Принцип независимости судей



       РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ:КАФЕДРА:                                                                                __________                                                                                «___»____________2014 г.

                             Принцип независимости судей

                                       Разработчик                                        Студенческий билет №                                         ____________________С.К.Кириленко                                               ______________________                                                       Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ..............................5

  1. Судебная система Российской Федерации.............................................5
  2. Понятие судебной власти, правосудия, их признаки............................8

2. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ..................................................11

2.1. Правовое положение судей в Российской Федерации............................11

2.2. Сущность принципа независимости судей и подчинение их только закону..................................................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................28

ВВЕДЕНИЕ

Судебная деятельность в том или ином виде давно известная человечеству. К суду, как к органу, который может решить возникшие разногласия, прибегали в разных ситуациях, но при этом уже тогда, в самом начале зарождения предполагалось независимое принятие решения, основанное на справедливости.

Позже такие понятия как справедливость вошли в законную и правовую среду. Таким образом, нормативно-правовая база, сформированная в процессе развития общества, легла в основу судебной деятельности. Помимо этого, важным обстоятельством осталось и отношение суда и судей в частности к протеканию судебного процесса. Отчасти и эти факты нашли свое отражение в законодательной базе – в Конституции Российской Федерации, но при этом важным остается само понимание всех происходящих процессов.

Актуальность настоящей курсовой работы на тему «Принцип независимости судей», заключается в важности этого принципа. Даже не обращаясь к пониманию независимости в рамках законодательства, стоит отметить, что такой термин как «принцип» изначально переводится с латинского языка как основа чело-либо, некий фундамент. То есть принцип независимости судей – это фундаментальное понятие всей судебной системы. Изучение его есть шаг к пониманию судебной системы в целом. Если учесть тот факт, что вся судебная система есть набор принципов, взаимосвязанных между собой, то нарушение любого из них есть нарушение всего процесса, всей структуры. Во избежание этого необходимо иметь четкое представление обо всех базовых принципах, но в рамках данной курсовой работы – это принцип независимости судей.

С учетом актуальности поставленной цели предметом исследования является судебная система Российской Федерации. Объектом же исследования является принцип независимости судей, как основной принцип.

Целью данной курсовой работы является изучение принципа независимости судей, выведение его основных задач и аспектов.

Для решения поставленной цели необходимо найти решение на ряд задач, связанных как с теоретической стороной вопроса, так и с практической:

  1. Сформировать общее представление о судебной системе Российской Федерации;
  2. Рассмотреть судебную власть с точки зрения правосудия и их признаков;
  3. Сформировать понятие правосудия как основы остальных базовых принципов судебной системы;
  4. Определить правовое положение судей в судебной системе Российской Федерации;
  5. Комплексно рассмотреть принцип независимости судей, выделить его особенности, нюансы, проблемные стороны.

Изучение обозначенных задач во многом отражается в работах отечественных авторов, таких как И. Б. Михайловская, А. Н. Чашин, К. Ф. Гуценко, Ю. К. Орлов и другие.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

  1. Судебная система Российской Федерации

Правосудие в судебной системе Российской Федерации – это фундаментальное понятие. По этой причине только судебная власть и её представители в виде судей или иных лиц, законодательно имеющих отношение к судебному заседанию,  имеют право на осуществление правосудия. Иное, не предусмотренное Конституцией Российской Федерации, исключено.

Изначально, вся судебная система выстраивается на главном принципе – принципе независимости. Так, судебная власть обладает высшим приоритетом самостоятельности. Это выражается в том, что суд осуществляет свою деятельность без зависимости от иных видов властей – исполнительной или законодательной (конечно, связь все же есть, но она является следствием или инструментом для осуществления судебной деятельности, не оказывая прямого воздействия на конечное решение). Судебная система Российской Федерации опирается на конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

В результате, можно сказать, что судебная власть – это элемент управления поведением общества, который можно рассматривать как особый государственный орган, имеющий на то все основания, возможности и способности.

Единая судебная система Российской Федерации строится на пересечении компетенций всех видов судов, действующих на территории Российской Федерации, тем самым покрывая все отрасли общественной, политической, экономической деятельности.

Судебная система Российской Федерации - это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции —Ершов В. В. Суд и правоохранительные органы. Учебник. М.: Юрайт, 2014 г. – 768 с..

Основным правовым актом, регламентирующим функционирование судебной системы Российской Федерации  является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» —Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (ред. От 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

  1. установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
  2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  3. применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;
  4. признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;
  5. законодательного закрепления единого статуса судей;
  6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Ранее уже отмечалось, что судебная система Российской Федерации включает в себя комплекс судебных органов. По этой причине целесообразно представить данную систему. Так, судебная система Российской Федерации включает в свой состав следующие органы  (см. рис. 1.1) —Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. М.: Проспект, 2012 г. – 512 с.:

Рис. 1.1. Судебная система РФ

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие признаки, отличающие их от других органов государства:

  1. правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);
  2. правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;
  3. правосудие основано на точном соблюдении закона;
  4. правосудие производится только в процессуальной форме;
  5. суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Оценивая перечисленные признаки судебных органов, явно прослеживается такое понятие, как правосудие. Надо сказать, что и независимость судей, суть которой будет рассмотрена позднее, так же строится на этом понятии. По этой причине, следует отдельно рассмотреть смысл этого понятия и его влияния на судебную власть.

  1. Понятие судебной власти, правосудия, их признаки

В соответствии с концепцией разделения властей государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную.

При этом в соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков —Конституция Российской Федерации (принята всенароднымголосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ):

1) В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации, суд – это специальный государственный орган осуществления судебной власти. В государственном механизме суды носят особый статус, так как следует учитывать всю важность решаемых в их стенах задач, характер совершаемой деятельности, которая нередко затрагивает права и свободы как отдельного гражданина, целого общества, так и интересов различных предприятий, органов, организаций.

2)  Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О судебной системе РФ"). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3) Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены.

4) Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О судебной системе РФ". Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме.

5) Процессуальный закон является неким видом библии для судебной власти. Любое отклонение от процессуального закона не допустимо. Только полное соответствие с данными регламентациями относительно судебных процессов, правил оформления документов, а так четкое следование всем процессуальным требованиям может гарантировать правильность установления всех нюансов относительно решаемого вопроса, что в последствии станет основой для вынесения обоснованных и законных решений.

6) Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Как специфическая черта судебной системы Российской Федерации и судебной власти может рассматриваться возможность участия в судебных заседаний представителей народа. Не смотря на то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) в права граждан входит возможность принятия участия в правоприменительной деятельности, на практике совершение правосудия все же остается основой в судебной деятельности. Отсюда следует, что при участии граждан в процессе свершения правосудия их можно считать участниками судебной власти. Подводя итог сказанному, следует отметить, что при рассмотрении уголовных, гражданских или арбитражных дел кроме обязательного участия судьи в состав суда могут быть так же включены и народные заседатели. Уголовные дела, в особенности те, которые отягощены некоторыми обстоятельствами, могут быть рассмотрены при участии присяжных заседателей.

В завершение теоретической части главы данной курсовой работы сделаем соответствующие выводы.

Судебная система Российской Федерации строится на основе конституционных, гражданских, административных и уголовных судопроизводств. Именно такая классификация судопроизводств формирует основную форму судебной власти, существующей на данный момент, а так же именно такой вид судебной системы позволяет четко определить границу правосудия. В свою очередь правосудие – это специфический вид государственного регулирования и управления обществом, которое осуществления специальными органами – судами и судьями.

Кроме этого, рассмотрев как судебную систему, так и судебную власть, можно точно определить, что же несет в себе понятие правосудия. Так, под правосудием понимается рассмотрение и разрешение уголовного, гражданского и иного вида вопросов в процессуальном порядке и с соблюдением принципов независимости суда. Итогом правосудия является применение принудительных мер или полное оправдание правонарушителя или невиновного, что  в последующем несет смысл совершения мер по укреплению законности и правопорядка.

2. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

2.1. Правовое положение судей в Российской Федерации

На судей со стороны государства возлагается выполнение весьма важных обязанностей.

Для более эффективного выполнения этих обязанностей, судьи наделены государством особым статусом, закрепленным в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" —Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (ред. От 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс, в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" —Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 (ред. От 25.11.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (с дальнейшими редакциями) и других нормативно-правовых актах. Данное правовое положение является единым для всех судей, независимо от того, в каком из судов они работают. Сами судьи различаются между собой лишь кругом полномочий и компетенцией, что значит, что не существует полного равенства в статусе судей Общегражданского и, например, Военного суда. У каждого из судов свои участки работы, а значит и свои полномочия. Поэтому некоторые отступления от общего требования о едином статусе всех судей допускаются, поскольку они продиктованы и разрешены законом, а не прихотью какого-либо уполномоченного лица.

Правовой статус судей состоит из множества предусмотренных законом частей, в том числе из требований к кандидатам на пост судьи; процедуры наделения кандидатов судейскими полномочиями; правил невмешательства в деятельность судей; мер обеспечения судейской неприкосновенности и освобождения их от должности;

Все права и обязанности, составляющие правое положение судей, можно сгруппировать по трем категориям (см. рис. 2.1):

Рис. 2.1. Права и обязанности правового положения судей

В наиболее исчерпывающем виде правовое положение судей было определено Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", о котором упоминалось выше. В данном законе впервые были обозначены принципиальные положения о независимости и самостоятельности судебной власти от других ветвей власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, обладающими нужными для этого конституционными полномочиями, и др. На основании положений рассматриваемого нами закона были выделены требования  к кандидатам на должность судьи, процедура отбора претендентов на эту должность, порядок наделения  кандидатов судейскими полномочиями и т.д.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, претендентом на должность судьи может быть гражданин РФ старше 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы не менее пяти лет по юридической специальности, успешно сдавший экзамен и не допускавший порочащих его поступков. Кандидат на пост судьи, подходящий по всем требованиям, так же должен получить от коллегии судей рекомендацию. Отбор кандидатов происходит на конкурсной основе. После экзамена, коллегия дает председателю соответствующего суда рекомендацию либо заключение об отказе в ней. Наделение полномочиями нового судьи осуществляется самим Президентом РФ с соблюдением изложенных выше процедур.

С того момента, как судью назначили на должность, он обязан неукоснительно следовать Конституции РФ и другим законам, исключать совершение каких-либо действий, порочащих авторитет судебной власти, лицо самого судьи или вызывающих сомнение в его объективности, беспристрастности или справедливости. Судья не вправе занимать пост депутата, принадлежать к какой либо политической партии и состоять в движении, не вправе заниматься предпринимательством или с другой деятельностью, приносящей прибыль.

Независимость судейского корпуса обеспечивается следующим —Михайловская И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2012 г. – 128 с.:

1) Предусмотренным законом порядком осуществления правосудия и недопустимостью вмешательства в профессиональную деятельность судей. Всякое вмешательство в осуществление правосудия влечет за собой административную либо уголовную ответственность, в зависимости от характера этого вмешательства.

2) Несменяемостью судей. Однако здесь необходимо учесть, что судьи районных судов и равные им военные судьи (суды армий, гарнизонов, флотилий, соединений) в первый раз назначаются на данный пост на срок не более трех лет. В дальнейшем, если судья зарекомендовал себя положительно, его, согласно ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" назначают уже бессрочно.

3) Установленной процедурой прекращения или приостановления полномочий судей. Полномочия судьи  могут быть приостановлены (временно прекращены) решением квалификационной коллегии судей по одной из следующих причин:

- если судья признан безвестно пропавшим по решению суда.

- если судья привлечен к уголовной ответственности или заключен его под стражу с согласия квалификационной коллегии судей;

- если судья участвует предвыборной кампании в качестве кандидата на должность в органы представительной (законодательной) власти РФ или ее субъектов и избрание его на эту должность.

- Решение о приостановлении судейских полномочий действует до того, пока не исчезнут основания к их приостановке, после чего полномочия судьи возобновляются решением квалификационной комиссии.

Полномочия судьи полностью прекращаются при наличии большего числа оснований, основными из которых являются:

- заявление об отставке в письменном виде;

- невозможность осуществлять свои судейские полномочия в течении большого периода времени по состоянию здоровья или другим уважительным причинам;

- окончание гражданства РФ;

- занятие любым видом деятельности, несовместимым с занимаемой должностью и деятельностью судьи.

Имеющиеся в законе основания для приостановки или прекращения деятельности судьи являются исчерпывающими и не нуждаются в расширенном толковании. Решение о приостановлении или прекращении судейских полномочий может быть обжаловано в Верховный Суд РФ или Высшую квалификационную коллегию судей.

4) Правом судьи на почетное снятие с занимаемой должности то есть на отставку. За судьей в отставке сохраняются его звание, принадлежность к сообществу судей и гарантии личной неприкосновенности.

2.2. Сущность принципа независимости судей и подчинение их только закону

Как уже было сказано ранее, важнейшим принципом судебной системы Российской Федерации является принцип независимости. Буквально вся деятельность судов пронизана этим принципом. Исключением не является и деятельность судей, так как именно их можно назвать ядром правосудия.

Отражение принципа независимости судей находится не только на фоне этических и моральных устоев. Независимость судей регламентируется законодательно:

- Закон о судоустройстве (ст. 12);

- Закон об арбитражном суде (ст. 6);

- Закон о Конституционном суде (ст. 5, ст. 13);

- Уголовно-правовой Кодекс (ст. 16);

- Гражданский правовой Кодекс (ст. 7);

- Административно-правовой Кодекс (ст. 5);

- Закон о статусе судей (ст. 1, ст. 9, ст. 10).

Таким образом, буквально все правовые акты, которые регламентируют деятельность судов имеют отражение принципа независимости судей.

В особенной степени следует отметить отражение независимости судей, которая приводится в Конституции Российской Федерации. Так, ст. 120 Конституции Российской Федерации гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» —Изварина А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования. Монография. М.: Проспект, 2014 г. – 304 с.

Если говорить более простыми словами, принцип правосудия заключается в формировании оптимальных условий, в которых судьи могут рассматривать дела только с опорой на законодательство и свои личные убеждения, выстроенные в рамках закона.

Создание такой обстановки возможно, если суд будет огражден от всех видов воздействий, выраженных совершением давления, подкупа или иных факторов, нарушающих независимость. Если судья находится в условиях, позволяющих принимать независимое решение, то судебную власть при этом можно назвать самостоятельной.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение согласно закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения. Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

В то же время впервые избранным народным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемые к судьям. Иначе трудно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть до наших дней к, такого рода, способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении - совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ч.1 ст.302 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных - старшина) подает свой голос последним (ст.306, 453 УПК) —Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. М.: Проспект, 2012 г. – 512 с..

Правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к народным и присяжным заседателям (ст.302, 306, 452, 453 УПК, ст.11 Закона о судоустройстве РСФСР).

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч.2 ст.302 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.345 УПК).

Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст.9-16 Закона о статусе судей гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие —Михайловская И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2012 г. – 128 с.:

- требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;

- присяга судей;

- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

- право судьи на отставку;

- неприкосновенность судьи;

- система органов судейского сообщества;

- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

- обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;

- право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией РФ принцип разделения власти, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Существуют определенные требования, которые выдвигаются к судье или к кандидату на должность судьи. Данные требования описаны в Законе о статусе судьи (ст. 4). Только полное соответствие возможно для статуса судьи —Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 (ред. От 25.11.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. Приведем основные из них:

1) Судья, либо кандидат на должность судьи должен быть  гражданином Российской Федерации;

2) Возраст судьи, кандидата на должность судьи должен быть не менее 25 лет;

3) Судья, кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование;

4) Судьи, кандидат на должность судьи должен иметь профессиональный стаж в юридической профессии в общей сложности не менее 5 лет;

5) Не допускается на должность судьи, кандидата на должность судьи человека, который когда-либо совершал порочащие, противозаконные поступки;

6) Судья, кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен;

7) Судья, кандидат на должность судьи должен иметь рекомендации квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на проверки судов государственными органами, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноту поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае —Михайловская И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2012 г. – 128 с.:

  1. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращаются приследующих основаниях —Ендольцева А. О. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юнити-Дана, 2013 г. – 350 с.:

1) ввиду письменного заявления судьи об отставке;

2) при неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам, при которых в течение длительного времени невозможно  исполнение обязанностей судьи.

3) при письменном заявлении судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) при истечении срока полномочий судьи, если таковой был ранее обозначен;

5) ввиду увольнения судьи военным судом с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) при прекращении гражданства Российской Федерации;

7) при занятиях деятельностью,  которая не с должностью судьи;

8) при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) при совершении поступка (действия), позорящего честь и достоинство судьи;

10) при вступлении в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями —Чашин А. Н. Судебная система и судебная реформа. М.: Дело и сервис, 2014 г. – 96 с.:

1) судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судью нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

2) уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

3) судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда;

4) судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

5) проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи;

6) уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Любые «добрые намерения», повлекшие вмешательство в судебный процесс есть нарушение принципа независимости судей, принципа законности. Эти действия могут быть расценены как произвол.

Принцип независимости судей не обязательно должен регулироваться только законодательно. Отчасти этот принцип должен обеспечиваться самими судьями, их моральными и профессиональными качествами. Полагаясь на это, становятся понятными завышенные требования при назначении и отборе судьи. Если кандидат на должность судьи вызвал по тем или иным основаниям сомнения, то лучшим вариантом можно считать его отвод и поиск более подходящей кандидатуры.

Еще одной гарантией соблюдения принципа независимости судей можно назвать их несменяемость. Так, полномочия судьи не могут иметь временной период, так же как и невозможен перевод судьи на другую работу или должность.

Не смотря на то, что современная судебная система Российской Федерации достаточно слажена, существуют проблемы, которые необходимо решить, для достижения эффективности и оптимальности работы. Одна из таких проблем, которая довольно серьезно влияет на конечное принятие решений по судебным делам, касается и принципа независимости судей. Так, проблемной стороной можно назвать отсутствие прямого воздействия на судей со стороны других судей или председателей судебных органов. Порядок принятия решений по судебным делам, как известно, содержит определенные обязанности и гарантии, регулируемые процессуальным законом. Сюда входят такие понятия, как тайна совещательной комнаты, а так же само голосование, которое предполагает, что голос председательствующего должен оставаться последним. Однако, в силу неопытности судей или иных факторов достаточно часто судьи получают конкретные указания от председателей, тем самым нарушая принцип независимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования на тему «Принцип независимости судей», были сделаны выводы, которые следует предоставить в завершение работы.

Судебная система Российской Федерации строится на основе конституционных, гражданских, административных и уголовных судопроизводств. Именно такая классификация судопроизводств формирует основную форму судебной власти, существующей на данный момент, а так же именно такой вид судебной системы позволяет четко определить границу правосудия. В свою очередь правосудие – это специфический вид государственного регулирования и управления обществом, которое осуществления специальными органами – судами и судьями.

Кроме этого, рассмотрев как судебную систему, так и судебную власть, можно точно определить, что же несет в себе понятие правосудия. Так, под правосудием понимается рассмотрение и разрешение уголовного, гражданского и иного вида вопросов в процессуальном порядке и с соблюдением принципов независимости суда. Итогом правосудия является применение принудительных мер или полное оправдание правонарушителя или невиновного, что  в последующем несет смысл совершения мер по укреплению законности и правопорядка.

При рассмотрении такого понятия, как независимость судей, были отмечены основные правовые акты, которые регламентируют этот вопрос. Среди нихЗакон о судоустройстве (ст. 12), - Закон об арбитражном суде (ст. 6),  Закон о Конституционном суде (ст. 5, ст. 13), Уголовно-правовой Кодекс (ст. 16), Гражданский правовой Кодекс (ст. 7), - Административно-правовой Кодекс (ст. 5), Закон о статусе судей (ст. 1, ст. 9, ст. 10) и т.д.

Если говорить более простыми словами, принцип правосудия заключается в формировании оптимальных условий, в которых судьи могут рассматривать дела только с опорой на законодательство и свои личные убеждения, выстроенные в рамках закона.

Создание такой обстановки возможно, если суд будет огражден от всех видов воздействий, выраженных совершением давления, подкупа или иных факторов, нарушающих независимость. Если судья находится в условиях, позволяющих принимать независимое решение, то судебную власть при этом можно назвать самостоятельной.

Законодательное закрепление принципа независимости судей есть гарантия осуществления других важных принципов судебной системы – законности, объективности, беспристрастного выполнения задач правосудия.

В ходе исследования так  же были перечислены основные средства, позволяющие обеспечить независимость судей, их правового статуса, прав и обязанностей.

В завершение работы стоит сказать, что поставленные в начале исследования задачи были успешно решены, а основная цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // "Парламентская газета", N 140-141, 27.07.2002, "Российская газета", N 137, 27.07.2002, "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012. 
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (ред. От 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс
  4. Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 (ред. От 25.11.2013 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
  5. Федеральный закон от 17.12.1998 г. №188-ФЗ (ред. От 04.03.2013 г.) «О мировых судьях Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
  6. Бозров В. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юрайт, 2013 г. – 416 с.
  7. Гриненко А. В. Судопроизводство и правоохранительные органы в вопросах и ответах. М.: проспект, 2013 г. – 232 с.
  8. Ендольцева А. О. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юнити-Дана, 2013 г. – 350 с.
  9. Ершов В. В. Суд и правоохранительные органы. Учебник. М.: Юрайт, 2014 г. – 768 с.
  10. Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. М.: Проспект, 2012 г. – 512 с.
  11. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. Учебник. М.: КроРус, 2014 г. – 368 с.
  12. Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2013 г. – 352 с.
  13. Чашин А. Н. Судебная система и судебная реформа. М.: Дело и сервис, 2014 г. – 96 с.
  14. Изварина А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования. Монография. М.: Проспект, 2014 г. – 304 с.
  15. Михайловская И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2012 г. – 128 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Требования аудиторской этики, направленные на обеспечение независимости аудита

2. СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2016 гг. )

3. Ограничение гражданско-правовой ответственности адвоката перед доверителем, как гарантия его независимости

4. Прагматизм. Принцип прагматизма

5. Побудова та принцип дії та класифікація ТС

6. Принцип работы доменных печей

7. Принцип состязательности в юридическом процессе

8. СТРУКТУРА И ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

9. Принцип построения телекоммуникационной сети

10. Устройство и принцип действия поршневых насосов