Государственное регулирование занятости населения и рынка труда на примере Ростовской области



КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Государственное регулирование  занятости  населения и рынка   труда  на примере Ростовской  области»

Ростов-на-Дону

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Построение  правового  демократического  государства  в современном  мире  основано  на  рыночной  экономике  и  многообразии  форм  собственности,   при  перемещении  приоритетов  в  правовом  регулировании  труда  и  трудового  законодательства.  Первоочередными  задачами  стоят  учет труда  и регулирование   интересов  на рынке  занятости,  защита  прав  и обеспечение    социальных  гарантий.    В современных  условиях  развития  общества  и обеспечения  свободы   производителей  товаров,  работ  и услуг   необходима  новая  модель  правового регулирования    трудовых отношений,  основанная  на   современном  регулировании   рынка   труда   и   занятости   населения.

Актуальность  выбранной темы  курсовой  работы  заключается  в   том,  что   проводимые  реформы  государственного регулирования  занятости  населения  и рынка  труда   находятся   в активной  стадии  развития.    Множество  законодательных  и  нормативных  актом   в настоящее  время  не обеспечивают  эффективного  обслуживания    субъектов  рынка  труда, количественно-качественного  балансирования  спроса  и предложений  рабочей  силы,  как   в регионах,  так  и  в  России  в целом.   Складывающаяся  ситуация  на  рынке  труда  формируется   под влиянием  общей  экономической  и социальной    ситуации   в  стране  и  в  регионах,  и  зависит  от   различных экономических   программ  продвигаемых   в  отдельных  регионах   в отношении  вопросов  рынка  труда  и  занятости  населения.

Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным  процессам   в  регулировании   занятости  населения   на рынке труда.   Для  успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования   занятости. 

Проведенное  исследование   основано  на  необходимости  комплексного  анализа   произошедших  изменений     в  сфере   социально-трудовых  отношений  для  выработки  практических  рекомендаций  направленных   на регулирование  занятости  населения  и рынка  труда в Ростовской области.

Основной  целью  курсовой  работы  является   исследование   особенностей  регулирования  занятости  населения  и рынка  труда   складывающегося  в  Ростовской  области.   Для  достижения  поставленной  цели  в работе  решались  следующие  задачи:

• исследование  теоретических  основ   рынка труда  и занятости населения;

•  анализ  основных  особенностей   регулирования   рынка  труда   и занятости  Ростовской  области;

• выявление  основных направлений регулирования   рынка труда  и занятости.

Объектом  проведенного  исследования  является  занятость населения  Ростовской  области  и рынок  труда  региона.

Предметом  исследования  в  курсовой  работе  является  государственное  регулирование  основных  вопросов  занятости  и рынка  труда  на  примере  Ростовской  области.

Информационную  базу  исследования  составили  нормативные и законодательный  акты  Правительства  РФ  и Президента  РФ,  Министерства труда  и социального  развития РФ  и Ростовской   области,  экономическая  и правовая литература  по вопросам занятости населения,  а также  рабочие  документы  доступные  в справочно-консультационной системе «Гарант», «Консультант Плюс».

Глава 1. Теоретические  основы  рынка  труда  и занятости  населения РФ

1.1.Сущность, структура  и функции  рынка   труда  и занятости населения

В современных  условиях  развития  общества  рынок труда,   как  и рынки  капиталов, инвестиций , ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики,  известный  теоретик Карл Маркс  исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей,  которыми  обладает организм, живая личность человека», —Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель.  «Капитал» 1 Том глава 4-5, 17. является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. В период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей  и  спроса  на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» К.Г. Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.

В  современной  экономике  изменилось  отношение  к  рабочей силе и  у  предпринимателей, так  как   развитие  современного  производства и торговли  предъявляет   повышенные   требования  к  качеству  рабочей силы:  профессионализму, творческому отношению к труду, квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, высокому качеству работы. Бизнес активно включается  в профессиональную  подготовку  кадров,  авансируя  тем  самым работников  материальными  затратами  на учебу и переподготовку  кадров.  Вложение  средств  на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений  определило  политику закрепления  кадров, их стабилизации.

В этом  случае  сокращение   потребности   в рабочей   силе  в определенные  периоды  времени,  приводившее   к росту  безработицы,   основано  на   регулируемых  процессах  встроенных   в  рыночный  механизм  развития  общества.

В современной  экономике   рынок  труда  представляет собой  систему  общественных  отношений,  отражающих    уровень  развития,  достигнутый   в определенный  период  баланс  интересов  между  присутствующими  на рынке   составляющими, такими как  государство,  предприятия  и организации – как  наниматели   рабочих  и  служащих  и  трудящимися,  как  представлено  на рисунке 1.1.

Организационной  формой  выражения   противоположных  интересов   на рынке  труда  являются  ассоциации   предпринимателей  и определенных  групп  бизнеса,  с другой  стороны  профсоюзы,  обеспечивающие  защиту  интересов  занятого  населения.

Рисунок 1.1  Система общественных отношений  на рынке труда в РФ —Экономическая  теория и политэкономия: Учебник / Под ред. проф. Г.П. Журавлевой. -5-е издание . – М.: ИНФРА-М, 2011г. – 438 с.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих  функционирования рынка труда. Регулирование осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть региональных  центров занятости, банки данных о рабочих местах, государственные  программы  помощи  в  приобретении профессиональных  знаний  и  трудоустройстве населению ищущем работу, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все  эти  составные  части  рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. Приложение 1.

Рынок труда является системой конкурентных связей между отдельными участниками общего рынка, такими как государство, предприниматели и трудящиеся, по поводу найма работников и их использования  в общественном производстве, что  определяет особенности современного рынка труда. Он является рынком трудовых ресурсов как товара,  так  как цена и количество труда на нем определяются в результате объективного взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда является сферой, где трудящиеся и наниматели могут вести совместные  переговоры по поводу будущей оплаты труда и его условий.

При этом  закон  спроса  и предложений  на рабочую  силу,  первостепенно  влияет  на  уровень  заработной  платы.   Действующий  закон спроса  и предложений   отражает  несоответствие  свободных  мест   составу   приходящих  на  рынок   труда  работников  ищущих  работу  по качественным  и количественным   составляющим. — Закон спроса  и  предложений  является  объективным  экономическим  законом, который  устанавливает  зависимость  объема  спроса  и предложений  на  товары  и  услуги  по  их ценам.   Закон сформулирован  в  1890  году Альфредом  Маршаллом.

  В результате  происходит жесткий  отбор  наиболее   способных   и   квалифицированных  кадров,  а  также  стимулирует    высококвалифицированный  труд,  способствует   созданию   жесткой  взаимосвязи  между   вкладом   и результатом  каждого   работника.

Структура  рынка  труда включает пять основных   сегментов,  к  которым  относятся  высокопрофессиональные   работники  руководящего  звена,  менеджеры – управления.  Далее  идут  кадровые  работники  и служащие  высокой  квалификации,  после  них   следуют   рабочие  отраслей  промышленности,  которым  свойственны  структурные  перестройки  и периодические  сокращения  производства.   Кроме этих  групп  можно выделить  группу  работников  трудоёмких  отраслей, для которых  характерен  низкий  уровень   производительности  труда.

Пятым  компонентом  является  наиболее  уязвимый  слой  трудящихся,  к  которым  относятся   инвалиды  и люди  с ограниченными  возможностями,  молодежь,  пенсионеры,  лица   временно  не могущие   найти  работу  по  профессии  или  специализации. —Макарова Е.Н. Структура  рынка  труда // Эксперт. – 2011г. - №11. С.25-26.

В условиях  современного  регулирования  занятости  можно выделить  основные  функции  рынка  труда:

- экономическая  функция  рынка  труда  заключает  в рациональном  вовлечении,  размещении  и регулировании  использования  труда,  что позволяет   выделить   размещающую и селективную  функции;

- социальная  функция рынка труда,  заключается  в обеспечении  нормального  уровня  доходов  работников,  нормального  уровня  производства  и  профессиональных   способностей    занятого  населения;

- размещающая  функция  рынка  труда  выражается  в размещении  рабочей  силы,  в зависимости  от  спроса  и предложений. Размещающая  функция   предполагает функционирование   рынка труда  которое  должно  служить  рациональному  размещению, рабочей  силы  по отдельным   предпринимателям  и распределению  бизнеса;

- селективная  функция   рынка труда  заключается  в   выборе рабочей  силы  исходя  из  спроса  и  предложений   в зависимости  от  профессиональных  и квалификационных  характеристик  рабочей  силы;

- стимулирующая  функция  рынка труда способствует  конкуренции  между   участниками  по  повышению  заинтересованности  в  высокоэффективном  труде,  повышению  квалификации  и перемены  профессии.

Соответственно  современный  рынок труда  играет   огромную  роль   в экономике  выполняя   одновременно  несколько  важных  функций,  так  как  рынок  труда  является   важной  частью  любой  экономической  системы,  проводимой   социальной  политики  государством. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов.

Таким образом,  рынок  труда  представляет собой  многоплановую  сферу  экономической  и экономико-политической  жизни  общества, где   предприниматели    и  трудящиеся   совместно   ведут  переговоры,  относительно  заработной  платы  и условий  труда.  При этом  рынок  труда  как  система  экономических механизмов,  норм  и институтов, обеспечивающих   воспроизводство  рабочей  силы  и ее  использование  является   составной  частью  рыночной  системы.

1.2. Типы  рынков  труда  и формы  занятости  населения

На современном  этапе  развития  экономики   в России  различают   внешний  и  внутренний  рынок  труда,  как  представлено  на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Типы  рынка  труда —Слезингер Г. Э. Труд  в условиях  рыночной  экономики . - М.: ИНФРА — М, 2010. С. 245.

Внешний  рынок или  профессиональный,   охватывает  отношения между покупателями  и  продавцами рабочей силы  в  масштабах  страны, региона, отрасли. Внешний  тип  рынка представляет собой  отношения которые возникли по поводу найма работников  соответствующей  профессии, специальности, а следовательно, нуждаются в жёсткой классификации   работ и чётком определении  их  содержания.  На внешнем  рынке  действуют  отраслевые профсоюзы,  которые  объединяют  работников  отдельных отраслей, а также профсоюзы, которые объединяют работников за профессиями.  Внешний рынок характеризуется значительной текучестью кадров, то есть он допускает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

Внутренний   тип  рынка  труда  предусматривает движение кадров внутри  организации,  их  перемещение с одной должности  или  работы  на другую.   Это   перемещение   может  происходить  как  по горизонтали, так  и  по  вертикали.   По горизонтали - переводом на другое рабочее место без изменения в квалификации, без повышения в должности. По вертикали – переводом  на  другое рабочее место с повышением в должности или на работу, которая нуждается в более высокой квалификации.

Развитие  внутреннего типа  рынка способствует снижению текучести  кадров,  поскольку  организации  и предприятия заинтересованы  в  сохранении  работников,  которые  знают специфику его производства.

Профсоюзные   объединения   защищают  права   работников  предприятия  независимо  от  их профессий.  Занятость в этом  случае гарантируется в большей степени, чем на внешнем рынке труда, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности использования трудового потенциала.

Международная  практика функционирования рынков труда во многих развитых  странах свидетельствует  о существовании открытого и скрытого рынков труда,  что  может  представлять  собой  еще  одну  классификация. —Сведения о международных программах  и протоколах,  в реализации  которых  принимает  участие  Федеральная  служба  по труду  и занятости  в РФ. Официальный сайт:www.rostrud.ru.

На  внешнем   открытом рынке  труда  представлено всё работоспособное население ищущее  работу. Это в первую очередь организованная, официальная  часть рынка - население,  которое  находится на учёте в государственных службах занятости, то есть безработные, а также выпускники государственной службы профессиональной  учёбы.

В условиях   скрытого  рынка   труда работники стараются устроиться  получить  должность  через   прямые контакты с предприятиями   или с негосударственными структурами   трудоустройства и профессиональной учёбы. К скрытому рынку принадлежат работники, которые заняты на предприятиях и в организациях, но существует более высокая вероятность очутиться без работы в виду снижения темпов развития производства, его конверсии, ликвидации прежних экономических и производственных взаимосвязей.

По пространственной протяжённости и административно-территориальной зависимости выделяются следующие  рынки  занятости: внутрифирменный  для  крупных  компаний,  региональный,  общий  федеральный  и  международный.

По временным  параметрам  различают:    прогнозируемый,  текущий,    перспективный  и профессиональный.

По степени  эластичности  выделяют:   гибкий  и жесткий  рынки  труда.

По демографическим  признакам  существует   рынок труда  для  женщин  и мужчин,  рынок  труда  молодежи  с   студентов.

По  степени  конкуренции   выделяются  рынки  труда:   с профсоюзной моделью функционирования,   с моделью  монопсонии,   чисто конкурентный  рынок  и модель  двухсторонней  монопсонии.

Следовательно,   многообразие  видов  и форм   существующих  рынков  труда подчеркивается  в современной  экономике  необходимостью   эффективного  и комплексного   регулирования  со  стороны  государства  на  разных  уровнях  управления.

Существующие  формы  занятости   представляют собой   организационно-правовые   способы  и условия   использования  трудовой  силы.  Приложение 3.   По характеру производительной деятельности их классифицируют на: нерыночного характера, рыночного характера.

В  сфере общественного производства: занятость в нематериальной сфере; занятость в материальном производстве; здравоохранение, образование. —По официальным  данным Федеральной  службы  по руду  и занятости.  Статистическая информация  о ситуации  на регистрируемом  рынке  труда  за 2013-2014гг.

По способу участия в общественном труде: занятость по найму, самостоятельная занятость.

По степени кооперации: коллективная,  индивидуальная.

По степени легитимности трудоустройства: неформальная, формальная.

По режиму рабочего времени:  частичный,  полный.

По регулярности участия:  вторичная,  временная, постоянная.

Таким образом, классифицирование занятости населения в Российской Федерации  позволяет  чётко  устанавливать  экономические  и организационные  основы  государственной  политики  содействия занятости населения, включая гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

1.3. Правовое  регулирование  занятости  населения  в Российской Федерации

Государственное  регулирование  занятости  населения    в Российской  Федерации  и отношения в сфере рынка  труда  определяются национальными   и  международными    нормативными   правовыми актами.  Законодательство  РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Трудового  кодекса РФ №197-ФЗ, принятого 30.12.2001 года с последующими изменениями и дополнениями, —Трудовой  Кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30.12.2001г.  с изменениями  и дополнениями  от 02.04.2014г. Федерального Закона  № 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации» —Федеральный  закон Российской Федерации  №1032-1  с изменениями  и дополнениями  от01.09.2013 года. и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения.  В Конституции РФ закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Также Конституция РФ предусматривает право граждан на трудовые споры, на профессиональные объединения, на защиту от безработицы.

В  нормах  Федерального закона РФ №1032-1,   определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.  Законодательство  РФ  о занятости  населения распространяется  также  на  иностранных  граждан  и лиц без гражданства,  постоянно  проживающих  на территории РФ.

В законодательстве   определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении   государственной политики в области содействия занятости населения.

К основным полномочиям  федеральных  органов  государственной  власти  в области  осуществления  государственного регулирования,  можно отнести:

• принятие нормативных  и законодательных актов РФ  в сфере  занятости населения  и  рынка  труда;

•  реализация  государственной  политики  в области  рынка  труда;

•  регламентирование  норм  социальной  поддержки  безработных граждан  РФ,формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

• координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости   граждан;

• прогноз  баланса  трудовых  ресурсов  Российской Федерации.

К  полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся  следующие вопросы,  и  в  соответствии  с компетенцией  решаются  следующие  задачи:

• обеспечение реализации  прав   граждан  субъектов  РФ  на  занятость;

• разрабатывается  и осуществляется  государственная  политика содействия занятости населения с учётом национальных, культурных традиций,  а  также исторически сложившихся в субъектах видов занятости;

• разработка  и  реализация  мероприятий по стабилизации положения  на рынке труда региона, предупреждение массовых увольнений  работников;

• содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в самостоятельном поиске работы;

• организация временных  рабочих мест,  сохранение  существующих  рабочих мест  и создание  новых  вакансий.

Кроме  этого  законодательством  Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться: условия и порядок выплаты пособия по безработице; порядок прохождения безработными перерегистрации; усиление социальной защищённости граждан, включающее:

1) продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице;

2) увеличение вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах;

3) увеличение размера стипендии в период профессионального обучения или переподготовки (за счёт собственных средств субъектов Российской Федерации).

Таким  образом,  специальным   источником  законодательных  актов о труде является  Трудовой кодекс РФ,  в котором    содержится  основная масса норм трудового права. Трудовой кодекс РФ определяет цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых отношений,   правила   действия   норм   трудового   права.  К  правовым   отношениям  в  сфере   занятости  и   рынка  труда   применяются  и международные   правовые  нормы,  такие  как  ст. 7 Международного  пакета  об  экономических,  социальных  и культурных  правах  человека  В  статье  23 Всеобщей  декларации  прав  и  свобод  человека  закреплено  право  на  труд,  предполагающее  обеспечение  членов  общества  работой. —Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.

Соответственно,  вопросы  занятости  населения  носят  комплексный  характер  и оказывают  влияние  на  все  сферы  жизни  общества,  в  особенности  на  занятость  населения.

Современная экономика характеризуется многообразием форм занятости, что оказывает влияние на разработку и реализацию мероприятий государственной политику занятости. Важность проблемы занятости  подчёркивается  конституционным  закреплением права граждан на свободный труд, а также развитием и нормативного  и

Глава 2. Регулирование  рынка  труда  и занятости  в Ростовской  области

2.1. Общая характеристика  рынка  труда  и занятости   в Ростовской  области

В  Ростовской  области  по данным  Федеральной  службы  государственной  статистики  за 2010-2012  годы наблюдается   сокращение  численности  трудовых   ресурсов,  что  в  основном  связано  с  сокращением  численности  трудоспособного  населения,  высокой  смертностью  в трудоспособном  возрасте,  а  также  миграцией  населения  в  трудоспособном  возрасте.  При этом  численность  трудовых ресурсов   в 2013 году  по сравнению  с данными  за  2012 год  сократилась  на  1,2%  и  составила   на  начало 2013 года – 2535,5 тыс. человек  в трудоспособном  возрасте,  против 2567,9 тыс. человек  в 2012 году.   При  этом  в Ростовской  области  проживает 4254,8 тыс. человек,  из  них  трудоспособное  население   составляет  59,6% от общей  численности   населения. Далее  в таблице  представлены  статистические  данные  Ростовской  области   по  численности  трудовых  ресурсов  за период 2010-2013 год

Таблица 2.1.

Численность  трудовых  ресурсов  в  Ростовской  области  за 2010-2013гг. — Согласно  данным Росстата Ростовской  области  и УГСЗН Ростовской  области  в отчете  за 2010-2013гг.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Трудовые ресурсы, тыс. человек

2619,4

2598,7

2567,9

2535,5

Численность занятых в экономике

967,5

986,7

958,3

1086,1

Численность занятых в сфере производства

528,4

493,7

486,2

562,7

Уровень занятости трудовых  ресурсов

66,9

64,28

63,45

65,87

Уровень безработицы, %

0,86

1,05

1,1

0,93

В экономике Ростовской  области в 2013 году зарегистрирована  занятость на уровне  65,87 % трудовых ресурсов. Наибольшая доля занятых осуществляла трудовую деятельность в таких сферах  как:  производство – 22,5%, в образовательной деятельности – 15,3%,   на транспорте и в связи – 16,7,  в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 10,4%, - в сельском хозяйстве – 17,6%, - в оптовой и розничной торговле – 11,5%, в строительстве более 5%. — Информация представлена  Федеральной  службой занятости по Ростовской  области. Оперативная  сводка за 2013 год.

Соответственно, на рынке труда Ростовской  области наблюдалась тенденция к снижению численности трудовых ресурсов,  при  этом  уровень  занятости  трудовых  ресурсов   увеличился  на +2,42%,  что  связано,  прежде  всего,  с  миграцией  населения  в Ростовскую  область  за  последние  2011-2013гг.

Однако  согласно  сведениям, имеющимся в распоряжении областной службы занятости населения, ситуация в сфере занятости населения в течение января-сентября 2013 года в целом пошла на поправку:

• численность работников предприятий и организаций области, предупрежденных о предстоящем высвобождении, с начала  2013 года  снизилась  на 1,8 тыс. человек   и  на 01.01.2014  составила 2,6 тыс. человек;

• численность сотрудников предприятий и организаций области, работающих в режиме неполной занятости, на 01.01.2014 составила 0,9 тыс. человек, что на 1,0 тыс. человек (или на 54,8%) меньше, чем на 01.01.2013;

• количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости  населения, увеличилось с 10,45 тыс. ед. на начало 2013 года,  до 17,37 тыс. ед.  за год;

• коэффициент напряженности на рынке труда с начала 2013 года снизился с 1,7 чел. на 1 вакансию до 0,8 человек на 1 вакансию;

• уровень регистрируемой безработицы с начала 2013 года снизился с 1,1% до 0,93%  экономически  активного  населения.

Сложная  ситуация  с занятостью населения наблюдается в сельских поселениях  Ростовской  области. В 43 районах  Ростовской  области зарегистрировано 19,5  тыс. безработных граждан,  что  составляет 35,6% от численности зарегистрированных безработных. Напряженность на рынке труда сельских районов  составила  2,8 безработных на 1 заявленную вакансию. В конце  2013  года  в 8 сельских поселениях Ростовской  области  в  службе  занятости  отсутствуют заявки от работодателей  на  вакантные рабочие места. В данных населенных пунктах  проживают   около  2,4 тыс. безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости,  что составляет  17% от численности  всех зарегистрированных  безработных. —Информация  предоставлена  ГКУ РО «Центр занятости населения Ростовской  области»: о ситуации  на рынке  труда Ростовской  области  за  2012-2013 годы.

Среди   муниципальных  районов и городских округов  Ростовской области  самый   высокий   уровень  регистрируемой безработицы отмечен в Морозовском  районе, Белокалитвинском районе, в Багаевском, Ремонтненском районах. Наименьший уровень безработицы отмечен в г. Новочеркасске, г. Волгодонске,  и других  муниципальных районах.

На  территории  Ростовской   области  трудится 5,83  тыс. иностранных работников, или 0,6% от занятых в экономике региона, которые  не  оказывает  существенного влияния  на областной рынок труда. Иностранная рабочая сила привлекается в основном для работы в строительстве -27,6% от выданных разрешений, сельском хозяйстве -23,0%  обрабатывающих производствах и торговле до 10%. Наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы являются Узбекистан,  Таджикистан, Армения  и Украина,  а  также  Китай  и Корея —По данным  УФМС России  по Ростовской  области за период 2012-2013 год..

2.2. Анализ  состояния рынка труда  и занятости  в Ростовской области

При воздействии позитивных процессов, наблюдающихся в экономике Ростовской  области, ситуация в сфере занятости населения после  спада  в  2008-2010 годы  в  2013 году стала улучшаться. Численность  работников, находящихся под угрозой увольнения, снизилась с 8,5 тыс. чел. на начало 2013  года до 6,4 тыс. чел. на конец 2013  года. Некоторое  увеличение  в  конце года  численности работников, предупрежденных о предстоящем высвобождении, обусловлено реорганизационными  процессами  в  пищевой промышленности Ростовской области. В начале 2014 года,  после  десяти лет  производственной деятельности  в г. Ростове-на-Дону,  турецкая  пивоваренная  компанияEfes Rus,  прекращает  свою  деятельность.  Производственные  мощности  будут  перераспределены  в другие  регионы  России.

В  таблице 2.2.  указанные  данные   о количестве  зарегистрированных  вакансии  за период  в 2011-2013 годы.

Таблица 2.2.

Количество  вакансий  находящихся  в службе занятости Ростовской области  2011-2013гг. —Государственное казенное  учреждение Ростовской  области «Центр занятости населения по Ростовской  области».  Официальный  информационный  портал   службы занятости населения по Ростовской области.www.Czn.rostov.ru.

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

Количество вакансий (тыс.)

9,8

10,5

17,4

Больше всего вакансий для трудоустройства на постоянное место работы  поступило  в  течение  рассматриваемого  периода  от  предприятий  и  организаций  обрабатывающих  производств - 21,5% от всех поступивших вакансий для трудоустройства на постоянное место работы, строительства -15,3%, сельского хозяйства -13,2%, торговли -11,9%.

Уровень средней заработной платы по большинству наиболее востребованных на рынке труда профессий, заявленных в службу занятости  населения,  в  течение 2012-2013 года увеличился,  и  составил  в конце 2013 года – 23482 руб. Незначительный рост отмечен по строительным профессиям штукатура, маляра на 19,0%, каменщика, на 7,0%, изолировщика на 3,0%,  что  связано  с увеличением  объема  строительства  в Ростовской  области.

В целом доля вакансий с заработной платой выше величины прожиточного минимума увеличилась  с 55,1% до 63,5%, при  этом   доля   вакансий с заработной платой  выше  средней  величины  по Ростовской  области увеличилась   с 15,8% до 29,6%.

 В течение 2012-2013  годов   Ростовской областной службой занятости населения осуществлялись мероприятия активной политики занятости в рамках двух программ:

• ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ростовской области», утвержденной  приказом управления УГСЗН Ростовской области от 25.09.2013 —Постановление Правительства Ростовской области №586 от 25.09.2013г. «Об утверждении  государственной  Программы  Содействие  занятости  населения».;

• областной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ростовской области, в 2012 году», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области в 2011году —Постановление Администрации Ростовской  области  №340 от 07.12.2011. «О мерах  по снижению напряженности  на рынке  труда Ростовской области в 2012 году»..

Финансовые  затраты  на  мероприятия  активной политики занятости в рамках ведомственной программы составили 115,2 млн. рублей  федерального бюджета - 99,8% от выделенных на эти цели средств. На финансирование областной целевой программы было израсходовано 258,0 млн. рублей 100,0% от выделенных средств федерального  и областного бюджетов .

Все  программные  показатели  обеих  программ выполнены в полном  объеме.

В рамках мероприятий, осуществляемых службой занятости населения  в  соответствии с  названными  программами,  в течение года:

• трудоустроено 62,5 тыс. человек.,  из них 35,8 тыс. человек  трудоустроены  на постоянные места  работы; (30,3% от всех трудоустроенных) - на постоянные рабочие места;

• приняли  участие  в мероприятиях по профессиональному обучению,  включая  квалификационное  и специализированное  обучение  более  10 тыс. человек;

• в рамках ведомственной программы участниками общественных работ стали 7,5  тыс. человек,  в  рамках  областной   целевой  программы - 7,3 тыс. человек;

• для студентов и выпускников учреждений профессионального образования организована стажировка по полученным в учебных заведениях  профессиям,  в которой  приняли участие  более  3 тыс. студентов;

• в рамках областной целевой программы субсидии на открытие собственного дела получили 1,8 тыс. человек, ими также создано более 500 дополнительных  рабочих  мест для трудоустройства безработных граждан.

Особое внимание при реализации областной целевой программы уделялось организации мероприятий в моногородах, где ее участниками в течение 2011 года стали 8,8 тыс. чел, в том числе в мероприятиях по организации общественных и временных работ - 7,3 тыс. чел., опережающего обучения - 0,7 тыс. чел., стажировки выпускников образовательных учреждений - 0,2 тыс. чел., содействия самозанятости - 0,4 тыс. чел.

В целом реализация всего комплекса мероприятий по содействию занятости  населения, проводимых  в Ростовской области, позволила в большинстве из них снизить уровень регистрируемой безработицы в 1,5 - 2 раза по сравнению с  2011-  2012 годами.

 Согласно прогнозу департамента экономического развития Ростовской  области  процессы  постепенного  восстановления экономики в 2014 году продолжатся, что должно способствовать закреплению позитивных  тенденций  в  сфере  занятости  населения.

Следовательно, негативное влияние последствий экономического кризиса на рынок труда сохранится,  под действием ежегодного наблюдаемого   сезонного   снижения спроса на рабочую силу.   В конце 2014  года  ожидается увеличение притока в службу занятости рабочей силы, в том числе занятой в других регионах на работах вахтовым методом, сельских жителей после завершения сезонных  и сельскохозяйственных  работ.

Таким  образом,  в целом  ситуация   на  рынке  труда  Ростовской  области   после  спада,  улучшилась.

2.3. Направления регулирования  рынка  труда  и занятости  в Ростовской области

В  настоящее   время   в Ростовской  области   проводятся  две  основных  и наиболее  важные   программы,  в соответствии   с  которыми   регулируется  рынок  труда  и  занятость  населения  в Ростовской  области.  К ним  относятся:

• государственная  программа Ростовской  области «Содействие занятости  населения», ответственным  исполнителем  назначен  УГСЗН Ростовской  области.

Основная  цель  программы – сохранение  стабильности  ситуации   на рынке  труда  Ростовской  области.

• государственная  программа  социально-экономического  развития  Ростовской  области  на 2013-2016 годы. —Программа  социально-экономического  развития  Ростовской области  на 2013-2016 гг. Утверждена Областным  законом №987-ЗС от 03.12.2012г.

Программа  является  основным  инструментом  реализации  Стратегии  социально-экономического развития  Ростовской  области  до 2020года.

Соответственно,  обеспечивается   объединение  усилий   по реализации  двух  основных  документов  общей   системы  регионального  направления -  Стратегии  социально-экономического  развития  Ростовской области  до 2020года,  и  среднесрочных  программ  экономического  развития  Ростовской  области.

Стратегическими целями и задачами Программы являются:

1. Повышение качества жизни населения: повышение доходов населения; сохранение и улучшение здоровья населения; улучшение демографической ситуации;  обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Повышение конкурентоспособности экономики:создание современных, высокотехнологичных, конкурентоспособных производств и модернизация существующих предприятий;инфраструктурное развитие территории (транспортно-логистическая, энергетическая инфраструктура);развитие розничной торговли и сферы услуг;повышение инвестиционной привлекательности.

Дальнейшее  развитие  рыночной экономики предполагает и развитие сферы обслуживания. К тому же потребители становятся все более требовательными  к ассортименту и качеству предоставляемых услуг.  Поэтому эксперты предполагают рост спроса на специалистов таких специфических профессий как стилисты, художники-дизайнеры, модельеры. Дальнейшее распространение компьютерных технологий и информационных систем предполагает в будущем стабильный спрос на специалистов данного профиля, что подтверждается и результатами проведенных исследований.

В числе  приоритетных  задач  развития  экономики Ростовской области  является  сохранение  имеющихся  и создание новых эффективных рабочих  мест как  на крупных предприятиях   и в организациях, так и в малом бизнесе, развитие полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства, привлечения государственных и частных инвестиций на осуществление важнейших проектов регионального развития.

Реализация указанных направлений развития экономики будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, в первую очередь, низкой квалификации, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий, обострением конкуренции за квалифицированную рабочую силу.

В то же время в предстоящие годы в Ростовской области ожидается сокращение численности экономически активного населения, что связано с негативными демографическими факторами.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в том числе резкое уменьшение выпускников общеобразовательных школ, может стать существенным ограничением для формирования необходимого кадрового потенциала и, в конечном счете, экономического роста.

Таким образом, основными задачами по развитию трудовых ресурсов и эффективности их использования в Ростовской области являются:

1) стимулирование расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, снижение миграционного оттока населения в другие регионы;

2) повышение качества профессионального образования, приведение подготовки кадров в соответствие с потребностью экономики области;

3) повышение уровня занятости трудовых ресурсов в экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное  исследование   государственного  регулирования  занятости  населения  и рынка  труда   в Ростовской  области,  позволило  сделать  вывод  о том,  что   в  современной  экономике  изменилось  отношение  к  рабочей силе и  у  предпринимателей, так  как   развитие  современного  производства и торговли  предъявляет   повышенные   требования  к  качеству  рабочей силы:  профессионализму, творческому отношению к труду, квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, высокому качеству работы. Бизнес активно включается  в профессиональную  подготовку  кадров,  авансируя  тем  самым работников  материальными  затратами  на учебу и переподготовку  кадров.  Вложение  средств  на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений  определило  политику закрепления  кадров, их стабилизации.

Соответственно  современный  рынок труда  играет   огромную  роль,   в экономике  выполняя   одновременно  несколько  важных  функций,  так  как  рынок  труда  является   важной  частью  любой  экономической  системы,  проводимой   социальной  политики  государством.  Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов.

Исследование теоретических  основ  рынка  труда  показало  что, классифицирование занятости населения в Российской Федерации  позволяет  чётко  устанавливать  экономические  и организационные  основы  государственной  политики  содействия занятости населения, включая гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Анализ  регулирования  рынка  труда  и занятости  населения  Ростовской  области  позволил  сделать  определенные  выводы,  о том  что  в  экономике Ростовской  области в 2013 году зарегистрирована  занятость на уровне  65,87 % трудовых ресурсов. Наибольшая доля занятых осуществляла трудовую деятельность в таких сферах  как:  производство – 22,5%, в образовательной деятельности – 15,3%,   на транспорте и в связи – 16,7,  в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 10,4%, - в сельском хозяйстве – 17,6%, - в оптовой и розничной торговле – 11,5%, в строительстве более 5%.

Соответственно, на рынке труда Ростовской  области наблюдалась тенденция к снижению численности трудовых ресурсов,  при  этом  уровень  занятости  трудовых  ресурсов   увеличился  на +2,42%,  что  связано,  прежде  всего,  с  миграцией  населения  в Ростовскую  область  за  последние  2011-2013гг.

 В течение 2012-2013  годов   Ростовской областной службой занятости населения осуществлялись мероприятия активной политики занятости в рамках двух программ:

• ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ростовской области», утвержденной  приказом управления УГСЗН Ростовской области от 15.09.2011;

• государственной целевой программы «Стратегия  социально-экономического  развития  Ростовской области на  период до 2020г.», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области в 2011году.

Программа является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Таким образом, обеспечивается сонаправленность усилий по реализации двух ключевых документов общей системы регионального планирования – Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и среднесрочных Программ социально-экономического развития Ростовской области.

Следовательно, негативное влияние последствий экономического кризиса на рынок труда сохранится,  под действием ежегодного наблюдаемого   сезонного   снижения спроса на рабочую силу.   В конце 2014  года  ожидается увеличение притока в службу занятости рабочей силы, в том числе занятой в других регионах на работах вахтовым методом, сельских жителей после завершения сезонных  и сельскохозяйственных  работ.

Таким  образом,  в целом  ситуация   на  рынке  труда  Ростовской  области   после  спада,  улучшилась.

В числе  приоритетных  задач  развития  экономики Ростовской области  является  сохранение  имеющихся  и создание новых эффективных рабочих  мест как  на крупных предприятиях   и в организациях, так и в малом бизнесе, развитие полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства, привлечения государственных и частных инвестиций на осуществление важнейших проектов регионального развития.

Список   источников  литературы

  1. Трудовой  кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ : в редакции  от 02.04.2014г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (с измен. и дополнениями вступившими в силу с  27.12.2012).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с измен. и дополнениями вступившими в силу с  17.07.2012).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части  вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (с измен. и доп. на 21.04.2013г.).
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. – 240 с.
  6. Федеральный  Закон Российской Федерации  №1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости  населения  в Российской Федерации» : с изменениям  и дополнениями  на 01.09.2013г.
  7. Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская. Под общ.  ред.  И. Т. Трубилина. - М.: Финансы и  статистика, 2010. - 416 с.
  8. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2010.-  263 с.
  9. Белянский В.П. Менеджмент. учебник / В.П. Белянский. – М.; Палеотип, 2012. – 765 с.
  10. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике [Текст] /И.В. Бушмарин. - М.: Общество и экономика. 2010.-215 с.
  11. Волкова О.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. - Изд. 3-е. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2010. - 526 с.
  12. Герчикова И.Н., Менеджмент. Учеб.пособ. для студентов вузов/И.Н. Герчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2012.
  13. Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации [учебник для Вузов ]/ А.З. Дадашев. - М.: Вопросы экономики, 2012. -270 с.
  14. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда [Текст] / И.Т. Заславкий. - М.: Вопросы экономики, 2011.-118 с.
  15. Кашепов А.В. Рынок труда в российской Федерации: регулирование, прогнозы : учебное пособие / А.В. Кашепов. –М.: Экономистъ. 2010. – 193 с.
  16. Кашепов А.В. Рынок труда  в России: продбелы формирования, перспективы развития : учебное пособие / А.В. Кашепов. –М.; Общество и экономика. 2010. – 256 с.
  17. Кибанов А.Я. Экономика  и социология  труда : учебное пособие / А.Я. Кибанов. –М.; Экономистъ. 2012. – 315 с.
  18. Кейнс Д.М. Общая теория занятости : учебник / Д.М. Кейнс. –М.: Вопросы экономики. 2011. -315с.
  19. Комова Н.И. Новая  глава в ТК РФ : соблюдайте дистанцию.//  «Кадровая  служба  и управление  персоналом предприятия». 2013. - №6. С.25-36.
  20. Котляр А.В. Теоретические  проблемы занятости  остаются  актуальными : учебное пособие / А.В. Котляр. – 2011. – 229 с.
  21. Ситникова Е.Г. Сенаторова Н.В. Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел 3. Трудовой договор: постатейный комментарий. – М.: Библиотека «Российской  газеты», 2013. – 720 с.
  22. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. СПб.: Питер, 2010. – 168 с.
  23. Хорин А.Н. Стратегический анализ: Учеб. пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. М.: Эксмо, 2010.
  24. Фролова Л.Н., «Социальная  ответственность  крупных российских компаний»- [Электронный ресурс] (http:// /vestnik/2010/2013)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Механизм регулирования  рынка  труда  в  РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Функции  рынка  труда  и  занятости  населения   в  России

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Организационно-правовые  формы  занятости  населения




1. Государственное регулирование рынка труда в современных условиях, характерные признаки и проблемы рынка труда в Республике Беларусь

2. Государственное регулирование рынка труда

3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

6. Основные проблемы безработицы и регулирование занятости населения в Сосновоборском городском округе

7. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

9. Формы безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы. Рынок труда и проблема занятости в современной России

10. Государственное регулирование инновационного развития высокотехнологичных секторов экономики на примере России и ЕС