991: 194] .

    Если рассматривать письмо вообще как продуктивную коммуникативную деятельность, потребность в которой проявляется в жизни через личные мотивы (написать письмо, заявление) или общественную необходимость (доклад, отчет), то в процессе обучения иностранным языкам логичными видятся письменные упражнения коммуникативной направленности с соответствующими задачами.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком[Шатилов, 1977: 117].

1.2. Особенности обучения письменной речи в средней школе

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи [Салистра, 1958: 95].

Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:

- поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе);

- вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам;

- объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни);

- меню, рекламы, приглашения;

- соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, обращения (к руководителю, к общественности), ответы на заявления, автобиографические сведения;

- характеристики, заполненные анкеты и бланки, справки;

- опорные схемы (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности, для выполнения задания), рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные);

- дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии, конспекты, заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии  (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства);

- отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев), изложение прочитанного или услышанного, резюме;

- сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры статей в газете, событий за неделю, аннотации книги или  фильма, рефераты, тезисы;

- проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения, рассказы, стихи  разной формы [DeutschSIIKompetenzen, 2006: 47].

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований.

Письменная монологическая речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение [Колкер, 2000: 139].

Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.

Отсюда письменная речь должна быть максимально информативной и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста [Шатилов, 1977: 114].

Письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Bсе это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер [Гальскова, 2004: 153].

Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.

Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом различного происхождения обоих видов речи.

Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.

Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.

Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли [Маслыко, 1996: 63].

Основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение, т. е. наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате такого тщательного обдумывания появляется письменный текст, обладающий рядом качеств, как по содержанию, так и по форме, а именно:

текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям изучаемого языка;

эти модели наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, грамматическими, орфографическими);

текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации:

-изложение развертывается последовательно, логично:

в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо скромпрессированная информация, как на языковом, так и на смысловом уровнях;

-изложение характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата.

Задача обучения письменной речи, порождению различных текстов, отвечающих перечисленным качествам, сводится, таким образом, к формированию у обучаемых определенных речевых умений [Рогова, 1991: 142].

Детальное изучение специфики порождения того или иного текста - продукта письменной речи - позволило исследователям этой проблемы выявить реестр умений, многие из которых функционируют при создании почти всех форм письменного сообщения. Эти умения, расположенные в порядке их усложнения, можно представить в виде следующей иерархии:

  1. передача основной информации (основного содержания прочитанного/прослушанного текста):
  2. передача главной идеи/главной мысли (прочитанного/прослушанного текста);
  3. описание (краткое/детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;
  4. доказательство (с приведением аргументов, иллюстрирующих примеров);

обзор, комбинирование, объединение фактов;

  1. характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому (согласия/несогласия, одобрения/неодобрения, порицания, удивления, восторга, радости, печали и др.);

реферативное изложение, аннотирование;

рассуждение, комментирование и др. [Леонтьев, 1991: 95].

Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.

Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование - отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне языковые компоненты (жесты, мимика и т. д.), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения [Колкер, 2000: 188].

Таким образом, письменная речь, как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.

  1. Развитие навыков творческой письменной речи учащихся

В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо» (творческое). Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме [ValentinMerkelbach, 1993: 15].

Интерес к креативному письму появился в 80-х годахXIX века. Согласно учебным планам сочинение текстов должно было содержать сочинение творческих текстов и побуждать к письму для выражения своей фантазии. Считалось, что письмо имеет образовательную функцию совместно с развитием «Я» - личности и внутреннего мира ученика. Письмо служит для самоубеждения, самопонимания и восприятия идентичности. В центре стоит Я - личность, которая формулирует свое восприятие самого себя, других людей и мира, при этом систематизирует и делает доступным. Учащиеся должны научиться употреблять при письме большое разнообразие литературных видов текстов, поэтически- чувственные средства, такие как тон, ритм, образ, потому что данные средства могут облегчить написание [ValentinMerkelbach, 1993:137].

Особенность упражнений «креативного письма» состоит в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей.

Не следует забывать три важнейших условия при введении на занятиях креативного письма: цели обучения, принципы, методы и приёмы обучения, а также учебный контроль.

Написание письма - очень удачная форма упражнений, носящих полифункциональный характер. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.

На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.

На следующем этапе работы обучающимся предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения [DeutschSIIKompetenzen, 2006: 62].

Как известно, в современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Так, Е.Н. Соловова выделяет директивный, лингвистический и деятельностный подходы [Соловова, 2003: 194]. Так как целью директивного (формального) языкового подхода является в первую очередь корректность написанного, а содержательная сторона отходит на второй план и основными признаками лингвистического или формально-структурного подхода являются «жесткое» управление процессом письменной речи, большое количество рецептивно-репродуктивных упражнений, то мы подробнее остановимся на деятельностном или содержательно-смысловом подходе к обучению письменной речи. В данном подходе письмо рассматривается как творческий процесс, в ходе которого происходит осознание и формирование мыслей.      Целью процесса является продукция текста на основе индивидуального творчества обучающихся или учебной группы. Деятельностный подход позволяет организовать процесс овладения иноязычной письменной речью в соответствии с принципами личностно - деятельностного обучения.     Концентрация на процессе, а не на результате деятельности, самостоятельность обучающегося в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений (сочинений, эссе, сказок, стихов и т.п.) отличают обучение в рамках данного подхода, а ориентация на личностное повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

    При деятельностномподходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе, в ознакомлении их с различными стратегиями и приемами работы, а также редактировании собственных текстов. Таким образом, мы снова приходим к креативному письму. Творческое письмо дает возможность обучающимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные письменные произведения для тренировки умений чтения и говорения.

 «Креативное письмо» может происходить только в особой атмосфере творческой свободы. Если на занятии присутствует страх, то атмосфера абсолютно бесперспективна для творчества, в том числе и для креативного письма.

Важнейшей целью обучающего «креативного письма» является порождение и поддержание радости в процессе письма.

      Продуктивное творческое письмо может использоваться уже на раннем этапе обучения. Сначала можно рекомендовать различные виды опор: зрительную наглядность (предметы быта, картинки, фотографии), звуковую наглядность (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную наглядность (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т.д.). По мере обретения обучающимися опыта творческого письма снижается роль опор и возможны задания без опоры, например спонтанное творческое письмо о том, что вас в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т.д. [ValentinMerkelbach, 1993: 58].

    Интересны упражнения с опорой на так называемый музыкальный текст, т.е. инструментальную музыку без слов. Субъективные ассоциации слушателя как бы находятся под влиянием настроения музыкального произведения. Эти ассоциации находятся в центре внимания. Музыка сама по себе теряет самостоятельное звучание. В этом случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, креативному письму. От выбора музыкального произведения зависит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние. Например, медитативная музыка хорошо подходит при описании фантастических путешествий.

    Еще одна форма «креативного письма» – поэзия. Это может быть «хайку» как самая малая мировая поэтическая форма или так называемые эльфы – 11 слогов, составленных в определенном ритмическом рисунке.

Креативными являются письменные истории от лица какого-либо героя или какого-либо предмета об истории его жизни, письменное продолжение какой-либо прерванной истории или известного литературного произведения, мини-сочинения или эссе по выбранной цитате [http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/07/image/07-101.pdf].

Среди творческих письменных заданий особое место занимает написание рассказов. Для того чтобы управлять исполнением задания, учащимся могут быть предложены вопросы, на которые им предлагается ответить в форме придумывания рассказа.

Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Бывают следующие виды современных диктантов: репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий. Репродуктивный диктант - это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее учесть результаты этого обсуждения).

Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов. Задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать партнеру (партнерам). После этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. Для коллективного творческого диктанта учащиеся могут также вместе нарисовать на доске картину (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может также проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов (заданного количества) и т.п. Возможен диктант в виде записи «телефонограммы», в форме игры в «испорченный телефон» и т.п. [DeutschSIIKompetenzen, 2006: 83].

Творческие работы типа очерка или сочинения, выполняемые на определенную тему, начинаются с так называемого тематического вступления, за которым следует тематическая фраза, развиваемая в тематических примерах  и завершаемая переформулированием тематической фразы.

Важной частью письменного задания является разработка идеи. Это упражнение нередко принимает форму мозгового штурма - привлечения коллективных ресурсов. Например, для разработки рекламы необходимо вначале определить объем текста, шрифт и расположение фраз, характер фраз, отобрать легко узнаваемые и запоминаемые слова, придумать «приманку для покупателя».

Письменные креативные задания обладают огромным обучающим потенциалом и, по нашему мнению, могут быть использованы на каждом занятии по иностранному языку. Преподаватель подбирает и включает их в учебный план исходя из учебных целей и уровня умений обучающихся [ValentinMerkelbach, 1993: 115].

Выводы по первой главе

В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. Письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т. д.

Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее. Особую роль при этом играет использование творческих письменных заданий, которые интересны и полезны для учащихся старших классов.

ГлаваII.  Практическое использование творческих письменных заданий как продуктивного вида учебной деятельности

2.1. Виды письменных упражнений

Рассмотренные выше специфические особенности письменной речи как вида речевой деятельности и репрезентирующие ее в процессе письменного общения перечисленные умения обусловливают трудности этой деятельности для изучающих иностранный язык. Эти трудности могут быть преодолены при условии использования научно обоснованной методики и, в частности, целенаправленно разработанной системы упражнений, базирующейся на современных принципах методики обучения иностранным языкам.

Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики.

Леонтьев А.А. в «Общей методике обучения иностранным языкам» приводит следующие типы письменных высказываний и формирующие их упражнения:

Умение составить план и тезисы прочитанного/прослушанного текста облегчает обучаемым овладение другими формами письменной речи, в частности - изложением и конспектированием.

совершенствуются умения рецептивных видов речевой деятельности, понимания и запоминания воспринимаемой рецептивно информации:

-вырабатываются умения ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логической последовательности фактов, событий, явлений, о которых идет речь в тексте:

развивается умение дифференциации информации;

формируется умение логично, последовательно, выразительно, четко излагать в письменной форме воспринятую информацию;

контролируется усвоение языкового материала, уровень развития языковых навыков и умений излагать письменно определенное содержание.

Различают следующие виды изложений:

  1. краткий письменный пересказ фабульного текста на иностранном языке: подробное, детальное изложение услышанного рассказа;
  2. изложение содержания повествования от другого лица, от имени одного из персонажей; изложение - версия пишущего с сохранением канвы авторского повествования [Леонтьев, 1991: 261] .

Маслыко Е.А. и Бабинская П.К. в «Настольной книге преподавателя иностранного языка» выделяюттренировочные иречевые упражнениям(см. Приложение №1).

Целью тренировочных упражнений  является овладение языковым материалом в графическом оформлении и подготовка к операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К данной группе относят разнообразные упражнения с моделями: имитация, подстановка, трансформация, отбор, конструирование, комбинирование, сокращение, расширение, перевод и др. Эти упражнения могут снабжаться ключами для самоконтроля и выполняться во внеаудиторное время.

К речевым упражнениям относят все виды заданий, обучающих передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме. Эти упражнения, с помощью которых формируются различные умения письменного высказывания, базируются на типологии различных форм письменных сообщений. Выделяютречевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно - речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно - речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

Письменные  тренировочные языковые упражнения

1.Перепишите разные, отличающиеся друг от друга по лексико-грамматическому оформлению, предложения.

2.Ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям.

3.Выберите правильный ответ на поставленный вопрос из ряда данных и запишите его в тетрадь (на доске).

4.Раскройте скобки в предложении.

5.Подставьте в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложений.

6.Трансформируйте выделенные в предложении слова в заданную форму.

7.Вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова, заполняющие соответствующие пропуски.

8.Переведите с родного языка на иностранный указанные предложения и запишите их.

9.Замените слова и словосочетания в предложениях.

10.Расширьте или сократите предложения по образцу.

11.Трансформируйте прямую речь в косвенную.

12.Выпишите из текста предложения для иллюстрации употребления заданных слов, словосочетаний и грамматических структур.

13.Объедините разрозненные реплики диалога и предложения и перепишите в форме единого, логичного текста.

Речевые упражнения для обучения написанию письма

1.Просмотрите приведенные речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признательности.

2.Выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма.

3.Просмотрите тексты писем и определите коммуникативно-смысловую задачу каждого из них.

4.Проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов.

5.Определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности; поздравление, приглашение и т. д.).

6.Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-л., приглашение).

7.Определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте переходы от одной мысли к другой; укажите средства обращения к адресату; средства выражения отношения автораиоценки описываемых событий.

8.Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачуиситуацию написания письма.

9.Проанализируйте образцы оформления конвертовилиста бумаги для письма, заполните ряд конвертов с учетом характера письма, напишите свой адресидату написания письма в верхней части листа бумаги.

10.Составьте письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое) для соответствующих ситуаций общения.

11.Составьте письмо проблемного характера (письмо-сообщение, письмо-описание, письмо-рассуждение, письмо-повествование), используя соответствующий стиль и подбирая оформляющие речевые средства с учетом ситуаций общения.

12.Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения.

13.Составьте письма разным адресатам, внося соответствующие изменения в один и тот же текст сообщения с учетом их возможного отношения к излагаемой информации.

Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом

1.Озаглавьте абзацы текста.

2.Составьте тезисы к каждой смысловой части текста.

3.Выпишите из текста 7—10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений.

4.Составьте план пересказа с учетом указанной письменно - коммуникативной задачи.

5.Составьте письменный пословный (избирательный, дифференцированный, ориентированный, сжатый) пересказ основного содержания текста.

6.Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.

7.Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.

8.Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстративных материалов.

9.Подготовьте тематическое или проблемное сообщение в письменном виде для последующего устного воспроизведения в ситуации публичного общения.

10.Подготовьте тезисы для устного публичного выступления по определенной проблеме, включите в выступление содержательный материал текста.

11.Составьте конспект содержания текста, укажите речевые средства передачи основного содержания текста.

12.Составьте реферат текста.

13.Составьте аннотацию текста.

14.В соответствии с планом устного выступления составьте его конспект (тезисы), используя конкретный текст или подборку текстов по теме или проблеме.

Письменно - речевые упражнения для обучения иноязычной речевой деятельности

Чтение на иностранномязыке

1.Выпишите из текста встречающиеся впервые слова и словосочетания, фразеологизмы и иллюстрирующие их употребление предложения.

2.Параллельно с чтением текста составьте тезисы, запишите определения, толкования, формулировки, мнения.

3.Сформулируйте письменные ответы на вопросы, поставленные субъектом чтения (указываются разные типы читающего и ситуации разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего).

4. Всоответствии с названными задачей и ситуацией чтения найдите в тексте и выпишите необходимую информацию, укажите оформляющие ее иноязычные речевые средства.

5.Сделайте письменный обзор (реферат) по теме или проблеме, используйте при этом различные источники на иностранном языке.

6.Составьте рефераты (аннотации) по статьям специального журнала (сборника).

7.Составьте письменный проблемный обзор литературы по специальности.

8.По аналогии со статьей (ее структурой) подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале.

Восприятие письменной речи

1.Систематизируйте имеющуюся в письме информацию, отметьте материал, требующий реагирования, подчеркните заслуживающие внимания места.

2.Составьте ответ на письмо, учитывая его содержание, характер автора, соотнесенность коммуникативных ситуаций автора письма и его получателя.

3.Отвечая на вопросы, поставленные в письме, прокомментируйте их, выразите свое собственное мнение.

4.Оформите собственное инициативное письмо - ответ, учитывая свою коммуникативную ситуацию письменной речи.

Инициативное письменное общение

1.Назовите и охарактеризуйте различные формы письменной речи в общении, совместной деятельности, межличностном взаимодействии.

2.Ответьте на письменное обращение к вам. Учтите при этом коммуникативные ситуации его написания отправителем и получения его вами.

3.В соответствии с разными коммуникативными задачами, характерными для актуальной (реальной) и потенциальной (будущей) деятельности составьте письменные обращения к другим лицам. Объясните характер, содержание и форму этих обращений.

4.В соответствии с одной и той же коммуникативной ситуацией составьте различные письменные обращения,учитывая разные роли адресатов в совместной деятельности и межличностном взаимодействии.

5.В процессе устного общения сделайте записи, заполните бланк, напишите записку, сделайте заметки на память, внесите адрес в записную книжку, запишите планируемую работу в ежедневник.

Письменныйперевод

1.Выполните письменный перевод отдельных предложений (текста с листа).

2.Выполните последовательный перевод устного сообщения на основе письменных заметок.

3.Подготовьте на иностранном языке письменный реферат одного или нескольких текстов на русском языке.

4.Составьте аннотацию русского текста на иностранном языке.

5.Переведите фрагменты текста с родного на иностранный язык, используя список слов, а также слова на полях (в подстрочнике, в скобках).

6.Выполните письменный переводной диктант.

Практика письменной речи

1.Сделайте письменное переложение печатного текста по памяти,

2.Сделайте письменное переложение аудиотекста по памяти.

3.Сделайте письменное переложение текста по плану.

4.Выполните письменный перевод печатного текста со словарем.

5.Напишите сочинение по теме в соответствии с планом.

6.Напишите тексты писем с различной коммуникативно-целевой установкой и с обязательным соответствующим оформлением.

7.Составьте конспект лекции, статьи.

8.Подготовьте конспект по теме (проблеме) учебного занятия.

9.Напишите отчет о проделанной работе.

10.Составьте письменные предложения по решению вопроса [Настольная книга преподавателя иностранного языка, 1996: 148-161].

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Все упражнения выполняются письменно.

Интерес, представляют, например, такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах;

- поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т.д.;

- подберите ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др.

На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение, необходимое каждому образованному человеку.    Реферат — это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.

Написание реферата дает возможность составителю выделить втексте основную информацию и запомнить ее. Написание реферата формирует у учащегося действии по трансформации различных лексических и грамматических средств языка для более краткой передачи смысла.

Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения иностранного языка неоценима.

Аннотация — предельно краткое изложение главного смысла текста. В ней передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации излагается своими словами, что и позволяет обеспечить в большинстве случаев высокую степень абстрагирования, обобщении смысла оригинала (исходного текста). Написание оригинала требует использования специальных клише, которые часто носят оценочный характер.

2.1.  Анализ использования письменных заданий в современных УМК

Основные виды креативного письма, которые мы рассмотрели в первой главе курсовой работы, должны быть изучены не только теоретически, но и практически.

  С этой целью нами были рассмотрены упражнения, направленные на развитие и тренировку креативного письма, из учебника по немецкому языку «Deutsch.Kontaktе» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной. Данный учебник разработан для изучения иностранного языка в 10-11 классах.

Целью практической части является выявление основных видов письменных заданий (креативного письма) на данной ступени обучения.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. выявить задания из учебника, направленные на развитие креативного письма;
  2. проанализировать и дать оценку результативности использования данных заданий;
  3. разработать задания на развитие креативного письма, которые могли бы быть использованы на старшей ступени обучения.

Учебник немецкого языка Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной состоит из 4 глав, направленных на изучение 4 тем: «Jugendliche,wiegeht`s?», «Bundesländer,wasNeues?», «KreativKulturerleben», «ImTrendderZeit». Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.

Авторы учебника определяют, что учащиеся должны уметь:

1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную

информацию.

2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.

3. Составлять и заполнять анкету.

4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.

5. Писать заявление о приеме на работу.

6. Писать краткую / развернутую автобиографию.

7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.

8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.

В ходе анализа было выявлено большое количество заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции. К письменным заданиям данного учебника относятся:

1) Schreiben Sie kleine Geschichten zu den einzelnen Bildern. Machen Sie es in Kleingruppen.

Для выполнения данного задания авторы предусмотрели опору- перечень вопросов, помогающих составить рассказ.

2) Schreiben Sie einen kleinen Bericht über Jutta. Schreiben Sie ihn aus der Perspektive eines Freundes von Jutta.

На наш взгляд данное упражнение содержит в себе элементы креативного письма- учащиеся могут расширить информацию из монолога самой девушки, через выражение своего отношения к ней.

  1. Stellen Sie sich vor, Sie sitzen in einem Cafe oder in einer Bar und beobachten die Jugendlichen. Beschreiben Sie sie.

Авторы учебника предлагают выполнить данное задание самостоятельно, с последующим обсуждением в классе.

Ученики описывают подростков, наблюдаемых, например, в реальности, или используют вымышленные образы, что требует наличия фантазии и творчества.

Данное задание предполагает монологическое высказывание. Но его можно отнести и к разряду креативного письма- учащиеся выражают свои мылcи в письменной форме.

  1. Machen Sie eine Collage zum Thema „Wir und unsere Eltern. Probleme?!“. Sammeln Sie Fotos, schreiben Sie kurze Geschichten.

На наш взгляд, это задание включает в себя применения творчества учащихся. Соответствующие картинки могут облегчить процесс подготовки и написания историй.

  1. Was halten Sie persönlich für echte Liebe? Sprechen Sie darüber in Partnerarbeit! Machen Sie dabei die nötigen Notizen.

Целью данного задания является развитие коммуникативной компетенции. Письмо как вид деятельности используется косвенно - делаются пометки мыслей.

  1. Versuchen Sie, eine Übersetzung von einem der Gedichte ins Russische zu machen.

Перевод стихотворений с иностранного языка – креативный вид работы, т.к. учащиеся выражают свое понимание произведения с помощью письменной речи. Работа может осуществляться и в парах.

  1. Sammeln Sie passende Bilder zum Thema „Karriere oder Familie“. Machen Sie eine Collage und lassen Sie Ihre Mitschüler raten, was Sie sich wünschen.

Данное задание направлено на развитие письменной речи. Учащиеся выражают свой выбор между семьей и работой с помощью коллажей, оформляя их в любой понравившейся им форме.

  1. Schreiben Sie alle zusammen eine Geschichte über die ideale Familie in der Zukunft.

Учащиеся могут описать знакомую им семью, которая является для них образцом, или выдумать идеальную.

  1. Welche typischen Charaktereigenschaften werden öfter genannt? Schreiben Sie die Liste der typischen deutschen Charaktereigenschaften.

Учащиеся составляют список типичных качеств немцев не только на основе прочитанного текста, но и на основе собственных знаний и, возможно, наблюдений.

  1. Sammeln Sie alle möglichen Fragen, die Sie an Deutschen stellen möchten. Sie können einen Brief schreiben. Schreiben Sie die Liste der Charaktereigenschaften, die Sie „typisch Russisch“ finden. Vergleichen Sie sie mit den „typisch Deutschen“.

Данноезаданиеявляется итоговым по данной теме. Учащиеся должны охарактеризовать типичного представителя немецкой нации, а затем - русской. В заключение учащимся предлагается сравнить типичные немецкие и русские черты.

  1. Übersetzen Sie ins Deutsche. Gebrauchen Sie die folgenden Konjunktionen : bald… bald, sowohl… als auch.

Задание предполагает перевод с русского языка на немецкий. На наш взгляд, данное задание не носит творческого характера.

  1. Rekonstruieren Sie die Geschichte und lesen Sie jetzt, was Leila selbst über ihr Leben in Deutschland erzählt. Nummerieren Sie die Textteile.
  2. Schreiben Sie zu Hause: Was können Sie selbst Julia raten?

Учащиеся, узнав проблемуJulia, дают ей советы в письменной форме. Они предлагают наиболее подходящий выход из ситуации на основе своего опыта и со своей точки зрения.

  1. Wie verstehen Sie die folgenden Worte „Wir sind alle Ausländer- fast überall“? Schreiben Sie einen Aufsatz dazu.

Написание сочинения подразумевает выражение своих мыслей и мнения в письменной форме.

  1. Ordnen Sie die Wörter und Wortverbindungen in der Tabelle in zwei Spalten: positiv und negativ.
    • Тема «Literatur»
    1. Ordnen Sie die Information der Tabelle zu. Ergänzen Sie die Tabelle.
    2. Möchten Sie an den Autor einen Brief schreiben? Welche Fragen würden Sie stellen? Oder teilen Sie die eigenen Eindrücke mit?

Данное задание относится к креативному письму. Учащиеся придумывают содержание письма, адресованное автору произведения.

  1. Welches Buch möchten Sie Ihrem Freund empfehlen? Warum? Schreiben Sie einen Buchtipp nach dem Plan.
  2. Schreiben Sie einen Bericht über einen der Schriftsteller.
    • Тема «Musik»
    1. Hören Sie das Musikstück und schreiben Sie Wörter oder kurze Sätze auf, die Ihnen beim Hören einfallen.

Данное задание интересно по содержанию. Музыка вызывает определенные эмоции  чувства. Учащиеся записывают то, что представляют во время прослушивания.

  1. Stellen Sie sich vor, Sie möchten Ihre Freunde aus Deutschland ins Konzert einladen. Übersetzen Sie ins Deutsche einige Programmangebote aus der russischen Wochenzeitschrift.
  2. Machen Sie eine Collage zum Thema „Jugendliche und Musik“.
    • Тема«Bildende Kunst»
    1. Schreiben Sie eine kleine Geschichte. Vermuten Sie, wie kann diese Liebesgeschichte enden?

Выполнение данного задание призывает учащихся к творчеству, что так важно для креативного письма.

  1. Versuchen Sie das Bild „Die Jungfrau“ selbst zu beschreiben.
  2. Welche Assoziationen zu Bild und Titel haben Sie? Schreiben Sie es mit Stichwörtern.
  3. Übersetzen Sie den Bericht ins Russische.
  4. Betrachten Sie das Bild von Paul Klee. Schreiben Sie Ihre Gedanken über es.
  5. Machen Sie ein Poster oder eine Broschüre für Touristen „Bildergalerie“. Sammeln Sie dazu Bilder, die Ihnen gefallen, verschiedene Ausschnitte aus den Zeitungen oder Zeitschriften. Schreiben Sie selbst Bildbeschreibung.

Это задание полезно и интересно не только в лексическом плане. Благодаря креативному подходу у учащихся развивается письменная речь.

1) Machen Sie einen Poster zum Thema „das Neuere Deutsche Kino“. Schreiben Sie drei Geschichten, sammeln Sie Bilder, Fotos, die Ihrer Meinung nach dazu passen.

  1. „Warum würde ich einen Job in den Ferien annehmen?“. Sammeln Sie Argumente pro und contra.
  2. Fertigen Sie eine Collage mit Bildern, Fotos, die über den Ferienjob der Jugendlichen in Russland informieren.
    • Тема «Studium»

1) Was glauben Sie, worum geht es im Text „Tillmann hat schon wieder Spaß am Lernen“? Schreiben Sie Ihre Vermutungen.

2) Verkürzen Sie den Text in kleineren Abschnitte.

3) Machen Sie einen Poster zum Thema „Unser letztes Schuljahr: Wünsche und Träume“ [Воронина, 2007].

Таким образом, в учебнике «DeutschKontakt» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной применяются в основном следующие письменные задания: написать историю, ключевые фразы, письмо, сочинение; перевести; описать; подготовить коллаж или плакат (брошюру) (см. Приложение №2). Способ предъявления задания: описание коммуникативной ситуации, требующей письменной реакции. Лишь некоторые задания содержат в себе элементы креативного письма.

2.3. Использование творческих письменных заданий как средства развития коммуникативных навыков учащихся

Проанализировав УМК  по немецкому языку «Deutsch.Kontaktе» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной, мы пришли к выводу о необходимости дополнить существующий учебник элементами креативного письма, которые, на наш взгляд, наиболее полно учитывают интересы учащихся старшей ступени обучения и требуют применения творчества при их выполнении.

Поскольку целью нашей работы является развитие коммуникативной компетенции учащихся, то в качестве вспомогательного средства при решении практических задач нашего исследования послужил компьютер, и в частности, Интернет с его возможностью созданий подлинно-речевых  учебных ситуаций общения на иностранном языке (форумы, чаты, социальные сети).

Нами была также проведена предварительная работа по обучению школьников общению со сверстниками в социальной сети, проанализированы основные особенности коммуницирования (речевые обороты, клише, сокращения и.т.д.), рассмотрены основные стилевые особенности различных жанровых форм письменной речи.

Темы

Задания

«Wer ist das?»

- Stellen Sie ein wöchentliches Horoskop für Ihre Freundin zusammen undveröffentlichen Sie es im Sozialnetz.

- Schreiben Sie einen kritisierenden Brief zum Interview mit Jutta.

- Schreiben Sie einen Artikel für die Zeitschrift „10 Ratschläge, um mit einem Jungen (einem Mädchen) im Cafe bekannt zu machen“.

«Kinder –Eltern-Kontakte»

- Befragen Sie Ihre Freunde oder Mitschüler  über ihre Eltern. Bereiten Sie einen Rechenschaftsbericht vor.

- Schreiben Sie den Brief an Ihre Freundin und geben Sie ihr  Ratschläge, wie sie sich mit ihren Eltern versöhnen kann.

- Schreiben Sie ein Gedicht zum Thema «Kinder –Eltern-Kontakte» (хайку).

- Schreiben Sie einige „Empfehlungen“, wie man sich mit den Eltern verzanken kann.

- Machen sie das Projekt „ Die bekanntesten Konflikte zwischen Eltern und Kindern. BenutzenSiedieForumsangaben (http://www.elternfragen.net).

- Besprechen Sie die Kinder-Eltern-Konflikte in einem der Diskussionsforen (http://www.elternfragen.net)

«DieersteLiebe»

- Schreiben Sie eine ungewöhnliche Liebeserklärung.

- Schreiben Sie den Erinnerungsbrief „Meine erste Liebe“.

- Schreiben Sie die Charakteristik eines verliebten Menschen.

- Schreiben Sie die Antwort auf den Liebesbrief.

- Bereiten Sie die Wandzeitung „Die erste Liebe. Wieistsie?“vor.

-Schreiben Sie den Artikel für eine Zeitung zum Thema: „10 Merkmale meines Traummannes (meiner Traumfrau)“.

- Fragen Sie Ihre Partnerin im Sozialnetz „Wie kann man eine Liebeserklärung machen“.

«DieNation»

- Beschreiben Sie die typischen russischen Jugendlichen.

- Machen Sie das Projekt „Typisch Russisch / Typisch Deutsch“.

- Schreiben Sie eine Erzählung über einen Tag eines typischen Deutschen in Russland.

- Machen Sie eine Anweisung, wie sich die Russen in Deutschland benehmen müssen.

- Schreiben Sie die Information für ein deutsches Forum über die Charakterzüge der Russen. Fragen Sie Ihre Freunde, ob sie damit einverstanden sind. Sie können auch Ihre Meinung im Forum „Der russische Charakter und Brauchtum“ (http://www.tripadvisor.de/ShowTopic-g294459-i705-k2865513-Der_russische_Charakter_und_Brauchtum-Russia.html) lassen.

«Ausländer»

- Machen Sie eine Statistik „Ausländer in Russland 2021“.

- Machen Sie die Werbungsplakate zum Tierschutz.

- Sammeln Sie die Information über das Verhalten der Russen zu den Ausländern.

- Machen Sie das Programm „das Verbot der Ausländereinwanderung in Russland.

- Machen Sie eine Collage zum Thema „Ausländer in meinem Land. Cool!“.

«Ökologie»

-  Machen Sie das Projekt zum Schutz der  streunenden Hunde und Katzen.

- Machen Sie die Skizze „Ökologie in meiner Stadt“.

- Denken Sie ein neues Tier aus und beschreiben Sie es.

- Besprechen Sie mit Ihren Freunden in der Form eines Internet-Forums das Problem der Ökologie in anderen Städten.

«Literatur»

-MachenSiedieBuchbesprechungvonHarryPotter“.

-SchreibenSiedieInhaltsangabeeinesBuches.

- Schreiben Sie das Märchen „Aschenputtel“ modern.

- Machen Sie eine Collage zum Thema „Was lesen die jungen Leute?“.

- Schreiben Sie Ihre Eindrücke von einem literarischen Werk für das Kulturforum, z.B:Deutsch-Forumhttp://www.uni-protokolle.de/forenoderhttp://www.

capriccio-kulturforum.de

«Musik»

- Schreiben Sie den Artikel „Wie kann man populär werden?“.

- Machen Sie das Aushängeschild zum kommenden Konzert.

-SchreibenSiedenVertragfürIhreMusikgruppe.

- Suchen Sie die Information im Internet über die populärsten Musikgruppen. MachenSieeinePräsentation.

- Machen Sie den Schreibenprostet gegen die Benutzung des Phonogramms.

«BildendeKunst»

- Bereiten Sie die Collage „die moderne bildende Kunst“ vor.

- Schreiben Sie die Ankündigung der kommenden Gemäldeausstellung.

- Schreiben Sie einen Brief an einem Maler, dessen Gemälde Ihnen gefallen haben.

- Schreiben Sie die Information über eine neue Ausstellung für Ihre Seite im Sozialnetz.

«Filmkunst»

- Schreiben Sie die Rezension Ihres Lieblingsfilms.

- Schreiben Sie die Rezension eines Filmes, der bald anläuft.

- Machen Sie einen monatlichen Theateranschlag.

- Schreiben Sie eine Einladung  an Ihre Freunde zum Kinobesuch im Sozialnetz.

- Schreiben Sie einige Tipps: „Wie muss man sich im Kino benehmen“.

«Ferienjob»

-MachenSiedasTagesbucheinesArbeiters.

- Machen Sie das Projekt „ Die gefragten Berufe bei den jungen Leuten in Tjumen“.

-SchreibenSieeineAnzeigeIchsucheeinenJob…“.

- Schreiben Sie den Artikel „Wie und wo kann man Geld in Tjumen verdienen?“.

- Schreiben Sie die Klage eines Arbeitsgebers über seine Arbeitnehmer.

- Schreiben Sie Ihren Lebenslauf an Ihrer Seite  im Sozialnetz  auf  Deutsch.

- Schreiben Sie den Aufsatz „Wie bin ich ein Millionär geworden“.

«Studium»

- Schreiben Sie einige Tipps: „Was sollen die Schüler nicht machen“.

-MachenSiedieCollageMeinlustigesSchulleben“.

- Schreiben Sie ein Gedicht über Ihre Schule.

- Schreiben Sie den Aufsatz „Wenn ich Schuldirektor wäre…“.

-Machen Sie die Gratulationskarte zum Abschluss des Schuljahres an den Wänden Ihrer Freunde im Sozialnetz.

Выводы по второй главе

Анализ современных УМК по немецкому показал, что в современных учебниках уделяется недостаточное внимание письму как продуктивному виду речевой деятельности. Большая часть письменных заданий носит коммуникативный характер, но при этом задания являются традиционными, порой не отвечающие современным требованиям и не вызывают интерес у учащихся при их выполнении. Творческие письменные задания способствуют не только развитию лексических и грамматических навыков, но и позволяют раскрыться учащимся, проявить свою креативность.

В связи с тем, что молодежь проводит большую часть времени  в виртуальном пространстве,  необходимо предлагать выполнение заданий в формах,  приближенных  к современному способу общения школьников (cоциальные сети, форумы, чаты,ICQ).

Заключение

Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что письменная речь является существенным средством в развитии мышления школьников. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями.

Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Известно, что для уяснения мысли лучше всего попытаться написать, выразить эту мысль письменно. Именно поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления.

Следует отметить, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Конечным результатом грамотного и правильно спланированного подхода к преподавательской деятельности в области обучения письму является высокий уровень грамотности учащихся, свободное владение языковыми средствами и стилями изложения, умение последовательно и лаконично передавать как собственные мысли, так и воспринимаемые из внешних источников.

В ходе работы мы рассмотрели большое разнообразие письменных упражнений, которые используются на различных этапах обучения в зависимости от целей и задач урока, поставленных учителем.

Анализ учебно - методического комплекса по немецкому языку показал, что в качестве письменных работ чаще всего выступают следующие: написать историю, ключевые фразы, письмо, сочинение; перевести; описать; подготовить коллаж или плакат (брошюру). Способ предъявления задания при этом может быть различным: описание коммуникативной ситуации, требующей письменной реакции. Лишь некоторые задания содержат в себе элементы креативного письма. Поэтому для данного УМК нами были разработаны творческие задания  для каждой темы.

Мы считаем, что предложенные нами задания развивают не только творчество и интерес учащихся к иностранному языку, но и коммуникативную компетенцию. Также поддерживается интерес к изучению немецкого языка.

Перспективами  для дальнейшего исследования являются составление методических рекомендаций для учителей по обучению школьников письменной речи и дальнейшая апробация результатов исследования на практике.

Список использованной литературы

  1. Воронина Г.И. Немецкий язык: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И. Воронина, И.В. Карелина. Книга для чтения / сост. Г.И. Воронина, И.В.Карелина.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2007.- 224 с.: ил.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным  языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб.пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 264с.
  4. Леонтьев А.А.Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам). – 360 с.
  5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Пертова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Пособие для студентов педвузов и учителей.– Минск:Высшая школа, 1996. -   350 с.
  6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Г.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. - 287с. - (Б-ка учителя иностр. яз.)
  7. Салистра И.Д. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1958. - 334с.
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н.Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
  9. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов фак. и  ин-тов инстр. яз.- Л.: Просвещение, 1977.-295с.
  10. Valentin Merkelbach. Kreatives Schreiben, Westermann Schulbuchverlag GmbH, Braunschweig, 1993.- 168 c.
  11. Deutsch SII Kompetenzen. Themen. Training. Westermann Schroedel Diesterwerg Schöningh Winklers GmbH, Braunschweig, 2006. - 400 c.

Список  словарей

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: «Сов. энциклопедия», 1990. - 685 с.

Электронные ресурсы

13.http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/07/image/07-101.pdf




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ В КЛАССАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

2. Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида во внеурочное время

3. МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

4. Отношение УО школьников к учебной деятельности

5. Влияние самооценки на успешность учебной деятельности подростков

6. Исследование зависимости уровня мотивации учебной деятельности от возраста школьников

7. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАСНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТИНГА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫМ СЕТЯМ

9. РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» В 3 КЛАССЕ