Процесс создания мультимедийного веб-проекта на примере туристической платформы «Записки об усадьбах»



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

С появлением и глобальным распространением «новых медиа» меняются принципы производства и восприятия информации. Интернет-проекты сегодня распространены не только в сфере средств массовой информации, но и в сфере культуры, образования, развлечений и др. Популярность веб-ресурсов объясняется все время растущим числом пользователей интернета, с одной стороны. По данным ВЦИОМ, «в России две трети граждан (70%) пользуются Интернетом.  При этом число ежедневных пользователей неуклонно растет, достигнув на настоящий момент 53% (с 5% в 2006 г.)» —Пресс-выпуск № 3084. Режим доступа:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1156573.05.2016..С другой стороны, современные интренет-технологии позволяют наиболее удобно для пользователя, с визуальной точки зрения и с точки зрения удобства использования информации, размещать контент. Новейшие форматы в сфере интернет-медиа, такие как интерактивные карты, интерактивное видео, лонгриды,web-documentary, интернет-порталы и платформы с пользовательским контентом и т.д. позволяют веб-проектам быть востребованными и выполнять множество функций: от образовательной до рекламной. В то же время, не смотря на то, что интернет-технологии уже насчитывают свою, хоть и непродолжительную историю с определенными вехами развития, в России «новые медиа» стали распространяться относительно недавно. В данной связи существует не так много теоретических работ, посвященных теме мультимедийных веб-проектов. Многие из типов интернет-проектов, такие как, напримерweb-documentary или интерактивные мультимедиа проекты, пока что мало изучены. С одной стороны это порождает определенные проблемы в поиске обширной теоретической базы для работы, с другой стороны обуславливает ее актуальность.

Данная работа является теоретической запиской к проекту в формате мультимедийной веб-платформы «Записки об усадьбах». Практическая часть заключается непосредственно в создании проекта данного формата.Целью теоретической части является изучение особенностей производства мультимедийных веб-проектов.

В соответствии с поставленной целью выделены следующиезадачи:

  1. Проанализировать подходы к определению «новых медиа»
  2. Выявить основные особенности мультимедийных веб-проектов
  3. Рассмотреть различные виды мультимедийных веб-проектов и их отличительные свойства
  4. Изучить процесс подготовки мультимедийных веб-проектов: особенности производства и основные этапы
  5. Описать собственный опыт создания студенческого мультимедийного веб-проекта «Записки об усадьбах»

Объектом исследования является мультимедийный веб-проект

Предметом– особенности производства мультимедийных проектов

Актуальность исследования объясняется тем, что формат интерактивных медиа и мультимедийных проектов только обретает свою популярность, первый веб-документальный проект, например, был запущен новостным агентством МИА «РИА новости» в 2013 году. Это проект «Шестнадцать минус», посвященный теме раннего материнства в России. С тех пор при активном участии «РИА Новости» формат стал обретать популярность. Также последние 2-3 года растет популярность такого формата как лонгрид. Кроме того, в связи с тем, что формат является относительно новым явлением для научной среды, сегодня практически отсутствуют исследования темы производства таких проектов, продюсирования мультимедиапродуктов.

В первой главе проанализированы основные определения «новых медиа», далее рассмотрены особенности мультимедийных веб-проектов как частного случая «новых медиа». Отдельно изучены разные виды мультимедийных проектов, в частностиweb-documentary и лонгрид.

Вторая глава описывает процесс производства мультимедийных веб-продуктов. Здесь выявлены важные особенности такого рода проектов, влияющие на процесс производства, как интерактивность и гипертекстуальность. Подготовка мультимедийных веб-проектов разделена на несколько основных этапов, в которых выделены подэтапы. Таким образом, подробно описан процесс создания проекта. Кроме того, отдельно проанализированы технические средства создания мультимедийных веб-проектов.

Глава 1. особенности мультимедийных веб-проектов

1.1 Феномен новых медиа.

Непрерывный технологический прогресс оказывает существенное влияние на развитие способов передачи информации и коммуникации. Медиа находятся в процессе постоянной модернизации, напрямую зависящей от технологий. В свое время возникновение печатного станка привело к массовому тиражированию и обретению популярности такого медиа как газета, сегодня интернет позволяет сми не зависеть от географического положения, и даже участвовать пользователю в создании сообщения. Компьютеризация и распространение интернета привело в существенным изменениям в восприятии информации и ее производстве. Безусловно, интеренет сегодня не считается новейшей технологией и в его развитии уже можно проследить свою историю: от создания экспериментальной компьютерной сети, соединяющей несколько университетов, до возникновения Web 2.0, позволяющей пользователям по всему миру создавать свой контент в интернете. И это, конечно, далеко не завершившийся процесс.

Появление технологий, впервые позволивших людям по всему миру обмениваться информацией практически без ограничений, привело к первым попыткам проанализировать те изменения в мире, которые эти технологии повлекли за собой. Теоретические осмысления данных изменений вылились в частности в термин “новые медиа”, сегодня уже по-разному трактуемый и даже оспариваемый. По мнению Льва Мановича, “сегодня мы живем в разгар новой медиа революции - происходит сдвиг всей нашей культуры к компьютерно-опосредованной форме производства, распространения и восприятия» —Manovich Lev, The Language of new media.http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf 12.02.2016.. В целом возникновение «новых медиа» Лев Манович связывает непосредственно с процессом компьютеризации, начавшимся в середине XX века. Он считает, что ключевым сдвигом в развитии медиа стал «перевод всех существующих средств массовой информации в числовой вид, доступный для обработки компьютером. В результате появились новые медиа: графика, motion pictures,  звуки, тексты, природа которых существует в числовом виде, по сути новые медиа – это набор компьютерных данных» —Тамже. 12.02.2016. Таким образом, определяющим отличием «новых медиа» Лев Манович называет их компьютерную, цифровую природу. Получается, что по сути к «новым медиа» можно причислить и оцифрованную книгу, и любое графическое изображение, созданное или обработанное на компьютере. Чтобы более подробно охарактеризовать отличительные особенности «новых медиа» Лев Манович в своей работе «The language of new media» выделяет основные принципы «новых медиа»:

«1.Дигитализация – численная природа. Все новые медиа, созданы ли они с нуля на компьютере, или преобразованы из аналоговых источников – состоят из цифрового кода.

2.Модульность – фрактальная природа «новых медиа». Будь то изображения, звуки, формы, или поведения, они имеют дискретную структуру (пиксели, многоугольники, символы, сценарии).

3.Автоматизация. Численное кодирование медиа и модульная структура позволяют автоматизировать многие операции, связанные с созданием медиа, их использованием и доступом.

4.Изменчивость. «Новые медиа» - не нечто застывшее раз и навсегда, но может существовать в виде разных версий.

5.Транскодирование. «Новые медиа» состоят из двух различных слоев: культурный слой (история, сюжет, рассказ) и компьютерный слой (функции и переменные, процессы и пакеты данных)» —Manovich Lev, The Language of new media.Режим доступа:http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf 12.02.2016..

Автор подходит к определению «новых медиа» с точки зрения технической природы их существования. Получается, что цифровой код определяет сущность «новых медиа» и обуславливает набор специфических присущих им характеристик. Данную точку зрения разделяет и А.А. Деникин: «В век цифровых технологий, «новые медиа» – уже не медиа в традиционном понимании. «Новые медиа» – это программные продукты с возможностью «обратной связи», с алгоритмами взаимодействия с пользователями, с трансформируемыми структурами и интерфейсами. «Новые медиа» – уже не столько средства передачи информации, сколько индивидуальные («подстраивающиеся» под интересы пользователя) программируемые актанты, совместно с пользователями участвующие в процессах генерации и циркуляции информации» —Деникин А.А. О некоторых особенностях новых медиа. Режим доступа:http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2013-2-3-7-8/yazyki/3642.html 26.03.2016..

Группа английских ученых, исследователей и теоретиков в области средств коммуникации Мариин Листер, Джон Довэй, Сет Гиддингс, Кьеран Келли и Лайан Грант (MartinLister,JonDovey,SethGiddings,KieranKelly,LainGrant), посвятившие монографию изучению особенностей «новых медиа» и их использования в условиях глобализации отмечают, что «новые медиа отсылают к широкому спектру изменений в медиапроизводстве, распространении и использовании. Это технологические, текстовые и культурные изменения. Ключевыми характеристиками новых медиа является их цифровая, сетевая и виртуальная природа, интерактивность и гипертекстуальность» —Lister Martin, Dovey Jon, Giddings Seths, Grant Iain, Kelly Kieran. New media: a critical introduction.Режимдоступа:https://is.muni.cz/el/1423/podzim2013/SAN236/um/Lister_a_spol_New_Media_A_Critical_Introducion.pdf. 5.08.2015.. Ученые обращают внимание на конкретные свойства медиа, а не только на отличающую «новые медиа» цифровую природу. Конечно интерактивность и гипертекстуальность обусловлены цифровой природой «новых медиа», но зачастую именно они становятся теми ключевыми пунктами, по которым мы отличаем новые медиа от традиционных. С развитием интернет-технологий стали широко применяться интерактивные возможности «новых медиа». С распространениемWeb 2.0, практически любой сайт стал внедрять возможности обратной связи для пользователей и коммуникации между ними – начиная от сервисов с минимальной степенью интерактивности (например, с возможностью выбирать часть контента, пролистывать или оставлять небольшой комментарий), и заканчивая веб-проектами, где пользователи общаются между собой, выкладывают свой контент или даже сами изменяют историю, влияя на ход сценария.

Появление «новых медиа» существенно влияет на восприятия медиа (меняется роль потребителя), и соответственно на медиапроизводство (у авторов появляются новые ориентиры при создании медиапродукта). Так, например, Генри Дженкинс считает, что «конвергенция медиа заставляет медиакомпании пересмотреть старые представления о медиапотреблении. Если раньше при принятии маркетинговых решений потребителя видели как пассивного, то с появлением «новых медиа», он становится активным пользователем. Если прежний потребитель оставался там, где медиа диктовали ему оставаться, то современные пользователи мигрируют и всегда сами показывают снижение лояльности к конкретному медиа. Если раньше потребителей видели как изолированных индивидуалистов, то сейчас пользователи рассматриваются как социально активные и коммуницирующие друг с другом» —Jenkins Henry «Convergence Culture. Where old and new media collide».Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2016/03/15/1127638366/Henry%20Jenkins%20Convergence%20culture%20where%20old%20and%20new%20media%20collide%20%202006.pdf 6.02.2016..

Таким образом, с приходом «новых медиа» существенно меняется роль потребителя, он превращается из пассивного читателя-слушателя в пользователя, и вместо пассивного восприятия информации, участвует в ее создании. Такой подход Генри Дженкинса разделяют и другие исследователи. Культуролог Е.Г. Лапина-Кратасюк так объясняет понятие «новых медиа»: «В самом общем случае новые медиа определяются через три основные категории: цифровой код, интерактивность и интеграцию. Причем цифровой код здесь является ключевой категорией, поскольку именно он обеспечивает последующие две. Интеграция происходит на всех уровнях: на уровне менеджмента, контента и потребления. Интерактивность связана с тем, что пользователь может очень активно вмешиваться в содержание и фактически становится полноправным его создателем» —Лапина-Кратосюк Е.Г. Особености новых медиа. Режим доступа:http://postnauka.ru/video/38005 2.04.2016. При этом важно отметить, что сейчас эти характеристики уже нельзя назвать новыми в прямом смысле этого слова и термин «новые медиа» скорее понимают как устойчивое выражение, закрепившееся за группой медиапродуктов, обладающих вышеуказанными особенностями.

1.2. Мультимедийные веб-проекты.

В целом интрнет-медиа отличает мультимедийность (практически каждый сайт сегодня предлагает разного типа контент – текст, видео, аудио, фото или анимацию и т.д.), интерактивность, а также гипертекстуальность.

Термин «мультимедиа» обычно используется для обозначения контента, содержащего в себе разные выразительные средства – изображения, звук и т.д.«Мультимедиа – это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.» —Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 9. Практически все интернет-ресурсы сегодня являются мультимедийными и дают возможность пользователю выбрать тот формат контента, который ему наиболее комфортен и интересен, а сочетая их вместе, создают эффект полного погружения в тему, раскрывая ее более красочными, разнообразными средствами. Степень мультимедийности в основном зависит от типа интернет-проекта, или же от раскрываемой темы. Например, бывает, что энциклопедические статьи в основном представляют информацию в текстовом виде, часто разбавляя ее фотографиями, инфографикой, документальным или обучающим видео, и дают на выбор пользователю возможность прослушать аудио. Развлекательные порталы, напротив, будут содержать текст в меньшем количестве, и делать упор на видео, анимацию или фото. Но в любом случае, современные медиа пришли к тому, что пользователь сегодня не всегда будет изучать долгий текст, смотреть долгое видео – то есть не всегда будет склонен долго воспринимать одно медиа средство -  интернет-ресурсы стараются быть как можно более мультимедийными. «Новая логика взаимодействия между производителем и потребителем контента основывается на приоритете интересов потребителя как основной движущей силы конвергенции” —Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий. Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-35.pdf 4.04.2016..  Тем не менее, не смотря на то, что мультимедиа проекты для интернет-среды по сути представляют собой цифровой код и подчинены интересам потребителя, исследователь мультимедиа культуры О.В.Шлыкова считает, что “мультимедиа – это форма художественного творчества новыми средствами. Мультимедиа – это новая форма,которая выступает не столько продуктом«технологической революции»,сколько цифровым воплощением идей,которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий” —Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 24..Получается, что как бы интернет-русурс не ориентировался на потребности пользователя, в какой то степени он носит авторский уникальный взгляд на мир и является воплощением его творческих способностей. То есть «новые медиа» нельзя приравнивать исключительно к числовому коду, все же, каждое мультимедийное средство будет воплощением художественного творчества автора. Во многом это художественное творчество заключается и в грамотном сочетании разных медийных средств в одном мультимедийном проекте.

Интересы потребителя сегодня определяются не только желанием видеть разнообразный контент, но и желанием участвовать в процессе медиапроизводства, общаться с другими пользователями, делиться информацией, настраивать медиа-ресурс под собственные запросы. Другими словами, “новые медиа” обеспечивают также интерактивность для современного пользователя. «Взаимодействие с читателем как с заинтере- сованным потребителем информации породила многочисленные формы обратной связи – начиная от традиционной электронной почты и заканчивая комментированием новостных статей и обсуждением их на форуме” —Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий. Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-35.pdf 4.04.2016.. В основе современных интрнет-медиа интерактивность занимает ключевую роль в устройстве контента. «В самом общем смысле интерактивность представляет собой то свойство новых СМИ, которое позволяет аудитории самостоятельно делать выбор в пользу того или иного контента (той или иной программы) или отказа от него» —Засурский И.Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования.М.: Издательсво МГУ, 2007. С. 150..Помимо того, что она в принципе присуща “новым медиа”, и существует почти на любом сайте, крупные медийные кампании (например, маркетинг или продвижение) зачастую рассматривают взаимодействие с пользователем как основной момент в продвижении контента. Пассивное продвижение, без участия пользователя, сегодня воспринимается менее активно и интересно. “Все проекты, которые условно и безусловно можно отнести к Веб 2.0, функционируют силами всего сообщества пользователей, а не какой-то определенной группы нанятых работников. Сервисы, создаваемые в рамках этой модели, направлены на достижение коммуникативного равноправия между создателем продукта и его потребителем. Наличие таких сервисов на сетевых информационных ресурсах продиктовано стремлением, с одной стороны, расширить круг потенциальной аудитории за счет расширения коммуникативных среды, и, с другой̆ стороны, облегчить доступ читателей̆ к оригинальным газетным материалам” —Засурский И.Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования.М.: Издательсво МГУ, 2007. С. 150.. Различные жанры и форматы внедряют интерактивные элементы для привлечения, удержания пользователя, а также для анализа аудитории, например новостные агенства сегодня активно используют пользовательский контент и функцию добавления пользователями материала на сайт агентства. Многие форматы в принципе основаны на интерактивных элементах – блоги, компьютерные игры, интерактивные веб-документари и т.д.

Третьим важнейшим свойством мультимедийных интернет-проектов, а также «новых медиа» в целом, является гипертекстуальность.«Ведущей характеристикой любых интернет-СМИ является гипертекстуальность, с помощью которой можно расширить не только объемы информации, но и ее содержание» —Базарова А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. Конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.  С. 151.. Исследователь мультимедиа А.И. Каптерев так раскрывает это свойство «новых медиа»: «Гипертекст можно определить как нелинейный текст, который ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в нем информацию, в последовательности, которую читатель сам выбирает. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществиться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи» —Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Издательство ИПО Профиздат, 2002. С.24..

1.3. Виды (форматы) мультимедийных веб-проектов

Современные интернет-технологии, благодаря вышеперечисленным особенностям, позволяют создавать самые разнообразные проекты, посвященные различным темам и сферам общества – от образовательных до развлекательных. Сегодня существует огромное множество проектов, различных по своим форматам, но относящимся к мультимедиа в интрнет-среде: это лонгриды, веб-документари, интерактивные документальные проекты, интерактивные карты, образовательные порталы, различные сервисы для коммуникации и общения, игры и т.д.

Одними из наиболее популярных мультимедийных форматов в сфере журналистики являются лонгрид и веб-документари. Лонгриды представляют собой объемные материалы, посвященные одной определенной теме. Достаточно большой текст в формате лонгрида может быть разбит фотографиями, картинками, инфографикой, видео или другими средствами.«Тексты этого жанра следует отнести к группе аналитических жанров. Близким к лонгриду является жанр аналитической статьи: их объединяет глубокое проникновение в тему, представление в материале разных точек зрения и достижение читателем нового понимания предмета после прочтения текста. Однако, лонгрид предусматривает более наглядную подачу материала за счет использования примеров и репортажных вставок, которые не только облегчают восприятие, но и обогащают его» —Колесничеко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1691 18.04.2016..  Таким образом, популярность лонгридов объясняется во многом большим количеством информативных данных, упакованных в красивую картинку, что делает эти данные доступными и понятными для пользователей. «Мультимедийные лонгриды или сноуфоллы отличает подача материала: обилие интерактивных элементов (инфографика, слайдшоу, видео, аудиоряд), современный дизайн. Тонны информации красиво визуально упакованы» —Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как новые вершины журнализма? Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf 10.04.2016..

В качестве примера российского лонгрида можно привестипроект издательского дома «КоммерсантЪ» «Земля отчуждения», посвященный Чернобылю и его окрестностям после аварии. Проект представляет собой мультимедийную статью, текст которой разбит различными медиа-вставками – можно ознакомиться с картой, посмотреть фотогалерею, просмотреть видео, интервью, изучить картинки, инфографику и все это дополнено грамотно подобранным аудио (в данном случае мы слышим счетчик Гейгера). Все медиа в данном случае воздействуют вместе и одновременно, создавая общую атмосферу и сильные впечатления. При этом, важно то, что вызываемые при помощи мультимедийных средств эмоции и чувства, не мешают восприятию аналитической части, а лишь облегчают ознакомление с ней. Информация воспринимается в целом, формируются образы. Некоторая фактическая информация выделяется из текста и помещается отдельно вместе с изображениями (См.рисунок 1).

Рисунок 1. Выделение фактологической информации в лонгриде «Земля отчуждения»

Анализируя проект, нельзя не отметить важность удобной для пользователя разбивки текста и верстки, приятный не отвлекающий фон и ненавязчивую мультимедийность. Необычный эффект, а данном, как и в некоторых других, лонгридах достигается за счет параллаксной верстки – разные элементы проекта движутся, пролистываются с разной скоростью. Параллаксная верстка позволяет усилить впечатление от фотографии, текста, видео, и углубить переживания в целом.

Можно сказать, что лонгрид, хотя представляет собой аналитический материал, не сильно утруждает пользователя, не заставляет его лишний раз кликать машью, открывать и закрывать окна – разные части контента приходят одна за другой просто при пролистывании вниз, при этом видео в основном начинает загружаться само, как и аудио – что добавляет эффекта движения и удерживает внимание пользователя. В целом, не смотря на, зачастую документальный, серьезный аналитический характер лонгридов, можно с уверенностью сказать, что эта технология ориентируется во многом на цепляющую визуальную составляющую – в едином стиле истории подобранные различные медиа средства.

Еще одним набирающим популярность в сфере журналистики форматом являетсяweb-documentary. Данным термином сегодня принято обозначать интерактивные документальные проекты, созданные для размещения в Интернет. Проектweb-documentary так же, как и лонгрид посвящен одной определенной теме, но обязательно теме документального жанра. В основеweb-documentary лежит документ или архив, то есть набор документальных данных, на основе которых может быть построена мультимедийная история. Отличие от лонгрида состоит не только в строгой документальности формата, но и во внешней упаковке.Web-documentary представляет собой конкретную историю, с одной стороны выстроенную линейно как фильм (отсюда такие проекты еще называют веб-документальным кино), но  в тоже время формат дает пользователю возможность нелинейного просмотра истории. Проект как бы состоит из нескольких мультимедийных частей, встроенных в одну историю, в нем может присутствовать и текст, и фотографии, и картинки, и инфографика, и анимация, и другие виды медиа, но ключевое место чаще всего занимает видео.Web-documentary определяется во многом необычной подачей истории, очень часто в такого рода проектах присутствует необычный интерфейс, включающий оригинальную панель меню и навигации. Обычно навигация предоставляет возможность нелинейного изучения проекта, но при этом содержит элемент, обозначающий главный линейный ход истории, например, таким элементов часто бывает таймлайн.

Так, например, в веб-документальном проекте «Грозный: 9 городов», посвященный разным обликам одного города, в качестве основного меню навигации выделена структура самого проекта – подтемы. Проект интересен своей многослойностью. Хотя структурно он выглядит достаточно не сложно – тема города раскрыта через 9 отдельных подтем, актуальных для Грозного – это темы религии, простых людей, отношений с властью, войны и т.д. Итак, интерфейс достаточно простой и понятный для пользователя, который уже на первой страницы сможет выбрать, ему интереснее изучить тему: «отправиться в путешествие» по предложенному маршруту или выбирать точки назначения самостоятельно (См. Рисунок 2).

Рисунок 2. Интерфейс проекта «Грозный: 9 городов».

Получается, важнейшими отличиямиweb-documentary от лонгридов являются основные форматные особенности. Если  лонгрид пользователь все время пролистывает вниз, то в случае сweb-documentary пользователю дается возможность большей интерактивности – сначала ему нужно выбрать способ изучения темы: самостоятельно посредством панели навигации или же, нажав кнопку, означающую «explore» - в проекте «Грозный: 9 городов» - кнопка «начать путешествие». Таким образом, пользователю дается выбор и он с самого начала активно участвует в изучении проекта. Далее, если лонгрид чаще всего преподносит информацию линейно – пользователь читает конкретную историю от начала к концу, вweb-documentary – просмотр по заранее заданному плану – это лишь опция, которую пользователь может выбрать. ОсобенностьюWeb-documentary является такая разбивка мультимедийного материала, что при нелинейном просмотре, пользователь все равно поймет идею, сценарный план и ознакомится с темой настолько же глубоко, как если бы смотрел предложенную разработчиками последовательную версию. Кроме того, отличительной чертой двух форматов является и степень интерактивности. Если в лонгриде пользователь может лишь закрыть предложенный ему элемент истории (например не смотреть видео или не пролистывать фото), а также пропускать те части темы, которые ему менее интересны, то вweb-documentary степень интерактивности только начинается с уровня возможностей выбирать тот контент, что наиболее интересен и не просматривать тот, что менее интересен и заканчивается возможностью добавлять свой собственный контент в проект или влиять на сценарий.

Среди многообразия других форматов мультимедийных веб-проектов, посвященных определенной теме, можно также отметить интерактивные карты, интерактивные видео, мультимедийные платформы, сайты и т.д.

ГЛАВА 2. Мультимедийное продюсирование. Особенности подготовки веб-проектов.

2.1. Особенности производства мультимедиа

В первую очередь особенности производства веб-проектов обусловлены теми основными свойствами, что определяют их специфику: мультимедийность, интерактивность, гипертекст. Эти особенности определяют контент, способы его размещения и продвижения.

Мультимедийность при создании веб-проекта заставляет задумываться о грамотном сочетании разных медиа в рамках одного проекта. Другими словами, важно подобрать именно те медиа средства, которые будут отражать специфику проекта и тему, и не будут загружать его лишней информацией. Например, понятно, что для новостных порталов уместнее использовать текст, фото и видео – анимация, аудио и другие медиа могут выглядеть неуместно и вызвать сомнения в авторитетности источника, хотя, безусловно, многие интернет-порталы сегодня экспериментируют с подходами к подаче новостей, что часто выглядит уместно и только привлекает новых пользователей. Другой пример - развлекательный спортивный портал вряд ли будет успешен, если на нем размещать долгие часовые видео и тексты без иллюстраций. Таким образом, исходя из темы, важно выбрать те медиа, которые будут выгодно ее освещать. В то же время, границы мультимедийности достаточно широкие и предполагают использование разнообразных средств в проекте.  В мультимедийном проекте «каждая мультимедийная составляющая дополняет и развивает общий рассказ, с другой — недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл сюжета. Мультимедийная статья должна гармонично сочетать элементы, не перегружая лишней информацией, которая подобрана исключительно для увеличения линейки элементов. Важно найти компромисс между оперативностью и симфонией всех жанров, даже с технологически сложным циклом, занимающим много времени. Именно поэтому работа команды над мультимедийной статьей должна быть четко спланирована, чтобы по возможности ее самые затратные элементы (например, сложная инфографика, интерактивное видео и пр.) были выполнены к общему дедлайну» —Лукина М.М. Интрнет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. С.270..

Что касается интерактивности и гипертекстуальности мультимедийного проекта, то эти два свойства полностью зависят от технических средств реализации проекта, его формата и конкретных интернет-технологий, которые используются в проекте. Так, например,  «технологической платформой мультимедийной статьи могут быть:  текст в виде обычной html-страницы, в который инкорпорированы мультимедийные элементы;  сложная инфографика, в которой пользователь получает возможность выбирать разные элементы, двигаясь по стержню истории; плеер, построенный на технологии flash или silverlight. Такой плеер может стать мультиэкраном, прототип которого мы можем увидеть на крупных новостных каналах и в Интернете» —Там же.. Сегодня существует ряд сервисов и платформ, на базе которых, будучи не программистом, можно сделать собственный веб-проект. Примером сервиса для создания лонгрида или мультимедийной статьи может быть такой ресурс, как  TildaPublishing, который позволяет собрать свой проект по модульной системы (из блоков), используя разные макеты, эффекты и библиотеки. Ресурс позволяет создавать не только лонгриды, но и сайты, презентации и т.д.  Итоговый вид работы – ссылка, которая воспроизводит веб-проект с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Среди других сервисов, можно отметитьinterlude – позволяет создавать интерактивное видео,klynt иraccontr – для созданияweb-documentary и другие ресурсы. Сегодня при создании мультимедийного веб-проекта, по сути, у начинающего автора есть два основных пути: 1) обратиться за помощью к программистам или же написать код самому 2) использовать уже готовую платформу для создания проекта.

У обоих вариантов есть плюсы и минусы. Первый путь дорогостоящий, либо ресурсоемкий, но при создании проекта будет меньше ограничений по функциям и возможностям – они будут создаваться исключительно для нужд веб-проекта. Во втором случае, стоимость проекта будет ниже, хотя многие ресурсы если и предоставляют бесплатные возможности, но лишь на ограниченных условиях. В любом случае, даже если пользователь платит за пользование ресурсом, сервис будет задавать свои ограничения, к тому же будет риск утратить возможность воспроизвести проект в будущем в случае, если ресурс перестанет существовать. В то же время, доступность таких ресурсов и их профессиональные возможности делают создание веб-проекта удобным и быстрым.

Готовые платформы в основном задают модульную систему, в рамках которой можно выстраивать свой проект, и предполагают набор определенных связей между частями проекта (чтобы пользователь мог переходить с одного элемента на другой), и возможности для интерактивности. Платформа, таким образом, или специально написанный программный код обеспечивает связи внутри проекта, но для того, чтобы проект мог жить в среде Интернет, быть связанным с другими ресурсами необходим гипертекст. «Гипертекст – это информационный материал, который выстроен не линейным образом, а в форме связанного набора текстов. У этих текстов может быть иерархия, ее может не быть, они могут быть как-то расположены на временной шкале (лента новостей), а могут быть вневременными (материалы энциклопедии). Увязка материалов нужна для того, чтобы давать возможность читателю получить больше информации по интересующей его теме» —Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.:, 2010. С.192..

Говоря об особенностях производства мультимедийных веб-проектов, нельзя не упомянуть важность пользовательского контента. «UserGeneratedContent(UGC), или контент, созданный пользователями, — важнейшая часть революционных изменений в сфере средств массовой информации, свидетелями которых мы являемся с начала 2000-х годов” —Лукина М.М. Интрнет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010..С.279..  Одними из наиболее известных форматов, основанных всецело на пользовательском контенте являются, например, “Википедия”, или блоги.

2.2. Этапы подготовки мультимедийного веб-проекта

Не смотря на то, что производство мультимедийного проекта будет значительно отличаться от производства аудиовизуального продукта, весь процесс и в том и в другом случае будут делиться на подготовительный период, период сбора материала и период его обработки. Если в случае с аудиовизуальным контентом мы имеем дело с препродакшеном, продакшеном (периодом съемок) и монтажно-тонировачным этапом, то в случае с мультимедийным продуктом эти этапы будут выглядеть немного по-другому. Рассмотрим подробнее этапы создания мультимедийного продукта. Если выделять три общие фазы: подготовительный, производственный и завершающий этапы, то они будут содержать примерно следующие процессы.

I. Подготовительный период. Работа над концепцией

1. Разработка идеи, выбор формата

2. Определение аудитории проекта, работа над концепцией (включает цели, тему, идею, аудиторию)

3. Написание сценарного плана и структуры проекта (включает описание элементов мультимедийного проекта, связей между частями – для создания гипертекста и основных элементов интерактивности)

4. Определение лимита затрат и расчет сметы

5. Разработка стратегии продвижения и монетизации

II. Производственный период

1.Сбор и подготовка контента (съемка видео, интервью, фотографий, написание текстов, работа с архивами и т.д.)

2. Выбор технической платформы или обсуждение работы с программистами

3.Отбор и обработка контента для конкретной платформы (корректировка структуры, обработка фотографий, монтаж интервью, видео и т.д.)

4.Верстка проекта в платформе либо написание программного кода

III. Завершающий период

1.Реализация стратегии продвижения

2. Работа с партнерами, рекламой,  заинтересованными лицами, фестивалями и т.д.

Глава 3. Процесс создания мультимедийного веб-проекта на примере туристической платформы «Записки об усадьбах»

3.1. Особенности создания туристической платформы

Проект туристической интернет платформы «Записки об усадьбах» задуман и разработан как интерактивный интернет-портал, где пользователь может не только познакомиться с интересными местами, но и узнать больше о творчестве писателей, композиторов и художниковXIX века. Идея проекта была продиктована интересом создателей к классической литературе, музыке, живописи и одновременно интересом к путешествиям. В ходе небольшого анализа легко было установлено, что информационные ресурсы, посвященные данной теме, весьма ограничены как по глубине освещения деятельности музеев-усадеб, так и в целом по информированию туристов о существовании мест, где в свое время жили классики культуры. Эти цели в основном выполняют официальные сайты музеев (дают общую официальную информацию о музее и деятели, что там жил), туристические сайты, делающие тематические подборки (дают очень краткую информацию о существовании усадьбы и контактах). В то же время хранители и администрации тех усадеб, что вошли в проект очень открыты к различным возможностям продвижения музеев, и положительно оценивают идею создания мультимедийного проекта. Проект задумывался как информационно-развлекательная туристическая площадка с элементамиweb-documentary. В качестве референсов были использованы веб-документальные проекты, такие как  «Грозный: 9 городов»; «Сусанинской тропой»; «Fortmcmoney» и другие. Но в ходе проработки темы было сделано решение отойти от исключительной документалистики и оставить развлекательные элементы, которые в конце концов стали превалировать в концепции проекта. Тем не менее в проекте остается веб-документальная часть, основанная на архивных документах музеев.

Рассмотрим проект с точки зрения трех основных характеристик веб-проектов, что были описаны в теоретической части работы (мультимедийность, интерактивность и гипертекст).

Основным типом контента веб-проекта «Записки об усадьбах» является видео. Сюда относятся видео-проходы по территории усадеб, смонтированные по разным темам короткие записи экскурсий, интервью с хранителями музеев, интервью с местными жителями и т.д. Кроме того, в каждом разделе, посвященном конкретной усадьбе, есть фотогалерея с фотографиями современной жизни и мероприятий усадеб, а также архивные фотографии, текстовая информация, в отдельных частях анимация и интерактивное видео. Один из разделов, посвященный усадьбе Чайковского в г.Клин, представлен в виде квеста. Еще одним важным типом контента является интерактивная карта. Стартовая страница проекта представлена в виде интерактивной карты, нарисованной от руки. На карте обозначены усадьбы. При наведении курсором на значок усадьбы пользователь видит появившиеся значки транспорта, на котором до нее можно добраться, и, выбрав на чем пользователь хочет отправиться в путешествие, он перемещается на страницу выбранной усадьбы. При этом происходит короткий процесс загрузки, и на странице появляется информация сколько по времени занимает путь на выбранном транспорте, а также другая необходимая информация для туристов.

Таким образом, с самого начала изучения проекта пользователь будет помещен в интерактивное пространство. Также возможности интерактивности лежат в основе каждого из разделов. Каждый раздел –конкретная усадьба в проекте представлена с помощью одной темы или идеи. Так, например, усадьба Мелихово представлена как усадьба-праздник, пользователь попадает на небольшую карту усадебной территории, на разных частях которой, происходят разные мероприятия, любое из них пользователь может «посетить». Усадьба Чайковского в г.Клин и вовсе представляет собой квест (полностью интерактивная история). Пользователь, изучает территорию усадьбы в поисках музыки (мелодии Чайковского, которая то становится тише, то усиливается), при этом отвечая на интересные вопросы о жизни композитора, результат квеста будет зависеть от правильности ответов. Таким образом, от самого пользователя зависит итог истории. Что касается гипертекста, то изначально проект был задуман для размещения на официальном сайте одной из усадеб. В том или ином случае, предполагаются обязательные внешние переходы на официальные сайты музеев. Внутри проекта предполагаются связи как внутри каждого раздела, так и между разделами. Для этого пользователь может вернуться на стартовую страницу – карту и через нее выбирать ту часть проекта, которая ему наиболее интересна. В то же время в проекте заложена возможность перехода с одной усадьбы на другую, без использования стартовой страницы. В каждой из усадеб будет выделе один предмет, который в реальности связывал двух деятелей искусства друг с другом. Найдя этот предмет и кликнув на него, пользователь, сможет не только перейти на другую усадьбу, но и узнать интересные факты из жизни классиков.

Таким образом, проработаны и присутствуют в проекте все основные элементы веб-продукта.

3.2. Этапы работы над мультимедийным веб-проектом «Записки об усадьбах»

В ходе работы над проектом были освоены все этапы разработки мультимедийного веб-проекта от создания идеи, разработки концепции и сценарного плана до плана продвижения и верстки.

Подготовительный период был наиболее длительным и занял от 4 до 5 месяцев. На протяжении этого времени были проделаны основные этапы по разработке концепции проекта:

  1. Была придумана идея и выбран формат. Достаточно долгое время занял выбор формата. Изначальная ориентация на документальный жанр и форматweb-documentary и одновременно желание добавить развлекательный элемент привели к отказу от идеиweb-documentary в пользу более широкого формата мультимедийной веб-платформы. Туристическая тематика диктовала свои требования выразительным средствам мультимедиа в проекте. В качестве ближайшего по тематике референса был использован учебный проект в форматеweb-documentary “Сусаннской тропой” —Проект «Сусанинской тропой»,web-documentary. Режим доступа:http://www.susanin.radioportal.ru/#START 2.05.2016.. Ориентиром в данном проекте, выбраном в качестве референса стал интерфейс и мультимедийные элементы. В дальнейшем они стали одним из факторов выбора технической платформы для реализации проекта.
  2. Структурная часть проекта была разработана достаточно быстро, в сравнении с первым пунктом. Была определена аудитория проекта, и создана заявка, в которой прописаны идея, тема, цель, уникальное торговое предложение и преимущества, подробно раскрыта концепция проекта (См. Приложение).
  3. Наиболее объемная часть работы состояла в написании структуры и сценарного плана (См. Приложение). Изначально в команде были отобраны 7 усадеб, которые были предложены для проекта. Далее, поскольку необходимо было подробно ознакомиться с материалом (историей каждой усадьбы, деятеля искусства, что в ней жил, современным состоянием музея, мероприятиями и особенностями, что могут быть привлекательны для туристов сегодня), усадьбы были разделены между участниками команды. Была изучена информация и далее в ходе коллективного обсуждения и применения техник «мозговой штурм» были придуманы основные идеи, как будет подаваться в проекте каждая из усадеб. Далее для каждого отдельного раздела был прописан примерный сценарный план с навигацией по основным элементам виртуальной прогулки по усадьбе, а также проработана структура стартовой страницы (См.Рисунок 3), усадьбы А.П.Чехова в Мелихово (См.Рисунок 4), усадьбы П.И.Чайковского в г.Клин (См. Рисунок 5).

Рисунок 3. Структура/стартовая страница проекта.

Рисунок 4. Структура раздела усадьбы А.П.Чехова.

Рисунок 5. Структура раздела усадьбы П.И.Чайкоского.

II. После разработки концепции (См.Приложение) был составлен график мероприятий разных усадеб, исходя из которого и в соответствии со сценарным планом мы определили дни съемок. Было сделано несколько ознакомительных поездок в первые усадьбы, где мы отсняли базовый для проекта контент (видео-проходы, фотографии, видео экскурсий, видео с мероприятий). Так же на этом этапе произошли знакомства команды с администрациями музеев, и обговорены даты интервью. Производственный этап, в связи с тем, что он зависим от мероприятий самих музеев, не был строго завершен на момент выбора платформы. Параллельно проходили съемки и работа с архивными материалами. Также на данном этапе был создан пробный раздел в формате лонгрида, посвященный дому-усадьбе Ф.М. Достоевского в с.Даровое – «Незамечательное место» (См. Рисунок 6).

Рисунок 6. Проект «Незамечательное место».Дом-усадьба Ф.М.Достоевского

Лонгрид был посвящен трем темам «Прошлое усадьбы», «Настоящее усадьбы» и «Будущее усадьбы», соответственно можно было перейти с одного раздела на другой и изучить информацию, описывающую жизнь усадьбы в разные времена. В разделе «Будущее усадьбы» предполагался интерактивный элемент – игра «построй усадьбу», где пользователь мог самостоятельно построить усадьбу, в которую ему хотелось бы приехать самому. Данный элемент был наиболее важным для проекта, поскольку усадьба нуждается в волонтерской помощи и обратной связи, происходит поиск средств и готовится реконструкция и облагораживание территории музея.

В целом создание пробной версии проекта (хоть и в другом формате – формат лонгрида был использован как макет для будущего мультимедийного веб-проекта) был полезен для определения ключевых моментов мультимедийности и интерактивности. Было осознанно, например, что раздел «Незамечательное место» перегружен мультимедйным контентом. Следовательно этот вывод был использован для дальнейшей работы надо проектом в целом.

После того, как часть контента была собрана наступил этап выбора платформы. Проанализировав возможности разных платформ для создания мультимедийных интераткивных проектов, мы остановились на платформеklynt. Платформа относится к ряду профессиональных ресурсов для создания интерактивных проектов, поэтому необходимо рассчитывать время на изучение ее возможностей. Параллельно с этим разрабатывались идеи для стартовой страницы – рисованной от руки карты (См. Рисунок 7).

Рисунок 7. Черновик схематичной карты. Разработка стартовой страницы.

Проект не был задуман в коммерческих целях, и способом финансирования проекта предполагается возможность участия в конкурсе на грант. Также возможна рекламная стратегия финансирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе подробно рассмотрены особенности веб-проектов, такие как мультимедийность, интерактивность и гпертекстуальность. Отдельно выводятся разные виды веб-проектов, такие какweb-documentary и лонгрид, на их примере проанализированы основные свойства интернет-технологий, а также дается сравнение этих двух форматов. Далее в соотвтетсвии с выявленными особенностями рассматривается процесс производства мультимедийных веб-проектов. Приводятся конкретные ресурсы и платформы для их создания.

Важной частью работы является описание этапов подготовки веб-проекта, поскольку в отличие от продюсирования аудиовизуальных продуктов в литературе практически не встречается подробный анализ процесса мультимедийного продюсирования. Далее в практической части описывается опыт создания туристической веб-платформы «Записки об усадьбах» в соответствии с приведенными в теоретической части работы особенностями таких медиапродуктов и процесса их подготовки.

Изучение теоретических основ подготовки веб-проектов необходимо для создания такого рода ресурсов - организации работы в команде при их создании, подбора контента, работы с профессиональными платформами, а также продвижении проекта.

Список литературы:

  1. Базарова А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. Конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 151-152.
  2. Бунтасанакул  С. Веб-документалистика: выразительный потенциал мультимедийной среды. Режим доступа:http://www.terrahumana.ru/arhiv/13_04/13_04_31.pdf 14.03.2016.
  3. Дворко Н.И. Основы режиссуры мультимедиа-программ. СПБГУП.;, 2005. 313 с.
  4. Деникин А.А. О некоторых особенностях новых медиа. Режим доступа:http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2013-2-3-7-8/yazyki/3642.html 26.03.2016.
  5. Засурский И.Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования.М.: Издательсво МГУ, 2007.
  6. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как новые вершины журнализма? Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf 10.04.2016.
  7. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Издательство ИПО Профиздат, 2002. 224 с.
  8. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.:, 2010. 200 с.
  9. Лапина-Кратосюк Е.Г. Особености новых медиа. Режим доступа:http://postnauka.ru/video/38005 2.04.2016
  10. Лукина М.М. Интрнет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
  11. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий. Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-35.pdf 4.04.2016
  12. Пресс-выпуск № 3084. Режим доступа:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 3.05.2016.
  13. Проект «Сусанинской тропой»,web-documentary. Режим доступа:http://www.susanin.radioportal.ru/#START 2.05.2016.
  14. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  15. Jenkins Henry «Convergence Culture. Where old and new media collide».Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2016/03/15/1127638366/Henry%20Jenkins%20Convergence%20culture%20where%20old%20and%20new%20media%20collide%20%202006.pdf 6.02.2016.
  16. Lister Martin, Dovey Jon, Giddings Seths, Grant Iain, Kelly Kieran. New media: a critical introduction.Режимдоступа:https://is.muni.cz/el/1423/podzim2013/SAN236/um/Lister_a_spol_New_Media_A_Critical_Introducion.pdf. 5.08.2015.
  17. Manovich Lev, The Language of new media.http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf 12.02.2016.

Приложение

Мультимедийный проект

Рабочее название: “Записки об усадьбах”

Гончарова Татьяна, Малютина Дарья, Самарина Анна

Идея:

В Подмосковье много интересных культурных мест, которые прекрасно сохранили в себе дух истории, но при этом не законсервировались, а продолжают оставаться живыми, развиваться и ждут своих посетителей. Хотим сделать неформальный путеводитель, который не будет предоставлять всю информацию об этих местах, а в виде “очерков” должен заинтересовать людей туда приехать - во многом за счет самого интерактивного формата проекта.

Синопсис:

У пользователя есть возможность виртуально посетить 7 подмосковных усадеб (на начальном этапе - проект подразумевает расширение), в которых жили известные творческие личности - писатели, композиторы, музыканты, художники и т.д. В ходе путешествия он познакомится с жизнью усадьбы при ее прославленном владельце, узнает интересные факты из его жизни, творчества,  но главное - узнает, чем живет это место сейчас. Каждая усадьба представляется в виде мультимедийной истории, раскрывающейся через разные медиа форматы.

Формат:

Прогулка по подмосковным усадьбам известных литераторов, музыкантов и художников в виде интерактивного веб-проекта. Он подразумевает под собой мультимедийную платформу, на которой размещен разного рода контент: видео, фото, текст, аудио, карты, ссылки и т.д. Авторы задают общую навигационную рамку и художественную идею, а пользователь уже свободен сам перемещаться по этому контенту так, как ему удобно, таким образом режиссируя свою версию, а иногда даже и создавая свой контент.

Цель:

Заинтересовать аудиторию нестандартным подходом к изучению культурных мест, привлечь ее внимание интерактивными элементами и постараться тем самым зародить желание посетить эти места (развитие внутреннего туризма).

Целевая аудитория:

мужчины/женщины 25 - 45; семьи и группы молодых людей, кто интересуется активным культурным отдыхом и кроме того является пользователем интернета и интересуется необычными форматами подачи контента в сети.

“Уникальное торговое предложение”:

Большинство информационных ресурсов, рассказывающих об усадьбах, существуют в формате официальных сайтов, содержащих строго формальную информацию (о жизни деятеля искусства в усадьбе, мероприятиях, пути и т.д.). Официальные сайты, как правило, выполняют исключительно функцию информирования и должны в идеале как можно удобнее для пользователя донести краткую информацию об усадьбе. Их целью не является удержание пользователя на сайте, и не всегда даже привлечение туриста в усадьбу. Как правило, на сайт усадьбы пользователь попадает, имея представление о существовании усадьбы, для уточнения информации или же ознакомления с планом мероприятий, событий, афишируемых на сайте.

Ряд ресурсов, делающих туристические подборки, а также размещающие обзорные статьи - например, Куда-Go - посвящены именно обзорам и, опять же, краткой информации о событиях, мероприятиях усадьбы, а так же краткому описанию ее уникальности. Такого рода ресурсы как раз имеют своей целью привлечение посетителей в усадьбу. В то же время, гиды типа Куда-Go не концентрируются на рассказе истории, они не позволяют пользователю узнать больше краткой заметки.

Информационные ресурсы, посвященные жизни литературных и музыкальных деятелей также затрагивают описание тех мест, где эти деятели жили, но подают рассказ в виде текста, иногда разбавляя его фотографиями, что не всегда может удержать внимание пользователя.

Исходя из краткого анализа существующих ресурсов, так или иначе рассказывающих об усадьбах, мы пришли к выводу, что формат веб-проекта благодаря мультимедийности и интерактивности, сможет не только привлечь внимание пользователей, но и необычно, в формате интерактивной карты, представить каждую усадьбу.

Преимущества с точки зрения:

Общая структура:

Список усадеб, вошедших в проект на начальном этапе:

  1. Мелихово (усадьба Чехова)
  2. Клин (усадьба Чайковского)
  3. Мураново (усадьба Тютчева)
  4. Даровое (усадьба Достоевского)
  5. Ясная Поляна (усадьба Толстого)
  6. Поленово (усадьба Поленова)
  7. Абрамцево (усадьба Аксакова)

Главная страница: стартовая страница представляет собой нарисованную от руки карту, на которой изображены усадьбы, а также поле навигации (стандартное меню - вперед-назад). Меню навигации сохраняется во время путешествия по всем усадьбам (фиксированное).

В самом начале у пользователя, который зашел в первый раз, появитсятест, пройдя который, он узнает кто он по складу ума - волонтер, любитель-фотограф, путешественник, исследователь и т.д. - и будет автоматически перенаправлен в ту усадьбу, которая больше всего подходит ему по духу. Конечно, по желанию этот вступительный этап можно будет пропустить и самому решить, что смотреть сначала.

Интерфейс:

Постоянное меню:

  1. Плей-Стоп
  2. Вперед-Назад
  3. На главную страницу

Панель:

Постоянные кнопки

  1. карта (переход на стартовую страницу);
  2. как добраться (переход на описание маршрута - в зависимости от выбранного средства передвижения)
  3. “где поесть/что посетить” (переход на яндекс-карту с отмеченными местами - что еще советуют посетить в округе и где можно перекусить)

Пользуясь меню (панель навигации), пользователь может просмотреть истории усадеб линейно, нажимая вперед-назад.

Переходы:

Из усадьбы в усадьбу пользователь может попасть, вернувшись на стартовую страницу, используя панель навигации.

Кроме того, на странице каждой усадьбы будет спрятан “секретный переход” - “говорящая” деталь, связывающая двух классиков. Пример: фотография П.И.Чайковского на столе А.П.Чехова - кликнув на нее, пользователь переходит на усадьбу Чайковского.

Такого рода переходы позволят не только использовать элемент интерактивности и тем самым вовлечь пользователя в игру “найди секретный переход”, поддерживая интерес к проекту, но также позволят интересным, игровым способом передать пользователю информацию об усадьбе и ее хозяине (все детали и связанные с ними факты основаны на истории - не вымышлены).

Фишка навигации:

На стартовой странице, наведя курсор на выбранную усадьбу, пользователь увидит несколько появившихся значков (машинка, электричка или автобус), выбрав, на чем он отправится в путешествие, пользователь кликает на значок, появляется страница загрузки, как в компьютерной игре - появляется нарисованная машина/автобус/электричка, которая перевозит его на следующий экран/страницу -  на страницу выбранной усадьбы.

Подробная структура:

В истории каждой усадьбы предполагается свой сюжетный крючок, который заложен в основную рамку повествования

  1. Мелихово. Дом-усадьба А.П. Чехова

Основной посыл: Мелихово - это место, где всегда были рады гостям, и сто лет назад во времена Чехова, и сейчас. Хотим показать, что это гостеприимство никуда не делось, и сейчас, в тех же местах, где Чехов принимал своих друзей и знакомых, нынешние “обитатели”  усадьбы (работники музея) рады видеть каждого посетителя на своих многочисленных мероприятиях.

Полноценный формат виртуальной прогулки - т.е. в  видео мы проведем пользователя по всей территории усадьбы, заведем внутрь главного дома, флигеля, кухни, амбулатории. Важно показать все детали, потому что здесь сама усадьба расскажет нам о том,  каким бы Чехов - писатель и просто сам Чехов.

Основная линия видео-прогулки будет прерываться интерактивными элементами.

Элементы:

1. Справочная информация об усадьбе (текст, 1 500 символов)

2. Интервью. Директор музея о тайнах усадьбы. Видео. Хронометраж до 5 мин., HD, 1280х720 3800

3. Фотогалереи

1) Внешний вид усадьбы (14 фото, jpg с подписями до 600 символов)

2) Интерьеры и предметы быта (24 фото jpg с подписями до 600 символов)

3) Чехов в Мелихове (14 фото jpg с подписями до 600 символов)

3. Экскурсия по территории и главному дому. Интересные факты и истории из жизни Чехова, его домочадцев и гостей. Видео. 5 коротких эпизодов. Хронометраж по 1 минуте. HD, 1280х720 3800

4. Фрагменты мероприятий, проходящих в усадьбе. Видео. 10 коротких эпизодов. Хронометраж 30 - 45 секунд. HD, 1280х720 3800

5. Описание экспонатов (наиболее интересных). В неформальном стиле. Текст. В общем - до 9 000 символов

6. Цитаты из писем, воспоминаний/произведений. Текст (строчки будут всплывать на экране). До 4 000 символов

7. Цитаты из воспоминаний Чехова и его семьи о Мелихово. Аудио (озвученные). 3 фрагмента. Хронометраж - 25-30 секунд.

8. Музыкальное сопровождение. 3-4 фрагмента.

Что отснято:

Что предстоит отснять:

2. Клин. Усадьба П.И. Чайковского

Основной посыл: В поисках музыки

Игровой формат виртуальной прогулки (квест)

Сюжет главной ветки: гость приезжает в усадьбу Чайковского  (съемка от первого лица), но дверь главного дома закрыта, а рядом с дверью висит табличка “Дома нет. Просят не звонить”. Наш “герой” отходит от дома, но вдруг слышит музыку и начинает осмотр территории в поиска источника этих звуков. Соответственно, будут несколько остановок, где пользователю будет предоставлена возможность получить дополнительную информацию об интересующих его деталях из жизни Чайковского. Однако каждый раз он будет возвращаться на эту линию поиска музыки, которая в зависимости от перемещения по территории усадьбы будет то становиться громче, то затихать. В итоге музыка приведет гостя снова к главному дому, который на этот раз откроет свои двери. Музыка продолжает играть до тех пор, пока мы не поднимемся на второй этаж в гостиную с роялем, на котором играет человек. Он доигрывает и дальше пользователь может осмотреть дом с его комментариями. Соответственно, это будет либо кто-то из экскурсоводов, либо хранитель музея.

Элементы:

Что отснято:

Что предстоит снять:

3. Мураново. Усадьба Тютчева

Основной посыл:по следам истории. Идея - показать Мураново как место, чрез которое можно узнать не только разные исторические факты, но и почувствовать культуру и атмосферу дворянской усадьбы 19 века.

Формат- игровой, квест “Тайны Мураново” - пользователю будет предложена загадка - найти сокровища Мураново (которые по легенде спрятал в усадьбе генерал Муранов). В ходе поисков карта усадьбы будет постепенно раскрываться (как в игре) и будет появляться информация про места, связанные с судьбой поэтов Баратынского, Тютчева, княгиней Елизаветой и т.д. По задумке нужно показать, что усадьба живет, сохраняя прошлое и предлагая гостям окунуться в историю - послушать стихи Тютчева и Баратынского, поиграть в крокет, испечь вафли в вафельнице 19 века и т.д.

Сценарный план в разработке. Пока обдумываем основные ходы и фишки.

Элементы:

Уже отснято:общее видео прохода по территории усадьбы.

Что предстоит снять (в первую очередь):

4. Абрамцево

Основной посыл: показать, как усадьба изменялась, переходя от хозяина к хозяину

Фишка: записать аудиогид по старинной усадьбе Абрамцево, используя своего рода летопись, которую вели хозяева дома - “Летопись сельца Абрамцева” - и куда писали свои впечатления гости усадьбы - писатели, музыканты, художники столетие назад.

Озвучить цитаты из “Летописи”.

В визуальном плане: на экране с каждым временным слоем территория усадьбы и главный дом будут видоизменяться, а благодаря звучащим цитатам и архивным фотографиям зритель будет погружаться в процесс этих преобразований.

Из того, что сделано: подобран массив цитат, через которые можно подать это место.

5. Ясная поляна

Основной посыл: путешествие к яснополянцам. показать жизнь усадьбы через рассказы работников усадьбы и яснополянцев. Собрать истории о Толстом.

Формат:информативный, не игровой.

6. Поленово

Основной посыл:Поленово - дом художников и место для творчества.

Усадьба как постоянно развивающееся место: регулярные пленэры, художественные школы, центры детского творчества.

Фишка: по мере путешествия по усадьбе картинка раскрашивается в цвета (изнаачально черно-белая - из графики в живопись)

Элементы:

Техническая реализация проекта:

Существует несколько профессиональных  платформ, с помощью которых можно создать веб-проект. Проанализировав их возможности и ограничения, мы решили подробнее рассмотреть такую платформу какKlynt, позволяющую в полной мере использовать те элементы интерактивности. которые необходимы для нашего проекта. Стоит отметить, что основным ограничением использования профессиональных платформ, а только на их базе можно реализовать в полной мере веб-проект, является дороговизна.

Предварительный расчет затрат:

В рамках студенческого проекта все съемки проходят своими силами и по договоренности с администрацией музеев, то есть - бесплатно.

Однако первое знакомство с музеями проходило как у обычных посетителей. Цена билета со съемкой - от 150 до 800 рублей (варьируется от усадьбе к усадьбе). Плюс затраты на дорогу: если своим ходом, билеты на автобус/электричку - около 300 рублей; если на машине, затраты на бензин.

Основная статья расходов в данном проекте - оплата платформы. Внашемслучае - Klynt Student Edition (50евро)или Klynt Academic Edition (250евро).Плюс в том, что оплата производится один раз - платформой можно пользоваться неограниченное время.

Кроме того, чтобы реализовать все задумки по интерактивным элементам, необходима будет помощь программиста. Размер оплаты будет зависеть от объема работ, который станет известен после освоения вышеописанной платформы и ее функционала.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Факторы успеха краудфандинговых проектов (на примере платформы Kickstarter)

2. Разработка проекта создания магазина детской одежды

3. Документирование деятельности туристической организации (на примере Общества с ограниченной ответственностью «Волшебный тур» в г. Перми)

4. Совершенствование управления организационнымиконфликтамикак средство повышения эффективности функционирования организации на примере туристической компании ООО «Спринт»

5. Подготовка продюсерского проекта создания и реализации (проката) полнометражного художественного фильма

6. Процесс создания web-сайта строительной компании ООО «СКИТ»

7. Процесс создания связного повествовательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

8. Сравнение методов создания идеологем в тоталитарных дискурсах на примере Германии и СССР

9. Бенчмаркинг как инструмент создания конкурентного преимущества (на примере современных компаний сотовой связи)

10. Обоснование эффективности инвестиционного проекта на примере ООО «Франк»