Особенности японо-американского военного союза в начале XXI века и его перспективы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Кисляков Федор Кириллович

Особенности японо-американского военного союза в началеXXI века и его перспективы

Выпускная квалификационная работа - БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА                         по направлению подготовки 41.03.03 Востоковедение и Африканистика

образовательная программа «Востоковедение»

Рецензент                                                                  Научный руководитель

кандидат экономических наук                                кандидат исторических наук,

Саплин-Силановцикий Ю.В.                                   доцент

                                                                                  _________________________

                                                                                  Фесюн А.Г.

                                                                                                                    ________________________________

Кисляков Ф.К.

                                                       Москва, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………С. 3-7

Глава 1: Исторические предпосылки создания японо-американского военного союза. Проблема интерпретации Статьи 9 Конституции Японии……………………………………………………С. 8-16

Глава 2: Ключевые этапы развития японо-американского военного союза во второй половине XX и начале XXI веков…………………С. 17

2.1. История подписания Договора о безопасности и возникшие в связи с этим проблемы (первый этап военного союза)…………….С. 17-21

2.2. План «Три Стрелы» и попытка Японии обойти Статью 9 (второй этап военного союза)………………………………………….С. 21-25

2.3. Доктрина Никсона и ее влияние на усиление политики безопасности Японии (третий этап военного союза)……………….С. 25-32

2.4. Крушение биполярного мира и его влияние на японо-американский военный союз в начале XXI века (четвертый этап военного союза)…………………………………………………………..С. 32-37

Глава 3: Военное сотрудничество Японии и Соединенных Штатов на современном этапе и его перспективы…………………………….С. 38

3.1. Политическая обстановка в восточноазиатском регионе.С.38-49

3.2. Перспективы японо-американского военного союза……С. 50-54

Заключение………………………………………………………...С. 55-56

Список использованной литературы…………………………...С.57-58

Введение

Договор безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки являлся предметом многочисленных дискуссий с момента его подписания, как и военный союз этих двух стран в целом. Главными проблемными вопросами были зависимость Японии от американской военной поддержки, а также конституционность права создания японских сил самообороны. Исторически США не имели цели делать из Японии равноправного партнера, не говоря о военном союзе, но резкий разворот в отношениях с СССР кардинально поменял ситуацию, вследствие чего было принято решение внести поправки в Статью 9 конституции Японии, чтобы создать лазейку для создания сил самообороны. По прошествии второй половиныXX века Япония совершила огромный скачок в развитии, приблизившись к позиции супердержавы, ставя вопрос о военной зависимости все более остро. Несмотря на стагнацию в экономике на данный момент, Япония все еще удерживает позицию одной из самых сильных экономических держав. И нынешний премьер-министр, Абэ Синдзо, будучи консерватором, все чаще поднимает вопрос о внесении поправок в Конституцию, сначала для получения доступа к возможности участвовать в коллективной самообороне, а в перспективе и возможность создания собственных полноценных вооруженных сил. Его позиция особенно обусловлена тем, что Соединенные Штаты, на первый взгляд, показывают все меньше заинтересованности в защите Японии, ориентируясь на другого растущего экономического гиганта – Китай. Отношения между США и Японией, в частности договор о безопасности, претерпевают серьезные изменения, и их перспективы внесут сильные изменения в мировой порядок, что обуславливает актуальность данной темы.

Объектом данного исследования является международные отношения на Дальнем Востоке. Предметом исследования является военный союз между Японией и США в началеXXI века и его перспективы.

Данная проблема была широко изучена как в японских, так и зарубежных исследованиях. Однако военный союз Соединенных Штатов и Японии является объектом, подвергнутым постоянным правкам и изменениям ввиду стремительно меняющейся политической обстановкой в мире. Поэтому ежегодно выходят статьи, проблематика исследований которых затрагивает эти изменения, постоянно обновляя актуальную информацию. В данном проекте используются современные и старые работы японских и зарубежных специалистов и предлагаются новые подходы к раскрытию темы, что обуславливает его новизну.

Одним из основных источников будет являться статья Джеймса Оуэра «Статья 9 Конституции Японии: от Вечного Отказа от Вооруженных Сил до Третьего в Мире Бюджета Обороны» —Auer, James E. Article Nine of Japan`s Constitution: From Renunciation of Armed Forces “Forever” to the Third Largest Defense Budget in the World // Law and Contemporary Problems, vol. 53, № 2. – 1990.. Проблематикой исследования данной статьи является исторический анализ формирования государственного и политического строя послевоенной Японии. Особым пунктом выделяется Статья 9 японской Конституции, согласно которой Япония навсегда отказывается от возможности иметь собственную армию. Автор подчеркивает особые правовые лазейки, которые японская сторона оставила для возможности обладать Силами Самообороны, а также реализации права на коллективную самооборону. Автор приводит детальную информацию, касающуюся процесса написания Конституции и влияние на нее американских войск. Данная статья легла в основу исторических предпосылок создания Договора о безопасности 1960 года между Японией и Соединенными Штатами.

Другим важным источником является статья Ясухиро Идзумикава «Японский Антимилитаризм: Нормативные и Реальные Ограничения Политики Безопасности Японии» —Yasuhiro Izumikawa. Explaining Japanese Antimilitarism: Normative and Realist Constraints on Japan`s Security Policy // International Security, vol. 35, № 2. - The MIT Press, 2010.. Проблематикой исследования данной работы является история развития военного союза Японии и Соединенных Штатов в период с 1960-х годов по начало 2000-х годов. Автор анализирует ключевые события в истории военного сотрудничества двух стран и их влияние на изменения, которые стороны должны были вносить в свои политики безопасности для успешного существования в стремительно меняющейся обстановки в мире. Данная статья служит основой для анализа исторического развития военного союза США и Японии для оценки его дальнейших перспектив вXXI веке.

Среди источников японских исследователей следует выделить монографию «Оборона Японии» за авторством Масухара Кэйкити —増原惠吉. «日本の防衛». –東京, 1961. – Масухара Кэйкити, «Оборона Японии»,. Проблематикой исследования данной работы является создание политики безопасности Японии. Автор анализирует внутриполитические процессы, происходившие во время подписания Договора о безопасности, а также период уже после подписания, подробно описывая дебаты правящей партии и оппозиционеров. Данная работа позволяет подробно взглянуть на внутриполитическую ситуацию Японии во время поворотного момента ее истории.

Важным источником информации об общественном мнении касательно военного союза Соединенных Штатов и Японии являются социологические опросы газеты «Асахи —朝日新聞,世論四十年のながれ. –東京:朝日新聞, 1986. – Газета «Асахи», Общественное мнение на протяжении 40 лет.». В них приводится подробная информация о колебаниях мнений японских граждан касательно не только военного союза, но и идеи внесения поправок в Конституцию и реализацию права на самооборону.

Среди других исследователей важно отметить работы Хидэки Кана («Холодная Война и Японо-Американская Система Безопасности» —東條紀. «冷戦と日米安保体制» . –比較社会文化, 2003. – Хидэки Кан, Холодная Война и Американо-Японская Система Безопасности.), Томаса Хэйвенса (Огонь по Морю: Война во Вьетнаме и Япония —Havens, Thomas. Fire Across the Sea: the Vietnam War and Japan. – Princeton University Press, 1987.), Итиро Окада («Социалистическая Партия Японии: История Организации и Падения» —一朗岡田. «日本社会党:失敗と組織の歴史. –東京:新時代社, 2005. – Итиро Окада, Социалистическая Партия Японии: История Организации и Падения), а также многих других.

Цель данной работы – спрогнозировать перспективы военного союза США и Японии в XXI веке и выявить возможность или невозможность их дальнейшего сотрудничества в данной области. Для достижения этой цели потребуется выполнить следующие задачи:

- Выявить исторические предпосылки к созданию договора о безопасности между Японией и США и определить, насколько изменялась релевантность договора в течение XX века

- Определить политику Японии по отношению к военному договору

- Определить политику США по отношению к договору о безопасности и военному союзу.

- Установить, насколько военный союз необходим каждой из сторон.

Основами для написания данной работы станут материалы, представленные выше, а также многие другие. Данные работы предоставляют широкий спектр данных, начиная от исторических справок и заканчивающих статистическими данными прошлых лет и нашего времени. Данные работы были отобраны в связи со следующими критериями:

- В них содержится информация касательно всех аспектов внутренней и внешней политики Японии и США в их в военном союзе.

- Временные рамки, покрытые в работах, соответствуют необходимому периоду для исследования.

- Представленные данные являются как историческими, так и современными, подтверждающими актуальность выбранной темы.

Методология исследования заключается в нижеследующем:

        - Сравнении различных этапов военного союза США и Японии с целью выявления его дальнейших перспектив

       - Определении влияния современной политической обстановки в восточноазиатском регионе на военный союз

       - На основе полученной информации определить перспективы дальнейшего военного сотрудничества

Глава 1: Исторические предпосылки создания японо-американского военного союза. Проблема интерпретации Статьи 9 Конституции Японии.

Отношения между Соединенными Штатами Америки и Японией явились неожиданностью для обеих сторон. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 года Америка взяла курс на полное разоружение и подчинение страны. Начался период оккупации Японии американскими войсками, а вместе с ним пришел процесс демократизации и полной демилитаризации. У союзных войск во главе с генералом Дугласом Мак-Артуром была одна цель: лишить Японию любой возможности реализации своих имперских амбиций. Была проведена аграрная реформа, полностью ликвидировавшая помещичью собственность. Также были упразднены монополии, известные как «дзайбацу». Но главной реформой, направленной на превращение японской империи в демократическую страну стала Конституция, промульгированная 3 мая 1947 года, созданная совместно японскими и американскими властями (хотя стоит отметить, написана она была американцами, а участие японцев было лишь формальностью). И здесь особое внимание нужно уделить Статье 9, первый Параграф которой гласит:Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается» —https://www.loc.gov/law/help/japan-constitution/article9.php (дата обращения: 19.04.2016).Иными словами, Япония полностью отказалась от наличия собственной армии, превращаясь из агрессивной империи в пацифистскую державу. Стоит отметить, что это не первая попытка закрепить отказ от ведения боевых действий для достижения собственных целей. 27 августа 1928 года в Париже был подписан пакт Бриана-Келлонга, договор об отказе использования войны в качестве инструмента для ведения национальной политики —Auer, James E. Article Nine of Japan`s Constitution: From Renunciation of Armed Forces “Forever” to the Third Largest Defense Budget in the World, P. 172. Это был первый шаг к созданию коллективной безопасности в Европе, и Япония явилась одной из стран, подписавших данный пакт. Однако, как показала история, данный документ не предотвратил Вторую Мировую Войну. Конституция же должна была раз и навсегда обезопасить мир от агрессии Японии.

План о создании новой Конституции прозвучал из уст генерала Мак-Артура 4 октября 1945 года, чуть больше месяца спустя после капитуляции Японии. 11 октября он сообщил об этом премьер-министру Сидэхара, и был создан специальный комитет для написания документа. В начале февраля 1946 года кабинет Сидэхара представил первый драфт Конституции, который был подвергнут жесткой критике со стороны комитета. Основным предметом критики стал пункт о вооруженных силах, который гласил: «Система вооруженных сил остается. Главнокомандующие войсками не имеют права действовать независимо, за исключением особого разрешения правительства» —Ibid. P. 173.. Такое положение дел не устраивало американское правительство, и Мак-Артур лично составил определенные пункты, которые должны были быть включены в Конституцию. Один из них гласил: «Суверенное право нации на войну упразднено. Япония отказывается от войны в качестве инструмента для решения международных проблем, в том числе и собственной безопасности. Страна должна полагаться на высшие идеалы, которых придерживается весь мир, для своей защиты. Япония не имеет права на создание морских, сухопутных и военно-воздушных сил, а также право на агрессию со стороны каких либо сил —Ibidem.». Эта формулировка очень похожа на финальный текст статьи, за исключением фразы «в том числе и собственной безопасности». Это дает четкое представление о том, что американцы, и Мак-Артур в частности, первоначально вообще не рассматривали Японию в качестве будущего партнера. Дебаты о том, кто предложил идею о разоружении, продолжаются до сих пор. Мак-Артур говорил, что это была идея Сидэхара. Сигира Ёсида, министр иностранных дел на тот момент, сказал, что Мак-Артур предложил идею Сидэхара, и тот одобрил. —Auer, James E. Op. cit.  P. 173. А профессор Такаянаги, председатель комитета по расследованию создания Конституции, проводившегося с 1957 по 1964 года, заявил, что Мак-Артур предложил поправку —Ibidem. в ультимативной форме. И хотя потом часто говорилось, что японская сторона сама предложила идею разоружения, и в своих мемуарах Мак-Артур писал, что никогда не хотел лишать Японию способности защищаться, ранний текст поправок генерала говорит о том, что это была идея, даже требование, американцев.

Второй драфт Конституции лег на стол 13 февраля 1946 года, и фраза «в том числе и собственной безопасности» была исключена. Полный текст был такой: «Суверенное право нации на войну упразднено. Япония навсегда отказывается от применения силы в качестве инструмента для решения международных споров». И второй абзац: «Сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны , никогда не будут созданы. Право на ведение войны государством не признается» —Ibid. P. 174.. Однако такой текст не устраивал японских консерваторов. И причины для недовольства были. К примеру, что если Китай или Корея решат напасть на Японию? Именно такой вопрос поднял посол Японии в США Китисабуро Номура в своем диалоге с премьер-министром Ёсида, получив на руки второй драфт Конституции —Ibid. P. 175.. 20 июля 1946 новый вариант документа был подан на рассмотрение в Палату Представителей. И в новый драфт были включены две фразы, на первый взгляд, ничего не значащие. Первая была добавлена к первому абзацу и гласила: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке…» —Auer, James E. Op. cit.  P. 174. Вторая – ко второму абзацу: «Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце…» —Ibidem.. Официально было объявлены, что эти поправки были внесены с целью еще больше усилить пацифистскую идеологию Японии. В реальности же эти поправки носили строгий юридический смысл: они предоставляли лазейку Японии для создания сил самообороны. Поправка ко второму абзацу подчеркивает, что вооруженные силы не будут создаваться именно для решения международных споров, то есть для агрессивных действий. Но про создание армии для защиты страны в случае нападения извне там ничего не сказано. Именно благодаря этим двум поправкам начался период интерпретации и споров относительно Статьи 9.

Однако эти поправки действительно выглядели как формальность, созданная для того, чтобы придать более яркий окрас документу. Понимали ли американцы истинное значение поправок? Да, безусловно. Возможно, Мак-Артур со своим вариантом отказа от вооруженных сил даже для самообороны страны поторопился, и в его мемуарах есть доля правды. Американцы понимали, что настаивание на полном разоружении может затянуть подписание Конституции на неопределенный срок. А подобные поправки были умным вариантом решения проблемы: японцы гарантировали, что не будут использовать вооруженные силы для военных действий на территории других государств, при этом, неформально оставляя за собой право на создание сил самообороны. В итоге, новая Конституция, наконец, вступила в силу 3 мая 1947 года. Однако значило ли все это, что американцы рассматривают Японию как потенциального партнера и готовы идти им навстречу? Нет. В это время в Китае шла гражданская война между армиями Китайской республики и китайскими коммунистами. Республиканцев поддерживали американские силы, и как раз в 1947 году коммунисты начали склонять чашу весов в свою сторону. Поэтому американцам нужно было быстро разобраться с демократизацией Японии, чтобы перевести основное внимание на проигрывавших китайских республиканцев.

У американцев были особые планы касательно коллективной безопасности Европы и всего мира. В начале 1942 года президент США Франклин Рузвельт предложил план «Четырех Полицейских» —Kimball, Warren F. The Juggler: Franklin Roosevelt as Wartime Statesman. - Princeton University Press. – P. 85.. План подразумевал объединение 4 государств – США, Великобритании, СССР и гоминьданского Китая – для обеспечения безопасности и защиты стран мира от разного рода агрессоров. Самым значимым препятствием для воплощения этого плана был СССР. После окончания войны, находясь в разрухе, Советский Союз конечно согласился на подобный план, но американцы подозревали, что коммунистическая страна вряд ли уживется с тремя демократическими. Но, обладая плацдармом в Восточной Азии в виде Китая, а также Японией в качестве оккупированной страны, правительство США считало, что СССР вряд ли будет пускаться в авантюры. И план был безусловно хорош. Однако в 1949 году китайские коммунисты одержали победу в войне, таким образом эффективно лишая американцев плацдарма в Восточной Азии. А 25 июня 1950 года началась Корейская война, в которой коммунистический Китай, финансируемый СССР выступил в поддержку Северной Кореи. Конечно, официально Китай не имел никакого отношения к войне, а в боях участвовали так называемые «китайские народные добровольцы». Но факт остается фактом – в Восточной Азии произошел вооруженный конфликт между странами демократического и коммунистического блоков. И в США быстро поняли, что они теряют преимущество. Начало Корейской войны принято в некоторых источниках относить к началу Холодной Войны. И хотя по этому вопросу до сих пор нет единого мнения, Корейскую войну однозначно можно считать поворотным моментом в истории отношений США и Японии. Американцам срочно нужен был новый плацдарм в Восточной Азии, взамен утраченного Китая, и их взор устремился на страну, которая еще недавно считалась агрессором и преступником. Уже 8 июля Мак-Артур направил премьер-министру Ёсида письмо с требованием создать 75-тысячный Национальный Полицейский Резерв. Именно в этот момент генерал и начал говорить о том, что никогда не хотел лишать Японию возможности самообороны. Резерв был создан для обеспечения безопасности при переброски американских войск на территорию Кореи. В связи с этим в армии были восстановлены в звании некоторые младшие офицеры и полковники бывшей имперской армии для обеспечения командования новыми силами. Полковник армии США Фрэнк Ковальски в своих мемуарах уже описывал этот резерв как «прикрытие для создания новой японской армии» —Kowalski, F.  The Rearmament of Japan. – Tokyo: Shimui  Press, 1969. – P. 78.. Тем не менее, в марте 1952 года премьер-министр Ёсида заявил, что создание военного потенциала даже в целях самообороны влечет за собой перевооружение армии, и что это может привести к необходимости внесения поправок в Конституцию —増原惠吉. «日本の防衛». –東京, 1961. – Масухара Кэйкити, «Оборона Японии», С. 57.. В апреле того же года Национальный Полицейский Резерв был переименован в Национальные Силы Обороны Японии. Со стороны оппозиционеров начались критика и обвинения в неконституционности данных сил. Однако и тут была маленькая юридическая лазейка. Второй Параграф Статьи 9 говорит о том, что Конституция запрещает создание военного потенциала как для нападения, так и для самозащиты. Лазейка заключается в определении того, что есть «военный потенциал». Военный потенциал – это наличие у вооруженных сил оборудования и возможности использовать современные методы ведения боевых действий — Auer, James E. Op.cit. P. 177.. Новопровозглашенные Силы Обороны обладали лишь морскими и сухопутными силами для обеспечения безопасности, и военного потенциала у них не было, так как они не могли использовать современные методы ведения боевых действий.

8 сентября 1951 года был подписан Сан-Францисский Мирный Договор, завершивший оккупацию Японии.  Таким образом было положено начало различных интерпретаций Статьи 9. Здесь важно отметить следующее: Япония из побежденной и опозоренной страны начала превращаться в полноценного союзника Соединенных Штатов в Восточной Азии. И перед Японией встала сложная проблема. По Конституции, страна не имела права обладать собственной армией, по крайней мере для ведения полномасштабных боевых действий. С другой стороны, Япония встала на путь восстановления экономики и превращения в одну из ведущих держав. Хотя до статуса «мощной державы» ей было еще далеко, но именно такая цель в итоге встала перед японским правительством. Возникает логичный вопрос: как мощная держава может существовать без собственной, боеспособной армии? Американцы, создавая Конституцию 1947 года, просчитались и не учли возможности превращения Японии в своего союзника. И Статья 9 устарела в момент, когда американцы потребовали создания Национального Полицейского Резерва. Но менять Конституцию уже было поздно. Однако, американцы не препятствовали попыткам японского правительства обойти Статью 9 и нарастить военную мощь. Разумеется, публично японская сторона, в частности премьер-министр Ёсида, заявляли, что никакого перевооружения и наращивания военного потенциала не будет —Auer, James E. Op.cit. P. 178.. Но речь, конечно, шла о наступательном характере потенциала. 27 сентября 1953 года премьер-министр Ёсида заявил, что в связи с международной обстановкой в мире (говоря о Корее и Китае), Япония будет наращивать оборонную мощь. Было добавлено, что в связи с этим количество американских военных на территории страны уменьшится —Ibidem.. Это был умный политический ход. Япония одновременно обошла Статью 9 и получила поддержку народа, поселив в их умах мысль о том, что Япония становится самостоятельной страной, постепенно избавляясь от присутствия американских войск на своей территории. Позже было заявлено, что, в случае нападения на Японию с помощью управляемых ракет и неимения возможности защитить себя иными способами, контрудар по базам противника будет относиться к самообороне —Масухара, . Цит. соч. –P. 59.

19 января 1960 года был подписан Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, являясь обновленной версией Сан-Францисского Мирного Договора. Теперь США и Япония становились относительно равноправными партнерами. США обладали практически неограниченными правами по эксплуатации своих баз на территории Японии¸ предоставляли «ядерный зонт» Японии. В случае нападения противника обе стороны должны были координировать свои действия друг с другом. Статья 5 Договора гласила о том, что американская сторона может использовать свои базы на территории Японии для защиты страны. Статья 6 гарантировала американцам права на использование баз в качестве инструментов для поддержания мира на территории Дальнего Востока.

В 1960-х и 1970-х часто поднимался вопрос о том, что Силы Самообороны Японии не могут быть эффективными без внесения изменений в Статью 9 или без изменения Договора о безопасности, чтобы Япония могла действовать и на территории других стран, как и все полноправные союзники США. В июне 1965 года премьер-министр Икэда заявил, что Силы Самообороны не должны измеряться цифрами и концепциями, а их боеспособность должна зависеть от внутриполитической ситуации, обстановкой на международной арене и технического прогресса —Auer, James E. Op.cit. P. 179.. Заявление было довольно неосторожным, так как фактически Икэда сказал, что Япония будет наращивать безграничный военный потенциал. Подобное заявление говорит о том, что японская сторона рассматривала Договор о безопасности как способ развязать себе руки в отношении наращивания военного потенциала. И после подписания данного Договора начался период полного обоюдного военного сотрудничества между США и Японией.

История становления военного союза говорит о том, что этот союз был заключен из-за непредвиденных обстоятельств, поставивших под сомнение правильность политики США по отношению к Японии в первые несколько лет после войны. И благодаря этому союзу Япония получила возможность превратиться в мощную державу, способную оказаться полноправным участником событий на международной политической арене. Однако этот же союз поставил под сомнение целесообразность Статьи 9, так как ее наличие существенно ограничивает роль Японии в данном союзе. Поэтому после подписания Договора начался долгий период попыток интерпретировать или даже обойти Конституцию.

Глава 2: Ключевые этапы развития японо-американского военного союза во второй половинеXX и началеXXI веков

2.1. История подписания Договора о безопасности и возникшие в связи с этим проблемы (первый этап военного союза)

Чтобы оценивать перспективы военного союза между Соединенными Штатами и Японией, нужно проанализировать, при каких обстоятельствах он возник и какие изменения он претерпевал в период между второй половинойXX века и началомXXI века. Целью данной главы является анализ ключевых событий в истории японо-американского военного союза, которые позволят установить, какие изменения в нем произошли на протяжении последних 50 лет.

Вторая половинаXX века стала для Японии новой эрой. Во-первых, это так называемое «экономическое чудо», начавшееся в 1950-х годах и позволившее стране подняться на лидирующие позиции в рейтинге экономически развитых стран. И во-вторых, это подписание Договора о безопасности, по которому Япония становилась военным союзником США. И здесь уже возникает противоречие: как страна, Конституция которой запрещает ей иметь армию, способную вести наступательные боевые действия в современных условиях, может становиться военным союзником? Разумеется, по Договору Япония не могла защищать интересы США вооруженным путем за пределами принадлежащих ей территорий. Но уже тогда оппозиционные силы левых партий, и даже некоторые члены правящей партии, а также граждане страны, понимали, чем может грозить такой договор: становясь полноправным партнером и военным союзником Соединенных Штатов, Япония рисковала стать мишенью для СССР и Китая в случае начала войны между коммунистическим и демократическим блоками стран. Правительство Японии явно намеревалось предпринять шаги к внесению поправок в Конституцию касательно Статьи 9, хотя публично об этом, разумеется, не говорилось. Однако подписание Договора в итоге привело к самым массовым протестам в послевоенной Японии, и руководству страны пришлось отложить в долгий ящик идеологические вопросы. Но, тем не менее, для антимилитаризма Японии 1960 год стал поворотным моментом —Yasuhiro Izumikawa. Explaining Japanese Antimilitarism: Normative and Realist Constraints on Japan`s Security Policy // International Security, vol. 35, № 2. - The MIT Press, 2010. – P. 134..

Однако стоит отметить, что пересмотр Сан-Францисского Мирного Договора в целом принимался публикой положительно. Все было потому, что до ноября 1959 года, когда Договор вынесли на обсуждение, никто толком не знал, что там будет прописано. Японцев беспокоили неравные условия Договора 1951 года. Американцы имели полное права вмешиваться, если на территории Японии происходят беспорядки и восстания, и в то же время не собирались защищать Японию в случае нападения извне. Согласно социологическому опросу газеты «Юмиури» в октябре 1959 года, 46 процентов опрошенных выступали за изменение Договора, в то время как против изменения проголосовало всего 12 процентов —Ibidem.. Поэтому в это время левые партии не могли выиграть поддержку у народа, даже несмотря на запуск кампании «Народный Совет по Предотвращению Пересмотра Договора о Безопасности» в марте 1959 года —Ibid.P. 134-135.. Вдобавок к этому, во время выборов в Верхнюю Палату в июне 1959 года победила Либерально-Демократическая Партия, одним из основных пунктов повестки дня которой был вопрос о внесении поправок в Сан-Францисский договор. В результате чего премьер-министр Киси сообщил послу США в Японии и генералу Мак-Артуру, что победа партии – это зеленый свет на пересмотр Договора —東條紀. «冷戦と日米安保体制» . –比較社会文化, 2003. – Хидеки Кан, Холодная Война и Американо-Японская Система Безопасности. -  С. 77..

Однако произошли два события, заставившие публику пересмотреть свое отношение к новому Договору. Первое – это удачная попытка пацифистов обратить внимание на пункт Договора, касающегося Дальнего Востока. Пункт гласил о том, что США получает возможность использования своих военных на территории Японии с целью поддержания стабильности и безопасности на Дальнем Востоке. Публика боялась, что этот пункт вовлечет страну в военные конфликты, и требовали разъяснения властей касательно этого пункта. 10 ноября 1959 года, министр иностранных дел Аитиро Фудзияма ответил, что в регион Дальнего Востока, где будет обеспечиваться безопасность, будут включены регионы Китая и Сибири —Yasuhiro Izumikawa. Op.cit. P. 135.. Таким образом, социалисты интерпретировали это пояснение как разрешение войскам США атаковать СССР и Китай в случае некой «дестабилизации». А 10 февраля 1960 года уже сам премьер-министр Киси заявил, что будут также включены острова Цзиньмэнь и Мацзу в Тайванском проливе, которые стали предметом конфликта между Соединенными Штатами и Китаем в 1954 и 1958 годах, чуть не закончившиеся вооруженным столкновением. Тактика социалистов сработала, и публика уже не была настроена столь оптимистично относительно пересмотра Договора. Согласно социологическому опросу газеты Асахи в январе 1960 года, 38 процентов опрошенных выразили мнение, что пересмотр Договора может вовлечь Японию в войну, в то время как лишь 27 процентов считало, что негативных последствий не будет —日新聞,世論四十年のながれ. –東京:朝日新聞, 1986. – Газета «Асахи», Общественное мнение на протяжении 40 лет. - С. 112..

Второе событие, подстегнувшее панику населения, произошло в начале мая 1960 года, когда над территорий Советского Союза был сбит американский разведывательный самолет U-2, пилотируемый Гэри Фрэнсисом Пауэрсом. Это событие стало прекрасной возможностью для оппозиционных сил склонить общественное мнение в свою пользу еще больше. Они заявили, что такие разведывательные самолеты находились на базе Ацуги в префектуре Канагава, и что американские войска не проинформировали японское правительство об их наличии. Оппозиционеры также поддержали свой аргумент 14 мая 1960 во время обсуждения Договора в парламенте, куда они вызвали Харухико Ниси, бывшего дипломата министерства иностранных дел. Он открыто заявил о том, что не поддерживает подписание нового Договора. Он также обвинил премьер-министра Киси в недальновидности, так как тот не учитывал опасность вовлечения Японии в войну в случае подписания договора, если между США и коммунистическим блоком возникнет вооруженный конфликт. После этого Киси окончательно утвердил интерпретацию Статьи 9, заявив, что, согласно ей, у Японии есть право на коллективную самооборону, но нет возможности этим правом воспользоваться. Таким образом, премьер-министр хотел подавить панику населения в связи с подписанием нового Договора о безопасности.

Однако Киси был серьезно настроен заключить новый Договор, поэтому 19 мая он решил «ускорить» его ратификацию, приказав полиции не пускать оппозиционные силы в Парламент, которые надеялись отложить ратификацию. Подобные действия вызвали массовые протесты, и Киси, чувствуя, что теряет контроль над ситуацией, приказал Силам Самообороны разогнать митингующих. Разумеется, подобный ход не мог обеспечить народную поддержку в ратификации Договора, и разгневанные граждане Японии устроили самый массовый протест в истории страны. По подсчет