Понятие внешнего долга



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...

3

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА КАК ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1.

Понятие внешнего долга и его влияние на экономику государства…………………………………………………………

5

1.2.

Внутригосударственное и международное регулирование внешнего долга……………………………………………………..

9

1.3.

Проблема внешнего долга в современной мировой экономике...

13

ГЛАВА II.

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.

Проблемы урегулирования внешнего долга России……………

17

2.2.

Основные направления развития долговой политики России…

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

29

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современной мировой экономике внешний долг существует практически у любой страны. При этом на мировом рынке капиталов страны могут играть одновременно две роли – и кредитора, и должника. Но, как и любой долг, внешний долг страны порождает обязательство по выплате самого долга и процентов по ней. Кроме того большие объемы внешнего долга порождают отток крупных средств для его обслуживания, что ограничивает возможности экономического роста в стране.

Чаще всего во внешнем заимствовании нуждаются именно те страны, которые не смогут обеспечить выплату достаточно крупного долга, поэтому в мировой экономике с развитием внешнего финансирования образовалась проблема внешнего долга.

Внешний долг как глобальная проблема в мировой экономике является одной из наиболее острых и сложных проблем начала XXI в. Данная проблема актуальна как для мировой экономики в целом, так и для современной России в частности. Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами – одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение общего понятия внешнего долга, а также более подробное изучение внешнего долга Российской Федерации. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

- определение экономической сущности внешнего долга;

- изучение его влияния на экономику государства;

- рассмотрение основных методов и инструментов регулирования внешнего долга и др.

Предметом изучения данной курсовой работы является внешний долг государства, а конкретным объектом изучения – внешний долг Российской Федерации.

Данная курсовая работа содержит две главы. В первой главе даны теоретические аспекты внешнего долга, в частности:

- изучено понятие внешнего долга и влияние, оказываемое им на экономику страны;

- рассмотрено регулирование внешнего долга (как внутри государства, так и на международном уровне);

- дано общее описание внешнего долга как глобальной проблемы в современной мировой экономике.

Во второй главе проблема внешнего долга рассмотрена на примере Российской Федерации, в частности:

- рассмотрены основные проблемы урегулирования внешнего долга России, в том числе долга бывшего СССР;

- изучены основные направления развития долговой политики России.

Теоретической и методологической основой работы являются учебники и монографии по мировой экономике, экономической теории и финансам в целом. Кроме того были использованы данные официальных государственных органов – «Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 гг.», а также официальная статистика Центробанка по состоянию, динамике и структуре внешнего долга России.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА КАК ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Понятие внешнего долга и его влияние на экономику государства

С развитием международного рынка капитала и глобализацией мировой экономики, привлечение внешних ресурсов стало нормальной практикой практически для всех стран. Внешние финансовые ресурсы, поступающие из различных стран или международных институтов, играют важную роль. С одной стороны, они позволяют покрыть дефицит бюджета государства и получить дополнительные средства на развитие любой отрасли экономики, в том числе и частным лицам. С другой стороны, привлечение таких ресурсов порождает обязательство по их возврату и выплате определенных процентов, т.е. формирует внешний долг.

В современной мировой экономике нет единого и однозначного определения понятия внешнего долга. К настоящему времени сложилось два подхода к определению данной категории:

- внешний долг - это сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте (в то время как внутренний долг выражается в национальной валюте);

- внешний долг – это совокупный долг нерезидентам (т.е. юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в другой стране, вне зависимости от валюты обязательств).

Наиболее полным можно назвать определение Британской энциклопедии, которое учитывает сразу оба подхода: «Внешний долг в общем и целом определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. Очень часто, однако, различие между внешним и внутренним долгом базируется на валюте, в которой долг выражен». [6, с. 278]

Это, действительно, наиболее общее определение внешнего долга, однако, оно не дает понятия из чего складывает внешний долг.

В 2003 г. МВФ (Международный валютный фонд) опубликовал руководство по статистике внешнего долга, в котором было дано следующее определение: «Внешний валовой долг – это объем непогашенных фактических текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны по отношению к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем». [8, с. 549]

Таким образом, внешний долг чаще всего складывается из основной суммы и процентов. При этом следует учесть, что внешний долг той или иной страны складывается из двух секторов: государственного долга и частного долга. Государственный (официальный) внешний долг – это часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы, а частный внешний долг – это обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством. Как правило, государственный внешний долг преобладает над частным в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Экономический словарь Пушкаревой определяет внешний  государственный долг как «задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Складывается из задолженности данного государства международным и региональным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.».[4, с. 86]

Еще более узкое определение внешнего государственного долга встречается в Бюджетном Кодексе РФ. Статья 6 гласит, что «внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

В составе государственного внешнего долга также принято выделять два отдельных компонента – это капитальный долг и текущий долг. Первый представляет собой общую сумму обязательств государства, включая начисленные проценты. Второй включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых уже наступил.

Внешний долг страны, действительно, оказывает существенное влияние на ее экономику, при этом влияние это противоречиво. С одной стороны, внешние заимствования позволяют получить дополнительные финансовые ресурсы, которые можно направить как на покрытие дефицита бюджета (государственный внешний долг), так и на инвестирование в какие-либо проекты, которые впоследствии принесут доход. С другой стороны, неразумное увеличение внешнего долга может стать причиной финансового кризиса.

Любой долг порождает расходы по его обслуживанию и если величина внешнего долга слишком велика страна может быть просто не в состоянии выплатить всех обязательств. Просроченные выплаты в конечном итоге приводят к так называемой «долговой петле», когда государство вынуждено брать все новые и новые займы для выплаты предыдущих. К тому же такая ситуация ведет к снижению уровня рейтинга заемщика и, как следствие удорожанию привлекаемых ресурсов и постепенного закрытия доступа на международные финансовые рынки.

Таким образом, внешний долг имеет непосредственную связь с  платежеспособностью, экономической и финансовой безопасностью государства и оказывает воздействие на международные кредитные отношения, а через них – на весь комплекс внешнеэкономических связей и мировую экономику в целом. Из-за существенного влияния внешнего долга  на экономическую ситуацию в государстве при управлении долгом пристальное внимание оказывают оценке внешней долговой устойчивости страны. Основными показателями такой устойчивости служат непосредственно величина внешнего долга и стоимость его обслуживания.

Но абсолютные, номинальные размеры данных показателей не дают точной картины. К примеру, небольшой долг для бедной страны будет практически «неподъемным», а страна с более крепкой экономикой с легкостью примет на себя обязательства по гораздо большему внешнему долгу. Поэтому большое значение имеют относительные показатели внешней долговой устойчивости страны:

- отношение суммы внешнего долга к ВВП или к экспорту товаров и услуг (ЭТУ);

- отношение суммы обслуживания внешнего долга (годовая сумма платежей по долгу) к ВВП или ЭТУ;

- соотношение реального процента по внешнему долгу и темпа экономического роста;

- отношение годовой суммы платежей по внешнему долгу к международным золотовалютным резервам (ЗВР) страны.

Кроме того при оценке влияния внешнего долга на экономику государства учитывают также графики выплат по нему, соотношение краткосрочных и долгосрочных займов, уровень внешнего долга на душу населения и т.п.

Анализ уровня внешнего долга государства позволяет судить о его платежеспособности, при этом «нормальные» значения рассчитываемых показателей меняются со временем. Так, значение отношения внешнего долга к ВВП еще в 60-х гг. считался приемлемым на уровне 7%, в настоящее время уровень в 30% считается умеренным. [6, с. 280]

Параметры внешнего долга различных стран отслеживаются  международными рейтинговыми агентствами и, в соответствии с ними странам присваивается кредитный рейтинг, который оказывает воздействие на стоимость заемных ресурсов и саму возможность регулирования и привлечения внешних займов и кредитов. Таким образом, показатели оценки внешнего долга являются важнейшими характеристиками устойчивости экономики государства и позволяют судить о ее платежеспособности.

1.2. Внутригосударственное и международное регулирование внешнего долга

В настоящее время большинство государств вынуждены для обеспечения бескризисного процесса воспроизводства принимать меры по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики. Процесс управления и регулирования внешнего долга в таком случае можно определить как принятие страной-заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности и снижении выплат процентов и основного долга.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главным в этой политике является, с одной стороны, такое использование внешних заимствований, которое позволяло бы стране достичь намеченные ею цели (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой – и решение самих проблем уменьшения внешнего долга. [6, с. 281]

Таким образом, в целом внутригосударственное управление внешним долгом предполагает проработку следующих мер:

- эффективное использование заимствованных средств;

- поиск средств для выплаты долга;

- нейтрализация негативных последствий внешнего долга.

Эффективное использование  средств внешнего долга предполагает их направление в такие проекты, которые позволят окупить не только сумму основного долга, но и проценты по нему. Это относится в первую очередь к частному внешнему долгу, при этом следует учитывать и временные рамки – срок выплаты долга и сроки окупаемости проекта.

Таким образом, критерием эффективности использования внешнего долга является именно процентная ставка по нему. Если доходность проектов превышает процентную ставку по внешнему долгу, то кроме полной выплаты долга появляется возможность получить дополнительный доход.

В случае если эффективность использования средств недостаточна, то появляется проблема поиска средств для выплаты долга. Задержка выплат, в свою очередь, порождает штрафные санкции за просрочку и приводит к нарастанию убытков. В таком случае государство вынуждено прибегать к различным методам непосредственного управления государственным долгом.

В международной практике используется две группы таких методов – административные и экономические методы. Такое деление условно, так как фактически, административные методы управления государственным долгом тоже продиктованы экономическими соображениями.

Административные методы связаны с принятием решений органами власти, ответственными за выпуск и размещение долговых обязательств перед кредиторами:

1. Аннулирование долговых обязательств, которое возможно в случае отказа по разным мотивам от выплаты долга или в случае финансовой несостоятельности государства. Как правило, правительства, планирующие отказ от платежей по внешнему долгу – это правительства, пришедшие к власти в результате смены режима.

У аннулирования долга есть ряд негативных последствий для экономики страны-должника:

- потеря доверия к данной стране;

- ограничение возможности дальнейших заимствований на международных финансовых рынках;

- возможность сокращения внешней торговли;

- возможность экспроприации финансовых и реальных активов в других странах в счет долга.

2. Списание долговых обязательств при наличии на то оснований, указанных в различных законодательных актах. К примеру, при истечении срока предъявления требований по долговому обязательству.

3. Досрочное погашение долга, которое рассчитано на выгоду от уменьшения процентных выплат.

4. Частичная компенсация задолженности - выплата части долга, либо выплата его в течение нескольких лет по частям.

Экономические или рыночные методы управления государственным долгом основаны на существовании вторичного рынка долгов:

1. Реструктуризация долга – означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга (продление периода, в течение которого выплачиваются проценты и основной долг). Это дает краткосрочное облегчение стране-должнику.

2. Конверсия долга в собственность – процесс, в котором любой долговой инструмент, выпущенный заемщиком, преобразуется в инвестиции или собственность (активы или товары). Это также обеспечивает перевод внешнего долга в долг, выраженные в национальной валюте.

3. Секьюритизация - выпуск новых ценных бумаг, которые затем обменивают на старый долг или продают на открытом рынке. Эта схема реструктуризации внешнего долга уместна при соглашении между кредиторами и заемщиками о признании приоритета новых долговых обязательств по отношению к старым долгам.

Учитывая, что методов управления внешним долгом существует множество, а также то, что между ними существует тесная взаимосвязь, все эти методы можно условно разделить на следующие:

- новация – замена одних обязательств по внешнему долгу другими обязательствами;

- унификация – объединение нескольких долговых обязательств;

- конверсия – изменение условий займов, касающихся их доходности;

- консолидация – изменение условий обращения займов, касающихся их реструктуризации (замены одних долговых обязательств иными, имеющими другие условия обслуживания и погашения);

- рефинансирование – привлечение новых займов для погашения уже существующих долговых обязательств.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача – не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2 раза. [10, с. 280] Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все ее усилия будут направлены только на погашение долга.

Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями от внешнеторговой деятельности, которая приносит стране валюту, необходимую для выплаты по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20-30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.

Так как внешние заимствования являются частью международных экономических отношений, то и регулируются они во многом на международном уровне. Основными организациями, занимающимися регулированием внешнего долга на данном уровне являются Парижский и Лондонский клубы.

Парижский клуб является неофициальной межправительственной организацией, которая объединяет ведущие страны-кредиторы. Он был создан в 1956 г. и предоставляет кредиты государственным структурам, а также урегулирует долги официальных кредиторов. Основная задача данной организации, которая тесно сотрудничает с МВФ, - это реструктуризация задолженности развивающихся стран, с тем, чтобы они смогли восстановить свою кредитоспособность и вновь получить возможность брать займы за рубежом.

К 2001 г. Парижский клуб принял решения о рассрочке долгов 77 государств на сумму около 400 млрд. долл. (всего 348 соглашений). [6, с. 288]

Лондонский клуб состоит из частных коммерческих банков-кредиторов и занимается вопросами урегулирования задолженности перед членами данного клуба. Первые заседания клуба состоялись в 1976 г. и к настоящему моменту в него входит около 1000 банков из разных стран. В принятии решений об урегулировании конкретного внешнего долга, в первую очередь, принимают участие те банки, которые представляют географические регионы, перед которыми страна-должник имеет долговые обязательства.

В итоге работа Парижского и Лондонского клубов кредиторов в тесном сотрудничестве с международными финансовыми институтами (прежде всего МВФ) способствовала существенному снижению остроты проблемы внешней задолженности развивающихся стран и стран с формирующимися рынками.

1.3. Проблема внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 – 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных – примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных – увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран–должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956–1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986–1995 гг. (тридцатью годами позже) – уже 203 дефолта. [6, с. 279]

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга – утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это  приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал        13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

ГЛАВА II. ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Проблемы урегулирования внешнего долга России

В настоящее время Россия на международном рынке выступает и в качестве должника, и в качестве кредитора. Необоснованные решения, принимавшиеся в самом начале реформирования экономики нашей страны в 1992-1998 гг. привели к тому, что Россия стала крупнейшим заемщиком мирового рынка. Реально оценить динамику внешнего долга России представляется возможным только с 1993 года, когда был полностью урегулирован вопрос о правопреемстве внешнего долга СССР.

Согласно международной методологии в состав внешнего долга включают следующие показатели:

- внешний долг органов государственного управления, который включает долг федеральных органов управления (для России их условно подразделяют на новый внешний долг России и долг бывшего СССР) и внешний долг субъектов РФ;

- внешний долг органов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

- долг банковской системы;

- долг прочих секторов.

Следует отметить, что в настоящее время внешний долг Российской Федерации не является самым крупным в мире, так в 2003 г. (год самых больших выплат по внешнему долгу) выплаты России по внешнему долгу составляли лишь 6% ВВП (по этому показателю РФ находился на 62-м месте в мире).

За весь период существования России в составе и структуре ее внешнего долга произошли существенные изменения. В первую очередь это относится к сокращению долга бывшего СССР и нарастания нового российского долга. Во многом этому способствовала реструктуризация первого: в 90-е гг. и последующий период были урегулированы почти 70% советских долгов членам Лондонского и Парижского клуба.

На основе данных, предоставляемых Центральным банком РФ можно проследить следующую тенденцию (см. приложение 1): как видно номинальный объем внешнего долга России растет, тем не менее, происходит это в основном за счет прироста частного долга и за счет увеличения банковских заимствований, а не государственных. К 1 января 2014 года доля государственного внешнего долга составила всего 10,66% от общей суммы внешнего долга, а объемы долгов бывшего СССР всего 0,27%. [13]

Несмотря на то, что объем внешнего долга России растет, необходимо проанализировать относительные показатели (см. приложение 2). Как видно из данных, показатели внешней долговой устойчивости в целом находятся на вполне приемлемом уровне, тем не менее, необходимо обратить пристальное внимание на соотношение затрат по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг. Валютно-финансовый кризис 2008-2009 гг. показал, что уровень внешнего долга России все еще высок: многим должникам потребовалась государственная поддержка для того чтобы выполнить свои внешние обязательства. Правительство страны приняло на себя часть обязательств по задолженности банков, частных корпораций и направило им финансовые ресурсы для погашения задолженности.

Россия является не только крупным должником, но и одновременно крупным кредиторов. Кроме современных предоставленных заимствований, к нашей стране вместе с долгами перешли и требования по долгам бывшего СССР. Так изначально сумма требований бывшего СССР к 50 развивающимся странам составила 160 млрд. долл.

После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, составлявшего на  1 января 1992 года 96,6 млрд. долл., остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во второй половине 1990-х годов ежегодно по 15-18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Кроме того, и большинство стран-должников были не в состоянии выплачивать России по своим обязательствам. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях. [9, с. 281]

В целом основной внешний долг России можно условно разделить на три большие части по группам кредиторов:

1) Задолженность по кредитам перед странами-членами Парижского клуба;

2) Задолженность по кредитам коммерческих банков (в рамках Лондонского клуба);

3) Задолженность перед коммерческими организациями (т.н. Токийский клуб).

Россия присоединилась к Парижскому клубу в 1997 г. и там она выступает в качестве крупного кредитора и одновременно в качестве крупного должника. На 1 января 2002 года долг РФ странам–членам Парижского клуба составлял 41,2 млрд. долл., при этом долговые обязательства по отношению к России других стран, имеющих официальные соглашения с Парижским клубом, в момент вступления РФ в указанный клуб оценивались в 52 млрд. долл. Наиболее крупными должниками России в рамках Парижского клуба являлись Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.

С одной стороны, вступление в данный клуб позволяет России повысить объем поступающих платежей от стран-должников. На протяжении 90-х гг. эти страны выплачивали не более 20% оговоренных сумм, а Йемен вообще не производил выплат, но начиная с 2001 г. платежи со стороны последнего возобновились. Страны-члены Парижского клуба в случае невыплаты долгов России рискуют потерять возможность участия в международных финансовых программах.

С другой стороны, вступление в Парижский клуб подразумевает принятие некоторых уступок Россией в отношении своих должников. В частности странам-членам клуба необходимо списать часть долгов. Так, после реструктуризации долгов внешний долг перед Россией сократился с 52 до 12 млрд. долл.

Теперь рассмотрим задолженность России перед странами-членами Парижского клуба. На 1 января 2005 г. долг России составлял 43,1 млрд. долл. (основные кредиторы – Германия, Италия, Япония, США и Франция). Тогда же Россия досрочно выплатила все внешние долги перед МВФ, а в августе 2006 г. рассчиталась с Парижским клубом окончательно. По оценкам, общая экономия для России от досрочного погашения долга перед Парижским клубом составляет 7,7 млрд. долл.

Задолженность перед государственными органами других стран (не входящих в парижский клуб) также активно регулируется. В основном эти страны не способны выплатить свои обязательства, поэтому часто долги Россия «прощает» или «обменивает» на другие активы. Так в 2005 – 2008 гг. были списаны крупные объемы задолженности таким странам как Ливия, Сирия, Алжир, Ирак и другим в надеже вернуться в эти страны на рынок инвестиций, военной техники и оружия, с соответствующим повышением платежеспособности этих стран. Кроме того в 2007 г. Россией в рамках международной инициативы по облегчению задолженности беднейших стран был списан долг ряда африканских стран на общую сумму 558,5 млн. долл.

Еще в 1994 году МВФ было решено, что официальным представителем России в Лондонском клубе будет Внешэкономбанк. В настоящее время он является специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга. В октябре 1997 г. было подписано соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктуризации долга СССР на общую сумму 32,3 млрд. долл., включая проценты сроком на 25 лет, с семилетнем льготным периодом.

Позже в феврале 2000 г. предыдущее соглашение было заменено новым, согласно которому списанию подлежало 36,5% долга бывшего СССР. Остальная задолженность обменивалась на новые 30-летние облигации. Проценты по долгу в размере 6,8 млрд. долл. также оформлялись еврооблигациями со списанием 33% номинала. 2,8 млрд. долл. процентов были выделены в отдельную категорию 10-летних бумаг.

Третья группа российских долгов – коммерческая торговая задолженность (в 2001 г. она оценивалась в 9,3 млрд долл.) – долг так называемому Токийскому клубу. Правительство РФ признало эту группу долгов позже всех остальных частей долга бывшего СССР – в октябре 1994 г. Из-за того что переговоры по коммерческой торговой задолженности начались только в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в неведении относительно реальности погашения этой задолженности. В связи с этим некоторые фирмы-кредиторы продавали задолженность по ценам 15–20% от номинала или самостоятельно искали другие пути решения своих проблем в Правительстве РФ.

В целом следует отметить, что в период 2001-2006 гг. Россия проводила достаточно эффективную политику в области обслуживания и погашения своей внешней задолженности. В результате предпринятых мер и во многом благодаря ускоренному погашению долгов за счет высоких цен на энергоносители России удалось освободиться от давления внешней задолженности. В настоящее время наша страна вернулась в группу надежных заемщиков и солидных кредиторов.

Вместе с тем в структуре российского кредитного рынка обозначились негативные тенденции. Во-первых, произошла трансформация внешнего государственного долга в корпоративный (частный). Во-вторых, на российском кредитном рынке наметилась тенденция трансформации внешнего государственного долга во внутренний за счет выпуска внутренних облигационных займов для погашения задолженности международному кредитному рынку.

2.2. Основные направления развития долговой политики России

В начале XXI в. в мировой экономике в связи возникновением глобальной долговой проблемы появилось понятие «долговой экономики». Поэтому в настоящее время для успешного управления внешним долгом любого государства, оно должно заранее прорабатывать свою долговую политику. В нашей стране «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации» разрабатываются Министерством финансов.

Россия, как уже было отмечено, на международном рынке занимает двоякую позицию: и как кредитор, и как должник. Поэтому отдельно прорабатывается долговая политика России на международных рынках капитала.

В 2011-2012 гг. были отмечены довольно часто возникающие возможности наращения объемов внешних заимствований, где Россия могла бы выступить в качестве кредитора. Кроме того неопределенность ситуации в Европейском союзе и макроэкономические проблемы некоторых развитых стран способствуют повышению спроса на финансовые инструменты стран формирующихся рынков, в число которых входит и Россия.

В 2012 г. Российская Федерация успешно разместила три выпуска облигаций внешних облигационных займов общим объемом 7 млрд. долл. США, за один выход на рынок полностью выполнив Программу государственных внешних заимствований на год. Спрос со стороны инвесторов составил более 24 млрд. долл. США, то есть более чем в три раза превысил фактический объем размещения. [11, с. 37]

Следует отметить, что такой спрос на ценные бумаги России и ее широкое участие на мировом рынке как кредитора подтверждает уверенность зарубежных инвесторов в стабильности экономики нашей страны и наличии положительных долгосрочных перспектив в российской экономике.

Выдача внешних заимствований позволила достичь следующих целей:

- решена стратегическая задача по расширению и кардинальному улучшению инвесторской базы в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

- установлены новые, более благоприятные ориентиры по доходности для российских корпоративных заемщиков, способствующих сокращению их издержек по привлечению долгового финансирования на международных рынках капитала;

- обеспечено снижение средней доходности по портфелю российских суверенных облигаций.

В целях дальнейшего поддержания авторитета надежного кредитора и поддержания доступа на международные рынки капитала Министерством финансов РФ на 2013-2015 гг. были запланированы следующие меры:

– продолжать осуществлять размещение еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;

– создавать дальнейшие предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;

– поддерживать постоянный диалог с широким кругом глобальных инвесторов. [11, с. 38]

В частности при прогнозировании государственных внешних заимствований был запланирован как рост их привлечения, так и рост выплаты средств по внешнему долгу (см. таблицу 1).

Таблица 1

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2015 гг., млрд. руб. (фрагмент)

2012

2013

2014

2015

Государственные внешние заимствования, в том числе:

132,3

157,9

164,9

107,9

привлечение

209,7

235,6

237,1

241,6

погашение

-77,4

-77,7

-72,3

-133,7

Заметной тенденцией в последние годы стал значительный прирост внешнего долга в части обязательств корпоративного сектора. К 2012 году из-за их прироста общая сумма внешнего долга превысила международные валютные резервы России, что стало тревожным сигналом.

С одной стороны долговая политика любой страны, в том числе и РФ, направлена на стимулирование финансовой активности банков и организаций. Кроме того, государственные внешние заимствования не должны помешать возможности другим субъектам экономики также пользоваться внешним финансированием. Тем не менее, завышенные объемы негосударственного внешнего долга существенно повышают долговую нагрузку корпоративного сектора. В связи с этим в России появилась необходимость более пристально следить именно за этой частью внешнего долга.

В 2013-2015 гг. планировался активный период работы по отслеживанию внешнего долга банков и корпораций. Будут предприниматься меры по влиянию на их заемную политику, в первую очередь в отношении предприятий с большой долей государственного участия. Для регулирования корпоративного внешнего долга предлагается использовать следующие меры:

- установить порядок принятия решений о заимствованиях в иностранной валюте;

- утвердить советом директоров государственных корпораций предельные значения показателей долговой устойчивости (при этом разработка и утверждение показателей должно осуществляться на индивидуальной основе);

- установить обязательные для соблюдения общие принципы проведения государственной корпорацией ответственной долговой политики.

В результате реализации данных мер ожидается, что корпоративный сектор сможет поддерживать умеренный уровень внешнего долга и приемлемые объемы расходов по его обслуживанию.

В большинстве развитых стран существуют специализированные организации, управляющие государственным долгом. В России согласно статье 101 БК РФ управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Тем не менее, для перехода к активному управлению государственным долгом было принято решение о создании Российского финансового агентства (Росфинагентство). Это специализированный финансовый институт, который будет осуществлять государственную долговую политику на финансовых рынках.

Основными задачами данного агентства являются:

- снижение стоимости государственных заимствований и обслуживания государственных обязательств;

- минимизация связанных с долгом процентных и валютных рисков;

- обеспечение постоянного профессионального присутствия на финансовых рынках и поддержание эффективного взаимодействия с мировым инвестиционным сообществом.

В результате будут созданы предпосылки для более эффективного  реагирования на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, что позволит обеспечить постоянный доступ России к источникам заемного капитала на благоприятных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс глобализации мировой экономики привел к возрастанию международных заимствований. В итоге это породило глобальную проблему внешнего долга, когда многие страны-должники оказались не в состоянии ответить по своим обязательствам.

Внешний долг в настоящее время является, с одной стороны, возможностью ускорения экономического развития, а с другой стороны, источником угрозы экономической безопасности страны.

В современном мире практически у любой страны образуется внешнеэкономическая задолженность, которая включает:

1) внешний долг страны перед международными финансовыми организациями;

2) внешний долг страны перед другими финансовыми институтами;

3) внешний долг перед частными кредиторами.

Эффект воздействия государственного внешнего долга на национальную экономику оценивается при помощи ряда показателей, при этом такую сложно проводить в странах с неустойчивой экономической системой. При этом стоит помнить, что условия предоставления внешних заимствований во многом зависят от платежеспособности страны: чем неустойчивей экономика, тем хуже будут условия, ведь кредиторы должны обезопасить себя от непредвиденных рисков. Признаком наступающего кризиса платежеспособности, является нарушение графика платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.

Чтобы определить реальную экономическую ситуацию страны, используют относительные величины, в частности, отношение государственного внешнего долга к объему ВВП. Величина государственного долга по отношению к ВВП – важный показатель экономики страны.

Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению ее международного авторитета и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к  валюте страны.

Ограничителем размеров внешних заимствований служит установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в т.ч. на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.

В последние годы состоятельность обслуживания государственного внешнего долга стала одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. [12]

Отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Поэтому в России разрабатываются основные направления государственной долговой политики, призванные предусмотреть и сократить негативные последствия роста и обслуживания внешнего долга.

Проведение взвешенной политики в области государственных и частных заимствований, своевременное принятие мер, необходимых для укрепления позиции государства в управлении образовавшейся задолженностью государственного сектора экономики и регулирования внешней задолженности частного сектора – важный фактор, обеспечивающий макроэкономическую стабильность страны.

При разработке стратегий управления государственным долгом должны просчитываться все возможные пессимистические сценарии.

Оценивая перспективы внешнего кредитования России, следует учитывать следующие тенденции:

- во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика открытости зарубежным инвестициям ведет к стиранию граней между внешним и внутренним долгом;

- во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики (крупных российских компаний и банков);

- в-третьих, новым моментом в оценке величины внешнего долга России являются долги регионов;

- в-четвертых, растет просроченная задолженность российских компаний по банковским кредитам под гарантии государства.

Несмотря на все эти тенденции, в целом Россия сейчас находится в довольно стабильном положении. Важным аспектом участия России в функционировании международного кредитного рынка являются ее расширяющиеся взаимоотношения с отдельными группами международных кредиторов, а также растущий спрос на российские средства внешнего заимствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (в редакции ФЗ от 25 декабря 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012.

Учебники, монографии, брошюры:

2. Купцов М. М. Финансы: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 188 с.

3. Миляков Н. В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 543 с.

4. Пушкарева В. М. Экономика. Словарь: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. – 232 с.

5. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 448 с.

6. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. – 2 изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

7. Международный финансовый рынок: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова, д-ра экон. наук, проф. Е. А. Звоновой. – М.: Магистр, 2013. - 543 с.

8. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. – Изд. с обновлениями / под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н. Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2012. – 654 с.

9. Финансы и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. О. В. Соколовой. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 912 с.

10. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009. – 576 с.

Электронные ресурсы:

11. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. Доступ в сети Интернет поURL:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/DOLGOVAYA_POLITIKA_ROSSIYSKOY_FEDERATSII_NA_2013-1015.pdf

12. Гриценко А. Н. Государственный внешний долг и макроэконо-мическая динамика // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», №1 (41), 2012.URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3913. Дата обращения: 26.09.2014.

13. Внешний долг Российской Федерации. Банк России. Режим электронного доступа –URL:http://www.cbr.statistics.ru.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Исследование функции внешнего дыхания

2. Современное состояние государственного долга РФ

3. ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

4. Подготовка поверхностей к техническому диагностированию, ремонту, выполнению операций восстановления и улучшение внешнего вида ремонтируемых самолетов и вертолетов

5. Современное состояние государственного долга Российской Федерации

6. Место государственного долга в системе экономических отношений

7. Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия

8. Понятие менеджмент

9. Понятие иска

10. Понятие конфликта