Определение условий наиболее успешных закупок у СМП



Содержание

Введение……………………………………………………….…..…………3

Глава 1. Поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере госзакупок в России и в мире………………………………….……..…….8

  1. Основные положения Контрактной системы и проблемы действующего законодательства в области регулирования поддержки малого бизнеса в сфере государственного заказа…………….……...8
  2. Обзор зарубежных и отечественных исследований участия малого бизнеса в госзаказе……………………………….………….16

Глава 2. Проблемы и перспективы политикипротекционизмав сфере государственного заказа …………………………………………………..25

  1. Существующие барьеры на пути к обеспечению эффективности закупок у СМП ……………..……………..……..…25
  2. Перспективы развития механизмов взаимодействия государства и малого бизнеса через закупки в России ……….….31

Глава 3. Анализ результатов закупок в Контрактной системе ……..…...38

  1. Методика оценки успешности закупок у субъектов малого предпринимательства в контрактной системе ……………………38
  2. Анализ результатов закупок у субъектов малого предпринимательства на примере закупок простых однородных товаров в четырёх регионах Центрального Федерального Округа………………………………………………………………...42

Заключение……………………………………………………………….…55

Библиографический список…………………………………………………58

Введение

На сегодняшний день, государственная политика в сфере закупок является одной из наиболее важных областей регулирования Правительства России. В связи с тем, что закупки осуществляются за счёт государственного бюджета, они неминуемо влияют на структуру экономики страны, поэтому Правительство уделяет особое внимание сфере государственного заказа и стремится к обеспечению эффективного расходования денежных средств.

В рамках государственного заказа, помимо прямых целей закупки, государство может обеспечивать работу механизмов, обеспечивающих достижение эффективности социально – экономической политики. Это обеспечивается за счет огромной покупательской способности государства. Одной из такихдополнительных задач выступает поддержка субъектов малого предпринимательства (далее – СМП, малый бизнес). —Кузнецова И.В. Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд: учеб.-метод. пособие по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» (базовый уровень). Модуль 1. – М.: Ин-т управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, 2010 - 196 с. Взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государства за счёт привлечения малого бизнеса к сфере государственных закупок представляет собой модель системы «обменов» — Демидова О. А., Яковлев А. А. Глава 3. Государство и бизнес: от взаимных «захватов» к моделям обменов? // В кн.: Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм / Науч. ред.: Б. В. Кузнецов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 66-75. и позволяет обеспечить взаимовыгодное сотрудничество за счёт комплексного подхода к решению задач государственной политики.

Несмотря на развитие механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере государственного заказа, существует ряд барьеров, которые затрудняют обеспечение высокого уровня эффективности закупок у данной группы поставщиков. Поэтому, можно предположить, что предоставление для СМП преференций не всегда позволяет обеспечить успешность закупок у таких поставщиков, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств в рамках политикипротекционизма. Для обеспечения эффективности работы механизмов поддержки СМП через государственный заказ, необходимо определить оптимальные способы реализации такой поддержки с учётом всех возможных препятствий и условий.

Цель работы. В связи с этим, целью данной работы выступает определение условий наиболее успешных закупок у СМП и нахождение эффективного способа реализации механизмов поддержки СМП в госзакупках с учётом полученных результатов анализа уже завершённых закупок у таких поставщиков.

Актуальность исследования.Нельзя не отметить, что механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства к исполнению государственных и муниципальных закупок не является совершенными и до сих пор подвергаются изменениям по указанию представителей власти. Новое регулирование вступившего в силу в начале 2014 года Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Контрактная система), в серьезной мере коснулось и механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках государственного заказа. А с 1 августа 2016 года планируется введение новой меры, направленной на повышение эффективности закупок у СМП, о создании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждает актуальность поиска оптимальных методов реализации политики протекционизма. —Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более того, в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в нашей стране, поддержка малого бизнеса является неотъемлемым фактором стимулирования роста потенциала России.  Именно поэтому нахождение оптимальной методики применения механизмов привлечения СМП к сфере госзакупок играет существенную роль в развитии социально-экономического потенциала государства.

К настоящему моменту проведено немало исследований практики закупок у субъектов малого предпринимательства российскими и зарубежными авторами. Эффективность таких закупок, в общем смысле, рассматривается с точки зрения снижения стоимости товаров, работ и услуг (достижения экономии), уровня конкуренции и других значимых показателей. —См.статьи: Paulo R. C. Reis, Cabral S. (2015) “Public procurement strategy: the impacts of a preference programme for small and micro businesses” //  Public Money & Management.Volume 35, Issue 2; Маковлева Е.Е. «Анализ практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016); Маслова Н.С., Еременко Н.В. (2016) «Практика закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // Журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», 43 выпуск. С.3-9.

В рамках настоящего исследования, будет проведён анализ закупок у СМП на предмет влияния условий закупки и региона, в котором проводится закупка, на стоимость такой закупки (или среднюю цену за единицу товара).

Практическая значимость исследования.

По данным экспертного анализа, объём закупок, осуществленных Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 30 Закона №44-ФЗ, в 2014 году составил 10 743 млн. рублей, а в 2015 возрос до 12 114 млн. рублей. —Маслова Н.С., Еременко Н.В. (2016) «Практика закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // Журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», 43 выпуск. С.5 Однако, по данным опроса, 51% респондентов считают, что доступ к участию в закупках для СМП в значительной мере затруднен. В рамках того же исследования, было выявлено, что в 2014 году 27% заказчиков не выполнили требование статьи 30 Закона №44-ФЗ.

Такой колоссальный объем бюджетных средств на закупки у субъектов малого предпринимательства должен быть реализован эффективно, однако ни для заказчиков, ни для привилегированных исполнителей ситуация на данный момент складывается не наилучшим образом.

Одним из возможных вариантов определения механизма, который обеспечит более высокую эффективность закупок у СМП, может послужить анализ результатов закупок товаров, работ и услуг в различных регионах России у привилегированных исполнителей. В процессе анализа результатов правоприменительной практики осуществления закупок в рамках контрактной системы, появляется возможность выявить случаи, когда закупки,  проводимые только среди СМП, являются  наиболее успешными. Применение предусмотренных законом механизмов поддержки СМП именно к тем областям закупок, в рамках которых при осуществлении закупок у СМП достигаются лучшие показатели, позволит существенно повысить эффективность поддержки отдельной группы поставщиков.

Гипотеза.Успешность закупок у субъектов малого предпринимательства в рамках государственного заказа зависит от условий закупки и от особенностей региона, в котором осуществляется закупка.

Методология.Сравнив определённые закупки простых однородных товаров, закупаемых у СМП и закупаемых в условиях свободной конкуренции, можно будет сделать выводы об успешности результатов реализации политикипротекционизма и определить наиболее экономически целесообразный вариант предоставления заказов малому бизнесу.

Объект и предмет исследования.Таким образом,объектом исследования выступают закупки у СМП, апредметом исследования – результаты закупок, осуществляемых у СМП в рамках заданных критериев.

Этапы исследования. Задачи, решаемые в рамках исследования:

  1. Исследовать особенностей законодательного регулирования в отношении участия субъектов малого предпринимательства в сфере государственных закупок.
  2. Рассмотреть проблематики данного вопроса в зарубежных странах на основе научных статей и исследований.
  3. Проанализировать закупки простых однородных товаров, осуществляемых у СМП и в условиях свободной конкуренции с целью сравнения их эффективности и выявления особенностей, характерных для привилегированных исполнителей госзаказа.
  4. Разработать рекомендаций по улучшению методов применения механизмов поддержки малого бизнеса в системе закупок.

Для анализа результатов работы малых предприятий в качестве исполнителей государственного заказа, будут изучены статистические данные, представленные Единой информационной системой в сфере закупок –zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Глава 1. Поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере государственных закупок в России и в мире.

  1. Основные положения Контрактной системы и проблемы действующего законодательства в области регулирования поддержки малого бизнеса в сфере государственного заказа.

Как уже было отмечено, в начале 2014 года в силу вступил Закон №44-ФЗ, пришедший на смену Федеральному закону от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ), который был направлен на системное изменение норм порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Новое регулирование коснулось различных аспектов процесса реализации государственных закупок, в том числе специфики участия субъектов малого предпринимательства. Особое регулирование участия СМП в госзакупках включает в себя наличие в Законе №44-ФЗ отдельных условий и привилегий для реализации механизмов поддержки участия малого бизнеса.

Отметим, что статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся:

При этом, данные категории СМП должны соответствовать следующим условиям:

Несмотря на то, что вопрос участия малого бизнеса в закупках регулируется статьей 7 Закона №209-ФЗ, в нём не предусмотрены условия обеспечения доступа малого бизнеса к государственным закупкам. Закон №44-ФЗ конкретизирует механизмы привлечения СМП к сфере госзакупок: разработана система преференций, установлены особые условия участия, установлен минимальный размер осуществления заказчиками закупок у СМП.

Ранее, статьей 15 Закона №94-ФЗ также был предусмотрен порядок участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках, однако в Контрактной системе добавились некоторые новые условия, направленные на расширение возможностей малого бизнеса в сфере государственного заказа. Теперь, статьей 30 Закона №44-ФЗ установлены единые правила проведения конкурентных процедур для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО), при этом закупки для этих двух категорий не могут проводиться раздельно. Но важно уточнить, что механизм поддержки СМП и СОНКО в значительной степени отличается от механизма поддержки других «льготных» категорий участников закупок, а именно:дляучреждений и предприятий уголовно - исполнительной системы и для организаций инвалидов в закупках установлена обязательная ценовая преференция.

В соответствии со статьей 30 Закона №44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объёме не менее 15% от годового объёма всех закупок, за исключением следующих:

  1. Закупок, проводимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. Услуг по предоставлению кредитов;
  3. Закупок, осуществляемых у единственного поставщика;
  4. Работ в сфере использования атомной энергии;
  5. Закупок, в которых выбор поставщика осуществляется посредством закрытых способов.  —Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, начальная (максимальная) цена закупки, объявленной для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не может превышать 20 миллионов рублей.

Весь объём закупок у субъектов малого предпринимательства, как и любые другие закупки, должны осуществляться в соответствии с разработанным планом – графиком (основанием для осуществления закупок), который представляет собой основной документ, содержащий перечень закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. —Часть 1 статьи 21 Федерального законаот 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важным нововведением закона о Контрактной системе в отношении участия субъектов малого предпринимательства является особый порядок обеспечения 15% закупок у СМП от годового объема всех закупок заказчика, в которые теперь не включаются несостоявшиеся закупки. Это позволяет исключить возможность «виртуальной поддержки малого бизнеса». —Чемерисов М. «В рамках контрактной системы количество закупок у малого бизнеса возросло почти на 60%» // Новости Департамента развития контрактной системы // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс] -http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/201407316.

Стоит также отметить, что у заказчика есть два способа привлечения СМП:

  1. Путём проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, где заказчик устанавливает возможность участия только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Однако начальная (максимальная) цена такого контракта не может превышать двадцать миллионов рублей.
  2. Путём обозначения в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику, не относящемуся к категории СМП либо СОНКО, об обязательном привлечении СМП или СОНКО в качестве субподрядчиков к исполнению контракта.

Заказчики организуют отдельные процедуры выбора поставщика только для СМП и СОНКО, в которых могут принимать участие исключительно представители двух указанных категорий исполнителей. Это ограничение прописывается заказчиками в извещении о проведении закупки, поэтому представители СМП могут легко определить в каких закупках они могут принять участие на особых условиях.

В свою очередь, субъекты малого предпринимательства в заявках на участие в конкурентных процедурах должны декларировать свою принадлежность к одной из двух вышеуказанных категорий подрядчиков (часть 3 статья 30 Закона № 44-ФЗ), и участники не обязаны представлять дополнительные документы, подтверждающие их статус. — Письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 4 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14.

Невзирая на то, что Законом №44-ФЗ не предусмотрена универсальная форма подтверждения принадлежности к СМП, и не зафиксированы инструменты проверки их соответствия, от участников не требуется подробное описание своей принадлежности к малому бизнесу. —Балтутите И.В. «Участие субъектов малого предпринимательства в Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник Волгоградского государственного университета, № 3, 2014. К документам, которые могут подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, относятся:

- формы бухгалтерской отчётности;

- сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год;

- выписка из реестра акционеров;

- список участников общества с ограниченной ответственностью.

Пункт 8 статьи 30 Закона №44-ФЗ устанавливает, что поставщикам, относящимся к категории СМП, заказчик обязан предоставить оплату закупки в течение 30 дней с момента подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ. В качестве дополнительной формы контроля, Контрактная система устанавливает порядок предоставления заказчиком отчётности об исполнении контрактов у СМП в соответствии с формой, закреплённой в Постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 №238. Это позволяет дисциплинировать заказчиков и структурировать результаты закупочных процедур.

Исполнение заказчиком обязательства предоставления закупок для СМП обеспечивается ещё одним условием: за неисполнение данной нормы должностное лицо несёт персональную административную ответственность (пункт 11 статьи 7.30 КоАП РФ). Если заказчик в течение года не осуществил установленный нормой законодательства Российской Федерации о контрактной системе необходимый объём закупок товаров, работ, услуг у СМП, на должностное лицо налагается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. —Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вид санкций призван ограничить возможность того, что заказчик несерьезно отнесется к исполнению нормы об обязательном предоставлении закупок отдельным видам поставщиков. —Чекмарев О.П. «Маркетинг госзакупок: конкурентоспособность малого предпринимательства» // Известия Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета. -  СПб.: СПбГАУ, №35, 2014, с.144-149.

Законом №44-ФЗ также установлен максимальный размер обеспечения заявок на участие в конкурентных процедурах выбора поставщика, и он не должен превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта. Это является дополнительным стимулом для участия малого бизнеса в конкурентных процедурах выбора поставщика для обеспечения государственного заказа. Стоит заметить, что для субъектов малого предпринимательства, основной проблемой которых выступают ограниченные финансовые возможности, крайне важна законодательно установленная гарантия невысокой цены обеспечения заявки.

Однако, не смотря на разработку нового подхода к обеспечению доступа СМП к сфере государственного заказа в Законе №44-ФЗ, представители малого бизнеса всё ещё испытывает трудности в процессе осуществления закупок. В связи с наличием ряда барьеров, которые затрудняют эффективное участие СМП в процедурах выбора поставщика, субъекты малого предпринимательства считают нецелесообразным затрачивать силы и финансовые средства на участие в государственных закупках. Для представителей малого бизнеса, важным препятствием на пути к свободному участию в конкурентных процедурах выбора поставщика является низкий уровень квалификации в данной области. Более того, у малых фирм ограничены возможности беспрепятственного получения банковских гарантий, необходимых для участия в торгах.

В условиях меняющихся законодательных норм в отношении поддержки СМП в сфере госзакупок, заказчики также испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям и новым механизмам. Например, порядком Закона №94-ФЗ устанавливалось, что, несмотря на наличие заявок от участников, объявленная заказчиком закупка для СМП уже являлась исчерпывающим исполнением нормы об осуществлении закупок у малого бизнеса. Но теперь, в рамках  Контрактной системы, несостоявшиеся закупки у субъектов малого предпринимательства не отменяют необходимости осуществлять не менее 15% годового объёма закупок. Это обязательство создает дополнительную нагрузку на государственных заказчиков.

Возможно, именно поэтому на данный момент у участников государственных закупок нет возможности быстро достичь существенного прогресса в вопросе преодоления барьеров на пути к достижению высокого уровня эффективности взаимодействия государства и малого бизнеса в сфере госзаказа. Более того, наличие барьеров и препятствий влияет на успешность закупок у СМП. Можно предположить, что в условиях ограничения, наложенного статьей 30 Закона №44-ФЗ, число потенциальных участников конкурентных процедур в закупках, объявленных для СМП и СОНКО, будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Соответственно, это может влиять и на уровень конкуренции, и на эффективность таких закупок с точки зрения цены закупаемых товаров.

Таким образом, перед Правительством России стоит задача эффективного планирования развития контрактной системы одновременно с эффективной государственной социально – экономической и бюджетной политикой. Таким образом, одной из основополагающих проблем государства в вопросе разработки механизмов поддержки СМП посредством их привлечения к сфере государственных закупок выступает нахождение оптимального баланса между двумя важными задачами: реализация основных принципов контрактной системы и решениедополнительных задач в рамках государственных закупок. Статьей 12 Закона №44-ФЗ установлен принцип «ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок» —Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».. Однако, если закупки, проводимые у СМП малоэффективны, либо вообще не эффективны, то вышеуказанный принцип не может быть реализован в полной мере. Именно поэтому возникает необходимость нахождения наиболее действенных механизмов привлечения малого бизнеса к закупкам посредством определения наиболее благоприятной области товаров, работ и услуг для привлечения малого бизнеса.В ином случае, слабая взаимосвязь планирования социально-экономического развития на различных уровнях власти, бюджетного процесса и процесса планирования госзакупок приведёт к системным несоответствиям в реализации государственных контрактов и неэффективности бюджетных затрат.

  1. Обзор зарубежных и отечественных исследований участия малого бизнеса в госзаказе.

Относительно теоретических основ важности поддержки малого бизнеса, обратимся к статье Метелева И.С. «Организационно-экономические особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа» делает акцент на важности взаимодействия малого бизнеса и государства в рамках привлечения СМП к государственным закупкам. Автор считает, что «государственные закупки у малого предпринимательства являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально – экономического развития регионов и местных органов власти РФ». —Метелев И.С. «Организационно-экономические особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа» // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 3. С. 80–85. В этом случае нельзя не согласиться с автором, так как именно государство за счёт своей огромной покупательской способности может предоставить СМП возможность осуществлять госзаказы и способствовать наиболее эффективному развитию малых предприятий, которые в большей степени сконцентрированы в регионах и муниципалитетах.

Другой автор, Галкин В.Ю., также утверждает, что государственные закупки, которые проводятся среди малого бизнеса, представляют собой дополнительный источник материального обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Автор объясняет, что «малый бизнес, располагая различными экономическими ресурсами, осуществляет их эффективное использование, выбирает сферу их применения, прежде всего для получения максимальной прибыли». —Галкин В.Ю. Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. №2 (92). – [Электронный ресурс] – (http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizma-provedeniya-torgov-v-sisteme-gosudarstvennyh-zakupok-dlya-malyh-predpriyatiy (дата обращения: 28.03.2016). Именно таким образом малые предприятия исполняют функции, обеспечивающие развитие экономики всего государства за счёт реализации решения следующих задач: создание новых рабочих мест, поддержка занятости населения, снижение социальной напряженности и т.д.

Особое внимание вопросу взаимодействия государства и бизнеса через закупки в своих работах уделяет Ким Лоадер. Именно она провела целый ряд исследований в поисках оптимального решения проблем участия средних и малых предприятий в госзакупках в Великобритании. Анализируя опыт участия 109 малых фирм в государственных закупках в рамках региона Великобритании Теессайде, Ким Лоадер обнаружила, что, несмотря на предоставление преференций государственными заказчиками малым предприятиям, последние всё равно испытывали трудности, не свойственные крупным предприятиям, что неминуемо снижало конкурентоспособность малого бизнеса. —Loader K. (2011) “Are public sector procurement models and practices hindering small and medium suppliers?” // Public Money & Management, volume 31, Issue 4.(p.287-294). В ходе своего исследования, автор также провела опрос, применив метод анализа частотных характеристик, связанный с восприятием СМП определённых барьеров в процессе участия в государственных закупках. Таким образом, выяснилось, что наиболее популярные опасения связаны с недостаточной уверенностью в своих возможностях (78% опрошенных), с трудностями попадания в список одобренных поставщиков (77%), с недостатком знаний о закупочном процессе (64%) и со сложностью закупочного процесса (64%). Около половины из 109 респондентов считают серьёзными препятствиями для участия в конкурентных процедурах: чрезмерные нормативные требования (56%), недостаточность пред тендерных консультаций (53%) и несоразмерные объёмы закупок с возможностями СМП (46%). Очевидно, что малый бизнес нуждается не столько в возможности участвовать в госзакупках, сколько именно в поддержке и обеспечении более простого доступа к конкурентным процедурам, гарантии прав и особых условий участия.

Правительство России предприняло попытку решения данной проблемы путём разграничения закупок, осуществляемых в условиях свободной конкуренции и закупок, проводимых исключительно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Более того, российское законодательство в сфере государственных закупок устанавливает возможность участия СМП в качестве субподрядчиков (соисполнителей). В этом случае представители малого бизнеса также избегают необходимости конкурировать с крупными фирмами. Стоить заметить, что государственные заказчики относятся к данному обязательству несколько критически. В рамках подготовки Национального доклада 2014 года в России, экспертами был проведён опрос государственных заказчиков на предмет их оценки обоснованности и выполнимости требования привлечения СМП и СОНКО в качестве соисполнителей. Результаты оказались следующими: менее половины респондентов, лишь 38,4%, полностью поддерживают такое решение Правительства. 21,3% опрошенных совершенно не видят перспектив развития такого механизма привлечения СМП, и 18,7% заказчиков придерживались относительно нейтрального мнения, посчитав меру обоснованной, но не выполнимой. —Белогурова Е.Б., Головшинский К.И., Еременко Н.В. «Оценка практики закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций» // Госзаказ: планирование, обеспечение, размещение, 41 выпуск.

В одной из последних статей, Ким Лоадер продемонстрировала результаты обширного анализа данных и информации на тему эффективного взаимодействия государства и бизнеса в рамках госзаказа.В процессе литературного обзора, автор приходит к выводу, что практически все предыдущие исследования находились под влиянием двух направлений: дискуссии и эмпирические данные о барьерах, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при участии в госзакупках и разработка предложений по решению данной проблемы. —Loader K. (2013) “Is public procurement a successful small business support policy?” A review of the evidence // Environment and Planning C: Government and Policy 31(1): 39–55 То есть основной массив данных сосредоточен на мотивации субъектов малого и среднего предпринимательства в участии в закупках. Лишь немногие авторы обращали свой исследовательский интерес к вопросу анализа практики осуществления политики привлечения СМП к закупкам с точки зрения государственных заказчиков. Отзывчивость государственных заказчиков оказывает сильнейшее влияние как на заинтересованность в участии в госзакупках субъектов малого предпринимательства, так и на реализацию политикипротекционизма в целом. —Flynn A., Davis P. “The policy-practice divide and SME-friendly public procurement“// Environment and Planning C: Government and Policy December 17, 2015. Более того, известно, что представители малого и среднего бизнеса серьёзно заинтересованы в участии в госзакупках, и признают наличие больших возможностей в данной сфере (BovisC., 1996;LoaderK., 2005). Поэтому, не трудно предположить, что в связи с устремлённостью малых предприятий участвовать в государственных закупках, дальнейшие исследования должны быть ориентированы не только на стимулирование СМП, но и на анализ результатов закупок у СМП с целью оценки эффективности проводимой политики и разработки новых, экономически оптимальных политических решений.

Для наиболее эффективной реализации политики стимулирования участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках, необходимо проводить анализ механизмов применения законодательно установленных преференций для малого бизнеса. Всесторонний анализ практики закупок у привилегированных групп участников госзакупок позволит определить наиболее успешные методы применения инструментов поддержки и достичь максимальной эффективности таких закупок.

Например, Антони Флинн и Пол Дэвис провели исследование в Ирландии, обозначив своей целью собрать данные о промежуточных результатах реализации политики сотрудничества государства с малым и средним бизнесом (далее – МСП) через закупки. Главной задачей авторов было нахождение разницы между задекларированной политикой внедрения мер и практической реализацией внедрения этих мер на базе опроса участников государственных закупок. Исследование проводилось в рамках программы ирландского Правительства под названием «Обеспечение доступа МСП к государственным контрактам» 2010 года. Кейс-анализ был основан на результатах опроса 3010 субъектов малого и среднего предпринимательства в Ирландии в 2013 году. Критерии оценки промежуточных результатов проведения программы были выбраны следующие: осведомлённость МСП о программе, оценка степени исполнения заказчиками обязательства разделения контрактов на лоты, гибкий подход заказчиков в отношении выбора типа банковских гарантий, учёт пропорциональности квалификационного критерия, а также поощрение заказчиками случаев формирования субъектами малого и среднего предпринимательства консорциумов.

Результаты показали, что в рамках каждого из заданных критериев большинство респондентов считают политику не реализованной на практике либо не уверены, что она была реализована. А именно: только 22% опрошенных согласны с тем, что государственные заказчики поощряли организацию консорциумов со стороны участников; 25% представителей малого и среднего бизнеса согласны с тем, что государственные заказчики проявляли гибкость в вопросе выбора типа банковских гарантий. Более высокие результаты были отмечены по двум другим критериям: 27% респондентов согласны с тем, что государственные заказчики прилагали усилия, чтобы разделить крупные контракты на лоты, и 39% уверены в использовании соответствующих и соразмерных квалификационных требований. Стоит отметить, что 77% участников опроса не были осведомлены о проведении государственной программы, что, скорее всего, значительно повлияло на уровень участия субъектов малого и среднего предпринимательства и, соответственно, на их отношение к реализации политики. В основном, участие представителей МСП в программе зависело от наличия у поставщиков опыта участия в тендерах и размера предприятия, и совсем не коррелировало с возрастом предприятия.

В рамках нашего исследования, большой интерес представляет статья Пауло Рейс и Сандро Кэбрал «Public procurement strategy:theimpactsofapreferenceprogrammeforsmallandmicro businesses». —Paulo R. C. Reis, Cabral S. (2015) “Public procurement strategy: the impacts of a preference programme for small and micro businesses” //  Public Money & Management, 35:2, 103-110, DOI: 10.1080/09540962.2015.1007704. В ней авторами была проведена оценка влияния программы, направленной на п