Информационные технологии в жизни россиян



ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет экономических наук

Кирилина Надежда Андреевна

Информационные технологии в жизни россиян

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки Экономика

образовательная программа «Экономика и статистика»

Рецензент

к.э.н., доцент

Грачева С.С.

Научный руководитель

к. э. н., доцент

Звездина Н.В

Москва 2016

Оглавление

Введение

Актуальность темы исследования.Современная интеллектуально-информационная революция оказала большее влияние на все сферы общественной жизни, по сравнению с достижениями социального прогресса и технической революцией прошлого. Она сопровождалась глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации.

Американский учёный Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» —Тоффлер Э. Третья волна. – М.: ЭКОС, 2001. – С. 265. пишет о трёх этапах, характеризующих влияние развития информационных технологий на социальные процессы общества. С помощью «трёх волн» автор описывает воздействие информативизации на понимание информации человеком и закономерные сдвиги общественного поведения.

В традиционном обществе «первой волны» число информационно насыщенных сообщений было крайне низкое. Массовая коммуникация, как средство «второй волны» стала новым способом социализации. Энергия средств массовой коммуникации текла по региональным, этническим, племенным каналам, стандартизируя образы, бытующие в обществе. Главное отличие «третьей волны» в том, что она не только характеризуется высокой скоростью внедрения инноваций, но и трансформирует базовую организацию информации. Вследствие этого, человек теряет возможность обновлять эту имиджевую базу данных адекватно времени.

При анализе общественных последствий информатизации необходимо обращать внимание на существование закономерностей, которые характеризуют алгоритм трансформации данных явлений.  К становлению новой идеологии общественного поведения приводит изменение существующей системы ценностей, которая претерпевает изменения под воздействием информатизации. Новая идеология проявляется в изменении общественного образа жизни, трансформации материальных, временных и трудовых ресурсов каждого человека и переходе к новым видам культурного, трудового и потребительского поведения. Информатизация и переход к информационному обществу характеризуются масштабностью изменений в поведении людей и их жизнедеятельности. Изменяется привычная на тот момент система ценностей, характер восприятия нравственных и культурных ценностей. Образ, качество и ритм жизни также претерпевают значительные изменения.

Данная проблематика играет огромную роль в жизни России, так как она обусловлена не только потребностью обеспечения высокого уровня жизни населения и поддержания престижа страны в мировом сообществе, но и необходимостью решения задачи модернизации и развития инновационной экономики, поставленной правительством. Инновационная экономика неразделима с информационным развитием личности. Одно невозможно без другого.

В течение последних лет цифровые принципы обработки и предоставления информации постоянно использовались. Они способствовали внедрению компьютерных, фото- и видеотехнологий и открытого перехода с одного информационного устройства или услуги на другие. Именно это привело к такому масштабному распространению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сделало их незаменимыми помощниками не только в бизнесе и производстве, но и в повседневной жизни общества. Уже сейчас мы видим, как существенно трансформирует использование ИКТ образ жизни населения.

Современная ситуация ставит задачу анализа населения страны с двух сторон: с одной стороны, как пользователя устройствами, услугами и возможностями, которые предоставляются ИКТ, с другой – как субъекта, постоянно адаптирующегося к изменяющимся условиям.

В настоящее время использование ИКТ приобретает ключевое значение. Модернизация экономики и общества на основе разработки и повсеместного внедрения информационных технологий – центральная задача как социального, так и экономического развития России. Информационно-коммуникационные технологии подтвердили свою эффективность, с каждым годом их популярность среди россиян всё выше. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» —Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество

(2011-2020 годы) [http://www.zakonprost.ru/content/base/part/734787] проблема развития ИКТ непосредственно связана с основными вопросами повышения уровня жизни населения и развития общества в целом. В документе отмечается, что цели государственной политики в области развития ИКТ – это создание и развитие информационного общества; развитие экономической, социальной, политической, культурной сфер жизни общества; повышение качества жизни граждан.

Масштабность влияния информатизации на повседневную жизнь требует изыскания способов и направлений для специальной подготовки людей для быстрейшей их адаптации к новым условиям жизнедеятельности. В новых реалиях, в частности, в условиях новой цифровой информационной среды, уже совершенно недостаточным оказывается теоретический, умозрительный анализ влияния информатизации на повседневную жизнь людей, в первую очередь, на изменение их ценностных ориентиров и образа жизни. В настоящее время особое значение приобретают специальные обследования и опросы населения, направленные на выявление конкретной ситуации, достигнутого прогресса и имеющихся недостатков в деле подготовки населения к жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Целью исследования является статистический анализ уровня развития информационных технологий в Российской Федерации.

В соответствии с целью поставлены следующиезадачи:

  • рассмотреть влияние информационных технологий на качество жизни граждан Российской Федерации;
  • проанализировать понятие и сущность информационных технологий как объект статистического анализа;
  • рассмотреть степень изученности сферы информационно-коммуникационных технологий;
  • изучить основные источники информации об уровне информационных технологий в России и мире;
  • исследовать факторы, влияющие на число доменных имён .RU в Российской Федерации;
  • провести кластерный анализ субъектов Российской Федерации по уровню развития ИКТ;
  • проанализировать и спрогнозировать временной ряд числа доменных имён .RU по Российской Федерации.

Объектомисследования является уровень развития информационных технологий в Российской Федерации.

Предмет исследования – показатели, характеризующие уровень развития информационных технологий в Российской Федерации.

Научная новизнаработы  заключается  в том, что  впервые в отечественной статистике проведён анализ доменных имён .RU и факторов, влияющих на плотность доменных имён в субъектах Российской Федерации.

Информационная база – публикации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) —Минкомсвязи России [www.minsvyaz.ru/], Федеральной службы государственной статистики —Федеральная служба государственной статистики [http://www.gks.ru/], Евростата —Евростат [ec.europa.eu/eurostat] и другие открытые официальные интернет источники.

Теоретическая база – труды российских и зарубежных авторов, посвященные проблемам информационной развитости российского общества.

Работа состоит из трех глав. В рамках первой главы рассматриваются основные показатели и термины, использующиеся при анализе сферы информационно-коммуникационных технологий, проводится обзор основных источников информации об уровне информационных технологий и работ, целью которых стоит исследование ИКТ-технологий. Во второй главе представлена текущая ситуация в сфере ИКТ в России, проводится анализ рынка национальных доменных имён, рассматривается распространённость Интернета в России. Третья глава посвящена непосредственно статистическому анализу межрегиональных показателей ИКТ. В конце работы приводятся список литературы и приложение, в котором расположены таблицы, не вошедшие в основную часть.

Глава 1. Информационные технологии как объект статистическогоанализа
  1. Информационные технологии: понятие и сущность

Прежде чем представить информационные технологии как объект статистического анализа, необходимо выявить сущность этого понятия, описать показатели, характеризующие объект исследования. Именно этому и посвящен данный раздел. Обратимся к понятию «технология». Под технологией в широком смысле понимают науку о законах производства материальных благ. Отталкиваясь от данного определения, в технологии выделяют следующие аспекты:

  • принципы производства (идеологию);
  • орудия труда, например, машины, станки и агрегаты;
  • специализированные кадры.

Вышеперечисленные аспекты составляют информационную, инструментальную и социальную составляющую.

Информационная составляющая подразумевает описание методов, принципов и идеологии производства; инструментальная – включает в себя орудия труда, благодаря которым реализуется производство; под социальной составляющей понимаются кадры, владеющие профессиональными данными, их организация и управление. В узком смысле под технологией понимают совокупность методов и приёмов, которые определяют алгоритм действий для реализации производственного процесса.

Таким образом, технология определяется как совокупность приёмов изготовления, обработки, изменения свойств, состояния, формы материала, сырья или полуфабриката в процессе производства, к примеру технология строительных работ или химическая технология и т.д.

Если рассматривать информацию как материал, над которой проводятся определенные действия, изменяющие её свойства и характеристики, то мы приходим к определению понятия «информационные технологии».

Информационная технология (ИТ) — совокупность способов, приёмов и методов получения, представления, обработки информации, направленных на изменение ее свойств, формы, состояния, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Выделим основные цели материального производства и информационных технологий благодаря сопоставлению их технологий.

Целью технологии материального производства является выпуск продукции, удовлетворяющей потребности и запросы людей, общества или системы. Цель информационной технологии – производство информации для её анализа и интерпретации человеком для последующего принятия решения.

Информационный продукт – это документированная информация, которая представлена в форме товара и подготовлена в соответствии с потребностями пользователей. Примерами информационных продуктов являются базы данных, программы, софты и другая информация. ИКТ способствуют переходу от рутинных и требующих много времени приёмов к промышленным средствам работы и обработки информации. Информационные технологии обеспечивают эффективное, оптимизированное и рациональное использование информации.  Реализация информационных технологий невозможна без применения компьютерных средств и оргтехники. Поэтому в настоящее время в понятие «информационные технологии» вкладывается следующий смысл. Информационная технология — совокупность приёмов и методов, программно-технологических и производственных средств, цепочка из которых обеспечивает сбор, обработку, хранение, вывод и распространение информации.

Таким образом, под информационной технологией понимают системно-организованную последовательность операций, проводимых над информацией с использованием методов и средств автоматизации.

Информационное общество (ИО) - это концепция постиндустриального общества, в котором информация и знания являются главной продукцией производства —Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./ Под ред.

В.Л.Иноземцева.М.:Academia, 1999.с. 39

.

В работе «Информационно-коммуникационные технологии и общество» —Вершинская О.Н.. «Информационно-коммуникационные технологии и общество». М.,

Наука, 2007, с. 9

приводится более полное определение. Авторы характеризуют информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, которая характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возникновением глобального информационного пространства, возрастанием доли ИТ-товаров и услуг в ВВП.

Можно выделить следующие отличительные черты информационного общества:

  • значительный рост в ВВП доли наукоёмких отраслей экономики, связанных внедрением ИКТ и других продуктов интеллектуальной деятельности;
  • научные знания – реальный фактор производства;
  • ускорение научно-технического прогресса;
  • участие существенной части трудоспособного населения в производственной деятельности, которая связана с созданием и внедрением ИКТ;
  • большой спектр возможностей граждан по поиску, хранению и проиводству информации;
  • высокое качество жизни человека и общества.

Авторы «Концепции движения Москвы к информационному обществу» —«Концепция движения Москвы к информационному обществу» [http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/d06f60d790a21cc2c32569ab004a970c] выделяют понятие «информационное общество» через следующие процессы:

  • знания и информация становятся значительным ресурсом и движущей силой технологического, социально-экономического и культурного развития общества;
  • формируется рынок знаний и информации как реального фактора производства;
  • стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих сбор, поиск и передачу информации;
  • развитая информационно-коммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее конкурентоспособность региона;
  • внедрение ИКТ во всех сферах деятельности существенно изменяет модели труда, общественной жизни, образования и отдыха.

Фрэнк Уэбстер в своей работе «Теории информационного общества» —Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., Аспект-Пресс, 2004. 400 с исследовал существующие подходы к теории информационного общества и выделил следующие определения понятия «информационное общество», связав их с параметрами идентификации новизны:

1.Технологическое. Элвин Тоффлер описал данный подход в следующей метафоре. Три волны технологических модернизаций формируют мир. Эти волны нельзя остановить. Сельскохозяйственная революция была первой волной, промышленная – второй. Новая волна надвигается на общество – волна информационной революции.

2.Экономическое. В данной модели Тоффлера можно говорить об информационном обществе, если в экономической сфере ИКТ-активность преобладает над сельскохозяйственной и промышленной деятельностью.

3.Связанное со сферой занятости. Согласно данному подходу описывается структура занятости населения. Предполагается, что в информационном обществе большинство занятых работает в информационной сфере. Таким образом, происходит замещение физического труда интеллектуальным при уменьшении занятости в сфере производства и увеличении в сфере услуг.

4.Пространственное. В данной концепции на первый план выходят информационные сети. Информационные сети связывают различные места, оказывают глубокое воздействие на организацию времени и пространства.

5.Культурное. Широкое распространение газет, радио и телевидения и простота доступа к любой медиасреде подтверждают тот факт, что наше общество является медианагруженным. Современная культура является гораздо более информативной, чем любая предшествующая. Взрывной рост медианагруженности привёл многих исследователей к выводу, что мы вошли в информационное общество.

Таким образом, процесс и уровень включенности человека в формирующееся информационное общество оказывает существенное влияние на качество жизни населения.

1.2. Основные источники информации об уровне информационных технологий в России и мире

Основными источниками информации об уровне информационных технологий в России и мире выступают общемировые индексы и отечественные организации, в сферу деятельности которых входит анализ данных официальной статистики.

К общемировым индексам в первую очередь следует отнести:

  • Глобальныйиндексинноваций (The Global Innovation Index);
  • Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index - NRI);
  • Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index).
  • Отечественными источниками информации об уровне информационных технологий в России и мире являются:
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России);
  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Статистические сборники Высшей школы экономики (ВШЭ).

Охарактеризуем каждый из указанных индексов и источников.

Глобальныйиндексинноваций (The Global Innovation Index) —Глобальный индекс инноваций (TheGlobalInnovationIndex) [http://www.globalinnovationindex.org]

Глобальный индекс инноваций (TheGlobalInnovationIndex) представляет собой глобальное исследование и составленный на его основе рейтинг стран мира по показателю уровня инновационного развития. Глобальный индекс рассчитывается Корнуольским университетом по методике международной бизнес-школы INSEAD. Составляется с 2007 года.

Глобальный индекс инноваций составлен из более 80 различных показателей, характеризующих инновационное развитие стран мира, уровни экономического развития которых различаются. Авторы исследования убеждены, что успешность экономики связана с наличием инновационного потенциала и условий для его реализации. Поэтому Индекс является суммой оценок двух групп показателей. К первым относятся ресурсы и условия для проведения инноваций, ко вторым – результаты осуществления инноваций. Для их расчета используются в общей сложности 84 переменных. В группу потребления инноваций входят показатели, характеризующие исследования и человеческий капитал; развитие внутреннего рынка; институты; развитие бизнеса; инфраструктуру. В группу экспорта инноваций входят переменные, характеризующие развитие технологий и результаты экономики знаний.

Глобальный индекс инноваций иллюстрирует соотношение эффекта и затрат. Именно благодаря двустороннему взгляду на проблему, данное исследование представляет собой самый полный комплекс показателей инновационного развития страны и общества.

Таблица

Рейтинг стран мира по Глобальному индексу инноваций, 2015 г.

Рейтинг

Страна

Индекс

1

Швейцария

68.30

2

Соединенное Королевство

62.42

3

Швеция

62.40

4

Нидерланды

61.58

5

Соединенные Штаты Америки

60.10

6

Финляндия

59.97

7

Сингапур

59.36

8

Ирландия

59.13

9

Люксембург

59.02

10

Дания

57.70

48

Россия

39.32

В 2013 году Россия занимала 62-е место в данном рейтинге, а в 2012 году – 51-е место. Однако отчасти такой спад можно объяснить изменением методики исследования в 2013 году. В 2015 году Россия заняла 48-е место, опередив такие страны, как Беларусь (53-е место), Румыния (54-е место), Сербия (63-е место) и другие. Зато выше, чем Россия, по результатам исследования оказались Польша (46-е место), Греция (45-е место), Черногория (41-е место) и другие страны. Лидерами рейтинга 2015 года стали Швейцария, Великобритания и Швеция, а США и Сингапур оказались на 5-м и 7-м местах соответственно.

Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index - NRI) —Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index - NRI) [http://www.weforum.org/].

Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) — это комплексный показатель, отражающий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в странах мира. Подготовкой индекса занимается Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Европейский институт делового администрирования. Компания Cisco Systems, лидер в области ИКТ, Интернет и сетевых технологий, оказывает финансовое содействие исследованию. Индекс NRI, разработанный в 2001 году, рассчитывается на основе общедоступных баз данных и результатов опроса руководителей компаний.

Авторы исследования убеждены, что существует тесная связь между экономическим благополучием страны и уровнем развития ИКТ, и исходят из положения, что информационные технологии – ключевые факторы в развитии инноваций, стимулировании конкурентоспособности и производительности страны. Положительная корреляция между экономическим развитием и уровнем ИКТ впервые была отмечена в 2001 году на ВЭФ, позже она была зафиксирована в первом Всемирном отчёте по информационным технологиям.

Индекс развитости информационно-коммуника