Автоматизированное рабочее место медицинского работника дошкольного учреждения



Аннотация

Тема данной дипломной работы — «Автоматизированное рабочее место медицинского работника дошкольного учреждения».

Целью данного дипломного проекта является разработка автоматизированного рабочего места.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы.

Темой анализа предметной области и проектирования АРМ является разработка автоматизированного рабочего места для медицинского работника. Было произведено обследование трудовой деятельности медицинского работника, выявлены концептуальные требования. Был произведен анализ структуры дошкольного учреждения. Разработаны функциональная и структурная схемы автоматизированного рабочего места медицинского работника и спроектирована БД, которая является основным компонентом АРМ.

В разделе «Расчет затрат на разработку и эксплуатацию» проводится обоснование экономической целесообразности разрабатываемого автоматизированного рабочего места.

«Экология и охрана труда» дипломного проекта рассматривает требования к рабочему месту пользователя.

Разработанный программный продукт полностью удовлетворяет требованиям заказчика.

ANNOTATION

The theme of this thesis - "The automated workplace health worker preschool.

The aim of this diploma project is the development workstation.In the introduction the relevance of the chosen topic.

The theme of the domain analysis and design of ARM is to develop a workstation for medical workers. Were investigated employment medical officer, revealed the conceptual requirements. There were analyzed the structure of preschool. Develop functional and structural schemes workstation health worker and designed the database, which is the main component ARM.

In the section "Calculation of the cost of development and operation", we justify the economic feasibility of the developed computer workstation.

"Ecology and Protection of Labour" diploma project examines the requirements for the workplace user.

The software product fully meets customer requirements.

Наименование темыАВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Техническое задание

а) содержание специальной части

1)аналитический обзор автоматизированных рабочих мест

2)проектирование структуры АРМ и базы данных

3)анализ средств реализации автоматизированного рабочего места

4)описание режимов работы созданного АРМ и методов реализации

б) содержание экономической части

1)планирование затрат на создание и эксплуатацию автоматизированной системы

2)экономическое обоснование окупаемости разработки

в) содержание экологической части

1)Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства.

Основная литература и пособия:

1)Агальцов В.П. Базы данных. Учеб. пособие.: – М.: Мир, 2002. – 376 с.

Руководитель дипломного проекта ________________________/Агальцов  В.П./

Консультант по специальной части ______________________/ Агальцов  В.П./

Консультант по экономической части _____________________/ Агальцов  В.П./

Консультант по экологической части ______________________/ Агальцов  В.П./

Задание получил _______________________________________/ Горянская Д.В./

Содержание

Список сокращений……………………………………………………………..6

Введение…………………………………………………………………………7

I  Анализ предметной области и проектирование АРМ

1.1  Задачи…………………………………………………………………9

1.2  Постановка задачи……………………………………………………9

1.3  Анализ предметной области………………………………………...11

1.4  Проектирование структуры базы данных……………………….…18

1.5  Выбор среды программирования…………………………………...22

1.6  Входные данные……………………………………………………...29

1.7  Выходные данные……………………………………………………33

1.8  Методы………………………………………………………………..33

1.9  Инструкция пользователя……………………………………………41

II  Расчет затрат на создание и эксплуатацию

2.1  Расчет затрат на разработку автоматизированного рабочего места медицинского работника дошкольного учреждения…………………..44

2.2  Расчет затрат на эксплуатацию автоматизированного рабочего места медицинского работника дошкольного учреждения……………46

2.3  Расчет экономической эффективности……………………………..51

III  Экология и Охрана труда

3.1 Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства………………………………………………………………52

Заключение………………………………………………………………………64

Литература……………………………………………………………………….65

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………..66

Приложение 2……………………………………………………………..69

Список сокращений

ЭВМ - электронная вычислительная машина

АРМ – автоматизированное рабочее место

ООП - объектно-ориентированное программирование

ОС - операционная система

СУБД - система управления базами данных

БД - база данных

ПО - программное обеспечение

ИЛМ - инфологическая модель

USB (UniversalSerialBus) - универсальная последовательная шина, предназначенная для периферийных устройств.

МБ – мегабайт

Мгц- мегагерц

ГОСТ - государственный стандарт качества

 СНиП -строительные нормы и правила

СанПин - санитарные правила и нормативы

Лм (Люмен) - единица измерения светового потока

КПД - коэффициент полезного действия

Введение

Информатизация дошкольного образования представляет собой процесс внедрения достижений информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования.  Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде.

Основная задача системы состоит в унификации внутреннего представления информации и устранения дублирования информации, требуемой для формирования различных отчетов. Подобные системы позволяют систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы данных и проводить регулярные и оперативные вычисления.

Можно назвать несколько очень серьезных преимуществ ведения данных в электронном виде перед хранением данных вручную:

Темой дипломного проекта является автоматизированное рабочее место медицинского работника дошкольного учреждения, которое позволяет формировать единую базу данных детей, их родителей и воспитателей.

Целью внедрения автоматизированного рабочего места в дошкольное учреждение является:

Применение автоматизированного рабочего места в дошкольном учреждении повысит эффективность планирования деятельности учреждения на основе  оперативного получения достоверной информации о состоянии учреждения и учебно-воспитательного процесса. Существенно сократится рутинный труд медицинского работника по сбору и обработке информации о состоянии детского сада.

I Анализ предметной области и проектирование АРМ

1.1  Задача

Разработать автоматизированное рабочее место медицинского работника дошкольного учреждения.

1.2  Постановка задачи

Информация о функционировании дошкольного учреждения часто хранится в различных базах данных, зачастую банально адаптированных под требуемые нужды, на различных носителях информации или даже на бумаге. Это не совсем удобно, так как базы данных имеют различные программные реализации, среды функционирования и не унифицированный интерфейс пользователя, а основной объем работы с данными до сих пор ведется вручную на бумажных носителях. Хранение информации в разнородных информационных системах делает неудобным объединение данных, получение сводной статистики, оперативный доступ к информации. Различные интерфейсные реализации требуют значительного времени на обучение.

Для консолидации информации и организации единой информационной среды было принято решение о создании автоматизированного рабочего места, избавленного от вышеперечисленных недостатков.

Медицинский работник дошкольного учреждения должен иметь доступ к следующей информации:

Автоматизированное рабочее место должно обеспечивать создание выходных отчетных форм по вышеперечисленным данным. Интерфейс должен быть интуитивно понятным и обеспечить максимально комфортную работу пользователям с разным уровнем подготовки.

Назначением автоматизированного рабочего места медицинского работника дошкольного учреждения:

1.3  Анализ предметной области

Автоматизированное рабочее место (АРМ) —программно-технический комплекс, предназначенный дляавтоматизациидеятельности определенного вида.

Виды  АРМ  по  назначению:

(коллективного  использования,   индивидуального   использования);

системы

АРМы делятся на две основные категории:

АРМ обслуживающего персонала позволяет просматривать и печатать протоколы.

АРМ любого типа предоставляет пользователю требуемую нормативно-справочную информацию и реализует функции электронного документооборота.

Теме данного дипломного проекта удовлетворяет АРМ обслуживающего персонала

На российском рынке программного обеспечения существует не так много продуктов, более или менее подходящих к теме дипломного проекта. Самый подходящих из них – «1С: ХроноГраф Школа ПРОФ».

Конфигурация «1С: ХроноГраф Школа ПРОФ» (ред.2.5) - это многофункциональная система, являющаяся основой для формирования единого информационного пространства учреждения образования, которая предоставляет возможности для:

Функции пользователей в системе

Программа поддерживает многопользовательский режим работы. Предоставляются возможности для работы следующих типов пользователей:

Каждый пользователь имеет разный объем прав и может выполнять свою работу независимо от других пользователей.

Пользователю «Администратор» доступен весь функционал программы. Именно он организует работу других пользователей. При необходимости администратор системы может воспользоваться предоставляемыми ему возможностями создания других типов пользователей.

Пользователю «Администратор-просмотр» доступен весь функционал программы только в режиме просмотра.

Пользователю «Финансовый администратор» доступны следующие функции:

1. Ввод данных об учреждении образования.

2. Формирование списка помещений. Формирование общего списка материальных средств и описание материального оснащения помещений. Работа со всеми печатными формами этих разделов.

3. Формирование списка подразделений.

4. Формирование списка должностей.

5. Формирование списка сотрудников и заполнение личных карточек сотрудников. Работа со всеми печатными формами этого раздела.

6. Формирование периодизированного списка классов.

7. Работа с Книгой приказов.

8. Формирование списка предметов Учебного плана.

9. Формирование Учебного плана

10. Распределение нагрузки классов.

Пользователю «Секретарь-делопроизводитель» доступны следующие функции:

1. Ввод данных об учреждении образования.

2. Формирование постоянного, непериодизированного списка классов. Просмотр списка ступеней обучения.

3. Формирование списка помещений, но без возможности удаления данных. Работа с печатными формами «Список помещений» и «Паспорт кабинета» (если данная форма была создана).

4. Формирование списка подразделений.

5. Формирование списка должностей, но без возможности удаления данных. Работа с печатной формой «Список должностей учреждения».

6. Создание списка сотрудников, их увольнение/восстановление, но без возможности удаления данных. Формирование личных дел сотрудников. Работа с печатной формой «Список сотрудников» и отчетной формой «Т2».

7. Просмотр конкретизированных на рабочий учебный период списков классов и групп второй половины дня. Работа с печатными формами «Список классов» и «Список групп второй половины дня».

8. Формирование и ведение общего списка учащихся, но без возможности удаления данных. Формирование личных дел учащихся. Ведение Алфавитной книги. Работа с печатной формой «Общие сведения об учащихся» и с отчетом «Алфавитная книга».

9. Просмотр расписания классов. Работа с печатными формами общешкольного расписания и расписания конкретных классов.

10. Ведение Книги приказов.

11. Ввод информации об общешкольных мероприятиях, но без возможности удаления данных. Просмотр плановых мероприятий конкретных классов. Работа с печатными формами «Список плановых мероприятий» и «Объявление-анонс конкретных мероприятий».

Пользователю «Классный руководитель» доступны следующие функции:

1. Редактирование данных, описание материального оснащения и формирование паспорта кабинета, назначенного под ответственность или на заведование.

2. Формирование списка учащихся руководимого класса, но без возможности удаления данных. Перевод учащихся. Рассылка сведений об успеваемости. Работа со всеми печатными формами этого раздела.

3. Просмотр общешкольных плановых мероприятий. Формирование плановых мероприятий руководимого класса. Работа со всеми печатными формами этого раздела.

4. Просмотр расписания своего класса. Работа со всеми печатными формами этого раздела.

5. Просмотр данных по классному журналу руководимого класса. Формирование списка групп учащихся. Формирование списка учебной литературы. Работа с печатными формами журнальных страниц. Просмотр замечаний по классному журналу.

6. Обращение к нормативно-правовому обеспечению.

7. Работа с отчетами по классному журналу в рамках руководимого класса.

Пользователю «Преподаватель-предметник» доступны следующие функции:

1. Редактирование данных, описание материального оснащения и формирование паспорта кабинета, назначенного под персональную ответственность или на заведование.

2. Формирование типового тематического и поурочного планирования по преподаваемому предмету. Работа с печатной формой типового планирования.

3. Рассылка сведений об успеваемости учащихся классов, в которых сотрудник ведет занятия. Просмотр работ учащихся в рамках своей специализации.

4. Работа с данными по классному журналу в рамках своей специализации и нагрузки, без возможности формирования итоговых колонок. Работа с печатными формами журнальных страниц.

5. Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

6. Обращение к нормативно-правовому обеспечению.

7. Работа с отчетами по журналу «Общие данные об обучающихся», «Сводная ведомость о количестве пропущенных уроков» и «Листок здоровья» в рамках своей специализации и нагрузки.

В принципе компанией 1С разработаны программы, которые можно было бы (с учетом модернизации и доработки) использовать в случае дошкольного учреждения. Но, тогда, пришлось бы использовать язык программирования 1С для написания всех остальных недостающих блоков. Язык программирования 1С - это разработка одноименной компании. Несмотря на массированную рекламную компанию программных продуктов от 1С, информация по этому языку является труднодоступной. Практически все программы от 1С требуют установки базовых конфигураций от той же фирмы.

Учитывая эти факты, становится ясно, что обоснованнее, проще и экономически выгоднее (в условиях государственного дошкольного учреждения) создать новый программный продукт, который с одной стороны будет сочетать преимущества вышеперечисленной программы, с другой стороны будет свободен от ее недостатков.

Проанализировав структуру дошкольного учреждения, было принято решение придерживаться автоматизированной системы обработки данных (АСОД).

Сформулируем структурную схему АРМ для дошкольного учреждения:

               Рис.1.3.1 Структурная схема АРМ

Для функционирования деятельности медработника разработана функциональная схема АРМ:

Рис.1.3.2 Функциональная схема АРМ

Разработанная функциональная схема АРМ имеет подсистемы:

Обеспечивает возможность манипуляций над данными (поиск, сортировка, фильтрация)

Данная подсистема позволяет добавлять, изменять, удалять, просматривать данные. Производится проверка на корректность вводимых данных.

Формирования отчетов:

формирование карточки ребенка (содержит полную информацию о выбранном из списка ребенке);

сводные данные (получение информации обо всех воспитанниках дошкольного учреждения).

1.4  Проектирование структуры базы данных.

Основным компонентом АРМ является база данных (БД).Использование БД является эффективным средством разработки и поддержки информационного обеспечения АРМ.

База Данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области.

Основными целями проектирования базы данных являются:

Оптимальная модель данных должна удовлетворять таким критериям, как структурная достоверность, простота, выразительность, отсутствие избыточности, расширяемость, целостность.

В теории реляционных БД обычно выделяется следующая последовательность нормальных форм:

Наиболее распространенной процедурой является приведение базы данных к третьей нормальной форме (3NF) поскольку в большинстве случаев этот уровень нормализации является компромиссом между полной нормализацией и простотой реализации.

Условия первой нормальной формы:

Условия второй нормальной формы:

Условия третьей нормальной формы:

Для создания данного автоматизированного рабочего места было разработано 13 сущностей:

Рис. 1.4Схема данных в ERwin

1.5  Выбор среды программирования

Операционная система

На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы