Процесс обучения английскому языку учащихся пятых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.В наши дни владение базовым уровнем английского языка считается обязательным минимумом для овладения большинством профессий и продуктивной работы в различных сферах общества. Английский язык признан международным языком торговли, сотрудничества и бизнеса. В мире насчитывается семьдесят пять территориальных образований, в которых английский язык является государственным языком. По данным на декабрь 2004 года, число англоговорящих достигло четырехсот двадцати пяти миллионов. Учитывая развитие процесса активной межкультурной коммуникации и растущую вследствие этого значимость овладения навыками англоязычного общения, изучение английского языка становится приоритетной задачей для большинства учащихсясредних, средне-специальных и высших образовательных учреждений.Значительно растет потребность населения в обучении английскому, как основному языку мира и показателю образованности, интеллектуальности личности.

В процессе развития у человека языковой компетенции по английскому языку, помимо изучения грамматических правил, отельную сложность представляет формирование словарного запаса или вокабуляра. По данным на четвертое октября 2009 года, количество неспецифических общеупотребительных слов в английском языке равнялось один миллион две тысячи сто шестнадцать. Эти показатели не включают узкоспециализированные термины и постоянно изменяющийся сленговый язык. Даже обладая достаточными для общения знаниями по грамматике, развитие лексического навыка и формирование отвечающего требованиям современных реалий вокабуляра требует огромных затрат времени и усилий. Особенно остро эта проблема стоит в профильных языковых школах с углубленным изучением английского языка, где объем включенной в программу лексики значительно превосходит объем, обязательный для изучения в неспециализированных школах.  Это ставит перед современной педагогикой сложную задачу поиска современной педагогической технологии, способной облегчить учащимся задачу формирования англоязычного вокабуляра и повысить эффективность процесса освоения новой лексики.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловленапротиворечиеммежду необходимостью достижения высокого уровня сформированностианглоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка и недостаточным внедрением в образовательную практику специально разработанного комплекса мнемотехнических упражнений по повышению эффективности данного показателя.

В этой связипроблема исследования заключается в следующем: Каким должно быть содержание разработанного комплекса мнемотехнических упражнений, направленного на повышение эффективности формирования англоязычного вокабуляра на занятиях по английскому языку в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучения английского языка.

Актуальность проблемы исследования и обозначенное противоречие обусловиливыбор темы выпускной квалификационной работы: «Применение мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка».

Объект исследования: процесс обучения английскому языку учащихся пятых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

Предмет исследования: процесс формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

Цель исследования: изучить теоретико-методические аспекты формированияанглоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов и на этой основе апробировать в образовательный практике специально разработанный комплекс мнемотехнических упражнений по повышению эффективности данного процесса.

Гипотеза исследования. Процесс формирования англоязычного вокабулярау учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языкабудет целенаправленным и более эффективным, если разработать комплекс специально отобранных упражнений, на основе мнемотехнических приемов,позволяющий задействовать ассоциативную память учащихся. Данный комплекс упражнений включает в себя:

-упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на кинестетическую составляющую восприятия учащихся;

- упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на визуальную составляющую восприятия учащихся;

упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на аудиальную составляющую восприятия учащихся;

- упражнения, позволяющие выучивать слова, путем составления опорной истории, рассказа.

Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристикуанглоязычного вокабуляра учащихся пятых классов на уроках английского языка.
  2. Раскрыть методическое обеспечение процесса формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка.
  3. Разработать комплекс специально отобранных упражнений на формирование англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка.
  4. Провести опытно-экспериментальную работу в аспекте рассматривания проблемы и обобщить ее результаты.

Теоретико - методологическая основаисследования: мнемотехника как педагогическая технология формирования вокабуляра учащихся (В.А. Козаренко, С.А. Гарибян, В.А. Зиганов, М.А. Зяблицева, Р.Х. Печкова и др.) формирование англоязычного вокабуляра учащихся пятых классов (Роберт М. Шварц, Л.А. Петроченко, В.А. Хачатурова, И.Ю.Родионова и др.)

Методы исследования:

– теоретические (систематический анализ, моделирование, декомпозиция);

– практические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент);

– квалиметрические (методы машинной обработки данных).

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается: в системном анализе теоретико – методических аспектов процесса формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка; разработке комплекса специально отобранных упражнений, направленного на повышение уровня сформированностилексического навыка у учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

Практическая ценность состоит в том, что разработанный комплекс специально отобранных упражнений действительно способствует повышению уровня сформированностианглоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка.

Апробация и внедрение результатовработы проводилось в период прохождения производственной  практики в5 «А» классе в МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка г. Озерска Челябинской области. Данный комплекс может быть использован в качестве методического инструментария для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

Назащиту выносятся следующиеположения:

  1.  Определение англоязычного вокабуляра и особенности его формирования у учащихся пятых классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка
  2. Процесс формированияанглоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов на уроках английского языка в условиях общеобразовательной школы становится целенаправленным и более эффективным при использовании комплекса специально отобранных упражнений, включающих упражнения на формирование лексического навыка учащихся.

2.1. Упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на кинестетическую составляющую восприятия учащихся;

2.2. Упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на визуальную составляющую восприятия учащихся;

2.3. Упражнения, позволяющие выучивать слова, воздействуя на аудиальную составляющую восприятия учащихся;

2.4. упражнения, позволяющие выучивать слова, путем составления опорной истории, рассказа.

3. Внедрение комплекса специально отобранных упражнений способствует повышению уровня сформированностианглоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

Структура и объем.Данная выпускная квалифицированная работа (ВКР) состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка литературы, напечатанных на 63 страницах печатного текста.

Во введении сформулирован научный аппарат исследования: актуальность, проблема, противоречие, объект и предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретико-методологическая основа, методы, новизна и теоретическая значимость, а также практическая значимость данного исследования.

Основная часть исследования, представленная двумя главами, посвящена

последовательному решению поставленных задач.

Впервой главе основное внимание уделено общей характеристике мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра, а также анализу методического обеспечения.

Вовторой главе сформирован научный аппарат опытно – экспериментальной работы, сформулирован комплекс и проведен анализ результатов.

Взаключении дается обобщение результатов, анализ теоретико – методологических основ и результаты. Указана область применения этих результатов.

Библиографический списокпредставлен 33 наименованиями, в томчисле 3 на английском языке.

ГЛАВА 1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ВОКАБУЛЯРА У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1 Общая характеристика мнемотехнических приемов для формирования англоязычного вокабуляра у учащихся пятых классов в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.

В современной педагогической практике преподавания иностранных языков в среде общеобразовательной школы достаточно остро стоит вопрос разработки и поиска новых методик, образовательных технологий для повышения эффективности овладения языковыми навыками.Одной из главных целей обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневной жизни. Это значит, что усвоение учащимися языкового материала, грамматических правил, лексического запаса,лингвокультуроведческих сведений, формирование коммуникативных навыков и умений, а также развитие абстрактного мышления, необходимы для использования нового языкового материала в незнакомых ситуациях.

Одним из главных критериев успешного овладения учащимися языковой и коммуникативной компетенций является сформированный и активизированный вокабуляр. В Толковом словаре обществоведческих терминов под редакцией Н.Е. Яценковокабуляр (от франц.Vocabulaire) рассматривается как «словарный запас человека».

При этом,словарный запас разделяется по принципу характера и частоты использования. Жмуров В.А. разделяет словарный запас человека наактивный ипассивный.Активным словарным запасом считаютсявсе слова, которые индивид использует в своей устной и письменной речи. Особенностьактивного словарного запаса заключается в том, что число таких слов в речи детей растет значительно быстрее, чем скорость овладения адекватным значением соответствующих понятий в языке. Подпассивным словарным запасом все слова, которые индивид может использовать в своей речи и значение которых он понимает при чтении и слушании. Пассивный запас обычно значительно превышает активный запас, что требует какого-то разъяснения. В любом случае этот факт свидетельствует о том, что дети овладевают языком значительно раньше того, как они начинают пользоваться активным запасом слов.[20]

Таким образом, формирование вокабуляра имеет непосредственное отношение к формированию лексического навыка учащихся.

Дмитрусенко И.Н. определяет лексический навыккак способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей.

Большинством исследователей лексический навык рассматривается как сложный, по-разному структурированный. При этом общепризнанными являются такие элементы лексического навыка, как:

  1. вызывание лексической единицы из памяти
  2. сочетание лексической единицы с предыдущими и последующими единицами
  3. определение соответствия выбора лексической единицы

Рассмотрение элементов лексического навыка имеет важное значение, так как находит свое отражение при подборе обучающих методик и отборе лексических единиц для формирования лексического навыка в процессе освоения лексики.

Признаком освоения лексики является формирование лексических навыков, соответствующих видам лексики.

Основной проблемой в методике обучения является оценка степени сформированности лексического навыка у обучаемых. Проблематичность обусловлена, с одной стороны, выбором критериев для оценки сформированности лексического навыка и, с другой стороны, сложностью разработки методики и ее валидизации на практике.[29]

И.Ю. Родионова различает качественные и количественные критерии сформированности пассивного лексического запаса. Качественный критерий включает в себя учет ошибочности перевода; в соответствии с данным критерием понимание слов может быть оценено как правильное и неправильное. С целью получения более точного представления об уровне сформированности рецептивных лексических навыков испытуемых использовалась также оценка «приблизительно». Количественный критерий оценивает отношение правильно понятой лексики к общему количеству неизвестных слов. [30]

Критерием сформированности и качества лексических навыков И.М. Берман, В.А. Бухбиндер и др. выделяют такой количественный показатель, как объем словаря по теме. [31]

По мнению Л.А. Цветковой, наиболее важным критерием сформированности лексического навыка является скорость выполнения отдельных операций. Более высокая скорость свидетельствует о более высокой степени сформированности навыка. [32]

Таким образом, при выборе критериев оценкисформированности лексического навыка целесообразно использовать из количественных – отношение правильно понятой лексики к общему количеству неизвестных слов, объем словаря по теме. Из качественных критериев целесообразно осуществлять учет ошибочности перевода, выполняемого с высокой скоростью. [29]

Лексика в каждом языке является не простой суммой слов, а определенной системой соотносительных и взаимосвязанных фактов, таким образом, лексикология предстает перед нами наукой не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом. Считается, что словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, а так же выражаются человеческие эмоции и воля, определяетсямодальность высказываний и т. д. Слово выступает в качестве основной единицы конкретного языка, определяющей его особый характер среди других языковых систем. Несмотря на несомненную реальность слова какотдельного языкового явления и на яркие признаки, ему присущие, оно струдом поддаетсяопределению.

Н.М.Шанский определяет слово как «лингвистическую единицу, имеющую в своей исходной форме одно основное ударение, обладающую значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью».

Слова сравнительно одинаково понимаются всеми членами общества, говорящими на данном языке в одно и то же время его исторического развития. Следовательно, при изучении соотнесенности слов с обозначаемыми ими предметами и явлениями действительности необходимо учитывать исторические данные. Обозначая действие,предмет, признак, явление, а именно выражая понятие о них, слово выполняет основную свою функцию —номинативную, позволяющую выделить предмет (явление, признак, действие) из ряда схожих с ним или множеством других разнообразных предметов.

По определению В.В. Виноградова, «лексическим значением слова является его предметно-вещественное содержание, которое будучи оформленным по законам грамматики данного языка,так же является элементом общей семантической системы словаря данного языка. Оно является основой семантической структуры слова».[19]

В общеобразовательных школах с углубленным изучением английского языка требования к объему изучаемой лексики значительно выше, чем в других школах, что на среднем этапе обучения может вызывать трудности, в связи с некоторыми психологическими особенностями учащихся, в частности, пятиклассников.

Начало обучения в средней школе — сложный и ответственныйпериод в жизни ребенка.В 5-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов, таких, как внимание, память, воображение, мышление, речь.У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют образное и словесно-логическое мышление, на которые опирается материал предметов 5-го класса.В пятом классе одним из основных механизмов познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются эмоциональным отношением учащегося к учителю и эмоциональным отношением родителей учащегося к учителю.[23]

Вследствие ориентированности подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков весьма высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) в достижении учебных целей существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки крайне важно для внутреннего благополучия подростка. В противоположном случае внутренний дискомфорт и даже конфликт неизбежен. Учитывая при этом  такие физиологические особенности пубертатного возраста, как рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем у ребенка, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность.На этом этапе развития ребенка особенно ценными рекомендациями являются такие, как: формирование позитивной учебной мотивации,развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, поощрение стремления учащегося к совместной деятельности со сверстниками. [25]

Учитывая непрерывное развитие иностранных языков с одной стороны и потребность в актуализации лингвистических навыков учащихся школы с использованием лексики, отвечающей современным языковым тенденциям, с другой, можно сказать, что объем обязательных к усвоению знаний постоянно возрастает. С увеличением объема изучаемого материала проявляется такая проблема, какснижение мотивации учащегося в связи с торможением процесса запоминания с последующим ухудшением успеваемости по данному предмету.Таким образом, возникает потребность в использовании педагогической технологии, способной адаптироваться под индивидуальные особенности психики каждого ученика, а так же способствующей активизации когнитивных навыков учащихся и развитию их памяти. Одной из наиболее перспективных педагогических технологий является мнемотехника, позволяющая осуществлять процесс запоминания при помощи образования системы ассоциативных связей.

В Глоссарии психологических терминов под редакцией Н. Губина память определяется, как «когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов».[28]

В своей книге МакароваИ.В. представляет ряд классификаций видов памяти.

1. По времени сохранения материала выделяются:

– сенсорная память человека, осуществляющая сохранение информации на рецептивном уровне, время сохранения – 0,3–1,0 с. Некоторые ее формы получили следующие специальные названия: иконическая(т.е. зрительная) и эхоическая (т.е. слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища мозга не переводится в другую форму хранения, то она в большинстве случаев безвозвратно теряется. У определенной части людей полное сохранение зрительного образа в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а сохраняется в течение нескольких секунд, а иногда и минут. Эта способность «запечатлевать» картину или предмет, который находился некоторое время перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности значительно лучше развиты у детей, чем у взрослых;

– кратковременная память, сохранение материала в которой ограничено определенным, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

– долговременная память, обеспечивающая длительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой в мозгу информации. Долговременная память не связана с актуальным состоянием сознания. Она отличается от кратковременной не только периодом сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память фактическиявляется механическим запечатлением, в то время как долговременная, как правило, предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее экономичное,оптимальноесохранение. Информация в голове как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в распоряжении в своем хранилище знаний. Таким образом, вышеописанное явлениереминисценции заключается в качественном улучшении и увеличении объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным хранением информации;

– оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

– двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

– эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

– образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

– словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

– механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

– непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

– произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

– материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

– информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

– все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

– незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

– непосредственной натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, – это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

– внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае, стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры.

– внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти

– логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению. [27]

Психологи давно занимаются проблемами памяти и ищут средства для ее улучшения. И этому есть веские основания. Успех во многих видах человеческой деятельности в значительной степени определяется способностью запоминать и  воспроизводить конкретную информацию. Существуют десятки мнемонических систем, которые помогают запомнить, а в некоторых случаях и заменяют память.[11]

Мнемотехника(илимнемоника)— от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность способов иприемов, увеличивающих объем памяти человека путем образования рядаискусственных ассоциацийи облегчающих запоминание .[4]

Ретроспективный анализ показывает, что умение запоминать было одним из важнейших навыков на протяжении всей человеческой истории. В дописьменный период шаманы, сказители и жрецы были вынуждены держать в голове огромные массивы информации. Накопление исторических данных производилось посредством устного пересказа и требовало немалых умственных усилий. Но даже с развитием письменности искусство запоминания оставалось актуальным. Такие факторы, как дороговизна материалов для письма, очень малое количество книг, их ценность, вес и объем заставляли людей учить наизусть. Низкая скорость перемещения и длительное нахождение в дороге вынуждала пользоваться тем, что есть в памяти за неимением возможности читать и писать. Многое из вышеперечисленного оказалось предпосылками к развитию мнемотехники как науки.

История развития мнемотехники охватывает многовековой период, начиная с античности. По некоторым данным считается, что термин «мнемоника» впервые ввел Пифагор Самосский в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают великому римскому политику Цицерону, прославившемуся тем, что в процессе своих выступлений никогда не опирался на записи. Цицерон разработал систему «ментальных крючков», известных так же как «Метод Цицерона». Используя свой метод, великий оратор шел до места предстоящего выступления и связывал объекты, попадающиеся ему на пути (деревья, дома, холмы, статуи и т.д.), с конкретной частью своего доклада при помощи ассоциаций. Таким образом, возвращаясь домой и вновь проходя мимо каждого «крючка», Цицерон мог воспроизвести в памяти всю речь целиком.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал философ и поэт Джордано Бруно: ею интересовался древнегреческий философ Аристотель и обучал этому искусству своего ученика – великого полководца - Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает (имена указаны в приблизительном хронологическом соответствии): Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, СемонидаКеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, ДжакопоРагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.[4]

В настоящее время мнемотехника получила широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности. В педагогике мнемотехника прокладывает свой путь уже более двадцати лет. Ежегодно во многих странах мира проходят турниры по запоминанию различных видов информации. Так британец ДоминикО’Брайен в 1994 году установил мировой рекорд, точно воспроизведя последовательность карт в сорока различных колодах, причем каждая карта была показана ему лишь единожды. Добиться таких феноменальных результатов в запоминании возможно с применением мнемотехнических приемов.

Мнемотехнический прием -любой метод, сознательно используемый для улучшения функционирования памяти. Обычно приемы мнемотехники бывают полезными для запоминания бессистемного материала. Лучший способ что-то запоминать – это введение новых сведений в контекст существующих, объединение их некоей осмысленной гипотезой или теорией. [3]

К сожалению, в современной мнемонике не существует четко сформулированной классификации мнемотехнических приемов, связанных с изучением иностранного языка. Однако, учитывая, что мы рассматриваем мнемотехнические приемы, как средство формирования вокабуляра, а именно – выучивания новых слов, то для построения классификации мы можем отталкиваться от слова, как минимальной единицы словарного запаса. В Психологическом словаре под редакцией И. Кондакова слово определяется как «Лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции». Значит, мы можем разделить слово на фонетический компонент (произношение), знаковыйкомпонент (написание) и семантический компонент (образ, представление). В данном случае мы говорим о восприятии человеком одного из компонентов слова, как лексической единицы.

Терминвосприятие