Особенности организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в зависимости от таможенной процедуры и способа транспортировки



Особенности организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в зависимости от таможенной процедуры и способа транспортировки

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятия и методы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств………………………………………………………

1.1. Понятие таможенного контроля………………………………………

1.2 Формы и способы таможенного контроля……………………………

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование организации таможенного

контроля товаров и транспортных средств………………………………….

Глава 3. Характеристика таможенного контроля товаров и транспортных

средств в зависимости от таможенной процедуры и способа

транспортировки и пути его совершенствования…………………………

3.1 Осуществление таможенного контроля при проведении

определенных таможенных процедур……………………………………..

3.2 Таможенный контроль в зависимости от способов транспортировки...

3.3 Характеристика мероприятий по совершенствованию таможенного

контроля………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………

3

5

5

6

11

19

19

22

25

29

32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования в данной итоговой работе определяется тем фактом, что внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации представляет собой важное и приоритетное направление развития.

Несмотря на существующие в настоящие время ограничения на ввоз определенных товаров на территории Российской Федерации, которые связаны, прежде всего, с политическими причинами, экономика нашей страны развивается. Эффективная организация таможенного контроля товаров и транспортных средств является одним из тех стимулов, которые должны способствовать развитию отечественного производства. Активная внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов способствуют как росту экономики страны, так и наполнению бюджета.

Следовательно, изучение вопросов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств, в зависимости от таможенной процедуры и способа транспортировки является важной и актуальной задачей на текущий момент.

Предметом изучения в итоговой работе выступает организация таможенного контроля товаров и транспортных средств в зависимости от процедуры и способа транспортировки.

Основные проблемы, сопровождающие развитие предмета итоговой работы, заключаются в различных особенностях организации таможенного контроля товаров и транспортных средств исходя из таможенной процедуры и способа транспортировки.

Тема итоговой работы достаточно широко рассмотрена и изучена в литературе, касающейся таможенного контроля и таможенного дела, а также основные положения выбранной темы изложены в нормативно-правовых актах.

Целью исследования в данной итоговой работе является изучение вопросов, касающихся особенностей организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в зависимости от таможенной процедуры и способа транспортировки.

Для достижения поставленной в итоговой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

- описать понятие таможенного контроля;

- дать характеристику формам и способам таможенного контроля;

- описать основные вопросы, касающиеся нормативно-правого регулирования организации таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- описать вопросы, которые связаны  с осуществлением таможенного контроля при проведении определенных таможенных процедур;

- провести рассмотрение особенностей таможенного контроля в связи со способом транспортировки;

- описать основные направления совершенствания процесса организации таможенного контроля.

Данная итоговая работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих тему работы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Понятие таможенного контроля

Исходя из положений, которые изложены в пункте 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного Союза, таможенный контроль проводят должные лица, работающие в таможенных органах. Таможенному контролю, который осуществляют эти лица, подлежать:

- товары, включая и транспортные средства, которые перемещаются через таможенную границу и подлежат декларированию согласно нормам, изложенным в Таможенном кодексе Таможенного Союза;

- таможенные декларации, документы и сведения, касающиеся перевозимых товаров, которые должны предоставляться исходя из норм таможенного законодательства Таможенного Союза;

- деятельность лиц, которая касается перемещения товаров через таможенную границу, оказание услуг в области таможенного дела, а также деятельность, которая осуществляется в рамках тех или иных отдельных таможенных процедур;

- лица, которые пересекают таможенную границу.

Система таможенного контроля представлена на рисунке 1.1

Рис. 1.1. Система таможенного контроля

Проведение таможенного контроля отнесено исключительно к компетенции таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств - членов ТС (и. 1 ст. 103 ТК ТС). В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС). —Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. М: Финансы и Кредит. 2014. 325 с.

Важно отметить, что с статье 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая регулирует таможенный контроль после выпуска товаров имеет достаточно серьезное нововведение. Согласно этому нововведению, таможенными органами Таможенного Союза проводится таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет, начиная с того дня, как товары находились под процедурами таможенного контроля. В ранее действующем Таможенном кодексе Российской Федерации данный срок был установлен 1 год. Также статьей предусматривается увеличение до пяти лет данного срока.

1.2 Формы и способы таможенного контроля

Под формами производства таможенного контроля подразумеваются отдельные виды мероприятий, связанных с проверкой. К таким мероприятиям можно отнести – проверку документов, осуществление таможенного досмотра транспортных средств и товаров, реализацию процесса таможенного наблюдения, а также и иные формы.

Под способами производства таможенного контроля принято понимать такие меры, которые применяют таможенные органы в целях наиболее эффективного осуществления ими той или иной формы или форм таможенного контроля, которая была ими избрана.

Так, например, можно выделить следующие способы осуществления таможенного контроля:

- идентификация товаров и транспортных средств;

- назначение проведения экспертизы;

- привлечение к осуществлению процедуры таможенного контроля специалиста в той или иной области;

- наложение ареста на перемещаемые товары;

- изъятие товаров;

- организация зон таможенного контроля.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль - это еще и статус товаров (транспортных средств). При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

- выпуска для свободного обращения;

- уничтожения;

- обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);

- реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на СВХ или таможенном складе);

- реализации всех незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);

- фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта). —Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. М: Финансы и Кредит. 2014. 325 с.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС России сотрудничает с таможенными органами иностранных государств и заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

Федеральная таможенная служба и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками ВЭД, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Таможенный кодекс ТС устанавливает сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении. Так, таможенное оформление должно быть завершено не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, предоставления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда ТК ТС устанавливает более короткие сроки.

Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места но отдельным видам и (или) наименованиям товаров, и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах.

Зоны таможенного контроля могут создаваться вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с ТК ТС.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами (в том числе участниками ВЭД) не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

Таможенные представители, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

Таможенный кодекс ТС предусматривает недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

В заключение первой главы данной итоговой работы можно сделать следующий вывод.

Исходя из положений, которые изложены в пункте 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного Союза, таможенный контроль проводят должные лица, работающие в таможенных органах. Таможенному контролю, который осуществляют эти лица, подлежать:

- товары, включая и транспортные средства, которые перемещаются через таможенную границу и подлежат декларированию согласно нормам, изложенным в Таможенном кодексе Таможенного Союза;

- таможенные декларации, документы и сведения, касающиеся перевозимых товаров, которые должны предоставляться исходя из норм таможенного законодательства Таможенного Союза;

- деятельность лиц, которая касается перемещения товаров через таможенную границу, оказание услуг в области таможенного дела, а также деятельность, которая осуществляется в рамках тех или иных отдельных таможенных процедур;

- лица, которые пересекают таможенную границу.

Под формами производства таможенного контроля подразумеваются отдельные виды мероприятий, связанных с проверкой. К таким мероприятиям можно отнести – проверку документов, осуществление таможенного досмотра транспортных средств и товаров, реализацию процесса таможенного наблюдения, а также и иные формы.

Под способами производства таможенного контроля принято понимать такие меры, которые применяют таможенные органы в целях наиболее эффективного осуществления ими той или иной формы или форм таможенного контроля, которая была ими избрана.

Так, например, можно выделить следующие способы осуществления таможенного контроля:

- идентификация товаров и транспортных средств;

- назначение проведения экспертизы;

- привлечение к осуществлению процедуры таможенного контроля специалиста в той или иной области;

- наложение ареста на перемещаемые товары;

- изъятие товаров;

- организация зон таможенного контроля.

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

На территории РФ действует единое таможенное законодательство, которое включает в себя Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Система нормативно-правового регулирования в Таможенном Союзе представлена на рисунке 2.1

Рис. 2.1. Система нормативно-правого регулирования в Таможенном Союзе

Таможенным законодательством регулируется круг отношений:

- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- таможенному оформлению;

- таможенному контролю;

- обжалованию актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

- установлению и применению таможенных процедур;

- установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таможенное законодательство состоит из:

- международно-правовых договоров и соглашений, которые Россия ратифицировала и подписала. Данными соглашениями регулируются отношения в сфере таможенного права. Также ими поддерживается развитие международного сотрудничества;

- внутреннего таможенного законодательства;

- других федеральных законов.

Международно-правовыми актами, подписанные и ратифицированными Россией, являются:

- Конвенция о создании совета таможенного сотрудничества, которая принята в Базеле 15 декабря 1950г.;

- Таможенная конвенция, которая касается временного ввоза частных дорожных перевозочных средств, принятая в Нью-Йорке 4 июня 1954г.;

- Конвенция, касающаяся международных смешанных перевозок грузов. Данный документ был в принят 24 мая 1980г. в Женеве;

- Конвенция о создании международного союза, отвечающего за публикацию таможенных тарифов. Принятие данного международно-правового акта имело место быть в Брюсселе 5 июля 1890 года;

- Конвенция, провозглашающая создание Совета таможенного сотрудничества (принята в Женеве 9 октября 1990г.);

- Конвенция о таможенном режиме, которые применяется к контейнерам, которые переданы в пути и используются в международных перевозках. Принятие данного документа состоялось в Женеве 21 января 1994 года;

- Таможенный Кодекс Таможенного Союза, а также и международные соглашения государств, являющихся членами Таможенного Союза, которые приняты вместе с Кодексом;

- протоколы и соглашения между Правительствами стран, являющихся членами Таможенного Союза;

- решения, которые приняты Комиссией Таможенного Союза.

Внутреннее таможенного законодательство включает в себя:

- Закон о таможенном регулировании;

- подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствие с Законом о таможенном регулировании.

Состав других федеральных законов представлен:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации;

- нормативными актами Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

В отношении первой группы необходимо подтвердить первостепенность этих правовых основ, которая заключается в принципе соотношения российского законодательства в целом и международных правовых систем, участником которых является Россия. Указанный принцип закреплен в п. 2 ст. 2 Закона о таможенном регулировании. Однако основополагающая норма для главенства международного права над российским, в случае если Россия ратифицировала эти международные нормы, - положения ст. 15 Конституции РФ, в которой говорится, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью российской правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются нормы международного права.

В ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Данные принципы неразрывно связаны с таможенным делом.

Положениями п. 1 ст. 74 Конституции РФ принцип единства экономического пространства получил продолжение в запрете на территории РФ устанавливать таможенные границы, сборы и иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Закон о таможенном регулировании в ред. от 06.12.2011. Он устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства ТС и содержит положения, отражающие отсылочные нормы ТК ТС, согласно которым регулирование ряда правоотношений либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативно-правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств - членов ТС. Законом определена иерархия нормативно-правовых актов РФ в сфере таможенного регулирования, а также сформулированы общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Отдельная глава Закона о таможенном регулировании посвящена системе таможенных органов. Определены принципы их деятельности, функции, обязанности, правомочия и ответственность, включены положения, касающиеся применения физической силы и спецсредств, обеспечения деятельности таможенных органов и размещения объектов таможенных органов. Закон включает в себя нормы, регулирующие взаимоотношения таможенных органов и участников ВЭД, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Он определяет условия (основания) включения в реестры и исключения (либо приостановления деятельности) из них таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения (СВХ), владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Целями принятия Закона о таможенном регулировании являются:

- обеспечение выполнения Россией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), решений органов ТС в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

- обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами;

- совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

- создание условий для развития ВЭД, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Закон о таможенном тарифе (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 239-Ф3) определяет структуру тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов ВЭД, тарифные льготы и преференции.

Основными целями данного закона являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территорию РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции экономики страны в мировое хозяйствование.

Важную роль в формировании таможенного законодательства в Российской Федерации играют Налоговый кодекс РФ (НК РФ) в общей части и в главах, предусматривающих взимание налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, а также Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ. Этими законами регулируются отношения, связанные с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Немаловажное значение для таможенного регулирования внешнеторговой деятельности имеют: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ); Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в ред. от 11 июля 2011 г.); Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) и другие законы в области ВЭД.

Большую группу составляют подзаконные акты, так или иначе затрагивающие внешнеторговую деятельность. К таким актам можно отнести постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 (в ред. от 6 марта 2011 г. с изменениями, вступившими в силу с 14 апреля 2012 г.) "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" и др.

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.". Помимо обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в ВТО, с даты присоединения к этой организации начал действовать ряд документов, обусловленных указанной процедурой. Особо выделим Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19 мая 2011 г. в Минске). В соответствии с данным документом, со дня присоединения любой из стран - членов ТС к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации (далее - Соглашение) становятся частью правовой системы ТС. С момента присоединения России к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (исключения из этого правила предусмотрены Соглашением). Каждая вновь присоединившаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.

В заключение данной главы итоговой работы можно сделать следующий вывод.

Таможенное законодательство состоит из:

- международно-правовых договоров и соглашений, которые Россия ратифицировала и подписала. Данными соглашениями регулируются отношения в сфере таможенного права. Также ими поддерживается развитие международного сотрудничества;

- внутреннего таможенного законодательства;

- других федеральных законов.

Международно-правовыми актами, подписанные и ратифицированными Россией, являются:

- Конвенция о создании совета таможенного сотрудничества, которая принята в Базеле 15 декабря 1950г.;

- Таможенная конвенция, которая касается временного ввоза частных дорожных перевозочных средств, принятая в Нью-Йорке 4 июня 1954г.;

- Конвенция, касающаяся международных смешанных перевозок грузов. Данный документ был в принят 24 мая 1980г. в Женеве;

- Конвенция о создании международного союза, отвечающего за публикацию таможенных тарифов. Принятие данного международно-правового акта имело место быть в Брюсселе 5 июля 1890 года;

- Конвенция, провозглашающая создание Совета таможенного сотрудничества (принята в Женеве 9 октября 1990г.);

- Конвенция о таможенном режиме, которые применяется к контейнерам, которые переданы в пути и используются в международных перевозках. Принятие данного документа состоялось в Женеве 21 января 1994 года;

- Таможенный Кодекс Таможенного Союза, а также и международные соглашения государств, являющихся членами Таможенного Союза, которые приняты вместе с Кодексом;

- протоколы и соглашения между Правительствами стран, являющихся членами Таможенного Союза;

- решения, которые приняты Комиссией Таможенного Союза.

Внутреннее таможенного законодательство включает в себя:

- Закон о таможенном регулировании;

- подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствие с Законом о таможенном регулировании.

Состав других федеральных законов представлен:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации;

- нормативными актами Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ И СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1. Осуществление таможенного контроля при проведении

определенных таможенных процедур

Таможенная процедура представляют собой процедуру, которой определяется совокупность требований и условий, содержащих в себе порядок, в соответствие с которым в отношении товаров и транспортных средств применяются таможенные пошлины, налоги, запреты и ограничения, которые устанавливаются исходя из положений законодательства Российской Федерации, которое касается регулирования деятельности по внешней торговле. Таможенной процедурой также определяется статус, который дается товарам и транспортным средствам для таможенных целей и находится в зависимости от целей их перемещения через границу, а также от целей использования на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров в ст. 202 ТК ТС устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами).

Сущность таможенных процедур состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующую процедуру.

С помощью таможенных процедур определяются:

- конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);

- условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ;

- права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего ту или иную таможенную процедуру;

- в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.

Каждая из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: порядком таможенного оформления товаров; производством таможенного контроля товаров; особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов.

Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в ТК ТС содержатся условия применения таможенной процедуры, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих процедур.

К таким условиям отнесены:

1) обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одной из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;

2) право выбора любой таможенной процедуры. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех её требований;

3) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленной таможенной процедуры;

4) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенному органу представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК ТС для помещения товара под избранную таможенную процедуру, а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей;

5) обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которой товар был выпущен;

6) право изменения выбранной таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную при условии соблюдения требований изменяемой и избираемой таможенных процедур;

7) обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара. В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например в качестве вещественного доказательства, действие таможенной процедуры в отношении этого товара приостанавливается. —Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. М.: Софт Издат, 2013. 640с.

Действие таможенной процедуры также приостанавливается при помещении иностранного товара под таможенную процедуру таможенного склада, например, процедура временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.

Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров - момент пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

3.2. Таможенный контроль в зависимости от способов транспортировки

Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров.

Технологические схемы оформления разрабатываются применительно к:

- торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания – по прибытию и убытию (по приходу и отходу);

- рыболовным и рыбопромысловым – без захода в порт (электронное оформление в море, возможен досмотр в море);

- обработки, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров;

- контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров.

В портах организацией и планированием работы таможенной службы занимаются начальники таможен (постов), находящихся в этих портах.

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

- на пограничных железнодорожных станциях;

- на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

- на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;

- на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, - на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).

Таможенный контроль за международными авиаперевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя:

- контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

- контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении;

- контроль транспортных средств (воздушных судов);

- контроль территории аэропортов. —Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. М.: Софт Издат, 2013. 640с.

Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров.

Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска на шоссейных переходах, в пути следования и в местах доставки товара. Он имеет следующие цели:

- выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля;

- недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов;

- проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем.

Таможенное оформление и контроль на шоссейных погранпереходах (пунктах пропуска) грузового автотранспорта осуществляется в следующей последовательности:

- подача перевозчиком уведомления о ввозе (вывозе) в форме вручения документов на транспортное средство и перевозимый груз должностному лицу таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля;

- проверка должностными лицами таможенного органа поданных документов и принятие решения о форме и месте таможенного оформления перевозимого груза;

- принятие решения о форме таможенного контроля транспортного средства;

- таможенное оформление товаров, перемещаемых водителем и другими следующими на автотранспортном средстве физическими лицами;

- таможенное оформление и таможенный контроль транспортного средства и перевозимых товаров;

- вручение перевозчику документов на транспортное средство и перевозимые товары;

- выпуск транспортного средства за границу или внутрь страны.

Для целей применения Таможенного Кодекса Таможенного Союза под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного Союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного Союза либо следующие транзитом через эту территорию. К международным почтовым отправлениям относятся:

1) письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);

2) почтовые карточки (простые, заказные);

3) бандероли и специальные мешки “М” (простые, заказные);

4) секограммы (простые, заказные);

5) мелкие пакеты (заказные);

6) посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);

7) международные отправления экспресс-почты. —Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. М.: Софт Издат, 2013. 640с.

Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного Союза без разрешения таможенных органов.

3.3. Характеристика мероприятий по совершенствованию

таможенного контроля

Основным подходом для целей совершенствования мероприятий по таможенному контролю, является подход, который определяется созданием наиболее простых механизмов, посредством которых должно осуществляться администрирование процесса, который связан с перемещением товаров добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Внедрение принципа первичности электронных документов и сведений в электронном виде при построении таможенных технологий и подготовки нормативных правовых актов (приоритет «электроники» перед бумагой). Технологии совершения таможенных операций должны быть ориентированы на использование юридически значимых электронных документов.

Сокращение времени обработки транспортных средств в пункте пропуска, если не потребовалась дополнительная проверка, например, для грузового автотранспорта до 10-15 минут за счёт пересмотра технологии работы пунктов пропуска.

Внедрение принципов «единого окна» и «одной остановки» в работу пунктов пропуска.

Внедрение принципа «двух служб на границе».

Создание механизмов расширенного использования предварительной информации для обработки грузовых автомобилей и железнодорожных составов в пунктах пропуска, а также для ускорения погрузки-разгрузки при морских и воздушных перевозках.

Создание условий, способствующих преимущественному использованию предварительного таможенного декларирования товаров вместо обязательного предварительного информирования о товарах как минимум в 25% случаев.

Создание механизмов, стимулирующих оснащение пунктов пропуска современными средствами технического контроля, в том числе интегрированными информационно-программными средствами, системами видеонаблюдения, с целью сокращения контрольных проверочные операции в пунктах пропуска.

Сокращение сроков выпуска при декларировании товаров и сокращение в 2-3 раза времени, необходимого декларанту для подготовки декларации.

Совершенствование СУР за счет анализа таможенной и налоговой репутации участника ВЭД или иного субъекта, взаимодействия с другими правоохранительными органами, доступа к их информационным ресурсам (по большей части – автоматического доступа, работающего в закрытом режиме по заранее заданным параметрам, без возможности инспектора получить конфиденциальную информацию на того или иного конкретного участника ВЭД), в том числе: внедрение всеохватывающей дифференциации участников ВЭД, основанной на понятных и прозрачных принципах.

Внедрение комплексной (бальной) оценки всей цепочки поставок (отправитель, получатель, перевозчик, контрактодержатель, склад, брокер и т.п.).

Уход от тотального контроля при декларировании товаров за счёт переноса акцентов на контроль после выпуска и концентрации контрольных мероприятий на объектах, отобранных на основе СУР и комплексной оценки ситуации, включая объём возможного ущерба.

Установление ограничителей для СУР – независимо от количества профилей риска, их индикаторов и предписываемых ими мер, общее количество сработок и применения «тяжёлых» форм контроля (на статистически объективных массивах деклараций) не должно превышать значений, обеспечивающих баланс между интересами таможенного контроля и устранением административных барьеров.

Создание условий для обработки не менее 30% товарооборота уполномоченными экономическими операторами за счёт радикального снижения административных барьеров для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (уполномоченных экономических операторов, таможенных перевозчиков и участников, прошедших дифференциацию).

Внедрение упрощения для физических лиц.

В завершение третьей главы итоговой работы можно сделать следующий вывод.

Таможенная процедура представляют собой процедуру, которой определяется совокупность требований и условий, содержащих в себе порядок, в соответствие с которым в отношении товаров и транспортных средств применяются таможенные пошлины, налоги, запреты и ограничения, которые устанавливаются исходя из положений законодательства Российской Федерации, которое касается регулирования деятельности по внешней торговле. Таможенной процедурой также определяется статус, который дается товарам и транспортным средствам для таможенных целей и находится в зависимости от целей их перемещения через границу, а также от целей использования на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таможенный контроль и порядок его проведения находится также в зависимости от способа транспортировки товаров.

Основным подходом для целей совершенствования мероприятий по таможенному контролю, является подход, который определяется созданием наиболее простых механизмов, посредством которых должно осуществляться администрирование процесса, который связан с перемещением товаров добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из положений, которые изложены в пункте 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного Союза, таможенный контроль проводят должные лица, работающие в таможенных органах. Таможенному контролю, который осуществляют эти лица, подлежать:

- товары, включая и транспортные средства, которые перемещаются через таможенную границу и подлежат декларированию согласно нормам, изложенным в Таможенном кодексе Таможенного Союза;

- таможенные декларации, документы и сведения, касающиеся перевозимых товаров, которые должны предоставляться исходя из норм таможенного законодательства Таможенного Союза;

- деятельность лиц, которая касается перемещения товаров через таможенную границу, оказание услуг в области таможенного дела, а также деятельность, которая осуществляется в рамках тех или иных отдельных таможенных процедур;

- лица, которые пересекают таможенную границу.

Под способами производства таможенного контроля принято понимать такие меры, которые применяют таможенные органы в целях наиболее эффективного осуществления ими той или иной формы или форм таможенного контроля, которая была ими избрана.

Так, например, можно выделить следующие способы осуществления таможенного контроля:

- идентификация товаров и транспортных средств;

- назначение проведения экспертизы;

- привлечение к осуществлению процедуры таможенного контроля специалиста в той или иной области;

- наложение ареста на перемещаемые товары;

- изъятие товаров;

- организация зон таможенного контроля.

Таможенное законодательство состоит из:

- международно-правовых договоров и соглашений, которые Россия ратифицировала и подписала. Данными соглашениями регулируются отношения в сфере таможенного права. Также ими поддерживается развитие международного сотрудничества;

- внутреннего таможенного законодательства;

- других федеральных законов.

Международно-правовыми актами, подписанные и ратифицированными Россией, являются:

- Конвенция о создании совета таможенного сотрудничества, которая принята в Базеле 15 декабря 1950г.;

- Таможенная конвенция, которая касается временного ввоза частных дорожных перевозочных средств, принятая в Нью-Йорке 4 июня 1954г.;

- Конвенция, касающаяся международных смешанных перевозок грузов. Данный документ был в принят 24 мая 1980г. в Женеве;

- Конвенция о создании международного союза, отвечающего за публикацию таможенных тарифов. Принятие данного международно-правового акта имело место быть в Брюсселе 5 июля 1890 года;

- Конвенция, провозглашающая создание Совета таможенного сотрудничества (принята в Женеве 9 октября 1990г.);

- Конвенция о таможенном режиме, которые применяется к контейнерам, которые переданы в пути и используются в международных перевозках. Принятие данного документа состоялось в Женеве 21 января 1994 года;

- Таможенный Кодекс Таможенного Союза, а также и международные соглашения государств, являющихся членами Таможенного Союза, которые приняты вместе с Кодексом;

- протоколы и соглашения между Правительствами стран, являющихся членами Таможенного Союза;

- решения, которые приняты Комиссией Таможенного Союза.

Внутреннее таможенного законодательство включает в себя:

- Закон о таможенном регулировании;

- подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствие с Законом о таможенном регулировании.

Состав других федеральных законов представлен:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации;

- нормативными актами Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Таможенная процедура представляют собой процедуру, которой определяется совокупность требований и условий, содержащих в себе порядок, в соответствие с которым в отношении товаров и транспортных средств применяются таможенные пошлины, налоги, запреты и ограничения, которые устанавливаются исходя из положений законодательства Российской Федерации, которое касается регулирования деятельности по внешней торговле. Таможенной процедурой также определяется статус, который дается товарам и транспортным средствам для таможенных целей и находится в зависимости от целей их перемещения через границу, а также от целей использования на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таможенный контроль и порядок его проведения находится также в зависимости от способа транспортировки товаров.

Основным подходом для целей совершенствования мероприятий по таможенному контролю, является подход, который определяется созданием наиболее простых механизмов, посредством которых должно осуществляться администрирование процесса, который связан с перемещением товаров добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
  3. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (ред. от 02.12.2014)
  4. Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. М.: Юристъ. 2011. 512 с.
  5. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ. 2013. 504 с.
  6. Богомолова А.А. Таможенное право. Лекции. М.: Норма. 2008. 231 с.
  7. Завражных М.Л. Таможенное право. М.: Норма. 2012. 432 с.
  8. Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. М: Финансы и Кредит. 2014. 325 с.
  9. Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. М.: Софт Издат, 2013. 640с.
  10. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования внешнеэкономической деятельности: Практ. пособие. М.: изд-во ПРИОР. 2013. 327 с.
  11. Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля // Форум. Метод. сборник. Вып. 4. М.: РИО РТА, 2014. С.40-81.
  12. Кормаков Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств // Правосудие в Поволжье. 2013. № 3. С. 28.
  13. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 14.
  14. Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // Право и экономика. 2011. № 12. С. 44.
  15. Таможенное право: учебник для вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО «Юстицинформ». 2014. 539 с.
  16. Таможенное право России: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. М.: Юристь 2012. 279 с.
  17. Тимошенко И.В. Таможенное право: Справочник для студентов вузов. М.: Норма. 2011. 439 с.
  18. Храбсков В.Г. Таможня и закон. М.: Юрид. лит. 2014. 228 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

2. Роль Всемирной таможенной организации в развитии экономики таможенного дела в России

3. Разработка управленческого решения по совершенствованию таможенного контроля товаров таможенным органом

4. Таможенный контроль транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенной союза

5. Перспективы интеграции технологии «Зеленый коридор» в процессы таможенного контроля в странах Таможенного Союза

6. Особенности ухода за полостью рта пациентов в зависимости от возраста и состояния полости рта. Индивидуальный подбор предметов и средств гигиены

7. Организация перевозок грузов. Системы маршрутных перевозок. Условия выбора транспортных средств. Совершенствование организации транспортного хозяйства предприятия стройиндустрии

8. Основания и функции таможенного органа при проведении при проведении выездной таможенной проверки

9. Роль таможенной экспертизы в классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС

10. Технические средства таможенного контроля