Проблемы и перспективы развития АПК



Оглавление

Введение

Актуальностьтемы исследования обусловлена следующими факторами. В связи с сложившейся политико-экономической ситуацией нашей страны крайне важно грамотно плыть по назначенному курсу. В связи с введением продовольственного эмбарго и санкций относительно Российской Федерации, проблема импортозамещения встала особенно резко. Так высказался о проблеме Президент страны, В. В. Путин: «Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции —Путин: Разумное импортозамещение наш долгосрочный приоритет [Электронный ресурс] //RG.URL:http://rg.ru/2014/12/04/importozameshchenie-anons.html (дата обращения 10.05.2016)». Действительно, если обратиться к статистическим данным Федеральной Таможенной Службы или Федеральной Статистической Государственной Службы, можно увидеть, что во многих отраслях импортозависимость достигает более 80%. Так, например, по словам Министра здравоохранения Вероники Скворцовой: «более 70% всех лекарственных аппаратов – либо чисто импортные, либо используют импортное сырье —Импортозависимость российской фармацевтики превышает 70% [Электронный ресурс] //VedomostiURL:https://www.vedomosti.ru/business/news/2015/10/20/613528-importozavisimost-farmatsevtiki(дата обращения 04.03.2016)».

В основе экономического благополучия страны лежит ее продовольственная безопасность. На территории Российской Федерации действует Доктрина продовольственной безопасности, которая определяет минимальную долю отечественных товаров в продовольственных сферах. Иногда такой порог достигает 97%. Однако, по словам замминистра промышленности и торговли России Е. Л. Евтухова, российский рынок говядины состоит на треть из импортных товаров —Красова В. Минпромторг: импортозависимости в продуктах у РФ нет [Электронный ресурс] //Vestifinance.URL:http://www.vestifinance.ru/articles/45689(дата обращения 04.03.2016).

Так как доля импортных товаров довольно высока во многих важных отраслях, встает вопрос о замене зарубежных товаров отечественными конкурентоспособными и качественными. В этой связи существует потребность в проведении такой политики, которая уже 2 года реализуется на территории Российской Федерации. Поскольку АПК является одной из самых важных сфер, а доля импортных товаров в сельском хозяйстве как элементе агропромышленного комплекса до сих пор значительна, возникает потребность в грамотном управлении АПК в условиях политики импортозамещения.

Объектом исследования является государственная политика импортозамещения.

Предметом данного исследования являются особенности управления реализацией политики импортозамещения в агропромышленном комплексе.

Гипотезой исследования выступает предположение, что проводимая политика не является максимально эффективной и необходима выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Цельюданной работы является анализ особенностей управления развитием агропромышленного комплекса России и подготовка рекомендаций по осуществлению политики импортозамещения на примере Краснодарского края.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. Изучение сущности политики импортозамещения;
  2. Сравнительный анализ мирового опыта реализации политики импортозамещения;
  3. Анализ современного состояния развития агропромышленного комплекса России и, в частности, сельскохозяйственной отрасли;
  4. Подготовка предложений по реализации программы импортозамещения в Краснодарском края и поиск наиболее перспективных отраслей для реализации политики импортозамещения.

Информационную базусоставили нормативно-правовые акты Российской Федерации, отчеты Правительства о ходе реализации Государственных программ, базы данных ФСГС и ФТС, их региональных Краснодарских отделений. Отчеты ЦБ Бразилии и разные научные труды, связанные с темой импортозамещения.

Методы, которые использовались в процессе данного исследования, заключались в проведенииSWOT-анализа, статистических, качественных, сравнительных и количественных анализах, систематизации объемных данных в сводных таблицах, построении графиков и таблиц для оценки существующих тенденций.

Работа состоит из введения, трех основных глав и заключения. Так же представлен список используемой литературы и приложения, используемые в ходе работы.

В первой главе рассматриваются различные походы к понятию импортозамещения, классифицируются существующие понятия, проводится анализ существующих моделей политики импортозамещения. Так же исследуется мировой опыт использования политики импортозамещения в ряде стран с целью изучения положительных и отрицательных моментов, после дается сводная таблица, характеризующая все выделенные политики во время процесса изучения зарубежного опыта. В заключительной части главы рассматриваются предпосылки и особенности начального этапа проведения политики импортозамещения на территории РФ, существующая нормативная правовая база.

Вторая глава посвящена исследованию актуального состояния АПК РФ и, в частности, сельского хозяйства. Рассматриваются различные экономические показатели до и после введения санкций. Вторая часть главы посвящена анализу отечественного опыта управления АПК. Рассматривается несколько моделей, применяемых в России, анализируются государственные программы и законы, которые затрагивают сферу управления АПК, выявляются инструменты реализации политики, проведитсяSWOT-анализ развития агропромышленного комплекса России.

Третья глава является практической и основана на изучении тенденций развития АПК Краснодарского края, включаяSWOT-анализ. Проводится анализ рядов динамики показателей развития Краснодарского края. Анализ проводится с целью выявления эффективности политики импортозамещения. На основе анализа статистических данных и действующих программ развития сформулированы предложения и создана авторская модель реализации политики импортозамещения на примере Краснодарского края.

ГлаваI. Теоретические аспекты политики импортозамещения в современных условиях и причины для ее реализации

1.1 Сущность импортозамещения как экономического процесса

В современных условиях каждой стране необходима как экономическая, так и продовольственная безопасность. В мире у каждой страны свои особые географические показания, которые ставят их в неравные положения, что приводит к такой ситуации, когда государство не может позволить себе полностью изолироваться и обеспечивать себя самостоятельно за счет натурального хозяйства. Даже если не ввозить саму продукцию, то приходится использовать импортное сырье. Однако, каждая страна пытается заменять импортированные товары и сырье на товары отечественного производителя, что обуславливается экономическими и политическими причинами.

Импортозамещение имеет как политические причины, так и экономические – отечественное производство предоставляет дополнительные рабочие места для граждан страны и позволяет сохранить прибавочную стоимость, доход от которой страна не получает, если продукция приобретается за рубежом —Мовчан А. Кризис в кризисе: как безработица тянет экономику на дно [Электронный ресурс] //Forbes.URL:http://www.forbes.ru/mneniya/krizis/295267-krizis-v-krizise-kak-bezrabotitsa-tyanet-ekonomiku-na-dno(дата обращения 01.03.2016). Если рассматривать смысл импортозамещения через призму политических целей, то здесь стоит вопрос о безопасности: государству необходимо обеспечивать страну необходимой продукцией, даже если это экономически убыточно или же ввозить импортные товары. Так, например, Исландии в 2009 году, согласно официальному отчету исландской агрикультурной статистики, приходилось тратить средства на импорт той сельской продукции, которую сама страна не могла произвести в необходимом количестве —Icelandic Agricultural Statistics [Электронныйресурс] // Bondi. URL:http://bondi.is/lisalib/getfile.aspx?itemid=2211(дата обращения 04.03.2016).

Импортозамещение является инструментом для восстановления и создания продовольственной независимости страны или же просто экономической стратегией развития государства. В основе импортозамещения лежит индустриализация экономики посредством снижения доли импорта, то есть при проведении государством политики ввозозамещения используется ряд экономических стимулов, направленных на увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке конкретных отраслей промышленности и сельского хозяйства и их развитие для повышения их конкурентоспособности.

Существует много подходов к определению самого понятия импортозамещения. Чтобы в дальнейшем не запутаться, дадим их краткое описание.

Таблица 1. Подходы к определению импортозамещения (составлено автором, источник: Андреевна Н. В., Громова А. С., Макашева Н. П., Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики импортозамещения) [2]

Стратегия

Набор инструментов реализации политики

Процесс

Экономически объективный процесс увеличения производства, потребления и экспорта национальных товаров при снижении доли импорта благодаря росту конкурентоспособности отечественных товаров

Политика

Политика, обоснованная наукой по оптимизации доли импорта посредством стимулирования национальных производителей и снижения импорта с помощью протекционистским инструментов

Категория

Система экономических отношений, суть которой заключается в замене отечественными товарами импортных для экономического роста

Однако, эффективность политики импортозамещения до сих пор является предметом спора для практиков и теоретиков экономической науки. С одной стороны, в современной научной литературе данная импортозамещение упоминается в основном при использовании страной политики догоняющего развития, которую в основном используют страны «третьего мира», заключающейся в реализации мер протекционизма, не соответствующим смыслу свободной конкуренции, что, в свою очередь, в итоге приводит к стагнации рынка в связи с тем, что у отечественных производителей отсутствует мотивация производить более качественные товары, так как резко спадает уровень конкуренции. Существует и иная точка зрения на целесообразность политик импортозамещения и догоняющего развития. Так, по мнению В. М. Полтеровича, ведущего российского экономиста в сфере догоняющих экономик, в определенных случаях только политика импортозамещения, направленная на снижение доли импортных товаров и их замену на отечественные аналоги, которые будут конкурентоспособны как по цене, так и по качеству может дать толчок на развитие национальных отраслей промышленности [32].

Перед проведением мер по импортозамещению необходимо учитывать различные факторы, которые могут повлиять на степень эффективности политики. Например, степень качества товаров, которые поставляются на рынок отечественными производителями, рынки сбыта этих товаров, какие в данный момент существуют меры по оказанию помощи внутреннему рынку и развитию конкуренции и др.

В настоящее время в научной среде существует ряд разнящихся трактовок понятия импортозамещения. Так, например, в «Современном экономическом словаре» этот процесс понимается как «уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране таких же, или аналогичных товаров —Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. современный экономический словарь [Электронный ресурс] //Consultant.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/». Несколько иное толкование дает другой экономический словарь: «…тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства —Экономический словарь [Электронный ресурс] //Informbureau.IRL:http://abc.informbureau.com/html/eiiidoicaiauaiea.html(дата обращения 05.04.16)». В данном определении целью импортозамещения выделяются именно популярные товары, а не все.

В своей статье российский ученый А. Н Макаров. рассматривает процесс импортозамещения через призму потребностей региональной экономики: «… под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства [19]».

Одним из наиболее полных определений дал Е. Лукьянчук в своей научной статье: «импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных —Лукьянчук Е. Импортозамещение: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Аптека.URL:http://www.apteka.ua/article/79186(дата обращения 10.04.16)». Можно предположить, что политику импортозамещения важно рассматривать еще и как экономический процесс, который является характерным для развития различных отраслей национальной экономики, при этом важно учитывать особенности конкурентоспособности и географических характеристик, в качестве мощного инструмента для государственной стратегии, направленной на рост отечественной промышленности в условиях введения как санкций против Российской Федерации, так и ответных мер в отношении стран Европы и США.

Еще одно определение дал М. Н. Черкасов. Согласно его статье, политика импортозамещения представляет «процесс, реализуемый на уровне национальной экономики, в процессе которого происходит обеспечение выпуска необходимой для внутренних потребителей продукции силами отечественных (функционирующих внутри страны) товаропроизводителей [52]».

Как было написано выше, отношение к политике импортозамещения в качестве толчка и развития отечественной экономики среди экономистов двоякое, тем не менее следует отметить, что в современных условиях, а именно с начала введения санкций и ответных мер данная политика при грамотной ее реализации послужит ощутимым стимулом для развития отечественных производств. Однако не следует забывать и о том, что цель данной политики не только в замещение отечественными товарами импортных на внутреннем рынке, но и в повышении качества этих товаров и услуг и увеличении их уровня, чтобы они могли конкурировать с иностранными товарами на мировом рынке.

На основе анализа научной литературы составим сводную таблицу и выясним, какие общие факторы присущи определениям, чтобы выделить характерные черты политики импортозамещения.

Таблица 2. Сводная таблица анализа существующих подходов к определению политики импортозамещения (Составлено автором)

Современный экономический словарь

Экономический словарь

А. Н. Макаров

Е. Лукьянчук

М. Н. Черкасов

Цель

-

-

Формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства

-

Насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами

Задачи

Снижение импорта

Снижение импорта

Достижение целей региона по производству

Сокращение или прекращение импорта

Снижение импорта

Средства

Выпуск товаров-заменителей

Замена отечественными товарами

Снижение потребления импортных товаров

Замена отечественными товарами

Поддержка отечественных товаропроизводителей

Уровень реализации

-

-

Региональный

-

Федеральный

Характеристика отечественных товаров

-

-

-

Более высокие потребительские свойства, стоимость не выше импортных

-

Что собой представляет

-

Экономическая стратегия

Система мер

-

Экономический процесс

Выбор товаров для замещения

-

Высокий спрос на рынке

-

-

-

Изучив существующие подходы к определениям сущности политики импортозамещения и исходя из целей, которыми такая политика должна обладать, следует отметить, что в данной работе будет пониматься под импортозамещением – федеральная и региональная политики Российской Федерации по реализации мер, направленных на замену отечественными аналогами продукции, которая была произведена вне территории России, при этом отечественная продукция должна как минимум не уступать по качеству и цене аналогичным товарам на мировом рынке, иными словами российская продукция должна быть конкурентоспособна вне территории Российской Федерации.

Существует несколько моделей реализации политики импортозамещения. Во-первых, этоISIStrategy.  Ее общий смысл заключается в следующем – большая индустриализация дает большее богатство. То есть, чем больше граждане участвуют в производственной деятельности, тем больше доход на душу населения. Кроме того, она подкреплена экономическими теориями, согласно которым увеличение размеров рынка позволяет снизить себестоимость продукции. Она построена на анализе собственного опыта, что связывает промышленность и технологические инновации —Import substitution strategy of economic development [Электронныйресурс] // Nipfp . URL:http://www.nipfp.org.in/media/pdf/books/BK_33/Chapters/1.%20Import%20Substitution%20Strategy%20Of%20Economic%20Development.pdf (дата обращения 03.03.2016).ISIпостроена на 2 главных целях:

  • Обеспечение замещения импортируемых простых товаров национальными;
  • Производить национальные товары-заменители для более технологически сложных товаров

Достигается это с помощью создания экономических барьеров, подкрепленных бюрократическими мерами в виде торговых ограничений.  Основным двигателем данной модели является государство, которое берет экономику под полный контроль, активно реализуя национализацию, инвестируя в первостепенные отрасли экономики (обычно тяжелую промышленность) и в АПК. При выборе такой модели у государства есть несколько инструментов для проведения политики импортозамещения. Регулировать импорт государство может посредством тарифных ограничений (таможенный тариф и квота). Управление внутренним валютным курсом так же является инструментом реализации политики импортозамещения. При переоценивании национальной валюты цена импортируемого товара будет высокой при низкой цене отечественного товара. Другими инструментами являются лицензии на импорт, запрет на ввоз определенных товаров и прямые инвестиции правительства в ключевые отрасли —Eliana Cardoso. A brief history of trade policies in Brazil [Электронныйресурс] // Tulane. URL:http://www.tulane.edu/~dnelson/PEBricsConf/cardoso-trade.pdf (дата обращения 10.03.2016). Однако при тотальном контроле ввозимой продукции, государство может снижать или отменять налоговые сборы и запреты на ввоз тех товаров, которые необходимы для функционирования приоритетных отраслей. Государство так же выходит на внутренний рынок, используя предприятия, которыми оно владеет. Несмотря на то что импорт сокращается, государство проводит меры по привлечению зарубежного капитала на территорию страны. Такая модель управления импортозамещением имеет краткосрочные преимущества, но в долгосрочном периоде не является эффективной.

Другая модель управления импортозамещением - стратегия консервативной модернизации, заключается в том, что государственные силы направляются на технические изменения в определенные отраслях и развитие агропромышленного комплекса. При такой модели акцент идет на развитие существующих отраслей. Механизмы похожи на те, что используются приISI, но являются менее радикальными. Государством разрабатываются отраслевые программы развития отраслей, отечественные товары, направленные на экспорт, получают налоговые послабления, другие же товары облагаются различными мерами контроля. Проходит модернизация существующей промышленности для ослабления зависимости от импортируемых инструментов, машин и деталей.

На основе проведенного анализа составим сводную таблицу сравнения элементов моделей.

Таблица 3. Сравнение характеристик моделей политики импортозамещения (составлено автором)

ISI Strategy

Стратегия консервативной модернизации

Цель

Снижение доли импорта

Сокращение импорта и повышение экспорта

Механизм

Развитие новых отраслей

(товары-заменители)

Модернизация существующих отраслей

(конкурентоспособность)

Инструменты

Тарифные ограничения, изменение валютного курса, лицензирование, инвестиции

Государственные программы, налоговые льготы, субсидии

Основные отрасли

Тяжелая промышленность

Перспективные отрасли и АПК

Эффекты (временные)

Краткосрочные

Долгосрочные

  1. Особенности зарубежного опыта осуществления политики импортозамещения
  2. Перейдем к изучению зарубежного опытаосуществления политики импортозамещения и специфики применения моделей управления импортозамещением. Стратегию импортозамещения страны начали применять еще в серединеXIX века, из-за торговой гегемонии Англии.

    Политику импортозамещения можно разделить на 3 основных типа. Это внутреориентированное импортозамещение, когда его целью является насыщение только внутреннего рынка, внешнеориентированное импортозамещение, целью которого является замена импортных деталей и комплектующих для отечественных товаров, ориентированных на экспорт. И третий тип реализации политики импортозамещения называется смешанным, сочетающим в себе элементы предыдущих стратегий, что реализуется в том, что экспорт строится на основе ресурсов страны, при этом развиваются менее ресурсоемкие отрасли с целью замещения импортных товаров на внутреннем рынке.

    Таблица 4 - Сводная таблица характеристики трех типов политики импортозамещения (составлено автором)

    Тип политики

    Внутреориентированное импортозамещение

    Внешнеориетированное импортозамещение

    Смешанная стратегия*

    Инструменты

    Высокие пошлины на импорт, зарубежные инвестиции, долгосрочные инвестиции в инфраструктуру и образование

    Протекционизм только развитых отраслей, зарубежные инвестиции, гос. инвестиции в промышленность, развитие малого бизнес, поддержка экспорта

    Развитие высокотехнологичных отраслей, поддержка экспорта, проведение НИОКР, валютный контроль, развитие социальной инфраструктуры

    Модель

    ISI strategy

    Консервативная модернизация

    Совмещение элементов обеих моделей.

    Сценарий

    Стимулирование существующих производств

    Стимулирование существующих производств

    Создание и развитие новых отраслей

    Отрасли промышленности

    Легкая и тяжелая промышленность, пищевая промышленность, товары народного производства, технически сложные товары

    Тяжелое машиностроение, нефтепереработка, пищевая промышленность

    Химическая и фармацевтическая промышленность, электроника, программное обеспечение, транспортное машиностроение

    Уровни реализации

    Макро

    Мезо

    Микро

    Направление реализации

    Инвестиционный спрос

    Потребительский спрос

    Потребительский спрос

    Результат

    Рост ВВП, рост промышленного производства, рост инфляции, малая инновационная составляющая

    Рост ВВП, развитие внутреннего рынка, модернизация технологий, слабый экспортный потенциал

    Высокий темп роста экономики, уменьшение бедности, рост высокотехнологичных отраслей, рост импорта оборудования для экспортных отраслей, падение капиталовложений

    * смешанная стратегия делится на 3 типа, разница в отношении к иностранным инвестициям

    1 тип

    2 тип

    3 тип

    Сокращение доли иностранных инвестиций

    Привлечение как можно большего объема иностранных инвестиций в выбранные государством области

    Привлечение иностранных инвестиций, но рыночное регулирование их потока

    Существует два основных сценарияреализации стратегий импортозамещения, с помощью которых можно стимулировать развитие промышленного производства. Во-первых, это инвестиции в отечественные отрасли, иными словами при выборе такой политики государство будет стимулировать экономический рост среди тех производств, которые находятся на территории страны и принадлежат гражданам.

    Однако, по состоянию инвестируемых отраслей, можно выделить 2 направления. Первое направление заключается в развитие отечественных отраслей, когда государство оказывает поддержку, направленную на улучшение позиции данных товаров на рынках на территории своей страны.В таком случае все силы будут направлены на производство максимального количества собственных товаров и услуг. Однако, если на внутреннем рынке не представлены национальные товары-аналоги импортных, при необходимости они будут ввезены в страну. В случае же, когда все-таки импортируются зарубежные аналоги, они ввозятся ограниченным тиражом и реализуются на внутреннем рынке по менее конкурентным ценам, иными слова по завышенным относительно национальных товаров той же категории.

    Второе направление заключается в оказании помощи тем отраслям, которые на данный момент зарекомендовали себя в качестве конкурентоспособных экспортеров. Импортозамещение в данном случае используется как инструмент для развития этих отраслей, направленный на расширения экспорта. Те же предприятия, которые не способны конкурировать с их аналогами на зарубежных рынках, лишаются государственной поддержки. Такой политикой пользовались власти Сингапура, Южной Кореи и Гонконга — Каримуллина А. В. Промышленная политика Республики Сингапур: этапы, инструменты, результаты [Электронный ресурс] //riss.URL:http://riss.ru/images/pdf/journal/2012/3/13_.pdf(дата обращения 15.04.2016).

    Второй сценарий заключается в создание и развитие новой отрасли. Поддержка со стороны правительства для новой отрасли заключается в различных предоставляемых ценовых преимуществах. Например, национального производителя-новичка на рынке государство может поддержать с помощью увеличения налоговых пошлин на ввоз аналогичного импортного товара или же разработать налоговые льготы для местного производителя —Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // Правительство России.URL:http://government.ru/docs/11912/(дата обращения 15.04.2016). Для достижения более быстрого и эффективного результата можно объединить два этих способа, а также добавить государственные программы, направленных на развитие необходимой для данной отрасли инфраструктуры. Поскольку государству необходим самостоятельный рынок и конкурентоспособные производства при минимальной денежной поддержке, то постепенно помощь сокращается и на рынке остаются только те предприятия, которые остаются конкурентоспособными без помощи правительства. Остальные же производства прекращают свое существование либо окончательно, либо поглощаются более эффективными. Таким методом пользовались в странах Восточной Азии — Масленников А. Импортозамещение: как избежать ошибок [Электронный ресурс] // Forbes.URL:http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/271103-importozameshchenie-kak-izbezhat-oshibok(дата обращения 15.04.2016).

    Тип экономической стратегии, основанный на политике внутреориентированного импортозамещения, в основе которой лежат протекционистские меры, был распространен в ряде стран Латинской Америки. Основные этапы реализации представлены в Таблице 5.  Она характеризуется довольно быстрым темпом роста экономики, развитием легкой или тяжелой промышленности.

    Таблица 5 -  Этапы реализации политики импортозамещения в странах Латинской Америки (составлено автором)

    Этап

    Период

    Отрасль развития

    Описание

    "Легкий" этап

    начало 1930-х гг. по 1950 г.

    Развитие легкой промышленности

    Налоговые льготы,  пошлины  на импорт готовых товаров, отмена пошлин на сырье и оборудование

    "Тяжелый" этап

    начало 1950-х гг. по 1960 г.

    Развитие тяжелой промышленности

    Иностранные инвестиции и займы, создание государственных предприятий, тарифы на импорт, система дешевого кредитования, гос. инвестиции

    Третий этап

    Начало 1970-х гг. по 1990 г.г.

    Развитие государственного сектора

    Налоговые льготы,  пошлины  на импорт готовых товаров, отмена пошлин на сырье и оборудование

    1.2.1 Особенности и проблемы реализации политики импортозамещения в Бразилии

    Негативные последствия данной политики можно рассмотреть на примере Бразилии, которые выражены в следующем: увеличение объема импорта оборудования, снижение внутренней конкуренции, так как отсутствует стимул в виде иностранных конкурентов, промышленность превращается в пиявку, присосавшейся к государственным дотациям и не чувствующей никакой конкуренции из-за слишком высоких барьеров входа на внутренний рынок иностранных конкурентов. Согласно опросу, проведенному крупной международной консалтинговой фирмойPWC, бразильские предприниматели видели причины своей низкой конкурентоспособности в следующем: высокие налоги, низкий уровень рабочей силы, отсутствие технологичного оборудования, высокая стоимость сырья —Импортозамещение Опыт Бразилии [Электронный ресурс] //PWC.URL:https://www.pwc.ru/en/oil-and-gas/assets/gazprom-magazine-3-2015_extract-pages.pdf (дата обращения 11.04.2016. Это все было вызвано проводимой государством политикой внутреориентированного импортозамещения.

    Принято разделять процесс развития политики импортозамещения в Бразилии на 4 основных этапа —Горбунова Н. В., Ватолкина Н. Ш. [Электронный ресурс] //Googleusercontent.URL:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:z5s4S9iEZbsJ:ntv.spbstu.ru/fulltext/E6.233.2015_03.PDF+&cd=9&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения 11.04.2016). Первый проходил с 1946-1962 гг. и заключался он в импортозамещении товаров народного хозяйства посредством использования следующих экономических инструментов: контроль курса национальной валюты, снижение импорта товаров, которые имели национальные аналоги на внутреннем рынке путем реализации дифференциации курса и государственная поддержка в импорте важных товаров. Так же были использованы такие государственные рычаги, как увеличение или установление пошлин на импорт и привлечение зарубежного капитала. В итоге можно было наблюдать значительный общий рост экономики страны. Однако, выросла доля импортируемой продукции для развивающихся отраслей и увеличение задолженности из-за растущих привлекаемых инвестиций.

    Следующий этап заключался в быстром развитии сети внутреннего транспорта и машинной промышленности. Быстрый рост этих отраслей позволил Бразилии привлечь в АПК территории, доступ к которым был ранее затруднен. Несмотря на то что этот толчок позволил встать стране на второе место в мире по объему производства продукции сельского хозяйства, по-прежнему рос внешний долг и уровень инфляции в стране —Fernando Fajnzylber. La industrializacion trunca de Mexico [Электронныйресурс] // Colmich. URL:http://www.colmich.edu.mx/relaciones25/files/revistas/018/FernandoFajnzylber.pdf(дата обращения 1.03.2016).

    Возрастающая зависимость от импорта оборудования и необходимого сырья привела к попыткам от нее избавиться. На третьем этапе проводились меры по   строительству заводов, развитию атомной энергетики, увеличение транспортной сети – иными слова, правительство пыталось активно модернизировать инфраструктуру страны, чтобы избавиться от растущей импортозависимости.

    Последний, четвертый этап характеризуется тем, что были получены результаты от проводимой ранее политики – объем импорта сократился при росте экспорта. Однако даже профицит торгового баланса в $10.7 млрд не помог Бразилии справиться с ростом внутреннего долга, высоким темпом инфляции и общим снижением экономического состояния страны —Rex Hudson. Brazil: A country study [Электронныйресурс] // countrystudies. URL:http://countrystudies.us/brazil/(датаобращения 1.03.2016).

    Теперь следует более детально поговорить о государственном регулировании развития агропромышленного сектора при провидении политики импортозамещения. Сперва посмотрим на тенденцию темпа роста производства сельскохозяйственной культуры.

    Таблица 6. Средневзвешенный годовой темп роста производства с/х Бразилии в % (источник:IRIBA)  —Bernardo Muleller. The Economics of the Brazillian Model of Agricultural Development [Электронныйресурс] // IRBA. URL:http://www.brazil4africa.org/wp-content/uploads/publications/working_papers/IRIBA_WP01_The_Economics_of_the_Brazilian_Model_of_Agricultural_Development.pdf(дата обращения 1.03.2016)

    Период

    Все зерновые культуры

    Еда

    Товары конечного производства

    Экспортируемые

    1940-1950

    3.1

    4.6

    3.2

    -0.4

    1950-1960

    5.7

    5.0

    6.6

    6.2

    1960-1970

    5.4

    5.8

    5.8

    1.9

    Изначально вся послевоенная экспортная и импортная политика Бразилии строилась на одном товаре – кофе. Создавались специальные различные государственные институты, такие как Национальный Департамент Кофе, которые не имели четких целей и не были подконтрольны министерству сельского хозяйства, что привело к высокой доли неэффективности таких организаций.

    В 1950-х гг. в Бразилии в основе управления АПК лежала ISIStrategy (ImportSubstitutionIndustrialization), смысл которой заключался в том, что страна должна уменьшить свою импортозависимость посредством развития собственного производства промышленных товаров. В тот период времени основной целью при такой стратегии было перераспределение ресурсов из экспортного сектора в импортный. Но это так же важно для повышения производительности сельскохозяйственного производства для внутреннего рынка.  ИспользуяISIstrategy, за 10 лет правительству удалось поднять темп роста до 5.7% в год, что видно на Таблице 6. Несмотря на высокий темп роста, общий объем производства в АПК сокращался, что видно на Таблице 7, так как основной цельюISI является развитие тяжелой промышленности.

    Таблица 7. Распределение ВВП и рабочей силы между секторами в % (источник: Бразильский институт географии и статистики) —SergioBessermanVianna.Brazilennumeros [Электронный ресурс] //Biblioteca.gov.br.URL:http://biblioteca.ibge.gov.br/visualizacao/periodicos/2/bn_2001_v9.pdf (дата обращения 24.03.2016)

    Год

    Сектора

    АПК

    Промышленность

    Услуги

    ВВП

    Р/С

    ВВП

    Р/С

    ВВП

    Р/С

    1950

    25.1

    59.2

    24.8

    14.19

    50.0

    25.91

    1960

    18.3

    53.96

    33.2

    12.92

    48.5

    33.12

    1970

    12.3

    44.28

    38.3

    17.92

    49.4

    37.8

    1980

    10.9

    29.23

    44.1

    24.38

    45.0

    46.39

    1990

    11.5

    -

    42.1

    -

    46.4

    -

    Если взглянуть на Рисунок 1, то мы увидим, что цены на товары с/х при реализации политикиISI были весьма удовлетворительными. Последующий резкий скачек объясняется не неэффективностью политики, а резким ухудшением погодных условий.  В это же время властями Бразилии использовалась политика «горизонтального расширения», заключавшаяся в развитии незатронутых ранее территорий.

    Рисунок 1. Динамика реальных цен на продукты с/х (Источник:IRIBA) —Bernardo Muleller. The Economics of the Brazillian Model of Agricultural Development [Электронныйресурс] // IRBA. URL:http://www.brazil4africa.org/wp-content/uploads/publications/working_papers/IRIBA_WP01_The_Economics_of_the_Brazilian_Model_of_Agricultural_Development.pdf(дата обращения 1.03.2016)

    Государство ввело льготные условия по покупке не занятых территорий для отечественных фермеров —Rex Hudson. Brazil: A country study [Электронныйресурс] // countrystudies. URL:http://countrystudies.us/brazil/71.htm(датаобращения 1.03.2016). Как мы можем видеть на Таблице 6, в последнем периоде темп роста заметно упал, что было связано с тем, что политика расширения перестала быть эффективной, так как все новые земли были открыты для производства, а их развитие целью «горизонтального расширения» не являлось. В первой фазе политики импортозамещения АПК не был приоритетной целью. Основные решения принимались с целью увеличения доли экспорта кофе. Единственное государственное законодательное регулирование АПК было выражено в Программах строительства дорог, что позволило фермерам покрыть большую часть внутреннего рынка.

    Правительством Бразилии был предпринят новый ряд мер, в основу которых легла стратегия консервативной модернизации, состоявшая из технических изменений для ограниченного числа поддотраслей и стимулов для развития АПК. Данный способ управления импортозамещением получил свое название из-за того, что основной акцент идет на развитие самой традиционной сферы национальной экономики – сельского хозяйства.  Были введены субсидируемые кредиты, минимальные цены, производители освобождены от налогообложения при экспорте. Такими инструментами государство хотело дать новый толчок развитию АПК. При второй фазе политики импортозамещения в Бразилии АПК опять не был выбран в качествен приоритетной отрасли, однако правительство поняло его ценность для внутреннего рынка и провело ряд мер по улучшению:

    • государственные инвестиции в строительство дорог и развитие транспортной системы;
    • снижение ценовой политики;
    • повышение налогов на импорт;
    • строительство складов для хранения продуктов;
    • создание сельского страхования;
    • реорганизация институтов АПК;
    • снижение процентной ставки для отечественных фермеров.

    Следует выделить наиболее эффективные и значимые меры, реализованные правительством Бразилии, успешно повлиявшие на развитие АПК во время второй фазы:

    • создание системы научных исследований в сфере сельского хозяйства в тропических условиях. В долгосрочной перспективе это позволило использовать более современные технологии;
    • учреждениеNSRC – Национальной Системы С/Х Кредита. Деятельность данного института была направлена на финансирование частного предпринимательства при низких процентных ставках;
    • предоставление субсидий и пособий на развитие и расширение АПК.

    Данные меры способствовали росту частного сектора в АПК, что привело к общей модернизации отрасли. Однако, из-за того, что не были проведены реформы относительно перераспределения земельных участков, данную политику называют Консервативной.

    Таблица 8. С/Х кредиты и реальные процентные ставки (источник: ЦБ Бразилии) —Michel Alexadre da Silva and Gilberto Tadeu Lima. Combining Monetary Policy and Prudential

    Regulation: an agent-based modeling approach [Электронныйресурс] // BCBhttp://www.bcb.gov.br/pec/wps/ingl/wps394.pdf(дата обращения 15.03.2016)

    Годы

    Кредиты ($ миллиардов)

    Реальная процентная ставка

    1970

    6.2

    -3.9

    1971

    7.2

    -4.0

    1972

    9.0

    -1.5

    1973

    12.8

    -1.4

    1974

    15.9

    -15.1

    1975

    23.1

    -11.5

    1976

    23.7

    -21.9

    1977

    21.3

    -16.7

    1978

    20.7

    -17.7

    1979

    26.8

    -34.4

    Финансовые ресурсы, привлеченные в АПК, были действительно значимыми. Выдавалось 3 вида разных кредитов:

    • кредит на операционные расходы, куда входит покупка семян, пестицидов, топлива для с/х техники и наем рабочей силы;
    • кредит на коммерческую фазу производственного цикла сроком до 2 месяцев;
    • инвестиционный кредит на покупку с/х техники и постройку зданий до 15 лет и более.

    Существовал так же специальный кредит, который могло получить руководство депрессивных регионов для стимулирования производства особых товаров или развития земли с целью ее использования в АПК.

    Рисунок 2. Производство зерновых и масличных культуры и Реального С/Х Кредита (источник:IRIBA)Bernardo Muleller. The Economics of the Brazillian Model of Agricultural Development [Электронныйресурс] // IRBA. URL:http://www.brazil4africa.org/wp-content/uploads/publications/working_papers/IRIBA_WP01_The_Economics_of_the_Brazilian_Model_of_Agricultural_Development.pdf(дата обращения 1.03.2016)

    На Рисунке 2 рассмотрим динамику производства зерновых и масличных культур и Реального С/Х Кредита. Как можно заметить, первое время использования С/Х кредитов отмечается значительным ростом в сельскохозяйственном производстве. В начале 1980-х гг. показатели были примерно на одном уровне, но за время с 1983 по 1985 года мы видим спад использования кредита, вызванный проведением политики жесткой экономии.

    Следующей мерой реализации политики импортозамещения было использование такого инструмента, как минимальная цена. Финансовые стимулы необходимы для развития любой отрасли. Растущий уровень инфляции и давление со стороны международных институтов, таких как МВФ, привело к снижению выдачи официальных субсидий и кредитов на несколько лет, однако правительство видело необходимость в продолжении предоставления такой помощи АПК. Политика минимальной цены была первой на федеральном уровне, целью которой было развитие АПК. Данная политики реализуется 2 способами:

    • покупка государством той продукции, которая является рыночным излишком по минимальной цене;
    • покрытие фермерам разницы в выручке из-за сезонного занижения цен.

    В случае избытка зерновых культур, государство будет скупать их по минимальной цене и хранить, в случае нехватки государство будет его продавать по той же минимальной цене или экспортировать на внешние рынки. В долгосрочной перспективе это обеспечит стабильность цен на с/х продукцию. Что касается фермеров, то смысл заключался в стабилизации цен в краткосрочной перспективе путем предоставления фермерам финансовой помощи, чтобы они могли сохранить часть своего урожая во время сбора.

    Особенностью использования Бразилией такой политики является то, что она активно применялась в региональном развитии. Некоторые регионы, в которых еще не была развита транспортная инфраструктура, были целью развития АПК. Но высокие издержки транспортировки мешали развитию этих регионов. Поэтому местные фермеры были обязаны продавать свою продукцию по ценам не выше рыночной в округе, что заставляло их терять прибыль при транспортировке. В итоге, к концу 1980-х гг., правительство Бразилии отказалось от данной политики в виду ее неэффективности.

    Примером более успешной реализации сценария развития отечественного производства считается применение политики внешнеориентированного импортазамещения правительством Тайваня. Первое, что предприняли власти страны, это увеличение производства национальной продукции, а именно риса и сахара-сырца, что привело к росту сельского хозяйства —Новикова Н. В. Опыт реализации промышленной политики в Бразилии и Тайване [Электронный ресурс] //Google.URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjd--zm-s_MAhWiYZoKHX2dC6wQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fj.uniyar.ac.ru%2Findex.php%2Fdnk%2Farticle%2Fdownload%2F15%2F15&usg=AFQjCNHNgQfgcJTW17VUX5mLYHwk9wQMng&sig2=QPNdcMA7g95KeCZVrpuGpA&cad=rjt (дата обращения 22.03.2016). Следует отметить, что изначальной и основной целью для Тайваня был создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для экспорта. Внутренний рынок правительство защищало традиционными для протекционизма методами – рост таможенных пошлин, лицензии на импорт, жесткий контроль валютного курса страны. Заключался он в том, что для государственных компаний, которые монополизировали экспорт, был более высокий валютный курс, нежели для частных фирм. В связи с ростом отрасли сельского хозяйства было решено наложить более высокие полшины на экспорт, что привело к росту ВВП. Проанализировав методы правительства Тайваня и то, к чему оно стремилось, можно сделать вывод, что целью экономической политики было не создание новых отраслей, что было бы неэффективно с точки зрения инвестирования, не тотальное импортозамещение, а придание конкурентоспособности на внешнем рынке уже существующим отраслям. Вскоре были введены меры финансовой поддержки для предприятий-экспортеров и снижены пошлины для импортируемых и необходимых стране товаров. В отличии от Бразилии, которая пыталась инвестировать во все отрасли, Тайвань выбрал нескольку иную стратегию – государство финансировало только те предприятия, которые создавались в капиталоемких отраслях с целью импортозамещения. Можно предположить, что Правительство Тайваня выбирало проекты по срокам их окупаемости, ведь для таких предприятий необходимы крупные, но при этом краткосрочные инвестиции. Данный пример интересен тем, что Тайвань в своей политики совмещал множество инструментов, совмещая и политику, направленную на экспорт, и импортозамещения.

    Подведем промежуточный итог, проанализировав политики Тайваня и Бразилии. На что же стоит обратить внимание России и каких ошибок не допустить? Во-первых, после насыщения внутреннего рынка продукцией отрасли, необходимо направить данную ее развитие на внешний рынок. Во-вторых, нецелесообразно использовать лишь инструменты протекционизма, так как внутренний рынок ограничен и при его насыщении единственным возможным расширением является экспорт, но при этом стоит обратить внимание на то, что, если отрасли находились под протекцией государства, они будут менее конкурентоспособными на внешнем рынке из-за меньшей конкуренции на внутреннем. И последние, на что делать акцент при подготовке политики импортозамещения, это определенные рамки, которые ставит ВТО для стран-участниц. Имеется ввиду, что страна с мерами протекционизма скорее всего будет обладать завышенным курсом, поэтому будут необходимы дополнительные финансовые меры поддержки тем отраслям, которые защищались государством.

    1.2.2 Опыт реализации политики импортозамещения в Индии

    Теперь разберем пример Индии, которая реализовывала внешнеориентированную политику импортозамещения с развитием сценария поддержки эффективных отраслей. Первым делом были выделены главные направления промышленности, с развитием которых увеличивался бы и экономический рост. Основным направлением импортозамещения было создание государственного сектора и тяжелой промышленности —Брагина Е. А Индия – от догоняющего развития к устойчивому спросу? [Электронный ресурс] //vizllib.URL:http://www.vuzllib.su/books/7465-Сборник_2/8-Е.А._Брагина_Индия_—_отдогоняющего_развития_к_устойчивому_росту? (дата обращения 18.03.2016). Индия не пошла по пути Бразилии и использовала протекционизм только в ключевых для экономики отраслях, при этом активно привлекался зарубежный капитал. Первые пять лет импортозамещение было сконцентрировано на товарах народного производства, потом в отрасли товаров производственного назначения. Как и в случае Бразилии, первым эффектом стал ожидаемый рост ВВП. Совмещая протекционизм и поддержку частного сектора, а также активно инвестируя в развитие транспортной сети и малых предприятий, правительство Индии создало множество рабочих мест и повысило качество работников. Однако, из-за низкой конкуренции на внутреннем рынке, с чем сталкивается любая страна при реализации политики протекционизма, экспортный потенциал у индийских предприятий был незначителен. Постепенно во многих отраслях произошло перенасыщение на внутреннем рынке, в связи с чем многие предприятия стали ориентироваться на экспорт продукции. Увеличение торговых отношений с развитыми странами и слабый внутренний рынок привели к появлению новых отраслей, которые стали ориентироваться только на экспорт —Murali Patbandla. A Byproduct of Import substitution and Competitiveness [Электронныйресурс] // openarchive. URL:http://openarchive.cbs.dk/bitstream/handle/10398/6566/wp14.pdf?sequence=1(дата обращения 18.03.2016).

    Рассмотрев общие направления политики импортозамещения в Индии, обратим внимание на развитие АПК в это время, какие меры оказывались для поддержки сельского хозяйства в стране и с какой целью. Получив независимость от британской короны в 1947 году, перед правительством Индии встал вопрос об обеспечении продовольственной независимости, так как страна столкнулась с дефицитом еды. Зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции, растущее население, стремление к национальной безопасности и политической стабильности говорило об обязательной независимости в сфере сельского хозяйства. Для достижений поставленной задачи правительством был реализован ряд мероприятий, таких как модернизация сельского хозяйства, известная как «Зеленая революция», которая так же использовалась властями Бразилии, создание системы общественного распределения и система поддержки цен для фермеров.

    В 1966 г. была принята Новая Агропромышленная Стратегия «Зеленой Революции», направленная на применение науки и технологии с целью повышения собираемого урожая на гектар. В основу легло расширение высокоурожайных сортов, применение удобрений и система эффективных мер в выбранных регионах с высокой частотой дождей или качественной ирригационной системой. Для реализации целей стратегии было разработано несколько целевых программ, направленных на следующие отрасли:

    • высокоурожайные сорта;
    • развитие засушливых районов;
    • меры защиты посевов;
    • расширение использования удобрений;
    • концепция системы орошения —Amarnath Tripathi, Prasad A. R.  Agricultural Development in India since Independence: A Study on Progress, Performance, and Determinants [Электронныйресурс] // digitalcommons. URL:http://digitalcommons.kennesaw.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1007&context=jekem(дата обращения 5.04.2016).

    Во время реализации данной политики государством проводились внутренние земельные реформы. Одной из самых значительных было устранение посредников при торговле землей и передача прав на земельные участки фермерам. Это дало толчок развитию производственных сил, и фермеры стали стараться произвести лучший продукт. Децентрализованное планирование и создание новых административных механизмов, которые применяются в селах и деревнях, были направлены на снижение зависимости от импорта продукции. Еще одним институтом управления реформой стала Агропромышленная Ценовая Комиссия, целью которой было оказание помощи государству в установлении размеров денежной помощи в развитии с/х культур.

    Таблица 9. Тенденция производства зерновых культур (составлено автором на основе данных отчета национальной комиссии фермеров Индии) —Serving Farmers And Saving Farming 2006 : YEAR OF AGRICULTURAL RENEWAL THIRD REPORT [Электронныйресурс] // agricoop. URL :http://agricoop.nic.in/Admin_Agricoop/Uploaded_File/NCF3.pdf (дата обращения 6.04.2016)

    Год

    Миллионов тонн

    1950-51

    50.8

    1960-61

    82

    1970-71

    108.4

    1980-81

    129.6

    Разработанная в начала 1960-х годов государственная программаPDS, нацеленная на распределение зерна в районы, где был дефицит, была вызвана нехваткой продовольствия в стране. Согласно этой программе, граждане могли покупать зерно в государственных магазинах по ценам, ниже рыночных. Наоснове «Composition of the national commission farmers»быласоставленРисунок 3.Тренды производства в сельском хозяйства Индии.

    Согласно Рисунку 3, в сельском хозяйстве Индии росло производство всех необходимых товаров каждый год. Использование высокоурожайных сортов и возросшее использование удобрений под воздействием «Зеленой революции» дало сильный толчок к развитию АПК Индии. Так же, как и в Бразилии, использовалась политика «горизонтального расширения».

    Рисунок 3. Тренды развития производства в сельском хозяйстве Индии (составлено автором на основе данных отчета национальной комиссии фермеров Индии) —Serving Farmers And Saving Farming 2006 : YEAR OF AGRICULTURAL RENEWAL THIRD REPORT [Электронныйресурс] // agricoop. URL :http://agricoop.nic.in/Admin_Agricoop/Uploaded_File/NCF3.pdf (дата обращения 6.04.2016)

    Одной из отличительных черт реализации политики импортозамещения в Индии было создание различных институтов для поддержки проводимых реформ. Делался акцент на создании научных институтов, которые занимались изучением проблем в сфере развития АПК. Так, например, ключевую роль в эффективном использовании «Зеленой революции» сыгралICAR (Индийский совет по сельскохозяйственным исследованиям), являющийся автономной организацией под контролемDARE (Департамент сельскохозяйственных исследований и образования), входящего в Министерство сельского хозяйства и благосостояния фермеров. К 2016 годуICAR насчитывает 101 институт и 71 агропромышленный университет —Indian Council of Agricultural Research.[Электронный ресурс] //ICAR.URL:http://www.icar.org.in/en/aboutus.htm (дата обращения 28.03.2016), что является крупнейшей агропромышленной национальной системой в мире.

    Грамотная реализация возможностей «Зеленой революции» привела к колоссальному росту производства. В 1964 году правительством был создан еще один институт, регулирующий АПК Индии –FCI (FoodCorporationofIndia) —Sandip Das. Agricultural production and food distribution [Электронныйресурс] // Boell.org. URL:http://in.boell.org/sites/default/files/downloads/Agricultural_Production_and_Food_Distribution_to_Vulnerable_Families_in_India_Today(2).pdf (датаобращения 28.03.2016). Организация занималась скупкой продукции у национальных фермеров, тем самым поддерживая их. Все еще остро стояла необходимость продовольственной безопасности, поэтому каждый создаваемый государственный институт поддерживал отечественного производителя. По распоряжению правительстваFCI также начинала продавать зерно по цене ниже рыночной. Целью создания такого института было снижение зависимости от импорта в сезоны плохой урожайности посредством реализации государственных запасов, снижения рыночной цены и сокращения стоимости перевозки зерна, так как правительственные склады и магазины строились по всей стране.

    Несмотря на всю проведенную политику, которая являлась довольно успешной, согласно графикам, Индия была по-прежнему импортозависима от продуктов, так как не могла насытить внутренний рынок собственным производством.

    На что следует обратить внимание при использовании опыта Индии? Во-первых, так же, как и при использовании политики внутреориентированного импортозамещения в итоге происходит перенасыщение внутреннего рынка, и предприятия вынуждены перенаправлять свою продукцию на экспорт, однако, опять-таки, из-за используемых инструментов протекционизма они уступают зарубежным в конкурентоспособности в связи с отсутствием конкуренции на внутреннем рынке.

    Разницу в результатах проведения политики в Индии и Бразилии можно увидеть, сравнив статистические данные на Рисунке 4 и 5. Средний темп роста товарного импорта в Бразилии составил -2,8% в год, против 0,8% у Индии. Обе страны проводили политику, направленную на импортозамещение, о чем и свидетельствуют статистические данные. Бразилия, целью которой было и увеличение экспорта, имеет 1,2%, так же, как и Индия. Хотя в целом опыт Бразилии является скорее отрицательным, важно отметить что в странах с разным типом проводимой политики в результате был развит АПК.

    Рисунок 4. Показатели развития Бразилии (составлено автором на основе данных ЦБ Бразилии) —Michel Alexadre da Silva and Gilberto Tadeu Lima. Combining Monetary Policy and Prudential

    Regulation: an agent-based modeling approach [Электронныйресурс] // BCBhttp://www.bcb.gov.br/pec/wps/ingl/wps394.pdf(дата обращения 15.03.2016)

    Рисунок 5. Показатели развития Индии (составлено автором на основе данных отчета национальной комиссии фермеров Индии) —Serving Farmers And Saving Farming 2006 : YEAR OF AGRICULTURAL RENEWAL THIRD REPORT [Электронныйресурс] // agricoop. URL :http://agricoop.nic.in/Admin_Agricoop/Uploaded_File/NCF3.pdf (дата обращения 6.04.2016)

    1.2.3. Особенности реализации смешанной стратегии импортозамещения в странах Юго-Восточной Азии

    Третий тип, более известный под названием «новая экономическая политика», связан со странами Восточной Азии, где он и возник. В своей работе «SwitchingfromImportSubstitutiontotheNewEconomicModelinLatinAmerica:AcaseofnotlearningfromAsia» профессорRajneeshNarula выделяет три подвида данной политики из-за разницы в методах использования иностранных инвестиций —Rajneesh Narula. Switching from Import Substitution to the “New Economic Model” in Latin America: A case of not learning from Asia [Электронныйресурс] //   LAEBA. URL:http://www5.iadb.org/laeba/downloads/WP_4_2002_Narula.pdf(дата обращения 7.04.2016). Первое направление заключается в реализации стратегии автономности, которая использовалась на территории Южной Кореи и некоторые ее элементы можно наблюдать в политике Тайваня, разобранной нами раннее. Цель данной политики заключается в развитие национальной промышленности путем использование таких инструментов, как снижения доли иностранных инвестиций и государственной поддержки приоритетных экономических отраслей, направленных на увеличение экспорта. В тоже время поддерживался режим свободной торговли, что в сочетании с государственными мерами привело к появлению довольно конкурентоспособных отраслей промышленности.

    Второе направление заключается в привлечении как можно большего количества зарубежных инвестиций, поток которых при использовании первой модели наоборот сокращается. Отличным примером реализации данной стратегии является город-государство Сингапур. Проводимая им политика обусловлена его географическим положением – малый размер страны сильно ограничивал сырьевые ресурсы Сингапура, поэтому были привлечены иностранные инвестиции в отрасли, которые отличались весьма высокой добавленной стоимостью.

    Третье направление является более легкой версией второго, которое так же основано на иностранных инвестициях, но при этом поток зарубежного капитала регулируется не государством, а рыночными силами. Примерами такой политики могут послужить такие страны, как Индонезия, Таиланд, Филиппины и Малайзия.

    Текущее внешнеполитическое направление Российской Федерации требует сильной внутренней политики по направлению импортозамещения. Однако, в настоящий момент она напоминает политику протекционизма, направленную на индустриализацию экономики путем всевозможного снижения и дискриминации импорта. Это может произойти из-за того, что на текущий момент основной целью Российской Федерации является защита внутреннего рынка от дефицита, вызванного санкциями и контрсанкциями, в то время как целью должно быть развитие новых или конкурентоспосоных отраслей. Согласно мировому опыту, который стоит учитывать при проведении политики импортозамещения, протекционизм в итоге приводит к снижению конкурентоспособности национального производства, так как исчезает стимул в виде конкуренции [21].

    Однозначно ответить на вопрос, каким типом политики стоит воспользоваться Российской Федерации в современных условиях не представляется возможным, однако можно учесть негативный мировой опыт и использоваться инструменты, которые показали эффективный результат. В итоге, какую бы политику страна не проводила, полностью замкнуться на внутреннем рынке невозможно, рано или поздно приходится выходить на внешний рынок, а то, в каком состоянии выйдут туда отечественные производители, зависит от проведенной политики импортозамещения.

    Как уже говорилось ранее, политику импортозамещения нельзя начинать без предварительного анализа рынка, который поможет выбрать наиболее оптимальные меры поддержки национального производства. На наш взгляд, необходимо проанализировать ответные меры Российской Федерации по отношению к странам Европы и Америки, касающиеся запрета ввоза каких-либо товаров. Затем необходимо проанализировать уже сложившееся состояние внутреннего рынка, чтобы выбрать наиболее оптимальную стратегию импортозамещения по тем отраслям, которые окажутся наиболее экономически несостоятельными. Поэтому следующая часть работы будет направлена на анализ официальных антисанкций Российской Федерации.

    1.3 Предпосылки осуществления политики импортозамещения в России

    Началом к введению контрсанкций и необходимости развивать отечественное производство стало послание Президента РФ Федеральному собранию в декабре 2014 года. В нем В. В. Путин сделал особый акцент на необходимости проводить политику импортозамещения, направленную на снятие «критической зависимости» от импортных товаров и технологий почти во всех отраслях российской экономики. По мнению Президента, из-за границы должны поставляться только уникальные товары, услуги и технологии, которые невозможно производить на территории России по каким-либо причинам. Это соответствует первому типу политики импортозамещения, описанному нами ранее, когда импортируются лишь уникальные товары. Так же Владимир Владимирович Путин указал, что не должно возникнуть ситуации, когда импортные товары будут заменены на менее качественные и более дорогие отечественные, что может возникнуть при проведении политики импортозамещения. Чтобы этого не случилось, нельзя допускать монополизм на внутреннем рынке. Другим направлением развития отечественной промышленности Президент Российской Федерации выбрал создание национальных предприятий, которые будут конкурентоспособны на не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.  И оказание государственной поддержки тем предприятиям, которые уже представляют свои товары и услуги на внешнем рынке. Проанализировав поручения В. В. Путина, можно сделать вывод, что он видит политику импортозамещения в Российской Федерации как гибрид всех существующих типов.

    Документом, который постановил начало введению контрсанкций для обеспечения национальной безопасности, стал вышедший Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» —Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] //kremlin.URL:http://kremlin.ru/events/president/news/46404 (дата обращения 15.05.2016). Именно в нем В. В. Путин выделил основные направления, по которым стоит развивать импортозамещение и который лег в основу Обращения Президента РФ в декабре 2014 года.

    Первым официальным документом, который содержит перечень товаров, запрещенных на ввоз на территорию Российской Федерации, стало постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно этому документу, в течении одного года запрещается импорт на территорию России из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии продукции, сырья и продовольствия сельского хозяйства. Так же отмечается, что необходимо проводить ежедневный мониторинг цен и не допускать их роста из-за сокращения предложения —О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] //kremlin.URL:http://government.ru/media/files/41d4f8cdfeeb731522d2.pdf (дата обращения 12.04.2016). Конкретный перечень запрещенных данным постановлением представлен в Приложении 1. Можно выделить 3 основных группы запрещенных товаров – это рыба и мясо, овощи и фрукты, молочная продукция.

    Однако всего через несколько дней, 20 августа 2014 года вышло новое постановление Правительства Российской Федерации №830 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. №778», которое внесло некоторые изменения в список запрещенных товаров, представленный в Приложении 2. Какие же были внесены изменения? В основном они коснулись вычеркивания конкретных видов товаров из данного списка и была добавлена под запрет живая рыба. По каким причинам некоторые конкретные виды товаров были исключены из санкционного списка? Можно предположить, что были исключены те товары, которые невозможно заменить на отечественные. Из чего можно сделать вывод, что перед введением запрета на импорт товаров не был проведен анализ внутреннего рынка на наличие и качество внутренних производств. Как было написано ранее, без должного предварительного анализа политика импортозамещения не сможет достичь эффективного результата. Для того, чтобы выяснить, верно ли наше суждение, проанализируем состояние отечественного рынка семенного картофеля.

    Итак, по даннымESA (Европейская Семенная Ассоциация) опубликованным на сайте Картофельного Союза РФ, 83% программ по выращиванию картофеля находятся на территории стран Европейского Союза и их количество равно 171 программе и 10% в Южной Америке – 24 программы, против 0 на территории Российской Федерации —Узнаем больше о картофеле [Электронный ресурс] //welikepotato.URL:http://www.welikepotato.ru/articles/presentations/publications/2469 (дата обращения 20.04.2016). Дмитрий Сырцов, занимающий пост главного агронома-технолога в одной из крупнейших компаний РФ, занимающейся картофелем, отмечает следующие проблемы отечественного рынка картофеля: отсутствие частных российских компаний, которые занимались бы производством отечественного семенного материала и отсутствие финансирования у различных региональных НИИ, которые занимаются семенным картофелем, что приводит к низкому качеству и неконкурентоспособности —Рынок семенного картофеля в России. Пробемы и перспективы [Электронный ресурс] //welikepotato.URL:http://www.welikepotato.ru/articles/presentations/publications/194 (дата обращения 20.04.2016). Таким образом, наше предположение, что рынок не был предварительно проанализирован, подтвердилось.

    Если обратиться к статистике, то на первый год был запрещен ввоз товаров на $9,1 млрд —Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции [Электронный ресурс] //Tass.URL:http://tass.ru/ekonomika/1367515 (дата обращения 20.04.2016). По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, российские производители не смогут заменить отечественными аналогами абсолютно все импортные товары —Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции [Электронный ресурс] //Tass.URL:http://tass.ru/ekonomika/1367515 (дата обращения 20.04.2016) в связи географическими особенностями. Однако, доля потребления таких товаров на момент введения запрета была менее 5%, что является довольно несущественным. К тому же, эти товары относятся к разряду деликатесов.

    Относительно введенного в 2014 году продовольственного эмбарго существуют различные мнения. Так, например, спустя полгода после начала действия данного постановления, бывший глава Министерства финансов Алексей Кудрин заявил, что более не считает продовольственное эмбарго эффективной мерой —Кудрин: продовольственное эмбарго РФ непродуктивно, нужно его снимать. Электронный ресурс] //Ria.URL:http://ria.ru/economy/20150121/1043594023.html(дата обращения 23.04.2016).

    Следующим шагом в введении санкционной войны стал новый Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 г. №320 «О продлении действия отдельных специальных экономически мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно этому указу, продовольственное эмбарго получило продление до 6 августа 2016 года. Это было вызвано новой волной антироссийских санкций со стороны стран Европы и США. На текущий момент — это последний официальный документ, направленный на ограничение импорта на территории Российской Федерации.

    На основе рассмотренных документов можно выделить основные направления, в которые должна быть направлена политика импортозамещения. Этим направлением является агропромышленный комплекс, а особенно сельское хозяйство. Так как в основном запрету на импорт подверглись товары этой сферы, при том, что за полгода до введения продовольственного эмбарго в 2013 году доля импорта фруктов была равна 70%, мяса 30%.

    Таким образом, в данной главе нами было разобрано импортозамещение как политика государства. При изучении мирового опыта были разобраны несколько примеров стран, которые использовали разные типы. На основе данного анализа были выявлены сильные и старые стороны каждой модели, представленные в таблице и разработано несколько рекомендаций: при перенасыщении внутреннего рынка предприятия стоит ориентировать на экспорт, как на внутреннем рынке уже не будет места для развития; в долгосрочной перспективе неэффективно полагаться на политику протекционизма, так как она в итоге приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с зарубежными; стране-участнице ВТО, проводившей политику протекционизма, будут нужны дополнительные финансовые и экономические инвестиции в отечественное производство для поддержания его конкурентоспособности. Также были проанализированы официальные документы Российской Федерации, касающиеся запрета на импорт определенных товаров, и было выбрано основное направление политики импортозамещения, ставшее АПК, как наиболее импортозависимая отрасль. Так как при реализации политики внешнеориентированного импортозамещения развивается пищевая промышленность, стоит обратить на нее особое внимание.

    Глава 2. Особенности развития агропромышленного комплекса России

    2.1. Анализ современных тенденций развития сельского хозяйства как ключевой отрасли АПК

    В данной главе мы рассмотрим состояние отечественного рынка сельского хозяйства, который претерпел значительные изменения в течение последних лет. Мы рассмотрим состояние, в котором находилась данная отрасль к моменту введения санкций и контрсанкций и ее состояние в наши дни. После мы рассмотрим федеральные и региональные программы РФ, направленные на развитие как конкретно сельскохозяйственной промышленности, так и программы по проведению политики импортозамещения.

    Сельское хозяйство лежит в основе экономики любой страны. Оно обеспечивает страну продовольственными товарами, такими как продукты питания и сырьевой материал для создания предметов потребления. Продовольственная безопасность, которая зависит от степени развития агропромышленного комплекса, лежит в основе экономической безопасности страны. Не стоит забывать, что АПК состоит не только из сельского хозяйства, в него входят отрасли, которые создают средства производства для сельского хозяйства, отрасли, которые направлены на переработку продукции сельского хозяйства.

    Обратимся к основным показателям сельскохозяйственного производства для анализа его состояния. Рассмотрим основные показатели сельского хозяйства за последние три года. Составим сводную Таблицу 10. Основные показатели сельского хозяйства для прослеживания динамики состояния отрасли.

    Таблица 10. Основные показатели сельского хозяйства (фактически действовавшие цены, млрд руб. (составлено автором на основе данных ФСГС) —Основные показатели сельского хозяйства в России [Электронный ресурс] //GKS.URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096652250 (дата обращения 12.04.2016)

    2013

    2014

    2015

    Продукция сельского хозяйства

    Продукция сельского хозяйства, в том числе:

    3687,1

    4319,1

    5037,2

    Растениеводства

    1918,8

    2222,5

    2636,8

    Животноводства

    1768,3

    2096,6

    2400,4

    Структура хозяйствующих объектов сельского хозяйства по категориям в %, индексы производства (от прошлого года) в %

    Хозяйства всех категорий, в том числе:

    100 (105,8)

    100 (103,5)

    100 (103)

    Сельскохозяйственные организации

    47,6 (108,4)

    49,5 (106,7)

    50,8 (104,9)

    Хозяйства населения

    42,6 (100,3)

    40,5 (98,5)

    38,4 (99,2)

    Фермерские хозяйства

    9,8 (118,4)

    10,0 (110,4)

    10,8 (108,7)

    Как можно увидеть на Таблице 10, заметна общая тенденция к росту показателей сельского хозяйства из года в год, при этом растениеводство незначительно обгоняет животноводство, а среди хозяйств заметен рост индекса производства и доли в структуре всех хозяйства фермерских.

    В 2013 год Российская Федерация стала лидером по импорту продовольствия и продовольственного сырья в связи с неэффективной аграрной политикой. В связи с появлением санкций и введенного в ответ продовольственного эмбарго остро встал вопрос о преодолении импортозависимости ради обеспечения продовольственной безопасности. Согласно принятой в 2010 году Доктрине продовольственной безопасности РФ удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов, например, для мяса и мясопродуктов не должен опускаться ниже 85% —Утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс] //kremlin.URL:http://kremlin.ru/events/president/news/6752 (дата обращения 01.05.2016). И общая доля импортных товаров в сфере сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем не должна превышать 14%. Однако, согласно данным, полученным при проведении анализа ИКСИ импорта сельскохозяйственной продукции в 2013 году составила порядка 42% — Импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс] //ICSS.URL:http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1654.pdf (дата обращения 01.05.2016), что превышает допустимую согласно Доктрине норму. Следовательно, Российская Федерации в 2013 году не была независима в сфере продовольственной безопасности. Те средства, которые тратит страна на импорт продукции и сырья сельскохозяйственной отрасли, можно считать нереализованными инвестициями в отечественную экономику.

    Еще одной проблемой сельскохозяйственной промышленности в 2013 году было отсутствие достаточного количества отечественных специалистов, квалификация которых позволила бы им управлять импортной техникой, которую активно поставляли сельскохозяйственные предприятия [39]. Авторы статьи «Состояние и возможности развития сельского хозяйства в России» выделяют несколько причин такой ситуации. Во-первых, сельские кадры не проходят курсы повышения квалификации и постепенно устаревают, при одновременно снижении числа новых специалистов. Во-вторых, согласно статье, на территории Российской Федерации на момент 2013 года не была развита «институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса»Бургомистрова А. А., Родионова Н. К. [Электронный ресурс] // Google. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwjf6d_6itLMAhUFQZoKHfEYDWkQFggoMAI&url=http%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fsostoyanie-i-vozmozhnosti-razvitiya-selskogo-hozyaystva-v-rossii.pdf&usg=AFQjCNE17oTT70yn5bTqszrHHjD0MloaZg&sig2=hRIQa70o2fGnhtOgjSu01A&bvm=bv.121658157,d.bGs(дата обращения 01.05.2016).

    Рассмотрим динамику развития импорта и экспорта с 2009 по 2018 год, для чего обратимся к Рисунку 6. Внешняя торговля РФ в 2009-2018 года (в млрд. $).

             Рисунок 6. Внешняя торговля РФ в 2009-2018 года (в млрд. $) (составлено автором на основе данных прогноза Минэкономразвития) —Прогноз социально-экономического развития РФ на 2-15 год и на плановый период 2016 и 2017 [Электронный ресурс] //consultant.URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169269/(дата обращения 01.05.2016)

    Как мы видим, снижение импорта и экспорта началось в 2014 году, когда в полную меру вступили экономические санкции против России и ответное продовольственное эмбарго. Но по прогнозу Минэкономразвития в начале 2016 нас должен был ждать обратный рост импорта и экспорта. Однако, по данным Федеральной таможенной службы, если сравнивать показатели за январь-март, то темп роста экспорта составил 86,1% от прошлого года, а тем роста импорта 85,4%. Это может свидетельствовать о том, что в 2014 году не смогли верно просчитать эффективность   возможной тогда государственной политики импортозамещения.

    Перейдем к изучению состояния сельскохозяйственной отрасли на конец 2015 года. Этот год для аграрной сферы характеризовался сложной экономической ситуацией, вызванной девальвацией рубля, увеличением количества санкций против Российской Федерации, продлением российского продовольственного эмбарго и колоссальным количеством рисков как внутренних, так и внешних, касающихся успешного развития сельского хозяйства. Такое положение вещей вызвало ускоренное развитие импортозамещения на агропромышленном рынке и сегментах, с ним связанных.

    Сравним данные по экспорту и импорту в 2014 и 2015 годах. Для этого обратимся к данным, представленным на Рисунке 7. Товарная стоимость импорта и экспорта в 2014-2015 гг.

             Рисунок7. Товарная стоимость импорта и экспорта РФ в 2014-2015 гг. (составлено автором на основе данных ФТС)  —Таможенная статистика. [Электронный ресурс] //stat.customs.URL:http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1350583809519709::NO (дата обращения 15.04.2016)

    Как можно заметить, значительно снизилась общая стоимость как импорта, так и экспорта. Рассмотрим структуру импорта Российской Федерации в 2015 году и сравним результаты с импортом в 2014 году. Для этого составим диаграмму на основе статистических данных Таможенной службы Российской Федерации. Всего импорт состоит из 11 товарных групп:

    • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (1);
    • Минеральные продукты (2);
    • Топливно-энергетические товары (3);
    • Продукция химической промышленности, каучук (4);
    • Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (5);
    • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (6);
    • Текстиль, текстильные изделия и обувь (7);
    • Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них (8);
    • Металлы и изделия из них (9);
    • Машины, оборудование и транспортные средства (10);
    • Другие товары (11).

    В данной таблице под номером цифры представлены товарные группы, описанные выше

     Рисунок 8. Товарная структура импорта РФ в 2015 г. (составлено автором на основе данных ФТС) —Таможенная статистика. [Электронный ресурс] //stat.customs.URL:http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1350583809519709::NO (дата обращения 15.04.2016)

    Как видно на Рисунке 8, основной составляющей импорта были машины, оборудование и транспортные средства. Менее затратными стала продукция химической промышленности, и на третьем месте по доле импорта стали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Рассмотрим структуру импорта в 2014 года для сравнения с целью оценить эффективность государственной импортозамещающей политики. Для упрощения легендой воспользуемся той же.

    В данной таблице под номером цифры представлены товарные группы, описанные выше

    Рисунок 9. Товарная структура импорта РФ в 2014 г. (составлено автором на основе данных ФТС) —Таможенная статистика. [Электронный ресурс] //stat.customs.URL:http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1350583809519709::NO (дата обращения 15.04.2016)

    Как мы видим, лидирующими по импорту были те же самые отрасли. По сравнению с 2014 сократилось на 3 процента доля импортных машин и оборудования, выросла доля импортной химической промышленности и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье по-прежнему составляют 14%.

    Рассмотрим структуру импорта в 2013, до начала санкционной войны. Основными 3 отраслями, наиболее подверженным импортозависимости были те еж, что в 2014 и 2015 годах. Причем почти в точно таком же процентном соотношении.

    В данной таблице под номером цифры представлены товарные группы, описанные выше




    Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

    1. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в РФ

    2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

    3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    4. Проблемы и перспективы развития рынка рекламных услуг в РФ

    5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «АКВАСТАР»

    6. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ

    7. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    8. Проблемы и перспективы развития страхования на морском транспорте в Российской Федерации

    9. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    10. Валютная политика и валютное регулирование в РФ: проблемы современности и перспективы развития