Профессиональная компетентность сестринского процесса у медсестер различного профиля при психических расстройствах у пациентов с эпилепсией



Содержание

Введение

Эпилепсия-это одно из наиболее распространенных заболеваний в мире,которым страдает, по данным Международной противоэпилептической лиги (МПЭЛ), как минимум 50 миллионов человек.

По статистике, более 5% населения планеты испытывают в течение жизни, по крайней мере, один эпилептический приступ. До 20% населения переносят состояния, похожие на эпилептический припадок и требующие дифференциальной диагностики. Повторные эпилептические приступы в течение жизни (факт наличия эпилепсии) отмечаются у примерно 1% людей. Число пациентов с активной эпилепсией составляет порядка 0,3–0,4% населения. В трети случаев причина смерти больных эпилепсией связана с припадком. Согласно официальной статистике Министерства здравоохранения РФ, в России общая распространенность эпилепсии составляет 243 человека на 100 тыс. населения, а общее количество зарегистрированных больных в нашей стране – 347 тыс. 304 человека, из которых 35 процентов – дети до 18 лет[].

Актуальность: Распространенность и многообразие эпилептических приступов, внезапность их появления, нарушения сознания и жизненно важных функций,нарушение психики определяют неизменную актуальность данной проблемы для сестринского ухода за данными пациэнтами.

Цель работы:  Сформировать профессиональную компетентностьсестринского процесса у медсестер различного профиля при психических расстройствах   у пациентов с эпилепсией.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Уточнить особенности этиологии, факторов риска, клиники и частоты встречаемости различных форм эпилепсии.

2. Систематизировать знания о психических изменениях  при эпилепсии по структурным  изменениям в психике.

3.Обобщить и сравнить норму и изменения психики при эпилепсии.

4. Проанализировать этапы сестринского процесса  при психических хронических и острых состояниях  эпилепсии.

5.. Закрепить умения и знания  сестринского ухода, за пациентом взаимодействуя с участниками лечебного процесса при заболеваниях эпилепсии.

    Объект исследования: деятельность медицинской сестры при уходе за пациентами с эпилепсией.

    Предмет исследования: этапы сестринского процесса при психических  состояниях эпилепсии.

Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления в сестринском процессе о психических изменениях при заболевании эпилепсии.

Практическая значимость настоящей курсовой работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в медицинских учреждениях  медицинским сестрами для диагностики, лечения и реабилитации больных эпилепсией с учетом их психических изменений.

1.Теоритические аспекты эпилепсии

1.1 Этиология и патогенез

Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, проявляющееся судорожными припадками, психическими нарушениями и специфическими расстройствами личности с различными клиническими проявлениями и течением.

Этиология заболевания окончательно не выяснена. В нарушении деятельности мозга придают значение дизонтогенезу, ведущему к эктопии и денервационной гиперчувствительности нейронов. Показано, что участки локальной корковой дисплазии и являются источником эпилептогенеза. В геноме человека установлена локализация генов, реализующих доброкачественные неонатальные судороги, некоторые формы миоклонической эпилепсии, а также некоторых заболеваний, протекающих с эпилептическими припадками. В происхождении болезни имеет значение сочетание органического повреждения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция, сосудистое заболевание) и наследственной предрасположенности к чрезмерным нейронным разрядам. Лица, являющиеся непосредственными родственниками больных эпилепсией, имеют риск развития заболевания. В то же время риск выше и при структурном повреждении головного мозга. В основе эпилепсии лежит эпилептический процесс, обеспечиваемый деятельностью эпилептической системы (эпилептический очаг, проводящие пути, структуры, усиливающие эпилептогенез).

Различают патогенез (механизм развития) припадков и патогенез самого заболевания. Патогенезу припадков посвящены многочисленные исследования. Имеется обширная литература по так называемой экспериментальной эпилепсии. Фактически речь идет не об эпилепсии, а об экспериментальных эпилептических приступах, вызываемых у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы. К сожалению, эти данные не могут быть полностью перенесены на эпилепсию человека. В эксперименте получают отдельные синдромы — припадки. В клинической практике мы имеем дело с болезнью. В этом принципиальное различие. Кроме того, в эксперименте удается вызвать далеко не все виды приступов, встречающихся при эпилепсии. Речевые, психосенсорные и многие другие пароксизмы, наблюдаемые при эпилепсии у человека, в эксперименте получить не удается. Изменения личности, имеющие место при эпилепсии, свойственны только человеку и не могут быть вызваны экспериментально у животных. Поэтому на сегодняшний день можно говорить в основном о патогенезе припадков. В механизме возникновения эпилептических припадков принимают участие три основных фактора:

1) повышенная судорожная или, точнее, пароксизмальная готовность;

2) эпилептический очаг;

3) внешний эпилептогенный раздражитель.

В разных случаях эпилепсии эти три фактора находятся в неодинаковых взаимоотношениях. У одних больных ведущую роль в наступлении припадков играет повышенная припадочная готовность, у других — эпилептический очаг, у третьих — внешний эпилептогенный раздражитель. В зависимости от доминирования того или иного фактора в механизме развития припадков различают три вида эпилепсии

Факторы риска возникновения некоторых припадков:

1.Для циклических припадков, возникающих более или менее регулярно: менструальный цикл, эпилепсия сна и бодрствования.

2.Несенсорные факторы: усталость, алкоголь, гипогликемия, депривация сна, стрессовые ситуации.

3.Сенсорные факторы (рефлекторные эпилептические припадки): зрительное воздействие, реже слуховое[6].

1.2.Клинические проявления и течение заболевания

Клинические особенности некоторых видов припадков:

1.Сложные парциальные припадки, протекающие с потерей сознания, впервые возникающие в любом возрасте, часто начинаются с ауры: тошнота или дискомфорт в области желудка, головокружение, головная боль, боль в груди, ощущение нереальности в начале припадка, состояние «уже виденного». Характерны односторонние фокальные нарушения на ЭЭГ в межприступном периоде, при генерализации двусторонние эпилептические разряды;

2.Джексоновская эпилепсия — простые парциальные припадки с моторными, сенсорными или сенсомоторными приступами. При генерализации джексоновский марш нередко сопровождается нарушением или утратой сознания. При правосторонних судорогах возможно нарушение речи по типу моторной афазии;

3.Абсансные припадки, начинающиеся в детском возрасте, нередко поздно диагностируются.. Типичный абсанс продолжается не более нескольких секунд, начинается внезапно. Частота колеблется от единичных до 100 в день. В половине случаев абсансы сочетаются с генерализованными тонико-клоническими припадками;

4.Типичный тонико-клонический припадок (большой судорожный). Обычно начинается с разряда патологической активности, охватывающей весь мозг. Наблюдаются потеря сознания, апноэ, прикус языка, тонические, затем клонические судороги. В фазе релаксации — потеря мочи. Длительность припадка обычно не более 1,5—2 минут. После него спутанное состояние сознания, сон в течение нескольких часов, отмечается амнезия. Возможно психомоторное возбуждение, сумеречное состояние сознания. При падении нередки травмы. Встречаются серии припадков. На ЭЭГ ритмические разряды частотой 8—14 в секунду, вначале низкой, а затем высокой амплитуды, феномены типа пик- волна, полипик-волна.

5.Височная (лимбическая) эпилепсия. Является формой парциальной эпилепсии, чаще встречается при левосторонней локализации очага как в самой височной доле, так и в других образованиях лимбической системы. Клинические проявления сложны и многообразны, что определяется полифункциональностью лимбического комплекса. Припадки включают различные вегетативно-висцеральные, психоэмоциональные, мнестические, галлюцинаторные проявления. Часто наблюдающиеся психомоторные (сложные парциальные) припадки выражаются в немотивированном поведении больного на фоне измененного сознания с последующей амнезией. Приступы часто сопровождаются выраженной вегетативно-висцеральной симптоматикой. Длительность — 3— 5 мин. В постприпадочном периоде — оглушенность, головная боль, эмоциональные нарушения (тоска, страх). Глубина нарушения сознания, выраженность припадочной и постприпадочной симптоматики позволяют по тяжести приравнять этот пароксизм к большому судорожному припадку. Сумеречное состояние сознания является дальнейшим углублением, утяжелением психомоторного припадка. Возникают галлюцинации, бредовая интерпретация действительности. Поведение больного может быть социально опасным. Эти состояния длятся от нескольких минут до часов и суток. Бывают и двигательные пароксизмы: жевательные, глотательные, сосательные автоматизмы (оперкулярные припадки). У подавляющего большинства больных (60—70 %) височному припадку предшествует типичная аура, в остальных случаях она амнезируется[8].

1.3.Психические расстройства при эпилепсии

Психические расстройства при эпилепсии проявляются изменениями личности больного и разнообразными психопатологическими расстройствами.

     Изменения личности настолько специфичны, что по ним можно установить диагноз. Изменения личности больных определяют термином «эпилептический характер».

Для больного характерны эксплозивные черты: раздражительность, мелочная придирчивость, нетерпеливость, недовольство, обидчивость, выраженные в различной степени. Легко возникают вспышки гнева, иногда ярости, сопровождаемые грубостью, ссорами, агрессией.

Больные склонны к упрямству, не терпят противоречий, убеждены в своей правоте. Вместе с тем отмечаются диаметрально противоположные черты характера: робость, застенчивость, неуверенность, а также склонность к самоуничижению, преувеличенная любезность, доходящая до льстивости и подобострастия, почтительность и ласковость в обращении, стремление не просто согласиться, а подчеркнуть свое согласие с мнением собеседника или восхищение им — так называемая дефензивность.

Настроение больных эпилепсией подвержено колебаниям — от угрюмо-пониженного с чувством раздражения, неприязни и безнадежности до повышенно-беспечного или возбужденного.

Мышление больных эпилепсией имеет ряд специфических черт. У них отмечаются заторможенность мыслей, трудность или невозможность сосредоточить внимание, снижение работоспособности.

Характерны «застревание» на деталях, невозможность выделить главное, трудность перехода от одних представлений к другим. Дать краткий ответ они не в состоянии. Речь больных часто бедна словами, постоянно сопровождается возвратами к уже сказанному, может быть певучей, сопровождаться патетическими интонациями. Она нередко пестрит витиеватыми банальными выражениями, уменьшительными словами, определениями, содержащими субъективную аффективную оценку. При склонности к религиозности применяются слова, которыми пользуются верующие (божественная номенклатура).

У больных эпилепсией собственное «Я» и болезнь занимают первое место, затем идут родственники и знакомые, которых они «оценивают» всегда положительно, а также повседневные бытовые вопросы. Если больной не находится в состоянии раздражения, то медицинский персонал, а также лечение, уход он оценивает как хорошие. Об этом больной сообщает собеседнику доверительным тоном.

Нередко больной отводит врача в сторону и с таинственным видом сообщает ему какой-нибудь пустяк. Такая доверительность сопровождается непринужденностью и панибратством по отношению к собеседнику.

Больные эпилепсией высоко оценивают все то, что относится к понятию «справедливость», например правдолюбие, законность, верность слову, совестливость, и подчеркивают наличие этих качеств у себя. Они всегда поборники порядка, особенно в мелочах. Понимание других людей, в частности их интересов, у больных снижено. По их мнению, все должны испытывать по отношению к чему-либо те же чувства, что и у них. У одних больных выражены детскость и незрелость суждений, у других — рассудительность, склонность к увещеваниям, стремление примирить, т.е. качества, свойственные лицам, много видевшим и пережившим. Такие больные уже в молодости производят впечатление «маленьких стариков».

Отношение больных эпилепсией к своей болезни (как впрочем, и ко всему прочему) определяется настроением. Однако чаще они поглощены своим состоянием.

Больные считают отправления организма чрезвычайно важными и без конца о них говорят.

Обычно они прилежно лечатся, верят в успех лечения и выздоровления (эпилептический оптимизм). В немалой степени эпилептическим оптимизмом объясняется тот факт, что больные охотно берут на себя обязательства, которых они не в состоянии выполнить.

Вместе с тем многим больным свойственны астенические  и истерические формы реагирования — вплоть до истерических припадков

Больные быстро утомляют собеседника обстоятельностью, назойливостью, копанием в мелочах, что позволило сформулировать основное качество их психики — вязкость.

Существуют наблюдения, что наиболее выраженные и типичные изменения личности свойственны больным с височной эпилепсией.

Существует немалое число больных, у которых в течение жизни отмечались лишь единичные припадки, например малые. Однако изменения личности у таких больных имеют типичные эпилептические черты.

Интеллектуальные способности больных со временем ухудшаются. Слабоумие возникает у 61% больных с началом эпилепсии в детстве и у 24%  при дебюте заболевания в старших возрастных группа[8]

Острые формы эпилепсии:

              На фоне описанных изменений личности в одних случаях в связи с припадочными состояниями (перед их наступлением или после них), в других без видимой внешней причины при эпилепсии развертываются разнообразные психотические нарушения. Их характеризуют следующие общие признаки: как правило, внезапность начала и окончания, однотипность клинической картины (по типу «клише»), непродолжительность или транзиторность (от нескольких минут до нескольких дней).

Таблица1.Анализ нарушений при эпилепсии.

Психическая активность:

- интенсивность протекания психических процессов, колеблющаяся со временем, меняющаяся с возрастом, зависящая от конституции, состояния организма, от скорости и темпа протекания нейрофизиологических процессов и уровня бодрствования сознания;-

Норма

1.Ориентировка в каждом новом задании.

2.Ориентировка на достижение конечной цели.

3.При выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек.,

4. Эмоции сменяются в соответствии с успехом или неудачей в решении задач.

Нарушения

1.Замедленность протекания псих. процессов и их инертность.

2.Тугоподвижность (Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции.)

3. Актуалиция

мотива экспертизы, озабоченность собственной успешностью.

4.При выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте)., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет).

4.Эмоциональная инертность-   злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго .

Познавательные процессы :

1)память

2)мышление

Изменения в личности:

-Выраженность личностных особенностей у больных эпилепсией, по мнению большинства исследователей, зависит от длительности заболевания и тяжести ее проявлений. 

1)Применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведения ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей).

2)-Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность;

-характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы.

Характеризуется : 1) активностью — стремлении выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований, ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов-интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себяпотребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение. Они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной групповой деятельности (принцип деятельного опосредования);

1) -Низкая продуктивность первого воспроизведения;

-Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения – плато;

-Не характерна истощаемость;

Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведениях.

2)– снижение уровня выполнения мыслительных операций;

-мышление становится вязким, с наклонностью к детализации;

-нарастает своеобразное эпилептическое слабоумие; Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей, ему все кажется важным и нужным, он вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую

При длительном течении заболевания появляются такие черты в характере больного, как злопамятность, мстительность, педантизм, эгоцентризм, инфантилизм. Появляются эпилептические психозы. Больной становится обидчивым и агрессивным, нарастает раздражительность.

Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании:

Патопсихологический синдром:

Ведущий синдром образующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

1. Первичные нарушения:

-изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

-сужение объема внимания, трудности его распределения,

-отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

-общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения  возникают как компенсация первичных дефектов:

-конфабуляции при запоминании,

-резонерство,

-комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3. Третичные нарушения:

- хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

1.4.Сестринский уход

Обязанности медицинского персонала в психоневрологической больнице имеют свои отличия от работы в других соматических стационарах. Отличия в работе в основном зависят от контингента находящихся на лечении больных. Некоторые больные не могут критически оценить свою болезнь, или вообще не считают себя больными. Часто у психических больных наблюдаются приступы возбуждения и агрессивного поведения, что является опасным для медицинского персонала.

Поэтому есть несколько обязательных правил поведения и ухода в психиатрическом отделении для всего медицинского персонала. Медперсонал в психоневрологических стационарах должен постоянно проявлять бдительность, терпение, чуткость, вежливость, внимание к больным. Медицинские работники должны избегать яркой косметики, ношения украшений (бус, серег), которые могут быть сорваны больными с психомоторным возбуждением. Медицинские сестры носят халат и шапочку. Волосы необходимо убирать под шапочку. С больными, несмотря на их поведение, даже агрессивное, необходимо общаться терпеливо, вежливо, доброжелательно. Нередко поведение психиатрических больных приводит к трагедиям, поэтому медицинская сестра должна быть бдительной, никогда не поворачиваться к больным спиной. Медицинский персонал обязан следить, чтобы все двери были закрыты, чтобы ключи не попали в руки больных. Регулярно должны проверять личные вещи больных, склонных к суициду, на предмет наличия острых, режущих предметов, черенков, щепок, проволоки, ручек, шпилек, спичек, заколок, то, чем больной может открыть дверь или причинить вред себе и другим. Личные вещи других больных также периодически подвергаются осмотру. Ревизию личных вещей лучше проводить в то время, когда больного нет в палате (больной находится в столовой, ванной, на прогулке), это щадит чувства больных. Если требуется немедленно просмотреть вещи больного, его вызывают в кабинет врача или в другое место вне палаты.

Слабым и лежачим больным нужен постоянный уход медсестры. Таких больных кормит медсестра или санитар, преимущественно жидкой пищей, соблюдая осторожность, чтобы больной не поперхнулся, проводят гигиенические мероприятия, смену нательного и постельного белья. Проводят профилактику пролежней, для этого больного в постели необходимо постоянно переворачивать, под места особенного сдавления подкладывают резиновые круги, следят за чистотой постели. Кожные покровы больного нужно постоянно осматривать, если появляются места гиперемии (покраснения), их нужно протирать камфорным спиртом. Если у больного имеется недержание мочи, или он справляет физиологические отправления под себя вследствие своей болезни, необходимо регулярно мыть больного, менять белье, подкладывать клеенку и судно.

Работа медицинской сестры — это творческий процесс, включающий в себя проведение лечебного процесса, для которого необходимы знания болезни, ее течения, методов лечения. Медицинская сестра несет ответственность за проведение многих жизненно необходимых процедур. Медсестре психоневрологического отделения необходимы знания о психологии больного, особенности течения его заболевания, к каждому больному должен быть индивидуальный подход. Эти знания нужны для адекватного выполнения лечебной работы медсестры, потому что получить согласие психиатрического больного на проведение той или иной процедуры, принятие лекарственных средств бывает очень сложно, вследствие психосоматической патологии, бредовой симптоматики, галлюцинаций. Для психических больных уход и наблюдение, осуществляемый медсестрой всегда остается важным процессом в лечении и реконвалесценции. Медсестра осуществляет кормление, смену нательного и постельного белья, проведение лечебных и гигиенических мероприятий. Медицинская сестра психиатрического отделения является также связующим звеном между пациентом и врачом. Она находится в постоянном контакте с больными и может отмечать у такой категории больных, как депрессивных больных, больных с кататонией, нарушения поведения, изменения их настроения, появление суицидальных настроений. Работая в тесной связи с врачами, медицинская сестра, таким образом, влияет на лечебный процесс.

Мероприятия в момент приступа сводятся к недопустимости получения травм или удушья. Запрещено передвижение подопечного в момент приступа. Он должен сидеть или лежать на любой ровной плоскости. Необходимо ослабить или расстегнуть одежду на больном. Следует держать голову для защиты головы от получения травмы. При возможности нужно положить под голову подушку или мягкий предмет. Голову следует положить на бок, чтобы исключить попадание слюны в дыхательные пути. В уголок ротовой полости можно положить твердый предмет, предварительно обернув его тканью. Не стоит насильно пытаться разжать челюсти или прекратить судорожные конвульсии. В случае прерывания дыхания более чем на 1-2 минуты, поднести к носу пациента ватку, смоченную нашатырным спиртом. После возвращения сознания после приступа нельзя оставлять подопечного одного. Приступ может повториться или же состояние будет возбужденным. Необходимо обеспечить полный покой, чтобы больной выспался. После отдыха нужно вывести человека на свежий воздух. Если припадки наступают больше 4 раз за сутки, нужно вызвать «неотложку». В дневник записывайте частоту и длительность припадков – это поможет доктору скорректировать лечение. Принятие медикаментов во время лечения эпилепсии имеет характерные особенности. Категорически необходимо строжайшее соблюдение графика приема лекарств. Запрещается самостоятельно уменьшать или повышать дозировку, а особенно прекращать принимать лекарственные препараты. Постепенные изменения могут происходить строго под наблюдением доктора. Эти лекарства требуется принимать годами, а иногда и всю жизнь. Лекарство против судорог отменять нельзя, в крайнем случае, только изменить на другое.

Принципы лечения

1. Постоянное и длительное:

2. Режим III (общий). Диета – стол 15.

3. Медикаментозная терапия:

Заключение

Заболеваемость эпилепсией, ее распространенность и многообразие эпилептических приступов, внезапность их появления, нарушения сознания и жизненно важных функций, возможность инвалидизации, высокий риск летальности определяют неизменную актуальность данной проблемы для здравоохранения.

      Мы рассмотрели теоретические аспекты эпилепсии, ее этиологию, патогенез, клинические проявления и течение заболевания, сестринский уход. И сделали вывод, что по этиологии различают истинную эпилепсию как самостоятельное заболевание и органическую, при которой на фоне основного заболевания возникают эпилептические припадки. В патогенезе эпилепсии большое значение имеют изменения функционального состояния нейронов в области эпилептогенного поражения (эпилептогенный очаг).

Клиника эпилептической болезни наряду с судорожным синдромом включает нарушения психики. При длительном течении заболевания у больных появляются ранее несвойственные им черты, формируется так называемый эпилептический характер. Работа медсестры в психоневрологическом отделении является важной составляющей в лечении и уходе за  больными с эпилепсией. На ней лежит большая ответственность не только за лечебный процесс и больных, но и за слаженную работу отделения, всех его сотрудников.

Список литературы

1.Закон РФ от 2 июля 2012 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон от 24.11.2015 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Глава II «Медико-социальная экспертиза»)

3.Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ  от 17 мая 2012 г. N 566н «ОБ утверждении порядка оказания помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»

4.Сестринский процесс: Учебное пособие для студентов средних медицинских учебных заведений /Гиль Г.В., Гулова С.А. и др.; Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева. – СПб., 2013

5.Дмитриева Т.Б. Альянс права и милосердия.О проблеме защиты прав человека в психиатрии.- М.: Наука,2011

.6.Иванюшкин А.Я. Этика сестринского дела. - М.,2013.

7.Карлов В.А. Эпилепсия. -М., 2014. -336 с.

8.Напреенко А.К., «Психиатрия», К., «Здоровье», - 2011г.

9.Тихоненко В.А., Иванюшкин А.Я.,Евтушенко В.Я.,Кондратьев Ф.В.

Этика в психиатрии// Биомедицинская этика/ Под ред. В.И.Покровского.

-М.:Медицина,2014

10.Ходос Б.Г., «Нервные болезни», М., «Медицина», - 2015 г.

11.Чернов В.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. – М.,2014

12.Чудновский А.В., Чистяков С.Г., «Основы психиатрии», М., «Медицина», - 2015

13.Яковлев П.А., Сосновская И.Р., «Частная психиатрия», М., 2015

14.Янышкина Л.Г., Орлова И.Г., «Этика и деонтология в сестринском деле» М.: Наука 2013




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Особенности этапов сестринского процесса у пациентов с хирургической патологией

2. ИНФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

3. Организация сестринского процесса при заболеваниях щитовидной железы

4. Депрессия у больных фармакорезистентной эпилепсией

5. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и развитие воображения

6. Сравнение параметров различного интернет трафика

7. Коммуникативная компетентность специалиста

8. Коммуникационная компетентность и профессионализм в рекламной деятельности

9. ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

10. Профессиональная деятельность социального работника