Анализ эффективности бизнес-проекта по открытию ресторана китайской кухни в Красногвардейском районе г.Санкт-Петербурга



Содержание

Введение

Актуальность темы исследования. Россия находится на переломе социально-экономического развития. В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся, с одной стороны, на производство энергоносителей, а с другой - на расширение внутреннего спроса. В настоящее время ставится задача формирования новой экономической модели, основанной на модернизации и инновациях. Основой модели должны стать развитие конкурентной среды, создание рыночных институтов, снижение трансакционных издержек. Предполагается осуществить переход от экономики спроса к экономике предложения.

Рынок и план представляют, собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. План и рынок объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы.

По данным специалистов, в разных странах бизнес-планирование формировалось в течение последних 40 лет как самостоятельная дисциплина и особая профессиональная область деятельности в условиях рыночной экономики.

Бизнес-план представляет собой деловое резюме компании, обоснование ее финансового положения и объяснение тех причин, по которым предприятие испытывает любого рода трудности. В какой-то мере бизнес-план – это все, что нужно на самой начальной стадии развития фирме, которая только начинает свою деятельность в любой отрасли.

Исходя из этого объектом исследования являются ООО «Кай-Тянь» и весь предпринимательский сектор России в принципе, а предметом - разработка и реализация бизнес-плана нового предприятия.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи исследования:

- определить понятие бизнес-плана, его цели и задачи

- изучить методы и порядок разработки бизнес-плана

- выявить особенности открытия и развития ресторанного бизнеса

- сформировать идею и концепцию ресторана ООО «Кай-Тянь»

Теоретической, методологической и эмпирической основами исследования являются труды российских и зарубежных экономистов, данные Росстата, законодательные и нормативные акты, информация по отдельным предприятиям ресторанного бизнеса, публикации в специализированных экономических изданиях и сети Интернет, информационно-аналитические обзоры информационных и рейтинговых агентств.

Глава 1.Характеристика привлекательности российского рынка с позиций иностранных компаний

1.1.Анализ деловой среды России

Анализ российской деловой среды следует начать с политических факторов. Российское правительство инициирует попытки по модернизации экономики и предпринимает различные экономические меры с целью стимулирования иностранного инвестирования. Так, два года назад был создан Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ) для привлечения самых крупных инвесторов со всего мира с целью инвестирования в ведущие фирмы наиболее многообещающих и быстрорастущих отраслей экономики.

Существуют и причины, оказывающие негативное влияние на инвестиционный климат в России, среди них бюрократия, коррупция, плохо развитая инфраструктура, отсутствие прозрачности толкования, а также применения законов и слабая защита прав интеллектуальной собственности.

Но, тем не менее, Россия значительно продвинулась в осуществлении реформ, касающихся прав интеллектуальной собственности. Еще почти двадцать лет назад она считалась одним из самых недобросовестных нарушителей, не соблюдающим права интеллектуальной собственности, когда контрафактная продукция составляла примерно 80% от общего объема продаж —Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности

http://www.ars-patent.com/doc/WIPR_JulyAug2011_Roundtable.pdf.. Но, несмотря на это, согласно данным «Специального отчета 301» о глобальном положении прав интеллектуальной собственности за 2012 год, который каждый год составляют торговые представители США, Россия уже на протяжении двенадцати лет стабильно находится в «Списке особого внимания».

Проблема состоит в том, что в законодательстве по правам интеллектуальной собственности существует неясность касательно процесса ликвидации изъятых товаров, что является препятствием к качественному осуществлению и мониторингу выполнения правовых норм, контролирующих такую конфискацию. Вследствие чего, изъятая контрафактная продукция не всегда уничтожается по правилам и более того, может оказаться снова на рынке, в связи с тем, что отсутствует ясность в отношении процесса выполнения таких действий.

Кроме того, в России за нарушение прав интеллектуальной собственности налагаются административные штрафы совершенно незначительного размера, что не позволяет довести их до соответствия с повышенными мерами для привлечения к уголовной ответственности. Также административные процедуры проводятся компетентными органами или полицией, но штрафы взимаются судами общей юрисдикции, что в свою очередь имеет сдерживающий, замедляющий эффект. Тогда как, если бы Федеральная антимонопольная служба использовала свои правомочия в полной мере – процесс проходил бы эффективнее.

Однако, в России действует принцип национального или территориального исчерпания права на товарный знак, согласно которому существует запрет на ввоз в страну продукции, обозначенной товарным знаком, если она не была запущена в оборот на территории России и если на ее импорт не было получено согласия от правообладателя этого товарного знака.

Из эконмических факторов следует отметить, что на 2012 год годовой темп роста ВВП России равнялся 3,4%, на февраль 2013 года ВВП составил 62356,9 млрд. рублей. Число потребителей достигает 143,3 млн. человек и большая доля которых проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на то что в настоящее время среднедушевой доход населения по России в месяц равняется всего 22810 рублей, а в Москве 43875, число миллионеров в России, которые тратят большую часть своего капитала на приобретение модных люксовых товаров, за год возросло на 2% и приблизилось к 136 000 человек —Сайт федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/..

Необходимо отметить особую роль потребителей, которые служат некими стимуляторами экономического роста. Так, к примеру, с 2004 года за счет внутреннего потребления было обеспечено 80% прироста ВВП —Там же. Увеличению потребления содействует стремительный рост розничного кредитования.

Согласно данным Банка России, в 2012 году рынок кредитования возрос на 50-55%, тогда как в 2011 году прирост составлял менее 44%  —Сайт Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01032013.pdf?pid=macro&sid=inf.. Так в одной только Москве, по состоянию на первое марта 2013 года, было выдано кредитов на 176804 млн. рублей —Там же. Такое наблюдалось в первый раз, это свидетельствует о доступности и росте спроса на потребительский кредит, в особенности, самым популярным кредитным продуктом стали кредитные карты.

Но, наблюдаемое увеличение инфляции, которая в 2012 году составила 6,6%, в сравнении с 2011 – 6,1%, а в 2013 прогнозируется повышение до 6,7%, может оказать негативное влияние на реальные расходы жителей России. Тем не менее, за последние тринадцать лет расходы на розничное потребление возрaстали на 20% в год и по состоянию на январь 2013 года достигли 39159 млн рублей —Сайт Министерства финансов РФ http://info.minfin.ru/income_expense.php.. Однако, из 185 стран Россия заняла всего лишь 112-ое место в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса —Доклад Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2013»http://www.worldbank.org/ru/news/feature/2012/10/08/russia-economic-update.

.

Также нельзя не отметить, что одним из самых главных событий за последние годы в экономике России стало вступление страны в 2012 году в ВТО, после восемнадцатилетних переговоров. Присоединение к ВТО рассматривается, как желание изменить сложившуюся традиционно протекционистскую модель внешней торговли и отойти к более либеральной. Так, согласно данным Всемирного Банка, в следствии членства России в ВТО, ВВП страны будет увеличиваться на 3,3% в год или на 49 млрд. долларов. А в долгосрочной перспективе, прирост должен будет равняться 11% в год или 162 млрд. долларов —СайтWorld Bank, «Moderating Risks, Bolstering Growth: Russian Economic Report 27», p.37.

http://www.worldbank.org/ru/news/feature/2012/10/08/russia-economic-update.

.

Наиболее важным преимуществом вступления в ВТО для россиян станет возрастающая доступность зарубежной качественной продукции и услуг по невысоким ценам. Вхождение в ВТО предполагает ослабление тарифных и нетарифных барьеров для иностранных товаров, что скажется на ценах на эту продукцию, тем самым понизив ежегодные темпы роста стоимости на них.

Все выше перечисленные факторы оказывают воздействие на структуру расходов покупателей, их желание и готовность обзаводиться продукцией класса люкс. В связи с чем очень важно определить каким образом экономическое состояние России вырабатывает реакцию клиентов-потребителей на создаваемые фирмой товары.

В современной российской экономике система социальных норм, ценностей стала эффективным средством формирования и усовершенствования деловой среды. Так как локальные и иностранные компании оперируют в одной культурной среде, то такие социокультурные факторы, как общественные ценности, жизненные установки и традиции, оказывают воздействие на деятельность компании.

Россия является диалоговой культурой, россияне, как и американцы, не приемлют пауз в переговорах. Также относится к высоко контекстным культурам, когда, в отличие от культур низкого контекста, нужно интерпретировать каждую фразу, дословно ничто не воспринимается. Как и в Китае, здесь традиционно развит коллективизм, но в последнее время происходит явное смещение в сторону индивидуализма.

Стоит отметить, что Россия тяготеет к эмоциональной культуре, для которой характерны сентиментальность, чувство юмора, импульсивность, однако, для русского человека крайне важно установить, наладить контакт, поэтому до этого момента он часто выглядит, как представитель нейтральной культуры.

Российскую культуру можно охарактеризовать, как культуру, ориентированную на статус. Имеет большое значение принадлежность человека к какой-либо группе, основывающейся на разных принципах. Это является очень хорошим примером того, как такой социальный фактор - статус, оказывает влияние на услуги и продукцию, предоставляемые компанией на российском рынке. И, в связи с чем, рынок люксовых товаров успешно растет и развивается в России, здесь люди готовы платить больше за предметы высокой моды, роскоши, которые могут придать, по их мнению, им статуса и значимости в обществе.

Если говорить об отношении ко времени, то в России существует ярко выраженная краткосрочная ориентация: желание быстрых денег и стремление к краткосрочным договорам. Но, стоит заметить, что в связи с хаотичной организацией бизнес-процессов, существуют также и долгосрочные отношения.

1.2.Анализ инвестиционного климата России и пути его улучшения

В конце 2008 - начале 2009 года в России впервые наблюдался спад экономической активности после 10 лет непрерывного роста. С конца 2009 года и в течение 2010 года рост экономики стабилизировался. Несмотря на глубокую, но короткую рецессию, Россия серьезно не пострадала от мирового финансового кризиса в отличие от большинства стран Европы. Сохранить устойчивость российской экономике в значительной мере помогло принятие краткосрочных мер в рамках макроэкономической политики.

В 2011 году внутренний валовой продукт (ВВП) России вырос на 4,2% (третий по величине показатель темпов роста среди стран с крупнейшей экономикой), уступив только Китаю (9,5%) и Индии (7,8%). В 2011 году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику вырос до 18,4 млрд долларов, что на 33% больше, чем в 2010 году. При этом наибольшая часть капиталовложений пришлась на финансовый сектор и производство. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем иностранных инвестиций в прошлом году, включая займы и потоки капитала на рынки ценных бумаг, увеличился на 66% и достиг 190,6 млрд долларов.

Иностранным инвесторам Россия может предложить многое: от масштабного потребительского рынка до квалифицированной рабочей силы и доступных природных ресурсов. Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) положительно влияет на настроения инвесторов. Почти все респонденты (84%) отмечают, что членство России в ВТО является убедительной причиной для осуществления новых инвестиций.

Респонденты, осуществляющие инвестиции в России, указали, что они очень довольны текущим состоянием дел. Они считают, что в начале 2013 года в 2013 году по сравнению с 207 годом инвестиционный климат улучшился, и поэтому заинтересованы продолжать капиталовложения.

Инвесторов больше всего привлекают следующие факторы: увеличение численности представителей среднего класса и рост их благосостояния, прибыльность инвестиций, а также природные ресурсы.

Три наиболее привлекательных аспекта для инвестиций в России остались неизменными К 2013 году. Изменилась их приоритетность: сильнее всего инвесторов стимулирует российский потребительский рынок, за ним следуют прибыльность капиталовложений и природные ресурсы.

Изменилось восприятие: все больше инвесторов считают, что Россия делает успехи в привлечении иностранных инвестиций.

В 2007 году только 8% инвесторов полагали, что Россия делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций. В 2013 году уже 35% участников исследования считают, что Россия прилагает значительные усилия в этом направлении.

Вступление в ВТО оказало наибольшее влияние на улучшение инвестиционного климата.

По словам 84% инвесторов, тот факт, что Россия стала членом Всемирной торговой организации, является убедительным фактором, способствующим привлечению в страну новых инвестиций.

Негативные факторы, затрудняющие инвестиции, остаются. Большинство инвесторов считают, что наиболее негативно на инвестиционный климат влияют бюрократия и волокита (75%), коррупция (64%) и недостаточно развитая инфраструктура (37%). Освещение в СМИ в 2011 году оказало минимальное воздействие на решения инвесторов.

Почти половина (48%) всех сюжетов СМИ, освещающих российский инвестиционный климат, носила нейтральный характер. Количество негативных деловых публикаций и сообщений об инвестиционных возможностях (23%) не превысило число положительных (28%) или нейтральных. За последние 12 месяцев 50% инвесторов благодаря сообщениям СМИ еще больше укрепились в своем положительном мнении об инвестиционном климате в России.

Более 75% потенциальных инвесторов имеют суммарный объем продаж в размере более 1 млрд долларов, при этом у 20% из них товарооборот превышает 100 млрд долларов. Респонденты представляют разные отрасли промышленности и сектора экономики. Почти 40 компаний, участвовавших в исследовании, входят в сотню крупнейших компаний по версии журнала Fortune. В 2011 году 61% опрошенных инвестировали более 50 млн долларов в российский рынок; 16% инвесторов вложили 500 млн долларов и более. Свыше 77% потенциальных инвесторов утверждают, что в 2011 году вложили в российскую экономику ту же либо более крупную сумму по сравнению с 2010 годом.

Около 38% компаний выборки имеют головной офис в США; 48% - в Западной Европе; 7% - в Азии. Это соответствует текущей структуре прямых иностранных инвестиций в России. Более трети (36%) компаний вышли на российский рынок еще до 1991 года.

Почти половина (40%) потенциальных инвесторов заявили, что в течение ближайших трех лет высока вероятность того, что их компании будут рассматривать возможность осуществления инвестиций в России. По поводу стратегии выхода на рынок потенциальные инвесторы отметили, что они предпочли бы открыть представительство или филиал, приобрести местную компанию или создать совместное предприятие с местной компанией.

Хотя сами факторы, наиболее важные для инвесторов, принимающих решение о капиталовложениях в Россию, не изменились К 2013 году (прибыльность инвестиций, потребительский рынок и ресурсы), поменялась их приоритетность. В 2007 году наиболее привлекательным фактором для инвесторов была прибыльность инвестиций в российскую экономику. В настоящее время сильнее всего инвесторов привлекает потребительский рынок 40% (по сравнению с 27% в 2007 году). Изменения коснулись также двух других из трех основных факторов: потенциальной прибыльности инвестиций в России (29% в настоящее время по сравнению с 40% в 2007 году), а также российских энергетических и природных ресурсов (10% в настоящее время, 12% в 2007 году). Все прочие аспекты привлекают меньше внимания.

Численность среднего класса в России за последние пять лет выросла втрое: на него приходится 10 млн семей. Численность населения в России намного меньше, чем в Китае, Бразилии или Индии, но покупательная способность значительно выше. Действующие инвесторы считают российский потребительский рынок основным фактором, побуждающим их к осуществлению инвестиций, и концентрируют свои усилия на маркетинге и рекламе (59%), а также на дистрибуции и продажах (51%) своих продуктов.

Большинство существующих инвесторов (82%) считают, что обширный российский внутренний потребительский рынок, развитие потребительского кредитования, рост уровня сбережений и личных доходов, а также позиция России в верхней трети списка стран с самым высоким ВВП на душу населения являются убедительными аргументами в пользу новых инвестиций.

К 2013 году увеличилась доля инвесторов, которые считают, что российская экономическая политика и законодательство развиваются в верном направлении, способствующем притоку иностранных инвестиций. По сравнению с 47% потенциальных инвесторов в 2007 году подобного мнения сейчас придерживаются почти три четверти (72%) действующих инвесторов. Важно отметить, что доводы инвесторов в 2007 году были столь же вескими, если учесть соотношение два к одному положительных (47%) и отрицательных (25%) ответов на вопрос, движутся ли экономическая политика и законодательство России в правильном направлении.

К числу экономических мер, принятых российским правительством для стимулирования иностранных инвестиций, относится создание Российского Фонда Прямых Инвестиций (РФПИ). Официально РФПИ был основан 1 июня 2011 года. Российское правительство взяло на себя обязательство ежегодно предоставлять фонду 2 млрд долларов в течение пяти лет. Создание РФПИ стало одной из ряда инициатив по модернизации российской экономики. В их число также входят дополнительные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, содействие развитию инновационных отраслей и преобразованию Москвы в международный финансовый центр. Все эти экономические меры способствовали укреплению уверенности инвесторов в том, что российская экономическая политика и законодательство развиваются в правильном направлении.

Количество инвесторов, считающих, что Россия стала более тесно интегрированной в мировую экономику, выросло в 2013 году по сравнению с 207 годом с 2% до 36%. Такой резкий подъем настроения стал возможен благодаря вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Компании, инвестирующие в Россию, весьма удовлетворены результатами. Они почувствовали улучшение инвестиционного климата в 2013 году по сравнению с 207 годом. Участники исследования признают наличие таких проблем, как бюрократия, волокита и коррупция, но это не влияет на их намерения продолжать инвестирование. Своим решением осуществлять инвестиции в России очень довольны большинство потенциальных инвесторов (71%). Неудовлетворение высказывают лишь немногие (2%).

Поскольку треть (34%) потенциальных инвесторов в 2011 году осуществляли капиталовложения в России в большем объеме, чем в 2010 году, действующие инвесторы весьма удовлетворены своими результатами и заинтересованы в увеличении инвестиций. Текущие инвесторы чувствуют себя более уверенно, так как понимают рынок и могут максимально эффективно использовать потребительский спрос, богатые природные ресурсы, квалифицированный персонал, удобное географическое положение и многочисленные возможности, возникающие в результате вступления России в ВТО.

В 2007 году, независимо от того, какие усилия прилагало российское правительство для привлечения иностранных инвестиций, две трети инвесторов не считали их эффективными. В 2007 году лишь 8% инвесторов полагали, что Россия принимает все возможные меры для привлечения иностранных инвестиций. В 2013 году такого мнения придерживаются 35% инвесторов. Эти данные показывают важность эффективного процесса коммуникации со стороны правительства, которое выражает свою готовность стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций.

Инвесторы считают, что правительство может и должно играть положительную роль в улучшении инвестиционного климата. Вследствие изменений в составе Правительства России в этом году существует вполне определенная возможность принятия мер, которые уменьшат опасения инвесторов относительно бюрократии и коррупции и укрепят их положительное мнение о взвешенной макроэкономической политике.

Вступление России во Всемирную торговую организацию оказало наиболее положительное влияние на инвестиционный климат. В числе прочих позитивных факторов для инвестиционного климата в России отмечены макроэкономическая ситуация (51%) и наличие квалифицированного персонала (37%).

Некоторые из главных препятствий на пути создания благоприятного инвестиционного климата в России инвесторы связывают с деятельностью государственных учреждений. К факторам, оказывающим наиболее негативное влияние на инвестиционный климат, большинство потенциальных инвесторов отнесли бюрократию и волокиту (75%), коррупцию (64%) и недостаточно развитую инфраструктуру (37%).

Рассматривая Россию отдельно или в сравнении с другими странами, инвесторы в своих ответах на различные вопросы постоянно выражали серьезную озабоченность по поводу уровня коррупции в обществе, бюрократии и волокиты, недостаточной прозрачности толкования и применения законов и защиты прав собственности. Сейчас, как никогда раньше, России необходимо принять последовательные и взвешенные меры для борьбы с коррупцией и бюрократией, а также для повышения эффективности законодательства в целях создания устойчивого, конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата на длительный срок.

На вопрос о том, какое влияние оказали новостные сюжеты за последние 12 месяцев на их мнение о российском инвестиционном климате, 50% участников исследования 2013 года отметили положительное воздействие СМИ. В 2007 году освещение России в СМИ придало уверенности лишь 16% инвесторов.

Освещение в СМИ тем, связанных с нестабильностью в развитых странах, зачастую сопровождалось упоминаниями о России. Вступление России в ВТО было главным поводом для дискуссий, в которых сторонники и противники сравнивали страну с остальными развитыми экономиками. Положительно отзывавшиеся о российском рынке обращали внимание на инвестиционные возможности России (как и других развивающихся стран) во времена финансовой нестабильности и кризиса в еврозоне, что вселяет в инвесторов уверенность в российском инвестиционном потенциале.

Кроме того, улучшению репутации России в СМИ способствовали такие инициативы, как запуск проекта «Сколково» и проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Эти события упоминались в контексте развития инноваций и инфраструктуры в России, а также их важности, подчеркиваемой российским правительством.

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалом, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, увеличения их объема и диверсификации структуры по отраслям экономики и регионам России остается одним из приоритетных направлений экономической политики государства. В настоящее время Правительством РФ, а также региональными администрациями проводится большая работа по формированию благоприятного имиджа, а также информированию зарубежных инвесторов об инвестиционных возможностях в отдельных регионах и секторах экономики.

Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.

В России предпосылки создания нормального инвестиционного климата начали появляться в 2006-2007 гг.: создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых обществ, рекламных агентств), развитие информационных технологий, создание системы телекоммуникаций, спутниковой и цифровой связи - все это обеспечило выход к базе данных иностранных инвесторов. Ряд из них позволил государству более активно участвовать в инвестиционном процессе.

Безусловно, положительно сказалась на объемах инвестиционной деятельности стабилизация политической и социально-экономической ситуации в стране. В 2007 г. в России, по мнению большинства аналитиков, начался так называемый «инвестиционный бум»: наблюдалась резкая активизация инвесторов, растущие объемы инвестиций, значительное увеличение капитальных вложений.

Дальнейшее развитие России пошло по инновационному типу развития, который предполагает ряд задач, среди которых можно выделить:

обеспечение конкуренции на рынках;

повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и отраслей «экономики знаний» (диверсификация экономики);

развитие транспорта, электроэнергетики и связи (снятие инфраструктурных барьеров). Более высокие темпы роста ВВП и других параметров развития в рамках инновационного варианта развития могут быть обеспечены только при условии роста инвестиционной активности и, главное, повышения качества инвестиций. Усиление инновационной составляющей экономического роста невозможно без значительного увеличения уровня инвестиций. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в 2012 г. являлись привлеченные средства (63,7 %), за счет собственных средств формировалось 36,3 % инвестиций в основной капитал.

Экономические реформы последних лет обеспечили усиление самостоятельности регионов, создали политическую возможность и экономическую необходимость определять направления использования своих экономических ресурсов, изыскивать источники финансового обеспечения программ социально-экономического развития, создавать условия для эффективного привлечения инвестиционных ресурсов.

Для оценки перспектив развития с точки зрения экономического роста широко используются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ его инвестиционной привлекательности. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов, на основе которой публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

Региональные показатели (рейтинги) инвестиционного климата появились в мировой практике значительно позже аналогичных страновых оценок. Тем не менее в некоторых подходах региональные оценки инвестиционного климата отличаются от аналогичных страновых разработок. В традиционных оценках инвестиционный климат региона рассматривается как комплексная система, состоящая из инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционный потенциал - это совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

Инвестиционным риском является совокупность различных факторов риска инвестирования, включая состояние законодательных условий, обеспечивающих стабильность и безопасность деятельности инвестора.

Инвестиционный потенциал региона - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, такие, как насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. При его расчете используются абсолютные статистические показатели.

Инвестиционный рейтинг регионов, разрабатываемый в течение последних 15 лет рейтинговым агентством «Эксперт РА», по существу стал единственным комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведения бизнеса и жизни населения.

При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используют экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:

  1. Выбирают и обосновывают набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного комплекса региона.
  2. Каждому показателю или группе однородных показателей присваивают весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.
  3. Рассчитывают интегральную оценку инвестиционной привлекательности для каждого региона.

Однако для потенциальных инвесторов, органов власти и управления субъектов РФ, ответственных за формирование регионального инвестиционного климата, практическая ценность подобного рода рейтингов весьма ограничена. Это связано с рядом причин, главная из которых заключается в том, что действующая методология ранжирования или сравнительного анализа предполагает единый набор показателей инвестиционной привлекательности и их «весов» для получения интегральной оценки инвестиционного климата региона. Другими словами, господствующая методология оценки инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) субъекта Федерации по существу игнорирует специфику экономики, ресурсной базы и долговременных тенденций социально-экономического развития каждого конкретного региона.

Однако на практике такая специфика существует и очень часто оказывает решающее значение при мотивации решений со стороны потенциальных инвесторов.

Еще одной проблемой является то, что в многочисленных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) регионов те или иные параметры анализируются в отрыве от параметров реальной управляемости ими со стороны самого субъекта Федерации.

В имеющихся исследованиях практически не отслеживается долговременная связь составляющих инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона с реальными показателями его социально-экономического развития. Нельзя не согласиться с тем, что каждому инвестору не столь важно, насколько динамично в целом развивается экономика региона, в котором он предполагает локализацию своих инвестиций. Тем не менее анализ долговременной связи параметров инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона с реальными показателями его социально-экономического развития позволяет оценить правильность понимания, принятия и реализации приоритетов инвестирования региона, то есть «ключевых точек» его инвестиционной привлекательности, последовательности построения отношений с инвесторами.

Также в имеющихся исследованиях практически исключается очевидный факт определенных противоречий, характеризующих как саму систему факторов и показателей инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона, так и эту систему в отношении к иным целям и приоритетам социально-экономического развития региона. Как известно, инвесторов притягивает низкий уровень оплаты труда, что одновременно указывает на низкие темпы роста уровня жизни и покупательной способности населения, потенциальный источник социальной напряженности - все это негативные факторы для инвесторов, особенно для предполагающих реализовать свою продукцию в самом регионе.

Кроме того, инвесторов, предполагающих вложения в высокотехнологичные отрасли, интересует прежде всего качество рабочей силы - уровень ее подготовки, способность адаптироваться к жестким требованиям современных высокотехнологичных производств. В действующих же рейтинговых оценках инвестиционной привлекательности регионов данный фактор представлен явно недостаточно, что не стимулирует регионы к осуществлению мер по развитию всех уровней образования, удержанию высококвалифицированных кадров и т.д.

Резюмируя высказанные выше методологические соображения, можно сделать вывод, что в настоящее время большинству требований регионального подхода наиболее соответствует именно факторный или ресурсный метод оценки инвестиционного климата, к преимуществам которого относятся:

учет взаимодействия многих региональных особенностей потенциальных факторов- ресурсов инвестиционного процесса;

дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности;

стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций.

В то же время можно предложить ряд направлений совершенствования факторного метода оценки инвестиционного климата регионов, а именно:

ориентация на приоритеты структурных преобразований, обеспечение социально-экономической устойчивости региона;

сочетание интересов инвесторов и инвестируемой социально-экономической системы региона;

усиление значимости институциональной составляющей инвестиционного климата, особенно в той ее части, которая формируется непосредственно под влиянием общего развития институтов рынка и предпринимательства в региональной экономике;

структуризация инвес