Проблемы и Перспективы Правового регулирования в сфере охраны труда женщин и несовершеннолетних



Содержание

Введение3

Глава 1. Теоретические аспекты охраны трудовых прав женщин и несовершеннолетних5

1.1 Особенности правовой охраны труда женщин5

1.2 Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних10

Глава 2. Проблемы и Перспективы Правового регулирования в сфере охраны труда женщин и несовершеннолетних15

2.1 Проблемы совершенствования законодательства об охране трудовых прав женщин15

2.2 Проблемы и перспективы развития системы правового регулирования  в сфере охраны труда несовершеннолетних20

Заключение25

Список использованной литературы27

Введение

Актуальность работы. Чтобы повысить эффективность современное трудовое права необходимо переосмыслить его категории и понятия, сформулировать предложения по улучшению механизма правового регулирования социально-трудовых отношений и тем самым оказать определенное содействие правотворчеству и правоприменению.

Охрана трудовых прав женщин и несовершеннолетних отнесена к одной из самых актуальных проблем трудового права. Актуальность данной проблемы оценивается настолько высоко в связи со сравнительно высоким уровнем безработицы в России указанной категории граждан, их низкой востребованностью на рынке труда, сложностью демографической ситуации и традиционно двойной трудовой нагрузкой, которую испытывают работающие женщины России.

Реформирование социально-экономической жизни РФ во многом изменило фактическое положение женщин и несовершеннолетних в сфере трудовых и других напрямую связанных с ними отношений, что обусловило необходимость пересмотра многих норм трудового права, которые регулируют труд женщин и несовершеннолетних, и приведение их в соответствие с нормами международного трудового права, которое к числу приоритетных отнесло решение проблемы обеспечения равенства и свободы труда, недопущение дискриминации и формирование новых современных способов охраны трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

Основой работы являются труды специалистов в области общей теории права, науки трудового права, социологии и экономики: Н.В.Васильевой,С.П.Маврина, В.А.Сафонова, А.А.Максимов, И.О.Мальцева, А.Л.Сафонова, Ю.П.Орловского и др., которые провели анализ содержания фундаментальных категорий трудового права, сформулировали основные принципы правового регулирования социально-трудовых отношений, выявили особенности правового регулирования отдельных видов трудовых отношений, рассмотрели общие вопросы защиты в трудовом праве и, в частности, вопросы правовой защиты трудовых прав женщин и несовершеннолетних. Но до сих пор нет комплексных исследования, которые были бы посвящены только указанной проблематике, а есть лишь теоретические исследования, предметом которых выступали отдельные аспекты охраны трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

Объект - общественные отношения, которые складываются в процессе правовой защиты женщин и несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.

Предмет - правовые нормы, которые регулируют охрану трудовых прав женщин и несовершеннолетних.

Цель работы – провести комплексный анализ охраны трудовых прав женщин и несовершеннолетних и на его основе сформулировать предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности правовой охраны труда женщин;

- изучить особенности правовой охраны труда несовершеннолетних;

- выявить проблемы совершенствования законодательства об охране трудовых прав женщин;

- определить перспективы развития системы правового регулирования  в сфере охраны труда несовершеннолетних.

Методологическая основа исследования – метод системно-структурного анализа, исторический, социологический, логико-юридический и сравнительно-правовой научные методы познания.

Теоретическую основу исследования составили труды видных российских ученых, материалы периодической печати. Нормативной базой исследования явились: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы РФ и подзаконные акты.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты охраны трудовых прав женщин и несовершеннолетних

1.1 Особенности правовой охраны труда женщин

Согласно Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства — Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. ст.ст.7, 38.. На трудящихся  женщин, а также на лиц любого пола, которые имеют и выполняют семейные обязанности, распространяются, как и на всех работников, общие нормы Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), включая раздел Х «Охрана труда». Однако, для названных категорий работников существуют и специальные правила. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обстоятельствами отражены в гл.41 ТК РФ, а также некоторые нормы других глав ТК РФ. На женщин, которым нет еще 18 лет, распространяются также и положения гл.42 ТК РФ об особенностях регулирования труда несовершеннолетних.

Основой разделения правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, которое установлено трудовым законодательством, являются два фактора: учет психофизиологических особенностей организма женщин и наличие у работников семейных обязанностей — Хабибуллина, А.С. Охрана труда как институт трудового права: учебное пособие для юридических вузов. Оренбург: Университет, 2015. С.37.. Данный подход к правовому регулированию трудовых отношений рассматриваемых категорий работников отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права — Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин:принята резолюцией 2263 (XXII)Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 г.;Конвенция Международной организации труда №100 относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (Женева, 29 июня 1951 г.); Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (Женева, 28 июня 1952 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)..

Особенности регулирования труда - нормы,  частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам или предусматривающие  для  ряд  категорий  работников дополнительных правил.

Нормы по охране труда женщин можно разделить на 2 группы — Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18-ти лет. Ханты-Мансийск, 2012. С.2.:

- распространяющиеся на всех женщин;

- распространяющиеся на беременных женщин и матерей, которые имеют детей, или лиц с семейными обязанностями.

Особенности регулирования трудовых прав женщин регламентируют: ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. ст.ст.253-264.; Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 06.02.1993 г. №105 —Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 6 февраля 1993 г. №105. (далее – Постановление №105); Санитарные правила и нормы 2.2.0.555-96 — СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы: утв.Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. №32.; Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №162 —Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25 февраля 2000 г. №162. (далее - Постановление №162) и др.

В РФ применение труда женщин ограничивается на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, помимо нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. При этом нельзя применять женский труд на работах, где необходимо поднимать и перемещать вручную тяжестей больше допустимых для них нормы (Приложение А)  —Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 6 февраля 1993 г. №105.. Сегодня перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение женского труда, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утвержден Постановлением №162 и включает 456 профессий и должностей, на которых запрещен труд женщин. Однако, работодателю разрешено применять женский труд на работах (профессиях, должностях), которые включены в названный перечень, если создаст безопасные условия труда, которые должны быть подтверждены результатами специальной оценки условий труда, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанапиднадзора субъекта Федерации — Максимов, А.А. Права женщин в сфере труда. Петрозаводск: СФ РПА, 2014. С.5-6..

На практике нередко происходит нарушение законодательства об ограничении применения женского труда в плохих для их здоровья условиях. Так, в РФ на начало 2013 г. трудилось 49,7% населения, из которого половина – женщины. Плохие условия труда влияют не только на общее состояние здоровья женщин, которые трудятся, являются причиной создания профессиональной патологии, но и воздействуют на репродуктивную функцию. Среди профессиональных групп самый большой риск репродуктивных нарушений обнаружен у работниц горнодобывающих, металлургических, судостроительных предприятий. Сегодня охрана репродуктивного здоровья женщин одна из самых острых проблем не только гигиены труда, но и всего здравоохранения, и концептуальная основа ее решения - определение и предупреждение на ранних сроках нарушений репродуктивной функции, прежде всего, исключение работы женщин во вредных и опасных условиях труда — Доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Поповой на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 4 июня 2014 г..

Нормальное течение беременности у женщин это залог рождения здоровых детей, законодательство о труде закрепляет ряд гарантий для женщин, которые ориентированы на предупреждение отрицательного воздействия условий труда на здоровье беременных женщин. Так, беременным женщинам согласно медицинскому заключению уменьшают нормы выработки, нормы обслуживания или их переводят на иную работу, в которой нет влияния отрицательных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине иной работы, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя. Беременные женщины в процессе работы не должны поднимать предметы труда выше уровня плечевого пояса, поднимать предметы труда с пола, не должно преобладать статическое напряжение мышц ног и брюшного пресса, вынужденная рабочая поза, а также запрещаются операции на конвейере с принудительным ритмом работы, которые сопровождаются нервно-эмоциональным напряжением. Беременным женщинам нельзя работать в условиях влияния инфракрасного излучения, вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения, резких перепадов барометрического давления, влияния промышленных аэрозолей, потенциально опасных химических веществ, без естественного освещения и т.д.

Когда женщины с детьми в возрасте до 1,5 лет, не могут выполнять прежнюю работу, то их переводят на иную работу с сохранением среднего заработка по прежней работе пока ребенку не исполнится 1,5 года. Труд беременных женщин и женщины с детьми до 3 лет запрещается использовать на работах, которые выполняются вахтовым методом, — Елин, А. О состоянии нормативного правового обеспечения охраны труда, в современных условиях // Охрана труда и социальное страхование. 2004. №7. С.13-19.. Если администрация отказывает облегчить условия труда беременной женщине, установить ей неполный рабочий день или перевести на работу, которая легче предыдущей, а женщину, у которой дети до 1,5 лет, – перевести на иную работу, когда она не может выполнять прежнюю, то женщины вправе это оспорить в судебном порядке после того, как данный вопрос предварительно рассмотрит комиссия по трудовым спорам. В случае признания органами по рассмотрению трудовых споров заявленных требований обоснованными, они могут вынести решение о переводе заявительницы на иную работу. Также рассматриваются трудовые споры и по остальным вопросам обеспечения благоприятных условий труда беременным женщинам и женщинам с детьми до 1,5 лет.

Также законодательством о труде закреплены и другие гарантии для беременных женщин, к примеру, прохождение обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях с сохранением среднего заработка по месту работы. Зачастую данные обследования женщин проводятся в рабочее время. Для беременных женщин и женщин, у которых дети до 1,5, лет возможно установление коллективными договорами и отраслевыми соглашениями дополнительных льгот и гарантий, оказание материальной помощи, приобретение путевок в санатории и дома отдыха и т.д.

Основанием предоставления отпуска по беременности и родам является больничного листок, который выдает соответствующее медицинское учреждение. За все время отпуска по беременности и родам женщинам выплачивается пособие по государственному страхованию в размере, установленном законодательством о социальном страховании — Збытко, Б.Г. Особенности регулирования охраны труда // Трудовое право. 2004. №11. С.61-65.. Пособие по беременности и родам, выплачиваемое застрахованной женщине, составляет 100% среднего заработка —Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ. ст.11.. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня начала отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет в размере 40% среднего заработка,однако, не меньше минимального размера этого пособия, который установлен ФЗФедеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ.. Если застрахованное лицо работало у нескольких работодателей, не допускается превышение размера пособия по беременности и родам указанного максимального размера этого пособия по каждому месту работы. Застрахованной женщине, у которой страховой стаж меньше 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, который не превышает за полный календарный месяц установленного ФЗ минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), а в районах и местностях, где в установленном порядке к заработной плате применяются районные коэффициенты, в размере, который не больше МРОТ, учитывая данные коэффициенты.

Отпуск по беременности и родам включают в общий и непрерывный стаж работы, и, в частности, в стаж, который дает право на ежегодный отпуск. Перед отпуском по беременности и родам либо сразу после него, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее заявлению дается ежегодный отпуск независимо от стажа работы. Даже, если нет требуемого по общему правилу 6-месячного стажа работы, то работодатель все равно должен дать ежегодный отпуск беременной женщине и женщине, которая родила ребенка, в полном размере, а не пропорционально проработанному времени. Это как аванс за первый год работы, в счет которого включается также и отпуск по беременности и родам. Если женщина не брала отпуск за истекший рабочий год, а отпуск по беременности и родам охватывает часть следующего года работы, то она вправе просить присоединения оба неиспользованных отпуска к отпуску по беременности и родам или к отпуску по уходу за ребенком. После того, как отпуск по беременности и родам кончился, женщина может подать работодателю заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. То, что в ТК РФ закреплены права женщин-матерей на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и принимаются меры социальной защиты, помогает формированию условий, которые дают им возможность сочетать производственную деятельность с выполнением функции материнства, а также сохранять их трудовой потенциал и преодолевать отрицательные последствия сложившейся демографической ситуации, в чем заинтересованы как общество в целом, так и работодатели.

В связи с этим между проблемами охраны трудовых прав женщин и обеспечением условий для реализации функции материнства существует неразрывная связь и должны решаться комплексно.

1.2 Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и согласно национальному законодательству РФ лица, не достигшие 18 лет, признаются детьми. Одна из целей государственной политики в сфере труда это защита прав несовершеннолетних от экономической эксплуатации и от выполнения той или иной работы, потенциально представляющей опасность для их здоровья или мешающей получать образование либо приносящей вред их физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Чтобы этого достичь, законодатель установил минимальный возраст приема на работу, предусмотрел необходимость помощи несовершеннолетним в трудоустройстве, определил особые требования к предоставляемой работе, продолжительности рабочего времени и иным условиям труда. Так, в соответствии со ст.63 ТК  РФ несовершеннолетних можно принимать на работу с 16 лет. Если они получили основное общее образование или продолжают такое образование в отличной от очной форме обучения, то на работу можно принять несовершеннолетнего, которому исполнилось 15 лет, для выполнения легкого труда, который не вредит их здоровью. Учащихся четырнадцатилетнего возраста можно привлекать к легкой работе, которая не наносит вреда их здоровью и не нарушает процесс обучения, с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства. При подборе работы для несовершеннолетних надо руководствоваться следующими основными принципами: 1) работа должна соответствовать возрастным и функциональным возможностям организма несовершеннолетних; 2) при работе не должно быть неблагоприятного воздействия на рост, развитие и состояние здоровья несовершеннолетних; 3) не допускается повышенная опасность травматизма для самих несовершеннолетних и окружающих; 4) принимать во внимание повышенную чувствительность организма к действию производственной среды; 5) работа не должна воздействовать на психическое и моральное состояние несовершеннолетних.

Согласно ТК РФ несовершеннолетних нельзя отправлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также к работе, которая предполагает вахтовый метод. Начало рабочей смены несовершеннолетних не допускается раньше 6 часов, а конец – позднее 22 часов.

Несовершеннолетние,  учитывая их возможность совмещения работы с обучением в школе, колледже или институте, из-за возрастных физических и психологических показателей особенно нуждаются в социальной защите государства. Поэтому ТК РФ за несовершеннолетними закрепил особый правовой статус и специальные права (Приложение Б) — Васильева, Н.В. Права молодежи в трудовых отношениях. М.: ГУ «Выбор», 2011. С.7-8..

В соответствии со ст. 265 ТК РФ запрещается применять труд несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также работах, при выполнении которых возможен вред для их здоровья и нравственного развития, в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и другими токсическими препаратами. Несовершеннолетние не должны переносить и передвигать тяжести, которые больше установленных для них предельных норм (Приложение В) —Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 7 апреля 1999 г. №7..

Следует особенно отметить то, что перед заключением трудового договора с несовершеннолетним обязательно должно быть проведено медицинское освидетельствование  для определения физического состояния подростка, чтобы установить можно ли его допустить к определенному виду работы и не противопоказана ли ему такая работа. Медицинские освидетельствования подростков проводятся в любой городской поликлинике, хотя чаще всего медосмотр проходят в поликлинике по месту жительства. Для подтверждения соответствия или несоответствия состояния здоровья несовершеннолетнего поручаемой работе, после медицинского осмотра выдается медицинское заключение на бланке медучреждения с формулировкой «Противопоказаний к работе не имеется». Обычно, на медицинский осмотр несовершеннолетнего направляет работодатель. Соответственно, несовершеннолетний, который поступает на работу, обязан пройти медицинский осмотр еще до окончательного заключения трудовых отношений в целях определения соответствия этой работы подрастающему организму или же заключение трудового договора с ним нецелесообразно — Васильева, Н.В. Права молодежи в трудовых отношениях. М.: ГУ «Выбор», 2011. С.9..

С помощью таких осмотров можно вовремя определить и ликвидировать воздействие отрицательных производственных факторов и осуществить в отношении несовершеннолетнего комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий или обеспечить в установленном порядке их перевод на иную работу согласно медицинскому заключению. Предварительные и ежегодные обязательные медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся за счет средств работодателя. Санитарные правила —СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста:утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. №58. закрепляют необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда несовершеннолетних от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования, в целях создания безопасных и безвредных условий трудового процесса, которые не воздействуют отрицательно на рост, развитие и состояние здоровья несовершеннолетних. Данные требования обязательны для всех юридических и физических лиц, которые применяют труд несовершеннолетних и организуют их обучение вне зависимости от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Все вышесказанное следует принимать во внимание при организации разных учебных и внеучебных мероприятий с несовершеннолетними, а также не забывать, что на том, кто проводит с ними мероприятие лежит персональную ответственность за их жизнь и здоровье. Сегодня соблюдение норм и принципов приобретает особое значение, поскольку состояние здоровья молодежи не становится лучше. Только третью часть всех несовершеннолетних можно считать здоровыми.

Рассмотренные законодательные нормы об охране труда несовершеннолетних являются одной из правовых основ в целях реализацииГосударственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. —Постановление Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 г. №2403-р.Так, при ее реализации намечено совершенствование законодательства, разработка комплексных программ по реализации молодежной политики, развитие механизмов межведомственного взаимодействия и системы государственно-частного партнерства, обеспечение условий для самореализации молодежи, стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодежи.

Помимо этого, в планах – создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам Государственной молодежной политики. Также приоритетами указанной политики является развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, в т.ч. поддержка детей и молодежи, которые остались без попечения родителей, а также молодежи, которая находится на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях.

Реализация даннойГосударственной молодежной политикибудет способствовать улучшению положения молодежи в обществе, увеличению ее вклада в развитие и повышение конкурентоспособности страны.

Глава 2. Проблемы и Перспективы Правового регулирования в сфере охраны труда женщин и несовершеннолетних

2.1 Проблемы совершенствования законодательства об охране трудовых прав женщин

В России до сих пор не созданы подходящие условия труда для многих женщин, которые работают, и надлежащие условия для выполнения ими функции материнства, что вызывает отрицательные последствия как для самих женщин, так и для общества в целом. Официальные данные свидетельствуют о том, что сохраняется низкий уровень здоровья женщин детородного возраста, что порождает увеличение количества случаев беременности и родов, которые протекают с разными осложнениями. Лишь 30% детей рождаются здоровыми. Остаются высокими показатели материнской и младенческой смертности. Причем значительный отрицательный фактор, которые воздействует на здоровье женщин, это плохие условия их труда.Каждый год регистрируется большое число рабочих мест, где во вредных и опасных условиях труда трудятся женщины: на трети рабочих мест на предприятиях по добыче полезных ископаемых, на каждом четвертом рабочем месте на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Средний возраст женщин, которые работают - 40 с небольшим лет, это женщины детородного возраста. В РФ из всех случаев профзаболеваний 15% установлено у работающих женщин, из них 40% случаев повлекли за собой утрату трудоспособности. Нарушая закрепленные правила, к тяжелым физическим работам допускают до 9% женщин, которые трудятся на обрабатывающих производствах, в строительстве, при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве — Доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Поповой на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 4 июня 2014 г..

Вышеуказанные факторы свидетельствуют о том, что требуется разработка и принятие дополнительных мер социальной защиты женщин, в т.ч. мер правового характера. Для этого надо провести предварительный анализ действующего законодательства о труде женщин и выявить в нем существующие пробелы. Из числа норм законодательства о труде женщин, устанавливающие особенности его правового регулирования, первостепенное значение принадлежит нормам, которые ориентированы на охрану труда всех работающих женщин, т.к. их цель - обеспечить уменьшение заболеваемости женщин (профессиональной, производственно-обусловленной, общей - острой и хронической с временной утратой трудоспособности), снизить производственный травматизм женщин, сохранить их репродуктивное здоровье, повысить продолжительность жизни и т.д.

Прежде всего, к таким нормам относится ч.1 ст.253 ТК РФ, в которой закреплено ограничение применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, являющееся правомерным, т.к. на практике женщин допускают ко многим названным работам, но, соблюдая ряд условий и требований, т.е. использование их труда ограничивают определенные рамки. На многих работах, которые выполняются в плохих условиях, обычно совсем запрещается применение женского труда —Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25 февраля 2000 г. №162., т.е. такой труд на данных работах ограничивается кардинально. Однако,  ч.1 ст.253 ТК РФ не раскрывает пути и способы ограничения, включая запрещения, применения женского труда в плохих для их здоровья условиях.

Представляется целесообразным внести в текст ч.1 ст.253 ТК РФ положение о том, что применение женского труда на названных работах ограничивается с помощью запрета на применение труда женщин на данных работах или посредством уменьшения периода работы во вредных и (или) опасных условиях труда, а также в плохих природно-климатических условиях, и иными способами. Иным, кроме указанных способов ограничения женского труда женщин в плохих для их здоровья условиях, является увеличение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда женщин. При этом выявление и переоборудование этих рабочих мест либо их устранение могут стать весьма эффективными мерами улучшения женского труда, т.к. они будут осуществляться при участии и под контролем представительных органов работников. После внесения указанного дополнения в текст ч.1 ст.253 ТК РФ нужно будет уточнить также формулировку текста указанной статьи в части, где говорится о перечнях работ, ограничивающих применение женского труда, и о порядке их утверждения. Это связано с тем, что невозможен единый порядок утверждения таких перечней, когда есть разные способы ограничения применения женского труда в плохих условиях. К примеру, планы сокращения числа рабочих мест с плохими для применения женского труда условиями с помощью их переоборудования или устранения напрямую в организациях могут быть закреплены в коллективных договорах и соглашениях.

Женский труд на тяжелых работах ограничивается также и с помощью запрещения применения такого труда на работах, где надо поднимать и перемещать вручную тяжести больше предельно допустимых для них норм — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. ч.2 ст.253., утверждаемые в порядке, который установило Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — Там же. ч.3 ст.253.. Но и сегодня используются нормы, которые утверждены Постановлением №105, дифференцирующиеся по характеру работы.Представляется, что их следует разделить еще и по возрасту женщины, т.к., по утверждению медиков, в разном возрасте у женщин неодинаковая мышечная сила. К примеру, в возрасте 20 лет мышечная сила женщин составляет 65% физической силы мужчины, а в 55 лет - лишь 54% силы мужчины того же возраста — Смирнова, Е.В. Гигиенические особенности условий труда и их влияние на здоровье женщин, занятых в современном швейном производстве: автореф.дис. … канд мед наук. СПб., 2007. С.68.. Дифференциация норм нагрузок для женщин по возрасту предлагалась еще в 1990 г. Так, Совету Министров РСФСР было поручено подготовить совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и отраслевыми комитетами профсоюзов допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную для женщин по их возрасту. Но, как видим, это поручение так и не было выполнено —Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г. №298/3-1. п.4.2..

Трудовое законодательство содержит также специальные нормы права об охране труда беременных женщин, женщин, которые родили детей, и нормы об обеспечении им условий для выполнения функции материнства, которые устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными актами, в которых есть нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в связи с психофизиологическими особенностями организма женщин, характером и условиями труда и другими основаниями. Так, для создания хороших условий труда для беременных женщин им согласно медицинскому заключению и по их заявлению уменьшают нормы выработки, нормы обслуживания, либо их переводят на иную работу, при которой нет влияния отрицательных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. ч.1 ст.254.. До того. как перевести беременную женщину на иную работу, ее освобождают от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя — Там же. – ч.2 ст.254.. Представляется, что ч.1 ст.254 ТК РФ целесообразно внести положение, которое будет позволять сокращать беременным женщинам продолжительность рабочего дня, что обеспечило бы увеличение числа средств, которые нужны в целях улучшения их условий труда. Также в ч.1 ст.254 ТК РФ не лишним дополнительно предусмотреть, что оценка характера отрицательных производственных факторов, степень их влияния на беременных женщин и их информирование об итогах данной оценки лежит на работодателе. Это даст возможность беременным женщинам узнать больше о том, какая опасность угрожает их здоровью и здоровью будущего ребенка. Такая информация пригодится и в период кормления ребенка, когда они должны быть дополнительно защищены.

Необходимо признать недопустимыми ситуации, когда женщины не используют отпуск по беременности и родам, который является отпуском сугубо целевого назначения, и работодатель не вправе применять женский труд во время данного отпуска. Однако, ТК РФ напрямую не устанавливает такой запрет, что дало возможность Минздравсоцразвития России легализовать данную практику. К примеру, в соответствии с п.46 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности —Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» от 29 июня 2011 г. №624н., если женщина обращается в медицинскую организацию в установленный срок и не хочет получить лист нетрудоспособности для того, чтобы ей дали отпуск по беременности и родам, то ее отказ фиксирует эта медицинская организация. Указанная практика формируется и благодаря формулировкам ч.ч.1 и 4 ст.254 ТК РФ, которые предусматривают, что беременных женщин и женщин, у которых дети до 1,5 лет, согласно медицинскому заключению переводят на иную работу по их заявлению, т.е. по их усмотрению. Поэтому такую формулировку следует уточнить и предусмотреть, как и для остальных работников, которых надо перевести на иную работу согласно медицинскому заключению — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. ч.1 ст.73., что женщин указанной категории следует переводить на иную работу не по их заявлению, а с их письменного согласия. Такая формулировка позволяет, когда есть медицинское заключение о переводе, избежать усмотренческое поведение беременных женщин и женщин с детьми до 1,5 лет, которые работают в плохих условиях, и при этом работодатель все равно должен улучшать условия их труда. Также данная формулировка будет означать, что у беременных женщин есть право давать оценку характеру предлагаемой им работы.

Таким образом, в целях улучшения охраны трудовых прав женщин предлагается следующее:

1.Добавить в ч.1 ст.253 ТК РФ положение о том, что ограничение использования женского трудана тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, реализуется с помощью запрещения использования такого труда на указанных работах или с помощью уменьшения времени рабочего дня во вредных и (или) опасных условиях труда, а также в неблагоприятных природно-климатических условиях, и иными способами.

2.Уточнить и предусмотреть в ч.ч.1 и 4 ст.254 ТК РФ, что беременные женщины и женщины, имеющие детей до 1,5 лет, как и остальные работники, которые должны быть переведены на иную работу согласно медицинскому заключению, переводятся на иную работу не по их заявлению, а с их письменного согласия.

2.2 Проблемы и перспективы развития системы правового регулирования  в сфере охраны труда несовершеннолетних

Защита прав несовершеннолетних является важнейшей проблемой современного общества, а в условиях экономического кризиса требуются усилия для того, чтобы надежно на законодательном и экономическом уровнях обеспечить трудовые права указанной категории граждан, которая наиболее социально уязвима. Национальные законодательства большого количества стран мира регулирование труда несовершеннолетних обычно выделяют в отдельный институт, нормы которого должны обеспечить особую охрану и защиту данной категории работников.

Прежде всего, законодатель хочет защитить физически неокрепший и психически не совсем зрелый организм молодого человека от плохих производственных факторов, опасностей, рисков. Учитывается также и то, что несовершеннолетним должны быть обеспечены условия для получения определенного уровня образования, профессиональной подготовки, культурного и духовного развития.

Рыночные реформы в России выявили серьезные проблемы при использовании труда несовершеннолетних. Уровень жизни значительного количества семей резко снизился, в массовом сознании закрепились новые моральные ценности и социальные ориентиры, в связи с чем несовершеннолетние все чаще задумываются о поисках какого-либо заработка. Данные Министерства образования России свидетельствуют о том, что в стране появилось примерно 2 млн.несовершеннолетних до 14 лет, которые формально нигде не работают и не учатся, а ищут случайные заработки. Определены и сферы использования их труда: продажа газет, журналов, сигарет на автострадах, разгрузка машин и вагонов, мойка и заправка автомобилей — Зарипов, Р.Н. Детский труд: две стороны одной медали // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. №10. С.176-181..

Россия, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права и важность международного сотрудничества в целях улучшения жизни детей в каждом государстве, подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, вступившей в силу 15 сентября 1990 г. Через 8 лет в России был принят Федеральный закон (далее - ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Все это свидетельствует о создании прочной правовой базы охраны трудовых прав несовершеннолетних. Но, чтобы улучшить ситуацию с использованием труда несовершеннолетних в РФ, только законодательных усилий мало. Следует подчеркнуть, что саму проблему труда несовершеннолетних, как вредного и нежелательного, порождает нарушение хотя бы одного из шести требований Декларации прав ребенка, а именно: 1) не соблюдение надлежащего возрастного минимума приема на работу; 2) принятие несовершеннолетнего на работу, которая причиняет вред его здоровью; 3) препятствование трудовой деятельностью несовершеннолетнего получению им образования; 4) наличие негативного воздействия работы на физическое развитие организма несовершеннолетнего; 5) нанесение нравственного ущерба несовершеннолетнему характером выполняемой им работы; 6) причинение вреда умственному развитию несовершеннолетнего характером выполняемой им работы. К тому же согласно международным стандартам о труде установлены 3 положения, при которых не надо устанавливать абсолютный минимальный возраст в национальном законодательстве. Первое условие — несовершеннолетние принимают участие в общественных представлениях, спектаклях (цирк, балет, опера и др.). Второе условие —несовершеннолетние участвуют в семейном производстве (безвредном и неопасном для здоровья). Третье условие — несовершеннолетние ходят в школу профессионального и технического обучения (трудятся под контролем педагогов).

Самый главный фактор, который определяет содержание правовых норм только в отношении несовершеннолетних, это возрастной критерий. Прежде всего, законодательство о труде несовершеннолетних отражает их возрастные различия. Самый четко проявляющийся признак в установлении начального возраста - возрастной, который позволяет работодателям заключать трудовой договор при приеме на работу. Надо сказать, что возрастной признак определяет и содержание правовых норм в области рабочего времени, времени отдыха, совмещения работы с обучением, подъема и перемещения тяжести вручную. Так, ст.63 ТК РФ разрешает заключать договор с несовершеннолетними с 16 лет, кроме случаев, которые предусматривает ТК РФ и другие ФЗ. Согласно указанной статье работодатель может брать на работу несовершеннолетних с 14 лет, которые являются учащимися общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений начального типа и среднего профессионального образования, однако, при это он должен соблюдать 3 условия: 1) не допускается нанесение ущерба здоровью несовершеннолетнему выполняемой им работой; 2) несовершеннолетний должен работать в свободное от учебы время и не допускать нарушений в процессе обучения; 3) несовершеннолетнего с 14 лет принять на работу можно с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Недостаток указанной нормы – отсутствие определения в законодательстве формы оформления согласия - письменная или устная. Закрепление такой формы оформления согласия поможет правильному разрешению возможных споров о правомерности привлечения несовершеннолетних к работе.

Определенное изменение требуется и законодательству о предельных нормах переноски и передвижения тяжестей несовершеннолетними Согласно ч.2 ст.265 ТК РФ переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, которые больше предельных норм, запрещается. Эти нормы все еще применяются согласно Постановлению Минтруда России от 07.04.1999 г. №7, которые разделены по полу, возрасту несовершеннолетних и иных факторов. Представляется, что при изменении рассматриваемых норм в отношении девушек их следует снизить, т.к. общая заболеваемость несовершеннолетних до 15 лет увеличивается и у девочек на фоне соматических заболеваний повышается патология репродуктивной системы — Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 г..

На правильное определение правового статуса любой правосубъектной группы сильно влияет единство понятийного аппарата, который описывает всю общность и ее внутреннее деление по разным критериям. Анализ законодательства России подтверждает разнообразие терминов, которые применяются к субъектам права, еще не отнесенные ко взрослым. Употребляются термины: «ребенок», «подросток», «малолетний», «дети», «несовершеннолетний», «лицо, не достигшее 18 лет» и др. При этом нет четких правил их использования. Поэтому нужно систематизировать названные понятия и выявить правомерность их употребления в определенных ситуациях. Надо сказать, что содержание понятия «ребенок» («дети») в логическом аспекте не исчерпывается, в отличие от термина «несовершеннолетний», оценкой возраста субъекта. В данное понятие входит также характеристика его социальной связи с родителями. В общественной жизни и в сфере права понятием «ребенок» («дети») возможно обозначение и совершеннолетних. Полагаем, необходимо единство терминологии нормативных актов, требуется определенная стандартность и грамматическое единообразие формулировок норм права, грамматическим единообразием. Представляется, что для обозначения субъектов, которые еще не отнесены к разряду взрослых, следует использовать такой юридический термин, как «несовершеннолетний» с указанием принадлежности его к той или иной возрастной группе: «несовершеннолетние до 14 лет», «несовершеннолетние от 14 до 18 лет», «лицо, не достигшее 16-летнего возраста» и т.п. Это поможет более грамотному употреблению и толкованию норм законодательства.

Таким образом, можно сделать несколько основных выводов.

1. Ориентированные на защиту трудовых прав несовершеннолетних  законодательные нормы России соответствуют международно-правовым стандартам. Продолжается активная законотворческая работа по осуществлению основных международно-правовых документов в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних: Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, конвенций и рекомендаций МОТ.

2. Закрепление в ТК РФ формы оформления (устно или письменно) согласия родителей, усыновителей или попечителя на работу несовершеннолетних с 14 лет поможет правильному разрешению возможных споров о правомерности их найма.

3.Снизить допустимые нормы подъема и передвижения тяжестей для девушек.

4. Использовать понятие «несовершеннолетний» с конкретизацией принадлежности его к определенной возрастной группе, чтобы обеспечить более качественное регулирование трудовых отношений лиц, еще не перешедших в разряд взрослых.

Заключение

Проведенное исследование, основанное на анализе законодательства РФ и практики его применения позволяет сделать несколько теоретических и практических выводов.

Между проблемами охраны труда женщин, которые работают, и созданием условий для реализации функции материнства существует неразрывная связь, поэтому они должны решаться комплексно.

Соблюдение сегодня установленных норм и принципов охраны трудовых прав несовершеннолетних приобретает особое значение, поскольку состояние здоровья молодежи не улучшается. Лишь третья часть несовершеннолетних считаются здоровыми. Реализациягосударственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. позволит улучшить положение молодежи в обществе, увеличить ее вклад в развитие и повышение конкурентоспособности страны.

Совершенствованию законодательства, которое регулирует охрану трудовых прав женщин и несовершеннолетних, могут помочь следующие предложения.

1.Добавить в ч.1 ст.253 ТК РФ положение о том, что ограничение использования женского трудана тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, реализуется с помощью запрещения использования такого труда на указанных работах или с помощью уменьшения времени рабочего дня во вредных и (или) опасных условиях труда, а также в неблагоприятных природно-климатических условиях, и иными способами.

2.Уточнить и предусмотреть в ч.ч.1 и 4 ст.254 ТК РФ, что беременные женщины и женщины, имеющие детей до 1,5 лет, как и остальные работники, которые должны быть переведены на иную работу согласно медицинскому заключению, переводятся на иную работу не по их заявлению, а с их письменного согласия

3. Закрепить в ТК РФ формы оформления (устно или письменно) согласия родителей, усыновителей или попечителя на работу несовершеннолетних с 14 лет.

4.Снизить допустимые нормы подъема и передвижения тяжестей для девушек.

5. Использовать понятие «несовершеннолетний» с конкретизацией принадлежности его к определенной возрастной группе.

Список использованной литературы

I. Нормативные акты российского законодательства:

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21.07.2014) //Собрание законодательства РФ. – 2014. №31. ст.4398.
  2. Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин:принята резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 г. // Официальный сайт ООН. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Декларация прав ребенка: провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. //Официальный сайт ООН.    URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/women_discrimination.shtml (дата обращения: 01.04.2016).
  4. Конвенция Международной организации труда №100 относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (Женева, 29 июня 1951 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1956. №10. ст.202.
  5. Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919-1956. Т.I. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
  6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1982. №25(2151). ст.464.
  7. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1990. №45. ст.955.

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1976. №17(1831).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред.от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. №1 (частьI). ст.3.
  3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ (ред.от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2007. №1(часть I). ст.18.
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (ред.от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. №31. ст.3802.
  5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ (ред.от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1995. №21. ст.1929.
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г. №298/3-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. №24. ст.287.
  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25 февраля 2000 г. №162 // Собрание законодательства РФ. – 2000. №10. ст. 1130.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 г. №2403-р // Официальный сайт Правительства РФ. – URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 01.04.2016).

  1. Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 6 февраля 1993 г. №105 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. №7. ст.566.
  2. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме иперемещении тяжестей вручную» от 7 апреля 1999 г. №7 // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1999. №7.
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» от 29 июня 2011 г. №624н (ред.от 02.07.2014) //Российская газета. – 2011. №148.
  4. СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы: утв.Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. №32. – М.: Информационно-издательский центр Минздрав России, 1997.
  5. СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста:утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. №58 //Российская газета. – 2009. №217.

II. Монографии, учебники, учебные пособия:

  1. Васильева, Н.В. Права молодежи в трудовых отношениях. – М.: ГУ «Выбор», 2011.
  2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ с постатейным приложением материалов / Под ред.С.П.Маврина, В.А.Сафонова. – М., 2016.
  3. Максимов, А.А. Права женщин в сфере труда. – Петрозаводск: СФ РПА, 2014.

  1. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Отв.ред. Т.Ю.Коршунова. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015.
  2. Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18-ти лет. – Ханты-Мансийск, 2012.
  3. Охрана труда: курс лекций для руководителей бюджетных организаций / Под общ.ред.А.Л.Сафонова. - М., 2008.
  4. Трудовое право России: учебник для бакалавров / Отв.ред. Ю.П.Орловский. - М.: Юрайт, 2014.
  5. Хабибуллина, А.С. Охрана труда как институт трудового права: учебное пособие для юридических вузов. – Оренбург: Университет, 2015.

III. Статьи периодических изданий:

  1. Елин, А. О состоянии нормативного правового обеспечения охраны труда, в современных условиях // Охрана труда и социальное страхование. -2004. №7. С.13-19.
  2. Зарипов, Р.Н. Детский труд: две стороны одной медали // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2012. №10. С.176-181.
  3. Збытко, Б.Г. Особенности регулирования охраны труда // Трудовое право. - 2004. №11. С.61-65.

IV. Диссертационные исследования:

  1. Смирнова, Е.В. Гигиенические особенности условий труда и их влияние на здоровье женщин, занятых в современном швейном производстве: дис. … канд мед наук. – СПб., 2007.

V. Электронные ресурсы:

  1. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 г. // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. –URL:http://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-po-itogam-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii-za-2014-god (дата обращения: 01.04.2016).
  2. Доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Поповой на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 4 июня 2014 г. // Официальный сайт Правительства РФ. –URL:http://government.ru/ (дата обращения: 31.03.2016).




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Современные проблемы и перспективы нормативно-правового регулирования архивного дела как предмета совместного ведения Российской Федерации и её субъектов

2. Общественные отношения, возникающие по поводу прав женщин в сфере труда

3. Единство и дифференциация правового регулирования труда

4. Анализа современного правового регулирования в сфере оказания возмездных услуг

5. Сравнительный анализ правового регулирования механизма гендерного равенства в трудовой сфере

6. Проблемы правового регулирования кластерной политики региона

7. Местный референдум: проблемы правового регулирования и практическая реализация

8. Убийство в состоянии аффекта и проблемы его правового регулирования в уголовном праве России

9. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА АРТИСТОВ БАЛЕТА

10. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ