Клубный менеджмент как системообразующее управленческое звено в государственной политике подготовки спортивного резерва



ВУЗ

Факультет

Кафедра

Клубный менеджмент как системообразующее

управленческое звено

в государственной политике подготовки спортивного резерва.

Выполнил:

Фамилия

Курс

Дата

Город

С одержание

  • Содержание
  • Введение
  • Клубный менеджмент в спорте
  • 1.1. Цели и задачи клубного менеджмента
  • 1.2. Структура менеджмента в профессиональном спорте
  • 1.3. Внедрение элементов клубного менеджмента в систему подготовки спортивного резерва в Российской Федерации
  • Практика работы менеджмента спортивного клуба «ЦСКА»
  • 2.1. Развитие системы менеджмента клуба
  • 2.2. Формирование спортивного резерва клуба
  • Заключение
  • Список литературы

В ведение

Актуальность темы исследования.В настоящее время наша страна все активнее работает над укреплением своих позиций в качестве одной из ведущих мировых спортивных держав. Для этого необходимы высокие достижения российских спортсменов на международной арене. Основой для результатов должна стать выстроенная государственная система подготовки спортсменов, которая будет обеспечивать планомерную смену поколений спортивной элиты, а также гарантировать воспитание достаточного количества спортсменов высочайшего класса.

Крупные победы на международной арене в сфере спорта высших достижений неразрывно связаны с системностью и эффективностью работы со спортивным резервом.

Поэтому инноваций в сфере подготовки спортивного резерва необходимы, они станут инвестициями в устойчивое развитие российского спорта,  максимально эффективно используя все имеющиеся ресурсы, а также фундаментом роста конкурентоспособности российских спортсменов, готовых принять любые вызовы и обеспечить нашей стране ведущее место в числе спортивных держав на долгие годы.

Ввиду вышесказанного, подготовка спортивного резерва становится одним из основных приоритетов в государственной политике в сфере физической культуры и спорта.

Долгие годы задачи комплектования спортивных сборных нашей страны решались с помощью существовавшей системы многолетней подготовки спортсменов высшей квалификации. Но в 90-е годы двадцатого века работавшие ранее механизмы были практически утрачены в процессе реструктуризации государственной системы управления. Долгие годы оставались юридически не определенными обязанности субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для сборных спортивных команд страны. Вместе с экономическими проблемами регионов это вело к тому, что финансирование детско-юношеского спорта осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому сегодня большая часть спортивных федераций, особенно в регионах, неспособны должным образом реализовывать задачи по подготовке спортивного резерва.

Организация работы по отбору и подготовке перспективных спортсменов сегодня требует проведения коренных системных преобразований, имеющих долгосрочную перспективу, так как глобальная конкуренция в сфере высших спортивных достижений постоянно растет.

Ведущие мировые спортивные державы осознают возрастающую роль качественной подготовки спортивного резерва и уже работают над наращиванием своих ресурсов в этом направлении.

Принимая во внимание вектор развития спорта высших достижений и стоящие перед государственной политикой задачи, правительство России, начиная с 2008 года реализует Федеральную Целевую программу по развитию спорта в стране. Как следующий этап реализации этой программы, в декабре 2016 года на рассмотрение Правительства и Совета при президенте Российской Федерации Министерством спорта внесен проект концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. В проекте подняты важные проблемы подготовки спортивного резерва в нашей стране. Такие как отсутствие четкой системы закрепления обязанностей между разными уровнями управления, нехватка квалифицированного тренерского персонала, недостаточная мотивация сотрудников, работающих в сфере подготовки спортивного резерва, слабая материально-техническая база спортивных школ  другие.

Объект и предмет исследования.В числе предложенных Министерством средств решения этих проблем присутствуют элементы клубного менеджмента. Использование этих элементов в спорте и их применимость в государственной политике станут объектом нашего исследования.

Цель и задачи курсовой работы.Целью исследования являетсяанализ применимости клубного менеджмента, как системообразующего элемента государственной политики в области подготовки спортивного резерва. Для этого ставятся задачи выявить основные элементы клубного менеджмента, изучить опыт их работы на существующих примерах, смоделировать применение этих элементов в государственной политике.

Описание структуры работы.В процессе исследования будут изучены элементы клубного менеджмента в профессиональном спорте, рассмотрена существующая в России система подготовки спортивного резерва, а так также концепция подготовки спортивного резерва, предложенная Министерством спорта. Затем будет рассмотрена система менеджмента существующего спортивного клуба и спрогнозированы результаты ее применения в государственной политике

  1. Клубный менеджмент в спорте

    Понятие «клубный менеджмент» представляет собой систему знаний об организации и управлении клубами, то есть объединениями людей на основе клубной системы.

    1.1. Цели и задачи клубного менеджмента

    Одними из основныххарактеристик клуба всегда являются треугольник взаимоотношений «владелец – менеджмент – члены клуба» и определение цели существования клуба, основного интереса, вокруг которого строится клуб. Очевидно, при создании спортивного клуба таким интересом является, с одной стороны, совершенствование спортивного мастерства членами клуба, а также победы членов клуба в различных престижных для этого вида спорта соревнованиях, а с другой стороны – получение коммерческой выгоды от участия в соревнованиях. Таким образом, менеджмент спортивного клуба работает и с владельцами клуба и с членами клуба для максимального удовлетворения интересов всех участников.

    1.2. Структура менеджмента в профессиональном спорте

    В настоящее время в области занятий физической культурой и спортом принято выделять три направления – профессиональный спорт, спорт высших достижений и массовый спорт.

    Совсем недавно разделение между этими направлениями было четким. Считалось, что любители принимают участие в соревнованиях из «спортивного интереса», не для получения прибыли, тогда как профессионалы получают вознаграждение согласно контракту, то есть спорт является для них основным видом деятельности.

    Однако сегодня грань между этими понятиями размыта. Для спортсменов, которые формально считаются любителями и участвуют в Чемпионатах мира, в Олимпийских играх, спорт – основной вид деятельности. Они могут за деньги участвовать в рекламных кампаниях и телешоу, и обязательно получают призовые за победу в соревнованиях. Но профессиональным спортом это не считается. В профессиональном спорте главный показатель успешности – коммерческая выгода, а не рекорды и спортивные достижения. В одних видах спорта спортсменам, которые считаются профессионалами разрешается участвовать в Олимпийских играх, в других нет.

    Развитием массового спорта и спорта высших достижений в СССР занимались «добровольные спортивные общества», по сути родоначальники главных спортивных клубов России. Такие общества основывались крупными предприятиями, отраслями, профсоюзами. Например, «Динамо» – спортивное общество, основанное Государственным политическим управлением при НКВД РСФСР, «ЦСКА» – спортивное общество, сформированное Министерством обороны, «Локомотив» – спортивное общество профсоюза работников железных дорог), или молодежными организациями (например, «Спартак» – учрежден ВЛКСМ). Профессионального спорта, как зрелищного мероприятия, направленного на получение прибыли, в СССР не было. Спортивные общества существовали на государственные средства и их целью были победы и рекорды. Задачи подготовки спортивного резерва также решались по отраслям, то есть «шефство» над той или иной ДЮСШ брали отраслевые спортивные клубы, а там, где крупные промышленные предприятия отсутствовали, школы организовывались при администрациях городов.

    В этом основное отличие исторически сложившейся системы подготовки спортивного резерва в нашей стране от североамериканской системы. В США задача подготовки спортивного резерва лежит на учреждениях образования – школах, колледжах, университетах. Существует система спортивных стипендий —Как устроен студенческий спорт в северной Америке // Туризм.Учеба.Спорт. //URL: http://sportstudy.ru/sport/kak-ustroen-studencheskiy-khokkey-v-severnoy-ameri/, а студенческие лиги по баскетболу и американскому футболу по популярности у болельщиков порой превосходят игр профессиональных лиг.

    Сегодня во всем мире видами спорта, где наиболее развит профессиональный подход, являются хоккей, футбол, бокс. Система клубов, как коммерческих организаций, преследующих цель получения выгоды от проведения различных спортивных турниров, максимально известна широкой аудитории зрителей именно по хоккейным и футбольным турнирам.

    Для нашей страны коммерциализация спорта началась с приходом рыночной экономики, поэтому коммерческая сторона работы клубного менеджмента развита не очень хорошо. В отличие от Европейских и Американских клубов, для которых цель получения прибыли ставилась с самого начала их существования. Наверное, поэтому в рейтингах наиболее дорогих футбольных клубов (ТОП– 50) нет представителей России.

    Спортивный и финансовый результат конкретного клуба, сборной команды или отдельного спортсмена напрямую зависит от работы спортивного менеджмента.

    В зону ответственности этих специалистов входит огромный объем работ – это и подписание контрактов со спортсменами, и работа с тренерским штабом, и получение спонсорской поддержки и рекламных контрактов, и управление спортивными объектами клуба, и организация бытовых вопросов (поездки команды на сборы и соревнования, закупка экипировки и проч).

    Менеджеров можно разделить на три основные группы:

    • стратегический уровень (президенты спортивных клубов и федераций, руководители спорткомплексов, спортивных школ);
    • тактический уровень (руководители отделов, отвечающих за конкретное направление – пресс-служба, например, или отдел скаутов)
    • исполнительский уровень (тренеры, методисты, медицинский персонал)

    Четко выстроенная на стратегическом уровне система управления спортивным клубом обеспечивает его эффективную работу, а именно:

    • успешное выступление команды (команд) клуба на спортивных соревнованиях (для этого должна быть выстроена система подбора спортсменов и тренеров, организован тренировочный процесс, его технологическая и здоровьесберегающая функции и проч.)
    • экономически эффективное управление спортивными объектами клуба (модернизация и обслуживание, проведение соревнований, субаренда объектов для проведения мероприятий сторонних организаций);
    • целенаправленная реализация комплекса маркетинга спортивного клуба (комплекс маркетинга может быть направлен на получение дополнительной прибыли от рекламных контрактов, укрепление имиджа клуба внутри страны и на международной арене, создание положительного образа клуба в среде спортсменов с целью привлечения новых кадров и проч).

    На тактическом и исполнительском уровне каждый специалист реализует стратегию менеджмента в своей области. Именно такой системный подход в клубном менеджменте и предлагается привнести в управление подготовкой спортивного резерва.

    1.3. Внедрение элементов клубного менеджмента в систему подготовки спортивного резерва в Российской Федерации

    Развитие спортивного движения в нашей стране всегда декларировалось, как задача государственной важности. Перед системой спортивных школ ставились и ставятся две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений.

    Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова связано в первую очередь с социальными факторами, такими как достижения общества в воспитании молодежи, развитие массовой физической культуры и спорта, а также демонстрация высшего спортивного мастерства и завоевание ведущих позиций спортсменов национальных сборных на международной арене.

    В более узком понимании, спортивные резервы – это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства, в соответствии со своим возрастом и поставленными задачами, занятые в формах подготовки, обеспечивающих дальнейший рост спортивных их результатов.

    Российские ученые разрабатывают научно-методические положения, обеспечивающие основу для современной подготовки спортивных резервов. Основополагающими в создании методик являются преемственность задач, средств и методов работы с детьми, подростками, юношами, юниорами и взрослыми, а также постоянный рост объема средств общей и специальной подготовки при обязательном соблюдении оптимального соотношения  их на разных этапах развития личности спортсмена. Важны также строгое соблюдение принципа постепенности в процессе многолетних тренировок, и взаимосвязь объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Эти положения составляют основу программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ различного типа.

    Организационная структура российского спортивного движения включает в себя общественные и государственные организации, которые на местном,  региональном и федеральном уровнях обеспечивают управление подготовкой спортивных резервов. В числе этих организаций в первую очередь Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и региональные органы управления физической культурой и спортом; Олимпийский комитет Российской Федерации; региональные и Всероссийские федерации по видам спорта; физкультурно-спортивные общества, специализированные подразделения отраслевых министерств, курирующие работу спортивных клубов. Подготовка спортивных резервов осуществляется в специализированных организациях, подотчетных им.

    Основные виды организаций, ведущих подготовку спортивных резервов: ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), СДЮШОР (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), УОР (училище олимпийского резерва), ЦПС (центр подготовки спортсменов).

    С начала двухтысячных годов в системе спортивных школ был создан ряд  различных учреждений дополнительного образования для детей и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Организуются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

    В настоящее время в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации» закреплены следующие этапы  многолетней подготовки спортсменов —ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // КонсультантПлюс //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/: этап предварительной подготовки, этап начальной специализации, этап углубленной тренировки, этап спортивного совершенствования и высшего мастерства. В соответствие с этой градацией учебно-тренировочный процесс для учащихся спортивных школ состоит из  нескольких ступеней: спортивно-оздоровительная, начальной подготовки, учебно-тренировочная, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В спортивных школах разного типа, согласно Положению о них, создаются группы соответствующего контингента —Современная система спортивных школ и подготовки спортивных резервов в России // Спортивный клуб единоборств Магма //URL: http://www.magma-team.ru/organizatsiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-uchebnoe/3-sovremennaya-sistema-sportivnyh-shkol-i-podgotovki-sportivnyh-rezervov-v-rossii:

    • ДЮКФП – спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, а по решению учредителей и при наличии условий – учебно-тренировочные
    • ДЮСШ – начальной подготовки и учебно-тренировочные, при наличии условий – групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
    • СДЮШОР – учебно-тренировочные, спортивного совершенствования, при наличии условий – и высшего спортивного
    • УОР, ЦСП – спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства

    Разделение учащихся на группы не условное, а определяющее направленность и законченность курса обучения на конкретном этапе подготовки. Для каждой группы существует система отбора, перевода и выпуска учащихся.

    Мировой уровень развития спорта высших достижений с каждым годом ужесточает требования к организации подготовки квалифицированных спортсменов. Это приводит к поиску новых, более эффективных форм работы спортивных школ, переход к которым и предполагает «Концепция развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации», предложенная Министерством спорта.

    Не смотря на то, что спортивные школы работают сейчас на спорт высших достижений, анализируя предложенную концепцию, мы видим, что в ней присутствуют элементы клубного менеджмента, очевидно перенимаемые из профессионального спорта.

    Концепция гласит, что государственная политика в сфере подготовки спортивного резерва, является составляющей частью государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, разрабатывается и реализуется с учетом социально-экономического развития государства на основе следующих принципов —Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года // Министерство спорта Российской Фкедерации //URL: http://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2016/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0.pdf:

    • выделения приоритетных направлений
    • государственного социального заказа
    • доступности услуг, оказываемых учреждениями и организациями, осуществляющими подготовку спортивного резерва
    • паритетности взаимодействия федеральных и региональных структур, физкультурно-спортивных организаций и бизнес-структур
    • территориально-базовой организации работы
    • открытого участия заинтересованных физкультурно-спортивных организаций в разработке и реализации приоритетных направлений в подготовке спортивного резерва;
    • информационной открытости;
    • независимости оценки результатов реализации Концепции.

    Важной составляющей частью формирования государственной системы подготовки спортивного резерва должны быть мероприятия по кадровому обеспечению, совершенствованию системы оплаты, нормирования труда и аттестации тренерского состава, специалистов и руководителей в сфере подготовки спортивного резерва.

    Требует нового подхода и совершенствование системы научно-методического и антидопингового обеспечения системы подготовки спортивного резерва.

    Модернизация системы подготовки спортивного резерва происходит в течение последнего десятилетия. Основными шагами, направленными на эти изменения можно назвать следующие шаги:

    • выдача Президентом Российской Федерации ряда поручени, направленных на постепенное развитие системы подготовки спортивного резерва
    • включение мер по совершенствованию подготовки спортивного резерва в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а также в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта» и государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
    • утверждение комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на федеральном уровне
    • разработка и внедрение в субъектах Российской Федерации «дорожной карты» по преобразованию специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (ДЮСШОР) и детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в организации нового типа – спортивные школы (СШ) и спортивные школы олимпийского резерва (СШОР). —«Дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки (с одновременным переходом на спортивную подготовку) // Министерство спорта Российской Федерации //URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27679/
    • создание отраслевой системы координации физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва и методического обеспечения спортивных школ
    • формирование и утверждение перечня базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.
    • реализация комплекса мер, направленных на оказание адресной финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, по базовым видам спорта.
    • развитие инструментов социального партнерства между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации
    • утверждение профессиональных стандартов

    Таким образом, был создан фундамент для внедрения единого подхода к организации системы подготовки спортивного резерва.

    В процессе реструктуризации системы подготовки спортивного резерва создан «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», который  осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение всех участников процесса.

    Основываясь на опыте клубного менеджмента, концепция предлагает ввести критерии оценки эффективности работы на всех ступенях работы системы подготовки спортивного резерва:

    1) Соответствие системы подготовки спортивного резерва установленным отраслевым нормам (по видам спорта и по этапам спортивной подготовки). А именно:

    • соответствие количества спортсменов, задействованных в системе подготовки спортивного резерва;
    • соответствие количества квалифицированных тренеров, задействованных в системе подготовки спортивного резерва;
    • доля тренерских кадров, соответствующих требованиям профессиональных стандартов;
    • соответствие количества организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
    • соответствие объемов финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку (объем текущего финансирования в проценте от реальной потребности в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки);
    • соответствие обеспеченности инфраструктурой и материально-технической обеспеченности организаций, осуществляющих спортивную подготовку

    2) Эффективность и спортивная результативность деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

    • доля детей и молодежи, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общей численности детей и молодежи (6-21 год);
    • доля организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и реализующих программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общей численности организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в Российской Федерации;
    • доля спортсменов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства в общей численности спортсменов, осваивающих программы спортивной подготовки;
    • доля спортсменов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства и зачисленных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (основной или резервный составы) в общей численности спортсменов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;
    • доля спортсменов, осваивающих программы спортивной подготовки по  олимпийским, базовым видам спорта, в общей численности спортсменов, осваивающих программы спортивной подготовки;
    • доля спортсменов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства и зачисленных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (основной или резервный составы) в общей численности спортсменов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;
    • доля спортсменов, проходящих спортивную подготовку, и выполнивших нормы КМС, МС, МСМК в общей численности спортсменов, проходящих спортивную подготовку;
    • динамика спортивных результатов занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, на соревнованиях федерального всероссийского, международного уровня;
    • доля спортсменов, проходящих спортивную подготовку, - участников чемпионатов и первенств Европы, Мира, Олимпийских, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр

    3) Социальная эффективность деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку

    • удовлетворенность населения качеством услуг, оказываемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку;
    • результаты общественного мониторинга, рейтинговое место среди организаций, результаты независимой оценки качества услуг,
    • обширность внешних связей (наличие социальных партнеров, количество заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, использование общественных ресурсов окружающего социума)

    4) Финансово-экономическая эффективность деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

    • эффективность расходования бюджетных средств в рамках нормативно-подушевого финансирования в соотнесении с основными спортивными результатами деятельности организаций, осуществляющей спортивную подготовку;
    • эффективность использования имущественно-хозяйственного комплекса организаций, осуществляющих спортивную подготовку, (в т.ч. внедрение энергосберегающих технологий ...);
    • доля привлеченных внебюджетных средств (в том числе, гранты, призовой фонд...)

    5) Эффективность менеджмента в системе подготовки спортивного резерва:

    • соответствие системы подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации модели, рекомендованной Министерством спорта России;
    • наличие в субъекте Российской Федерации программы развития региональной системы подготовки спортивного резерва, как части федеральной программы;
    • доля организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеющих программу развития на среднесрочную перспективу, как части федеральной программы, в общей численности организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

    6) Эффективность работы кадрового состава в системе подготовки спортивного резерва на примере руководителя спортивной организации :

    • количество и достижения спортсменов, проходящих спортивную подготовку в организации, количество побед и занятых призовых мест в соревнованиях различного уровня.
    • международная деятельность, например, заключение соглашения о сотрудничестве с зарубежной спортивной организацией по соответствующему виду спорта, проведение совместных с зарубежной спортивной организацией по соответствующему виду или видам спорта мероприятий, направленных на улучшение спортивной подготовки в организации и проч.
    • методическая деятельность в организации. Объем методических работ, направленных на совершенствование методик и подходов в области спортивной подготовки и реализуемых в данной организации.
    • подготовка отчетности в надлежащий срок, при условии отсутствия замечаний по отчетной документации. Управление персоналом организации.
    • руководство коммерческой деятельностью организации. Количество привлеченных за счет коммерческой деятельности средств по отношению (%) к совокупному бюджету организации. Управление материальной базой и инфраструктурой организации, осуществляющей спортивную подготовку.

    Анализируя предложенные критерии, мы предполагаем, что достижение высоких оценок по каждому из них не возможно без внедрения системы менеджмента. Для данной отрасли опыт работы профессиональных спортивных клубов является наиболее подходящим для транслирования.

    1. Практика работы менеджмента спортивного клуба «ЦСКА»

    Об этом спортивном клубе хотя бы раз в жизни слышал, наверное, каждый житель нашей страны. Без преувеличения можно сказать, что это «клуб– легенда».

    Самый первый в истории Чемпионатов СССР/России матч состоялся 22 декабря 1946 года, и его участниками были хоккейные команды «ЦСКА» и «Динамо», они с тех пор и считаются старейшими хоккейными клубами страны. Тогда в первом чемпионате СССР «армейцы», как принято называть спортсменов этого клуба, заняли второе место. В играх второго чемпионата СССР форвард команды «ЦДКА» Всеволод Бобров добился выдающегося результата: в восемнадцати играх он провел в ворота соперников пятьдесят две шайбы. Четырнадцать лет этот результат оставался рекордом чемпионатов.

    В 50-е годы прошлого века «армейцы» шесть раз становились чемпионами страны. Тогда же сборная СССР впервые участвовала в Зимних Олимпийских Играх. Разрушив миф о непобедимости канадцев, наша хоккейная команда выиграла тогда золотые медали,. Серия побед «армейцев» продолжилась в 60-е годы, подарив истории отечественного хоккея много громких имен.

    Победоносными стали для клуба и 70-е , которые запомнились еще и первым в истории противостоянием клубов СССР и НХЛ. «ЦСКА», как лучший клуб СССР и Европы на тот момент, представлял свою страну. Соперники провели 36 матчей, в которых «ЦСКА» добился 26 побед, 2 раза сыграл вничью и потерпел 8 поражений. Не будем забывать, что тогда в «ЦСКА» играла уникальная по уровню мастерства и таланта тройка нападения Петров –Михайлов – Харламов.

    80-е годы для ЦСКА были золотым временем, были выиграны практически все чемпионаты, выступления «армейцев» во встречах с клубами НХЛ складывались успешно.

    В своей советской истории хоккейный клуб 32-кратный чемпион СССР, 10-кратный серебряный призер чемпионатов страны, 12-ти кратный обладатель Кубка СССР, финалист розыгрыша Кубка СССР 1953 и 1976 г.г., 20-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов 1969-1974, 1977-1990 г.г.

    В российской истории ЦСКА - чемпион России 2015 г., двукратный обладатель Кубка Континента имени В.В. Тихонова (2015, 2016), обладатель Кубка Западной конференции (2016).

    2.1. Развитие системы менеджмента клуба

    Современная история клуба показывает, как важен для результатов команды грамотный менеджмент.

    После «золотой эпохи» ЦСКА, когда команда блистала на турнирах всех уровней, наступил трудный период существования клуба, который совпал с не простым временем в истории страны.

    Когда в конце 1980-х годов советским хоккеистам было разрешено выступать в Национальной Хоккейной Лиге США, «ЦСКА» покинули в течение нескольких лет целая плеяда талантливейших спортсменов, таких как Ларионов, Фетисов, Крутов, Макаров, Касатонов, Буре, Фёдоров, Могильный, Коваленко, Быков, Хомутов, Каменский и другие ведущие игроки. Это неминуемо отразилось на результатах, и в сезоне 1989/1990 «ЦСКА» уступил золотые медали московскому Динамо.

    В 1992 году, когда кризис в стране закономерно отразился на армии,  «ЦСКА» покинули все ведущие игроки. И не смотря на набор перспективных молодых спортсменов, в сезоне 1992/93 «ЦСКА» занял последнее место в «Западно-Московской» конференции чемпионата Межнациональной хоккейной лиги.

    Но в 1993 году случилась сенсация. «ЦСКА» было заключено соглашение о сотрудничестве с американским клубом «Питтсбург Пингвинз». Это уникальный в российской хоккейной истории случай сотрудничества отечественного клуба с зарубежным.

    Тогда главный спонсор «Пингвинов», компания «Айрон Сити», приняла решение о выходе на российский рынок. Ей нужно было как можно громче заявить о себе, для чего менеджментом компании был выбран отличный способ – хоккей и клуб «ЦСКА», как самый титулованный в мире. Соглашение о сотрудничестве было подписано в июне 1993 года. «ЦСКА» получил значительную финансовую поддержку, план маркетинга программу и стратегию развития клуба с целью выхода на самоокупаемость. Спонсором было запланировано уже в 1994 году получить прибыль от сотрудничества.

    Но учредителем клуба все еще оставалось Министерство обороны. В 1996 году Министр обороны России полностью меняет администрацию клуба – от тренера команды до генерального директора. Уволенные менеджеры не соглашаются с решением министра и в результате «ЦСКА» разделился на две команды. Первая по-прежнему принадлежит Министерству обороны РФ, вторая становится частным предприятием, использующим бренд «ЦСКА», который получила в 1993 году в пользование от Министерства Обороны РФ для ведения коммерческой деятельности, так как команда Минобороны по законодательству не могла заниматься предпринимательской деятельностью. В результате Минобороны было вынуждено принять меры по переходу бренда «ЦСКА» к своей штатной команде.

    Несколько лет продолжалось противостояние двух «ЦСКА». Сменялись тренеры и спонсоры. Управление каждым клубом не было успешным и в результате в 2002 году они объединились. Президентом и главным тренером «ЦСКА» был назначен Виктор Васильевич Тихонов, который без сомнения сделал очень многое для возвращения «ЦСКА» в число лидеров российского хоккея.

    Следующим этапом реструктуризации менеджмента клуба был 2002 год, когда в кадровые решения вмешалось Федеральное агентство по физической культуре и спорту в лице его руководителя, Вячеслава Фетисова. Тогда куратором ЦСКА стал Михаил Прохоров. Была заменена вся управленческая команда Виктора Тихонова. Посты покинули вице-президент и генеральный менеджер, начальник команды, тренер первой команды и друге. Новым генеральным директором был назначен Кирилл Фастовский, занимавший в «ЦСКА» пост спортивного директора. Новые руководители привели клуб к первым успехам за долгое время. В сезоне 2005/2006 «ЦСКА» вышел в плей-офф, тренеры клуба Вячеслав Быков и Игорь Захаркин возглавили сборную России. В 2007 году команда впервые вышла в полуфинал плей-офф чемпионата России и могла побороться за золотые медали, но в упорной борьбе уступила «Ак Барсу». В сезоне 2007/08 впервые команда «ЦСКА» заняла третье место в регулярном чемпионате. Но в плей-офф осталась без медалей.

    В первом сезоне в составе Континентальной хоккейной лиги «ЦСКА» выиграл дивизион Тарасова, но дальнейших успехов не последовало. В конце сезона тренеры Быков и Захаркин покинули команду. «ЦСКА» снова ждали изменения.

    В апреле 2009 года Вячеслав Фетисов стал новым президентом ЦСКА. Виктор Тихонов перешел на позицию Почетного президента, а генеральный директор Кирилл Фастовский покинул клуб. Для достижения новых амбициозных целей на должность главного тренера и генерального менеджера был приглашён Сергей Немчинов. Эти изменения в управлении клубом не принесли желаемых результатов. В сезоне 2010/2011 ЦСКА занял 19 место в регулярном чемпионате и не попал в плей-офф.

    Перед началом сезона 2011/2012 новым главным тренером стал Юлиус Шуплер, Сергей Немчинов сохранил должность генерального менеджера. В регулярном чемпионате «ЦСКА» занял 8-е место в западной конференции и вышел в плей-офф, но в первом раунде в пяти матчах уступила «СКА». В этом же сезоне новым совладельцем клуба стала российская государственная нефтяная компания «Роснефть». Президент Вячеслав Фетисов не смог найти общий язык с новым руководством и покинул свой пост.

    В мае 2012 года в «ЦСКА» снова произошли серьёзные изменения: новым главным менеджером стал знаменитый хоккеист Сергей Федоров, который только что завершил свою спортивную карьеру, главным тренером был назначен Валерий Брагин, а генеральным директором Игорь Есмантович. Сформирован наблюдательный совет, председателем которого стал президент «Роснефти» Игорь Сечин. В состав наблюдательного совета вошли и бизнесмены и именитые хоккеисты. Уже в следующем сезоне «ЦСКА» впервые с сезона 2009 года занял первое место в дивизионе и вышел во второй раунд плей-офф. По итогам регулярного чемпионата впервые клуб занял второе место в конференции.

    Летом 2014 года новым главным тренером был назначен Дмитрий Квартальнов. Под его руководством команда победила в регулярном чемпионате КХЛ и получила золотые медали чемпионата России впервые за 26 лет. В плей-офф команда в первых 12 матчах одержала 11 побед, тем самым повторив рекорд турнира, установленный московским «Динамо». В сезоне 2015/16 ЦСКА вновь выиграл Кубок Континента, став первым клубом в истории, который завоевал этот трофей два сезона подряд, а позже и первым победителем регулярного сезона, вышедшим в финал Кубка Гагарина.

    Летом 2016 года свои силы в НХЛ уехали пробовать ведущие игроки Радулов, Зайцев и Любимов. Но по результатам начала сезона 206-2017 ЦСКА лидирует в конференции. И вот новое управленческое решение. В целях совершенствования управления спортивной деятельностью наблюдательный совет вводит позиции президента клуба и главного менеджера по селекции. Одновременно упраздняя должность генерального директора и должность главного менеджера —Фёдоров стал главным менеджером по селекции ЦСКА, Есмантович – и.о. президента // Чемпионат //URL:https://www.championat.com/hockey/news-2662032-fjodorov-stal-glavnym-menedzherom-po-selekcii-cska-esmantovich---io-prezidenta.html.

    Временно исполняющим обязанности Президента ООО «ПХК ЦСКА» будет назначен Игорь Вячеславович Есмантович, должность главного менеджера по селекции займёт Сергей Викторович Фёдоров. Очевидно, что решение это взвешенное и является продолжением кадровой стратегии клуба, так как в непосредственные обязанности Федорова уже входили именно функции по работе со спортсменами —Главный менеджер ЦСКА Сергей Фёдоров раскрыл секрет 91-го номера //MK.RU //URL: http://www.mk.ru/sport/2016/02/25/glavnyy-menedzher-cska-sergey-fyodorov-raskryl-sekret-91go-nomera.html, а Есмантович решал задачи уровня президента клуба —Владимир Петров: «Незаметный герой ЦСКА? Игорь Есмантович» //Russia-Hockei.ru //URL:http://www.russia-hockey.ru/articles/persons/Petrov_nezametnii_geroi/.

    2.2. Формирование спортивного резерва клуба

    Как показало наше исследование, чаще всего спортивные школы (детско-юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва) учреждаются муниципальными властями и управляются чиновниками из регионального министерства спорта. Регионы, располагая крайне ограниченными бюджетами, не имеют возможности развивать спортивные школы на уровне, заявленном в Концепции формирования спортивного резерва. Профессионалов в области привлечения спонсоров и работы с ними в муниципалитетах так же мало. Поэтому спортивные школы вынуждены существовать в условиях новых требований и старой материально-технической базы.

    Иначе устроена система формирования резерва клуба ЦСКА. Исторически сложилось так, что в систему спортивного общества Министерства Обороны «Центральный спортивный Клуб Армии», сейчас объединяющего команды спортсменов по 59 видам спорта, были включены и спортивные школы. На сегодня это 16 спортивных школы по различным видам спорта, 15 из которых в 2016 году перешли на новые формы работы (СШ и СШОР).

    Детская школа по хоккею уникальна – она является структурным подразделением хоккейного клуба и принадлежит ООО «ПХК ЦСКА». Обучение в школе бесплатное. Тренировочный процесс будущего спортивного резерва организован на домашней арене ЦСКА, в Ледовом спортивном комплексе ЦСКА им. В. М. Боброва.

    Школа формирует 12 групп для детей от 5 до16 лет. Отбор в Детскую школу по хоккею ООО «ПХК ЦСКА» начинается с пятилетнего возраста. Основные критерии – хорошая физическая форма, отсутствие медицинских противопоказаний для занятия хоккеем, хорошая координация, ловкость, мышление, способность к обучению, дисциплинированность и желание самого ребенка заниматься хоккеем. Умение кататься на коньках приветствуется, но не является обязательным требованием —Детская школа по хоккею ООО «ПХК ЦСКА» // ПХК ЦСКА //http://www.cska-hockey.ru/club/sub/Obschaya_informaciya_.

    Просмотр детей младшего возраста (5-10 лет) проходит на уровне тренера, попасть на него может любой желающий, прост записавшись по телефону. Просмотр игроков старше 10 лет производится по предварительному согласованию со скаутской службой Детской школы по хоккею. Начинающему спортсмену уже необходимо иметь профессиональное резюме, включающее в себя данные о его росте, весе, амплуа, хвате, команде, городе, тренерах, у которых проходил обучение, статистику за карьеру, причин перехода в школу ЦСКА.

    Начиная с 10 лет, родители юного спортсмена заключают со школой договор спортивной подготовки, с этого момента спортсмен находится на полном обеспечении хоккейного клуба, в том числе спортивные сборы и поездки на различные турниры происходят также за счет ООО «ПХК ЦСКА».

    Уже с восьми лет хоккеисты школы участвуют в Кубке Федерации хоккея г. Москвы. Следующий этап карьеры (9-10 лет) – участие в Кубке г. Москвы, затем (11-16 лет) – участие в Открытом Первенстве г. Москвы и Кубках г. Москвы, юниорская команда школы играет в Открытом Первенстве г. Москвы и Кубке г. Москвы среди команд юниоров.

    В 17 лет с лучшими воспитанниками школы заключается профессиональный контракт. После окончания школы наиболее перспективные выпускники приглашаются в молодежную команду «Красная Армия».

    Два раза в год учащиеся проходят бесплатное медицинское обследование во врачебно-спортивном диспансере ЦСКА.

    Тренерский состав школы включается не только главных тренеров каждой группы, но и тренеров вратарей, тренера по ОФП, тренера по акробатике.

    Менеджмент школы представлен директором школы, его заместителем и помощником, инструктором-методистом, психологом, скаутом, администратором школы и врачом.

    Как мы видим структура школы практически копирует структуру клуба, что позволяет вести подготовку спортивного резерва с помощью отлаженных механизмов профессионального спортивного менеджмента.

    З аключение

    Изучив концепцию подготовки спортивного резерва, предложенную Министерством спорта, мы видим проявление всех основных направлений клубного менеджмента:

    • разделение уровней управления на стратегический, тактический и исполнительский, с введением профессионального стандарта для каждого специалиста. Профессиональные стандарты дадут четкую структуру взаимодействия между всеми участниками процесса подготовки юных спортсменов
    • новый подход к финансированию спортивных школ, с введением нормативно-подушевого финансирования, а также с заключением эффективных контрактов с тренерами, где их доход будет расти прямо пропорционально достижениям их воспитанников. Важным фактором нового подхода является введение государственно-частного партнерства в финансирование спортивных школ.
    • HR-менеджмент на уровне описания конкретных шагов по подготовке, переподготовке и мотивации персонала занятого в процессе подготовки спортивного резерва,
    • инновационный менеджмент на уровне поиска новых антидопинговых мер и поиска новых систем здоровьесберегающих эффективных тренировок.
    • формирование единого понимания для всех участников процесса целей и задач формирования спортивного резерва
    • формирование системы контроля и обратной связи при переходе спортивных школ на новую систему работы.

    Несмотря на столь подробную концепцию и актуальность внесения принципов клубного менеджмента в государственную систему подготовки спортивного резерва, региональным спортивным школам по-прежнему не хватает финансирования, эта проблема – единственная, которую концепция никак не может решить ввиду сложившихся экономических условий в стране. Исследование опыта работы спортивных клубов показывает, что для решения этой проблемы необходимо два компонента – крупная компания, которая может себе позволить финансирование развития спорта и административный ресурс, как посредник между детско-юношеской спортивной школой и крупной корпорацией. Разработка и реализация комплекса маркетинга, а также построение системы управления имиджем спортивной школы (формирование бренда шклы, мотива причастности, важных для подростков и молодежи) может дать школе толчок к развитию, к привлечению большего числа молодежи в спорт, но целевая группа настолько мала, что без административного ресурса привлечь крупные финансовые вливания в конкретную спортивную школу не представляется возможным.

    Другой вариант решения финансовой проблемы – передача спортивных школ профессиональным спортивным клубам, по аналогии с детской школой хоккея «ЦСКА».

    По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что тщательное стратегическое управление спортивным клубом неизменно приносит плоды в виде роста достижений клуба. Победам в чемпионатах и турнирах неизменно сопутствует коммерческий успех – растет число болельщиков, растет прибыль от продажи билетов и клубной символики, появляются новые контракты с игроками, и новые спонсорские контракты, а также уделяется большее внимание развитию спортивного резерва. Молодые спортсмены, достигая высот в профессиональном мастерстве, приносят клубу новые победы, а значит, клуб ждет новый виток развития. Эта логика клубного менеджмента, внедренная в государственную политику подготовки спортивного резерва, несомненно, принесет нашей стране победы на международной спортивной арене.

    Список литературы

    1. Хоккейный клуб ЦСКА // URL:http://www.cska-hockey.ru/club/sub/Obschaya_informaciya_
    2. ЦСКА (хоккейный клуб, Москва) //Wikipedia //URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%A1%D0%9A%D0%90_(%D1%85%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1,_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
    3. Подготовка спортивного резерва // Министерство спорта Российской Федерации //URL:http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/
    4. Континентальная Хоккейная Лига //URL:http://www.khl.ru/standings/
    5. Спортивные школы ЦСКА // ЦСКА //URL:http://cska.ru/objects/?type=2
    6. 6. Премьер забросил шайбу нефтяникам // Российская газета //URL:
    7. https://rg.ru/2011/11/19/sponsor-site.html Федеральный центр подготовки спортивного резерва //URL:http://www.sport-rezerv.ru/
    8. 8. Как все устроено: детский тренер //Eurosport.ru //URL:
    9. http://www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/2014-2015/story_sto4636732.shtml Как устроен студенческий хоккей в США // МХЛ //URL:http://mhl2.khl.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=187364&SECTION_ID=1
    10. Почему в США развит школьный и студенческий спорт, а в России нет //TheQuestion //URL:https://thequestion.ru/questions/31519/pochemu-v-ssha-razvit-shkolnyi-i-universitetskii-sport-a-v-rossii-net
    11. Германия: вундеркинды на потоке // Спорт-Экспресс //URL:http://www.sport-express.ru/football/germany/reviews/832860/
    12. Как устроен детско-юношеский футбол в Бельгии, Германии и Исландии (краткий обзор) // Трибуна.Блог //URL:https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportbizinfo/987748.html




    Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

    1. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии

    2. Процесс психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования

    3. ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК НОВЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА, НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

    4. Формирование кадрового резерва

    5. Исследование вопроса обязательного резерва банков в России

    6. Порядок создания и использования резерва под снижение стоимости материальных ценностей

    7. Анализ практической ситуации и управленческое решение проблемы. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров

    8. Предприятие как основное звено экономики. Порядок создания нового предприятия. Предпринимательская деятельность предприятия

    9. Социально-психологическое, социально - медицинское, социально-педагогическое, юридическое, управленческое консультирование

    10. Особенности спортивного репортажа