Процесс создания мультимедийного веб-проекта на примере туристической платформы «Записки об усадьбах»



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

С появлением и глобальным распространением «новых медиа» меняются принципы производства и восприятия информации. Интернет-проекты сегодня распространены не только в сфере средств массовой информации, но и в сфере культуры, образования, развлечений и др. Популярность веб-ресурсов объясняется все время растущим числом пользователей интернета, с одной стороны. По данным ВЦИОМ, «в России две трети граждан (70%) пользуются Интернетом.  При этом число ежедневных пользователей неуклонно растет, достигнув на настоящий момент 53% (с 5% в 2006 г.)» —Пресс-выпуск № 3084. Режим доступа:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1156573.05.2016..С другой стороны, современные интренет-технологии позволяют наиболее удобно для пользователя, с визуальной точки зрения и с точки зрения удобства использования информации, размещать контент. Новейшие форматы в сфере интернет-медиа, такие как интерактивные карты, интерактивное видео, лонгриды,web-documentary, интернет-порталы и платформы с пользовательским контентом и т.д. позволяют веб-проектам быть востребованными и выполнять множество функций: от образовательной до рекламной. В то же время, не смотря на то, что интернет-технологии уже насчитывают свою, хоть и непродолжительную историю с определенными вехами развития, в России «новые медиа» стали распространяться относительно недавно. В данной связи существует не так много теоретических работ, посвященных теме мультимедийных веб-проектов. Многие из типов интернет-проектов, такие как, напримерweb-documentary или интерактивные мультимедиа проекты, пока что мало изучены. С одной стороны это порождает определенные проблемы в поиске обширной теоретической базы для работы, с другой стороны обуславливает ее актуальность.

Данная работа является теоретической запиской к проекту в формате мультимедийной веб-платформы «Записки об усадьбах». Практическая часть заключается непосредственно в создании проекта данного формата.Целью теоретической части является изучение особенностей производства мультимедийных веб-проектов.

В соответствии с поставленной целью выделены следующиезадачи:

  1. Проанализировать подходы к определению «новых медиа»
  2. Выявить основные особенности мультимедийных веб-проектов
  3. Рассмотреть различные виды мультимедийных веб-проектов и их отличительные свойства
  4. Изучить процесс подготовки мультимедийных веб-проектов: особенности производства и основные этапы
  5. Описать собственный опыт создания студенческого мультимедийного веб-проекта «Записки об усадьбах»

Объектом исследования является мультимедийный веб-проект

Предметом– особенности производства мультимедийных проектов

Актуальность исследования объясняется тем, что формат интерактивных медиа и мультимедийных проектов только обретает свою популярность, первый веб-документальный проект, например, был запущен новостным агентством МИА «РИА новости» в 2013 году. Это проект «Шестнадцать минус», посвященный теме раннего материнства в России. С тех пор при активном участии «РИА Новости» формат стал обретать популярность. Также последние 2-3 года растет популярность такого формата как лонгрид. Кроме того, в связи с тем, что формат является относительно новым явлением для научной среды, сегодня практически отсутствуют исследования темы производства таких проектов, продюсирования мультимедиапродуктов.

В первой главе проанализированы основные определения «новых медиа», далее рассмотрены особенности мультимедийных веб-проектов как частного случая «новых медиа». Отдельно изучены разные виды мультимедийных проектов, в частностиweb-documentary и лонгрид.

Вторая глава описывает процесс производства мультимедийных веб-продуктов. Здесь выявлены важные особенности такого рода проектов, влияющие на процесс производства, как интерактивность и гипертекстуальность. Подготовка мультимедийных веб-проектов разделена на несколько основных этапов, в которых выделены подэтапы. Таким образом, подробно описан процесс создания проекта. Кроме того, отдельно проанализированы технические средства создания мультимедийных веб-проектов.

Глава 1. особенности мультимедийных веб-проектов

1.1 Феномен новых медиа.

Непрерывный технологический прогресс оказывает существенное влияние на развитие способов передачи информации и коммуникации. Медиа находятся в процессе постоянной модернизации, напрямую зависящей от технологий. В свое время возникновение печатного станка привело к массовому тиражированию и обретению популярности такого медиа как газета, сегодня интернет позволяет сми не зависеть от географического положения, и даже участвовать пользователю в создании сообщения. Компьютеризация и распространение интернета привело в существенным изменениям в восприятии информации и ее производстве. Безусловно, интеренет сегодня не считается новейшей технологией и в его развитии уже можно проследить свою историю: от создания экспериментальной компьютерной сети, соединяющей несколько университетов, до возникновения Web 2.0, позволяющей пользователям по всему миру создавать свой контент в интернете. И это, конечно, далеко не завершившийся процесс.

Появление технологий, впервые позволивших людям по всему миру обмениваться информацией практически без ограничений, привело к первым попыткам проанализировать те изменения в мире, которые эти технологии повлекли за собой. Теоретические осмысления данных изменений вылились в частности в термин “новые медиа”, сегодня уже по-разному трактуемый и даже оспариваемый. По мнению Льва Мановича, “сегодня мы живем в разгар новой медиа революции - происходит сдвиг всей нашей культуры к компьютерно-опосредованной форме производства, распространения и восприятия» —Manovich Lev, The Language of new media.http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf 12.02.2016.. В целом возникновение «новых медиа» Лев Манович связывает непосредственно с процессом компьютеризации, начавшимся в середине XX века. Он считает, что ключевым сдвигом в развитии медиа стал «перевод всех существующих средств массовой информации в числовой вид, доступный для обработки компьютером. В результате появились новые медиа: графика, motion pictures,  звуки, тексты, природа которых существует в числовом виде, по сути новые медиа – это набор компьютерных данных» —Тамже. 12.02.2016. Таким образом, определяющим отличием «новых медиа» Лев Манович называет их компьютерную, цифровую природу. Получается, что по сути к «новым медиа» можно причислить и оцифрованную книгу, и любое графическое изображение, созданное или обработанное на компьютере. Чтобы более подробно охарактеризовать отличительные особенности «новых медиа» Лев Манович в своей работе «The language of new media» выделяет основные принципы «новых медиа»:

«1.Дигитализация – численная природа. Все новые медиа, созданы ли они с нуля на компьютере, или преобразованы из аналоговых источников – состоят из цифрового кода.

2.Модульность – фрактальная природа «новых медиа». Будь то изображения, звуки, формы, или поведения, они имеют дискретную структуру (пиксели, многоугольники, символы, сценарии).

3.Автоматизация. Численное кодирование медиа и модульная структура позволяют автоматизировать многие операции, связанные с созданием медиа, их использованием и доступом.

4.Изменчивость. «Новые медиа» - не нечто застывшее раз и навсегда, но может существовать в виде разных версий.

5.Транскодирование. «Новые медиа» состоят из двух различных слоев: культурный слой (история, сюжет, рассказ) и компьютерный слой (функции и переменные, процессы и пакеты данных)» —Manovich Lev, The Language of new media.Режим доступа:http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf 12.02.2016..

Автор подходит к определению «новых медиа» с точки зрения технической природы их существования. Получается, что цифровой код определяет сущность «новых медиа» и обуславливает набор специфических присущих им характеристик. Данную точку зрения разделяет и А.А. Деникин: «В век цифровых технологий, «новые медиа» – уже не медиа в традиционном понимании. «Новые медиа» – это программные продукты с возможностью «обратной связи», с алгоритмами взаимодействия с пользователями, с трансформируемыми структурами и интерфейсами. «Новые медиа» – уже не столько средства передачи информации, сколько индивидуальные («подстраивающиеся» под интересы пользователя) программируемые актанты, совместно с пользователями участвующие в процессах генерации и циркуляции информации» —Деникин А.А. О некоторых особенностях новых медиа. Режим доступа:http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2013-2-3-7-8/yazyki/3642.html 26.03.2016..

Группа английских ученых, исследователей и теоретиков в области средств коммуникации Мариин Листер, Джон Довэй, Сет Гиддингс, Кьеран Келли и Лайан Грант (MartinLister,JonDovey,SethGiddings,KieranKelly,LainGrant), посвятившие монографию изучению особенностей «новых медиа» и их использования в условиях глобализации отмечают, что «новые медиа отсылают к широкому спектру изменений в медиапроизводстве, распространении и использовании. Это технологические, текстовые и культурные изменения. Ключевыми характеристиками новых медиа является их цифровая, сетевая и виртуальная природа, интерактивность и гипертекстуальность» —Lister Martin, Dovey Jon, Giddings Seths, Grant Iain, Kelly Kieran. New media: a critical introduction.Режимдоступа:https://is.muni.cz/el/1423/podzim2013/SAN236/um/Lister_a_spol_New_Media_A_Critical_Introducion.pdf. 5.08.2015.. Ученые обращают внимание на конкретные свойства медиа, а не только на отличающую «новые медиа» цифровую природу. Конечно интерактивность и гипертекстуальность обусловлены цифровой природой «новых медиа», но зачастую именно они становятся теми ключевыми пунктами, по которым мы отличаем новые медиа от традиционных. С развитием интернет-технологий стали широко применяться интерактивные возможности «новых медиа». С распространениемWeb 2.0, практически любой сайт стал внедрять возможности обратной связи для пользователей и коммуникации между ними – начиная от сервисов с минимальной степенью интерактивности (например, с возможностью выбирать часть контента, пролистывать или оставлять небольшой комментарий), и заканчивая веб-проектами, где пользователи общаются между собой, выкладывают свой контент или даже сами изменяют историю, влияя на ход сценария.

Появление «новых медиа» существенно влияет на восприятия медиа (меняется роль потребителя), и соответственно на медиапроизводство (у авторов появляются новые ориентиры при создании медиапродукта). Так, например, Генри Дженкинс считает, что «конвергенция медиа заставляет медиакомпании пересмотреть старые представления о медиапотреблении. Если раньше при принятии маркетинговых решений потребителя видели как пассивного, то с появлением «новых медиа», он становится активным пользователем. Если прежний потребитель оставался там, где медиа диктовали ему оставаться, то современные пользователи мигрируют и всегда сами показывают снижение лояльности к конкретному медиа. Если раньше потребителей видели как изолированных индивидуалистов, то сейчас пользователи рассматриваются как социально активные и коммуницирующие друг с другом» —Jenkins Henry «Convergence Culture. Where old and new media collide».Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2016/03/15/1127638366/Henry%20Jenkins%20Convergence%20culture%20where%20old%20and%20new%20media%20collide%20%202006.pdf 6.02.2016..

Таким образом, с приходом «новых медиа» существенно меняется роль потребителя, он превращается из пассивного читателя-слушателя в пользователя, и вместо пассивного восприятия информации, участвует в ее создании. Такой подход Генри Дженкинса разделяют и другие исследователи. Культуролог Е.Г. Лапина-Кратасюк так объясняет понятие «новых медиа»: «В самом общем случае новые медиа определяются через три основные категории: цифровой код, интерактивность и интеграцию. Причем цифровой код здесь является ключевой категорией, поскольку именно он обеспечивает последующие две. Интеграция происходит на всех уровнях: на уровне менеджмента, контента и потребления. Интерактивность связана с тем, что пользователь может очень активно вмешиваться в содержание и фактически становится полноправным его создателем» —Лапина-Кратосюк Е.Г. Особености новых медиа. Режим доступа:http://postnauka.ru/video/38005 2.04.2016. При этом важно отметить, что сейчас эти характеристики уже нельзя назвать новыми в прямом смысле этого слова и термин «новые медиа» скорее понимают как устойчивое выражение, закрепившееся за группой медиапродуктов, обладающих вышеуказанными особенностями.

1.2. Мультимедийные веб-проекты.

В целом интрнет-медиа отличает мультимедийность (практически каждый сайт сегодня предлагает разного типа контент – текст, видео, аудио, фото или анимацию и т.д.), интерактивность, а также гипертекстуальность.

Термин «мультимедиа» обычно используется для обозначения контента, содержащего в себе разные выразительные средства – изображения, звук и т.д.«Мультимедиа – это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.» —Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 9. Практически все интернет-ресурсы сегодня являются мультимедийными и дают возможность пользователю выбрать тот формат контента, который ему наиболее комфортен и интересен, а сочетая их вместе, создают эффект полного погружения в тему, раскрывая ее более красочными, разнообразными средствами. Степень мультимедийности в основном зависит от типа интернет-проекта, или же от раскрываемой темы. Например, бывает, что энциклопедические статьи в основном представляют информацию в текстовом виде, часто разбавляя ее фотографиями, инфографикой, документальным или обучающим видео, и дают на выбор пользователю возможность прослушать аудио. Развлекательные порталы, напротив, будут содержать текст в меньшем количестве, и делать упор на видео, анимацию или фото. Но в любом случае, современные медиа пришли к тому, что пользователь сегодня не всегда будет изучать долгий текст, смотреть долгое видео – то есть не всегда будет склонен долго воспринимать одно медиа средство -  интернет-ресурсы стараются быть как можно более мультимедийными. «Новая логика взаимодействия между производителем и потребителем контента основывается на приоритете интересов потребителя как основной движущей силы конвергенции” —Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий. Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-35.pdf 4.04.2016..  Тем не менее, не смотря на то, что мультимедиа проекты для интернет-среды по сути представляют собой цифровой код и подчинены интересам потребителя, исследователь мультимедиа культуры О.В.Шлыкова считает, что “мультимедиа – это форма художественного творчества новыми средствами. Мультимедиа – это новая форма,которая выступает не столько продуктом«технологической революции»,сколько цифровым воплощением идей,которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий” —Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 24..Получается, что как бы интернет-русурс не ориентировался на потребности пользователя, в какой то степени он носит авторский уникальный взгляд на мир и является воплощением его творческих способностей. То есть «новые медиа» нельзя приравнивать исключительно к числовому коду, все же, каждое мультимедийное средство будет воплощением художественного творчества автора. Во многом это художественное творчество заключается и в грамотном сочетании разных медийных средств в одном мультимедийном проекте.

Интересы потребителя сегодня определяются не только желанием видеть разнообразный контент, но и желанием участвовать в процессе медиапроизводства, общаться с другими пользователями, делиться информацией, настраивать медиа-ресурс под собственные запросы. Другими словами, “новые медиа” обеспечивают также интерактивность для современного пользователя. «Взаимодействие с читателем как с заинтере- сованным потребителем информации породила многочисленные формы обратной связи – начиная от традиционной электронной почты и заканчивая комментированием новостных статей и обсуждением их на форуме” —Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий. Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-35.pdf 4.04.2016.. В основе современных интрнет-медиа интерактивность занимает ключевую роль в устройстве контента. «В самом общем смысле интерактивность представляет собой то свойство новых СМИ, которое позволяет аудитории самостоятельно делать выбор в пользу того или иного контента (той или иной программы) или отказа от него» —Засурский И.Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования.М.: Издательсво МГУ, 2007. С. 150..Помимо того, что она в принципе присуща “новым медиа”, и существует почти на любом сайте, крупные медийные кампании (например, маркетинг или продвижение) зачастую рассматривают взаимодействие с пользователем как основной момент в продвижении контента. Пассивное продвижение, без участия пользователя, сегодня воспринимается менее активно и интересно. “Все проекты, которые условно и безусловно можно отнести к Веб 2.0, функционируют силами всего сообщества пользователей, а не какой-то определенной группы нанятых работников. Сервисы, создаваемые в рамках этой модели, направлены на достижение коммуникативного равноправия между создателем продукта и его потребителем. Наличие таких сервисов на сетевых информационных ресурсах продиктовано стремлением, с одной стороны, расширить круг потенциальной аудитории за счет расширения коммуникативных среды, и, с другой̆ стороны, облегчить доступ читателей̆ к оригинальным газетным материалам” —Засурский И.Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования.М.: Издательсво МГУ, 2007. С. 150.. Различные жанры и форматы внедряют интерактивные элементы для привлечения, удержания пользователя, а также для анализа аудитории, например новостные агенства сегодня активно используют пользовательский контент и функцию добавления пользователями материала на сайт агентства. Многие форматы в принципе основаны на интерактивных элементах – блоги, компьютерные игры, интерактивные веб-документари и т.д.

Третьим важнейшим свойством мультимедийных интернет-проектов, а также «новых медиа» в целом, является гипертекстуальность.«Ведущей характеристикой любых интернет-СМИ является гипертекстуальность, с помощью которой можно расширить не только объемы информации, но и ее содержание» —Базарова А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. Конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.  С. 151.. Исследователь мультимедиа А.И. Каптерев так раскрывает это свойство «новых медиа»: «Гипертекст можно определить как нелинейный текст, который ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в нем информацию, в последовательности, которую читатель сам выбирает. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществиться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи» —Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Издательство ИПО Профиздат, 2002. С.24..

1.3. Виды (форматы) мультимедийных веб-проектов

Современные интернет-технологии, благодаря вышеперечисленным особенностям, позволяют создавать самые разнообразные проекты, посвященные различным темам и сферам общества – от образовательных до развлекательных. Сегодня существует огромное множество проектов, различных по своим форматам, но относящимся к мультимедиа в интрнет-среде: это лонгриды, веб-документари, интерактивные документальные проекты, интерактивные карты, образовательные порталы, различные сервисы для коммуникации и общения, игры и т.д.

Одними из наиболее популярных мультимедийных форматов в сфере журналистики являются лонгрид и веб-документари. Лонгриды представляют собой объемные материалы, посвященные одной определенной теме. Достаточно большой текст в формате лонгрида может быть разбит фотографиями, картинками, инфографикой, видео или другими средствами.«Тексты этого жанра следует отнести к группе аналитических жанров. Близким к лонгриду является жанр аналитической статьи: их объединяет глубокое проникновение в тему, представление в материале разных точек зрения и достижение читателем нового понимания предмета после прочтения текста. Однако, лонгрид предусматривает более наглядную подачу материала за счет использования примеров и репортажных вставок, которые не только облегчают восприятие, но и обогащают его» —Колесничеко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1691 18.04.2016..  Таким образом, популярность лонгридов объясняется во многом большим количеством информативных данных, упакованных в красивую картинку, что делает эти данные доступными и понятными для пользователей. «Мультимедийные лонгриды или сноуфоллы отличает подача материала: обилие интерактивных элементов (инфографика, слайдшоу, видео, аудиоряд), современный дизайн. Тонны информации красиво визуально упакованы» —Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как новые вершины журнализма? Режим доступа:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf 10.04.2016..

В качестве примера российского лонгрида можно привестипроект издательского дома «КоммерсантЪ» «Земля отчуждения», посвященный Чернобылю и его окрестностям после аварии. Проект представляет собой мультимедийную статью, текст которой разбит различными медиа-вставками – можно ознакомиться с картой, посмотреть фотогалерею, просмотреть видео, интервью, изучить картинки, инфографику и все это дополнено грамотно подобранным аудио (в данном случае мы слышим счетчик Гейгера). Все медиа в данном случае воздействуют вместе и одновременно, создавая общую атмосферу и сильные впечатления. При этом, важно то, что вызываемые при помощи мультимедийных средств эмоции и чувства, не мешают восприятию аналитической части, а лишь облегчают ознакомление с ней. Информация воспринимается в целом, формируются образы. Некоторая фактическая информация выделяется из текста и помещается отдельно вместе с изображениями (См.рисунок 1).

Рисунок 1. Выделение фактологической информации в лонгриде «Земля отчуждения»

Анализируя проект, нельзя не отметить важность удобной для пользователя разбивки текста и верстки, приятный не отвлекающий фон и ненавязчивую мультимедийность. Необычный эффект, а данном, как и в некоторых других, лонгридах достигается за счет параллаксной верстки – разные элементы проекта движутся, пролистываются с разной скоростью. Параллаксная верстка позволяет усилить впечатление от фотографии, текста, видео, и углубить переживания в целом.

Можно сказать, что лонгрид, хотя представляет собой аналитический материал, не сильно утруждает пользователя, не заставляет его лишний раз кликать машью, открывать и закрывать окна – разные части контента приходят одна за другой просто при пролистывании вниз, при этом видео в основном начинает загружаться само, как и аудио – что добавляет эффекта движения и удерживает внимание пользователя. В целом, не смотря на, зачастую документальный, серьезный аналитический характер лонгридов, можно с уверенностью сказать, что эта технология ориентируется во многом на цепляющую визуальную составляющую – в едином стиле истории подобранные различные медиа средства.

Еще одним набирающим популярность в сфере журналистики форматом являетсяweb-documentary. Данным термином сегодня принято обозначать интерактивные документальные проекты, созданные для размещения в Интернет. Проектweb-documentary так же, как и лонгрид посвящен одной определенной теме, но обязательно теме документального жанра. В основеweb-documentary лежит документ или архив, то есть набор документальных данных, на основе которых может быть построена мультимедийная история. Отличие от лонгрида состоит не только в строгой документальности формата, но и во внешней упаковке.Web-documentary представляет собой конкретную историю, с одной стороны выстроенную линейно как фильм (отсюда такие проекты еще называют веб-документальным кино), но  в тоже время формат дает пользователю возможность нелинейного просмотра истории. Проект как бы состоит из нескольких мультимедийных частей, встроенных в одну историю, в нем может присутствовать и текст, и фотографии, и картинки, и инфографика, и анимация, и другие виды медиа, но ключевое место чаще всего занимает видео.Web-documentary определяется во многом необычной подачей истории, очень часто в такого рода проектах присутствует необычный интерфейс, включающий оригинальную панель меню и навигации. Обычно навигация предоставляет возможность нелинейного изучения проекта, но при этом содержит элемент, обозначающий главный линейный ход истории, например, таким элементов часто бывает таймлайн.

Так, например, в веб-документальном проекте «Грозный: 9 городов», посвященный разным обликам одного города, в качестве основного меню навигации выделена структура самого проекта – подтемы. Проект интересен своей многослойностью. Хотя структурно он выглядит достаточно не сложно – тема города раскрыта через 9 отдельных подтем, актуальных для Грозного – это темы религии, простых людей, отношений с властью, войны и т.д. Итак, интерфейс достаточно простой и понятный для пользователя, который уже на первой страницы сможет выбрать, ему интереснее изучить тему: «отправиться в путешествие» по предложенному маршруту или выбирать точки назначения самостоятельно (См. Рисунок 2).

Рисунок 2. Интерфейс проекта «Грозный: 9 городов».

Получается, важнейшими отличиямиweb-documentary от лонгридов являются основные форматные особенности. Если  лонгрид пользователь все время пролистывает вниз, то в случае сweb-documentary пользователю дается возможность большей интерактивности – сначала ему нужно выбрать способ изучения темы: самостоятельно посредством панели навигации или же, нажав кнопку, означающую «explore» - в проекте «Грозный: 9 городов» - кнопка «начать путешествие». Таким образом, пользователю дается выбор и он с самого начала активно участвует в изучении проекта. Далее, если лонгрид чаще всего преподносит информацию линейно – пользователь читает конкретную историю от начала к концу, вweb-documentary – просмотр по заранее заданному плану – это лишь опция, которую пользователь может выбрать. ОсобенностьюWeb-documentary является такая разбивка мультимедийного материала, что при нелинейном просмотре, пользователь все равно поймет идею, сценарный план и ознакомится с темой настолько же глубоко, как если бы смотрел предложенную разработчиками последовательную версию. Кроме того, отличительной чертой двух форматов является и степень интерактивности. Если в лонгриде пользователь может лишь закрыть предложенный ему элемент истории (например не смотреть видео или не пролистывать фото), а также пропускать те части темы, которые ему менее интересны, то вweb-documentary степень интерактивности только начинается с уровня возможностей выбирать тот контент, что наиболее интересен и не просматривать тот, что менее интересен и заканчивается возможностью добавлять свой собственный контент в проект или влиять на сценарий.

Среди многообразия других форматов мультимедийных веб-проектов, посвященных определенной теме, можно также отметить интерактивные карты, интерактивные видео, мультимедийные платформы, сайты и т.д.

ГЛАВА 2. Мультимедийное продюсирование. Особенности подготовки веб-проектов.

2.1. Особенности производства мультимедиа

В первую очередь особенности производства веб-проектов обусловлены теми основными свойствами, что определяют их специфику: мультимедийность, интерактивность, гипертекст. Эти особенности определяют контент, способы его размещения и продвижения.

Мультимедийность при создании веб-проекта заставляет задумываться о грамотном сочетании разных медиа в рамках одного проекта. Другими словами, важно подобрать именно те медиа средства, которые будут отражать специфику проекта и тему, и не будут загружать его лишней информацией. Например, понятно, что для новостных порталов уместнее использовать текст, фото и видео – анимация, аудио и другие медиа могут выглядеть неуместно и вызвать сомнения в авторитетности источника, хотя, безусловно, многие интернет-порталы сегодня экспериментируют с подходами к подаче новостей, что часто выглядит уместно и только привлекает новых пользователей. Другой пример - развлекательный спортивный портал вряд ли будет успешен, если на нем размещать долгие часовые видео и тексты без иллюстраций. Таким образом, исходя из темы, важно выбрать те медиа, которые будут выгодно ее освещать. В то же время, границы мультимедийности достаточно широкие и предполагают использование разнообразных средств в проекте.  В мультимедийном проекте «каждая мультимедийная составляющая дополняет и развивает общий рассказ, с другой — недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл сюжета. Мультимедийная статья должна гармонично сочетать элементы, не перегружая лишней информацией, которая подобрана исключительно для увеличения линейки элементов. Важно найти компромисс между оперативностью и симфонией всех жанров, даже с технологически сложным циклом, занимающим много времени. Именно поэтому работа команды над мультимедийной статьей должна быть четко спланирована, чтобы по возможности ее самые затратные элементы (например, сложная инфографика, интерактивное видео и пр.) были выполнены к общему дедлайну» —Лукина М.М. Интрнет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. С.270..

Что касается интерактивности и гипертекстуальности мультимедийного проекта, то эти два свойства полностью зависят от технических средств реализации проекта, его формата и конкретных интернет-технологий, которые используются в проекте. Так, например,  «технологической платформой мультимедийной статьи могут быть:  текст в виде обычной html-страницы, в который инкорпорированы мультимедийные элементы;  сложная инфографика, в которой пользователь получает возможность выбирать разные элементы, двигаясь по стержню истории; плеер, построенный на технологии flash или silverlight. Такой плеер может стать мультиэкраном, прототип которого мы можем увидеть на крупных новостных каналах и в Интернете» —Там же.. Сегодня существует ряд сервисов и платформ, на базе которых, будучи не программистом, можно сделать собственный веб-проект. Примером сервиса для создания лонгрида или мультимедийной статьи может быть такой ресурс, как  TildaPublishing, который позволяет собрать свой проект по модульной системы (из блоков), используя разные макеты, эффекты и библиотеки. Ресурс позволяет создавать не только лонгриды, но и сайты, презентации и т.д.  Итоговый вид работы – ссылка, которая воспроизводит веб-проект с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Среди других сервисов, можно отметитьinterlude – позволяет создавать интерактивное видео,klynt иraccontr – для созданияweb-documentary и другие ресурсы. Сегодня при создании мультимедийного веб-проекта, по сути, у начинающего автора есть два основных пути: 1) обратиться за помощью к программистам или же написать код самому 2) использовать уже готовую платформу для создания проекта.

У обоих вариантов есть плюсы и минусы. Первый путь дорогостоящий, либо ресурсоемкий, но при создании проекта будет меньше ограничений по функциям и возможностям – они будут создаваться исключительно для нужд веб-проекта. Во втором случае, стоимость проекта будет ниже, хотя многие ресурсы если и предоставляют бесплатные возможности, но лишь на ограниченных условиях. В любом случае, даже если пользователь платит за пользование ресурсом, сервис будет задавать свои ограничения, к тому же будет риск утратить возможность воспроизвести проект в будущем в случае, если ресурс перестанет существовать. В то же время, доступность таких ресурсов и их профессиональные возможности делают создание веб-проекта удобным и быстрым.

Готовые платформы в основном задают модульную систему, в рамках которой можно выстраивать свой проект, и предполагают набор определенных связей между частями проекта (чтобы пользователь мог переходить с одного элемента на другой), и возможности для интерактивности. Платформа, таким образом, или специально написанный программный код обеспечивает связи внутри проекта, но для того, чтобы проект мог жить в среде Интернет, быть связанным с другими ресурсами необходим гипертекст. «Гипертекст – это информационный материал, который выстроен не линейным образом, а в форме связанного набора текстов. У этих тек